ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяВсе статьи журналаНомера

Донцов А.И., Дроздова А.В. Визуальное воздействие интернет-рекламы на молодежную субкультуру // Национальный психологический журнал - 2013. - №2(10) - с.25-31.

Автор(ы): Донцов Александр Иванович; Дроздова Алла Владимировна

Аннотация

В современном мире доминирующую роль в повседневной жизни играют медийные каналы – телевидение, видео и Интернет. Восприятие окружающего мира становится все более опосредованным изображениями этого мира, по сути, визуальность является формообразующим принципом культуры. «Визуальный поворот» выражается в смещении современных способов восприятия от вербальных в сторону визуальных, образных. Образы конструируют и формируют наше постижение мира. Визуальная восприимчивость заменяет и дополняет восприимчивость текстовую. Актуальные вопросы визуализации требуют модернизации методов исследования медийных образов, которые должны быть вписаны в широкий контекст междисциплинарных исследований.

Интернет-пространство приобретает самостоятельное значение, в него переносится все больший набор социальных взаимодействий и контактов. С развитием Интернета линейная организация нарративов заменяется гипертекстовой и визуальной. Интернет сегодня можно рассматривать в духе «постмодернистской ситуации» не только как место глобальной автономизации, но и как бесконечную полифоническую коммуникацию различных самостоятельных сегментов когда- то единого культурного и информационного пространства. Самой активной аудиторией Интернета является молодежь, именно здесь происходит формирование различных субкультур и сообществ, возникает новая система структурирования культуры.

В современном потребительском обществе реклама наряду с другой медийной продукцией становится источником все большей визуальной дифференциации и зрелищности. Визуальное воздействие интернет-рекламы определяется тем, что она репрезентирует стиль жизни, ценности молодежной субкультуры, конструирует восприятие и формирует новую структуру сознания и видения мира молодых людей.

Страницы: 25-31

Поступила: 07.10.2013

Принята к публикации: 16.10.2013

DOI Number: 10.11621/npj.2013.0203

Разделы журнала: Психология и общество; Практика

Ключевые слова: визуальность; повседневность; самоидентификация; интернет-реклама; субкультура; нарративный подход

PDF: /pdf/npj_no10_2013/npj_no10_2013_25-31.pdf

Современный мир наполнен ви­зуальными образами, которые вплетены в повседневность. Симптоматично, что в этой новой ситуации доминирующую роль играют медийные каналы – TV, видео и Интернет. Восприятие окружающего мира становит­ся все более опосредованным изображе­нием этого мира. Можно отметить, что наступление новой визуальной эпохи выражается в смещении способов вос­приятия от вербальных в сторону визу­альных, образных. В целом, визуальные образы конструируют и формируют наше постижение мира. Кинематограф, телевидение, Интернет в их взаимодей­ствии являются основными базовыми визуальными культурными формами, отражающими перманентный процесс модернизации общества и качествен­ное изменение повседневных практик человеческого общения. «Большой ви­зуальный скачок» или качественный визуальный поворот в повседневных коммуникациях состоит не только в расширении информационного потока, но и в известной интернационализации информационного поля. В связи с этим обстоятельством возникает закономер­ный вопрос: что происходит с такой важной характеристикой культурной коммуникации как нарративность? В работах Р. Барта, Ж. Деррида, Ж. Лакана, Г. Дебора, Т. Дж. Митчелла, К. Силвермана, Ж. Бодрийяра, Г. Поллока отмечается до­минирующая роль визуальных средств в создании новой коммуникации. По мнению Ги Дебора, современное обще­ство – это «общество спектакля», которое «не является зрелищным случайно или поверхностно – в самой своей основе оно является зрительским», где при­сутствует тотальное засилье образов, ко­торые можно понимать и истолковывать в условиях их нового функционирова­ния в качестве полноправных товаров (Дебор, 2000). При этом медиакульту­ру отличает высокая информацион­ная емкость, легкость и убедительность чувственного (образного) восприятия, скорость и широта трансляции, тиражирование и доступность. В рамках процессов глобализации именно язык визуальных образов соответствует на­сущным задачам междисциплинарного общения, а его экономичность, момен­тальная ясность обеспечивают быстроту коммуникативных процессов. Процесс визуализации современной культуры сложен и противоречив: с одной сторо­ны, налицо преемственность коммуни­кативных технологий, основанных на расширении зрения, а с другой – превра­щении визуального образа в новую ико­ничность, искусственно сконструиро­ванную, мозаичную картину, вводящую индивида в мир социального опыта. Ви­зуальная реальность является продуктом культурного конструирования, подлежа­щим интерпретации или «прочтению» в той же мере, в какой этим процедурам подвергается любой вербальный текст. Однако проблема заключается в том, что универсального метода или подхо­да к анализу визуальных образов нет, исследователи отмечают «ограниченность нашей способности говорить об обра­зах современного мира, принципиально медийных, сверхскоростных и усколь­зающих» (Аронсон, 2007). Иными словами, рассуждение о визуальном долж­но быть вписано в значительно более широкий контекст, прежде всего, в кон­текст междисциплинарных исследова­ний анализа медийных образов, в кото­ром «необходимо рассмотреть широкий спектр социальных и психологических параметров» (Dontsov, Perelygina, 2011).

По нашему мнению, речь может идти не о «распаде» или исчезновении нар­ративности, а о возникновении ее но­вой формы, используемой в Интернете и других разновидностях современной культуры. Сегодня зачастую визуальный ряд выполняет функцию рассказчика. Тому свидетельство – любая интернет- страница с ее структурным набором «окон», ссылок, вывесок-баннеров, обра­зующих мозаичное многоголосие новых субъектов нарративности. Причем, каждый из них претендует на значимость, доминирование, повышенную актив­ность в информационном поле, созда­вая при этом эффект информационной полифонии.

Означает ли развитие Интернета окончательный распад классическо­го повествования как культурной формы? Само повествование Ф. Джеймисон определил как способ приведения «различных изменений и темпоральностей – элементов самого различного уровня, индивидуальной биографии и соци­альной истории, микроритмов повсед­невности и политико-экономических макроритмов – к единой форме» (Джей­мисон, 1988). Это некая коммуника­тивная макросреда, объединяющая ми­кросреды повседневности. Современная постмодернистская ситуация, характе­ризующая как общество, так и Интернет, отличается повышенной плюральностью. Повествование не аннигилируется новыми условиями интернет-сообщест­ва, а лишь изменяет форму своего суще­ствования. Как мы уже отметили, нарра­тивную форму присваивают отдельные, автономные (по большей мере аноним­ные) субъекты-коммуникаторы, живу­щие в интернет-пространстве.

Необходимо отметить, что современ­ные визуальные средства прочно вошли в язык повседневного общения и, по сути, их наличие является формообразу­ющим принципом культуры. Как ранее живопись, фотография, кино, современ­ная визуалистика незаметно, но властно структурирует весь повседневный мир человека, создает его пространственно- временной континуум. Визуальные ряды современной культуры, структурируя и соизмеряя представления человека об окружающем мире, участвуют в произ­водстве для него жизненной перспекти­вы. На смену симфонии, роману, повести пришли новые формы нарративности в виде визуальных образов, которые просты, компактны, мобильны и удобны для восприятия. Таким образом, «культу­ра компьютерной страницы» есть не что иное, как трансформированная книжная культура, определенный итог эволюции книги (Разлогов, 2002).

На смену пространству, где осуществ­лялась общественная коммуникация приходит аудиовизуальность экранов и средств электронного оповещения, которые постепенно становятся «маши­нами зрения». В современном потре­бительском обществе реклама наряду с другими медиа становится источни­ком все большей визуальной диффе­ренциации и зрелищности. Не случай­но визуальная нарративность и реклама взаимосвязаны и дополняют друг друга, формируя комплекс способов воздейст­вия на человека и его жизненный мир.

Мир современного человека реляти­вен, в нем трудно определить одну, ге­неральную доминанту, он состоит из отдельных жизненных образов и пред­ставлений. По мнению Ю.П. Зинчен­ко, «в условиях изменяющегося мира от человека требуется особое умение осуществлять эффективную и постоян­ную ориентировку в пространстве со­циальной реальности. Человек непре­рывно вынужден принимать решения в связи с новыми, все время меняющи­мися условиями» (Зинченко, 2011). Для современного либерального общества свойственно стремление к автономии, преодолению общезначимых традиций и стереотипов. Однако человек находит­ся постоянно в поиске каких-то новых стандартов, которые производит сов­ременная массовая культура. В современном обществе повседневность уже не может регулироваться ранее сложившимися традиционными и стабильными образцами интерпретации реальности, стереотипами поведения и структурой отношений. Они непрерывно подвер­гаются деконструкции со стороны со­циальных институтов, обеспечивающих конструирование и внедрение новых мифов и стереотипов с использованием каналов средств массовой информации, рекламы, массовой культуры.

Реклама как одна из доминант совре­менной культуры связана с развитием общества и человека, в ее основе лежит экономический механизм, поэтому даже на ранних стадиях товарного обмена существовали формы проторекламы. Сей­час характер рекламы изменился, она ищет новые формы взаимодействия с потребителем, она впитывает свежие веяния, использует все возможные сред­ства для достижения цели, как лобовые, так и скрытые. Поэтому рекламе, для того чтобы быть эффективной, прихо­дится существовать в состоянии пере­хода, транзита. Она оперирует образами как реальными и гиперреальными, так и вымышленными, иллюзорными. Вы­полняя компенсаторную функцию, реклама пришла на смену «великим нарраторам прошлого» – политике, эко­номике, религии. Реклама как хамелеон принимает формы повседневной жизни человека, иногда растворяясь в них. Люди, не задумываясь, сами выступают как рекламоносители.

Реклама повсюду сопровождает чело­века, не только в его общественных кон­тактах, но и с появлением Интернета, в частной, интимной жизни. Ситуация «Я видим», «Я – изображение», превра­щает приватность повседневного в сфе­ру публичного. Визуальный образ стал такой формой, создание которой те­перь доступно практически каждому. Ярким примером тому является увлече­ние Instagram – бесплатной программой, предназначенной для того, чтобы пользователи могли делиться своими фотографиями. Только за последние два года количество активных пользовате­лей достигло впечатляющей цифры и насчитывает около100 миллионов в месяц. Для современного молодого челове­ка не столь характерна внутренняя направленность на Другого, важно только как другие/другой оценят тебя при по­мощи «лайков» или отправляя «посты» своим друзьям. Чем больше таких от­зывов/откликов, тем значительней твой образ, причем сфера повседневного в таких сообщениях расширяется до са­мых простых форм существования. Тем самым личное, интимное – все выносит­ся в публичную сферу Интернета.

Рекламе важно добиться максималь­ного воздействия на потребителя, по­этому она тяготеет к тем видам информации, которые обеспечивают синтетическое, универсальное воздейст­вие, каким и является визуальный образ. Каждое сообщение в Интернете сопро­вождается «картинкой», иконограммой, которая является своеобразным анон­сом или визиткой новости. Причем, для пользователя достаточно перейти с одной картинки на другую и быть уже посвященным в происходящие события. Такая своеобразная «логотипизация со­бытия» приводит к тому, что визуали­зация становится, по мнению Р. Барта, «информацией-попутчицей» и, по сути, компенсирует малозначительность со­общаемого. Кроме того, визуальное со­общение не нужно интерпретировать, его характеризует экономичность, мо­ментальная ясность, которая обеспечивает быстроту коммуникативных про­цессов.

Визуальная форма выражения ре­кламного посыла становится основной в результате перехода от единого нарра­тивного континуума к локальному, фраг­ментарному, где каждое автономное повествование составляет некий коллаж, воспроизводимый по принципу кинема­тографического монтажа. Новые нарра­тивные образы, используемые рекламой, в отличие от литературных, описатель­ных, прямо или косвенно программи­руют сознание потребителя рекламного продукта.

Реклама, играя с «автономным эго» индивида, переводит его из закрытого замкнутого эго-пространства в широ­кий социально-культурный контекст, со­храняя при этом иллюзию автономии, независимости от вмешательства внеш­ней социальной среды. Она выступает средством коммуникации индивида и общества, индивида и его «скрытого Я» в условиях социальных и ценностных трансформаций.

Интернет сегодня можно рассматри­вать в духе «постмодернистской ситу­ации» не только как место глобальной автономизации, но и как бесконечную полифоническую коммуникацию различных самостоятельных сегментов когда-то единого культурного и инфор­мационного пространства. По мнению Э. Усмановой, очевидный парадокс на­шего времени состоит в том, что сам феномен автономии (в его классиче­ской трактовке) претерпевает глубокие качественные изменения (Горных, Ус­манова, 2009). Глобальный Интернет, как и современный глобальный социум, фиксирует возрастание индивидуализа­ции и одновременное «омассовление» культурных продуктов жизнедеятель­ности личности. И наиболее отчетли­во и характерно этот процесс отражает современная реклама с ее «новой зре­лищностью». Экономическая система капитализма (особенно позднего и но­вейшего) способствовала формирова­нию и развитию потребности индивида в увеличении комфортности своего жиз­ненного пространства. И реклама всеми способами старается отвечать этим по­требностям, буквально обслуживая их.

Операциональность визуального воз­действия обеспечивает современная мо­заичная структура Интернета с его на­бором взаимооткрывающихся «окон», организующих постоянный обмен внутреннего и внешнего пространств лич­ности, обогащая ее жизненный опыт. Известное словосочетание «виртуаль­ная реальность», для ставшего сегод­ня «домом бытия» Интернета, означает не только повседневное проживание в нем личности-пользователя, но и про­исходящий при этом ценностно-смысло­вой переход внешнего во внутреннее, ин­дивидуального в массовое, сокровенного в стандартное. Все это ярко фиксируют визуальные образы рекламы – проводни­ки повседневных практик человека.

С распространением Интернета по­явилась и новая система структуриро­вания культуры, особенно ярко продемонстрировавшая разнообразие субкультур, которые больше не исчерпы­ваются культурами национальными или этническими. Широкое распростране­ние в Интернете получила нарастающая диверсификация некогда единой культу­ры и появление разного рода культур­ных сообществ. Одним из примеров та­ких сообществ являются интернет-чаты, в которых каждый находит общение по душе. Именно в этом заключается сила Интернета, который способен генерировать такие сообщества, поддерживать их существование и развитие.

По данным исследования Фонда «Об­щественное мнение» за 2010 год, ядром рецептивной аудитории Интернета в России являются 18-24-летние (62%). Это новая генерация способных моло­дых людей, удачно нашедших или ищу­щих свою нишу в современной россий­ской экономике. Их образование – от неполного высшего до ученых степеней ведущих зарубежных университетов. Большинству из них свойственны постоянная смена рода деятельности, поиск новых проектов, смена объектов биз­нес-активности. Именно для этого клас­са пространство Интернета становится той средой социальной мобильности, которая характеризует жизненный мир постиндустриального среднего класса. Для них Интернет не только надежный источник информации, но и лучшее ме­сто, где можно провести свой досуг, по­общаться с друзьями. Здесь существует множество групп, со своими интересами и предпочтениями. Сейчас в Интернете наблюдается активное распространение мемов и инфографики, поэтому, исполь­зуя визуальные каналы, можно эффективно воздействовать на молодежную среду.

Для анализа воздействия интернет-рекламы на молодежную целевую ауди­торию был выбран наиболее посещае­мый сайт Geometria.ru. Сайт Geometria. ru был создан в 2002 году в г. Санкт-Петербург, зарекомендовав себя как гло­бальный хроникер культурной жизни России. Главным трафико-образующим контентом на Geometria.ru традицион­но является фотография. Geometria фо­тографирует за месяц несколько ты­сяч культурных событий, посетители которых и составляют основную часть пользователей этого ресурса. Особен­ностью сайта является то, что в центре его внимания оказались культурно-раз­влекательные мероприятия: концерты, выставки, клубные вечеринки, модные показы, презентации. Сегодня Интер­нет является наиболее ярким примером развлекательной медиасреды. Поэтому здесь, с одной стороны, господствуют массовые интересы, а с другой, предо­ставляются широчайшие возможности для самовыражения и формирования разного рода культурных сообществ. Основная аудитория сайта – это мужчины и женщины в возрасте от 18 до 24 лет, из которых 57% имеют высшее образование и 43% – среднее. Для них посещение сайта является местом от­дыха и встреч, клубного или досугово­го времяпровождения, в котором люди пересекаются в дрейфующем режиме «тусовок», свободной богемной сети от­ношений. Неслучайно Р. Хоуэллс срав­нивал эстетику Интернета с проходным гостиным холлом – лаунджем, «из ко­торого мы можем выйти к письменно­му тексту, фотографии, аудиофрагменту, фильму или видеоклипу» (Howells, 2003).

Проведенное нами исследование имело своей целью изучение динамики посещения Geometria.ru сайта, создание портрета его аудитории и выявление особенностей воздействия визуальных приемов этого сайта на молодежную ау­диторию. Статистика посещений сайта показала, что максимальное количество посещений Geometria.ru в день составля­ет примерно 144800 человек, при этом среднее количество посещений в день – 121160 человек. Минимальное количе­ство посещений – 67216 человек.

Для изучения были выбраны ре­кламные баннеры, которые размеща­лись на сайте в период с 20 апреля по 20 мая 2013 года. Проанализировав ви­зуальные приемы, используемые сай­том Geometria.ru, можно сделать вывод, что наиболее часто используются – цве­товая доминанта, визуальное модели­рование, визуальная субмодальность. В целом, рекламу сайта можно охарактеризовать как яркую, насыщенную кра­сками, современную. Роль главного эле­мента оформления играет также шрифт, который кроме своего основного пред­назначения – денотативного, становит­ся носителем коннотации.

Для выявления социометрических показателей было проведено анкетиро­вание – поэтапное исследование моло­дежной аудитории сайта методом слу­чайной выборки.

В опросе приняли участие 359 чело­век. Большинство (60 %) молодых людей позитивно относятся к рекламе, которая размещается на сайте. Такое отношение респондентов говорит о том, что они вос­принимают рекламу в контексте единого информационного потока сайта, кото­рый активно использует разнообразные приемы и визуальные средства.

Для более глубокого изучения ре­спондентов было выделено две груп­пы – вовлеченные и информирован­ные пользователи. Поскольку это две различные группы по степени информированности, было принято решение о проведении дифференцированных исследований. Для вовлеченных поль­зователей проводилась фокус-группа и глубинное интервью. Для информиро­ванных пользователей – тестирование.

Для создания обобщенного портрета молодежной аудитории сайта Geometria. ru был использован психологический тест «семантический дифференциал». Избранным пользователям сайта было предложено оценить вовлеченных поль­зователей при помощи нескольких противоположных пар эмоционально-оценочных прилагательных. Наибольшее количество выбранных респондента­ми характеристик по расчетам получи­ли прилагательные: «привлекательный и коммуникабельный» (94,7%), «яркий и приятный» (89,4%), «успешный и амбициозный» (84,2%), «самоуверенный и уверенный» (73,6%).

Таким образом, на основании дан­ных теста можно составить следующий обобщенный портрет пользователя сай­та Geometria.ru – это привлекательный молодой человек, современный, коммуникабельный, успешный, креативный и уверенный в себе, он следит за своей внешностью, чтобы быть «на уровне», его поведенческие особенности, позво­ляющие выделиться из общей массы – внешнее обаяние и позитив. Его ха­рактеристиками является также своео­бразный «психологический эротизм», увлеченность своим эго-миром. При­чем, пространство Интернета исполь­зуется молодежной аудиторией в це­лях самоидентификации и для поиска «воображаемой идентичности». Здесь индивид находит иллюзорную возмож­ность создания собственного идеального, эстетического образа, посредст­вом просмотра множества фотографий и рекламных баннеров. Интернет-рекла­ма предлагает ему постоянно меняться, на короткое время выбирать свой образ, внешний вид, социальную роль, не оста­ваясь с ней надолго.

Для участия в исследовании фокус- группы, которое проводилось в режиме онлайн через программное приложение Skype, было отобрано пятнадцать чело­век. Полученные результы позволяют сделать вывод, что почти 80% пользова­телей Geometria.ru обращают внимание на рекламу, которую распространяет этот сайт, а остальные (20%) не обра­щают. Ко всей рекламе на сайте боль­шинство пользователей относится положительно, это обусловлено тем, что сам сайт ассоциируется у респондентов с «доминантной группой», то есть неким сообществом людей, к которым хочется принадлежать, в группу которых хочет­ся входить.

На вопрос: «На что Вы обращаете внимание, прежде всего, на текст или на картинку?» большинство респондентов (67%) выбрали визуальное изо­бражение. На вопрос: «Какие эмоции вызывают у вас визуальные образы, ко­торые вы видели на сайте?» респонден­ты дали позитивный ответ, потому что «они гармонично вписываются в про­странство сайта, не вызывают раздражения». На следующий вопрос: «Почему запомнили визуальные образы?» боль­шинство респондентов ответили, что, во-первых, «они были цветными, ярки­ми», во-вторых, потому что «они двига­лись и мерцали». Ни один респондент не смог вспомнить ни одного слогана из рекламы, которая размещается на сайте. Более того, респонденты отметили, что воспринимают слоганы только на слух, это говорит о том, что для исследуемой аудитории рекламный текст вторичен, он не играет важной роли при воспри­ятии рекламы. Результаты глубинного интервью показали, что основным спо­собом привлечения внимания респон­денты считают яркий цвет и движение.

Таким образом, проведенное иссле­дование подтвердило мнение, что визу­альная информация играет важнейшую роль в коммуникации, а развитие Интер­нета стало мощнейшим толчком для раз­вития визуальной (экранной) культуры. Активное распространение мемов и ин­фографики в последние несколько лет, а также тенденция к сокращению тексто­вой коммуникации, возникшая, благо­даря Twitter и популярности таких сер­висов, как YouTube, Rutube и Instagram, привела к трансформации предшеству­ющих форм культурной коммуникации – непосредственного общения и печат­ного слова. Современные молодые люди, не расстающиеся с различными цифро­выми устройствами, ведут очень дина­мичный образ жизни, им легче взаимо­действовать с визуальным контентом, проще поставить «like» или поделиться с друзьями фотографией события, чем воспользоваться текстом. Кроме того, приходится констатировать, что сегодня порядок не визуального (звукового, так­тильного, нарративного) контента ста­новится составной частью визуального аспекта рекламного образа.

Интернет породил новые фигуры и новые режимы видения. На смену неспешному созерцанию приходит «видение в движении», которое превраща­ет пространство в калейдоскоп сменяю­щихся образов. Интернет программирует сознание на считывание эпизодическо­го, фрагментарного, вплоть до самых элементарных формальных единиц вне каких-либо рамок общего. Это «автомобильное восприятие», в контексте ко­торого пространственные формы не­прерывно и естественно движутся на периферии зрения, делает зримым «время-движение», онтологически и сюжет­но близкое кинематографу, описанному в работах Ж. Делеза (Делез, 2004).

Как показало исследование, мозаич­ная структура Интернета, его организа­ция из самостоятельных фреймов, ссы­лок, рекламных баннеров формируют и новую мозаичную структуру сознания. Реципиентами воспринимается только то, что притягивает взгляд – яркие цве­та, выделенный шрифт, динамичная кар­тинка. Такое видение предполагает отказ от какой-либо единой, универсальной точки зрения, взгляд пользователя Ин­тернета – это скольжение по поверхно­сти, некоторое становление, а не нечто устоявшееся.

Новая мозаичная структура сознания постоянно фокусируется в визуальных образах рекламы, которые не выстра­иваются в единое повествование. Это изолированные, дискретные, постоянно прерываемые истории. Вирусные видео­ролики, различные рекламные изобра­жения оказывают влияние на повседнев­ные практики, изменяют их, формируя у молодежной аудитории «множествен­ную идентичность», где каждый, по мне­нию Ж. Бодрийяра, «становится импре­сарио собственной видимости».

Необходимо отметить, что рост числа посетителей различных сайтов и соци­альных медиа связан с чувством сопри­частности и принадлежности к опре­деленной группе, сообществу. Каждое сообщение, каждый постинг представ­ляет собой потребность в восприятии и признании со стороны окружающих. Причем, содержание этого сообщения интерактивно: посетитель сайта волен комментировать увиденное/услышан­ное/прочитанное и распространять его, рекламируя ссылку дальше. Каждый на­писанный или скопированный коммен­тарий – это способ заявить о себе. Эти глубинные эмоциональные факторы (чувство контроля, сопричастности, за­явления о себе и признания со сторо­ны окружающих) и определяют частот­ность посещения сайта и особенности воздействия интернет-рекламы.

Таким образом, благодаря визуаль­ным средствам, реклама репрезентиру­ет стиль жизни, ценности молодежной субкультуры, конструирует восприятие, определяет стратегии социально-куль­турного проектирования повседневных практик человека и формирует новую структуру его сознания и видения мира.

Список литературы:

Аронсон О.В. Коммуникативный образ (Кино. Литература. Философия) / О.В. Аронсон. – 2007. – Москва : Новое литературное обозрение, 2007. – 378 с. : ил.

Горных А. Эстетика Интернета и визуальное потребление: к вопросу о сущности и специфике Рунета / А. Горных, А. Усманова // Control+Shift: публичное и личное в русском интернете : сб. ст. / пер. с нем. ; под ред. Н. Конрадовой, Э. Шмидт, К. Тойбинер. – Москва : Новое литературное обозрение, 2009. – С. 275-298.

Дебор Г. Общество спектакля / Ги Дебор; пер. с фр. С. Офертаса и М. Якубович. – Москва : Логос, 2000. – 184 с.

Делез Ж. Кино 1: Образ-движение. Кино 2: Образ-время / Ж. Делез. – Москва: Ad Marginem, 2004. – 622 с.

Зинченко Ю.П. Психология безопасности как социально-системное явление // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2011. – № 4. – С. 4-11.

Мохирева С. В. Вариативность репрезентаций вербального события в СМИ // Вестник Томского гос. университетата. – 2013. – № 373. – C. 19- 22.

Новый выпуск бюллетеня «Интернет в России. Весна 2010» –[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bd.fom.ru/report/map/int290610_pressr  

Разлогов К. Экран как мясорубка культурного дискурса / К. Разлогов // Языки культур. Взаимодействия : сб. науч. ст. / авт. проекта, сост. и отв. ред. В. Рабинович. – Москва : Рос. ин-т культурологии, 2002. – С. 273.

Dontsov A.I., Perelygina E.B. Security Problems of Communicative Strategies // Psychology in Russia: State of the Art. – 2011. – 4. – 316-323.

Howells R. Visual Culture. – Cambridge: Polity Press ,2003. – 233.

Jameson F. The Ideologies of Theory. Essays 1971-1986. Vol. I. – University of Minnesota Press, 1988. – 29.

Veraksa A.N. (2013) Symbol as cognitive tool of mental activity. Psychology in Russia: State of the Art, 6, 57-65 DOI: 10.11621/pir.2013.0105

Zinchenko Y.P. Technologies of Virtual Reality in the Context of World-Wide and Russian Psychology: Methodology, Comparison with Traditional Methods, Achievements and Perspectives / Y.P. Zinchenko, G. Menshikova, Yu.Bayakovsky, A.M. Chernorizov, &A.E. Voiskounsky // Psychology in Russia: State of the Art. – 2010. – 3. – 11-45.

Для цитирования статьи:

Донцов А.И., Дроздова А.В. Визуальное воздействие интернет-рекламы на молодежную субкультуру // Национальный психологический журнал - 2013. - №2(10) - с.25-31.

Dontsov A.I., Drozdova A.V.(2013). The visual impact of online advertising on youth subculture. National Psychological Journal, 2(10), 25-31

О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2020
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер