ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
Russian Psychological Society
The Faculty of Psychology. Lomonosov Moscow State University.
Main RSS Search

MainKeywords

personality

Publications

Filter
En:
DOI Number:
  

Aylamazyan A.M. (2017). Movement and personality development. National Psychological Journal. 2, 73-84.

The paper discusses the role of the movement in the process of shaping the personality, its importance as a mechanism for personality development is considered. The issue of the movement has always occupied a central place in Russian psychology. However, subsequently the movement began to be considered primarily as an executive action in human life. The role of movement in personality development can vary depending on the level it occupies in the hierarchical structure of activity, and also on the type of movement, its character, and the way it is constructed. Under certain conditions, the movement can express the attitude of the subject to the surrounding world and people.

Many foreign and Russian psychologists point to a special place of the postural tonic component of the motor movement, the posture in personal regulation. The posture reflects his/her personal attitudes, the system of relationships, and, above all, the emotional attitude or emotional assessment of the current situation, the interest in the actions performed. Mastering the tonic level of motor management is based on the emotional regulation, so the ability to regulate one’s own pose is an important stage in the personality development.

Posture tonic regulation of motor movements in humans reveals a qualitatively different character than in animals, this being due to the person’s facing the task of mastering his’her posture, arbitrary retention of the body in one or another position. Maintaining a vertical posture requires constant activity at an arbitrary and involuntary level of mental regulation. Mastering the posture of an unstable equilibrium presupposes the emergence of the «I» and is the last stage of the development. The way a person solves the motor task of maintaining the vertical position of the body reflects his/her specific personal strategy or attitude.

Received: 03/14/2017

Accepted: 03/27/2017

Pages: 73-84

DOI: 10.11621/npj.2017.0208

Keywords: movement; personality; self-regulation; psychomotorics; motor types of personality; installation; posture; tone; balance; motion construction; Bernstein’s concept;

By: Aylamazyan, Aida M.;

Available Online: 06/28/2017

Zinchenko V.P. (2016). Nostalgia for a Personality: roaming like a babe in the woods (From personal archive V.P. Zinchenko). National Psychological Journal. 3, 49-58.

The paper analyses such polysemantic terms as “subject”, “individual”, “personality”, and which form sincretic notions, e.g. “subjectivity of personality”, “multisubjectivity of personality”, etc.

The author claims that he was unable to find in the works of other authors meaningful connections between the concepts of «subject» and «personality». The concept of «subject» is used in such a wide meaning that its content potential is close to zero. It highlights the complexity of understanding the subject, and provides evidence of the difficulties that the author finds in the works of the leading philosophers and psychologists who are concerned with the issue of personality. As a result, the author concludes that the analysis of the different forms of reflexivity and, their base practices are the theory of psychology of the subject.

The second term of the triad – the individual or the individuality, is both the subject and the subject matter and objective of an infinite number of studies. At the same time the concepts of «subject» and «personality» are not congruent to the concept of «individual», although many attempts to define or describe the personalityare repelled by the notion of individual. The phenomenon of personality expresses a rather late result of human development.

The interpretation of these terms by G.G. Shpet, S.L. Rubinshtein, B.M. Teplov, A.N. Leontiev, etc. is refurbished. The author believes the main issue of psychological research is personality. On the ontological plane,there are two notions of personality: down — to the subject — to a function or a collection of functions; and up — to the personality — to an ideal, to the limit of self-construction, to spirituality and freedom.

Received: 09/03/2016

Accepted: 09/10/2016

Pages: 49-58

DOI: 10.11621/npj.2016.0307

Keywords: psychology; subject; individual; personality; personality;

By: Zinchenko, Vladimir P.;

Available Online: 10/30/2016

Borozdina Lidia V. (2015). The concept of personality and character based on the activity theory of A. Leontiev. National Psychological Journal. 4, 3-12.

The aim of the article is to introduce the concept of personality and character which is based on the activity theory approach by A.N.Leontiev. The introductory part of the work gives a short history of characterology whose analysis reveals apparent uncertainty in understanding the subject matters of character psychology and personality psychology. They are directly (character) or indirectly (personality) confined to a person’s psychic individuality. However, the specific content of this individuality appears to be so broad and various that characterology starts losing its clear contours while personality does not find any generally accepted definition. In the framework of the developed concept, personality is regarded as a structure of life meanings while character is seen as an instrumental level which accepts life meanings for performance and implements them in human actions. Nonidentity of the two studied formations is shown: they are different in terms of content, function in human psychics, units of structure, general construction and genesis. Some examples are given based on the data of ethnic psychology. They show how a sense formation which is the same for different nations is realized through unequal characterological techniques. On the other hand, a few sense formations can be expressed by a single action or stereotype. In conclusion problems of correlation between personality and character and the source of their generation are discussed.

Received: 06/08/2015

Accepted: 06/20/2015

Pages: 3-12

DOI: 10.11621/npj.2015.0401

Keywords: personality; character; personalized meaning; life meaning; action; ethnic psychology;

By: Borozdina L.V.;

Available Online: 12/31/2015

Pavlyk N.V. (2015). The spiritual personal orientation as the factor of character harmonization in adolescence. National psychological journal. 1 (17), 88-95.

The paper is devoted to the analysis of spiritual determination of character development in adolescence. On the basis of the experimental research of spiritual sphere and the degree of a character harmony of today’s students, the author allocates the psychological laws of influencing the spiritual orientation for the process of character developments in adolescents. The experimental research has shown that spiritual orientation and character harmony are mutually influenced. However, the spiritual potential does not always positively correlate with character harmony as because the process of character harmonization does not appear linear, but cyclic with of rise and fall periods. The fall periods are accompanied by expressed disharmony of character and promotes social psychological personality maladjustment. Conditioned by steady spiritual orientation, spiritual self-development promotes character harmonization through overcoming personal spiritual crises. Continuous moral struggle against imperfection conditioned, the personality faces gradual character harmonization according to the spiritual ideal.

Spiritually and creative activity promotes activation of psychological mechanisms of character harmonization in adolescents. The basic directions of optimization of the education system is creating psychological conditions of spirituality and moral improvement, saturation of teaching and educational programs by spiritual and creative contents.

Received: 02/11/2014

Accepted: 01/28/2015

Pages: 88-95

DOI: 10.11621/npj.2015.0110

Keywords: personality; late adolescence; character; spiritual personal orientation; character harmony;

By: Pavlyk, Natalia V.;

Available Online: 03/30/2015

Velichkovsky B.B. (2014). Psychological factors of the emerging sense of presence in virtual environments. National Psychological Journal, 3(15), 31-38

Virtual reality technology is used nowadays in various areas of science, and psychology, in particular. Successful work with virtual reality systems requires that a sense of presence emerges in the user, i.e. the subjective experience of the reality of being located in the artificially created environment and interacting with it. The lack of this experience or its insufficiency result in the interaction possibilities a virtual environment being unexploited. As a psychological phenomenon the sense of presence is caused by various psychological factors besides technological factors. In this paper, the reference literature review shows that the sense of presence is conditioned by demographic, cognitive, personality, and motivational variables. In particular, the sense of presence is dependent on differences in cognitive abilities and personal features, although in the last case the evidence is contradictory. The paper highlights a special role of cognitive control, i.e. metacognitive processes that are responsible for adjusting cognition to the context of the current task, thus emerging the sense of presence. The usage of expertise of psychological factors of the sense of presence in the development of virtual environments allowing effective user interaction is considered. The usage of psychological factors of the sense of presence as criteria for selecting users to operate in virtual environments is discussed. The directed research of various psychological factors that affect the sense of presence will not only support the development of general psychological theory of the sense of presence but also will allow to create effective solutions for fundamental and applied problems using virtual reality technology.

Received: 11/18/2014

Accepted: 11/24/2014

Pages: 31-38

DOI: 10.11621/npj.2014.0304

Keywords: virtual reality; sense of presence; attention; working memory; personality; cognitive control;

By: Velichkovsky, Boris B.;

Shuvalov A.V. (2014) Methodological aspects of psychological anthropology. National Psychological Journal, 3(15), 16-26

An important feature of the present stage of human knowledge development is the introducing psychology in the spiritual context. An interest in the scientific community to such spiritual and psychological realities as subjectivity, individuality, personality, “spiritual I” consciousness, conscience, human morality is increasing. These concepts are united by the fact that they do not fit in the objectively oriented areas of psychology that study the general properties and regularities of mental functioning. To consider them properly we have to differentiate the diverse scientific types and processes for obtaining psychological knowledge.

The paper presents a historical and methodological review of studies on the problem of human psychology. We identified and analyzed methodological orientations of psychological human anthropology: theocentric, and sociocentric personcentric. For each of them we found certain philosophical and ideological concepts that define the fundamental principle of human in man, which were fruitfully absorbed by psychology and allowed to deploy the relevant areas of research.

Correlation of sociocentric and personcentric scientific approaches allows to raise the issue of insufficient research of theocentric methodology for the problem of human psychology. Psychological anthropology is an implementation of theocentric methodology at the present stage of rational psychological knowledge development.

Psychological anthropology has become a new methodological platform endowed with considerable heuristic potential.

The content of psychological anthropology is a description of the phenomena of the inner world of a human individual, revealing the bases and conditions for the development of subjective reality in the ontogeny. The article defines the basic categories and formulated the basic provisions of the psychological anthropology. We justified a new interpretation of the principle of development in psychology. The results of structural and content analysis of human subjectivity, normative models, marginal quality, and the superordinate form of human existence are presented.

Received: 08/22/2014

Accepted: 10/25/2014

Pages: 16-26

DOI: 10.11621/npj.2014.0302

Keywords: methodology; human nature; personality; personality; psychological anthropology; subjective reality; principle of development;

By: Shuvalov A.V.;

Bratus B.S.(2014) The problem of restoring the category of “soul” in academic psychology. National Psychological Journal, 3(15), 5-15

The soul concept has been forbidden to use in the academic psychological literature for over a hundred years. It was replaced (suppressed) by the concept of “psyche”, “consciousness”, “self-esteem”, etc. The paper raises the issue of the need to reconsider the concept of human soul as the fundamental basis of human mental activity. We emphasize the multidimensional concept of soul, a number of traditional fields of theoretical and applied psychology the directly being attributed to it, for example, the study of thinking, memory, perception, sensations, emotions, etc. We discovered that among the accepted meanings of the soul (more than ten listed in the paper) only one is known to fall out of the academic and psychological requirements, namely understanding the soul in terms of “spiritual part of human beings”. The fundamental conclusion consists in the fact that the soul properly never escaped the issues of academic psychology. On the contrary, it has been in the focus of scholars. In order to differentiate between the competence of psychology and theology we propose a distinction between “inner” and “outer” psychic manifestations. Within such a divide, the “outer” side will face the entire material world almost directly and entirely meet the requirements of the subject matter of science, whereas the “inner” side is connected with psychology through the reality, habitually referred to as spirituality, which in addition to theological interpretations can be deemed in terms of moral and philosophical value sphere and intelligible reason of human existence.

This approach allowed us to consider the issue of “spiritual” and “personal” relations, to establish relationships between personality psychology and the religious and secular approaches. It is shown that without taking into account the methodological correlation with these approaches the psychological category is reduced to simply identifying personal individual features, and motivational and volitional performance.

Received: 11/14/2014

Accepted: 11/20/2014

Pages: 5-15

DOI: 10.11621/npj.2014.0300

Keywords: personality; psyche; soul; spirit; methodology of science; philosophy psychology; theology;

By: Bratus, Boris S.;

Ilchenko V. I., Ilchenko A.I. (2012) Experience of a psychological portrait of M.Lomonosov. National Psychological Journal,1(7),55-56

An attempt to create a psychological portrait of M. Lomonosov is undertaken. The phenomenon of M. Lomonosov’s personality as a creator and a great scholar, who served his people and the supreme power, is revealed.

Pages: 55-56

Keywords: M. Lomonosov; psychological portrait; phenomena; psychological phenomenon; personality;

By: Ilchenko, Anna I.; Ilchenko,Valentin I.;

Zhdan A. N.(2012). Mikhail Lomonosov is “our first university” (1711–1765). National Psychological Journal,1(7),42-46

The main stages of the life and work of M. Lomonosov, the outstanding national scholar, are presented. The features of his personality and outlook are shown. M. Lomonosov’s contribution to the development of scientific psychological thought in Russia is disclosed.

Pages: 42-46

Keywords: M. Lomonosov; history of psychology; three component theory of colour and colour vision of M. Lomonosov; mental processes; personality; personality traits;

By: Zhdan, Antonina N.;

Chesnokova M.G. (2013). General psychological bases for individual health research. National Psychological Journal,1(9),96–102

The author of the paper raises the issue concerning the need for a more profound theoretical and methodological foundations of health psychology as a new developing area of psychological knowledge, with special emphasis on the research potential of the cultural activity paradigm. The model of psychological research of health, based on the general psychological ideas of L.S.Vygotsky, A.N.Leontiev, S.L.Rubinstein, P.Y.Galperin and others, is proposed.

Human health as a higher mental function is the base of the model. Levels of regulating the individual’s interaction with the outer world are marked out. The formation of a coherent and consistent system of functioning of the levels is considered as a basis of general and psychological health of a person. According to the author the basic mental disorders of a man are connected with the change of the initial conditions of mental regulation (which were developed in the process of biological evolution) and subsequent change of the role of psyche in the conditions of social life. The author suggests a hypothesis of the connection between psychosomatic disorders and the mechanism dysfunction of mental image-based regulation of behavior. The existence of a close connection between physical and social health of a man is stated. The notion of “social physiology” is introduced.

Received: 09/01/2011

Accepted: 09/23/2011

Pages: 96-102

DOI: 2079-6617/2013.0113

Keywords: personality; health psychology; a higher mental function; levels of regulations; psychical image-based regulation; social physiology;

By: Chesnokova, Milena G.;


About Editorial Board Volumes Authors For Authors Indexing Contacts
CC BY-NC

National Psychological Journal, 2006 - 2017

ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

ГлавнаяСписок ключевых слов

личность

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Айламазьян А.М. Движение и становление личности. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 2(26). – С. 73-84.

В статье обсуждается роль движения в процессе становления личности, рассматривается его значение как механизма формирования личности. Отмечается, что проблематика движения занимала центральное место в отечественной психологии. Однако впоследствии движение стало рассматриваться преимущественно как исполнительный акт при реализации деятельности. Роль движения в формировании личности может меняться в зависимости от уровня, которое оно занимает в иерархической структуре деятельности, а также от вида движения, его характера, способа построения. В определенных условиях движение может выражать отношение субъекта к окружающему миру, людям.

Многие зарубежные и отечественные психологи указывают на особое место позно-тонического компонента моторики, позы в личностной регуляции. Поза человека отражает его личностные установки, систему отношений, но, прежде всего, эмоциональное отношение или эмоциональную оценку наличной ситуации, заинтересованность в выполняемых действиях. Овладение тоническим уровнем управления моторикой лежит в основе становления эмоциональной регуляции, а достижение способности владения собственной позой является важным этапом формирования личности человека.

Позно-тоническая регуляция моторики у человека носит качественно иной характер, нежели у животных, это связано с тем, что перед человеком стоит задача овладения своей позой, произвольного удержания тела в той или иной позиции. Показано, что поддержание вертикальной позы требует постоянной активности на произвольном и непроизвольном уровне психической регуляции. Овладение позой неустойчивого равновесия означает становление «Я» человека и является последним этапом этого становления. Способ, которым человек решает двигательную задачу поддержания вертикального положения тела, отражает его определенную личностную стратегию или установку.

Поступила: 14.03.2017
Принята к публикации: 27.03.2017
Страницы: 73-84
DOI: 10.11621/npj.2017.0208
Ключевые слова: движение; личность; саморегуляция; психомоторика; моторные типы личности; установки; поза; тонус; равновесие; построение движения; концепция Н.А. Бернштейна;
Автор(ы): Айламазьян А.М.;

Доступно в on-line версии с 28.06.2017

В.П. Зинченко. Блуждание в трех соснах, или Тоска по личности (Из личного архива В.П. Зинченко). // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 3(23). – С. 49-58.

В статье анализируются многозначные психологические термины: «субъект», «индивид», «личность» и образуемые из них синкреты, например, «личностный субъект», «субъектность личности», «мультисубъектность личности», «личность – атрибут субъекта», «личность индивида» и т.п. Автор пишет, что он, не претендуя на исчерпывающее раскрытие внутренней формы соответствующего слова, попытается выразить свое отношение к подобным синкретам и свое видение взаимоотношений между реальностями, скрытыми за терминами «субъект», «индивид», «личность». При этом он опирается на более ранние культурные традиции их понимания и использования.

Реконструируется трактовка этих терминов Г.Г. Шпетом, М. Хайдеггером, С.Л. Рубинштейном, Б.М. Тепловым, А.Н. Леонтьевым и др. Автор утверждает, что ему не удалось найти в работах рассмотренных им авторов сколько-нибудь содержательных связей между понятиями «субъект» и «личность». Да и само понятие «субъект» в них используется настолько широко, что его содержание близко к нулю. Подчеркивается сложность постижения субъекта, приводятся свидетельства этой сложности, которые автор находит в работах ведущих философов и психологов, занимавшихся данной проблемой. В итоге автор пишет, что анализ различных форм рефлексивности и, собственно, лежащих в их основании практик – это, возможно, и есть теория психологии субъекта, если таковая возможна.

Второй член рассматриваемой триады – индивид или индивидуальность, представляет собой и объект, и предмет, и цель бесконечного числа исследований. При этом понятия «субъект» и «личность» не конгруэнтны понятию «индивид», хотя многие попытки определить или охарактеризовать личность отталкиваются именно от индивидуальности. Феномен личности довольно поздний результат человеческого развития.

Автор утверждает, что очевидной, реальной проблемой психологии является наше среднее звено – индивид или индивидуальность. От нее возможны два пути: вниз – к субъекту – функции или к коллекции (коллективу) функций, к подлежащему. И путь вверх – к личности, к коллективу переживаний, к духовности и свободе. Однако выбор не всегда за человеком, но и преуменьшать его стремлений к пределу самопостроения не следует.

Поступила: 03.09.2016
Принята к публикации: 10.09.2016
Страницы: 49-58
DOI: 10.11621/npj.2016.0307
Ключевые слова: психология; субъект; индивид; индивидуальность; личность;
Автор(ы): Зинченко В.П.;

Доступно в on-line версии с 30.10.2016

Бороздина. Л.В. Концепция личности и характера, основанная на теории деятельности А.Н. Леонтьева. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 4(20). – С. 3-12.

Цель статьи – представление концепции личности и характера, построенной на основе теории деятельности А.Н. Леонтьева. Во вступительной части работы приведена краткая история характерологии, анализ которой обнаруживает очевидную неопределенность в понимании предметов психологии характера и личности, их прямое (характер) или косвенное (личность) сведение к психической индивидуальности субъекта. Однако конкретное наполнение этой индивидуальности оказывается настолько широким и разнообразным, что характерология начинает терять свои ясные очертания, личность же не находит сколько-нибудь общепринятого определения. С позиции излагаемой концепции личность рассматривается как структура жизненных смыслов, характер – в качестве инструментального уровня, принимающего к исполнению жизненные смыслы индивидуума и реализующего их в человеческих поступках. Показана неидентичность двух исследуемых образований, их различия по назначению в человеческой психике, содержанию, единицам строения, общей конструкции и генезису. На материале этнической психологии даны примеры реализации единого для разных народов смыслового образования с помощью неодинаковых характерологических приемов, и напротив, обслуживание одним поступком или их стереотипом нескольких смысловых образований. В заключение обсуждаются вопросы соотношения личности и характера, а также источник их формирования.

Поступила: 08.06.2015
Принята к публикации: 20.06.2015
Страницы: 3-12
DOI: 10.11621/npj.2015.0401
Ключевые слова: личность; характер; личностный смысл; жизненный смысл; поступок; этнопсихология;
Автор(ы): Бороздина Л.В. ;

Доступно в on-line версии с 31.12.2015

Павлык Н.В. Духовная личностная направленность как фактор гармонизации характера в юношеском возрасте. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 88-95.

Статья посвящена анализу феномена духовной детерминации характерологического развития личности в юношеском возрасте. Приспособление к нравственно-патогенным условиям современной культуры вызывает развитие дисгармоний характера юношей и девушек, что проявляется комплексом дисгармоничных черт характера, вызывающих состояние психологического дискомфорта, являющихся причиной деструктивного поведения и нарушающих взаимоотношения человека с окружающими.

На основе эмпирического исследования духовной сферы и степени гармоничности характера современных студентов автором выделены психологические закономерности влияния духовной направленности личности юношей и девушек на процесс их характерологического развития. Эмпирическое исследование показало, что духовная направленность и гармоничность характера взаимовлияют друг на друга. Однако духовный потенциал не всегда позитивно коррелирует с гармоничностью характера, поскольку процесс гармонизации характера имеет периодичность (гармоничные подъемы и кризисные состояния). Кризисные периоды сопровождаются выраженной дисгармоничностью характера, что вызывает социально-психологическую дезадаптацию личности. Нравственное саморазвитие при наличии устойчивой духовной направленности способствует гармонизации характера путем преодоления духовно-личностных кризисов. В целом, к сожалению, статистика свидетельствует о том, что среди молодежи превалирует дисгармоничность характера. 20% опрошенных являются бездуховными лицами, с дисгармоничным характером. Этот высокий процент юношей и девушек создает своеобразную «зону риска» потенциально психопатических личностей.

Лишь при условии непрерывной духовно-нравственной борьбы с собственным несовершенством происходит постепенная гармонизация характера в соответствии с духовным идеалом.

Основными направлениями оптимизации системы образования является создание психологических условий духовно-нравственного оздоровления, насыщение учебно-воспитательных программ мероприятиями духовно-творческого содержания.

Поступила: 11.02.2014
Принята к публикации: 28.01.2015
Страницы: 88-95
DOI: 10.11621/npj.2015.0110
Ключевые слова: личность; юношеский возраст; характер; духовно-нравственное развитие личности; характерологическое развитие;
Автор(ы): Павлык Наталья В.;

Доступно в on-line версии с 30.03.2015

Величковский Б.Б. Психологические факторы возникновения чувства присутствия в виртуальных средах. // Национальный психологический журнал - 2014. - №3(15) - с.31-38.

Технологии виртуальной реальности находят сегодня применение в различных областях науки, в частности, в психологии. Успешная работа с системами виртуальной реальности требует возникновения у пользователя чувства «присутствия» в виртуальной среде – субъективного переживания реальности своего нахождения в искусственно созданной среде и взаимодействия с ней. Отсутствие этого чувства или его недостаточная выраженность приводят к тому, что возможности взаимодействия с виртуальной средой не используются полностью. Как психологический феномен, чувство присутствия обусловлено, наряду с технологическими факторами, целым рядом психологических факторов. Проведенный в статье анализ литературы показывает, что к этим факторам относятся различные демографические, когнитивные, личностные и мотивационные переменные. В частности, показывается, что чувство присутствия зависит от различий в когнитивных способностях и от личностных особенностей, хотя в последнем случае получены противоречивые результаты. В статье обсуждается возможная особая роль процессов когнитивного контроля – метакогнитивных процессов, ответственных за адаптацию когнитивной сферы к контексту решения актуальной задачи, в возникновении чувства присутствия. Обсуждаются проблемы использования знаний о психологических факторах возникновения чувства присутствия при разработке виртуальных сред, обеспечивающих эффективное взаимодействие с пользователем. Рассматривается использование психологических факторов возникновения чувства присутствия в качестве критериев отбора пользователей для работы с виртуальными средами. Целенаправленное изучение разных классов психологических факторов возникновения чувства присутствия приведет не только к прогрессу в построении общепсихологической теории чувства присутствия, но и позволит находить эффективные решения фундаментальных и прикладных задач с использованием технологий виртуальной реальности.

Поступила: 18.11.2014
Принята к публикации: 24.11.2014
Страницы: 31-38
DOI: 10.11621/npj.2014.0304
Ключевые слова: виртуальная реальность; чувство присутствия; внимание; рабочая память; личность; когнитивный контроль;
Автор(ы): Величковский Б. Б.;

Шувалов А.В. Методологические аспекты психологического человекознания. // Национальный психологический журнал - 2014. - №3(15) - с.16-26.

Важной особенностью современного этапа развития системы гуманитарного знания является введение психологии в духовный контекст. Возрастает интерес научного сообщества к таким духовно-психологическим реалиям как субъектность, индивидуальность, личность, «духовное я», сознание, совесть, нравственность человека. Эти понятия объединяет то, что они не вмещаются в объективно ориентированные направления психологии, изучающие общие свойства и закономерности функционирования психики. Чтобы рассматривать их по существу, нужно дифференцировать разные по типу научности и по способу получения системы психологического знания.

В статье приведен историко-методологический обзор работ по проблеме человека в психологии. Выделены и проанализированы методологические установки психологического человекознания: теоцентрическая, социоцентрическая и персоноцентрическая. За каждой из них стоят определенные философско- мировоззренческие концепции, определяющие первооснову человеческого в человеке, которые были продуктивно восприняты психологией и позволили развернуть соответствующие направления исследований.

Соотнесение социоцентрического и персоноцентрического научных подходов позволило поднять вопрос о неисчерпанности теоцентрической методологии в отношении проблемы человека в психологии. Психологическая антропология представляет собой реализацию теоцентрической методологической установки на современном этапе развития рационального психологического знания.

Психологическая антропология сложилась как новая методологическая платформа, наделенная значительным эвристическим потенциалом. Содержание психологической антропологии представляет собой описание явлений внутреннего мира человека, выявление оснований и условий развития субъективной реальности в онтогенезе. В статье определены базовые категории и сформулированы основные положения психологической антропологии. Обоснована новая интерпретация принципа развития в психологии. Представлены результаты структурно-содержательного анализа человеческой субъективности, выделены нормативные образы, предельные качества и запредельная форма бытия человека.

Поступила: 22.08.2014
Принята к публикации: 25.10.2014
Страницы: 16-26
DOI: 10.11621/npj.2014.0302
Ключевые слова: методология; человеческая сущность; личность; индивидуальность; психологическая антропология; субъективная реальность; принцип развития;
Автор(ы): Шувалов А.В.;

Братусь Б.С. Проблема возвращения категории «души» в научную психологию// Национальный психологический журнал - 2014. - №3(15) - с.5-15.

Употребление понятия души является, вот уже более ста лет запретным для научно-психологической литературы. Его давно заменили (вытеснили) понятия «психики», «сознания», «самооценки» и т.п. В статье поставлен вопрос о необходимости нового рассмотрения души, как фундаментального основания психической деятельности человека. Показана многомерность понятия души, прямая отнесенность к нему целого ряда традиционных разделов теоретической и прикладной психологии, таких как изучение мышления, памяти, восприятия, ощущений, эмоций и др. Обнаружено, что среди принятых значений понятия души (в статье их перечислено более десяти), только одно заведомо выпадает из требований научно-психологического рассмотрения, а именно понимание души как «духовной части существа человеческого». Делается принципиальный вывод, что душа как таковая никогда не уходила полностью из рассмотрения научной психологии, но, напротив, в большинстве своих проявлений оставалась в центре внимания ученых. Для того, чтобы развести компетенции психологии и теологии, предлагается разделение на «внутреннюю» и «внешнюю» стороны душевных проявлений. При таком делении внешняя сторона, целиком обращенная к материальному миру, практически, прямо и целиком отвечает требованиям, предъявляемым к предмету науки, тогда как сторона «внутренняя» связана с психологией лишь опосредствованно через соотнесение с той реальностью, которую принято обозначать как духовность, что помимо теологических интерпретаций может быть понята нравственно-философски как ценностно-смысловая сфера и уровень придельных умопостигаемых оснований бытия человека.

Такой подход позволил подойти к рассмотрению проблемы соотношения «духовного» и «личностного», установлены взаимоотношения психологии личности с обеими (религиозным и секулярным) подходами. Показано, что без учета методологического соотнесения с этими подходами личность как психологическая категория редуцируется до индивидуальных различий характера и мотивационно-волевых показателей.

Поступила: 14.11.2014
Принята к публикации: 20.11.2014
Страницы: 5-15
DOI: 10.11621/npj.2014.0300
Ключевые слова: личность; психика; душа; дух; методология науки; философия психологии; теология;
Автор(ы): Братусь Б. С. ;

Ильченко В. И., Ильченко А. И. Опыт психологического портрета Михаила Васильевича Ломоносова: к постановке проблемы.// Национальный психологический журнал-2012.-№ 1(7)-с.55-56.

Предпринята попытка создания психологического портрета Ломоносова. Раскрывается феномен его личности, как творца и великого ученого, служившего и народу, и высшей государственной власти.

Страницы: 55-56
Ключевые слова: М. В. Ломоносов; психологический портрет; феномены; психологический феномен; личность;
Автор(ы): Ильченко А. И.; Ильченко В. И.;

Ждан А. Н. Михаил Васильевич Ломоносов – «первый наш университет» (1711 – 1765) //Национальный психологический журнал-2012.-№1(7) -с.42-46.

Представлены основные этапы жизни и деятельности выдающегося отечественного ученого. Показаны особенности его личности и мировоззрения. Раскрывается вклад Ломоносова в развитие научной психологической мысли в России.

Страницы: 42-46
Ключевые слова: М. В. Ломоносов; история психологии; трехкомпонентная теория цвета и цветового зрения Ломоносова; психические процессы; личность; свойства личности;
Автор(ы): Ждан А.Н. ;

Чеснокова М.Г. Общепсихологические основания исследования здоровья личности // Национальный психологический журнал -2013.- №1(9)- с.96–102.

Автор статьи ставит вопрос о необходимости более глубокой разработки теоретико-методологических оснований психологии здоровья как новой развивающейся области психологического знания, особо подчеркивая исследовательский потенциал культурно-деятельностной парадигмы. В статье предлагается модель психологического исследования здоровья личности, опирающаяся на общепсихологические идеи Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.Я. Гальперина и др. Основу этой модели составляет понимание здоровья человека как высшей психической функции. Выделяются уровни регуляции взаимодействия индивида с внешним миром. Формирование согласованной и непротиворечивой системы функционирования этих уровней рассматривается как основа общего и психологического здоровья личности. По мнению автора, основные психические нарушения, возникающие у человека, связаны с изменением первоначальных (сложившихся в биологической эволюции) условий психической регуляции и последующим изменением роли психики в условиях социального образа жизни. Выдвигается гипотеза о связи психосоматических заболеваний с нарушениями механизма психической регуляции поведения на основе образа. Утверждается существование тесной связи между физическим и социальным здоровьем человека. Вводится понятие «социальная физиология».

Делается вывод о том, что понятие высшей психической функции (ВПФ) является той объяснительной категорией, которая позволяет свести в единую систему различные аспекты здоровья человека, до сих пор рассматривавшиеся разрозненно: физическое здоровье, психическое здоровье, социальное здоровье.

Поступила: 01.09.2011
Принята к публикации: 23.09.2011
Страницы: 96-102
DOI: 2079-6617/2013.0113
Ключевые слова: личность; психология здоровья; высшая психическая функция; уровни регуляции; психическая регуляция на основе образа; социальная физиология;
Автор(ы): Чеснокова М. Г.;


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2017
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер