ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

Национальный психологический журнал-2013- №2(10)- 148 с.

От редакции:

Зинченко Ю. П. От редакции // Национальный психологический журнал - 2013. - №2(10)-с.1-3

Дорогие коллеги, предлагаем вашему вниманию очередной номер «Национального психологического журнала». 2013 год во многом стал знаковым не только для ученых-психологов, но и для всей российской науки.

Связано это, прежде всего, с реформированием Российской академии наук, которая была вызвана необходимостью оптимизации научной инфраструктуры в нашей стране. Результатом начавшихся масштабных преобразований должно стать усиление значимости российской фундаментальной науки и укрепление ее позиций на международном уровне.

Страницы: 1-3
Ключевые слова: Национальный психологический журнал; история отечественной психологии ; история психологии;
Автор(ы): Зинченко Ю. П.;


Классики российской психологии

Брушлинский А.В., Тихомиров О.К. О тенденциях развития современной психологии мышления // Национальный психологический журнал - 2013. - №2(10) - с.10-16.

В статье анализируются основные достижения и тенденции развития отечественной психологии мышления второй половины ХХ века, разрабатываемой с позиций деятельностного подхода. Этот подход реализуется в разных формах (первая – С.Л. Рубинштейном и его последователями, вторая – А.Н. Леонтьевым и его последователями). Обобщаются и сопоставляются результаты многолетних циклов теоретических и экспериментальных исследований и обосновывается продуктивность синтеза представлений о мышлении как процессе и как деятельности, полученных в указанных научных школах.

Базируясь на принципе единства сознания и деятельности, авторы указывают на необходимость исследования мышления в контексте различных видов деятельности и утверждают, что развитое мышление должно изучаться как особая, самостоятельная деятельность личности, имеющая многоуровневую психологическую детерминацию – целевую, мотивационно-эмоциональную, смысловую, рефлексивную. Подчеркивается возрастающая роль изучения субъекта мыслительной, и более широко, познавательной деятельности в контексте анализа психического развития (в истории, онтогенезе и актуалгенезе). Это предполагает выявление как общих, так и специфических закономерностей микро- и макрогенеза мышления.

Обосновывается принципиальная ограниченность активно развивающегося информационного подхода, разрабатываемого когнитивными науками, несводимость психологической реальности к моделям, заложенным в системы искусственного интеллекта. Утверждается, что основная особенность мышления как процесса – это его непрерывность, которая является концептуально генетической (недизъюнктивной, недихотомической) в отличие от раздельных циклов функционирования любой компьютерной программы: все стадии мыслительного процесса непрерывно вырастают одна из другой и потому, оставаясь объективно различными, они не отделены друг от друга, а определяются динамикой взаимопереходов интеллектуально-эмоциональных процессов и их продуктов, относимых к разным уровням осознанности и произвольности. Вместе с тем подчеркивается, что в современных условиях мыслительная деятельность, опосредствованная компьютерными технологиями и преобразованная ими, выступает новым значимым объектом психологического исследования – прогресс общества требует существенного прогресса в изучении мышления. Отмечая быстрое распространение естественно-научного редукционизма (физиологического, логико-математического, кибернетического, социологического), авторы призывают к переориентации исследований в области психологии мышления – в первую очередь, предлагая изучать творческие, неалгоритмические, неформализуемые его составляющие (то есть анализировать личностный аспект мышления, определяющий закономерности порождения и функционирования новых потребностей, мотивов, эмоций, оценок, смыслов, целей и способов мыслительной деятельности).

В статье доказывается существенное преимущество методологии деятельностного подхода, его эвристичность и перспективность для раскрытия собственно психологической специфики сложных форм человеческого мышления.

Поступила: 12.08.2014
Принята к публикации: 14.08.2014
Страницы: 10-16
DOI: 10.11621/npj.2013.0201
Ключевые слова: теория деятельности; структурирующая функция мотивов; эвристические функции эмоций; целеобразование; операциональные смыслы; смысловая теория мышления;
Автор(ы): Тихомиров О.К.; Брушлинский А.В.;


Психология и общество

Собкин В.С., Мкртычян А.А. Роль социокультурных факторов в формировании отношения к экстремизму среди школьников Москвы и Риги // Национальный психологический журнал - 2013. - №2(10) - с.32-40.

В настоящей статье освещаются результаты кросскультурного исследования, направленного на выявление особенностей отношения к экстремизму среди школьников Москвы и Риги. Наравне с этим анализируются и различные аспекты социальной активности подростков: их отношение к законодательным санкциям против экстремистских действий, склонность к выражению различных способов политического протеста, а также выявляются наиболее предпочитаемые школьниками формы выражения собственной политической позиции. Отдельное внимание уделяется роли социокультурных факторов, определяющих специфику отношения подростков к экстремизму. В частности, речь идет о таких факторах, как характер микросоциального окружения школьника, степень его социальной дистанции от экстремистских организаций, принадлежность к национальному большинству или меньшинству и т.д. Освещается взаимосвязь между принятием подростками экстремистского поведения и их склонностью к агрессии в различных социальных ситуациях, в частности, в ситуации буллинга.

Помимо результатов социологического исследования, приводятся результаты факторного анализа, проведенного с целью выявления сводного комплекса характеристик, определяющих не только отношение подростка к экстремизму, но и его позицию в отношении насилия и агрессивного поведения как способов решения собственных конфликтов. На основании выделенных факторов приводятся усредненные профили подростков Москвы и Риги, причисляющих себя к экстремистским организациям. В качестве основных выводов, представленных в статье, можно коротко выделить ряд моментов. В целом среди школьников доминирует негативное отношение к проявлениям экстремизма. Оно выражается в их личностном непринятии. Микросоциальное окружение подростка влияет на оценку различного рода экстремистских проявлений. Исследование выявило существенные различия в отношении к экстремизму, зависящие от принадлежности к национальному меньшинству или титульной нации. Результаты факторного анализа показали, что само отношение к экстремизму в подростковой среде – это сложное многофакторное явление, включающее в себя различные модальности оценок и форм поведения.

Поступила: 03.05.2013
Принята к публикации: 16.05.2013
Страницы: 32-40
DOI: 10.11621/npj.2013.0204
Ключевые слова: экстремизм; агрессия; легитимизация агрессии; подростковый возраст; буллинг; политический протест; национальное большинство/меньшинство;
Автор(ы): Собкин В.С.; Мкртычян А.А.;

Донцов А.И., Дроздова А.В. Визуальное воздействие интернет-рекламы на молодежную субкультуру // Национальный психологический журнал - 2013. - №2(10) - с.25-31.

В современном мире доминирующую роль в повседневной жизни играют медийные каналы – телевидение, видео и Интернет. Восприятие окружающего мира становится все более опосредованным изображениями этого мира, по сути, визуальность является формообразующим принципом культуры. «Визуальный поворот» выражается в смещении современных способов восприятия от вербальных в сторону визуальных, образных. Образы конструируют и формируют наше постижение мира. Визуальная восприимчивость заменяет и дополняет восприимчивость текстовую. Актуальные вопросы визуализации требуют модернизации методов исследования медийных образов, которые должны быть вписаны в широкий контекст междисциплинарных исследований.

Интернет-пространство приобретает самостоятельное значение, в него переносится все больший набор социальных взаимодействий и контактов. С развитием Интернета линейная организация нарративов заменяется гипертекстовой и визуальной. Интернет сегодня можно рассматривать в духе «постмодернистской ситуации» не только как место глобальной автономизации, но и как бесконечную полифоническую коммуникацию различных самостоятельных сегментов когда- то единого культурного и информационного пространства. Самой активной аудиторией Интернета является молодежь, именно здесь происходит формирование различных субкультур и сообществ, возникает новая система структурирования культуры.

В современном потребительском обществе реклама наряду с другой медийной продукцией становится источником все большей визуальной дифференциации и зрелищности. Визуальное воздействие интернет-рекламы определяется тем, что она репрезентирует стиль жизни, ценности молодежной субкультуры, конструирует восприятие и формирует новую структуру сознания и видения мира молодых людей.

Поступила: 07.10.2013
Принята к публикации: 16.10.2013
Страницы: 25-31
DOI: 10.11621/npj.2013.0203
Ключевые слова: визуальность; повседневность; самоидентификация; интернет-реклама; субкультура; нарративный подход;
Автор(ы): Донцов А.И.; Дроздова Алла Владимировна;

Зинченко Ю.П., Зотова О.Ю. Эмиграционные намерения и безопасность личности // Национальный психологический журнал - 2013. - №2(10) - с.17-24.

Показано, что одним из основополагающих факторов эмиграционных намерений является чувство опасности, которое служит пусковым механизмом при принятии решения о смене места жительства. Эмиграционное намерение связано с принятием решения в ситуации выбора и во многом определяется представлениями человека о собственной безопасности. Безопасность человека является результатом его собственных усилий, т.е. безопасность выступает одним из ведущих факторов ориентации и детерминации процесса познания человеком окружающего мира.

В исследовании приняли участие 263 человека в возрасте от 20 до 40 лет. На основании двух критериев: эмиграционных намерений и ощущения себя в безопасности/ опасности были сформированы четыре группы респондентов (респонденты с эмиграционными намерениями и ощущением себя в безопасности; с отсутствием эмиграционных намерений и ощущением себя в безопасности; с эмиграционными намерениями и ощущением себя в опасности; с отсутствием эмиграционных намерений и ощущением себя в опасности). Было выявлено, что наиболее значимыми мотивами возможной эмиграции для всех групп является стремление к повышению жизненного уровня и поиск комфорта. Ряд респондентов недоволен социально-экономической ситуацией в России, низким уровнем доходов.

Выделенные группы различаются социально-психологическими характеристиками: степенью удовлетворенности жизнью, ощущением счастья, ощущением безопасности, мотивами возможной эмиграции, представлением об эмиграции. Также, выявлено противоречие между декларируемым позитивным отношением к тем, кто эмигрирует («каждый живет там, где хочет жить») и смысловым содержанием понятия «эмиграция» («трусость», «ослабление страны», «бегство», «крысы, бегущие с тонущего корабля») во всех группах респондентов.

Поступила: 07.10.2013
Принята к публикации: 16.10.2013
Страницы: 17-24
DOI: 10.11621/npj.2013.0202
Ключевые слова: эмиграционные намерения; безопасность; представления; эмиграция; адаптация;
Автор(ы): Зинченко Ю. П.; Зотова О. Ю. ;


Интервью

Купер С. Интервью с президентом Международного союза психологической науки при ЮНЕСКО (IUPsyS) доктором Сазасивэном Купером // Национальный психологический журнал - 2013. - №2(10) - с.41-42.

22-27 июля 2012 года в Кейптауне (ЮАР) прошел ХХХ Международный психологический конгресс «Психология на службе человечества». В ходе его работы новым руководителем Международного союза психологической науки (IUPsyS) был избран доктор Сазасивэн Купер (Sathasivan Cooper), в прошлом вице- канцлер и ректор Дурбанского университета в Уэствилле (University of Durban-Westville). Он любезно согласился рассказать о своем видении дальнейших шагов развития психологии. Профессор Купер говорит о главных задачах, которые стоят перед Международным союзом психологической науки при ЮНЕСКО на четыре предстоящих года. Речь идет об актуальных тенденциях психологических исследований. перспективах расширения системы EuroPsy и продвижении ее в другие, не европейские страны.

По мнению доктора Сазасивэна Купера ключевым проектом, который затронет психологию в ее клинических аспектах и направлениях, является очередной пересмотр Международной классификации болезней («International Classification of Disorders» (ICD), проводимый Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). IUPsyS возглавляет психологическую кампанию, препятствующую доминированию психиатрии в ходе данного пересмотра. Доктор Купер ответил на вопрос о том, какие из российских психологических исследований интересны лично ему и международному психологическому сообществу в целом, выделив работы проходящие в русле концепции А.Р. Лурия, которые имеют большое значение и широкую область применения во всем мире, особенно на фоне развития нейропсихологии в различных странах. Здесь, как и в других направлениях психологических исследований, России необходимо вернуть себе прежние высокие позиции. Новый президент Международного союза психологической науки рассказал также о перспективах развития журнала «International Journal of Psychology», широко известного во всех странах.

Поступила: 25.10.2012
Принята к публикации: 15.01.2013
Страницы: 41-42
DOI: 10.11621/npj.2013.0205
Ключевые слова: ХХХ Международный психологический конгресс; Международный союз психологической науки (IUPsyS); доктор Сазасивэн Купер; актуальные направления психологических исследований; развитие национальных подразделений IUPsyS;
Автор(ы): Купер Сазасивэн;


Организационная психология

Ахмадиева Л.Р.,Ассоров Д.С. Учет индивидуальных особенностей участников тренинга как условие повышения его эффективности // Национальный психологический журнал - 2013. - №2(10) - с.61-68.

Данная статья посвящена эмпирическому изучению проблемы повышения эффективности обучающих тренингов. На примере тренинга публичного выступления авторы исследуют связь индивидуальных особенностей учащихся с эффективностью обучения. В статье описывается влияние ряда условий проведения тренинга на усвоение знаний участниками тренинга с кинестетической и визуальной доминирующей сенсорной модальностью образной сферы (СМОС). С целью адресного воздействия на визуальную сенсорную модальность варьировались следующие условия тренинга: наличие или отсутствие просмотра видеозаписей публичного выступления других людей, групповой или индивидуальный видеоанализ собственного выступления. С целью адресного воздействия на кинестетическую модальность варьировались следующие условия: время видеоанализа собственного выступления (первый или последний день тренинга), наличие или отсутствие упражнений, форма обратной связи (критика или сочетание критики и похвалы). Для диагностики сенсорной модальности испытуемых был использован опросник Гостева А.А. «Образная сфера». В результате были выявлены следующие различия в усвоении знаний участниками с доминирующей визуальной и кинестетической модальностью: 1. Видеоанализ публичных выступлений других людей помогает в усвоении знаний участникам с визуальной СМОС и дает тот же эффект, что и репетиция поведения для участников с кинестетической СМОС. 2. Форма просмотра своего публичного выступления является значимым условием усвоения знаний только для участников с визуальной СМОС. При самостоятельном просмотре своего публичного выступления они усваивают меньше знаний, чем при просмотре видеозаписи в группе. 3. Критика одинаково влияет на процесс усвоения знаний участниками с визуальной и кинестетической СМОС, а чередование похвалы и критики чуть в большей степени снижает усвоение знаний у испытуемых с визуальной СМОС. 4. Анализ видеозаписи собственного публичного выступления в первый день тренинга способствует повышению точности самооценки знаний у участников с кинестетической СМОС и не влияет на самооценку знаний у участников с визуальной СМОС. Результаты исследования могут быть использованы при организации и проведении тренингов, а также могут быть интегрированы в учебные курсы, готовящие студентов к проведению собственных тренингов

Поступила: 06.08.2013
Принята к публикации: 24.09.2013
Страницы: 61-68
DOI: 10.11621/npj.2013.0209
Ключевые слова: тренинг публичного выступления; доминирующая сенсорная модальность образной сферы (СМОС); визуальная и кинестетическая СМОС; индивидуальный стиль обучения; оценка эффективности обучающего тренинга; усвоение знаний;
Автор(ы): Ахмадиева Л.Р. ; Ассоров Д.С.;

Жукова Е.В.,Нестик Т.А. Взаимовлияние управленческого видения и индивидуально-личностных особенностей руководителя // Национальный психологический журнал - 2013. - №2(10) - с.52-60.

Статья посвящена определению места управленческого видения среди смежных понятий и анализу взаимовлияния характеристик управленческого видения руководителей и индивидуально-личностных особенностей их отношения к времени.

В работе рассмотрены два подхода к исследованию видения: исследование видения как одного из факторов, определяющих успешное функционирование и развитие организации; собственно психологический подход, ориентированный на изучение влияния личностных особенностей руководителя на его управленческое видение.

Управленческое видение рассмотрено как самостоятельное понятие среди смежных понятий: антиципации, целеполагания, планирования, прогнозирования и индивидуальной управленческой концепции. На основе обзора психологической литературы сформировано решение теоретической проблемы соотношения и разграничения терминов, близких к управленческому видению: управленческое видение, будучи компонентом управленческой концепции, представляет собой одну из форм антиципации и является результатом процессов целеполагания, прогнозирования и планирования.

Эмпирически изучены характеристики управленческого видения руководителей. Характеристики управленческого видения руководителей связаны с индивидуально-личностными особенностями их отношения ко времени. Эмпирическое исследование подтвердило основную идею работы – связь важнейшей компетенции руководителя – управленческого видения и способности руководителя видеть будущее организации.

При ориентации личности руководителя на будущее его воображение чаще занято проработкой планов и отдаленных возможностей, у таких руководителей оказывается высоким уровень сформированности видения, оптимизм в отношении образа будущего и его отчетливость, они более легко могут представить себе свою роль в будущем организации. Долгосрочность управленческого видения связана с протяженностью временной перспективы личности. Чем выше ориентация руководителя на будущее, тем выше оптимизм в отношении образа будущего в управленческом видении. Отчетливость управленческого видения положительно связана с ориентацией руководителей на будущее.

Полученные эмпирические данные и закономерности взаимосвязи управленческого видения руководителей с особенностями их отношения ко времени позволят не только глубоко изучить этот социально-психологический феномен, но и смогут найти применение при разработке программ организационных изменений, методик диагностики, изучения и развития управленческого видения.

Поступила: 01.07.2013
Принята к публикации: 10.09.2013
Страницы: 52-60
DOI: 10.11621/npj.2013.0208
Ключевые слова: антиципация; образ будущего организации; управленческое видение; отношение к времени; временная перспектива руководителей;
Автор(ы): Жукова Е.В. ; Нестик Т.А.;

Барабанщикова В.В., Каминская Е.О. Феномен прокрастинации в деятельности членов виртуальных проектных групп // Национальный психологический журнал - 2013. - №2(10) - с.43-51.

Современный мир предъявляет крайне жесткие требования к организации профессиональной деятельности. Различные компании, пытаясь сократить свои расходы, обращаются к созданию проектных групп, работающих в виртуальной среде. Основной проблемой такого решения является необходимость полностью полагаться на способности к самоорганизации членов такой группы. При этом одной из самых распространенных причин срывов саморегуляции деятельности членов проектных групп становится феномен прокрастинации. В среднем от 15 до 20 % людей когда-либо в своей жизни сталкивались с проявлениями этого феномена на личном опыте. Прокрастинация может быть представлена как неадекватная копинг-стратегия, коррелирующая с переживанием высокого уровня стресса.

Основной целью нашего исследования является анализ особенностей прокрастинации у членов виртуальных проектных групп с различным уровнем профессионального стресса. Были собраны данные с использованием следующих методик: анкета объективных сведений о респондентах, опросник для оценки переживания острого и хронического стресса А.Б. Леоновой, шкала общей прокрастинации К. Лей, опросник потенциальной мотивации трудовой деятельности Р. Хакмана и Дж. Олдхэма, шкала контроля за действием Ю. Куля. В исследовании приняло участие 52 человека, продемонстрировавших достаточно выраженный уровень переживания профессионального стресса и прокрастинации. Проведенный регрессионнный анализ показал, что надежными предикторами прокрастинации в исследуемой группе является астенизация, как один из симптомов развития хронического стресса, и продолжительность рабочего стажа. Проведенное исследование позволяет дать организациям, использующим работу таких проектных групп, ряд рекомендаций, способствующих предотвращению срывов сроков сдачи проектов.

Поступила: 06.08.2013
Принята к публикации: 16.10.2013
Страницы: 43-51
DOI: 10.11621/npj.2013.0207
Ключевые слова: прокрастинация; профессиональный стресс; стратегии преодоления стресса; потенциальная мотивация ;
Автор(ы): Барабанщикова В.В. ; Каминская Е.О.;


Психофизиология

Вартанов А.В. Антропоморфный метод распознавания эмоций в звучащей речи // Национальный психологический журнал - 2013. - №2(10) - с.69-79.

Предложен новый эффективный метод автоматического распознавания эмоций по речевому сигналу, основанный на четырехмерной сферической модели эмоций и принципах кодирования информации в нервной системе. В результате разработан и экспериментально протестирован принцип относительного кросс-частотного амплитудно-вариабельного кодирования эмоций в речевом сигнале. Проверялась гипотеза о том, что речь является многоканальным (разнесенным по частотам) сигналом, в каждой полосе которого возможны независимые быстрые микро-изменения амплитуды. Показано соответствие выделенных параметров речевого сигнала и субъективного восприятия тех же образцов (коротких слов «да» и «нет») в системе формализованных параметров четырехмерной психофизиологической модели эмоций. Полученные параметры (факторы) можно охарактеризовать как бимодальные спектральные фильтры. Фактор 1 определяет изменение звукового сигнала по оси знака эмоций – чем больше вклад данного компонента по сравнению с другими, тем положительнее (лучше, полезнее) оценивается объект высказывания. Фактор 2 показывает степень информационной неопределенности ситуации – удивление в противоположность уверенности (спокойствию). Фактор 3 характеризует притяжение (любовь), при этом для набора слов «нет» он сопровождается отсутствием активного отвержения, а для набора «да» – положительной оценкой (знаком). Фактор 4 соответствует характеру отвержения, определяет, будет ли агрессивная (активная) или пассивная (страх, бегство) реакция. Полученные результаты в целом подтверждают продуктивность предлагаемого антропоморфного подхода к разработке технических систем, в частности, к методам обработки речевого сигнала и представления данных. Обнаруженное совпадение подтверждает и выделенные ранее параметры психофизиологической модели, дополнительно обосновывая предпочтительность (по сравнению с другими известными в литературе) именно такой системы классификации эмоций, как с точки зрения размерности, так и в отношении ориентации осей пространства модели.

Поступила: 18.02.2013
Принята к публикации: 03.03.2013
Страницы: 69-79
DOI: 10.11621/npj.2013.0210
Ключевые слова: эмоции; речевой сигнал; антропоморфный метод;
Автор(ы): Вартанов А.В.;

Павлов Ю.Г. Эффективность лечения зависимостей методом ЭЭГ-биоуправления // Национальный психологический журнал - 2013. - №2(10) - с.80-90.

В данной статье предпринята попытка наиболее полного литературного обзора существующих отечественных и зарубежных публикаций, касающихся темы использования биоуправления применительно к аддиктивным расстройствам. Во второй части работы рассматриваются проблемы, возникающие при оценке эффективности тренингов с БОС, и возможные пути их разрешения. В частности, приводится методика оценки уровней клинической эффективности психофизиологического вмешательства, разработанная Ассоциацией прикладной психофизиологии и биоуправления и Обществом нейрорегуляции.

На основании критериев методики произведен комплексный анализ эффективности и недостатков существующих разновидностей тренинга с БОС по ЭЭГ при лечении зависимостей. Описан протокол Пенистона (альфа/тета тренинг). Демонстрируются проблемы влияния плацебо-эффекта, комплексного характера терапии и сочетанности диагноза на анализ эффективности его применения. Описан специфический эффект протокола Скотта-Кайзера при терапии зависимостей от психостимуляторов. Рассмотрен альфастимулирующий тренинг, широкая область его применения относительно других протоколов, но и одновременно наиболее слабая доказательная база. Рассматриваются перспективы применения нейрометрического подхода при разработке протоколов обратной связи, а также способа объективной оценки эффективности тренинга путем регистрации реактивности гамма-ритма в ответ на специфические стимулы, связанные с пристрастием.

Сформулированы рекомендации для повышения качества проводимых исследований в области клинических приложений биоуправления. Это достижимо путем выполнения работ с участием контрольной группы независимыми группами исследователей, а также совершенствования процедуры описания эксперимента, более тщательного подбора испытуемых и выбора критериев успешного сеанса и тренинга в целом.

Поступила: 22.11.2011
Принята к публикации: 16.02.2012
Страницы: 80-90
DOI: 10.11621/npj.2013.0211
Ключевые слова: БОС; ЭЭГ; аддикции; биоуправление;
Автор(ы): Павлов Ю.Г. ;

Захаров В.М., Королев А.Д., Черноризов А.М. Новый подход к борьбе с курением: психофизиологический анализ // Национальный психологический журнал - 2013. - №2(10) - с.91-99.

В статье излагаются результаты пилотного психофизиологического исследования изменений активности мозга и вегетативной нервной системы (ВНС) человека, бросающего курить табак по методу, предложенному отечественным исследователем В.М. Захаровым. Метод базируется на теории поэтапного формирования высших психических функций П.Я. Гальперина.

В экспериментах приняли участие 16 человек (8 мужчин и 8 женщин). Анализировался спектральный состав электроэнцефалограммы (ЭЭГ), где в расчет принимались абсолютные значения мощностей альфа-ритма (в отведениях O2-A2, O1-A1, P4-A2, P-A1) и бета-ритма (в отведениях F4-A2, F3-A1). Активность вегетативной нервной системы (ВНС) оценивалась по результатам анализа электрокардиограммы (ЭКГ). Данные о субъективной оценке испытуемыми своего наличного функционального состояния получались посредством их психологического тестирования по методике «Самочувствие. Активность. Настроение» (САН). По результатам пилотного исследования было установлено, что функциональное состояния нервной системы (оценки по параметрам ЭЭГ и ЭКГ) и субъективное (психологическое) состояния (оценки по данным САН) человека во время курения и попытки бросить курить зависят не только от стажа потребления табака, но и от отношения курящего к процессу табакокурения. Когнитивная активность хронического курильщика в процессе курения (осуществление контроля количества выкуриваемого табака) как бы возвращает его в исходное до формирования зависимости от табака состояние «некурящего» и тем самым облегчает ему решение задачи «бросить курить». Полученные данные носят предварительный характер и требуют дальнейшего уточнения. В перспективе они могут быть использованы при разработке «психологических стратегий» для помощи курящему в его борьбе с зависимостью от табака.

Поступила: 19.12.2013
Принята к публикации: 26.12.2013
Страницы: 91-99
DOI: 10.11621/npj.2013.0212
Ключевые слова: теория поэтапного формированиявысших психических функций Гальперина; курение; отказ от курения по методу Захарова; мозг; электроэнцефалограмма; вегетативная нервная система;
Автор(ы): Захаров В.М.; Королев А.Д.; Черноризов А.М.;


Психология и право

Моргунова Е.А. Объекты авторского права в психодиагностике // Национальный психологический журнал - 2013. - №2(10) - с.100-104.

В статье рассмотрены вопросы авторско-правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, создаваемых и используемых в такой области психологии как психодиагностика.

Приступая к рассмотрению объектов авторского права в психодиагностике, автор считает необходимым остановиться на самом понятии объекта авторского права и его видах; затем, основываясь на этих знаниях, перейти к анализу результатов интеллектуальной деятельности, используемых в психодиагностике. Значительное внимание в статье уделяется рассмотрению и анализу понятия объекта авторского права на примере результатов интеллектуальной деятельности, создаваемых в психодиагностике, классификации объектов авторского права и порядку их использования в научной, образовательной и правоприменительной деятельности ученых и специалистов-психологов. Достаточное внимание отводится вопросам правовой охраны произведений зарубежных ученых и служебных разработок психологов. Дается представление об основных авторских правах и механизме их соблюдения при использовании тестов, анкет, методик, компьютерных программ и т.п. Перечислены случаи свободного использования произведения применительно к психодиагностике.

Анализируется непростая проблема защиты творчества. С этой позиции рассматриваются различные аспекты этого понятия. В зависимости от того, основано или нет вновь созданное произведение на произведениях существовавших ранее, можно различать оригинальное, производное и составное произведение. Оригинальным является такое произведение, в котором все его элементы формы созданы определенным лицом или лицами самостоятельно без заимствования.

Поступила: 27.12.2012
Принята к публикации: 18.01.2013
Страницы: 100-104
DOI: 10.11621/npj.2013.0213
Ключевые слова: служебное произведение; психодиагностика; объект авторского права; методики; авторские права;
Автор(ы): Моргунова Е.А.;


Психология спорта

Грушко А.И., Леонов С.В. Использование систем регистрации движений глаз в психологической подготовке спортсменов. Национальный психологический журнал — 2013 — 2 — 106-116

Статья посвящена возможностям применения технологий регистрации движений глаз (айтрекинга) в психологической подготовке спортсменов. Описаны преимущества использования систем айтрекинга в психологии спорта: возможность «увидеть глазами спортсмена» текущую тренировочную и/или соревновательную задачу, возможность совмещения процедуры регистрации движений глаз с другими аппаратурными методами (методами измерения ЭЭГ, КГР, БОС-технологиями, виртуальной реальностью и др.), высокая экологическая валидность проведения экспериментов с использованием мобильных систем трекинга глаз, возможность применения систем трекинга глаз не только в целях диагностики, но и обучения спортсменов. В хронологическом порядке представлены примеры практического внедрения систем айтрекинга в спорте в зарубежной и отечественной психологии: описаны результаты применения систем трекинга глаз в игровых и сложно-координационных видах спорта, единоборствах и других видах спорта.

Приведены результаты экспериментального применения систем регистрации движений глаз в скалолазании. В частности, в работе обсуждается возможность применения технологий айтрекинга в обучении спортсменов эффективным стратегиям зрительного поиска при предварительном просмотре скалолазного маршрута. Приведены результаты экспресс-опроса спортсменов-скалолазов и альпинистов (N=120) о важности предварительного просмотра и анализа скалолазных трасс до их непосредственного прохождения. Эксперимент с применением технологий айтрекинга проводился в условиях тренировки на искусственном рельефе, в исследовании приняли участие 23 спортсмена-скалолаза. В работе использовалась мобильная система трекинга глаз – «Eye-tracking glasses SMI». В результате были выявлены и описаны зрительные стратегии, свойственные спортсменам-скалолазам при предварительном просмотре трасс: «восходящая», «зигзагообразная», «фрагментарная», «последовательная стратегия с проработкой блоков».

Поступила: 10.12.2013
Принята к публикации: 23.12.2013
Страницы: 106-116
DOI: 10.11621/npj.2013.0214
Ключевые слова: регистрация движений глаз; айтрекинг; зрительная стратегия; саккады; фиксации; психология спорта; психология скалолазания и альпинизма;
Автор(ы): Грушко А.И.; Леонов С.В.;

Каминский И.В. Различные аспекты психологической подготовки лыжников-гонщиков // Национальный психологический журнал - 2013. - №2(10) - с.117-126.

Произошедшая в последние несколько десятилетий модернизация инвентаря и экипировки, а также расширение программы и календаря соревнований существенно отразились на профессиональной деятельности лыжников. В частности, чрезвычайно возросла острота соревновательной конкуренции, поэтому крайне весомая, а иногда и решающая роль стала отводиться психологической готовности спортсмена.

Сегодня лыжные гонки – один из наиболее трудозатратных видов спорта, сопряженный с циклически повторяющимися взрывными сокращениями всех основных мышечных групп и предельными аэробными нагрузками. Характерная двигательная активность отличается значительным однообразием и автоматичностью, потенциально ведущими к негативным психологическим состояниям, на фоне которых падает эффективность выполняемой деятельности. Противостоять данному явлению, в первую очередь, позволяет высокий уровень мотивации спортсмена. Среди параметров сократительной активности наибольшее значение имеет скорость произвольного расслабления (СПР) мышц. СПР определяется функцией тормозных систем центральной нервной системы (ЦНС) и падает на фоне эмоционального стресса, борьба с которым является задачей психологической подготовки (ПП). Обнаруживаются системные связи между различными видами спортивной подготовки, что подводит нас к проблеме наиболее рациональной интеграции ПП в данную систему. Опыт других исследователей указывает на достаточную эффективность использования лыжниками внутреннего диалога и мысленного образа вне зависимости от уровня спортивного мастерства. На основе собственной интерпретации обобщенных данных автором сформулирована гипотеза, согласно которой одной из функций визуализации является трансформация автоматически выполняемых компонентов деятельности в сознательно контролируемые. Ее эффективность может быть увеличена установкой на целенаправленный поиск таких компонентов.

Поступила: 26.10.2013
Принята к публикации: 12.11.2013
Страницы: 117-126
DOI: 10.11621/npj.2013.0215
Ключевые слова: внутренний диалог; лыжные гонки; психология спорта; психологическая подготовка спортсменов; саморегуляция; мысленный образ;
Автор(ы): Каминский И.В.;


Психология образования

Вартанова И.И. Мотивация и временная перспектива старшеклассников // Национальный психологический журнал - 2013. - №2(10) - с.127-133.

Исследовалась специфика временной перспективы и ценностно-смысловых ориентаций (с учетом согласованности соответствующих ценностей и их доступности) старших школьников в зависимости от типа доминирующей мотивации.

Показано, что временная перспектива стремлений и желаний школьников отличается глубиной, протяженностью и позитивной ориентацией на будущее. Эти представления имеют качественную специфику в зависимости от типа доминирующей мотивации.

Для группы учащихся с мотивацией достижения и учебно-познавательной мотивацией ценности учебной деятельности достаточно хорошо согласованы и рассматриваются как средство реализации долгосрочных целей будущей взрослой жизни. Для группы учащихся с мотивацией аффилиации, престижа и конкуренции ценности учебной деятельности чаще сопровождаются внутренними конфликтами и вакуумами. У старшеклассников с преобладающей познавательной мотивацией ближайшее будущее связано с ценностями свободы, уверенности в себе, самосовершенствования в учебе, преодоления препятствий, друзьями. Их стремления в отдаленном будущем связаны с саморазвитием, самосовершенствованием, достижением успеха и уверенностью в себе. Учащиеся с конкурентной мотивацией характеризуются большим количеством целей в отдаленном будущем без привязки к конкретному времени их реализации, т.е. у них наблюдается снижение мотивации настоящей школьной жизни. Стремления школьников с самоутверждающей учебной мотивацией в ближайшем будущем чаще всего направлены на учебную деятельность, но связаны они с желанием получить конкретные результаты экзаменов.

Отдаленное будущее в их представлении ассоциировано с преодолением препятствий и статусно-конкурентными ценностями. Учащиеся с мотивацией аффилиации связывают свое отдаленное будущее с профессиональной деятельностью, а также со статусно-конкурентными ценностями: «авторитет», «быть лучше других». У них также наблюдается снижение мотивации, связанной с настоящим и ближайшим будущим периодом школьной жизни.

Поступила: 04.04.2013
Принята к публикации: 16.05.2013
Страницы: 127-133
DOI: 10.11621/npj.2013.0216
Ключевые слова: учебная деятельность; перспектива будущего; мотивация; эмоциональная регуляция; ценности; внутренний психологический конфликт;
Автор(ы): Вартанова Ирина Ивановна;

Горлова Е.Л. Психологический возраст ребенка как основание для проектирования стратегий развития родительской компетентности // Национальный психологический журнал - 2013. - №2(10) - с.134-141.

В последние годы, школьный стресс и страх школы у детей – довольно частые поводы для обращения родителей младших школьников за психологической помощью. Ребенок не справляется с возрастающими год от года требованиями к интеллектуальному потенциалу, произвольности поведения. Родители связывают неуспех ребенка с психологической незрелостью, инфантильностью и занимают выжидательную позицию – ребенок сам повзрослеет и все трудности сами закончатся. Однако, приняв такую позицию, родители часто усугубляют неуспешность ребенка, считая нарастание жалоб учителя и усиление поведенческих нарушений у ребенка признаками своей собственной родительской несостоятельности. Другая причина дисфункции родительской позиции – это отсутствие общепризнанных приоритетов возрастного развития ребенка. Родители испытывают значительные сложности в самостоятельном определении узловых критериев возрастного развития.

Наиболее яркие феномены младшего школьного возраста (теоретическое мышление, интеллектуальная рефлексия, субъект учебной деятельности, произвольность психических функций) связаны с овладением учебной деятельностью. Родители оказываются исключенными из этой сферы по объективным обстоятельствам. Существует целый ряд ограничений в реализации компетентной родительской позиции при создании индивидуальной социальной ситуации развития ребенка на начальном этапе обучения.

На основе анализа литературных источников и собственной практики психологической помощи мы связываем данные ограничения с отсутствием у современных родителей согласованных ориентирующих образов в отношении значимых (приоритетных) задач возрастного развития ребенка. В основе нашего исследования лежит гипотеза о том, что психологический возраст ребенка и этапы развития возрастного психологического новообразования являются регуляторами родительской позиции.

В работе представлены результаты констатирующего этапа исследования психологического возраста детей на начальном этапе обучения, раскрыты основания для выделения детей трех психологических возрастов – вошедших в кризис семи лет («кризисных»), посткризисных и стабильных. Описано содержание формирующей программы развития родительского взаимодействия, соразмерного психологическому возрасту детей и этапам преемственности в развитии возрастных психологических новообразований. На основе повторной диагностики детей сделаны выводы о результативности предложенной стратегии развития родительской компетентности.

Наше исследование показало, что критерии психологического возраста детей можно рассматривать в качестве оснований для формирования компетентного выбора взрослыми стратегий родительско-детского взаимодействия.

Поступила: 22.10.2013
Принята к публикации: 19.01.2014
Страницы: 134-141
DOI: 10.11621/npj.2013.0217
Ключевые слова: индивидуальная социальная ситуация развития; психологический возраст; возрастное психологическое новообразование; кризис семи лет; младший школьный возраст; произвольное структурирование; родительская позиция;
Автор(ы): Горлова Е.Л.;


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2017
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер