Доступно в on-line версии с 22.06.2022
Цель. Анализ структурно-содержательных характеристик семейного самоопределения в зависимости от степени выраженности ответственности у студентов в юношеском возрасте.
Методы. Эмпирическое исследование проводилось с помощью психодиагностических методик: модифицированного варианта методики семантического дифференциала И.Л. Соломина, «Теста смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева, опросника «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой, проективной методики «Незаконченные предложения», опросника «Ролевые ожидания и притязания в браке» А.Н. Волковой, многомерно-функциональной диагностики ответственности В.П. Прядеина. Регрессионный анализ позволил оценить влияние ответственности на показатели семейного самоопределения.
Результаты исследования. Показано, что ответственность определяет особенности развития элементов когнитивного, ценностно-эмоционального, регулятивно-поведенческого, мотивационного и рефлексивного компонентов семейного самоопределения в юношеском возрасте. Наибольшее влияние ответственность оказывает на осмысленность жизни (коэффициент детерминации R2 = 0,203), ролевые притязания в сфере социальной активности (R2 = 0,179).
Выводы. Ответственность является значимым фактором микроуровня, детерминирующим процесс семейного самоопределения в юношеском возрасте. Развитие ответственности у студентов позволит сформировать целостный образ Я-семьянина, воспитать ценности брачно-семейных отношений и смысложизненные ориентации, интегрировать представления о временной перспективе, снизить число внебрачных рождений в результате актуализации родительства как важного брачного мотива.
Практическое применение результатов. Материалы проведенного исследования могут быть использованы при разработке и реализации рабочей программы воспитания в учреждениях высшего образования, создании психолого-педагогических условий для самоопределения личности в сфере брачно-семейных отношений посредством развития ответственности у современных студентов.
Поступила: 26.04.2022
Принята к публикации: 27.04.2022
Страницы: 3-13
DOI: 10.11621/npj.2022.0201
Автор(ы): Мерзлякова Светлана Васильевна; Бибарсова Надия Витальевна
Доступно в on-line версии с 22.06.2022
Цель. Основной целью исследования было изучение особенностей постурального баланса хоккеистов во время выполнения ими задания по поддержанию основной стойки в сравнении с новичками. В рамках проведенной работы был апробирован метод отслеживания позы хоккеиста с использованием систем DTrack2 и SteamVR Tracking 2.0, результаты которого позволили сравнить статические характеристики стойки у профессиональных хоккеистов и новичков на основе анализа изменения углов в коленном и тазобедренном суставах, а также изменения положения головы, во время выполнения задания по поддержанию стойки в течение 5 минут.
Результаты исследования. Анализ движений с использованием системы DTrack2 и системы SteamVR Tracking 2.0 показал идентичные результаты, что позволило в дальнейшем использовать систему SteamVR Tracking 2.0. По результатам анализа данных позиционного отслеживания было показано, что профессиональные хоккеисты при сохранении стойки характеризуются большей амплитудой колебаний (1–2 град.), чем новички (не более 1 град.). Профессиональные хоккеисты также отличаются значимо меньшей амплитудой колебания положения головы во время выполнения заданий. Качественный анализ изменений углов коленных и тазобедренных суставов показал, что у профессиональных хоккеистов, в отличие от новичков, наблюдается более высокая и стабильная амплитуда колебаний показателей движений в ходе всего исследования, что в свою очередь позволяет оптимизировать энергозатратность и обеспечивать лучшую стабилизацию позы.
Выводы. Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о важности корректного позиционирования головы для стабилизации постурального баланса хоккеиста. Для поддержания позы наиболее оптимальной является тазобедренная стратегия поддержания постурального баланса, связанная с большей амплитудой колебаний тазобедренных суставов.
Поступила: 23.03.2022
Принята к публикации: 16.05.2022
Страницы: 65-79
DOI: 10.11621/npj.2022.0207
Автор(ы): Леонов Сергей Владимирович; Кручинина Анна Павловна ; Бугрий Григорий Степанович; Булаева Наталья Игоревна; Поликанова И.С.
Доступно в on-line версии с 22.06.2022
Цель. В настоящей статье предпринята попытка исследовать восприятие брендов с помощью качественных методов: выявить и проанализировать ассоциации потребителей с ними, а также описать критерии, раскрывающие визуальную выразительность бренда, с одной стороны, и идеи для повышения потребительской лояльности за счет изменений в логотипе компании, с другой.
Методы. Эмпирическое исследование было реализовано в несколько стадий. На подготовительном этапе работы был сформирован стимульный материал, состоящий из 15 логотипов брендов разных категорий. При выборе стимульного материала было соблюдено два критерия: наличие на логотипе изображений, не связанных с продукцией бренда, и разнообразие в ценовых категориях и сферах торговых марок. Сбор данных был произведен в рамках полуструктурированного интервью с использованием ассоциативных методик. Полученные материалы были разбиты на категории и проинтерпретированы с точки зрения тематического анализа. На следующем этапе были выявлены те элементы логотипов, по которым испытуемыми оценивалась визуальная выразительность бренда.
Результаты и выводы. Были выявлены логотипы, наиболее привлекательные с точки зрения визуальной выразительности, определены и проинтерпретированы тематические категории ассоциаций об исследуемых брендах. В результате были сформированы критерии визуальной выразительности бренда и предложены практические рекомендации для повышения потребительской лояльности.
Поступила: 27.04.2022
Принята к публикации: 05.05.2022
Страницы: 56-64
DOI: 10.11621/npj.2022.0206
Автор(ы): Избасарова Софья Алишеровна; Мельникова Ольга Тимофеевна; Сухина Татьяна Викторовна
Доступно в on-line версии с 22.06.2022
Цель: охарактеризовать взаимодействие в диаде «мать — ребенок раннего возраста с отклонениями в раз- витии (вследствие неврологической патологии)», построить типологию их взаимодействия и определить условия развивающего взаимодействия.
Описание хода исследования. В исследовании приняли участие диады «мать — ребенок раннего возраста». Группа сравнения (n = 51) — диады с детьми с нормотипичным развитием (НТ), средний возраст 24,8 месяца. Основная группа (n = 54): диады с детьми с неврологической патологией (НП), средний возраст 25,2 месяца. Неврологические диагнозы: последствия раннего органического поражения центральной нервной системы и детский церебральный паралич.
Методы. Видеонаблюдение взаимодействия матери и ребенка в процессе совместной деятельности с набором игрушек. Данные первичного анализа видеоматериалов в соответствии с авторской схемой подвергались вторичному анализу (оценка различий между группами, корреляционный и факторный анализ).
Результаты исследования. Выделены 4 типа взаимодействия в диаде «мать — ребенок раннего возраста», которые различаются по параметрам: позиция матери во взаимодействии, уровень диалогичности взаимодействия, содержание действий матери и ребенка и их влияние друг на друга, инициативные действия ребенка по отношению к матери, способы создания зоны ближайшего развития. Благоприятным для развития ребенка является оптимальный тип взаимодействия, который характеризуется активностью матери и ребенка, вовлеченностью и продуктивностью ребенка. С некоторыми ограничениями можно считать благоприятным тип «доминирование ребенка», в котором преобладает активность ребенка, но активность матери недостаточна. Неблагоприятными являются тип «доминирование матери» с преобладанием активности матери, навязчиво-насильственной материнской позицией и подчиненной позицией ребенка и параллельный тип, в котором совместная деятельность матери и ребенка не складывается.
Заключение. В исследовании установлена взаимосвязь действий матери в отношении ребенка, его продуктивности и активности. Охарактеризован оптимальный тип взаимодействия, в котором создаются условия для развития ребенка и коррекции его дефицитарности. Задача последующих исследований — разработка программ оптимизации взаимодействия матери с ребенком на основании выявленных ограничений реализации развивающего потенциала взаимодействия, которые специфичны для каждого типа взаимодействия в диаде.
Поступила: 22.01.2021
Принята к публикации: 01.03.2021
Страницы: 45-55
DOI: 10.11621/npj.2022.0205
Автор(ы): Валитова Ирина Евгеньевна
Доступно в on-line версии с 22.06.2022
Цель.Изучение стратегии решения задач на планирование больными шизофренией.
Методы. Экспериментальную группу составили 40 больных шизофренией параноидной формы (возраст: 34,4±8,24 лет; продолжительность заболевания: 7,78±5,47 лет). В контрольную группу вошло 40 здоровых испы- туемых (возраст: 32,5±7,28 лет). Для оценки планирования использовались «предметная» и «визуальная» версия Tower of London test (TOL-DX и TOL-BACS). Темп деятельности оценивался методикой Шульте.
Результаты исследования. Больные шизофренией значимо хуже справлялись с «предметным» вариантом теста, но показывали сопоставимую со здоровыми испытуемыми продуктивность выполнения «визуального». Для анализа динамики изменений латентного времени (времени обдумывания заданий) в зависимости от количества ходов в «предметной» версии TOL больные шизофренией были разделены на группу пациентов с нарушениями планирования и группу пациентов без нарушений планирования. Динамика изменений латентного времени у здоровых испытуемых и пациентов без нарушений планирования оказалась сходной и характеризовалась увеличением латентного времени с ростом количества ходов необходимых для решения заданий. При этом больные шизофренией с нарушениями планирования демонстрировали примерно равный объем латентного времени вне зависимости от сложности заданий. Объем латентного времени у пациентов с нарушениями планирования был ниже, чем у здоровых испытуемых на уровне статистической тенденции в заданиях с 5 ходами и статистически значимо ниже в заданиях с 6 и 7 ходами.
Выводы. Полученные результаты указывают на роль сужения ориентировочного этапа деятельности в нарушениях планирования у больных шизофренией.
Поступила: 29.05.2022
Принята к публикации: 29.05.2022
Страницы: 35-44
DOI: 10.11621/npj.2021.0204
Автор(ы): Алексеев Андрей Андреевич ; Рупчев Георгий Евгеньевич ; Тхостов Александр Шамилевич
Доступно в on-line версии с 22.06.2022
Целью представленной статьи является рассмотрение сильных сторон личности в одной из ключевых моделей в рамках позитивной психологии — Values In Action (VIA). В частности, их роль в качестве «медиаторов» негативного влияния профессионального выгорания на психологическое благополучие личности, представленное концептами удовлетворенности жизнью, самооценкой и самоэффективностью. В рамках теории позитивной психологии неоднократно упоминалось о том, что 24 качества личности зачастую выступают в форме «буфера», препятствующего негативному влиянию внешних и внутренних факторов, в том числе стресса, на личность.
Методы. Для проверки данной «буферной» функции мы разработали «путевую модель» (path model). С помощью данной модели мы смогли оценить значимость каждого качества личности в роли «буфера» между профессиональным выгоранием и психологическим благополучием. Модель продемонстрировала высокие показатели согласованности и валидности.
Результаты исследования. Результаты исследования подтверждают наличие «буферной» функции у определенных качеств личности. Нами было выделено 14 качеств из 24, проявляющих «буферную» функцию.
Выводы. В ходе исследования установлено, что 14 качеств личности выполняют «буферную функцию», препятствующую негативному влиянию внешних и внутренних факторов, в том числе стресса, на личность. Также 4 качества личности — любознательность, энергичность, оптимизм и благодарность — оказались наиболее значимыми для поддержания психологического благополучия личности, что позволяет говорить о выделении «квартета психологической жизнестойкости».
Поступила: 26.04.2022
Принята к публикации: 11.05.2022
Страницы: 25-34
DOI: 10.11621/npj.2022.0203
Автор(ы): Реан Артур Александрович ; Ставцев Алексей Андреевич; Кузьмин Роман Геннадьевич
Доступно в on-line версии с 22.06.2022
Цель. Выявление наиболее устойчивых составляющих субъективных представлений о жизненной успешности современной личности.
Методы. Исследование проведено при помощи структурирующего контент-анализа, основанного на индуктивном извлечении категорий. Проанализированы развернутые ответы респондентов на вопрос, касающийся представлений о жизненной успешности. Результаты обобщены при помощи методов описательной статистики.
Результаты исследования. Выявлены обобщенные категории субъективных представлений о жизненной успешности: значимые ценности; процесс, реализующийся через направленность личности «на себя», «на дело», «на других»; совокупность достижений (результатов); условная комплексность/односторонность. Дано содержательное описание каждой выявленной категории с предоставлением количественных данных по частоте их встречаемости. Выявлено преобладание направленности «на себя», проявляющейся в обозначении процессов самореализации и получения удовольствия от жизни. В категории «результат» наиболее выражена тенденция «иметь» блага по сравнению с тенденциями «быть» и «достичь» целей, что также сопровождается частичным видени ем результата. Практически у половины респондентов выявлена односторонность представлений о жизненной успешности, а именно, включение ими в описание представлений какой-либо одной категории. Наряду с этим, выявлены и конструктивные характеристики представлений о жизненной успешности: традиционность наиболее значимых ценностей (семья, работа, материальное благополучие, здоровье), наличие респондентов, у которых присутствует направленность «на других» и тенденция «быть».
Выводы. Полученные результаты позволили составить обобщенную картину субъективных представлений о жизненной успешности современной личности (на примере россиян), которая очерчивает их особенности, вскрывает наиболее острые проблемы.
Поступила: 24.05.2022
Принята к публикации: 28.05.2022
Страницы: 14-24
DOI: 10.11621/npj.2022.0202
Автор(ы): Деева Наталья Александровна
Доступно в on-line версии с 22.06.2022
Актуальность. Освещено значение исследования субъективных представлений о жизненной успешности как важных составляющих представлений личности о мире и о себе, изучение которых позволяет наиболее целостно понять картину мира современной личности, осмыслить причины многих психологических проблем и прогнози- ровать варианты разворачивания жизненного пути. Дано понимание субъективных представлений о жизненной успешности и обозначены их сущностные характеристики.
Цель. Выявление наиболее устойчивых составляющих субъективных представлений о жизненной успешно- сти современной личности.
Методы. Исследование проведено при помощи структурирующего контент-анализа, основанного на индук- тивном извлечении категорий. Проанализированы развернутые ответы респондентов на вопрос, касающийся представлений о жизненной успешности. Результаты обобщены при помощи методов описательной статистики.
Результаты исследования. Выявлены обобщенные категории субъективных представлений о жизненной успешности: значимые ценности; процесс, реализующийся через направленность личности «на себя», «на дело», «на других»; совокупность достижений (результатов); условная комплексность/односторонность. Дано содержа- тельное описание каждой выявленной категории с предоставлением количественных данных по частоте их встре- чаемости. Выявлено преобладание направленности «на себя», проявляющейся в обозначении процессов саморе- ализации и получения удовольствия от жизни. В категории «результат» наиболее выражена тенденция «иметь» блага по сравнению с тенденциями «быть» и «достичь» целей, что также сопровождается частичным видени- ем результата. Практически у половины респондентов выявлена односторонность представлений о жизненной успешности, а именно, включение ими в описание представлений какой-либо одной категории. Наряду с этим, выявлены и конструктивные характеристики представлений о жизненной успешности: традиционность наибо- лее значимых ценностей (семья, работа, материальное благополучие, здоровье), наличие респондентов, у которых присутствует направленность «на других» и тенденция «быть».
Выводы. Полученные результаты позволили составить обобщенную картину субъективных представлений о жизненной успешности современной личности (на примере россиян), которая очерчивает их особенности, вскрывает наиболее острые проблемы.
Ключевые слова: современный мир, жизненная успешность, успех, субъективные представления, контент- анализ, ценности, направленность, результативность, комплексность.
Актуальность. Краткая шкала резилентности (Brief Resilience Scale, BRS) Б. Смита и его коллег является одним из наиболее психометрически обоснованных инструментов для оценки резилентности во всем мире (Windle et al., 2011).
Цель. Целью настоящего исследования стала адаптация русскоязычной версии BRS.
Описание хода исследования. Психометрические показатели русскоязычной версии BRS были проанализированы на материалах серии исследований с участием 696 респондентов, в том числе родителей детей с инвалидностью, многодетных родителей и студентов высших и средне-специальных учебных заведений.
Результаты исследования. Внутренняя надежность русскоязычной версии BRS была установлена с помощью коэффициентов α-Кронбаха, значения которых превысили показатели 0,8 на всех выборках исследования. Адаптированная шкала продемонстрировала соответствие оригинальной факторной структуре BRS, содержащей прямые и обратные тестовые пункты, что свидетельствует в пользу ее факторной валидности. Корреляционные связи между показателями резилентности и феноменологически схожими феноменами (в частности, жизнестойкости, диспозиционального оптимизма, самоуважения, общей самоэффективности, субъективной витальности,удовлетворенности жизнью и др.) подтвердили конвергентную валидность русскоязычной версии шкалы. Кроме того, родители детей с инвалидностью сообщали о более низкой резилентности, чем многодетные родители, хотя и статистически не отличающейся от аналогичных показателей у студентов высших и средне-специальных заведений.
Выводы. В заключении делается вывод о том, что русскоязычная версия BRS надежна, валидна и может быть рекомендована к использованию для диагностики резилентности у русскоязычных респондентов.
Поступила: 28.12.2021 23:05:00
Принята к публикации: 06.02.2022 23:05:00
Страницы: 65-75
DOI: 10.11621/npj.2022.0106
Автор(ы): Александрова Лада Анатольевна; Золотарева Алена Анатольевна ; Маркова Виктория Ивановна
Разделы журнала: Клиническая психология
Доступно в on-line версии с 15.04.2022
Актуальность. Министерство труда и социальной защиты РФ отмечает необходимость пересмотра применяемых мер по снижению рисков возникновения человеческого фактора при управлении транспортным средством и реализации превентивной стратегии.
Цель. Работа направлена на изучение психологических детерминант агрессивного поведения российских водителей пассажирского автотранспорта в контексте их психических состояний в период COVID-19 и для уточнения превентивной стратегии Минтруда России по снижению роли человеческого фактора в аварийности.
Описание хода исследования. Представлены материалы эмпирического исследования, полученные на выборке профессиональных водителей московского пассажирского автотранспорта. В исследовании приняли участие респонденты (мужчины) в возрасте от 26 до 59 лет со стажем от 8 до 40 лет. Использовались: методика определения доминирующего состояния (ДС-8) Л.В. Куликова; тест измерения слабо осознаваемых проявлений агрессии «Hand-test» Э. Вагнера; опросник Дж.Л. Деффенбахер и Р.С. Линч «Driving Anger Expression Inventory»; опросник К.С. Дула (C.S. Dula) «Dula Dangerous Driving Index».
Результаты исследования. Установлено, что рост агрессивности водителей детерминирован интенсивностью их неравновесных психических состояний, прежде всего тензионных, в том числе вызываемых ограничениями, связанными с пандемией COVID-19.
Заключение. Тотальный социальный контроль наряду с непрерывным видеослежением за поведением водителя при управлении транспортным средством, способствует проявлению агрессивного поведения. Специфический «эффект кумулятивной публичности», вызываемый умноженной совокупностью тотального социального и личного видеоконтроля на рабочем месте, способствует необходимости «сбросить» кумулятивное напряжение на объект, каким-либо образом препятствующий реализации актуальной потребности. В связи с тем, что важнейшую роль в проявлении агрессивного поведения играет способность к саморегуляции неравновесных психических состояний, целесообразным методом решения проблемы является разработка индивидуального профиля динамики неравновесного психического состояния водителя («риск-паспорта водителя») на основе нейросетевых информационно-аналитических данных предсменного тестирования. Подобный индивидуальный паспорт позволит осуществить предикцию рисков при управлении пассажирским транспортом и может стать надежным инструментом для реализации превентивной стратегии достижения уровня нулевой смертности в аварийности.
Поступила: 10.01.2022 22:21:00
Принята к публикации: 21.01.2022 22:21:00
Страницы: 53-64
DOI: 10.11621/npj.2022.0105
Автор(ы): Ермолаев Виктор Владимирович; Четверикова Алена Ивановна; Воронцова Юлия; Насонова Дария Камилевна; Симаков Антон Владимирович
Разделы журнала: Клиническая психология
Доступно в on-line версии с 15.04.2022
Актуальность. В статье рассматривается многозначность трактовок понятия эмпатия. Последние работы либо дают выборочные представления о различных видах эмпатии, либо строятся на обосновании ее форм в методологии «сверху», а не на основе анализа множественной регуляции процессов, результатом которых становится эмпатия. Актуальным является не только соотнесение разных видов эмпатии, но и анализ включенности эмпатийных процессов в разные связи при функционировании единого интеллектуально-личностного потенциала человека. Целью работы стало обоснование множественности путей включенности эмпатии в когнитивную и эмоционально-личностную сферы и различий в трактовках, преодолеваемых с позиций единства интеллекта и аффекта.
Описание хода исследования. В статье рассмотрены как основные дихотомии в понимании эмпатии (когнитивная — аффективная, «непосредственная» — опосредованная, ситуационная — диспозициональная и т.д.), так и представленные в литературе связи ее с эмоциональной регуляцией, эмоциональным интеллектом, нестабильным эмоциональным ядром личности — свойствами Темной триады.
Результаты исследования. На основе анализа подходов к эмпатии обосновано положение о необходимости различать эмпатию как продукт и эмпатийные процессы, ведущие разными путями к достижению результата — эмпатии. Мною предполагается, что кажущееся противоречие множественности форм эмпатии может быть снято гипотезой о динамических регулятивных системах (ДРС), иерархически по-разному структурирующих когнитивные и эмоциональные составляющие, в целом называемыми эмпатийными процессами. Предполагаемая в ДРС множественность регуляции эмпатии соответствует восходящей к пониманию Л.С. Выготским идее единства интеллекта и аффекта и свидетельствует о связующей роли эмпатии между личностной и когнитивной сферами.
Выводы. Обоснован подход, предполагающий понимание эмпатии как результата, достигаемого разными процессами, связанными как с когнитивной, так и с эмоционально-личностной сферами. Формы эмпатии, дискутируемые в рассмотренных дихотомиях, отражают становление динамических иерархий, в которых и когнитивные, и эмоциональные составляющие могут выходить на верхние уровни регуляции.
Поступила: 20.07.2021 21:14:00
Принята к публикации: 21.01.2022 21:15:00
Страницы: 94-103
DOI: 10.11621/npj.2022.0108
Автор(ы): Корнилова Татьяна Васильевна
Разделы журнала: Психология личности
Доступно в on-line версии с 15.04.2022
Актуальность публикации обусловлена нарастанием проявлений религиозной радикализации населения и угрозы терроризма на постсоветском пространстве и в Республике Казахстан, в частности. Одной из наименее разработанных проблем является изучение психологических закономерностей возникновения и развития феномена религиозности, мотивы ее формирования и уровни ее проявления у верующих, включая становление крайних религиозных взглядов и ценностей у человека.
Целью работы является описание теоретических и прикладных вопросов исследования проблемы формирования религиозного радикализма, экстремизма и терроризма у верующих последователей ислама, а также методических проблем разработки психодиагностического инструментария и технологий психологической интервенции в этой области.
Основные результаты. Представлена характеристика и динамика показателей криминальной ситуации с проявлениями радикального религиозного экстремизма и терроризма в Республике Казахстан. Рассмотрены особенности психопрофилактики рецидивов религиозного экстремизма и реабилитации осужденных за такие преступления, описаны некоторые примеры организации в Казахстане такой работы с женщинами и детьми, длительное время находившимися в зонах террористической активности. Обоснована необходимость изучения личностных особенностей верующего, уровня его религиозности, мотивации становления экстремистских взглядов и радикализации личности в качестве основных мишеней психодиагностики с целью прогноза поведения с точки зрения общественной безопасности, предупреждения распространения радикальной идеологии и ценностей в светском обществе. В числе основных выводов представлено понимание необходимости разработки принципиально новых подходов в психодиагностике радикализации, экстремизма и терроризма в целях прогностической диагностики, реабилитации, ресоциализации верующих, имеющих экстремальный криминальный опыт. При этом наиболее продуктивным является поведенческий анализ посредством различных методик, фактов и документов с использованием методики наблюдения и диагностического интервью верующего.
Поступила: 20.12.2021 20:32:00
Принята к публикации: 15.01.2022 20:32:00
Страницы: 43-52
DOI: 10.11621/npj.2022.0104
Автор(ы): Нурадинов Алмат Сабитович; Джумагельдинов Аскар Нуркенович
Разделы журнала: Социальная психология
Доступно в on-line версии с 15.04.2022
Актуальность. Для нашей страны рост и повышение эффективности малого бизнеса является одним из стратегических направлений. Однако не только финансовые и инфраструктурные факторы могут стимулировать рост бизнеса, но и социально-психологические. Изучение отношений внутри семей предпринимателей способно стать еще одним направлением для развития малого бизнеса в нашей стране.
Цель. Изучение типа семейной системы с точки зрения параметров адаптивности и сплоченности у предпринимателей сферы малого семейного бизнеса. Описание хода исследования. Исследование проводилось с помощью методики FACES-3 Д. Олсона.
Выборку составили 129 владельцев малого семейного бизнеса. Гипотезы: 1) семьи предпринимателей имеют сбалансированную структуру; 2) с годами супружества снижется сплоченность в бизнес-семьях; 3) чем больше детей в семье, тем выше сплоченность семейных отношений.
Результаты исследования. Изучение типа семейной системы показало, что 78,3% семей относятся к полу- функциональному типу. По шкале «Сплоченность» доминируют разделенный (46,5%) и объединенный (51,9%) типы. По шкале «Адаптация» преобладает хаотичный тип (76%). Гипотеза 1 не подтвердилась. Однако, мы понимаем высокую хаотичность как способ формирования преемственности в бизнес-семье. Гипотеза 2 подтвердилась: реальная сплоченность семьи снижается с увеличением возраста владельца бизнеса (р = 0,01). Гипотеза 3 подтвердилась: чем больше детей в бизнес-семье, тем выше реальная сплоченность семьи (р = 0,05). Сплоченность в многодетных семьях предпринимателей является потенциалом для репутационного капитала семьи и формирования финансовой устойчивости в будущем.
Заключение. Были сформулированы рекомендации по гармонизации семейных отношений, направленные на поддержание и развитие межпоколенных связей. Результаты исследования позволяют сформулировать предложение в адрес Центров семейного бизнеса в отношении особой поддержки многодетных бизнес-семей. Выявленные закономерности помогут улучшить демографическую ситуацию в стране и будут способствовать развитию малого бизнеса.
Поступила: 23.12.2021 22:07:00
Принята к публикации: 17.01.2022 22:07:00
Страницы: 30-42
DOI: 10.11621/npj.2022.0103
Автор(ы): Мурзина Юлия Сергеевна; Русяева Ирина Александровна
Разделы журнала: Социальная психология
Доступно в on-line версии с 14.04.2022
Актуальность. Удовлетворенность жизнью в старшем возрасте активно изучается в связи с семейными и профессиональными факторами. Однако до сих пор мало изучена роль внепрофессиональной добровольческой активности пожилых людей в связи с особенностями личностного ресурсного комплекса (осмысленность, жизнестойкость, проактивное совладание).
Цель. Изучение психологических предикторов удовлетворенности жизнью людей старшего возраста (на примере клиентов благотворительного фонда). Описание хода исследования. Участники исследования — 60 неработающих клиентов благотворительного центра 65–85 лет (μ = 74,8 лет), 44 женщины. 50% опрошенных являются не только клиентами, но и волонтерами Центра.
Дизайн исследования. кросс-секционный. Удовлетворенность жизнью оценивалась в разных жизненных сферах «Методика диагностики уровня социальной фрустрированности» Л.И. Вассермана. Предполагаемые личностные предикторы удовлетворенности жизнью диагностировались методиками: «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана (адаптация Н.А. Сироты и В.М. Ялтонского), «Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)» Д.А. Леонтьева, «Тест жизнестойкости» С. Мадди (модификация Е.Н. Осина и Е.И. Рассказовой). Результаты исследования. Сравнительный и множественный регрессионный анализ показал, что уровень удовлетворенности жизнью пожилых людей связан не столько с характером семейной ситуации, сколько с активной жизненной позицией и значимо выше при вовлеченности в социально значимую волонтерскую деятельность и продуктивном использовании ресурсного личностного комплекса (осмысленность, жизнестойкость, проактивное совладание), особенно в части убежденности в способности контролировать свое поведение, отношения с окружающими и жизненную ситуацию в целом.
Заключение. Результаты представленного исследования могут быть использованы в практике российской геронтопсихологии при организации социальной помощи людям старшего возраста на базе государственных и некоммерческих организаций.
Поступила: 17.01.2022 21:27:00
Принята к публикации: 29.01.2022 21:27:00
Страницы: 15-29
DOI: doi: 10.11621/npj.2022.0102
Автор(ы): Щукина Мария Алексеевна; Ширман Любовь Анатольевна
Разделы журнала: Возрастная психология
Доступно в on-line версии с 14.04.2022
Актуальность. Трансформация общественных изменений детерминирует качественно иной формат функционирования профессионального мышления как когнитивного ресурса, влияющего на эффективность деятельности и субъективное благополучие.
Цель. Презентация результатов различных исследований ресурсности профессионального мышления в профессиях социономического типа, решаемая через установление особенности ресурсности мышления разных этапах профессионализации и в разных социально-культурных условиях..
Описание хода исследования. Выборку составили представители социономической группы профессий на разных этапах профессионализации: студенты менеджеры и психологи в возрасте от 18 до 23 лет начальных и конечных этапов обучения (n = 120), менеджеры в сфере бизнеса и образования (n = 218), педагоги (n = 70) до- школьных образовательных организаций.
Результаты исследования. На выборке студентов социономической группы профессий выявлено, что на завершающих этапах обучения повышается в целом уровень структурной организации профессионального мышления, при этом отличия по структурным компонентам элементного уровня носят парциальный характер. В частности, у студентов гностического типа направленности возрастает уровень социорефлексиии, метакогнитивных знаний, проблемность имеет большую структурированность и учет целостных контекстов. У студентов преобразующего типа направленности увеличивается уровень метакогнитивной активности, уменьшается количество попыток разрешения проблемности, сопряженное с увеличением флексибельности и прогностичности. Продемонстрировано, что в социально-культурных условиях сельских дошкольных образовательных организаций по сравнению с городскими метакогнитивные характеристики профессионального мышления и качества надситуативного мышления, представлены в развернутом и углубленном формате. Установлено, что на такие качества надситуативного мышления как оперативность, оригинальность, обоснованность реверсивным образом влияют опыт работы в сфере управления (обратная зависимость) и мегафактор среды — деятельность в ситуации пандемии (прямая зависимость).
Заключение. Полученные результаты расширили представление о ресурсности профессионального мышления в профессиях социономического типа. Отмечается необходимость дальнейшего изучения профессионального мышления как когнитивного ресурса на компонентно-субсистемном уровне.
Поступила: 25.11.2021
Принята к публикации: 05.12.2021
Страницы: 75-83
DOI: 10.11621/npj.2021.0407
Автор(ы): Серафимович Ирина Владимировна
Разделы журнала: Психология труда и инженерная психология
Доступно в on-line версии с 30.12.2021
Аннотация. Вахтовый персонал на Крайнем Севере подвергается воздействию экстремальных климатогеографических, производственных факторов, а также пребывает в условиях групповой изоляции, что предъявляет к организму и психике вахтового работника требования, зачастую превышающие их резервы. Невозможность полной адаптации связана с неблагоприятными функциональными состояниями работников, которые приводят к снижению уровня психического здоровья, производительности и эффективности трудовой деятельности. Трудовые задачи работников различных производств отличаются по физической и физиологической нагрузке, по степени действия вредных производственных факторов.
Цель настоящего исследования — выявить и описать особенности психологической адаптированности вахтового персонала промышленных предприятий в условиях Крайнего Севера. В исследовании приняло участие 145 вахтовых работников нефтегазодобывающего и алмазодобывающего производств в условиях Крайнего Севера, 82 строителя, работающих вахтовым методом на юге РФ, которые явились группой сравнения для выявления особенностей психологической адаптированности вахтового персонала на Крайнем Севере.
Методы исследования. Психофизиологическое и психологическое тестирование направлено на диагностику осознанной саморегуляции произвольной активности человека и субъективного контроля как ключевых характеристик психологической адаптированности работников. Полученные результаты позволяют сделать вывод о схожести психологических характеристик, способствующих успешной адаптированности вахтового персонала вне зависимости от региона нахождения промышленного объекта. К их числу относятся интернальность в области достижений, неудач, семейных отношений, здоровья и болезни, а также моделирование, оценка результатов и самостоятельность как регуляторные процессы. В то же время есть специфика их выраженности в зависимости от региона расположения объекта и отрасли промышленности.
Поступила: 06.12.2021
Принята к публикации: 12.12.2021
Страницы: 63-74
DOI: 10.11621/npj.2021.0406
Автор(ы): Корнеева Яна Александровна; Симонова Наталья Николаевна
Разделы журнала: Психология труда и инженерная психология
Доступно в on-line версии с 30.12.2021
Цель и актуальность статьи. Статья посвящена 90-летию со дня рождения основателей российской эргономики В.М. Мунипова и В.П. Зинченко, под руководством которых автор статьи учился и долгое время работал. Введенные ими понятия система «человек — машина» и человеческий фактор анализируются и развиваются в статье с позиций разрабатываемой автором теории актов взаимодействия людей с миром, которые рассматриваются с их психологической стороны.
Результаты. Исходным в теории актов является понятие «компонент» мира, под которым понимается лю- бое «нечто», существующее в мире в какой-либо форме — материальной или идеальной, реальной или виртуальной, чувственной, мыслимой и др. Взаимодействие компонентов мира рассматривается как разновидность отношения между ними, которое включает их воздействия друг на друга и возможно на самих себя. Отношение «А воздействует на Б» отождествляется с отношением «А изменяет Б в некотором направлении». Различные направления, по которым могут изменяться взаимодействующие компоненты, соотносятся со свойствами этих компонентов, которые изменяются по своим значениям. Актом психологического взаимодействия, или психологическим актом называется такое взаимодействие человека с миром, которое активно со стороны данного человека, осмыслено им, опосредствовано образами компонентов акта, а также имеет начало во времени, относительно завершено и направлено на получение нужных кому-либо результатов. Компонентами такого акта являются его объекты и субъекты, активность субъектов, их смыслы, свойства и состояния, цели и мотивы, предметы и средства, орудия и знаки, условия и способы осуществления актов, их процессы и результаты и др. Понятия обо всех компонентах акта определяются конструктивно (на основе предварительно введенных понятий), а также с учетом функций компонентов в акте субъекта. Раскрываются функциональные и логические отношения между компонентами акта, которые превращают его в психологическую функциональную систему..
Выводы. Показано, что предложенная в статье теоретическая модель психологического акта может служить концептуальным средством изучения и эргономического проектирования трудовых актов операторов в системах «человек — машина».
Поступила: 05.12.2021
Принята к публикации: 20.12.2021
Страницы: 53-62
DOI: 10.11621/npj.2021.0405
Автор(ы): Беспалов Борис Иванович
Разделы журнала: Социальная психология
Доступно в on-line версии с 30.12.2021
Актуальность. В условиях растущей роли экономической среды в социализации современного человека повышается интерес к пониманию социально-психологических механизмов поведения человека при выборе товаров. Экономические реалии находят отражение в самоидентификации личности по отношению к другим людям и социальным структурам. Актуальным является исследование взаимосвязи социальной идентичности и особенностей потребительского поведения при выборе товаров. В то же время различные аспекты социальной идентичности в связи с особенностями предпочтения потребителей остаются слабо изученными в социальной психологии.
Цель. Исследование направлено на выявление связи между компонентами социальной идентичности и особенностями предпочтений потребителей (на примере продуктов питания отечественных производителей).
Описание хода исследования. Исследование проводилось в онлайн-формате путем предъявления респондентам опросника, включающего вопросы о предпочтениях потребителей и компонентах социальной идентичности. Выборка целевая экспертная: потребители продуктов питания отечественного производства, граждане РФ, в возрасте от 25 до 67 лет (N = 200).
Результаты исследования. Выявлена взаимосвязь когнитивных и ценностных компонентов социальной идентичности с особенностями предпочтений потребителей, касающихся общего отношения к продуктам, их характеристикам и критериям выбора. Больше значимых связей обнаружено между ценностными компонентами и всеми проявлениями потребительских предпочтений. Обнаружена взаимосвязь между локальной и мировой идентичностью и предпочтением продуктов питания отечественного производства, а также особенности критериев выбора продуктов питания у потребителей с различной выраженностью когнитивного компонента социальной идентичности.
Выводы. Получены новые данные о связи когнитивных и ценностных компонентов социальной идентичности и особенностей предпочтений потребителей. Это может служить основой для более глубокого анализа структуры идентичности, понимания роли идентичности в поведении потребителей. Основные ограничения исследования касаются применяемых методов и выборки.
Поступила: 30.06.2021
Принята к публикации: 04.12.2021
Страницы: 39-52
DOI: 10.11621/npj.2021.0404
Автор(ы): Волкова Анастасия Дмитриевна; Иванова Наталья Львовна; Патоша Ольга Ивановна
Разделы журнала: Социальная психология
Доступно в on-line версии с 30.12.2021
Актуальность. С появлением интернета и развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) изменились и расширились доступные способы межличностного общения. С весны 2020 г. и по настоящее время сохраняется нестабильность эпидемиологической обстановки в связи с пандемией COVID-19. Карантинные меры привели к резкому сокращению физических социальных контактов или их полному отсутствию. В результате для большинства развитых стран компьютерно-опосредованная коммуникация стала основным способом поддержания связи с родными, друзьями, коллегами и т.д. Эти беспрецедентные обстоятельства актуализируют наше исследование, показывающее, как ИКТ помогают поддержать социальный капитал россиян на индивидуальном уровне.
Цель. Определить, насколько эффективна вовлеченность при использовании ИКТ для поддержания соци- ального капитала россиян на индивидуальном уровне в период пандемии COVID-19.
Описание хода исследования. Исследование проводилось в онлайн-формате путем предъявления участникам опросника. Выборку исследования составили 300 респондентов в возрасте от 18 до 71 года. Все респонденты являются гражданами Российской Федерации. Они отвечали на вопросы, определяющие уровень воспринимаемой угрозы СOVID-19, вовлеченности в использование ИКТ и степень изменения взаимоотношений с «сильными» и «слабыми связями».
Результаты исследования. Прямая взаимосвязь воспринимаемой угрозы коронавируса и индивидуального социального капитала прослеживается только во взаимоотношениях с друзьями и жителями страны. С семьей, коллегами, соседями и жителями города статистически значимая взаимосвязь отсутствует. В случае высокого уровня использования ИКТ воспринимаемая угроза коронавируса не имеет отрицательной взаимосвязи с воспринимаемой близостью с семьей, друзьями и жителями страны. При этом не было выявлено роли использования ИКТ во взаимосвязях воспринимаемой угрозы коронавируса с воспринимаемой близостью с коллегами, соседями и жителями города.
Заключение. В целом вовлеченность в ИКТ способствует сохранению социального капитала на индивидуальном уровне в условиях пандемии.
Поступила: 02.08.2021
Принята к публикации: 20.08.2021
Страницы: 27-38
DOI: 10.11621/npj.2021.0403
Автор(ы): Багдасарян Мария Арсеновна
Разделы журнала: Социальная психология
Доступно в on-line версии с 30.12.2021
Актуальность. Навыки саморегуляции являются наиболее важными для быстрой адаптации к реальности и организации собственной деятельности наиболее успешным способом. Особенно актуальным это становится для подростков.
Цель. Изучение особенностей осознанной саморегуляции и ее взаимосвязей с различными характеристи- ками личности у подростков, занимающихся научной деятельностью.
Описание хода исследования. В исследовании участвовало 78 подростков в возрасте 14–17 лет (Mage = 15, 96; SDage = 1,01), которые обучались в рамках проекта “Большие вызовы” образовательного центра «Сириус» по направлению «Наука» в июле 2021 года. В качестве диагностического инструментария было выбрано несколько методик, направленных на изучение осознанной саморегуляции, уровня стресса, субъективного благополучия и перфекционизма у подростков.
Результаты исследования. Было показано, что уровень осознанной саморегуляции подростков развит лучше, чем уровень их эмоциональной саморегуляции. Также было продемонстрировано, что уровень общей саморегуляции у подростков, вовлеченных в занятия наукой, значимо взаимосвязан с показателями жизнестойкости и Я-адресованного перфекционизма.
c. Проведенное исследование подтвердило значимость изучения особенностей саморегуляции у подростков и выявило необходимость разработки практических рекомендаций для развития у них навыков саморегуляции.
Поступила: 02.11.2021
Принята к публикации: 01.12.2021
Страницы: 15-26
DOI: 10.11621/npj.2021.0402
Автор(ы): Якушина Анастасия Александровна; Асланова Маргарита Сергеевна; Ларина Виктория Викторовна
Разделы журнала: Psychology of Education
Доступно в on-line версии с 30.12.2021
Актуальность. Несмотря на широкую распространенность школьного буллинга в России, а также данных о серьезности последствий для его участников систематическое представление о предпосылках буллинга в русскоязычной научной литературе отсутствует. Такое представление могло бы быть положено в основу практических разработок, направленных на профилактику буллинга в образовательных организациях. Данная статья направлена на заполнение указанного дефицита в исследованиях и систематизацию лонгитюдных, регрессионных и метааналитических исследований в области предикторов буллинга, кибербуллинга и виктимизации.
Цель статьи состоит в систематизации данных о предикторах школьного буллинга и моделировании его эскалации в школьной среде. Для достижения этой цели проведен поиск, отбор и теоретический анализ ряда статей, опубликованных за последние 5 лет.
Результаты исследования. Проведенный теоретический анализ позволяет смоделировать развитие школьного буллинга. Комплекс индивидуально-личностных и средовых факторов, повышающих риск буллинга и виктимизации, включает в себя внешние поведенческие и внутренние проявления школьников, мысли и суждения о себе и других, социальные навыки, личностные черты, особенности социальных контактов, восприятие школьного климата. Также к факторам риска могут быть отнесены следующие факторы: слабое чувство принадлежности к школе, дефицит поддержки со стороны сверстников и учителя, своеобразие социальных контактов и норм в классе. Особенности воспитания и общения в семье и отношение родителей школьников к агрессии тоже играют большую роль в возникновении и эскалации буллинга. Заключение. Проведенная работа упорядочивает разрозненные представления о предпосылках буллинга в целостную согласованную картину, отражающую комплексный характер предикторов буллинга, и может быть положена в основу разработки профилактических программ.
Поступила: 01.11.2021
Принята к публикации: 03.12.2021
Страницы: 3-14
DOI: 10.11621/npj.2021.0401
Автор(ы): Горлова Наталья Владимировна; Бочавер Александра Алексеевна; Хломов Кирилл Даниилович
Разделы журнала: Psychology of Education
Доступно в on-line версии с 30.12.2021
Актуальность. Феномен самозванца описывает людей с высокими результатами деятельности, которые, несмотря на объективные признаки успеха, не могут принять собственные достижения и испытывают постоянный страх перед тем, что окружающие узнают, что они не настолько хороши, как о них думают. Современные специалисты отмечают тесные связи между феноменом самозванца, перфекционизмом и профессиональной мотивацией, однако до сих пор не было проведено ни одного эмпирического исследования этих связей.
Цель. Целью настоящего исследования стало изучение мотивации и перфекционизма как потенциальных предикторов феномена самозванца в профессиональной среде.
Описание хода исследования. В кросс-секционном исследовании приняли участие 320 взрослых работающих русскоязычных респондентов. Все участники исследования заполнили анкету, содержащую шкалу феномена самозванца П. Кланс, краткую почти совершенную шкалу Р. Слейни и опросник профессиональной мотивации Е.Н. Осина и др.
Результаты исследования. Результаты множественного регрессионного анализа показали, что дезадаптивный перфекционизм и профессиональная амотивация позитивно предсказывали феномен самозванца у взрослых работающих русскоязычных респондентов.
Заключение. Результаты настоящего исследования могут быть использованы в диагностической и консультационной работе с сотрудниками, демонстрирующими негативный перфекционизм и профессиональную амотивацию. В этом случае превентивные мероприятия, направленные на коррекцию отношения сотрудников к своим профессиональным обязанностям, могут предотвратить развитие не только феномена самозванца, но и многих связанных с ним негативных психологических и организационных изменений.
Поступила: 05.08.2021
Принята к публикации: 26.08.2021
Страницы: 96-104
DOI: 10.11621/npj.2021.0308
Автор(ы): Шевелева Марина Сергеевна ; Золотарева Алена Анатольевна ; Руднова Наталья Александровна
Разделы журнала: Психология труда и инженерная психология
Доступно в on-line версии с 30.11.2021
Актуальность темы. Статья посвящена проблеме контроля функционального состояния оператора, эта тема была и остается важной, в частности, в контексте обеспечения безопасности перевозочного процесса на железнодорожном транспорте.
Цель исследования. Анализ проектирования и итогов внедрения в 1996 г. автоматизированной телемеханической системы контроля бодрствования железнодорожных машинистов (ТСКБМ), основанной на регистрации электродермальной активности — ЭДА (кожно-гальванической реакции).
Гипотеза исследования. Выбранный способ контроля состояния бодрствования и алгоритм действий оператора в случае диагностики нежелательных характеристик состояния при использовании ТСКБМ может создавать для машинистов дополнительные стрессовые состояния, что может негативно отражаться на профессиональной деятельности. Проведение исследования и использованные методы. В работе выполнен анализ литературных данных, а также проведено пилотное исследование: психологический анализ деятельности современных железнодорожных машинистов разных типов, анализ технической документации, метод беседы с инженерами железнодорожного профиля, метод структурированного интервью с группой машинистов-классников, повышающих квалификацию (8 человек).
Результаты исследования. Рассмотрены современные автоматические системы контроля бодрствования операторов, дано описание ТСКБМ, обсуждены психофизиологические основы ее применения, представлены данные эмпирического анализа, доказывающие справедливость гипотезы о том, что использование ТСКБМ в работе машинистов электропоезда действительно создает дополнительные проблемные ситуации и стрессовые состояния, сделан вывод о необходимости более развернутых эмпирических исследований. В итоге представлены позитивные и негативные стороны применения ТСКБМ, даны конкретные рекомендации по ее использованию и соответствующей подготовке машинистов.
Заключение. Анализ применения ТСКБМ для авторов статьи служит примером важности применения инженерно-психологических и эргономических положений в проектировании и внедрении в практику новых автоматизированных технических средств контроля функциональных состояний на основе учета их влияния на одновременное осуществление оператором его основной профессиональной деятельности.
Поступила: 06.07.2021
Принята к публикации: 16.08.2021
Страницы: 87-95
DOI: 10.11621/npj.2021.0307
Автор(ы): Михайлова Наталья Александровна; Николаев Артур Юрьевич; Носкова Ольга Геннадьевна
Разделы журнала: Психология труда и инженерная психология
Доступно в on-line версии с 30.11.2021