ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяСписок ключевых слов

личность

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Рождественская Н.А., Можаровский И.Л., Макарян В.В. Связь личностной и профессиональной идентичности у старшеклассников. // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 1(29). – С. 38-40.

Актуальность (контекст) тематики статьи. В связи с изменениями, произошедшими в последние десятилетия на рынке труда, перед психологами поставлена научно-практическая задача совершенствования профориентационной работы со старшеклассниками за счет создания новых программ развития у них личностной и профессиональной идентичности.

Цель исследования. На основе эпигенетической теории развития обобщить и систематизировать теоретические и эмпирические исследования личностной и профессиональной идентичности у подростков 15–16 лет, установить новые эмпирические факты, проверить уже полученные результаты и разработать практические рекомендации по совершенствованию профориентационного консультирования старшеклассников.

Описание хода исследования. Исследовались некоторые особенности связи личностной и профессиональной идентичности старшеклассников в возрасте 15–16 лет. Прежде всего, была изучена связь личностной идентичности с возрастом. В ходе исследования применялись такие методики, как «Методика изучения личностной идентичности Д. Марсиа» в модификации В.Р. Орестовой и О.А. Карабановой» и «Методика профессиональной идентичности А.А. Азбель и А.Г. Грецова». Методики были розданы 158 респондентам, к обработке оказались пригодными анкеты, заполненные 132 респондентами.

Гипотезы и основные результаты исследования. Нами были выдвинут ряд гипотез. 1. Уровень развития личностной идентичности значимо связан с возрастом старшеклассников – по этому параметру 16-летние десятиклассники превосходят 15-летних девятиклассников. Между возрастными группами установлены значимые различия (р=0,048), т.о. гипотеза подтвердилась. 2. У большинства 15-летних девятиклассников (63,3%) и 16-летних десятиклассников (62,2%), обучающихся в московских школах, профессиональная идентичность имеет статус моратория. Гипотеза подтверждена. 3. В возрасте 15–16 лет динамика профессиональной идентичности отсутствует. Гипотеза подтверждена – установлено, что различия между подростками 15 и 16 лет по этому параметру статистически не значимы (р=0,993). 4. Уровень развития личностной и профессиональной идентичности выше у девушек, чем у юношей. Гипотеза не подтвердилась – различия между девушками и юношами в обоих случаях не значимы (р=0,122), (р=0,928).

Выводы. В результате обобщения теоретических и эмпирических данных предложен авторский подход к совершенствованию профориентационной работы со старшеклассниками.

Поступила: 14.01.2018
Принята к публикации: 30.01.2018
Страницы: 38-49
DOI: 10.11621/npj.2018.0104
Ключевые слова: идентичность; личность; профессиональная идентичность; подростки; развитие подростков; развитие идентичности; идентичность эго;
Автор(ы): Рождественская Н.А.; Можаровский И.Л.; Макарян В.В.;

Доступно в on-line версии с 30.03.2018

Айламазьян А.М. Движение и становление личности. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 2(26). – С. 73-84.

В статье обсуждается роль движения в процессе становления личности, рассматривается его значение как механизма формирования личности. Отмечается, что проблематика движения занимала центральное место в отечественной психологии. Однако впоследствии движение стало рассматриваться преимущественно как исполнительный акт при реализации деятельности. Роль движения в формировании личности может меняться в зависимости от уровня, которое оно занимает в иерархической структуре деятельности, а также от вида движения, его характера, способа построения. В определенных условиях движение может выражать отношение субъекта к окружающему миру, людям.

Многие зарубежные и отечественные психологи указывают на особое место позно-тонического компонента моторики, позы в личностной регуляции. Поза человека отражает его личностные установки, систему отношений, но, прежде всего, эмоциональное отношение или эмоциональную оценку наличной ситуации, заинтересованность в выполняемых действиях. Овладение тоническим уровнем управления моторикой лежит в основе становления эмоциональной регуляции, а достижение способности владения собственной позой является важным этапом формирования личности человека.

Позно-тоническая регуляция моторики у человека носит качественно иной характер, нежели у животных, это связано с тем, что перед человеком стоит задача овладения своей позой, произвольного удержания тела в той или иной позиции. Показано, что поддержание вертикальной позы требует постоянной активности на произвольном и непроизвольном уровне психической регуляции. Овладение позой неустойчивого равновесия означает становление «Я» человека и является последним этапом этого становления. Способ, которым человек решает двигательную задачу поддержания вертикального положения тела, отражает его определенную личностную стратегию или установку.

Поступила: 14.03.2017
Принята к публикации: 27.03.2017
Страницы: 73-84
DOI: 10.11621/npj.2017.0208
Ключевые слова: движение; личность; саморегуляция; психомоторика; моторные типы личности; установки; поза; тонус; равновесие; построение движения; концепция Н.А. Бернштейна;
Автор(ы): Айламазьян А.М.;

Доступно в on-line версии с 28.06.2017

В.П. Зинченко. Блуждание в трех соснах, или Тоска по личности (Из личного архива В.П. Зинченко). // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 3(23). – С. 49-58.

a:2:{s:4:"TEXT";s:2216:"<p>В статье анализируются многозначные психологические термины: «субъект», «индивид», «личность» и образуемые из них синкреты, например, «личностный
субъект», «субъектность личности», «мультисубъектность личности», «личность – атрибут субъекта», «личность индивида» и т.п. Автор пишет, что он,
не претендуя на исчерпывающее раскрытие внутренней формы соответствующего слова, попытается выразить свое отношение к подобным синкретам и
свое видение взаимоотношений между реальностями, скрытыми за терминами «субъект», «индивид», «личность». При этом он опирается на более ранние
культурные традиции их понимания и использования.</p><p>
Реконструируется трактовка этих терминов Г.Г. Шпетом, М. Хайдеггером, С.Л. Рубинштейном, Б.М. Тепловым, А.Н. Леонтьевым и др. Автор утверждает, что ему
не удалось найти в работах рассмотренных им авторов сколько-нибудь содержательных связей между понятиями «субъект» и «личность». Да и само понятие
«субъект» в них используется настолько широко, что его содержание близко к нулю. Подчеркивается сложность постижения субъекта, приводятся свидетельства
этой сложности, которые автор находит в работах ведущих философов и психологов, занимавшихся данной проблемой. В итоге автор пишет, что анализ
различных форм рефлексивности и, собственно, лежащих в их основании практик – это, возможно, и есть теория психологии субъекта, если таковая возможна.</p><p>
Второй член рассматриваемой триады – индивид или индивидуальность, представляет собой и объект, и предмет, и цель бесконечного числа исследований.
При этом понятия «субъект» и «личность» не конгруэнтны понятию «индивид», хотя многие попытки определить или охарактеризовать личность отталкиваются
именно от индивидуальности. Феномен личности довольно поздний результат человеческого развития.</p><p>
Автор утверждает, что очевидной, реальной проблемой психологии является наше среднее звено – индивид или индивидуальность. От нее возможны два пути:
вниз – к субъекту – функции или к коллекции (коллективу) функций, к подлежащему. И путь вверх – к личности, к коллективу переживаний, к духовности
и свободе. Однако выбор не всегда за человеком, но и преуменьшать его стремлений к пределу самопостроения не следует.</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Поступила: 03.09.2016
Принята к публикации: 10.09.2016
Страницы: 49-58
DOI: 10.11621/npj.2016.0307
Ключевые слова: психология; субъект; индивид; индивидуальность; личность;
Автор(ы): Зинченко В.П.;

Доступно в on-line версии с 30.10.2016

Бороздина. Л.В. Концепция личности и характера, основанная на теории деятельности А.Н. Леонтьева. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 4(20). – С. 3-12.

a:2:{s:4:"TEXT";s:1384:"<p>
    Цель статьи – представление концепции личности и характера, построенной на основе теории деятельности А.Н. Леонтьева. Во вступительной части работы приведена краткая история характерологии, анализ которой обнаруживает очевидную неопределенность в понимании предметов психологии характера и личности, их прямое (характер) или косвенное (личность) сведение к психической индивидуальности субъекта. Однако конкретное наполнение этой индивидуальности оказывается настолько широким и разнообразным, что характерология начинает терять свои ясные очертания, личность же не находит сколько-нибудь общепринятого определения. С позиции излагаемой концепции личность рассматривается как структура жизненных смыслов, характер – в качестве инструментального уровня, принимающего к исполнению жизненные смыслы индивидуума и реализующего их в человеческих поступках. Показана неидентичность двух исследуемых образований, их различия по назначению в человеческой психике, содержанию, единицам строения, общей конструкции и генезису. На материале этнической психологии даны примеры реализации единого для разных народов смыслового образования с помощью неодинаковых характерологических приемов, и напротив, обслуживание одним поступком или их стереотипом нескольких смысловых образований. В заключение обсуждаются вопросы соотношения личности и характера, а также источник их формирования.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Поступила: 08.06.2015
Принята к публикации: 20.06.2015
Страницы: 3-12
DOI: 10.11621/npj.2015.0401
Ключевые слова: личность; характер; личностный смысл; жизненный смысл; поступок; этнопсихология;
Автор(ы): Бороздина Л.В. ;

Доступно в on-line версии с 31.12.2015

Павлык Н.В. Духовная личностная направленность как фактор гармонизации характера в юношеском возрасте. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 88-95.

a:2:{s:4:"TEXT";s:2055:"<p>
     Статья посвящена анализу феномена духовной детерминации характерологического развития личности в юношеском возрасте. Приспособление к нравственно-патогенным условиям современной культуры вызывает развитие дисгармоний характера юношей и девушек, что проявляется комплексом дисгармоничных черт характера, вызывающих состояние психологического дискомфорта, являющихся причиной деструктивного поведения и нарушающих взаимоотношения человека с окружающими.
</p>
<p>
     На основе эмпирического исследования духовной сферы и степени гармоничности характера современных студентов автором выделены психологические закономерности влияния духовной направленности личности юношей и девушек на процесс их характерологического развития. Эмпирическое исследование показало, что духовная направленность и гармоничность характера взаимовлияют друг на друга. Однако духовный потенциал не всегда позитивно коррелирует с гармоничностью характера, поскольку процесс гармонизации характера имеет периодичность (гармоничные подъемы и кризисные состояния). Кризисные периоды сопровождаются выраженной дисгармоничностью характера, что вызывает социально-психологическую дезадаптацию личности. Нравственное саморазвитие при наличии устойчивой духовной направленности способствует гармонизации характера путем преодоления духовно-личностных кризисов. В целом, к сожалению, статистика свидетельствует о том, что среди молодежи превалирует дисгармоничность характера. 20% опрошенных являются бездуховными лицами, с дисгармоничным характером. Этот высокий процент юношей и девушек создает своеобразную «зону риска» потенциально психопатических личностей.
</p>
<p>
     Лишь при условии непрерывной духовно-нравственной борьбы с собственным несовершенством происходит постепенная гармонизация характера в соответствии с духовным идеалом.
</p>
<p>
Основными направлениями оптимизации системы образования является создание психологических условий духовно-нравственного оздоровления, насыщение
учебно-воспитательных программ мероприятиями духовно-творческого содержания.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Поступила: 11.02.2014
Принята к публикации: 28.01.2015
Страницы: 88-95
DOI: 10.11621/npj.2015.0110
Ключевые слова: личность; юношеский возраст; характер; духовно-нравственное развитие личности; характерологическое развитие;
Автор(ы): Павлык Наталья В.;

Доступно в on-line версии с 30.03.2015

Величковский Б.Б. Психологические факторы возникновения чувства присутствия в виртуальных средах. // Национальный психологический журнал - 2014. - №3(15) - с.31-38.

a:2:{s:4:"TEXT";s:1918:"<p>
    Технологии виртуальной реальности находят сегодня применение в различных областях науки, в частности, в психологии. Успешная работа с системами виртуальной реальности требует возникновения у пользователя чувства «присутствия» в виртуальной среде – субъективного переживания реальности своего нахождения в искусственно созданной среде и взаимодействия с ней. Отсутствие этого чувства или его недостаточная выраженность приводят к тому, что возможности взаимодействия с виртуальной средой не используются полностью. Как психологический феномен, чувство присутствия обусловлено, наряду с технологическими факторами, целым рядом психологических факторов. Проведенный в статье анализ литературы показывает, что к этим факторам относятся различные демографические, когнитивные, личностные и мотивационные переменные. В частности, показывается, что чувство присутствия зависит от различий в когнитивных способностях и от личностных особенностей, хотя в последнем случае получены противоречивые результаты. В статье обсуждается возможная особая роль процессов когнитивного контроля – метакогнитивных процессов, ответственных за адаптацию когнитивной сферы к контексту решения актуальной задачи, в возникновении чувства присутствия. Обсуждаются проблемы использования знаний о психологических факторах возникновения чувства присутствия при разработке виртуальных сред, обеспечивающих эффективное взаимодействие с пользователем. Рассматривается использование психологических факторов возникновения чувства присутствия в качестве критериев отбора пользователей для работы с виртуальными средами. Целенаправленное изучение разных классов психологических факторов возникновения чувства присутствия приведет не только к прогрессу в построении общепсихологической теории чувства присутствия, но и позволит находить эффективные решения фундаментальных и прикладных задач с использованием технологий виртуальной реальности.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Поступила: 18.11.2014
Принята к публикации: 24.11.2014
Страницы: 31-38
DOI: 10.11621/npj.2014.0304
Ключевые слова: виртуальная реальность; чувство присутствия; внимание; рабочая память; личность; когнитивный контроль;
Автор(ы): Величковский Б. Б.;

Шувалов А.В. Методологические аспекты психологического человекознания. // Национальный психологический журнал - 2014. - №3(15) - с.16-26.

a:2:{s:4:"TEXT";s:2157:"<p>
     Важной особенностью современного этапа развития системы гуманитарного знания является введение психологии в духовный контекст. Возрастает интерес научного сообщества к таким духовно-психологическим реалиям как субъектность, индивидуальность, личность, «духовное я», сознание, совесть, нравственность человека. Эти понятия объединяет то, что они не вмещаются в объективно ориентированные направления психологии, изучающие общие свойства и закономерности функционирования психики. Чтобы рассматривать их по существу, нужно дифференцировать разные по типу научности и по способу получения системы психологического знания.
</p>
<p>
     В статье приведен историко-методологический обзор работ по проблеме человека в психологии. Выделены и проанализированы методологические установки психологического человекознания: теоцентрическая, социоцентрическая и персоноцентрическая. За каждой из них стоят определенные философско- мировоззренческие концепции, определяющие первооснову человеческого в человеке, которые были продуктивно восприняты психологией и позволили развернуть соответствующие направления исследований.
</p>
<p>
     Соотнесение социоцентрического и персоноцентрического научных подходов позволило поднять вопрос о неисчерпанности теоцентрической методологии в отношении проблемы человека в психологии. Психологическая антропология представляет собой реализацию теоцентрической методологической установки на современном этапе развития рационального психологического знания.
</p>
<p>
     Психологическая антропология сложилась как новая методологическая платформа, наделенная значительным эвристическим потенциалом. Содержание психологической антропологии представляет собой описание явлений внутреннего мира человека, выявление оснований и условий развития субъективной реальности в онтогенезе. В статье определены базовые категории и сформулированы основные положения психологической антропологии. Обоснована новая интерпретация принципа развития в психологии. Представлены результаты структурно-содержательного анализа человеческой субъективности, выделены нормативные образы, предельные качества и запредельная форма бытия человека.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Поступила: 22.08.2014
Принята к публикации: 25.10.2014
Страницы: 16-26
DOI: 10.11621/npj.2014.0302
Ключевые слова: методология; человеческая сущность; личность; индивидуальность; психологическая антропология; субъективная реальность; принцип развития;
Автор(ы): Шувалов А.В.;

Братусь Б.С. Проблема возвращения категории «души» в научную психологию// Национальный психологический журнал - 2014. - №3(15) - с.5-15.

a:2:{s:4:"TEXT";s:2015:"<p>
     Употребление понятия души является, вот уже более ста лет запретным для научно-психологической литературы. Его давно заменили (вытеснили) понятия «психики», «сознания», «самооценки» и т.п. В статье поставлен вопрос о необходимости нового рассмотрения души, как фундаментального основания психической деятельности человека. Показана многомерность понятия души, прямая отнесенность к нему целого ряда традиционных разделов теоретической и прикладной психологии, таких как изучение мышления, памяти, восприятия, ощущений, эмоций и др. Обнаружено, что среди принятых значений понятия души (в статье их перечислено более десяти), только одно заведомо выпадает из требований научно-психологического рассмотрения, а именно понимание души как «духовной части существа человеческого». Делается принципиальный вывод, что душа как таковая никогда не уходила полностью из рассмотрения научной психологии, но, напротив, в большинстве своих проявлений оставалась в центре внимания ученых. Для того, чтобы развести компетенции психологии и теологии, предлагается разделение на «внутреннюю» и «внешнюю» стороны душевных проявлений. При таком делении внешняя сторона, целиком обращенная к материальному миру, практически, прямо и целиком отвечает требованиям, предъявляемым к предмету науки, тогда как сторона «внутренняя» связана с психологией лишь опосредствованно через соотнесение с той реальностью, которую принято обозначать как духовность, что помимо теологических интерпретаций может быть понята нравственно-философски как ценностно-смысловая сфера и уровень придельных умопостигаемых оснований бытия человека.
</p>
<p>
     Такой подход позволил подойти к рассмотрению проблемы соотношения «духовного» и «личностного», установлены взаимоотношения психологии личности с обеими (религиозным и секулярным) подходами. Показано, что без учета методологического соотнесения с этими подходами личность как психологическая категория редуцируется до индивидуальных различий характера и мотивационно-волевых показателей.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Поступила: 14.11.2014
Принята к публикации: 20.11.2014
Страницы: 5-15
DOI: 10.11621/npj.2014.0300
Ключевые слова: личность; психика; душа; дух; методология науки; философия психологии; теология;
Автор(ы): Братусь Б. С. ;

Ильченко В. И., Ильченко А. И. Опыт психологического портрета Михаила Васильевича Ломоносова: к постановке проблемы.// Национальный психологический журнал-2012.-№ 1(7)-с.55-56.

a:2:{s:4:"TEXT";s:194:"<p>Предпринята попытка создания психологического портрета Ломоносова. Раскрывается феномен его личности, как
творца и великого ученого, служившего и народу, и высшей государственной власти.</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Страницы: 55-56
Ключевые слова: М. В. Ломоносов; психологический портрет; феномены; психологический феномен; личность;
Автор(ы): Ильченко А. И.; Ильченко В. И.;

Ждан А. Н. Михаил Васильевич Ломоносов – «первый наш университет» (1711 – 1765) //Национальный психологический журнал-2012.-№1(7) -с.42-46.

a:2:{s:4:"TEXT";s:224:"<p>Представлены основные этапы жизни и деятельности выдающегося отечественного ученого. Показаны особенности
его личности и мировоззрения. Раскрывается вклад Ломоносова в развитие научной психологической мысли в России.</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Страницы: 42-46
Ключевые слова: М. В. Ломоносов; история психологии; трехкомпонентная теория цвета и цветового зрения Ломоносова; психические процессы; личность; свойства личности;
Автор(ы): Ждан А.Н. ;

Чеснокова М.Г. Общепсихологические основания исследования здоровья личности // Национальный психологический журнал -2013.- №1(9)- с.96–102.

a:2:{s:4:"TEXT";s:1617:"<p>Автор статьи ставит вопрос о необходимости более глубокой разработки теоретико-методологических оснований психологии здоровья как новой
развивающейся области психологического знания, особо подчеркивая исследовательский потенциал культурно-деятельностной парадигмы. В статье
предлагается модель психологического исследования здоровья личности, опирающаяся на общепсихологические идеи Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л.
Рубинштейна, П.Я. Гальперина и др. Основу этой модели составляет понимание здоровья человека как высшей психической функции.
Выделяются уровни регуляции взаимодействия индивида с внешним миром. Формирование согласованной и непротиворечивой системы функционирования
этих уровней рассматривается как основа общего и психологического здоровья личности. По мнению автора, основные психические нарушения, возникающие
у человека, связаны с изменением первоначальных (сложившихся в биологической эволюции) условий психической регуляции и последующим изменением
роли психики в условиях социального образа жизни. Выдвигается гипотеза о связи психосоматических заболеваний с нарушениями механизма психической
регуляции поведения на основе образа.
Утверждается существование тесной связи между физическим и социальным здоровьем человека. Вводится понятие «социальная физиология».</p><p>
Делается вывод о том, что понятие высшей психической функции (ВПФ) является той объяснительной категорией, которая позволяет свести в единую систему
различные аспекты здоровья человека, до сих пор рассматривавшиеся разрозненно: физическое здоровье, психическое здоровье, социальное здоровье. </p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Поступила: 01.09.2011
Принята к публикации: 23.09.2011
Страницы: 96-102
DOI: 2079-6617/2013.0113
Ключевые слова: личность; психология здоровья; высшая психическая функция; уровни регуляции; психическая регуляция на основе образа; социальная физиология;
Автор(ы): Чеснокова М. Г.;


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2018
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер