ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

Аннотированный указатель статей «Национального психологического журнала»

Фильтр
Ru:
Поступила:
Дата публикации в журнале:
Аннотация:
DOI:
  

Серафимович И.В. Профессиональное мышление как когнитивный ресурс специалистов социономического типа профессий. // Национальный психологический журнал. 2021. № 4 (44). C. 75–83. doi: 10.11621/npj.2021.0407

Актуальность. Трансформация общественных изменений детерминирует качественно иной формат функционирования профессионального мышления как когнитивного ресурса, влияющего на эффективность деятельности и субъективное благополучие.

Цель. Презентация результатов различных исследований ресурсности профессионального мышления в профессиях социономического типа, решаемая через установление особенности ресурсности мышления разных этапах профессионализации и в разных социально-культурных условиях..

Описание хода исследования. Выборку составили представители социономической группы профессий на разных этапах профессионализации: студенты менеджеры и психологи в возрасте от 18 до 23 лет начальных и конечных этапов обучения (n = 120), менеджеры в сфере бизнеса и образования (n = 218), педагоги (n = 70) до- школьных образовательных организаций.

Результаты исследования. На выборке студентов социономической группы профессий выявлено, что на завершающих этапах обучения повышается в целом уровень структурной организации профессионального мышления, при этом отличия по структурным компонентам элементного уровня носят парциальный характер. В частности, у студентов гностического типа направленности возрастает уровень социорефлексиии, метакогнитивных знаний, проблемность имеет большую структурированность и учет целостных контекстов. У студентов преобразующего типа направленности увеличивается уровень метакогнитивной активности, уменьшается количество попыток разрешения проблемности, сопряженное с увеличением флексибельности и прогностичности. Продемонстрировано, что в социально-культурных условиях сельских дошкольных образовательных организаций по сравнению с городскими метакогнитивные характеристики профессионального мышления и качества надситуативного мышления, представлены в развернутом и углубленном формате. Установлено, что на такие качества надситуативного мышления как оперативность, оригинальность, обоснованность реверсивным образом влияют опыт работы в сфере управления (обратная зависимость) и мегафактор среды — деятельность в ситуации пандемии (прямая зависимость).

Заключение. Полученные результаты расширили представление о ресурсности профессионального мышления в профессиях социономического типа. Отмечается необходимость дальнейшего изучения профессионального мышления как когнитивного ресурса на компонентно-субсистемном уровне.

Поступила: 25.11.2021

Принята к публикации: 05.12.2021

Страницы: 75-83

DOI: 10.11621/npj.2021.0407

Автор(ы): Серафимович Ирина Владимировна

Разделы журнала: Психология труда и инженерная психология

Доступно в on-line версии с 30.12.2021

Корнеева Я.А., Симонова Н.Н. Особенности психологической адаптированности вахтового персонала в условиях Крайнего Севера. // Национальный психологический журнал. 2021. № 4 (44). C. 63–74. doi: 10.11621/npj.2021.0406

Аннотация. Вахтовый персонал на Крайнем Севере подвергается воздействию экстремальных климатогеографических, производственных факторов, а также пребывает в условиях групповой изоляции, что предъявляет к организму и психике вахтового работника требования, зачастую превышающие их резервы. Невозможность полной адаптации связана с неблагоприятными функциональными состояниями работников, которые приводят к снижению уровня психического здоровья, производительности и эффективности трудовой деятельности. Трудовые задачи работников различных производств отличаются по физической и физиологической нагрузке, по степени действия вредных производственных факторов.

Цель настоящего исследования — выявить и описать особенности психологической адаптированности вахтового персонала промышленных предприятий в условиях Крайнего Севера. В исследовании приняло участие 145 вахтовых работников нефтегазодобывающего и алмазодобывающего производств в условиях Крайнего Севера, 82 строителя, работающих вахтовым методом на юге РФ, которые явились группой сравнения для выявления особенностей психологической адаптированности вахтового персонала на Крайнем Севере.

Методы исследования. Психофизиологическое и психологическое тестирование направлено на диагностику осознанной саморегуляции произвольной активности человека и субъективного контроля как ключевых характеристик психологической адаптированности работников. Полученные результаты позволяют сделать вывод о схожести психологических характеристик, способствующих успешной адаптированности вахтового персонала вне зависимости от региона нахождения промышленного объекта. К их числу относятся интернальность в области достижений, неудач, семейных отношений, здоровья и болезни, а также моделирование, оценка результатов и самостоятельность как регуляторные процессы. В то же время есть специфика их выраженности в зависимости от региона расположения объекта и отрасли промышленности.

Поступила: 06.12.2021

Принята к публикации: 12.12.2021

Страницы: 63-74

DOI: 10.11621/npj.2021.0406

Автор(ы): Корнеева Яна Александровна; Симонова Наталья Николаевна

Разделы журнала: Психология труда и инженерная психология

Доступно в on-line версии с 30.12.2021

Беспалов Б.И. Анализ эргономических понятий В.П. Зинченко и В.М. Мунипова с позиций теории актов взаимодействия людей с миром. // Национальный психологический журнал. 2021. № 4 (44). C. 53–62. doi: 10.11621/npj.2021.0405

Цель и актуальность статьи. Статья посвящена 90-летию со дня рождения основателей российской эргономики В.М. Мунипова и В.П. Зинченко, под руководством которых автор статьи учился и долгое время работал. Введенные ими понятия система «человек — машина» и человеческий фактор анализируются и развиваются в статье с позиций разрабатываемой автором теории актов взаимодействия людей с миром, которые рассматриваются с их психологической стороны.

Результаты. Исходным в теории актов является понятие «компонент» мира, под которым понимается лю- бое «нечто», существующее в мире в какой-либо форме — материальной или идеальной, реальной или виртуальной, чувственной, мыслимой и др. Взаимодействие компонентов мира рассматривается как разновидность отношения между ними, которое включает их воздействия друг на друга и возможно на самих себя. Отношение «А воздействует на Б» отождествляется с отношением «А изменяет Б в некотором направлении». Различные направления, по которым могут изменяться взаимодействующие компоненты, соотносятся со свойствами этих компонентов, которые изменяются по своим значениям. Актом психологического взаимодействия, или психологическим актом называется такое взаимодействие человека с миром, которое активно со стороны данного человека, осмыслено им, опосредствовано образами компонентов акта, а также имеет начало во времени, относительно завершено и направлено на получение нужных кому-либо результатов. Компонентами такого акта являются его объекты и субъекты, активность субъектов, их смыслы, свойства и состояния, цели и мотивы, предметы и средства, орудия и знаки, условия и способы осуществления актов, их процессы и результаты и др. Понятия обо всех компонентах акта определяются конструктивно (на основе предварительно введенных понятий), а также с учетом функций компонентов в акте субъекта. Раскрываются функциональные и логические отношения между компонентами акта, которые превращают его в психологическую функциональную систему..

Выводы. Показано, что предложенная в статье теоретическая модель психологического акта может служить концептуальным средством изучения и эргономического проектирования трудовых актов операторов в системах «человек — машина».

Поступила: 05.12.2021

Принята к публикации: 20.12.2021

Страницы: 53-62

DOI: 10.11621/npj.2021.0405

Автор(ы): Беспалов Борис Иванович

Разделы журнала: Социальная психология

Доступно в on-line версии с 30.12.2021

Волкова А.Д., Иванова Н.Л., Патоша О.И. Социальная иден- тичность и предпочтения потребителей: исследование взаимосвязи (на примере продуктов питания отечественных производителей). // Национальный психологический журнал. 2021. № 4 (44). C. 39–52. doi: 10.11621/npj.2021.0404

Актуальность. В условиях растущей роли экономической среды в социализации современного человека повышается интерес к пониманию социально-психологических механизмов поведения человека при выборе товаров. Экономические реалии находят отражение в самоидентификации личности по отношению к другим людям и социальным структурам. Актуальным является исследование взаимосвязи социальной идентичности и особенностей потребительского поведения при выборе товаров. В то же время различные аспекты социальной идентичности в связи с особенностями предпочтения потребителей остаются слабо изученными в социальной психологии.

Цель. Исследование направлено на выявление связи между компонентами социальной идентичности и особенностями предпочтений потребителей (на примере продуктов питания отечественных производителей).

Описание хода исследования. Исследование проводилось в онлайн-формате путем предъявления респондентам опросника, включающего вопросы о предпочтениях потребителей и компонентах социальной идентичности. Выборка целевая экспертная: потребители продуктов питания отечественного производства, граждане РФ, в возрасте от 25 до 67 лет (N = 200).

Результаты исследования. Выявлена взаимосвязь когнитивных и ценностных компонентов социальной идентичности с особенностями предпочтений потребителей, касающихся общего отношения к продуктам, их характеристикам и критериям выбора. Больше значимых связей обнаружено между ценностными компонентами и всеми проявлениями потребительских предпочтений. Обнаружена взаимосвязь между локальной и мировой идентичностью и предпочтением продуктов питания отечественного производства, а также особенности критериев выбора продуктов питания у потребителей с различной выраженностью когнитивного компонента социальной идентичности.

Выводы. Получены новые данные о связи когнитивных и ценностных компонентов социальной идентичности и особенностей предпочтений потребителей. Это может служить основой для более глубокого анализа структуры идентичности, понимания роли идентичности в поведении потребителей. Основные ограничения исследования касаются применяемых методов и выборки.

Поступила: 30.06.2021

Принята к публикации: 04.12.2021

Страницы: 39-52

DOI: 10.11621/npj.2021.0404

Автор(ы): Волкова Анастасия Дмитриевна; Иванова Наталья Львовна; Патоша Ольга Ивановна

Разделы журнала: Социальная психология

Доступно в on-line версии с 30.12.2021

Багдасарян М.А. Информационно-коммуникационные технологии как способ поддержки социального капитала в условиях пандемии. // Национальный психологический журнал. 2021. № 4 (44). C. 27–38. doi: 10.11621/npj.2021.0403

Актуальность. С появлением интернета и развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) изменились и расширились доступные способы межличностного общения. С весны 2020 г. и по настоящее время сохраняется нестабильность эпидемиологической обстановки в связи с пандемией COVID-19. Карантинные меры привели к резкому сокращению физических социальных контактов или их полному отсутствию. В результате для большинства развитых стран компьютерно-опосредованная коммуникация стала основным способом поддержания связи с родными, друзьями, коллегами и т.д. Эти беспрецедентные обстоятельства актуализируют наше исследование, показывающее, как ИКТ помогают поддержать социальный капитал россиян на индивидуальном уровне.

Цель. Определить, насколько эффективна вовлеченность при использовании ИКТ для поддержания соци- ального капитала россиян на индивидуальном уровне в период пандемии COVID-19.

Описание хода исследования. Исследование проводилось в онлайн-формате путем предъявления участникам опросника. Выборку исследования составили 300 респондентов в возрасте от 18 до 71 года. Все респонденты являются гражданами Российской Федерации. Они отвечали на вопросы, определяющие уровень воспринимаемой угрозы СOVID-19, вовлеченности в использование ИКТ и степень изменения взаимоотношений с «сильными» и «слабыми связями».

Результаты исследования. Прямая взаимосвязь воспринимаемой угрозы коронавируса и индивидуального социального капитала прослеживается только во взаимоотношениях с друзьями и жителями страны. С семьей, коллегами, соседями и жителями города статистически значимая взаимосвязь отсутствует. В случае высокого уровня использования ИКТ воспринимаемая угроза коронавируса не имеет отрицательной взаимосвязи с воспринимаемой близостью с семьей, друзьями и жителями страны. При этом не было выявлено роли использования ИКТ во взаимосвязях воспринимаемой угрозы коронавируса с воспринимаемой близостью с коллегами, соседями и жителями города.

Заключение. В целом вовлеченность в ИКТ способствует сохранению социального капитала на индивидуальном уровне в условиях пандемии.

Поступила: 02.08.2021

Принята к публикации: 20.08.2021

Страницы: 27-38

DOI: 10.11621/npj.2021.0403

Автор(ы): Багдасарян Мария Арсеновна

Разделы журнала: Социальная психология

Доступно в on-line версии с 30.12.2021

А.А. Якушина, М.С. Асланова, В.В. Ларина, А.Н. Веракса Вклад психологических параметров в осознанную саморегуляцию у подростков, занимающихся научной деятельностью. // Национальный психологический журнал. 2021. № 4 (44). C. 15–26. doi: 10.11621/npj.2021.0402

Актуальность. Навыки саморегуляции являются наиболее важными для быстрой адаптации к реальности и организации собственной деятельности наиболее успешным способом. Особенно актуальным это становится для подростков.

Цель. Изучение особенностей осознанной саморегуляции и ее взаимосвязей с различными характеристи- ками личности у подростков, занимающихся научной деятельностью.

Описание хода исследования. В исследовании участвовало 78 подростков в возрасте 14–17 лет (Mage = 15, 96; SDage = 1,01), которые обучались в рамках проекта “Большие вызовы” образовательного центра «Сириус» по направлению «Наука» в июле 2021 года. В качестве диагностического инструментария было выбрано несколько методик, направленных на изучение осознанной саморегуляции, уровня стресса, субъективного благополучия и перфекционизма у подростков.

Результаты исследования. Было показано, что уровень осознанной саморегуляции подростков развит лучше, чем уровень их эмоциональной саморегуляции. Также было продемонстрировано, что уровень общей саморегуляции у подростков, вовлеченных в занятия наукой, значимо взаимосвязан с показателями жизнестойкости и Я-адресованного перфекционизма.

c. Проведенное исследование подтвердило значимость изучения особенностей саморегуляции у подростков и выявило необходимость разработки практических рекомендаций для развития у них навыков саморегуляции.

Поступила: 02.11.2021

Принята к публикации: 01.12.2021

Страницы: 15-26

DOI: 10.11621/npj.2021.0402

Автор(ы): Якушина Анастасия Александровна; Асланова Маргарита Сергеевна; Ларина Виктория Викторовна

Разделы журнала: Psychology of Education

Доступно в on-line версии с 30.12.2021

Н.В. Горлова, А.А. Бочавер, К.Д. Хломов Предикторы буллинга, кибербуллинга и виктимизации: обзор современных исследований. // Национальный психологический журнал. 2021. № 4 (44). C. 3–14. doi: 10.11621/npj.2021.0401

Актуальность. Несмотря на широкую распространенность школьного буллинга в России, а также данных о серьезности последствий для его участников систематическое представление о предпосылках буллинга в русскоязычной научной литературе отсутствует. Такое представление могло бы быть положено в основу практических разработок, направленных на профилактику буллинга в образовательных организациях. Данная статья направлена на заполнение указанного дефицита в исследованиях и систематизацию лонгитюдных, регрессионных и метааналитических исследований в области предикторов буллинга, кибербуллинга и виктимизации. 

Цель статьи состоит в систематизации данных о предикторах школьного буллинга и моделировании его эскалации в школьной среде. Для достижения этой цели проведен поиск, отбор и теоретический анализ ряда статей, опубликованных за последние 5 лет. 

Результаты исследования. Проведенный теоретический анализ позволяет смоделировать развитие школьного буллинга. Комплекс индивидуально-личностных и средовых факторов, повышающих риск буллинга и виктимизации, включает в себя внешние поведенческие и внутренние проявления школьников, мысли и суждения о себе и других, социальные навыки, личностные черты, особенности социальных контактов, восприятие школьного климата. Также к факторам риска могут быть отнесены следующие факторы: слабое чувство принадлежности к школе, дефицит поддержки со стороны сверстников и учителя, своеобразие социальных контактов и норм в классе. Особенности воспитания и общения в семье и отношение родителей школьников к агрессии тоже играют большую роль в возникновении и эскалации буллинга. Заключение. Проведенная работа упорядочивает разрозненные представления о предпосылках буллинга в целостную согласованную картину, отражающую комплексный характер предикторов буллинга, и может быть положена в основу разработки профилактических программ.

Поступила: 01.11.2021

Принята к публикации: 03.12.2021

Страницы: 3-14

DOI: 10.11621/npj.2021.0401

Автор(ы): Горлова Наталья Владимировна; Бочавер Александра Алексеевна; Хломов Кирилл Даниилович

Разделы журнала: Psychology of Education

Доступно в on-line версии с 30.12.2021

Шевелева М.С., Золотарева А.А., Руднова Н.А. Феномен само званца в профессиональной среде: роль мотивации и перфекционизма // Национальный психологический журнал. 2021. № 3 (43). С. 96–104. doi: 10.11621/ npj.2021.0308

Актуальность. Феномен самозванца описывает людей с высокими результатами деятельности, которые, несмотря на объективные признаки успеха, не могут принять собственные достижения и испытывают постоянный страх перед тем, что окружающие узнают, что они не настолько хороши, как о них думают. Современные специалисты отмечают тесные связи между феноменом самозванца, перфекционизмом и профессиональной мотивацией, однако до сих пор не было проведено ни одного эмпирического исследования этих связей.

Цель. Целью настоящего исследования стало изучение мотивации и перфекционизма как потенциальных предикторов феномена самозванца в профессиональной среде.

Описание хода исследования. В кросс-секционном исследовании приняли участие 320 взрослых работающих русскоязычных респондентов. Все участники исследования заполнили анкету, содержащую шкалу феномена самозванца П. Кланс, краткую почти совершенную шкалу Р. Слейни и опросник профессиональной мотивации Е.Н. Осина и др.

Результаты исследования. Результаты множественного регрессионного анализа показали, что дезадаптивный перфекционизм и профессиональная амотивация позитивно предсказывали феномен самозванца у взрослых работающих русскоязычных респондентов.

Заключение. Результаты настоящего исследования могут быть использованы в диагностической и консультационной работе с сотрудниками, демонстрирующими негативный перфекционизм и профессиональную амотивацию. В этом случае превентивные мероприятия, направленные на коррекцию отношения сотрудников к своим профессиональным обязанностям, могут предотвратить развитие не только феномена самозванца, но и многих связанных с ним негативных психологических и организационных изменений.

Поступила: 05.08.2021

Принята к публикации: 26.08.2021

Страницы: 96-104

DOI: 10.11621/npj.2021.0308

Автор(ы): Шевелева Марина Сергеевна ; Золотарева Алена Анатольевна ; Руднова Наталья Александровна

Разделы журнала: Психология труда и инженерная психология

Доступно в on-line версии с 30.11.2021

Михайлова Н.А., Николаев А.Ю., Носкова О.Г. Эргономическое обеспечение проектирования и внедрения прибора контроля бодрствования железнодорожного машиниста // Национальный психологический журнал. 2021. № 3 (43). С. 87–95. doi: 10.11621/npj.2021.0307

Актуальность темы. Статья посвящена проблеме контроля функционального состояния оператора, эта тема была и остается важной, в частности, в контексте обеспечения безопасности перевозочного процесса на железнодорожном транспорте.

Цель исследования. Анализ проектирования и итогов внедрения в 1996 г. автоматизированной телемеханической системы контроля бодрствования железнодорожных машинистов (ТСКБМ), основанной на регистрации электродермальной активности — ЭДА (кожно-гальванической реакции).

Гипотеза исследования. Выбранный способ контроля состояния бодрствования и алгоритм действий оператора в случае диагностики нежелательных характеристик состояния при использовании ТСКБМ может создавать для машинистов дополнительные стрессовые состояния, что может негативно отражаться на профессиональной деятельности. Проведение исследования и использованные методы. В работе выполнен анализ литературных данных, а также проведено пилотное исследование: психологический анализ деятельности современных железнодорожных машинистов разных типов, анализ технической документации, метод беседы с инженерами железнодорожного профиля, метод структурированного интервью с группой машинистов-классников, повышающих квалификацию (8 человек).

Результаты исследования. Рассмотрены современные автоматические системы контроля бодрствования операторов, дано описание ТСКБМ, обсуждены психофизиологические основы ее применения, представлены данные эмпирического анализа, доказывающие справедливость гипотезы о том, что использование ТСКБМ в работе машинистов электропоезда действительно создает дополнительные проблемные ситуации и стрессовые состояния, сделан вывод о необходимости более развернутых эмпирических исследований. В итоге представлены позитивные и негативные стороны применения ТСКБМ, даны конкретные рекомендации по ее использованию и соответствующей подготовке машинистов.

Заключение. Анализ применения ТСКБМ для авторов статьи служит примером важности применения инженерно-психологических и эргономических положений в проектировании и внедрении в практику новых автоматизированных технических средств контроля функциональных состояний на основе учета их влияния на одновременное осуществление оператором его основной профессиональной деятельности.

Поступила: 06.07.2021

Принята к публикации: 16.08.2021

Страницы: 87-95

DOI: 10.11621/npj.2021.0307

Автор(ы): Михайлова Наталья Александровна; Николаев Артур Юрьевич; Носкова Ольга Геннадьевна

Разделы журнала: Психология труда и инженерная психология

Доступно в on-line версии с 30.11.2021

Тарасова А.А., Шойгу Ю.С., Цыбуля В.И. Критерии оценки результатов мониторингового психодиагностического обследования в системе МЧС России // Национальный психологический журнал. 2021. № 3 (43). С. 63–86. doi: 10.11621/npj.2021.0206

Актуальность тематики статьи определяется тем, что в процессе выполнения своей профессиональной деятельности специалисты МЧС России проходят периодическое динамическое наблюдение за психологическим состоянием для выявления наличия и степени выраженности последствий, связанных с выполнением профессиональных задач. В связи с этим возникла необходимость определения четких параметров, на основании которых возможно установление возникших и возникающих изменений, а также составление соответствующей программы психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий.

Цель исследования заключается в выделении критериев распределения обследуемых специалистов МЧС России на группы, определяющие необходимость и специфику психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий.

Описание хода исследования. Специалисты МЧС России (n = 2979) были обследованы по 44 показателям, из которых 40 относятся к изучению когнитивной и эмоционально-личностной сферам, 4 — к изучению психофизиологической сферы. На основании присвоенной качественной оценки, описательных статистик (М, σ) и кластерного анализа выборка была разделена на 3 группы; при помощи критерия Манна–Уитни определено, по каким по- казателям группы отличаются между собой. По результатам факторного и корреляционного анализов (Спирмен) получена структура показателей, при негативном изменении которых необходимо коррекционное воздействие.

Результаты исследования позволили статистически достоверно установить, что группы различаются между собой в зависимости от степени изменения изучаемых показателей, актуального состояния, индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей каждого конкретного обследуемого специалиста МЧС России (р = 0,000); факторный и корреляционный анализы (р ≤ 0,05) позволили выделить 5 блоков, включающих в себя показатели, на основании которых были разработаны комплексные программы коррекции.

Выводы. Впервые выделенные критерии являются не только вкладом в психодиагностическое сопровождение действующих профессиональных контингентов МЧС России, но и позволяют специалистам психологической службы МЧС России распределить обследованный личный состав МЧС России на 3 группы в зависимости от количества и уровня выраженности изучаемых показателей, с целью подбора оптимальных психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий для каждого обследуемого человека (1 группа — состояние, не требующее коррекции, 2 группа — психологическая профилактика, 3 группа — психологическая коррекция).

Поступила: 01.06.2021

Принята к публикации: 14.09.2021

Страницы: 63-86

DOI: 10.11621/npj.2021.0306

Автор(ы): Тарасова Анастасия Александровна; Шойгу Юлия Сергеевна; Цыбуля Вера Ивановна

Доступно в on-line версии с 30.11.2021

Иванова Е.Г., Микадзе Ю.В., Гордеев М.Н., Иванова Г.Е., Барабанщикова В.В., Зинченко Ю.П. Опыт организации психологической помощи в ФГБУ «ФЦМН» ФМБА России в условиях перепрофилирования лица // Национальный психологический журнал. 2021. № 3 (43). С. 50–62. doi: 10.11621/npj.2021.0305

Актуальность (контекст) тематики статьи. В условиях перепрофилирования учреждений здравоохранения многие медицинские работники чувствуют высокий уровень стресса в связи с чрезмерной рабочей нагрузкой, проблемами адаптации в новых условиях, страхом заражения и дискриминации, а также ощущением неадекватной поддержки. Также на медперсонал возлагается дополнительная нагрузка в связи с повышенной тревожностью за свое здоровье и страхом смерти у пациентов. С другой стороны, наличие в штате учреждения психологов позволяет им выполнять новые трудовые задачи, сохраняя за собой работу по специальности и рабочие места.

Целью исследования является выявление наиболее эффективных новых видов работы медицинских психологов ФГБУ «ФЦМН» ФМБА России в условиях инфекционного стационара.

Описание хода исследования. Исследование проводилось с апреля по июнь 2020 года и включало информационную, методическую, диагностическую и консультативную формы работы, содержание которых пересматривалось в зависимости от их востребованности и динамики взаимодействия с целевыми группами. Результаты исследования. Наиболее востребованными и эффективными видами работы оказались психологическое консультирование пациентов в «красной» зоне, работа с родственниками на пункте передач и дистанционный мониторинг состояния медработников, наименее — дежурства на выходе из «красной» зоны и ведение группы пациентов в WhatsApp.

Создание возможностей для экстренного обращения к психологу, наличие нескольких способов связи и периодический мониторинг психологического состояния медицинского персонала существенно снижали уровень дистресса и его последствий.

Выводы. Создание условий для организации психологической помощи в перепрофилированном для работы с новой коронавирусной инфекцией учреждении является важной задачей снижения уровня стресса медицинских работников, преодоления дезадаптивного поведения пациентов и их родственников, а также сохранения кадрового ресурса психологов учреждения.

Поступила: 13.09.2020

Принята к публикации: 24.07.2021

Страницы: 50-62

DOI: 10.11621/npj.2021.0305

Автор(ы): Иванова Елена Георгиевна; Микадзе Юрий Владимирович; Гордеев Михаил Николаевич ; Иванова Галина Евгеньевна ; Барабанщикова Валентина Владимировна; Зинченко Юрий Петрович

Доступно в on-line версии с 30.11.2021

Кушнирук А.В. Спортивная идентичность как предиктор самоэффективности у людей с разным уровнем вовлеченности в физическую активность // Национальный психологический журнал. 2021. № 3 (43). С. 43–49. doi: 10.11621/npj.2021.0304

Актуальность тематики статьи. Успешность и достижение максимальных результатов являются одними из наиболее важных феноменов в современном обществе. Самоэффективность напрямую влияет на эти показатели, что является наиболее актуальным в контексте максимальных достижений, в профессиональном спорте. Ранее учеными была доказана положительная связь между регулярной физической активностью и самоэффективностью, однако, вопрос о месте спортивной идентичности в связи между физической активностью и самоэффективностью все еще является открытым.

Цель работы. Исследование взаимосвязи уровня вовлеченности в физическую активность, спортивной идентичности и самоэффективности.

Описание хода исследования. В исследовании приняли участие 200 респондентов с разным уровнем вовлеченности в физическую активность и спорт. Для исследования были использованы «Шкала измерения спортивной идентичности» Б.В. Брюэра и «Шкала общей самоэффективности» Р. Шварцера и М. Иерусалема.

Результаты исследования. Посредством статистической обработки данных было выявлено, что существует положительная корреляция между уровнем физической активности, спортивной идентичностью и самоэффективностью.

Выводы. Спортивная идентичность является предиктором самоэффективности у людей, вовлеченных в спорт и физическую активность и чем выше уровень спортивной идентичности, тем выше самоэффективность людей. Среди людей, не вовлеченных в спорт, связи не установлено.

Поступила: 01.06.2021

Принята к публикации: 19.08.2021

Страницы: 43-49

DOI: 10.11621/npj.2021.0304

Автор(ы): Кушнирук Анастасия Владимировна

Разделы журнала: Психология спорта

Доступно в on-line версии с 30.11.2021

Шаехов З.Д. Психологическое благополучие в контексте пола и сексуальной идентичности // Национальный психологический журнал. 2021. № 3 (43). С. 31–42. doi: 10.11621/npj.2021.0303

Актуальность исследования. В современной психологии активно исследуется и разрабатывается концепция социально-психологической помощи для уязвимых групп людей с целью повышения их психологического благополучия. Одной из актуальных тем исследования является изучение психологического благополучия мужчин и женщин, а также лиц с различной сексуальной ориентацией. В настоящей статье рассматривается психологическое благополучие людей с гомо-, би- и гетеросексуальной ориентацией.

Целью статьи является изучение различий в психологическом благополучии между мужчинами и женщинами, а также между лицами, идентифицирующими себя гомо-, би- и гетересексуалами.

Описание хода исследования и респонденты. Для исследования психологического пола нами была использована методика «Психологическое благополучие» К. Рифф в адаптации Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фесенко. В исследовании приняли участие мужчины и женщины с различной сексуальной ориентацией, которая выявлялась на основе самоотчета респондентов.

Результаты исследования. Статистические результаты указывают, что шкала «Позитивные отношения с окружающими» выше у женщин, чем у мужчин (р = 0,027), а также данная шкала выше у гетеросексуалов, чем у бисексуалов (р = 0,031). Шкала «Баланс аффекта» ниже у гомосексуалов, чем у бисексуалов (р = 0,047).

Заключение. Нами получены результаты, что женщины, принимавшие участие в нашем исследовании, более успешны в построении межличностных отношений с социальным миром, так как по отношению к обществу настроены позитивно и проявляют заботу. При этом люди с гетеро- и гомосексуальной идентичностью более благополучны, чем респонденты с бисексуальной идентичностью. Полученные результаты могут использоваться в практической деятельности психологов, проводящих психологическое консультирование и психотерапию с ЛГБТ-сообществом.

Поступила: 19.02.2021

Принята к публикации: 19.07.2021

Страницы: 31-42

DOI: 10.11621/npj.2021.0303

Автор(ы): Шаехов Забир Дамирович

Разделы журнала: Социальная психология

Доступно в on-line версии с 30.11.2021

Моросанова В.И., Бондаренко И.Н., Потанина А.М., Ишмуратова Ю.А. Осознанная саморегуляция в системе предикторов успешности по русскому языку в школе (общая модель и ее модификации) // Национальный психологический журнал. 2021. № 3 (43). С. 15–30. doi: 10.11621/npj.2021.0302

Актуальность темы. Уверенное владение русским языком является залогом успешного обучения в школе. Однако преподаватели отмечают общее снижение успеваемости по русскому языку у обучающихся. Одним из важнейших факторов, противостоящих этой тенденции, может выступать развитость регуляторных компетенций, в частности, осознанной саморегуляции достижения целей и исполнительных функций.

Цель. Раскрыть роль осознанной саморегуляции в системе предикторов успешности овладения русским языком в средней школе для учеников, различающихся по полу и возрасту.

Описание хода исследования. Выборка: учащиеся школ Москвы и Московской области в возрасте 13–15 лет (N = 286): семиклассники (N = 147) и девятиклассники (N = 139). Методы: опросник В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции учебной деятельности (ССУД-М 52)»; задача Эриксена для оценки подавления иррелевантных стимулов, задача «Буква-цифра» для оценки переключения внимания, задача N-Back для оценки обновления рабочей памяти. Для диагностики языковых компетенций использовались два задания, разработанных Е.Д. Божович. Опросники заполнялись в групповом формате в классе под контролем экспериментатора; компьютерное тестирование выполнялось в компьютерном классе в другой день.

Результаты исследования. Показано, что саморегуляция и интеллект являются универсальными ресурсами достижения учебных целей. Высокая успеваемость мальчиков зависит от развития осознанной саморегуляции и способности управлять своим вниманием. Для успеваемости девочек особое значение имеет планирование учебных целей, общий уровень саморегуляции и точность обновления рабочей памяти.

К началу старшей школы система предикторов успеваемости по русскому языку претерпевает качественные изменения, она «сворачивается» и актуальными остаются только те из них, которые обеспечивают успешность сдачи государственных экзаменов.

Заключение. Исследование раскрыло инвариантную структуру взаимосвязей между предикторами успешности по русскому языку. Эта структура реализована в виде модели, центральное место в которой принадлежит взаимосвязи осознанной саморегуляции и ее базовому нейрокогнитивному основанию — исполнительным функциям. Этот сложный регуляторный компонент в подростковом возрасте является ключевым предиктором успешности по русскому языку. Годовая оценка определяется, прежде всего, уровнем саморегуляции, в то время как исполнительные функции преимущественно вносят вклад в развитие языковых компетенций.

Поступила: 03.06.2021

Принята к публикации: 21.07.2021

Страницы: 15-30

DOI: 10.11621/npj.2021.0302

Автор(ы): Моросанова Варвара Ильинична ; Бондаренко Ирина Николаевна; Потанина Анна Михайловна; Ишмуратова Юлия Алексеевна

Разделы журнала: Возрастная психология

Доступно в on-line версии с 30.11.2021

Мерзлякова С.В., Голубева М.Г., Бибарсова Н.В. Представления о материнстве в зависимости от нравственной ориентации личности юношей и девушек // Национальный психологический журнал. 2021. № 3 (43). C. 3–14. doi: 10.11621/npj.2021.0301

Актуальность. Решение практических задач по преодолению семейно-демографического кризиса, по повышению авторитета родительства в современном обществе определяют актуальность исследований социально- психологических факторов, детерминирующих развитие брачно-семейных представлений молодежи в условиях информационной социализации.

Цель. Анализ особенностей представлений о материнстве у юношей и девушек, различающихся по характеру нравственной ориентации личности.

Описание хода исследования. Эмпирическое исследование, в котором приняли участие 490 студентов (126 юношей, 364 девушки), проводилось с помощью психодиагностических методик: «Нравственное самоопределение личности» А.Е. Воробьёвой, А.Б. Купрейченко, модифицированного варианта методики семантического дифференциала И.Л. Соломина, проективной методики «Незаконченные предложения», опросника «Ролевые ожидания и притязания в браке» А.Н. Волковой. На основе корреляционного анализа с последующим ранжированием была определена иерархия содержательных характеристик в представлениях о материнстве у юношей и девушек, различающихся по характеру нравственной ориентации личности.

Результаты исследования. Показано, что нравственные ориентации личности являются существенным дифференцирующим фактором формирования представлений о материнстве у юношей и девушек. Образ идеальной мамы отличается наличием когнитивных искажений у девушек с эгоцентрической (негативное отношение к совместному семейному отдыху: r = –0,46, р = 0,009) и группоцентрической (установка на низкую активность при собственной реализации хозяйственно-бытовой функции в семье: r = –0,425, р = 0,012) ориентациями.

Заключение. Материалы проведенного исследования указывают на необходимость коррекции брачно- семейных представлений и целенаправленного формирования позитивной нравственной позиции у студентов. Становление гуманистической и миросозидательной ориентации личности будет способствовать развитию полных, адекватных и гармоничных представлений о содержании родительской сферы у современных юношей и девушек.

Поступила: 02.06.2021

Принята к публикации: 15.07.2021

Страницы: 3-14

DOI: 10.11621/npj.2021.0301

Автор(ы): Мерзлякова Светлана Васильевна; Голубева Марина Герасимовна; Бибарсова Надия Витальевна

Разделы журнала: Возрастная психология

Доступно в on-line версии с 29.11.2021

Реан А.А., Егорова А.В. Проявление подростковой агрессии в отношении учителя: распространенность, факторы, последствия, профилактика // Национальный психологический журнал. 2021. № 2 (42). С. 98–108. doi: 10.11621/npj.2021.0209

Актуальность (контекст) тематики статьи. Актуальность проблемы проявления подростковой агрессии в отношении педагогов обусловлена тем, что, несмотря на ее широкое социальное звучание в обществе, современная база исследований показывает, что данной проблеме уделяется крайне мало внимания.

Цель: рассмотреть проявление агрессивного поведения в отношении учителей, а именно: оценить распространенность данной проблемы, проанализировать предпосылки, которые предшествуют проявлению агрессии в отношении учителей, а также оценить последствия подобного поведения.

Описание хода исследования. В работе представлен анализ зарубежных и отечественных исследований, посвященных проблеме агрессии в отношении учителя. Кроме того, предприняты попытки найти причины агрессивного поведения учащихся по отношению к учителю, посредством анализа психологических теорий. В статье также предложены рекомендации для снижения и профилактики агрессии со стороны учеников в отношении учителя.

Результаты исследования. Было показано, что показатели распространенности агрессии в отношении учителей во всем мире подчеркивают масштабы данной проблематики и вызывают обеспокоенность тем, что данная область имеет пагубные долгосрочные последствия для жизни учащихся, учителей и образовательных учреждений в целом. Установлено, что применение психологических теорий, моделей и концепций в объяснении причин проявлении агрессии в отношения учителя со стороны учеников, позволяют не только определить причины подобного поведения, но и помогают рассмотреть данную проблему на разных уровнях образовательного процесса. Также было рассмотрено влияние школьного климата на виктимизацию учителей и даны рекомендации по внедрению профилактических мероприятий.

Выводы. На основании проведенного анализа были представлены направления для дальнейшего изучения данной проблематики. В частности, отмечается необходимость исследования распространенности форм агрессивного поведения в отношении учителя в Российских школах и разработки комплекса профилактических мероприятий, направленных на борьбу с агрессией в отношении педагогов.

Поступила: 31.05.2021

Принята к публикации: 12.06.2021

Страницы: 98-108

DOI: 10.11621/npj.2021.0209

Автор(ы): Реан Артур Александрович ; Егорова Анна Викторовна

Доступно в on-line версии с 30.07.2021

Золотарева А.А., Аверина П.А., Тимошина А.Л. Психологические предикторы апатии в средней и поздней взрослости // Национальный психологический журнал. 2021. № 2 (42). С. 88–97. doi: 10.11621/ npj.2021.0208

Актуальность. Апатия является одним из наиболее распространенных симптомов взрослых людей, однако ее психологические предикторы до сих пор мало изучены.

Цель. Изучение психологических предикторов апатии в средней и поздней взрослости.

Описание хода исследования. В исследовании приняли участие 188 респондентов в возрасте от 50 до 83 лет. Исследование носило кросс-секционный характер. Потенциальные предикторы апатии (депрессия, субъективная витальность, субъективное переживание счастья и удовлетворенность жизнью) были оценены с помощью множественного регрессионного анализа. Диагностическая батарея содержала шкалу апатии А.А. Золотаревой, а также русскоязычные версии Гериатрической шкалы депрессии (Geriatric Depression Scale-Short Form), шкалы субъективной витальности (Subjective Vitality Scale), шкалы субъективного счастья (Subjective Happiness Scale), шкалы удовлетворенности жизнью (Satisfaction With Life Scale) и шкалы удовлетворенности жизнью для «третьего возраста» (Life Satisfaction Index for the Third Age-Short Form).

Результаты исследования. Множественный регрессионный анализ показал, что субъективная витальность является негативным специфическим предиктором апатии в средней взрослости, а депрессия является позитивным универсальным предиктором апатии как в средней, так и в поздней взрослости.

Заключение. Результаты настоящего исследования могут быть использованы в практике российской геронтопсихологии для превенции апатии у лиц с депрессивными симптомами и низким уровнем субъективной витальности.

Поступила: 15.05.2021

Принята к публикации: 03.06.2021

Страницы: 88-97

DOI: 10.11621/npj.2021.0208

Автор(ы): Золотарева Алена Анатольевна ; Аверина Полина Андреевна; Тимошина Анастасия Леонидовна

Доступно в on-line версии с 30.07.2021

Канашов А.Е., Трусова А.В. Роль факторов семейного воспитания в формировании интернет-зависимого поведения у подростков // Национальный психологический журнал. 2021. № 2 (42). С. 76–87. doi: 10.11621/npj.2021.0207

Актуальность тематики исследования. Широкое распространение Интернета за последние несколько десятилетий влечет за собой новые проблемы и вызовы. Излишняя поглощенность онлайн-активностью в ущерб личностному и социальному функционированию может приводить к развитию интернет-аддикции (ИА) — относительно нового феномена, варианта нехимической зависимости. Особенно высокий аддиктивный риск в этом отношении отмечается в популяции подростков и молодежи. Характеристики внутрисемейных отношений могут быть как протективным фактором, так и фактором, повышающим уязвимость к формированию интернет-зависимого поведения у подростков.

Цель исследования. Проанализировать особенности восприятия взаимоотношений с родителями у подростков с разным уровнем выраженности интернет-зависимого поведения.

Описание хода исследования. В исследование было включено 1119 участников — пользователей Интерне- та — 565 девушек и 554 юношей в возрасте от 15 до 18 лет, обучающихся в общеобразовательных учреждениях г. Копейска, Челябинской области. Результаты исследования. Разделение по итоговому баллу шкалы интернет-аддикции Чена (CIAS) позволило разбить выборку на 3 подгруппы: минимальный (группа 1), умеренный (группа 2) и высокий риск/наличие ИА (группа 3). В сфере восприятия подростками отношений с родителями (шкала «Подростки о родителях», ПоР/ADOR) отмечаются значимые различия: участники с умеренным риском ИА чаще сообщали о враждебности (p < 0,001) и непоследовательности (p < 0,001) со стороны отца, также характеризовали свою мать как директивную (р = 0,001), враждебно настроенную (p < 0,001), непоследовательную (p < 0,001) и критикующую (р = 0,010). Наиболее благополучная группа минимального риска ИА отметила эмоционально близкие отношения с отцом (р = 0,024) и матерью (р = 0,005), по сравнению с этими участниками подростки с умеренным и высоким риском ИА отличались более высокими показателями непоследовательности (p < 0,001) и враждебности (p = 0,018) со стороны матери. По результатам корреляционного анализа были выделены следующие существенные взаимосвязи между выраженностью интернет-зависимого поведения и отношения со стороны родителей: «Враждебность» (отец), «Непоследовательность» (отец), «Фактор близости» (отец), «Директивность» (мать), «Враждебность» (мать), «Непоследовательность» (мать), «Фактор близости» (мать), «Фактор критики» (мать). При применении пошаговой линейной регрессии в модели остался только один фактор, вносящий наибольший вклад в развитие интернет-зависимого поведения — «Непоследовательность (со стороны матери)» (p < 0,001).

Заключение. Полученные в исследовании данные показывают наличие связи между семейными взаимоотношениями и признаками интернет-зависимого поведения у подростков. Наиболее важными факторами отношения со стороны родителей, связанными с риском ИА у подростков, оказались факторы непоследовательности и враждебности обоих родителей при более значительной роли взаимоотношений с матерью. Полученные данные могут быть использованы при проведении профилактических программ среди школьников и подростков, а также психологического просвещения родителей.

Поступила: 27.05.2021

Принята к публикации: 22.06.2021

Страницы: 76-87

DOI: 10.11621/npj.2021.0207

Автор(ы): Антон Евгеньевич Канашов; Трусова Анна Владимировна

Доступно в on-line версии с 30.07.2021

Лепшокова З.Х. Инклюзивные и эксклюзивные иден- тичности и контакты: роль ценностей и статуса этнической группы // На- циональный психологический журнал. 2021. № 2 (42). С. 61–75. doi: 10.11621/ npj.2021.0206

Актуальность. Идентичности и контакты в исследованиях порой рассматриваются через призму заложенного в них конфликтогенного потенциала для межгрупповых отношений, приводящих к предубежденности и эксклюзии, особенно в обществах, имеющих этнические группы с разным статусом. При этом существуют определенные механизмы, которые могут потенциально смягчить эти вредные эффекты. К ним относятся инклюзивные идентичности и контакты, позволяющие объединить представителей разных групп. В связи с чем, важно выяснить мотивационные основы данных идентичностей и контактов.

Цель исследования: изучение роли индивидуальных ценностей и статуса этнической группы в оценке позитивности эксклюзивной и инклюзивной идентичностей, а также в выраженности эксклюзивных и инклюзивных контактов у представителей этнического большинства и меньшинства.

Проведение исследования. Исследование проводилось на выборке этнического меньшинства (русские, проживающие на Северном Кавказе) и на выборке этнического большинства (русские, проживающие в Москве). Общий объем выборки 499 респондентов. Для измерения индивидуальных ценностей использовался портретный ценностный опросник PVQ-R (Шварц и др., 2012). Позитивность этнической, гражданской, региональной идентичностей, межкультурные контакты, монокультурные контакты измерялись с помощью соответствующих методик из опросника проекта MIRIPS (Взаимные межкультурные отношения в поликультурных обществах) (Berry, 2017).

Результаты. В исследовании установлено, что (1) ценности «Сохранения» лежат в основе позитивности эксклюзивной этнической и инклюзивной гражданской идентичностей у представителей этнического большинства, (2) ценности «Открытости изменениям» лежат в основе выраженности эксклюзивных монокультурных дружеских контактов, (3) ценности «Самоутверждения» лежат в основе инклюзивных межкультурных контактов у представителей этнического меньшинства.

Выводы. В исследовании раскрыты мотивационные основы инклюзивных межкультурных контактов русского этнического меньшинства. Ими оказались ценности индивидуального фокуса, выражающиеся в достижении социального успеха и высокого статуса. Ценности социального фокуса, выражающиеся в сохранении традиций норм, оказались в основе позитивного отношения к эксклюзивной русской и инклюзивной российской идентичностям у представителей русского этнического большинства. Результаты исследования имеют широкий потенциал для дальнейшего теоретического интегрирования ценностей и идентичностей, и практического применения в сфере гармонизации межкультурных отношений.

Поступила: 01.03.2021

Принята к публикации: 25.05.2021

Страницы: 61-75

DOI: 10.11621/npj.2021.0206

Автор(ы): Зарина Хизировна Лепшокова

Доступно в on-line версии с 30.07.2021

Алексеев А.А., Рупчев Г.Е., Тхостов А.Ш. Нарушения планирования при шизофрении: потенциальная роль кратковременной памяти и внимания // Национальный психологический журнал. 2021. № 2 (42). C. 51–60. doi: 10.11621/npj.2021.0205

Актуальность. Хотя нарушения планирования при шизофрении являются достаточно достоверно уста- новленным фактом, механизмы этих нарушений остаются не до конца проясненными. Поскольку планирование не является простым и однозначным процессом, учитывая его комплексный характер, значительную роль в его нарушениях могут играть когнитивные процессы, связанные с планированием.

Цель. Сравнение связей между планированием, кратковременной памятью, вниманием и абстрактным мышлением у больных шизофренией и в норме. Описание исследования. Обследовано 50 больных шизофренией (14, женщины; средний возраст: 34,92 ± 8,54 лет; продолжительность заболевания: 8,34 ± 5,87) и 50 здоровых испытуемых (14, женщины; средний возраст 32,42 ± 7,26 лет). Обследование включало: Tower of London Test (TOL-DX) для оценки планирования; тест Бентона (BVTR) для оценки кратковременной памяти; субтест «Сходство» (из WAIS) для оценки абстрактного мышления; таблицы Шульте для оценки внимания; Висконсинский Тест Сортировки Карточек для оценки когнитивной гибкости.

Результаты. Больные шизофренией показали значимое снижение по всем параметрам, что указывает на нарушения всех исследованных когнитивных функций. Выявлены специфические связи между планированием и другими когнитивными процессами у больных шизофренией в отличие от контрольной группы. У здоровых испытуемых эффективность планирования связана только с абстрактным мышлением, в то время как у больных шизофренией были выявлены связи между эффективностью планирования и всеми исследованными когнитивными процессами (кратковременной памятью, вниманием, переключаемостью между когнитивными установками).

Выводы. Обнаружены связи между сохранностью планирования при шизофрении и сохранностью других когнитивных процессов, при этом кратковременная память и внимание являются необходимыми, но недоста- точными условиями эффективной реализации процесса планирования.

Поступила: 16.07.2021

Принята к публикации: 29.07.2021

Страницы: 51-60

DOI: 10.11621/npj.2021.0205

Автор(ы): Алексеев Андрей Андреевич ; Рупчев Георгий Евгеньевич ; Тхостов Александр Шамилевич

Доступно в on-line версии с 30.07.2021

Гордеева О.В. Сравнение свободного описания и полу-структурированного интервью как методов изучения околосмертного опыта // Национальный психологический журнал. 2021. № 2 (42). С. 36–50. doi: 10.11621/npj.2021.0204

Актуальность статьи. Без использования метода самоотчета невозможно изучение целого ряда психологических феноменов. При этом возможности и ограничения двух вариантов метода самоотчета: интервью о пережитом опыте и его свободного описания в психологии недостаточно изучены. Поэтому нашу работу мы посвятили изучению данного вопроса посредством сравнения результатов, полученных с помощью обоих вариантов метода ретроспективного самоотчета. Материалом этого исследования стал околосмертный опыт (ОСО) — переживаемое в момент близости к смерти измененное состояние сознания, предполагающее специфический паттерн психологических феноменов.

Цель работы — исследование различий в частоте упоминания отдельных характерных для ОСО феноменов в свободном описании этого опыта и при ответе на вопросы об этих феноменах в ходе интервью.

Описание хода исследования. Во время личной встречи респондент сначала рассказывал о своем ОСО в свободной форме, затем его спрашивали о наличии определенного феномена ОСО, опираясь на перечень элементов/ компонентов ОСО (37 вопросов), выступавших одновременно и пунктами интервью, и независимыми параметрами последующего анализа полученных протоколов (45 протоколов). Для каждого феномена формировалась четырехклеточная таблица, в которой отдельно подсчитывались: 

  1. число случаев наличия феномена и в спонтанном рассказе, и при ответе на вопросы интервью;
  2. число случаев, когда феномен не был спонтанно упомянут, но был обнаружен в ходе интервью;
  3. число случаев, когда феномен присутствовал в спонтанном рассказе, но в интервью респондент отрицал его наличие;
  4. число случаев, когда феномен не был спонтанно упомянут, и в интервью отрицалось его наличие. Для оценки значимости различий между данными, полученными при свободном описании и в интервью, мы использовали φ-коэффициент корреляции Гилфорда, вычисляя для каждого феномена критическое (для p < 0,01 и для p < 0,05) и эмпирическое значения φ-коэффициента.

Результаты исследования. Во-первых, обнаружен ряд феноменов, при выявлении которых отсутствуют значимые (для p < 0,01) различия между изучаемыми методами: ощущение мира и покоя, появление необычных слуховых ощущений, понимание человеком того, что он умер, внетелесный опыт (ВТО), темный туннель, восприятие окружающей действительности во время ВТО, видение яркого света, встреча с ним, встреча с другими, видения иной реальности, светящееся существо, ощущение единства, обзор жизни, граница или предел, решение о возвращении, возвращение. Однако со стопроцентной вероятностью респонденты спонтанно рассказывают только о видении иной реальности. Во-вторых, выявлены феномены, для которых существуют значимые (p < 0,01) различия между методами свободного описания и полуструктурированного интервью, это — невыразимость ОСО, его реалистичность, запоминаемость данного опыта, нежелание рассказывать о нем другим, его трансформирующее воздействие, появление нового отношение к смерти и жизни, исчезновение слуховых ощущений, трансцендентный характер опыта, изменения переживания времени. О них люди практически никогда не рассказывают самостоятельно или делают это редко.

Выводы. Ограничения метода свободного описания зависят от конкретного материала, для исследования которого применяется этот метод. При изучении частоты встречаемости феноменов ОСО необходимо дополнять метод свободного описания методом интервью, который помогает не только обнаружить само наличие феномена, но и уточнить его содержание и исключить случаи неверной интерпретации услышанного исследователем.

Поступила: 27.03.2021

Принята к публикации: 31.05.2021

Страницы: 36-50

DOI: 10.11621/npj.2021.0204

Автор(ы): Гордеева Ольга Владимировна

Доступно в on-line версии с 30.06.2021

Родионов Г.Я. Социальный капитал и аккультурационные ожидания принимающего населения: медиативная роль воспринимаемой угрозы (на примере г. Москвы) // Национальный психологический журнал. 2021. № 2 (42). С. 12–25. doi: 10.11621/npj.2021.0202

Актуальность. Россия занимает четвертое место в мире по притоку мигрантов. Факторы, сопровождающие процесс аккультурации, могут быть самыми разными и вести к межгрупповым противоречиям и конфликтам. Изучение медиативной роли воспринимаемой угрозы в контексте формирования аккультурационных ожиданий по отношению к мигрантам является, на данный момент, недостаточно изученной темой в кросс-культурной психологии.

Цель. Определить, имеет ли воспринимаемая угроза со стороны мигрантов медиативный эффект во взаимосвязи социального капитала и аккультурационных ожиданий принимающего населения.

Описание хода исследования. Исследование проводилось в онлайн-формате с использованием опросника. Участниками стали представители молодежи г. Москва (N = 214). Они отвечали на вопросы, определяющие уровень доверия, этнической толерантности, воспринимаемой угрозы и аккультурационных ожиданий по отношению к мигрантам.

Результаты исследования. Было выявлено, что воспринимаемая угроза (особенно культурная) оказалась медиатором связи этнической толерантности с аккультурационными ожиданиями «плавильный котел» и «исключение». В случае взаимосвязи показателей доверия и этнической толерантности с «сегрегацией» медиативную роль выполняла только воспринимаемая физическая угроза. Роль этнической толерантности подтвердилась в случае трех вышеперечисленных аккультурационных ожиданий, в то время как доверие оказалось значимым только в моделях с «сегрегацией». Медиативная роль воспринимаемой угрозы во взаимосвязи трех показателей социального капитала и аккультурационного ожидания «мультикультурализм» полностью опровергнута.

Заключение. Данные исследования позволяют определить роль воспринимаемой угрозы в аккультурации установках и ожиданиях по отношению к мигрантам. Главным ограничение данного исследования является тот факт, что проводилось оно только в Москве. В ближайшее время планируется сравнение результатов, полученных в России на русскоязычной выборке, с результатами других групп в других странах.

Поступила: 24.03.2021

Принята к публикации: 20.06.2021

Страницы: 12-25

DOI: 10.11621/npj.2021.0202

Автор(ы): Родионов Гермоген Ярославович

Разделы журнала: Социальная психология

Доступно в on-line версии с 30.06.2021

Хорошилов Д.А., Громова О.А. Восприятие пандемии и вакцинации в период «второй волны» коронавируса (по результатам глубинных интервью) // Национальный психологический журнал. 2021. № 2 (42). С. 3–11. doi: 10.11621/npj.2021.0201

Актуальность тематики статьи. В статье раскрываются перспективы психологического исследования восприятия и переживания эпидемии и пандемии Covid-19 как ситуации депривации и фрустрации жизненного пространства личности. Конституирующие характеристики жизненного пространства современного человека: интерактивность, гетерогенность, стирание границ между частным и публичным делают его уязвимым (прекарным) перед радикальными социальными трансформациями, предельным выражением которых стала эпи- демия и пандемия коронавируса.

Цель теоретического и эмпирического исследования — анализ субъективного отношения к пандемии и вакцинации. Описание хода исследования. Исследование выполнено в качественном дизайне с использованием методов полуструктурированного глубинного интервью и тематического анализа, проективной методики направ- ленных вербальных ассоциаций. Целевая выборка исследования составила 50 человек (25 мужчин и 25 женщин, 18–70 лет). Интервью проводились зимой 2020–2021 года в период «второй волны» коронавируса и весной 2021 года после снятия ограничительных мер.

Результаты исследования. Качественный анализ глубинных интервью позволил выделить следующие проблемы:

  1. расхождение когнитивного и аффективного уровней отношения к пандемии — «принятие» коронавируса как элемента повседневности и одновременно переживание радикального слома привычного образа жизни;
  2. устойчивое состояние психической напряженности, которое в период самоизоляции ограничивало ресурсы поддержания профессиональной деятельности, самообразования и саморазвития;
  3. поиск индивидуальных стратегий совладания с этим состоянием в повседневной жизни;
  4. сложности ресоциализации при выходе из режима самоизоляции;
  5. недоверие к официальным и неофициальным источникам информации, отношение к медиа как к ключевому фактору провоцирования стресса, страха и тревоги; <
  6. спонтанная межгрупповая дифференциация «вакцинированных» и «невакцинированных»;
  7. проекция архетипического образа героя-трикстера на вакцину.

Заключение. Дезориентация в ситуации неопределенности и транзитивности, спровоцированная пандемией коронавируса, актуализирует архаические механизмы социально-психологической защиты, что можно считать подтверждением теоретической гипотезы об иррациональности как неотъемлемом свойстве сознания человека и современного общества.

Поступила: 24.05.2021

Принята к публикации: 06.06.2021

Страницы: 3-11

DOI: 10.11621/npj.2021.0201

Автор(ы): Хорошилов Дмитрий Александрович; Громова Оксана Анатольевна

Разделы журнала: Социальная психология

Доступно в on-line версии с 30.06.2021

Айламазьян А.М. Свободный танец как культурноисторическая практика импровизации // Национальный психологический журнал. 2021. № 1 (41). С. 175-192. doi: 10.11621/npj.2021.0114

Актуальность исследования. Пластические, выразительные аспекты поведения человека остаются малоисследованными в психологии. Обращение к импровизационным практикам обусловлено тем, что в них в наиболее яркой форме представлен момент рождения выразительного движения.

Цель исследования: анализ импровизационного танцевального действия, выявление условий его порождения. Выдвинуты гипотезы о формировании целостной личностной установки как готовности к совершению выразительного движения в ситуации музыкально-двигательной импровизации и о том, что принципы организации движения в практике свободного танца направлены на формирование установки, позволяющей выслушивать рождающиеся спонтанные, непроизвольные побуждения к движению, изменения тонуса и дыхания.

Проведение и методы исследования. Работа представляет собой теоретико-психологический анализ практики импровизационного танца. Методологический и теоретический аппарат культурно-исторической психологии и теории деятельности, концепции построения движения Н.А. Бернштейна используются для осуществления реконструкции условий порождения выразительных движений в ситуации музыкально-двигательной импровизации.

Результаты исследования. Проведенный анализ показал, что принципы организации движения, технические аспекты практики направлены на увеличение степеней свободы движения. Это позволяет усилить чувствительность к спонтанным реакциям и побуждениям, а также расширить ориентировку в ситуации музыкально-двигательной импровизации. При этом обеспечивается осмысленность движений и целостное включение личности в импровизацию.

Выводы. Наряду с практиками структурированных танцев или репродуктивных подходов к овладению выразительным движением, существуют и культурно-исторические практики импровизационных танцев. В ходе анализа данных практик выделяются психологические условия и особенности организации движения, позволяющие порождать самостоятельные действия, находить и опробовать новые цели, пластические формы. Порождение спонтанных движений и музыкально-пластическая импровизация возможны вследствие настройки всей личности человека. Открытость как установка личности имеет как свой смысловой компонент, так и моторный.

Поступила: 04.11.2020

Принята к публикации: 18.12.2020

Страницы: 175-192

DOI: 10.11621/npj.2021.0114

Автор(ы): Айламазьян Аида Меликовна

Разделы журнала: Психология творчества

Доступно в on-line версии с 30.03.2021

Наумова В.А., Глозман Ж.М. Представления старости в детском возрасте // Национальный психологический журнал. 2021. № 1 (41). С 160-174. doi: 10.11621/npj.2021.0113

Актуальность (контекст) тематики статьи. Актуальность исследования определена ограниченностью и порой противоречивостью исследований взглядов дошкольников по поводу пожилых людей. Стереотипы, предубеждения и дискриминация в отношении этой категории людей могут проявляться у детей в раннем возрасте. Однако природа формирования и факторы, влияющие на это явление, недостаточно известны.

Целью исследования стало изучение особенностей образа старого человека в детской выборке в зависимости от возможности/невозможности общения со своими бабушками и дедушками. Гипотеза исследования: дошкольники с дефицитом общения со старшим поколением будут демонстрировать нейтральный образ старого человека, а в конструкторе образа детей с достаточным уровнем общения с прародителями будет выражено присутствие эмоциональной составляющей.

Описание хода исследования. В исследовании участвовали 67 детско-родительских диад: 67 дошкольников в возрасте от 5 до 6,8 лет (56,7% девочек и 43,3% мальчиков); 67 родителей (85,1% матерей и 14,9% отцов) в возрасте от 23 до 59. В качестве методов исследования для изучения представлений (образа) старого человека в детской выборке применялся проективный метод рисуночного теста, в родительской выборке — метод «Направленного ассоциативного эксперимента» и анкетирование. Анкета включала вопросы, направленные на изучение взаимоотношений прародителей с ребенком и мнения родителей по поводу проблемы и участия/ неучастия бабушек/дедушек в воспитании внуков.

Результаты исследования. В детской выборке образ старого человека скорее стереотипно нейтральный, но, в то же время, имеет определенную специфику. Было показано значение качества общения ребенка с бабушками и/или дедушками, которое детерминирует эмоциональную окраску восприятия формирующегося образа стариков и старости в целом. Для детей с опытом «дефицита общения» с прародителями образ старого человека персонализирован с «чужими» или «ничьими стариками». В родительской выборке представленные ассоциации демонстрируют взгляд на «отрицательный и положительный» образ старого человека через призму сохранения/несохранения жизненной компетенции, функционального благополучия, динамической системы здоровье/болезнь. Нейтральный образ респондентами репрезентируется как вариант вхождения в новый статус пенсионера и прародителя. Взаимовлияний между родительскими и детскими взглядами не было обнаружено.

Выводы. Ребенок дошкольного возраста может демонстрировать свой собственный уникальный взгляд на старого человека, совсем не тождественный взглядам родителей и окружающих, а также социальным стереотипам. Опыт конструктивного взаимоотношения прародителей и внуков может послужить надежной основой конструирования маленькими детьми позитивного образа старого человека и старости в целом. Перспективой дальнейшего исследования может стать изучение проблемы психологической культуры и готовности пожилого человека к диалогу с ребенком; проблемы организации эффективных программ «объединения старых и малых», взаимообогащающих диалог поколений.

Поступила: 08.07.2020

Принята к публикации: 12.08.2020

Страницы: 160-174

DOI: 10.11621/npj.2021.0113

Автор(ы): Наумова В. А.; Глозман Жанна Марковна

Разделы журнала: Возрастная психология

Доступно в on-line версии с 30.03.2021


Статьи 1 - 25 из 625
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все
О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2022
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер