ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

ГлавнаяВсе статьи журналаНомера

Павлык Н.В. Духовная личностная направленность как фактор гармонизации характера в юношеском возрасте. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 88-95.

Автор(ы): Павлык Наталья В.;

Аннотация

Статья посвящена анализу феномена духовной детерминации характерологического развития личности в юношеском возрасте. Приспособление к нравственно-патогенным условиям современной культуры вызывает развитие дисгармоний характера юношей и девушек, что проявляется комплексом дисгармоничных черт характера, вызывающих состояние психологического дискомфорта, являющихся причиной деструктивного поведения и нарушающих взаимоотношения человека с окружающими.

На основе эмпирического исследования духовной сферы и степени гармоничности характера современных студентов автором выделены психологические закономерности влияния духовной направленности личности юношей и девушек на процесс их характерологического развития. Эмпирическое исследование показало, что духовная направленность и гармоничность характера взаимовлияют друг на друга. Однако духовный потенциал не всегда позитивно коррелирует с гармоничностью характера, поскольку процесс гармонизации характера имеет периодичность (гармоничные подъемы и кризисные состояния). Кризисные периоды сопровождаются выраженной дисгармоничностью характера, что вызывает социально-психологическую дезадаптацию личности. Нравственное саморазвитие при наличии устойчивой духовной направленности способствует гармонизации характера путем преодоления духовно-личностных кризисов. В целом, к сожалению, статистика свидетельствует о том, что среди молодежи превалирует дисгармоничность характера. 20% опрошенных являются бездуховными лицами, с дисгармоничным характером. Этот высокий процент юношей и девушек создает своеобразную «зону риска» потенциально психопатических личностей.

Лишь при условии непрерывной духовно-нравственной борьбы с собственным несовершенством происходит постепенная гармонизация характера в соответствии с духовным идеалом.

Основными направлениями оптимизации системы образования является создание психологических условий духовно-нравственного оздоровления, насыщение учебно-воспитательных программ мероприятиями духовно-творческого содержания.

Страницы: 88-95
Поступила: 11.02.2014
Принята к публикации: 28.01.2015
DOI: 10.11621/npj.2015.0110

Разделы журнала: Возрастная психология;

Ключевые слова: личность; юношеский возраст; характер; духовно-нравственное развитие личности; характерологическое развитие;

PDF: /pdf/npj-no17-2015/npj_no17_2015_88-95.pdf

Доступно в on-line версии с 30.03.2015

Интерес к психологическому фе­номену характера личности прослеживается со времен ан­тичной философии. По мнению древ­негреческих философов - Аристоте­ля, Теофраста и Гиппократа - характер, как система устойчивых личностных качеств, определяет судьбу человека (Аристотель,197б; Михайлов, 1990; Лабрюйер, 2001).

Современное состояние общества, для которого свойственно размытость идеалов, падение нравственности, го­сподство духа корысти неизбежно вли­яет на изменение характера у современной молодежи. Утрата духовных основ приводит к развитию характерологи­ческих дисгармоний в юношеском воз­расте. Эмоциональная неуравновешен­ность, потеря самообладания, уныние, слабоволие, противоречивость поведе­ния (например, агрессия по отношению к любимому человеку) являются показателями дисгармоничного характера и причинами психологических проблем юношей и девушек (Авдеев, 2009). Ак­туальной задачей психологии является разработка методов профилактики ха­рактерологических дисгармоний у современной молодежи.

Вопросами характерообразования за­нимались многие отечественные психологи: Б.Г Ананьев, А.Г Ковалев, НД. Ле­витов, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и другие (Ананьев, 1949; Ковалев, 1953, 1957; Левитов, 1969; Мясищев, 1995; Рубинштейн,1999). НД. Левитов дает опре­деление категории «характер» в широком и в строгом значениях. «В широком смы­сле характер - это индивидуальные ярко выраженные и качественно своеобразные черты человека, влияющие на его поведение и поступки.... В строгом значении ха­рактер - это психический склад личности, выраженный в ее направленности и воле» (8, С. 18-20). Иными словами, направлен­ность и воля выступают основными компо­нентами структуры характера.

Направленность - это система устой­чивых и значимых побуждений чело­века (мотивов, ценностных ориента­ций, идеалов, нравственных убеждений), в которых выражается целостное миро­воззрение личности (Платонов, 1981). Мировоззрение как совокупность взгля­дов и личностной позиции детермини­рует избирательность отношений чело­века и основную линию его поведения (к чему он стремится, чего избегает, про­тив чего готов бороться). Устойчивость и действенность личностной направ­ленности определяют активность чело­века при реализации поставленных це­лей (Платонов, 1973).

Закрепляясь в поведении, направ­ленность определяет формирование устойчивых личностных тенденций, выступающих в качестве черт характе­ра. Основой направленности выступает система отношений личности. Психо­логические отношения в развитом виде представляют собой целостную систему сознательных активных избирательных связей человека с миром. Теория отношений В.Н. Мясищева гласит, что в ка­честве характерологических выступают черты, выражающие отношения лич­ности к себе, к людям, к деятельности, к окружающему миру (Мясищев, 1995). Отношения и определяемая ими лич­ностная направленность задают вектор поведенческой активности человека.

Духовная направленность определя­ется доминированием мотивов духовно­нравственной самореализации (Библия, 1983; Боришевський, 2000). Нарушение отношений человека с миром является следствием нарушения системы нрав­ственных отношений (Мясищев, 1995). Нравственные отношения - это всегда позитив, внимание, доброжелательность к тем, на кого они направлены (Павлык, 2013). Игнорирование нравственных ценностей, подмена их ложными ориен­тирами способствует развитию невро­тических черт личности: агрессивности, эгоизма, конформизма и др.

Итак, определим характер как динами­ческое психическое образование, струк­туру устойчивых личностных тенденций, детерминированных системой отно­шений человека к себе, к другим людям, к миру, которые определяют личностную направленность и поведение. Черты ха­рактера - это устойчивые личностные тенденции, закрепленные в своеобраз­ных формах поведения. Каждая черта выражает определенное отношение че­ловека и формируется в результате многократной реализации этого отношения в поступках. Иными словами, черты ха­рактера - это своеобразные навыки про­явления направленности и отношений тем или иным способом.

Основой гармоничного характера выступает духовно-нравственная на­правленность, которая базируется на системе нравственных отношений че­ловека к внутреннему и окружающему миру (к себе, к людям, к Богу, к приро­де, к делу, к ситуациям, к жизни в целом) и обуславливает формирование гармо ничных отношений человека с миром (Павлик, 2014а).

Гармоничный характер представ­ляет собой целостную структуру черт, где каждая черта выражает определен­ное нравственное отношение челове­ка и соответствующую направленность. Гармоничный характер отличается со­гласованностью черт, умеренностью их проявления, что обеспечивает ду­ховно-нравственную саморегуляцию и определяет конструктивность взаимоотношений человека (Павлык, 2013). Духовно-нравственная саморегуляция - это способность управлять своими эмо­циями и поведением, руководствуясь ду­ховно-нравственными принципами: со­хранения мира, любви, взаимоуважения.

Дисгармоничный характер - это комплекс дисгармоничных черт, вызы­вающих состояние психологического дискомфорта и нарушающих взаимоот­ношения человека с окружающими. Основой развития дисгармоний характера является нарушение духовно-нравст­венной саморегуляции (неспособность к самоконтролю эмоций и поведения), что способствует неуравновешенности, противоречивости, слабости характе­ра. Дефицит нравственности проявляется в эгоцентризме, безответственности. Эмоционально-волевые дисгармонии проявляются в тревожности, раздражи­тельности, нетерпеливости, слабоволии, отсутствии самоконтроля, неумении сдерживать эмоции и противостоять со­блазнам.

По мнению Бурно, критерии гармо­ничности характера располагаются по осям: нравственная воспитанность - невоспитанность; целостность - проти­воречивость характера; уравновешен­ность - неуравновешенность; сила - сла­бость; мягкость - жесткость характера (Бурно, 2006). Нами был разработан пси­ходиагностический инструментарий ис­следования особенностей характера и эмпирическим путем установлены нормы выделенных критериев гармоничности (Павлик, 2014в). В зависимости от степе­ни соответствия характера критериям его гармоничности выделено 4 уровня гармо­ничности характера: низкий, ниже сред­него, выше среднего и высокий.

  1. Низкий уровень гармоничности (дис­гармоничный характер) определяет­ся доминированием деструктивных черт при отсутствии конструктивных. Неуравновешенность и бесхарактер­ность значительно превышают пока­затели уравновешенности и силы ха­рактера. Это означает, что человек не имеет нравственного отношения к миру и конструктивных навыков взаимодействия с другими людьми. Дисгармоничный характер может иметь высокий уровень как мягкости, так и жесткости.

  2. Уровень гармоничности ниже сред­него (потенциально дисгармоничный характер) отличается от предыдуще­го диффузностью позитивных и нега­тивных качеств: на фоне деструктив­ных черт личность имеет отдельные компенсационные механизмы, ко­торые в некоторой степени нивели­руют характерологическую дисгар­моничность. Неуравновешенность и бесхарактерность находятся на среднем уровне. Это уровень выраженной акцентуации, которая позво­ляет человеку временами быть в гар­моничном состоянии, но при условии долго действующего стресса возмож­но обострение дисгармоничных черт, что низводит личность до уровня бо­лее глубокой характерологической дисгармонии.

  3. Уровень гармоничности выше сред­него (условно обозначен как «адап­тированный» характер), при котором степень проявления конструктивных черт несколько выше, чем деструк­тивных, уравновешенность и сила ха­рактера преобладают над неуравновешенностью и бесхарактерностью, что является признаком развитой саморегуляции. Однако данный характер отличается недостаточной целостно­стью и потому не является гармонич­ным, но такой человек может успешно функционировать в социуме вследст­вие хорошей социально-психологи­ческой адаптированности.

  4. Высокий уровень гармоничности опре­деляется хорошо развитыми духовно­нравственными, интеллектуально-кре­ативными, эмоционально-волевыми и коммуникативными качествами, об­уславливающими целостность, уравновешенность и силу характера. При вы­соком уровне гармоничности жесткость и мягкость характера практически урав­новешивают друг друга, находясь на среднем уровне.

Цель данной статьи - анализ ре­зультатов экспериментального иссле­дования влияния личностной направ­ленности на гармоничность характера в юношеском возрасте.

Чтобы установить психологические закономерности влияния личностной и профессиональной направленности на степень гармоничности характера в юно­шеском возрасте, нами было проведено эмпирическое исследование показате­лей самочувствия, активности, настрое­ния, гармоничности характера, личност­ной направленности (духовной, деловой, социальной, эгоистической) и духовных характеристик (духовного потенциала, мотивации духовно-нравственного раз­вития, духовно-религиозного опыта).

В исследовании использовались ме­тодики: «Духовный потенциал» Э.А. Помиткина (Помитюн, 2008), методика САН («Самочувствие, Активность, На­строение»), авторская анкета «Мотива­ция духовно-нравственного развития» и эмпирические методики «Личностная направленность», «Структура и содер­жание характера». В эксперименте при­няли участие 1237 юношей и девушек в возрасте от 15 до 24 лет: учащиеся ПТУ перерабатывающей промышленности, строительного колледжа, православно­го духовного училища и студенты пе­дагогического университета по специальностям: «Практическая психология»; «Искусство» («Хореография», «Музыка», «Дизайн», «Художественное искусство»); «Начальное образование», «Обществен­ные науки» («История», «Информати­ка»); «Иностранная филология». Выбор­ка включала достаточное количество представителей различных возрастных и профессиональных категорий моло­дежи с целью изучения психологиче­ских закономерностей влияния направ­ленности на степень гармоничности характера в различных профессиональ­ных группах.

Анализ результатов эксперимен­та показал, что личностная направленность студентов разных специальностей светских учебных заведений практиче­ски одинаковая - преобладает социаль­ная и деловая направленность (на людей и на дело), эгоистическая направленность (на себя) немного ниже, но все же выра­жена, а духовно-религиозная направлен­ность (на Бога) весьма незначительна (рис. 1). В отличие от светских учебных заведений учащиеся духовного училища продемонстрировали иную картину: вы­раженное преобладание духовной направленности (на Бога) при низком уровне эгоистической направленности (на себя). Социальная направленность (на людей) у будущих церковнослужителей ниже, чем у студентов светских учебных заведений. Такая закономерность вполне объяснима, поскольку в духовные учебные заведения поступают люди с исключительно духов­но-религиозной направленностью, в системе ценностей которых общение вы­полняет инструментальную функцию на пути духовного развития.


Рис. 1. Среднестатистические показатели личностной направленности студентов разных специальностей.

Среди учащихся и студентов светских учебных заведений процент лиц с высо­ким уровнем духовно-религиозной на­правленности значительно варьируется (рис. 2).


Рис. 2. Количество учащихся с высоким уровнем духовно-религиозного опыта в светских учебных заведениях.

Из диаграммы видно, что наиболь­шее количество студентов, имеющих высокий уровень духовно-религиозно­го опыта, наблюдается среди предста­вителей специальностей «Искусство» и «Начальное образование» (15,7%). На­именее выражен духовно-религиозный опыт у учащихся строительного кол­леджа и студентов специальностей «Ин­форматика» и «Иностранная филология» (6,7-7,4%). Интерпретируя данную закономерность, мы предположили, что творческая (искусство) и социальная (учитель начальной школы) професси­ональная направленность приближает человека к принятию духовно-религиоз­ных ценностей, в то время как профес­сиональная направленность типа «человек-знаковая система» (информатика, иностранный язык) не связана с духов­но-религиозным развитием в юноше­ском возрасте.

Исследование степени гармонич­ности характера студентов различных специальностей показало, что у совре­менной молодежи наиболее развиты нравственные и коммуникативные чер­ты, а волевые качества сформированы недостаточно и требуют дополнитель­ного психологического развития. Сте­пень гармоничности характера студентов разных специальностей изображена на рисунке 3, из которого видно, что представители светских учебных заведе­ний имеют преимущественно средний уровень гармоничности характера.


Рис. 3. Степень гармоничности характера студентов различных специальностей.

Среднестатистические показатели сви­детельствуют, что среди студентов пре­обладают лица с потенциально-дисгар­моничным характером (33,2% ). Процент студентов с гармоничным характером (19,7%) несколько ниже чем тех, кто име­ет выраженные характерологические дисгармонии (20,7%). Наиболее гармо­ничный характер наблюдается у учащих­ся духовного училища. Средний уровень гармоничности продемонстрировали учащиеся строительного колледжа (бу­дущие архитекторы), студенты специаль­ностей «Общественные науки» (информатики, историки), «Искусство» (художники, дизайнеры, музыканты, хореографы) и «Практическая психология». Наименее гармоничный характер показали студен­ты специальности «Иностранная фило­логия». Анализируя данную тенденцию, осмелимся предположить, что главным фактором дисгармоничности характера будущих учителей иностранного языка яв­ляется внутриличностный культуральный конфликт, обусловленный противоречи­востью ценностей отечественного мента­литета, присущего украинским студентам, с ценностями тех культур, с которыми им приходится идентифицироваться, изучая иностранные языки. Не случайным является и то, что представители именно этой специальности более других выражают желание жить за границей или работать в иностранных организациях. И дело здесь не в погоне за деньгами, а имен­но в стремлении к жизни в соответствии с другими культурными ценностями. По­этому в данном случае дисгармоничность характера является индикатором социаль­но-психологической дезадаптации сту­дентов в связи с дисбалансом личностной направленности и ценностей отечествен­ной культуры.

Сравнительный анализ гармонично­сти характера студентов двух родствен­ных профессий (практической психо­логии и пастырского служения) показал, что будущие церковнослужители имеют более высокую степень гармоничности характера, чем практические психологи. Следует отметить, что в духовное учили­ще, в отличие от факультета практиче­ской психологии, принимаются исклю­чительно лица, имеющие достаточно длительный (от 5-ти лет) духовно-религиозный опыт. Причем, у студентов ду­ховного училища гармоничность харак­тера возрастает от 1-го к 3-му курсу, а у практических психологов - снижается. Интерпретация данного феномена опи­рается на предположение, что фактора­ми гармонизации характера выступают именно духовный опыт и духовная на­правленность, способствующие разви­тию психологических механизмов ду­ховно-нравственной саморегуляции (мотивации духовного развития, децентрации, рефлексии). Отсюда следует, что духовная направленность личности способствует гармонизации ее характера.

Сравнительный анализ возраст­ной динамики гармоничности характе­ра учащихся и студентов разных специ­альностей показал, что среди учащихся духовного училища, строительного колледжа (специальность «Архитектура») и студентов университета по специально­сти «Искусство» (музыка, хореография, дизайн) происходит гармонизация ха­рактера в процессе обучения в заведении. Студенты всех остальных специальностей («Психология», «Информатика», «Начальное образование», «Иностранная фило­логия») продемонстрировали возрастную тенденцию к снижению уровня гармонич­ности характера. Это подтверждает вывод о том, что духовно-творческая направлен­ность личности способствует гармониза­ции характера в юношеском возрасте.

Однако, поскольку в светских учебных заведениях уровень гармоничности характера не всегда совпадает с уровнем духовно-религиозной направленности, мы предполагаем, что духовно-религи­озный опыт, хотя и является значимым фактором духовно-нравственного самосовершенствования личности, не всегда определяет степень гармоничности ее характера. Почему так происходит? Этот вопрос мы рассмотрим далее.

Несмотря на то, что большинство ис­следователей сходятся на том, что гармо­ничный характер в сочетании с духов­ной направленностью является основой конструктивного личностного развития, к сожалению, такое сочетание встреча­ется далеко не всегда. На первый взгляд, для решения психологических проблем достаточно направить человека в русло духовного развития. Но проблема заклю­чается именно в том, что сами характеро­логические дисгармонии мешают личности развиваться духовно.

Сочетание уровня духовного потен­циала и гармоничности характера опре­деляет четыре типа личности. К первому типу относятся лица с высоким уровнем духовного потенциала и гармоничности характера (это желательное состояние). Вторым типом является личность с гармоничным характером при низком уров­не духовного потенциала (это типичный представитель общества, которое пыта­ется формировать гармоничную лич­ность, игнорируя ее духовное развитие). Это тип социально адаптированной личности, способной оптимально функци­онировать лишь при условии внешней и внутренней стабильности, но в период жизненных кризисов такие люди, не вы­держивая психологического напряжения, переходят в разряд третьего типа лич­ностей - личностей, имеющих низкий уровень гармоничности характера и ду­ховного потенциала. В данном случае де­фицит личностных ресурсов проявляется в дисгармоничности характера и препят­ствует духовному развитию. И, наконец, четвертый, так называемый, «кризисный» тип личности с высоким уровнем духов­ного потенциала при наличии характе­рологических дисгармоний. Это тип не­вротической личности, которая, имея развитые духовные качества (совестли­вость, ответственность), отличается эмоционально-волевыми дисгармониями характера (тревожностью, несдержанно­стью, пессимистичностью). Стоит отме­тить, что все четыре типа представляют собой динамические психические состо­яния личности, способные переходить из одного в другое под влиянием духов­но-психологических факторов. Отсюда следует, что уровень духовного развития личности не всегда определяет степень гармоничности ее характера.

Нами было проведено эмпирическое исследование процентного соотноше­ния представителей выделенных типов в среде современной молодежи (рис. 4). Полученные данные позволяют констатировать, что во всех студенческих группах наблюдаются одинаковые тен­денции: преобладание лиц с высоким уровнем духовного потенциала (66%), но, к сожалению, с высокой степенью дисгармоничности характера (60 %).


Рис. 4. Соотношение уровня духовности и гармоничности характера у современной молодежи.

Как видим из диаграммы, среди юно­шей и девушек преобладают лица с дисгармоничным характером при высоком уровне духовного потенциала (40%). Это означает, что в обществе присутствует довольно высокий процент молодежи, которая переживает состояние духовно­личностного кризиса.

26% всей опрошенной молодежи от­личаются относительно высоким уров­нем духовного потенциала и гармонич­ности характера. Но, надо заметить, что в эту категорию попали не только высо­кодуховные личности, но и те, кто име­ет уровень духовности и гармоничности характера выше среднего.

14% юношей и девушек продемон­стрировали гармоничный характер при низком уровне духовного потенциала, что свидетельствует об отсутствии у них мотивации к духовно-нравственному саморазвитию (зачем развиваться, когда я и так хорошо адаптирован в социуме).

Пятая часть опрошенных имеет низ­кий уровень гармоничности характера и духовного потенциала. На наш взгляд, это очень высокий процент молоде­жи, создающий своеобразную «зону ри­ска» - потенциально психопатичных личностей. Они, находясь в состоянии эмоционального дискомфорта и соци­ально-психологической дезадаптации, дисгармонизируют сферу межличност­ных отношений вокруг себя, поскольку не имеют опыта нравственных отношений с людьми и не владеют психологи­ческими механизмами духовного раз­вития. Вследствие дисгармоничности своего характера они создают психоло­гические проблемы для окружающих, не ощущая при этом внутреннего диском­форта, поскольку духовные чувства (совестливости, любви, сострадания) у них отсутствуют.

Итак, как мы отметили выше, среди всех профессиональных групп юноше­ства преобладают лица, имеющие ха­рактерологические дисгармонии при высоком уровне духовного потенциала, что свидетельствует о наличии духов­но-личностного кризиса в юношеском возрасте. Отсюда следует, что на определенном этапе личностного развития духовность обуславливает дисгармонизацию характера (те обычные явления и ситуации, которые раньше не вызва­ли сомнений, сейчас требуют нравст­венного самоопределения, что вызывает дополнительное психическое напряжение). Это положение якобы противоре­чит нашей гипотезе о том, что духовная направленность выступает фактором гармонизации характера в юношеском возрасте. Но, с другой стороны, оно на­талкивает нас на предположение, что процесс гармонизации характера лич­ности является не линейным, а цикличе­ским, в отличие от процесса духовного развития. То есть, гармонизация харак­тера под влиянием духовных факторов имеет периодичность: гармоничные подъемы и кризисные состояния, когда характер отличается выраженной дис­гармоничностью, что вызывает соци­ально-психологическую дезадаптацию личности.

Для проверки этого предположе­ния нами было проведено исследова­ние влияния духовной направленности личности на степень гармоничности ее характера с помощью метода поляр­ных групп. По критерию гармонично­сти характера общая выборка была раз­делена на две полярные подгруппы: лица с высоким и лица с низким уровнем гармоничности характера. Далее мы сравнивали характеристики лиц, имеющих гармоничный и дисгармоничный ха­рактер. Оказалось, что в выборке с дис­гармоничным характером преобладают лица с низким и средним уровнем духовного потенциала, а в выборке с гар­моничным характером значительно превалируют лица с высоким духовным потенциалом (рис. 5).


Рис. 5. Уровень духовного потенциала в выборках с дисгармоничным и гармоничным характером.

Итак, гармоничность характера непо­средственно связана с духовным уров­нем. Эта закономерность наглядно сви­детельствует о духовной детерминации гармоничности характера в юношеском возрасте.

Далее нами был проведен сравнитель­ный анализ интеркорреляционных свя­зей показателя духовного потенциала с показателями личностной направлен­ности, гармоничности характера, харак­терологическими чертами, показателя­ми самочувствия, активности, настроения в выборках с дисгармоничным, с гармо­ничным характером и в общей выборке.

В результате исследования были уста­новлены следующие закономерности.

Гармоничность характера связана с духовным потенциалом (г = 0,35), осо­бенно децентрацией (г = 0,41) и рефлек­сией (г = 0,26), с чувством удовлетворен­ности жизнью (г = 0,27), с самочувствием (г = 0,33), с активностью (г = 0,31), с на­строем (г = 0,33). Интересным является факт наличия корреляций в выборке лиц с дисгармоничным характером между гармоничностью характера и моральной самооценкой (г = 0,40) и отсутствием этой связи в выборке лиц с гармонич­ным характером. То есть, дисгармонич­ная личность зависит от самооценки, а гармоничная - не зависит от нее.

Аналогичная закономерность про­слеживается относительно связей гар­моничности характера с духовно-ре­лигиозной направленностью (г = 0,33) (в общей и гармоничной выборках она присутствует, а в дисгармоничной от­сутствует). При гармоничном характере уровень гармоничности связан с духов­ными показателями, а при низком - эта связь значительно слабее.

Духовный потенциал имеет выра­женную корреляцию с духовно-религи­озной направленностью (г = 0,53), це­лостностью (г = 0,51), силой (г = 0,40) и мягкостью характера (г = 0,47), гар­моничностью характера (г = 0,35), ду­ховно-нравственными чертами (совест­ливостью, альтруизмом, честностью) (г = 0,41), креативностью (г = 0,36), нравственно-коммуникативными каче­ствами (доброжелательностью, эмпа­тией) (г = 0,47).

С целью установления психологиче­ских закономерностей детерминационного влияния духовных факторов на гармоничность характера был прове­ден регрессионный анализ показателей гармоничности характера и духовных показателей, с которыми он имеет зна­чимые корреляции. Было установлено, что гармонизации характера в юноше­ском возрасте наиболее способствуют такие духовные факторы как децентра- ция, рефлексия, духовно-религиозная направленность личности, моральная самооценка, а также самочувствие, на­строение и чувство удовлетворенности жизнью. Значит, гармоничность харак­тера определяется влиянием духовных и психофизиологических факторов.

Интересно, что сама гармоничность характера определяет степень религи­озного опыта. То есть, глубоко познать Бога может только человек с гармонич­ным характером. Дисгармоничность характера препятствует актуализации духовно-нравственных религиозных ценностей (личностного потенциала не хватает для духовного роста).

Чувство удовлетворенности жизнью не зависит от духовного потенциала и личностной направленности, но опре­деляется непротиворечивостью харак­тера и оптимизмом. Интересно, что со­вестливость негативно влияет на чувство «счастливости» (пока совесть «спит», че­ловек чувствует себя счастливым). Ины­ми словами, духовное развитие не делает человека эмоционально удовлет­воренным, поскольку требует усилий для осуществления нравственной рабо­ты над собой. Это может способство­вать снижению уровня гармоничности характера из-за обострения духовно­личностных кризисов, для преодоления которых необходимы волевые качества и устойчивая духовная мотивация.

Духовный потенциал зависит от лич­ностной направленности на людей и на Бога, целостности, силы и мягкости характера, а также от духовно-нравст­венных черт (совестливости, альтруиз­ма, ответственности, честности), ин­теллектуально-креативных качеств (креативности, толерантности, прин­ципиальности), волевых (терпеливости, организованности) и нравственно-ком­муникативных качеств (доброжелатель­ности, эмпатии, оптимистичности). Интересно, что невротичность также повышает духовный потенциал лично­сти, усиливая психическую чувствитель­ность. Эгоистическая направленность (на себя) снижает духовный потенциал.

Итак, экспериментальное исследова­ние показало, что мы не можем конста­тировать факт однонаправленного детерминационного влияния духовности на гармоничность характера в юноше­ском возрасте (духовный потенциал не всегда позитивно коррелирует с гармо­ничностью характера). Но мы можем утверждать, что духовный потенциал и гармоничность характера тесно влия­ют друг на друга: отдельные компонен­ты духовной сферы способствуют росту гармоничности характера, в то время как определенные конструктивные чер­ты характера определяют рост духовно­го потенциала (Павлик, 2014б). Отсюда следует вывод: гармоничный характер является психологической предпосыл­кой и одновременно результатом духов­ного развития личности в юношеском возрасте, а духовная направленность детерминирует вектор характерологи­ческого развития, направляя его в кон­структивное русло.

Общие выводы:

  1. Процесс характерологического раз­вития не является линейным: он имеет периодичность: гармоничные подъ­емы и кризисные состояния, когда характер отличается дисгармоничностью, что вызывает социально-пси­хологическую дезадаптацию лично­сти. Психологическим механизмом гармонизации характера является ду­ховно-нравственная саморегуляция.

  2. Духовный потенциал и гармоничность характера взаимовлияют друг на друга. Духовная направленность направляет вектор характерологического разви­тия в конструктивное русло.

  3. Духовно-творческий характер про­фессиональной деятельности спо­собствует гармонизации характера в юношеском возрасте.

  4. Основными направлениями оптими­зации системы образования является создание психологических условий духовно-нравственного оздоровле­ния, насыщение учебно-воспитатель­ных программ мероприятиями духов­но-творческого содержания.

Литература:

Авдеев Д.А. Нервность: ее духовные причины и проявления / Д.А. Авдеев. - Москва : МБЦ Серафима Саровского ; Омега, 2009. - 320 с. Ананьев Б. Г. Проблема формирования характера / Б.Г. Ананьев. - Ленинград, 1949. - 201 с.

Аристотель О душе // Аристотель Соч. в 4-х томах ; пер. П.С. Попова, испр. и доп. М.И. Иткиным с прим. А.В. Сагадеева. Т. 1. - Москва : Мысль, 1976. - С. 371-448.

Библия. - Москва : Изд-во Московской патриархии, 1983. - 1372 с.

Бурно М.Е. О характерах людей / Марк Бурно. - Москва : Академический проект, 2006. - 368 с.

Ковалев А.Г. Психические особенности человека. Характер. Т. 1 / А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев. - Ленинград : Изд-во ЛГУ, 1957. - 264 с.

Ковалев А.Г. Типические особенности характера старшего школьника : автореферат дис. ... докт. пед. наук (по психологии). - Ленинград, 1953. - 53 с.

Лабрюйер Ж. Характеры или нравы нынешнего века / Ж. Лабрюйер ; пер. с фр. Ю. Корнеева, Э. Линецкой. - Москва : АСТ ; Харьков : Фолио, 2001. - 604 с.

Левитов Н.Д. Психология характера: науч. изд. / Н.Д. Левитов. - Москва: Просвещение, 1969. - 424 с.

Михайлов А. Из истории характера / А. Михайлов // Людина й культура: 1ндиввдуальшсть в кторп культури. - Москва, 1990. - С. 43-72.

Мясищев В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды / В.Н. Мясищев. - Москва : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1995. - 356 с.

Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий : учеб. пособие / К.К. Платонов. - Москва : Высшая школа, 1981. - 175 с.

Платонов К.К. Направленность личности. Отношение личности / К.К. Платонов, Г.Г. Голубев // Платонов К.К. Психология. - Москва : Высшая школа, 1973.

Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург : Питер Ком, 1999. - 720 с.

Боришевський М.Й. Залежшсть розвитку альтрузму особистост вщ спрямованост ii самосвщомост / М.Й. Боришевський // Науков1 записки 1нституту психологи iм. Г.С. Костюка АПН Украши. Кш'в. - 2000. - Вип. 20. - Ч. 1. - С. 45-51.

Павлик Н.В. Духовшсть як чинник характеролопчного розвитку в юнацькому вшд / Н.В. Павлик // Психолопчш перспективи. Вип. 24. - Луцьк : Схщноевропейський нащональний ушверситет iменi Леа Украшки, 2014а. - С. 250-263.

Павлик Н.В. Психолопчш закономiрностi гармошзаци характеру обдаровано'1 особистост в юнацькому вЛщ / Павлик Наталiя // Навчання i виховання обдаровано'1 дитини: теорiя i практика : збiрник наукових праць. Випуск № 1 (12) / гол ред. 1.С. Волощук. - Кш'в : 1нститут обдаровано'1 дитини, 2014б. - С. 88-100.

Павлик Н.В. Психодiагностичнi методики дослiдження особисткно! спрямованостi та ступеню гармонiйностi характеру в юнацькому вшд / Н.В. Павлик // Практична психолопя i соцiальна робота / гол. ред. О.В. Губенко. - 2014в. - № 11 (188). - С. 43-52.

Помитюн Е.О. Психолопчш закономiрностi та мехашзми духовного розвитку дей i молодi : дис. ... докт. психол. наук. - Киiв, 2008. - 560 с.

Для цитирования статьи:

Павлык Н.В. Духовная личностная направленность как фактор гармонизации характера в юношеском возрасте. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 88-95.

Pavlyk N.V. (2015). The spiritual personal orientation as the factor of character harmonization in adolescence. National psychological journal. 1 (17), 88-95.

О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2017
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер