ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяВсе статьи журналаНомера

Ждан А. Н. Михаил Васильевич Ломоносов – «первый наш университет» (1711 – 1765) //Национальный психологический журнал-2012.-№1(7) -с.42-46.

Автор(ы): Ждан Антонина Николаевна

Аннотация

Представлены основные этапы жизни и деятельности выдающегося отечественного ученого. Показаны особенности его личности и мировоззрения. Раскрывается вклад Ломоносова в развитие научной психологической мысли в России.

Страницы: 42-46

Разделы журнала: Творческое наследие М.В. Ломоносова: к 300-летию со дня рождения

Ключевые слова: М. В. Ломоносов; история психологии; трехкомпонентная теория цвета и цветового зрения Ломоносова; психические процессы; личность; свойства личности

PDF: /pdf/npj_no07_2012/npj_no07_2012_42-46.Pdf

Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом.

А.С. Пушкин

Мысль об основании Московско­го университета, по словам историка С.М. Соловьева, «родилась» в голове М.В. Ломоносова. В письме к И.И. Шу­валову от июня — июля 1754 г., в кото­ром он предложил план устройства университета, М.В. Ломоносов упоми­нает их беседы на эту тему, уверив­шись, к великой своей радости, в приближении к приведению в действие намерений «к приращению наук» на пользу и во славу отечества. После от­правления этого письма стремительно развернулись события, главным из которых было утверждение Сенатом «Доношения об учреждении универ­ситета в Москве и двух гимназий для дворян и разночинцев», составленно­го по инициативе И.И. Шувалова. За­вершилось все в январе 1755 Указом императрицы Елизаветы Петровны об учреждении Московского университе­та. Торжественное открытие — инаугу­рация — состоялось 26 апреля. Оно ста­ло поистине всенародным событием.

Полезно проследить хронику жизни основателя Московского университета.

Хроника жизни и деятельности

19 ноября 1711 г. в деревне Денисовка Холмогорского уезда Архангель­ской губернии в семье помора родил­ся Михаил Васильевич Ломоносов.

В декабре 1730 г. он получил в Хол­могорской воеводской канцелярии паспорт и отправился с рыбным обо­зом в Москву, где в январе следующе­го года был зачислен в Славяно-греко­латинскую академию.

1735 г. — для продолжения образо­вания переведен в гимназию Петер­бургской академии наук.

С 1736 по 1740 гг. — обучался в уни­верситетах Марбурга и Фрейбурга (Германия)

1741 г. — адъюнкт физического класса Петербургской академии наук.

1745 г. — профессор химии Петер­бургской академии наук.

1741 г. — опубликованы его «Эле­менты математической химии» — не­завершенная часть задуманного физи­ко-химического труда.

1743—1744 гг. — опубликовал труд «Опыт теории о нечувствительных частицах тел и вообще о причинах частных качеств», в котором изложил свою корпускулярную теорию строения ве­щества.

1749 г. — представил в канцелярию Академии наук «Замечания на диссер­тацию Г.Ф. Миллера “Происхождение имени и народа российского”, в кото­рых, основываясь на исторических документах, выступил с критикой защищаемой Миллером «норманнской теории», согласно которой древнерус­ское государство было создано нор­маннами (варягами). Критические замечания на диссертацию Миллера дали также другие члены Академии — С.Н. Крашенинников, В.К. Тредиаковский, Н.И. Попов и др. В резуль­тате работа Миллера была отклонена, а отпечатанный тираж уничтожен.

1749 г. — написал работу «Размыш­ления о причине теплоты и холода», которую считал одной из главных сво­их работ и поместил ее первой в «Об­зоре важнейших открытий, которыми постарался обогатить естественные науки Михайло Ломоносов».

1748 г. — в письме к Леонарду Эй­леру от 5 июля сформулировал закон сохранения вещества и энергии.

1760 г. — опубликована книга «Рас­суждение о твердости и жидкости тел», написанная на основе доклада в Академии наук 6 сентября 1760 г. В ней ученый повторил формулировку закона сохранения материи и движения, впервые изложенного в письме к Л. Эйлеру.

1753 г. — в работах «Слово о явле­ниях воздушных, от электрической силы происходящих» и «Теория электричества, изложенная математичес­ки» (1756) представил теорию атмос­ферного электричества.

1755 г. — по замыслу и проекту М.В. Ломоносова учрежден Москов­ский университет.

1755 г. — вышла в свет его «Россий­ская грамматика».

1756 г. — в книге «Слово о проис­хождении света, новую теорию о цве­тах представляющее»» изложил тео­рию света и цветов, трехкомпонент­ную теорию зрения. Английский физик Т. Юнг, с именем которого обычно связывается разработка трех­компонентной теории зрения (1802), включил работу М.В. Ломоносова в свою обширную библиографию и по­местил ее первой в разделе по физи­ческой оптике.

1758 г. — поставлен во главе геогра­фического департамента Петербургс­кой академии наук, внес важный вклад в развитие картографии.

15 апреля 1765 г. — М.В. Ломоно­сов скончался. Похоронен на Лазарев­ском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

Личность и мировоззрение

По точному определению А.С. Пуш­кина, Ломоносов был «великий чело­век». Он писал: «Уважаю в нем вели­кого человека». Поражает его всепо­глощающая страсть к знанию. В детстве, вспоминал М.В. Ломоносов в письме к И.И. Шувалову от 31 мая 1753 г., «имеючи отца, хотя по натуре доброго че­ловека, однако в крайнем невежестве воспитанного, и злую и завистливую мачеху, которая всячески старалась произвести гнев в отце моем, представляя, что я всегда сижу по-пустому за книгами. Для того многократно я принужден был читать и учиться, чему возможно было, в уединенных и пу­стых местах и терпеть стужу и голод, пока и ушел в Спасские школы» [1, с. 31]. Несказанную бедность испытал он в годы учебы в Славяно-греко-ла­тинской академии: «имея один алтын в день жалованья нельзя было иметь на пропитание в день больше как на де­нежку хлеба и на денежку квасу, про­чее на бумагу, на обувь и другие нуж­ды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил» [1, с. 31].

В годы обучения в Германии он вме­сте с другими студентами из России терпел нужду и лишения вследствие длительного непоступления назначен­ной стипендии, а также столкновения с химиком Генкелем, у которого он учился химии и горному делу во Фрейбурге. Вся жизнь М.В. Ломоносова была наполнена «ревностной и беспорочной службой для приращения наук в отечестве» [1, т. 2, с. 442]. Незадолго до смерти в наброске «План беседы с Екатериной II» он писал: «За то терп­лю, что стараюсь защитить труды Пет­ра Великого, чтобы выучились росси­яне, чтобы показали свое достоинство. Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества по­жалеют» [1, с. 154].

Величие личности М.В. Ломоносо­ва проистекает из величия целей, ко­торым он посвятил всю свою деятель­ную жизнь. Мыслитель, гениальный ученый-энциклопедист, поэт (Петром Великим русской литературы называл его В.Г. Белинский), художник, про­светитель и общественный деятель, организатор науки — создатель перво­го русского университета, он способ­ствовал становлению в России науки европейского уровня. «Ломоносов был первый русский, который заговорил с ученой Европой на ее языке и заста­вил слушать себя со вниманием. Если Петр Великий быстрым усвоением средств образования и военными успе­хами заставил европейские государства с уважением отнестись к России, посторониться и дать ей почетное ме­сто среди себя, то Ломоносов принятием деятельного участия в решении важных вопросов, занимавших европейскую науку, заставил западных уче­ных с уважением отнестись к предста­вителю русской мысли и знания и пре­кратить толки о возможности для России возвратиться в среду госу­дарств, чуждых европейской образо­ванности» [2, с. 546]. Его открытия были высоко оценены уже современ­никами: Л. Эйлер, Хр. Вольф отмеча­ли, что своими трудами Ломоносов принес великую честь своему народу.

По замечанию В.И. Вернадского, Ломоносов «кажется нашим совре­менником по тем задачам и целям, ко­торые он ставил научному исследова­нию» [1, т. 1, с. 5]. Он заложил основы подлинно научного мировоззрения как «надежные основания и правила, на чем бы утвердиться непоколебимо» [1, т. 1, с. 393]. Важнейшие из этих оснований следующие.

  1. Корпускулярная теория строе­ния материи, в которой он возродил атомистическое учение. Согласно корпускулярной теории, все тела состоят из мельчайших частиц — корпускул. Их движения подчиняются законам механики. Теория позволила научно объяснить физические явления при­роды: тепловые, электрические, маг­нетизм, горение без привлечения вы­мышленных таинственных загадочных флюидов — теплорода, невесомой электрической и магнитной жидкости, флогистона.

  2. Впервые в письме к Л. Эйлеру сформулировал закон сохранения ма­терии и движения (1748): «все встречающиеся в природе изменения про­исходят так, что если к чему-либо нечто прибавляется, то это отнимается у чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется какому-нибудь телу, столько же теряется у другого, сколь­ко я затрачиваю на сон, столько же я отнимаю от бодрствования и т. д. Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила дви­жения: тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому, им двину­тому» [1, т. 1, с. 113]. Это положение, которое Ломоносов назвал «всеобщим естественным законом» [1, т. 1, с. 261], позже он подтвердил лабораторными опытами. Полное изложение закона он представил в докладе «Рассуждение о твердости и жидкости тел», с кото­рым выступил в публичном собрании Императорской Академии наук 6 сентября 1760 г.

  3. Утверждал единство теории, опыта и эксперимента. «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением» [1, т. 1, с. 33].

  4. В творчестве М.В. Ломоносова научное наблюдение неотделимо от эстетического любования природой и от религиозных размышлений. В одах «Утреннее размышление о Божием Величестве» (1743) и «Вечернее раз­мышление при случае великого север­ного сияния» (1743) в поэтической форме и, в то же время, как ученый- естествоиспытатель, он описывает яв­ления природы и сопровождает их вызванными этой картиной рассуждениями о процессах, происходящих на солнце. Он пытается понять и научно объяснить природу северного сияния, высказывает мнение о его происхож­дении из движений эфира. При этом для подкрепления своих догадок и мнений за последними ответами на свои вопросы он обращается к Божиему Величеству, которого называет Творцом. Признавая, что «промысел Высшего господствует во всем», он, в то же время, считал, что приращению наук вредны рассуждения, в которых вместо исследования «выучивают наи­зусть три слова “Бог так сотворил” и сие дают в ответ вместо всех причин» [1, т. 1, с. 394]. В творчестве М.В. Ло­моносова в исторических условиях его времени наука и религия в известном смысле автономны, это разные силы духа, они не мешают друг другу. «На­уки подают ясное о вещах понятие и открывают потаенные действий и свойств причины» [1, т. 1, с. 119]. «При сем христианская вера стоит непре­ложна» [1, т. 1, с. 336]. «Создатель дал роду человеческому две книги. В од­ной показал свое величество, в другой — свою волю. Первая — видимый сей мир, им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность его зданий, признал боже­ственное всемогущество... Вторая книга — священное писание. В сих пророческих и апостольских боговдох­новенных книгах истолкователи и изъяснители суть великие церковные учители. А книге сложения видимого мира сего суть физики, математики, астрономы и прочие изъяснители божественных, в натуру влиянных дей­ствий суть таковы, каковы в оной кни­ге пророки, апостолы и церковные учителя. Нездраворассудителен мате­матик, ежели он хочет божескую волю вымерять циркулем. Таков же и бого­словия учитель, если он думает, что по псалтыре можно научиться астроно­мии или химии» [1, т. 1, с. 336] — эти слова М.В. Ломоносова точно воссоз­дают его научно-философскую пози­цию, в которой свободное изыскание истины не стесняется верой и рели­гиозным чувством, но и невозможно без них.

  5. Историзм как важнейшая осо­бенность методологии М.В. Ломоно­сова. В самом начале своих рассужде­ний о надежных правилах научного познания он требовал «твердо помнить, что видимые телесные на земле вещи и весь мир не в таком состоя­нии были с начала от создания, как ныне находим, но великие происходи­ли в нем перемены... Итак, напрасно многие думают, что все, как видим, с начала творцом создано, будто не токмо горы, долы и воды, но и разные роды минералов произошли вместе со всем светом и потому-де не надобно исследовать причин... Таковы рассуж­дения весьма вредны приращению всех наук» [1, т. 1, с. 394].

  6. Достигнув причин, научное зна­ние должно получить «полезное в жизни употребление науки слу­жит к великому облегчению трудов наших» [1, т. 1, с. 426]. Вместе с тем, утилитарные задачи должны подчиняться главной цели научного позна­ния — «строгому и правильному ра­зысканию истины» [1, т. 1, с. 217]. Составляя проект регламента Акаде­мии наук, М.В. Ломоносов определил права и обязанности ученого, важ­нейшим качеством которого считал его стремление больше к приумноже­нию знания, «нежели для своего про­кормления» [1, т. 2, с. 358].

  7. Для научного творчества необ­ходима четкая гражданская позиция ученого, его умение связать свои научные исследования с государствен­ными интересами. С этим связан подлинный патриотизм М.В. Ломоносо­ва как человека науки, испытываемое им чувство национальной гордости. С.М. Соловьев назвал М.В. Ломоно­сова «великим деятелем в истории на­рода», «великим глашатаем народной мысли, выразителем народного сознания» [2, с. 547]. «Честь российско­го народа требует, чтоб показать способность и остроту его в науках и что наше отечество может пользоваться собственными своими сынами не токмо в военной храбрости и в дру­гих важных делах, но и в рассуждении высоких знаний» [1, т. 2, с. 358].

Вклад М.В. Ломоносова в развитие научной психологической мысли в России

У Михаила Васильевича Ломоно­сова нет специальных психологичес­ких трактатов. В то же время, его вклад в развитие психологической науки в России является общепризнанным. Во всех своих научных трудах, публичных выступлениях, а также в письмах, за­метках, «репортах» (отчетах о работе в Академии), деловых записках он раз­вивает психологические идеи. Они охватывают практически все стороны душевной жизни человека — от эле­ментарных ощущений до сложнейшей динамики чувств и страстей, которые в совокупности складываются в доста­точно целостную систему. Собствен­ные психологические идеи Ломоносов развивает в контексте созданной им научно-философской концепции с опорой на авторитеты своего времени — философско-психологические уче­ния Декарта, Спинозы, Локка, Лейб­ница, Хр. Вольфа (учителя Ломоносо­ва, благодарное отношение к которо­му он пронес через всю свою жизнь).

В основу объяснения ощущений Ломоносовым было положено создан­ное им научно-философское учение о природе, развиваемое в естественно­научных трудах, главным образом, по физике и химии. При этом в мировоззрении Ломоносова свобода мысли и исследования сочетаются с признани­ем Бога, который действует, однако, только через естественные законы природы (деизм). «Неверно рассужда­ет математик, — писал он, — если хо­чет циркулем измерить Божью волю, но неправ и богослов, если он думает, что на Псалтыре можно научиться астрономии или химии». Ощущения рассматривались им как продукт воз­действия объектов физического мира на человека. Воздействие осуществ­ляется посредством «совмещения» (сцепления) мельчайших, не улови­мых органами чувств частиц материи внешних тел (воздействующего объек­та) с частицами материи нервного окончания в органах чувств. Возникающие в нервных окончаниях движе­ния по механическим законам переда­ются по всему нерву до самого мозга. Описываются ощущения различных модальностей — обонятельные, осязательные, вкусовые, слуховые, зритель­ные, которые объясняются этим еди­ным для всех них механизмом; указы­вается на факт связи различных ощущений между собой, например, зрительных и вкусовых, зрительных и слуховых и т. п. На основе наблюдений и многочисленных опытов, а также многолетних теоретических исследова­ний Ломоносов разработал теорию све­та и выдвинул трехкомпонентную тео­рию цвета. На ее основании он дал объяснение физиологических механиз­мов цветовых явлений. По мысли Ло­моносова, цвета вызываются действи­ем трех родов эфира и трех видов цве­тоощущающей материи, составляющей дно глаза. С трехкомпонентной теори­ей цвета и цветового зрения Ломоно­сов выступил в 1756 г. Она выдержала проверку историей научного познания. В 1807 г. английский физик Т. Юнг включил этот труд Ломоносова в библиографию по физической оптике.

Немецкий естествоиспытатель Г. Гель­мгольц во второй половине XIX в. так­же разрабатывал трехкомпонентную теорию зрения.

Исключительно богаты психологи­ческим содержанием сочинения Ломо­носова по грамматике и риторике. В них он переходит от объяснения пси­хических процессов, направленных на познание природы с целью открыть «завесу внутреннего святилища нату­ры», к описанию жизненных свойств, принадлежащих человеку как одушевленному существу. В сочинениях по риторике он перечисляет следующие психические образования и процессы, составляющие жизненные свойства человека: представления памяти и во­ображения, работатворческого вообра­жения («идеи» по терминологии Ломо­носова), рассуждения, воля, чувства и страсти, мудрость, приобретенные да­рования («благородие», «счастие», бо­гатство, слава, власть), телесные дарования и свойства (пол, сила, красота, здоровье), чувства (зрение, слышание, обоняние, вкушение, осязание).

Понимая значение русского лите­ратурного языка для развития нацио­нального самосознания, Ломоносов значительное внимание уделяет его исследованию. Он особо подчеркива­ет красоту, великолепие, силу и богатство российского языка, дает психоло­гический анализ речи, анализирует ее функции как важнейшего средства ду­ховного развития человека и необхо­димого условия существования и фун­кционирования общества.

Особый интерес представляет уче­ние Ломоносова о страстях и их выра­жении в речи. Оно излагается в его сочинениях по риторике, поскольку, по мысли ученого, убедительность речи достигается не только ее содержатель­ностью, ясностью, доказательностью и строгой логикой, но и эмоциональным влиянием слова: слово оратора долж­но захватывать воображение и душу слушателя, возбуждать в нем любовь или ненависть, желание или отвраще­ние. Отсюда вытекает необходимость изучения страстей. Выделяются три компонента страстей: эмоциональный (удовольствие или неудовольствие), волевой (желание или отвращение) и физиологический (движение крови). Дается описание отдельных страстей, к которым он относит радость, печаль, удовлетворение, раскаяние, стыд, на­дежду, боязнь, гнев, милосердие, нена­висть, удивление, подражание, отчуж­денность, зависть, мщение. Выделя­ются важнейшие характеристики страстей: их противоречивость и ди­намизм, возможность одновременно­го переживания противоположных страстей, например, ярости и отчая­ния. Страсть и разум рассматривают­ся в их взаимовлиянии, на этой осно­ве устанавливаются правила «утоле­ния» страстей. Главным средством воздействия на страсть является ум. Холодные доводы ума призваны по­казать отрицательные стороны пред­мета нежелательной страсти, напра­вить все силы человека на развенча­ние объекта и тем самым устранить направленность на него.

В своих психологических рассуж­дениях Ломоносов подходит к целос­тному пониманию личности и выделе­нию таких ее свойств (признаков), как активность и связанные с ней деловые, профессиональные и нравственные качества. Так, в его работах, как в на­учных трактатах, так и в различных деловых записках, содержатся представления о различных профессиях и психологических требованиях, кото­рые они предъявляют к человеку. Эти идеи высоко оценены специалистами и квалифицируются как профессиологическая концепция, поучительная и для современных психологов. Причи­на обращения Ломоносова к этим во­просам коренится в общей направлен­ности его научных исканий на реше­ние жизненно важных для человека и общества в целом проблем. В своих общетеоретических воззрениях Ломо­носов не был умозрительным филосо­фом, далеким от жизни абстрактным мыслителем, созерцающим предметы и явления природы в отрыве от чело­веческой практики. Его внимание за­нимает не природа сама по себе, а при­рода в ее отношении к человеку и в ее значении для человека. Даже в поэти­ческих произведениях, где ученый ярко выражает эстетическое любова­ние природой, оно неотделимо для него от научных наблюдений и иссле­дований, а также от религиозных размышлений о «Божием Величестве» (например, «Ода в связи с наблюдени­ем над северным сиянием» и др.).

В письмах, официальных записках и отчетах по вопросам работы Акаде­мии и гимназии Ломоносов дает яркие характеристики ученых, обществен­ных деятелей, с которыми взаимодей­ствовал и которых хорошо узнал по их делам. В этих материалах он выступа­ет глубоким психологом, подлинным аналитиком человеческой души, в том числе, собственной. За текстами его трудов зримо выступает нравственный облик самого автора, гениального мыслителя и великого человека. По­этому, как справедливо отмечают спе­циалисты, труды Ломоносова являют­ся материалом к его личности, запе­чатленной им самим.

В настоящее время труды Михаи­ла Васильевича Ломоносова сохраня­ют свою значимость для психологии не столько своим буквальным содержа­нием, конкретными описаниями пси­хических явлений и трактовкой их механизмов, сколько теми задачами и целями, которые он ставил перед на­учным исследованием душевного мира человека. В центре психологи­ческих воззрений Ломоносова был че­ловек как гражданин, нацеленный на деятельность во благо своей Родины. Именно гуманистическая направлен­ность психологической мысли учено­го как важнейший компонент наших научных традиций особенно важна и актуальна для современной науки.

Список литературы:

Ломоносов М.В. Избранные произведе­ния: В 2 т. - М.: Наука, 1986.

Соловьев С.М. Работы разных лет // Со­чинения: В 18 книгах. — Кн. 20 (дополни­тельная). - М.: Мысль, 1996.

Для цитирования статьи:

Ждан А. Н. Михаил Васильевич Ломоносов – «первый наш университет» (1711 – 1765) //Национальный психологический журнал-2012.-№1(7) -с.42-46.

Zhdan A. N.(2012). Mikhail Lomonosov is “our first university” (1711–1765). National Psychological Journal,1(7),42-46

О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2020
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер