ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

Национальный психологический журнал-2013- №3(11)- 63 с.

Психология восприятия

Сидоров-Дорсо А.В. Синестезия естественного развития как предмет исследований в функционально-генетической парадигме. // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 3(11). – С. 3-8.

В статье дано развернутое определение и приведены основные факты о феномене синестезии естественного развития (developmental synaesthesia). На основании современных открытий и данных истории исследований показан избирательный характер синестетических реакций и их определенное преимущество в некоторых типах познавательной деятельности. Выдвигаются теоретические обоснования эффективности использования для изучения синестезии, наряду с частными методами исследований сенсорных механизмов, более комплексного обследования индивидуальной динамики развития свойств и механизмов познавательной сферы лиц, обладающих синестетическими особенностями восприятия. В данных целях в качестве гипотезообразующего фундамента предлагается использовать фунционально-генетическую парадигму, включающую в себя понятие возрастной чувствительности (Н.С. Лейтес), интерпретацию синестезии в учении о структуре индивидных свойств (Б.Г. Ананьев) и представление о системогенезе способностей (В.Д. Шадриков).

Представлены эмпирические обоснования правомерности тезиса о том, что синестезию рациональнее рассматривать в качестве системного свойства с познавательным, творческим и личностным значением. Синестезия, таким образом, интерпретируется как изоморфное по механизму, но разнообразное по содержанию когнитивное образование («когнитивная стратегия»), развивающееся из специфического задатка и проявляющееся в сверхраннем онтогенезе как рудиментарно выраженная, специальная способность элементарного типа (свойство восприятия). На субъективном (феноменологическом) уровне данное свойство принимает форму дополнительных реакций однородного сенсорного качества, неизменно и непроизвольно сопровождающих категориально воспринимаемые явления: символические системы (язык, музыку и т.п.), символически организуемые явления действительности (времяисчисление и пр.) и парциально воспринимаемые физические комплексы (запахи и т.д.).

Поступила: 27.02.2013
Принята к публикации: 20.06.2013
Страницы: 3-8
DOI: 10.11621/npj.2013.0301
Ключевые слова: синестезия естественного развития; специфическая синестезия; способности; задатки; психологический статус; возрастная чувствительность; структура индивидуальности; системогенез; функционально-генетический подход;
Автор(ы): Сидоров-Дорсо Антон В.;

Доступно в on-line версии с 30.09.2013


Психология и образование

Ямбург А. Е. Педагогика нон-фикшн. // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 3(11). – С. 9-19.

В статье представлена находящаяся в печати книга «Острова утопии: педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы» (под ред. М. Майофис, П. Сафронова, И. Кукулина. – Москва : Новое литературное обозрение, 2014.). Эта коллективная монография – результат проведения научного проекта Школы актуальных гуманитарных исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы. Работа посвящена относительно ограниченному по времени отрезку истории образования: 1940-1980-м годам, но по своему охвату она неизбежно выходит за эти рамки, заставляя задумываться о том, что происходило в советском образовании до этого периода и стало после – в образовании постсоветском. 

Автор определяет жанр рассматриваемой книги, как педагогика нон-фикшн. Работы в жанре нон-фикшн до выхода вышеупомянутой книги не имели аналогов среди историко-педагогических трудов.

Этот жанр, с одной стороны, предполагает точность, отказ от многих мифов, укоренившихся в нашем сознании. Но, с другой стороны, он допускает определенные вольности, открывая простор для многочисленных интерпретаций. Поэтому автор отмечает, что текст его статьи нельзя рассматривать как профессиональную рецензию с кратким обзором разноплановых глав коллективной академической монографии. Это именно размышление над книгой, открывающее читателю возможность вступить в напряженный содержательный диалог с ее создателями, дополнить работу параллельными сюжетами, которые проясняют и уточняют позиции авторов, а кое-где подталкивают к несогласию с ними.

Книга написана серьезными отечественными и зарубежными профессионалами. Она дает возможность трезво оценить пройденный нашей системой образования путь со всеми его взлетами и срывами.

Материалы книги убеждают в том, что, несмотря на то, что образование – сфера деятельности крайне зависимая от государственной политики и идеологии, в ней возможны прорывы, приводящие к возникновению относительную автономных педагогических утопий.

Обширный материал о реформировании образования в других странах, представленный в книге, показывает, что нигде в мире не найдено единственно правильное решение, устраивающее абсолютно всех игроков на образовательном поле: государство и педагогов, родителей и их детей.

Поступила: 20.06.2013
Принята к публикации: 12.07.2013
Страницы: 9-19
DOI: 0.11621/npj.2013.0302
Ключевые слова: история педагогики; советская школа; система образования в СССР; советская педагогика; образование за рубежом; зарубежные школы; коммуны; выдающиеся педагоги прошлого; Макаренко ; Сухомлинский; Корчак; Щацкий;
Автор(ы): Ямбург Евгений А.;

Доступно в on-line версии с 30.09.2013

Арон И.С. Профессиональное самоопределение старшеклассников в контексте социальной ситуации развития. // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 3 (11). – С. 20-27.

Цель данной работы – обосновать актуальность проблемы профессионального самоопределения на современном этапе развития общества и показать, что в условиях социокультурной модернизации образования, основанной на реализации важнейших методологических подходов, представленных в науках о человеке, повышается возможность создания эффективной системы психологического сопровождения профессионального самоопределения.

Анализируя основное содержание системного, деятельностного, динамического, человекоцентрического и акмеологического подходов в контексте рассматриваемой проблемы, автор определяет возможности каждого из них в исследовании феномена профессионального самоопределения. При этом делается акцент на необходимости интеграции методологических подходов для разработки единой научной теории профессионального самоопределения. Результатом такой интеграции явилось представление автора о том, что основные принципы теоретических подходов современного человекознания предельно сконцентрированы в понятии «социальная ситуация развития» Л.С. Выготского.

В статье показано, что оптимизация социальной ситуации развития является основным вектором психологического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. Для выявления конкретных направлений его формирования проанализированы идеи отечественных психологов о содержательной структуре социальной ситуации развития и представлено ее авторское видение. Автор в качестве основного компонента содержательной структуры социальной ситуации развития выделяет психологическую готовность к профессиональному самоопределению – когнитивную, поведенческую, мотивационную, личностную. Дана ссылка на позитивный опыт автора по формированию психологической готовности к профессиональному самоопределению детей, находящихся в особой социальной ситуации развития – детей-сирот, подростков с девиантным поведением, детей с признаками одаренности.

Поступила: 12.11.2013
Принята к публикации: 20.11.2013
Страницы: 20-27
DOI: 10.11621/npj.2013.0303
Ключевые слова: личностное и профессиональное самоопределение; модернизация образования; ">; старшеклассник;
Автор(ы): Арон Ирина С.;

Доступно в on-line версии с 30.09.2013


Этнопсихология

Красовская Т.М. Образ Русского Севера: особенности формирования в современной географии и искусстве. // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 3(11). – С. 42-46.

В статье анализируется проблема формирования образа Русского Севера. Образ Севера востребован обществом и выступает как объективная реальность. Этот образ создается в результате соединения рационального опыта и художественного восприятия. Психолог В.П. Зинченко писал, что в порождении образа «визуальное мышление», «живописное соображение» отнюдь не являются метафорой. Соотношение количественных и качественных характеристик и художественного восприятия меняется во времени и зависит от мировоззренческих позиций создающего этот образ индивида или социума, от уровня его культуры, этнической принадлежности и т.д. В последнее время к образу Русского Севера стали все чаще обращаться политологи в поисках цивилизационной идентичности России, географы, развивающие на его основе новые представления о культурном ландшафте, социологи, пытающиеся использовать его для реконструкции исторической памяти народа, значительно ослабевшей в постперестроечное время.

Рассматриваются возможности формирования образа Русского Севера с использованием только объективных географических характеристик, а также в результате их синтеза с художественным восприятием. Отмечается ограниченность первого подхода, хотя он превалирует в российской географии. Прослеживается история формирования образа Русского Севера. Даются примеры создания этого образа в литературе, живописи, музыке.

В наши дни развитие теории культурного ландшафта, основы которой были заложены еще в начале ХХ в., а затем по идеологическим причинам забыты, позволяет вновь соединять естественно-научные и гуманитарные характеристики территории, формируя ее целостный образ.

Образ Русского Севера, сохраненный в исторической памяти народа, противостоит духовному нигилизму современной технологической культуры, является метафизическим «островом спасения», обладающим нравственной целительной силой. Признание особой роли образа Русского Севера для русского народа позволяет рассматривать его как виртуальное культурное наследие России.

Поступила: 05.09.2013
Принята к публикации: 29.10.2013
Страницы: 42-46
DOI: 10.11621/npj.2013.0305
Ключевые слова: Русский Север; образ; наука; искусство; восприятие;
Автор(ы): Красовская Т. М.;

Доступно в on-line версии с 30.09.2013

Калита В.В., Марин Е.Б. Образ «типичного китайца» и «типичного русского» в представлении китайских студентов, обучавшихся в России. // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 3(11). – С. 28-41.

Статья посвящена эмпирическому изучению представлений китайских студентов о «типичном русском» и «типичном китайце». К участию в исследовании были привлечены китайские студенты, обучающихся на протяжении четырех лет в Дальневосточном Федеральном университете.

Для изучения представлений китайских студентов была использована методика семантического дифференциала – униполярный 64-х шкальный семантический дифференциал, разработанный А.Г. Шмелёвым для оценки личностных свойств человека. Результаты были подвергнуты процедурам факторного анализа и расчета семантических универсалий по методу Е. Ю. Артемьевой и В.П. Серкина. Факторные структуры были сопоставлены с содержанием и структурой универсалий. Факторные структуры представлений китайских студентов о «типичном русском» и «типичном китайце» были проинтерпретированы, определено общее и особенное этих структур. В работе проведен сравнительный анализ структурно-содержательных характеристик семантических универсалий оцениваемых объектов – «типичный русский» и «типичный китаец».

В результате проведенного исследования выявлено, что факторные структуры оцениваемых объектов «типичный китаец» и «типичны русский» являются похожими. Была реконструирована группа общих факторов: оценка, такт-дипломатичность; простота-лицемерие (угодливость); привлекательность (красота); активность; упорство; волевая характеристика; интеллектуальные характеристики. Сформулирован вывод о том, что китайские студенты применяют в основном те же критерии для оценивания, как самих себя, так и россиян среди которых они живут и учатся.

В целом представление китайских студентов о русских положительное. Это свидетельствует об успешности их адаптации в России. Несмотря на понятные трудности, китайским студентам приехавшим учиться в Дальневосточный Федеральный университет, удалось за время обучения найти контакт с россиянами, и в целом адаптироваться к российской культуре. У них сформировалось положительное отношение к русским, что является хорошей предпосылкой для дальнейших личных и рабочих отношений и хорошего отношения к нашей стране.

Результаты исследования могут быть применены при разработке программ адаптации иностранных студентов к российской культурной среде, а также использованы в дальнейших исследованиях семантического пространства представлений живущих и обучающихся в России иностранных студентов.

Поступила: 20.01.2012
Принята к публикации: 02.11.2013
Страницы: 28-41
DOI: 10.11621/npj.2013.0304
Ключевые слова: представление; семантический дифференциал; «типичный русский»; «типичный китаец»; адаптация; китайские студенты; межкультурные отношения;
Автор(ы): Марин Егор Б.; Калита В. В.;

Доступно в on-line версии с 30.09.2013


Психология коммуникации

Кутковой Н.А. Удивление как предмет социально-психологического исследования. // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 3(11). – С. 47-53.

В статье проводится теоретический анализ эмоции удивления с позиции социальной психологии. Удивление представляет собой эмоцию, возникающую в ответ на неожиданное событие. В статье анализируются компоненты, составляющие удивление, а именно: события, вызывающего удивление, экспрессии удивления, переживания удивления. 

Рассматриваются различные подходы к пониманию события, вызывающего удивление, выделяется, насколько это событие связано с поступающей информацией или с активностью субъектов, а также насколько оно включено в контекст. Описывается паравербальная и лицевая экспрессия удивления, освещено влияние условий, в которых находится удивляющийся человек, на выраженность и репертуар его экспрессии. Приводятся основные подходы к пониманию переживания удивления: описательный, психосемантический, дискурсивный. Несмотря на то, что удивление причисляют в основном к базовым эмоциям, исследования выявили, что оно играет значительную роль в социальном познании ситуаций, противоречащих ожиданиям. Представлены модели, объясняющие роль удивления в этом процессе. Во-первых, это атрибутивная модель удивления Б. Вайнера и коллег, которые считают, что удивление является проявлением атрибуции удачи. Во-вторых, это процессуальная модель удивления В. Мейера и его коллег. Согласно ей, удивление входит в более широкий контекст социального познания, являясь общей эмоциональной реакцией на неожиданное событие и включая различные процессы анализа этого события. Однако данные модели анализируют удивление изолированного субъекта, без учета его окружения и особенностей общения. В заключении обозначается возможность исследования удивления как механизма усвоения и модификации социальной информации, сохраняющейся в прототипах, скриптах и схемах.

Поступила: 20.11.2013
Принята к публикации: 29.11.2013
Страницы: 47-53
DOI: 10.11621/npj.2013.0306
Ключевые слова: удивление; компоненты эмоции; экспрессия; атрибутивная модель удивления; переживание; процессуальная модель удивления;
Автор(ы): Кутковой Николай А.;

Доступно в on-line версии с 30.09.2013

Алмазова О.В. Эмоциональные связи сиблингов и привязанность к матери во взрослом возрасте. // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 3(11). – С. 96-102.

В статье анализируются взаимоотношения взрослых сиблингов, их специфика и многообразие, приведены примеры типологий отношений взрослых братьев и сестер, разработанных американскими и индийскими психологами. Кратко охарактеризован современный взгляд на привязанность к матери у взрослых людей и условия, необходимые для установления близких, доверительных межличностных отношений. Дан сжатый обзор современных зарубежных исследований в указанных областях. На отечественной выборке (N=277) выделено и описано четыре типа взаимоотношений взрослых братьев и сестер: эмоционально-позитивные (сердечные, гармоничные) – 39% выборки; амбивалентные (сердечные, конфликтно-конкурирующие – 32%; отстраненные (не близкие, не конфликтно-конкурирующие) – 18%; конфликтные (не близкие, конфликтно-конкурирующие, вплоть до враждебных) – 11%.

Произведено сравнение трех типологий взрослых сиблинговых отношений (отечественной, американской и индийской). При помощи внутрипарного сравнения показана взаимность сиблинговых отношений во взрослом возрасте. На основе результатов эмпирического исследования раскрывается сложная связь особенностей привязанности к матери с характером взаимоотношений между сиблингами во взрослом возрасте. Показано, что есть взрослые люди с надежным типом привязанности к матери, имеющие при этом отстраненные или даже конфликтные отношения со взрослыми братьями или сестрами, то есть, взрослые сиблинговые отношения не тотально детерминируются характером ранних эмоциональных отношений с матерью, а зависят еще и от личностных черт сиблингов и личной истории отношений. Влияние типа привязанности к матери, сформированного в детском возрасте, прослеживается на взаимоотношениях между взрослыми братьями и сестрами.

Поступила: 20.11.2013
Принята к публикации: 29.11.2013
Страницы: 54-60
DOI: 10.11621/npj.2013.0307
Ключевые слова: взрослые сиблинги; типология сиблинговых взаимоотношений; привязанность к матери;
Автор(ы): Алмазова Ольга Викторовна;

Доступно в on-line версии с 30.09.2013


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2017
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер