ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

Национальный психологический журнал-2014- №2(14)- 103 с.

Психология и общество

Донцов А.И., Перелыгина Е.Б., Караваева Л.П. Межкультурные взаимодействия и социальная дистанция. // Национальный психологический журнал. - 2014. - №2(14) - с. 5-12

Активизация межкультурных взаимодействий делает актуальным изучение представлений об оптимальной социальной дистанции и перспективах вхождения в межкультурную профессиональную группу. Формирование социальных представлений и стереотипов кросс-культурной совместимости, эмоциональных предпочтений и поведенческого выбора в значительной степени происходит в вузовской среде. Исследование параметров социальной дистанции в процессе межкультурной коммуникации в студенческих группах различных высших учебных заведений показало, что студенты в подавляющем большинстве позитивно относятся к мультикультурным дружеским связям.

Близкие к этим оценкам студенты продемонстрировали позитивное отношение к перспективе работать в многонациональном коллективе с различной трудовой этикой, установками и ценностями. При этом эмоциональные предпочтения студентов в случае возникновения мультикультурных ситуаций в группе уже не столь позитивны, а изучение возможности сокращения социальной дистанции посредством межнациональных брачно-семейных отношений продемонстрировало тенденцию к негативной мультикультурной терпимости.

Исследование кросс-культурных предпочтений студенческой молодежи в различных городах нашей страны показывает перспективность диалогических форм в интерпретации групповой совместимости и потенциал обусловливания мультикультурных структур взаимопонимания и взаимопринятия смысловым наполнением социальных представлений и определения ин-групповых привилегий. Развитие кросс-культурной когнитивной системы с включением постнеклассического дискурса, субъективного опыта взаимодействия в мультикультурной среде дает возможность выбора коммуникативных и поведенческих стратегий. Развитие теорий лингвистического детерминизма обосновывает связь языка и мировоззрения, картины мира и лингвистической особенности его восприятия, включение в мировосприятие национальной значимости явлений культуры. Преодоление социально-коммуникативных барьеров, реализация объективной потребности в межкультурном диалоге создает условия для оптимизации принятия Другого, рационализации социокультурных особенностей и уровня их приемлемости, совершенствования алгоритма кросс-культурных взаимодействий.

Поступила: 27.03.2014
Принята к публикации: 20.05.2014
Страницы: 5-12
DOI: 10.11621/npj.2014.0201
Ключевые слова: межкультурное взаимодействие; совместимость; национальная идентичность; кросс-культурные предпочтения; кросс-культурная компетентность; социальная дистанция;
Автор(ы): Донцов А.И.; Перелыгина Е.Б.; Караваева Л.П.;

Стефаненко Т.Г. Улыбка и высококонтекстность традиционной русской культуры. // Национальный психологический журнал. - 2014. - №2(14) - с. 13-18

Русская культура характеризуется высокой степенью включения контекста при обмене информацией. Высоконтекстность русской культуры проявляется в особой значимости невербального поведения, в большой выразительности мимики. И, в то же время, как в обыденном сознании, так и в трудах культурологов и лингвистов подчеркивается неулыбчивость русского человека.

В статье предпринята попытка показать, что высококонтекстность русской культуры XIX века отражалась, в том числе, и в значимости улыбки. Для доказательства этого предположения был проведен контент-анализ романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Результаты исследования продемонстрировали, что Толстой отразил в романе широкую распространенность улыбки как элемента невербального поведения русского человека (встречается более 550 слов с корнем «улыб», улыбаются более 80 персонажей романа – от главных до безымянных, от аристократов до крестьян). Великий русский писатель представил также богатство языковых средств для описания улыбок, часто одновременно отражающих несколько эмоций. Важнейшей для Толстого является коммуникативная функция улыбки, поскольку в процессе общения его герои, прежде всего, стремятся передать то, что они чувствуют, а не просто обменяться информацией. Улыбки и сопровождают речь, и выступают самостоятельным элементом коммуникации. Они сопутствуют самым значимым ситуациям в жизни персонажей – рождению, венчанию и даже смерти.

Нам представляется, что неулыбчивость и даже негативное отношение современных русских к улыбкам есть особенность не традиционной русской, а советской и постсоветской культур. Вместе с цивилизационными сломами XX века происходили и трансформации правил невербального выражения эмоций: за годы советской власти улыбки ушли и от них постепенно отвыкли. В статье выражается надежда на их возвращение в русскую (российскую) культуру.

Поступила: 20.11.2014
Принята к публикации: 28.11.2014
Страницы: 13-18
DOI: 10.11621/npj.2014.01/0202
Ключевые слова: высококонтекстная культура; невербальное поведение; правила выражения эмоций; «русская улыбка»;
Автор(ы): Стефаненко Т.Г.;

Емелин В.А. Утрата приватности: идентичность в условиях технологического контроля. // Национальный психологический журнал. - 2014. - №2(14) - с. 19-26.

В статье обсуждаются последствия вхождения в повседневную жизнь человека информационных технологий, связанные с размыванием границ его идентичности. В отношении таких технологий обнаруживается феномен, имеющий важное значение для структуры и динамики идентичности: взаимопроникновение двух систем контроля. С одной стороны, технологии дают человеку новые формы контроля над миром, но при этом он сам становится контролируемым с помощью тех же технологических расширений. Приобретая ряд жизненных удобств, технологически расширенный человек теряет свою приватность, технологии становятся средствами тотального контроля. Блага, которые дают технологические расширения, имеют обратную сторону. Увеличение возможностей доступа к информации приводит к росту доступности человека использующего интернет, смартфон или банковскую карту. Любая информация, размещенная в сети может оказаться у третьих лиц без ведома пользователя. Деприватизация личности приводит к росту уровня тревоги, возникновению ощущения управляемости и чувства незащищенности. На повестке дня стоит проблема этических и психологических последствий электронного мониторинга, оцифровки личности, чипизации человека посредством нательных имплантатов. Обсуждаются опасности изменений жизни человека незаметными, повсеместными и обыденными технологиями контроля. Отмечается, что нарушение границ личности далеко не всегда является результатом деятельности государств, а скорее, – следствием непонимания специфики и возможностей информационных технологий, а также способов их использования человеком. Осознание того, что технологии не являются нейтральными по отношению к пользователю, представляют собой основу для соблюдения элементарной «информационной личной гигиены» и предотвращения нарушений границ идентичности.

Страницы: 19-26
DOI: 10.11621/npj.2014.0203
Ключевые слова: информационные технологии; тотальный контроль; технологические расширения; приватность; информационное общество;
Автор(ы): Емелин В.А.;

Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Психологические модели цифровой компетентности российских подростков и родителей. // Национальный психологический журнал. - 2014. - №2(14) - с. 27-35

Российские популяционные исследования использования Интернета детьми, проведенные в последние годы, показывают, что стремительное овладение им детьми и подростками сопряжено с недостаточной осведомленностью как о рисках и угрозах цифрового мира, так и о возможностях совладания с ними. В работе предлагаются психологические модели цифровой компетентости детей и взрослых, включающие четыре ее компонента: знания, умения, мотивация, ответственность, а так же виды цифровой компетентности: медиакомпетентность, коммуникативная, техническая, потребительская компетентности. Представлены результаты разработки и валидизации методики скрининговой диагностики индекса цифровой компетентности по данным популяционного исследования на репрезентативной выборке российских подростков 12-17 лет (N=1203) и родителей подростков этого возраста (N=1209), проведенного Фондом Развития Интернет и факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова при поддержке Google. Надежность-согласованность шкал знаний, умений и ответственности была достаточной (0,72-0,90) при неоднородности шкалы мотивации. Конфирматорный факторный анализ подтвердил соответствие четырехкомпонентой модели индекса эмпирическим данным. Для проверки критериальной валидности использовались четыре тестовых задания, оценивающие знания и умения респондентов в сферах контента, коммуникации, техносфере и сфере потребления. Общий уровень цифровой компететности составил для родителей 31% от максимально возможного уровня и для подростков – 34%, причем, особенно выражено снижение в сфере мотивации (20% и 20% соответственно), что свидетельствует о необходимости мотивирующих и информирующих образовательных программ в данной области.

Поступила: 12.09.2014
Принята к публикации: 09.10.2014
Страницы: 27-35
DOI: 10.11621/npj.2014.0204
Ключевые слова: цифровая компетентность; цифровое гражданство; индекс цифровой компететности; психодиагностика;
Автор(ы): Солдатова Г. У.; Рассказова Е.И.;


Методология и методы психологии

Мельникова О.Т., Хорошилов Д.А. Современные критериальные системы валидности качественных исследований в психологии. // Национальный психологический журнал. - 2014. - №2(14) - с. 36-48

Анализируются современные наиболее обсуждаемые критериальные системы валидности качественного исследования: реалистическая, конструкционистская, критическая, эстетическая, радикальная. Показывается, что в современной научной ситуации речь идет не просто о введении специфичных для качественных исследований представлений о валидности, но и о концептуальной замене этого традиционного для психологии критерия. В реалистической системе валидность обсуждается с точки зрения аргументированности выдвигаемых интерпретаций. Конструкционистская система взамен критерия валидности вводит критерии достоверности и аутентичности. Критическая критериальная система делает акцент на социальной полезности, критической составляющей анализа, а также его включенности в контекст социальных изменений.

Эстетическая сводит качество анализа к его выразительности, полифоничности, что оборачивается вопросом представленности в исследовании различных смысловых позиций. Радикальная система, следуя логикам как радикального конструкционизма, так и методологического анархизма, отказывается от однозначного стандарта качества исследований. В завершении статьи делается вывод, что так называемые «субъективные» представления исследователя являются не артефактом анализа, но его ключевым инструментом. Проблема валидности – это проблема разведения и критической рефлексии того, как соотносятся позиции автора исследования и его респондентов. Следуя указанной логике рассуждений, авторами статьи предлагается общая модель валидности качественных исследований в психологии, опирающаяся на проведенный анализ разных критериальных систем и личный практический опыт работы с качественными методами.

Общий принцип построения авторской системы валидности – соотношение критериев и различных уровней (или этапов) качественного исследования: планирования, сбора и анализа данных, интерпретации.

Поступила: 28.01.2013
Принята к публикации: 16.03.2013
Страницы: 36-48
DOI: 10.11621/npj.2014.0205
Ключевые слова: валидность качественного исследования; качественная методология; конструкционизм; реализм; фаллибилизм; критическая теория; эстетика;
Автор(ы): Мельникова О.Т. ; Хорошилов Д.А.;

Мельникова О.Т., Кричевец А.Н., Гусев А.Н., Бусыгина Н.П., Хорошилов Д.А., Барский Ф.И. Критерии оценки качественных исследований. // Национальный психологический журнал. - 2014. - №2(14) - с. 49-51

Формулируются критерии оценки научных публикаций и квалификационных работ: дипломов, магистерских и кандидатских диссертаций, выполненных качественными методами. Критерии являются итогом исследовательской работы семинара по качественным методам на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова под руководством А.Н. Кричевца и О.Т. Мельниковой. Подробно описываются этапы и соответствующие им стандарты планирования исследования, формирования целевой и теоретической выборки, сбора и анализа качественных данных, интерпретации и презентации результатов. Особое внимание уделяется таким критериям оценки работы как прозрачность интерпретаций, их документированность, аргументированность, наличие рефлексивной позиции автора в тексте и ее разведение с суждениями и мнениями респондентов. Кроме того, показывается необходимость обоснования выбора того или иного метода анализа (в частности, тематического анализа, метода «обоснованной теории», герменевтической или дескриптивной феноменологии, нарративного и дискурс-анализа), их соответствия целям и задачам исследования, а также адекватности для изучения той или иной предметной сферы. Обсуждаются основные стратегии валидизации, включаемые «внутрь» исследовательского процесса (валидизация респондентами, анализ отклоняющихся случаев, триангуляция и ряд других), этические принципы и правила формирования выборки, диалога с респондентами, работы с их персональными данными. Разработка «стандарта качества» является важным фактором институализации качественных исследований в отечественной психологической науке.

Поступила: 02.12.2014
Принята к публикации: 05.12.2014
Страницы: 49-51
DOI: 10.11621/npj.2014.0206
Ключевые слова: качественные исследования; валидность; критерии валидности; стратегии валидизации;
Автор(ы): Мельникова О.Т. ; Кричевец А.Н.; Гусев А.Н.; Хорошилов Д.А.; Барский Ф.И.; Бусыгина Н.П.;

Стрижова Е.А., Гусев А.Н. Диагностики трудовой мотивации в ситуации решения задач: методология и метод. // Национальный психологический журнал. - 2013. - №2(14) - с. 52-59

В статье представлена новая методология и метод диагностики трудовой мотивации, в основу которых положено понятие мотивационной (проблемной) задачи. Мотивационная задача – это средство для последовательной самооценки человеком актуального поля мотивационных объектов и последующей реконструкции на этой основе его мотивационного пространства. Условия решения мотивационной задачи реализованы в методике Мотивационная карта. Процедура диагностики предполагает множественную визуальную сравнительную оценку испытуемым перечня мотивационных объектов (Ж. Нюттен) в двухмерном графическом пространстве оценочных шкал. Для обозначения геометрической структуры, отражающей взаимосвязи мотивационных объектов, использован термин субъективное мотивационное пространство, опираясь на определение субъективного психологического пространства в современных моделях многомерного шкалирования. Мотивационные объекты и шкалы методики были получены в серии эмпирических исследований. Условиями мотивационной задачи являются: ранжирование мотивационных объектов, определение субъективного центра мотивационного пространства, множественная сравнительная оценка мотивационных объектов, последовательное уточнение оценок мотивационных объектов, корректировка мотивационного пространства с учетом размещения высокоприоритетного мотивационного объекта. Апробация методики была проведена на выборке 206 человек (специалисты финансового сектора) и включала две серии – тест и ретест. Для вычисления показателя конструктной валидности были сопоставлены результаты, полученные с помощью апробируемой методики, с данными, полученными по внешнему критерию – шкалами стандартных методик диагностики трудовой мотивации при помощи регрессионного анализа. Для оценки ретестовой надежности и обоснования внутренней валидности методики был проведен корреляционный анализ факторов координат мотивационных объектов, полученных по результатам основной серии и ретеста. Разработанная процедура позволяет предположить, что получаемые психодиагностические оценки выраженности трудовой мотивации располагаются на интервальной шкале.

Поступила: 14.05.2014
Принята к публикации: 03.06.2014
Страницы: 52-59
DOI: 10.11621/npj.2014.0207
Ключевые слова: методология; мотивационная задача; трудовая мотивация; психодиагностика;
Автор(ы): Стрижова Е. А.; Гусев А.Н.;


Психология личности

Тхостов А.Ш., Рассказова Е.И., Емелин В.А. Психодиагностика субъективного восприятия своих идентификаций: применение модифицированной методики «Кто Я?». // Национальный психологический журнал. - 2014. - №2(14) - с. 60-71

Применение междисциплинарного подхода в исследованиях идентичности требует разработки методов, позволяющих изучать и сопоставить прогностические возможности критериев диагностики идентичности, предлагаемых в русле различных концепций. Цель данной работы – исследование стабильности и соотношения оценок своих идентификаций по разным критериям, а также их связи с субъективным благополучием, копинг-стратегиями и выраженностью психопатологической симптоматики у испытуемых без психических заболеваний. Методика «Кто Я?» М. Куна и Т. МакПартлэнда была дополнена количественной оценкой по шкале Лайкерта того, насколько каждая из идентификаций нравится (эмоциональная оценка), часто актуализируется (значимость), важна испытуемому (психологическая центральность) и признана другими (воспринимаемое социальное признание). На материале двух выборок: студентов- психологов (n1=82) и взрослых испытуемых (n2=50) были продемонстрированы достаточная согласованность оценок своих идентификаций по каждому из критериев, несводимость критериев друг к другу и возможность надежного расчета единого показателя согласованности/рассогласованности в оценках идентификаций. Положительная оценка, центральность и признанность своих идентификаций способствовали более частому выбору активных поведенческих и когнитивных стратегий совладания со стрессом, а дополнительный учет согласованности в оценках приводил к лучшему предсказанию склонности к позитивному переформулированию, обращения к религии и концентрации на эмоциях. Связь значимости идентификаций и депрессивности опосредствовалась их эмоциональной оценкой: частые мысли об идентификациях препятствовали депрессивности только у испытуемых с положительной эмоциональной оценкой идентичности. В целом применение количественной оценки позволяет дополнить качественный анализ идентификаций общими показателями субъективного переживания идентичности.

Поступила: 27.05.2014
Принята к публикации: 18.06.2014
Страницы: 60-71
DOI: 10.11621/npj.2014.0208
Ключевые слова: идентичность; субъективное восприятие идентификаций; значимость; воспринимаемое социальное признание; субъективное благополучие; депрессивность; копинг-стратегии;
Автор(ы): Тхостов А.Ш. ; Рассказова Е.И.; Емелин В.А.;


Психология и медицина

Григорьева И.В., Стефаненко Е.А., Иванова Е.М., Олейчик И.В., Ениколопов С.Н. Влияние копинг-юмора на социальную тревожность при шизофрении. // Национальный психологический журнал. - 2014. - №2(14) - с. 82-89

Социальная тревожность оказывает существенное негативное влияние на повседневную жизнь субъекта, значительно осложняя процесс социальной адаптации. Способность реагировать юмором на стресс считается важным и эффективным навыком совладания. В связи с этим, все более распространенными становятся исследования копинг-стратегий у больных социофобией.

Целью нашего исследования стало изучение влияния использования юмора как копинг-стратегии на различные проявления социальной тревожности, а также связанные с ней переживания чувства вины и стыда у человека в норме и при шизофрении. В исследовании приняли участие 34 больных шизофренией и 102 психически здоровых испытуемых в возрасте 18-35 лет, мужчины и женщины.

Использовались опросниковые методы исследования: шкала совладания с помощью юмора, шкала социальной тревожности Либовица, шкала страха негативной оценки, опросник социальной тревоги и социофобии, опросник стыда и вины. Результаты сравнения средних показали, что больные шизофренией в меньшей степени склонны использовать юмор как стратегию совладания, чем здоровые люди. С помощью метода One-way ANOVA было выявлено, что юмор как копинг- стратегия эффективен в отношении ряда компонентов социальной тревожности. Использование метода Two-way ANOVA позволило показать, что юмор как копинг-стратегия способствует совладанию с чувствами вины и стыда при низком уровне социальной тревожности, но может быть неэффективным и даже иметь негативное влияние при высоком ее уровне. При низком уровне социальной тревожности у мужчин в норме юмор способствует преодолению стремления к избеганию при чувстве стыда, а при шизофрении – снижает стремление к компенсации ущерба при чувстве вины. Полученные результаты свидетельствуют о неоднородности влияния копинг-юмора на социальную тревожность, вину и стыд и могут быть использованы в целях диагностики и построения психокоррекционных программ.

Поступила: 12.10.2014
Принята к публикации: 23.10.2014
Страницы: 82-89
DOI: 10.11621/npj.2014.0210
Ключевые слова: социальная тревожность; социальная фобия; юмор как копинг-стратегия; вина; стыд; шизофрения;
Автор(ы): Григорьева И.В.; Стефаненко Е.А.; Иванова Е.М.; Олейчик И.В.; Ениколопов С.Н. ;

Сирота Н.А., Московченко Д.В. Психодиагностика базисных убеждений о болезни (Результаты апробации русскоязычной версии опросника когнитивных представлений о болезни). // Национальный психологический журнал. - 2014. - №2(14) - с. 72-81

Работа посвящена апробации русскоязычной версии опросника для диагностики когнитивных представлений о болезни. Основой для данной методики послужили модели репрезентаций болезни, широко разрабатываемые в зарубежной клинической психологии. Методика позволяет измерять базисные конструкты, отражающие процесс когнитивной переоценки стрессора в преодолении негативных последствий болезни. Процедура диагностики предполагает выявление позитивных и негативных факторов оценки влияния болезни на психосоциальную адаптацию. Методика включает в себя следующие шкалы: «Принятие», «Воспринимаемые преимущества» и «Беспомощность». Шкалы «Принятие» и «Воспринимаемые преимущества» отражают способность больного адаптироваться к хроническому заболеванию, изменения в его жизненных приоритетах. Шкала «Беспомощность» указывает на снижение психосоциальной адаптации, фокусировку больного на негативных аспектах заболевания, как неконтролируемого, непредсказуемого и неизменного состояния. Методика включает 18 утверждений, оцениваемых по шкале Лайкерта.

Апробация методики была проведения на выборке женщин с онкологическими заболеваниями репродуктивной системы, общий объем выборки составил 177 больных, средний возраст 54,7±6,9 года.

Процедура разработки русскоязычной версии опросника когнитивных представлений предполагала перевод в соответствии с протоколом ВОЗ, сбор данных для оценки психометрических показателей, оценку распределения пунктов внутренней и внешней валидности. Показано, что русскоязычная версия опросника когнитивных представлений о болезни имеет достаточную внутреннюю согласованность, характеризуется высокой ретестовой надежностью и соответствует англоязычной версии в отношении факторной структуры. Внешняя валидность методики подтверждается значимыми связями когнитивных представлений о болезни с клинико-анамнестическими показателями, локусом контроля болезни, тревогой и депрессией, совладающим поведением.

Поступила: 07.07.2014
Принята к публикации: 20.08.2014
Страницы: 72-81
DOI: 10.11621/npj.2014.0209
Ключевые слова: когнитивные представления о болезни; репрезентация болезни; имплицитные модели болезни; когнитивная оценка болезни; совладающее поведение ; принятие болезни; беспомощность; воспринимаемые преимущества;
Автор(ы): Сирота Н.А.; Московченко Д.В.;


Возрастная и семейная психология

Серых А.Б., Лифинцева А.А. Влияние факторов, связанных с особенностями родителей, на эффективность психотерапии детей и подростков. // Национальный психологический журнал. - 2014. - №2(14) - с. 90-96

Статья представляет собой аналитический обзор результатов зарубежных исследований влияния факторов, связанных с особенностями родителей, на эффективность процесса психотерапии детей и подростков. Всего выделено пять групп факторов эффективности этого процесса: процессуальные факторы; факторы, связанные с ребенком/подростком; факторы, связанные с родителями; факторы, связанные с семьей и факторы, связанные с характеристиками специалиста. К «родительским» факторам, оказывающим позитивное влияние на процесс детской и подростковой психотерапии, относятся: родительская самоэффективность, обусловленная убеждениями отца и матери относительно собственной родительской компетентности; вовлечение родителей в процесс психотерапии, обеспечивающее, в том числе, сотрудничество с детским психотерапевтом/психологом; приверженность родителей к психотерапии, позволяющая адаптивным образом изменять их воспитательные тактики и стратегии; адекватные родительские ожидания, коррелирующие с продолжительностью психотерапии ребенка/подростка. Показано, что прогностически неблагоприятными для процесса психотерапии детей и подростков являются такие особенности родителей, как наличие у них психопатологических состояний, ограничивающих возможность позитивных изменений ребенка/подростка; высокий уровень стресса, не позволяющий изменять специфику детско-родительских отношений; неадекватный уровень враждебности и критичности по отношению к ребенку, затрудняющий получение последним нового социального и эмоционального опыта.

В статье отмечается, что недооценка или игнорирование детскими психотерапевтами/психологами факторов эффективности психотерапии детей и подростков, связанных с особенностями их родителей, может привести к преждевременному прекращению самого процесса психотерапии и редукции уже достигнутых позитивных результатов.

Поступила: 16.08.2014
Принята к публикации: 30.09.2014
Страницы: 90-96
DOI: 10.11621/npj.2014.0211
Ключевые слова: психотерапия детей и подростков; эффективность психотерапии; факторы эффективности детской и подростковой психотерапии; приверженность родителей к психотерапии; родительские ожидания; родительский стресс;
Автор(ы): Серых Анна Борисовна; Лифинцева Алла Александровна;

Захарова Е.И. Особенности взаимодействия матерей с детьми в условиях «позднего» материнства. // Национальный психологический журнал. - 2014. - №2(14) - с. 97-101

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей взаимодействия матерей с детьми дошкольного возраста. Целью исследования было выявление специфики взаимодействия матерей, рождение ребенка у которых состоялось после 35 лет. Актуальность исследования обусловлена явно выраженной в последнее время тенденцией рождения первого ребенка в зрелом возрасте, когда родительство все чаще становится «поздним». Средством выделения возрастной специфики стал сравнительный анализ двух групп матерей дошкольников, родивших первого ребенка до 30 лет (молодые матери) и родивших первого ребенка после 35 лет («поздние» матери). В исследовании приняли участие 80 женщин в возрасте от 26 до 55 лет, имеющих детей дошкольного возраста.

Наряду с этим, были проанализированы особенности эмоционального состояния их детей. Переживание дошкольниками особенностей внутрисемейной ситуации позволило говорить о преимуществах и опасностях «позднего» материнства. Анализ эмоционального состояния дошкольников проводился посредством проективной рисуночной пробы. Также был проведен опрос матерей и воспитателей детского сада, имеющих возможность длительно наблюдать за ребенком. Результаты исследования позволяют говорить о том, что «поздние» матери выстраивают более гармоничное взаимодействие с детьми, что отражается в их переживании благополучия семейной ситуации и благоприятном эмоциональном состоянии. Отзывчивость «поздних» матерей, их поддержка и сочувствие позволяет ребенку чувствовать себя защищенным, хотя это не способствует обретению детьми автономии. Такие дети чаще обращаются за помощью взрослого, ищут его поддержки, в то время как дети молодых матерей чаще склонны решать проблемы самостоятельно.

Поступила: 04.08.2014
Принята к публикации: 28.09.2014
Страницы: 97-101
DOI: 10.11621/npj.2014.0212
Ключевые слова: «позднее» материнство; детско-родительское взаимодействие; переживание семейной ситуации; эмоциональное состояние;
Автор(ы): Захарова Е. И.;


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2017
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер