ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
Russian Psychological Society
The Faculty of Psychology. Lomonosov Moscow State University.
Main RSS Search

MainAuthors

Almazova, Olga V.

Алмазова О. В.

Ph.D in Psychology, Lomonosov Moscow State University
Moscow, Russia

Articles

Molchanov S.V., Almazova O.V., Voiskounsky A.E., Poskrebisheva N.N. (2018). Role of personality features of adolescents in processing information via social network communication.. National Psychological Journal, [Natsional’nyy psikhologicheskiy zhurnal], 4, 3–15. doi: 10.11621/npj.2018.0401

Introduction Informational socializing of modern adolescents influences the form of communication as the main source of development and self-determination as the major developmental factor in adolescence. The investigation of links between personal features and moral values and Internet involvement allows defining the problem of correlations between personal and cognitive component of development and prevent cyberbulling and communication on-line risks.

The Objective of the study is to investigate the correlation between basic attitude and moral values of adolescents and the productivity of cognitive processing of social information on the Internet. The hypothesis of the study is the assumption that adolescents with a positive attitude to the mediated world and a high level of moral values reveal greater productivity of cognitive methods of processing social information obtained on the Internet. One of the goals of the research was to identify the relationship between basic beliefs and the Internet addiction in adolescents.

Methods and sampling. The study used the following methods: 1. Basic Belief Scale by R. Yanoff-Bulman (Kalmykova, Padun, 2002); 2. Methods of diagnosing moral values "Fair-Care" (S. Molchanov, A. Podolsky); 3) the author's method of cognitive assessment of social information on the Internet, based on the Crick and Dodge model (Crick, Dodge, 1994); 4. Method of diagnosing Internet-dependent behavior by S.H.Chen. The population aged 13 to 18 years accounted 175 adolescents (49% males and (51% females).

Results. Three groups of adolescents were different in the nature of basic assumptions and the level of development of moral values optimists, pessimists, and ego-centered pessimists, and Internet addicted. Comparative analysis of the cognitive methods of processing social information on the Internet, as well as signs of Internet addiction was carried out.

Conclusions: The hypothesis that positive attitude to the mediated world and belief that they control life, a high level of moral values associated with more productive cognitive methods of processing social information on the Internet has received confirmation. A group of adolescents identified as “pessimists” (perception of the world as hostile, negative image of themselves, lack of confidence in the world and success, low level of moral values) reveal signs of Internet addiction in behaviour.

Received: 11/24/2018

Accepted: 12/07/2018

Pages: 3-15

DOI: 10.11621/npj.2018.0401

By: ; ; ; ;

Keywords: basic assumptions; moral values; cognitive methods of social information processing; adolescence; Internet dependence;

Available Online: 30.12.2018

Molchanov S.V., Almazova O.V., Poskrebisheva N.N. (2018). Cognitive methods of processing social information on the Internet in adolescence. National Psychological Journal. 3, 57-68.

Background. Within the conditions of information socialization that is transforming communication and placing high demands on the ability of the individual to search, select, critically comprehend social information for decision-making and carrying out moral choices, a new social situation has developed. The research of the relationship between cognitive methods of processing social information on the Internet and shaping the worldview and ideas about the moral regulation in adolescents makes it possible to study the patterns of personality development in the unity of the cognitive and value-moral spheres.

The Objective of the research is to identify cognitive methods of processing social information on the Internet as a factor of developing a picture of the world in adolescent users with varying degrees of involvement and the risk of Internet addiction and moral regulation of relationship between them.

Hypothesis. Cognitive methods of processing information on the Internet are connected with the level of Internet addiction - a high level of Internet addiction corresponds to the low efficiency of cognitive methods of processing information. These methods influence the emerging system of major beliefs and worldview characteristics, and level of sensitivity to situations of moral choice.

Design. The author’s method of assessing social information on the Internet based on Crick and Dodge model (1994), Chen method for diagnosing Internet-addictive behaviour, «The scale of basic beliefs of the person» of R. Yanoff-Bullman (Kalmykova , Padun, 2002), and the author’s method of assessing moral aspects were used. The study involved 84 adolescents from 13 to 18 years (46% males and 54% females).

Results. A comparative analysis of the effectiveness of cognitive processing cycles was conducted and gender differences were revealed. The relationship between Internet addiction and the effectiveness of cognitive processing methods of information on the Internet is verified. The significance of interpretation, behaviour assessment and the ability to construct social adaptive behaviour in communication to shape the major beliefs and moral attitude in adolescence are shown.

Conclusion. There are differences in the effectiveness of cognitive processing cycles of information. High efficiency of short-term, long-term, medium-term perspectives and behavioural responses and the ability to choose adequate social behavior corresponds to a relatively low productivity of interpretation. Internet addiction is interrelated with the low productivity of interpretation. Moral attitude is mediated by the age features of adolescent self-awareness and is related to the effectiveness of information interpretation, the evaluation of behavioural consequences and the choice of appropriate ways of social interaction.

Received: 08/03/2018

Accepted: 08/25/2018

Pages: 57-68

DOI: 10.11621/npj.2018.0306

By: ; ; ;

Keywords: cognitive methods of social information processing; Internet addiction; world-perception; basic assumptions; moral attitude; adolescence;

Available Online: 30.09.2018

Molchanov S.V., Almazova O.V., Poskrebysheva N.N., Zapunidi A.A. (2017). Personal autonomy as factor of developing responsibility in adolescence. National Psychological Journal. 1, 84-90.

The paper describes the research results of relationship between personal autonomy and responsibility level in adolescence. The theoretical idea of unity of freedom and responsibility can be regarded as link between personal autonomy and level of responsibility in adolescence. The hypothesis of correlation between level of responsibility and autonomy in adolescence is realized. The sample includes 368 school students aged from 13 to 17, Moscow, Russia. The questionnaire to diagnose autonomy defines emotional, cognitive, intellectual and behavioural components of autonomy. The second questionnaire describes the responsibility level using the example of different moral dilemmas. The results of the empirical research describe the hypothesis on the relationship between personal autonomy and level of responsibility. Personal autonomy includes value, emotional, cognitive and behavioural components. Cluster groups with different levels of autonomy are defined: high autonomy, intellectual autonomy, low autonomy and disharmonic type of autonomy. Higher level of a number of autonomy components correlates with higher level of responsibility. Analysis of moral norm deviation shows that type and content of moral dilemma play an important role in responsibility acceptance. Gender differences in level of responsibility is defined in the following way: females show higher level of responsibility than males.

Received: 02/07/2017

Accepted: 02/24/2017

Pages: 84-90

DOI: 10.11621/npj.2017.0110

By: ; ; ; ;

Keywords: responsibility; adolescence; personality autonomy; moral-value orientation; emotional autonomy; cognitive autonomy; value autonomy; behavioral autonomy;

Available Online: 30.03.2017

Pryazhnikov N.S., Almazova O.V., Churbanova S.M. (2017). Vocational guidance in social volunteering. National Psychological Journal. 1, 45-55.

The paper discusses the possibilities and limitations of vocational guidance in the social volunteering system. The essence of volunteer work is closely related with assistance to desperate people in searching for the meaning of living, often coinciding with labour activity that are deemed in terms of “the main matter of life” and “the leading activity”. For adolescents, it is the choice of career, and for adults, it is the work proper (i.e. an essential condition for personal self-realization). The problem of “forced volunteering” for experts in vocational guidance also means that they often have to work voluntarily and unselfishly outside the official guidelines. To clarify the terms «volunteer» and «a person in desperate need of help» the study used the method of analyzing the documents, e.g. the Regulations on Social Volunteering, the generalization of psychological sources, the initial survey of university students as active supporters of the volunteer movement, On the essence of volunteering and the place of career guidance in selfless social work. Vocational guidance is not excluded from the general system of volunteerism, but has an insufficiently defined status and low popularity among participants in social volunteering. Also, the problem of «forced volunteering» of experts in career counseling, which often requires voluntary and unselfish performance of quality work outside the framework of official instructions, is also indicated. Simultaneously, positive aspects of such disinterested career initiatives are noted, in particular, less control by the official inspectors (or customers) and, accordingly, greater freedom of creativity than when someone else does the work.

Received: 02/03/2017

Accepted: 02/21/2017

Pages: 45-55

DOI: 10.11621/npj.2017.0106

By: ; ; ;

Keywords: social volunteering; professional orientation; «forced volunteering» of career advisers; personal meanings;

Available Online: 30.03.2017

Almazova O.V., Bukhalenkova D.A., Veraksa A.N. (2016). The voluntariness in the preschool age: a comparative analysis of various approaches and diagnostic tools. National Psychological Journal. 4, 14-22.

Most modern psychologists who deal with preschool age emphasize the development of executive functions as one of the most important factors in this age. The paper compares two most important and common approaches to disclosing and diagnosing voluntariness in the preschool age: the model of executive functions «unity with diversity» of A. Miyake and the skills theory of L.A. Venger. The model of the executive functions considers three main components of executive functions: working memory; flexibility of attention or switching; restraining control. The basis of cognitive abilities theory is the concept of cultural facilities (sensory standards, visual models, etc.) that are being developed throughout the preschool period. In accordance with these two diagnostic complexes were drawn up, aimed at diagnosing voluntariness in preschool years. The study involved 48 children aged 5-6 years, kindergarten students (24 girls and 24 boys) conducted in Moscow, Russia. The results showed that despite a variety of theoretical approaches to early childhood and voluntariness they reverberate the same reality. 

The most revealing methods (the results of which you can predict the eventual consequences) were elaborated: the method of «Inhibition» (subtest of neuropsychological diagnostic complex techniques NEPSY-II, Korkman et al, 2007) in the case of A. Miyake model, and methods of «Schematization» in the abilities theory of L.A. Venger (Venger, Kholmovskaya, 1978).

Received: 11/25/2016

Accepted: 12/03/2016

Pages: 14-22

DOI: 10.11621/npj.2016.0402

By: ; ; ;

Keywords: preschool age; voluntariness; executive functions; intelligence; working memory;

Available Online: 30.12.2016

Almazova Olga V. (2013). Emotional ties between siblings and attachment to the mother in adulthood. National psychological journal. 3 (11), 54-60.

The paper analyzes the relationship between adult siblings, their specificity and diversity, examples of relation typologies of adult siblings by American and Indian psychologists are adduced. The modern view of the attachment to the mother in adults and the conditions required for establishing close, trusting interpersonal relationships are briefly described. A succinct overview of modern foreign research in these fields of research is given. The national sample (N = 277) identified and described four types of relations between adult siblings: emotionally-positive (heart, harmonious) ones account 39 per cent of the sample; ambivalent (heart, conflictcompetitive ones account 32 per cent; debarred (not close, not conflict-competing) ones account 18 per cent; conflict (not close, competing conflict-up to hostile) ones account 11 per cent.

Comparison of the three typologies of adult sibling relationships (Russian, US and Indian). The intercouple comparison shows the reciprocity of sibling relationships in adulthood. The results of the empirical research reveal complex relationship features attachment to the mother with the nature of the relationship between siblings in adulthood. Thus there are adults with a reliable type of attachment to the mother with debarred or even conflicting relationships with older siblings, while adult sibling relationships are determined not totally emotional of the early relationship with the mother, and also depend on the sibling’s personality traits and personal history of relations. The influence of the attachment type to the mother is shaped in childhood and can be applied to the relationship between adult siblings.

Received: 11/20/2013

Accepted: 11/29/2013

Pages: 54-60

DOI: 10.11621/npj.2013.0307

By: ;

Keywords: adult siblings; typology of sibling relationships; attachment to mother;

Available Online: 30.09.2013


About Editorial Board Volumes Authors For Authors Indexing Contacts
CC BY-NC

National Psychological Journal, 2006 - 2020

ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяАвторы

Алмазова Ольга Викторовна

Алмазова О. В.

Кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Москва, Россия.

Публикации

Молчанов С.В., Алмазова О.В., Войскунский А.Е., Поскребышева Н.Н. Роль личностных особенностей подростков в переработке социальной информации в интернет-коммуникации // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 4(32). – С. 3–15.

Актуальность (контекст) тематики статьи. Информационная социализация современных подростков оказывает значительное влияние на характер общения, выступающего основным источником психического развития и самоопределения как центральной задачи развития в подростковом возрасте. Изучение связи личностных особенностей, моральных суждений, продуктивности когнитивных способов переработки информации и степени вовлеченности в интернет активность позволит уточнить проблему взаимосвязи личностного и когнитивного аспектов развития и обеспечить профилактику кибербуллинга и онлайн рисков коммуникации.

Целью нашего исследования стало изучение связи базисных представлений о мире и моральных суждений подростков с продуктивностью когнитивной переработки ими социальной информации из Интернета. Гипотеза исследования – предположение о том, что подростки с позитивным характером базисных убеждений о мире и высоким уровнем моральных суждений обнаруживают большую продуктивность когнитивных способов переработки социальной информации из сети интернет. Специальная задача исследования состояла в изучении связи базисных убеждений и выраженностью интернет-зависимости у подростков.

Описание хода исследования. В исследовании был использованы следующие методики: «Шкала базисных убеждений личности» Р. Янофф-Бульман (Калмыкова, Падун, 2002), методика диагностики моральных суждений «Справедливость-забота» С.В. Молчанова и А.И. Подольского, авторская методика когнитивных способов оценивания социальной информации из сети Интернет, разработанная на основе модели Крика и Доджа (Crick, Dodge, 1994) и методика диагностики интернет-зависимого поведения Чен. В исследовании приняли участие 175 подростка в возрасте от 13 до 18 лет: из них 49% юношей и 51% девушек. По результатам проведения этих методик были выделены три группы подростков, различающихся характером базисных убеждений и уровнем развития моральных суждений – «оптимисты», «пессимисты» и «эго-центрированные пессимисты» и проведен сравнительный анализ продуктивности когнитивных способов переработки социальной информации из сети интернет, а также признаков интернет-зависимости.

Результаты исследования. Получила подтверждение выдвинутая гипотеза о том, что вера в доброжелательность окружающего мира, уверенность в контроле над жизнью и высокий уровень моральных суждений связаны с более продуктивными когнитивными способами переработки социальной информации из сети интернет. Кроме того, группа подростков, отнесенных нами к «пессимистам» в мировосприятии (восприятие мира как враждебного, негативный образ Я, неверие в контролируемость мира и удачу, низкий уровень моральных суждений) обнаружили признаки интернет-зависимости в поведении.

Поступила: 24.11.2018

Принята к публикации: 07.12.2018

Страницы: 3-15

DOI Number: 10.11621/npj.2018.0401

Автор(ы): Молчанов Сергей Владимирович; Алмазова Ольга Викторовна; Войскунский Александр Евгеньевич; Поскребышева Наталья Николаевна

Разделы журнала: Психология виртуальной реальности

Ключевые слова: базисные убеждения; моральные суждения; когнитивные способы переработки информации; подростковый возраст; интернет-зависимость

Доступно в on-line версии с 30.12.2018

Молчанов С.В., Алмазова О.В. , Поскребышева Н.Н. Когнитивные способы переработки социальной информации из интернет-сети в подростковом возрасте. // Национальный психологический журнал. – 2018. – №3(31). – С. 57-68

Актуальность тематики статьи В условиях информационной социализации, трансформирующей коммуникацию и предъявляющей высокие требования к способности личности осуществлять поиск, отбор, критическое осмысление социальной информации для принятия решений и осуществления моральных выборов, сложилась новая социальная ситуация развития. Исследование у подростков взаимосвязи когнитивных способов переработки социальной информации из интернет-сети и формирования мировосприятия и представлений о моральной регуляции отношений позволяет изучить закономерности развития личности в единстве когнитивной и ценностно-моральной сфер.

Цель исследования– изучение особенностей когнитивных способов переработки социальной информации из интернет-сети как фактора формирования картины мира у подростков-пользователей с различной степенью вовлеченности и риском интернет-зависимости и моральной регуляции отношений между ними.

Гипотезы исследования. Когнитивные способы переработки информации из сети-интернет связаны с уровнем интернет-зависимости – высокий уровень интернет-зависимости соответствует низкой эффективности когнитивных способов переработки информации. Эти способы влияют на складывающуюся систему базисных убеждений личности и особенности мировосприятия, а также на уровень моральной чувствительности к ситуациям морального выбора.

Описание хода исследования. Была применена авторская методика когнитивных способов оценивания социальной информации из сети интернет, разработанная на основе модели Крика и Доджа (Crick, Dodge, 1994), методика диагностики интернет-зависимого поведения Чен, методика «Шкала базисных убеждений личности» Р. Янофф-Бульман (Калмыкова, Падун, 2002), авторская методика выявления уровня моральной чувствительности. В исследовании приняли участие 84 подростка от 13 до 18 лет, из них 46,% юношей и 54% девушек.

Результаты. Проведен сравнительный анализ эффективности циклов когнитивной переработки информации и выявлены гендерные различия. Доказана связь подверженности подростков интернет-зависимости и эффективности используемых ими способов когнитивной переработки информации из интернет-сети. Показано значение интерпретации, оценки последствий поведения и способности конструировать социально-адаптивное поведение в коммуникации для формирования базисных убеждений и моральной чувствительности в подростковом возрасте.

Выводы исследования. Выявлены различия в эффективности циклов когнитивной переработки информации, показано, что высокая эффективность оценки краткосрочных, долгосрочных, среднесрочных перспектив действий и поведенческих реакций и способности выбирать адекватные социальные формы поведения соответствует относительно низкой продуктивности интерпретации. Выяснилось, что выраженность интернет-зависимости взаимосвязана с низкой продуктивностью интерпретации. Показано, что моральная чувствительность опосредствована возрастными особенностями самосознания подростков и связана с эффективностью интерпретации информации, оценки последствий поведения и выбора адекватных форм социального взаимодействия.

Поступила: 03.08.2018

Принята к публикации: 25.08.2018

Страницы: 57-68

DOI Number: 10.11621/npj.2018.0306

Автор(ы): Молчанов Сергей Владимирович; Алмазова Ольга Викторовна; Поскребышева Наталья Николаевна

Разделы журнала: Психология виртуальной реальности

Ключевые слова: когнитивные способы переработки информации; интернет зависимость; мировосприятие; базисные убеждения; моральная чувствительность; подростковый возраст

Доступно в on-line версии с 30.09.2018

Молчанов С.В., Алмазова О.В., Поскребышева Н.Н., Запуниди А.А. Личностная автономия как фактор развития ответственности подростков. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 1(25). – С. 84-90.

Исходя из положения о единстве свободы и ответственности, теоретически обосновывается связь личностной автономии и уровня развития ответственности подростков. Личностная автономия рассматривается в единстве ценностного, эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов. Представлены результаты эмпирического исследования связи личностной автономии и уровня развития ответственности подростков. В исследовании приняли участие 368 подростков в возрасте от 13 до 17 лет, учащиеся средних общеобразовательных школ г. Москва. Были использованы методики, направленные, во-первых, на выявление общего уровня автономии и уровней развития ее эмоционального, поведенческого, когнитивного и ценностного компонентов, во- вторых, на выяснение особенностей проявления уровня ответственности в различных ситуациях.

Результаты эмпирического исследования свидетельствуют в пользу выдвинутой гипотезы о связи уровня развития личностной автономии и уровня ответственности подростков. Были выделены группы испытуемых с разным уровнем развития ответственности: высоко-автономные, интеллектуально- автономные, низко-автономные и дисгармоничным типом автономии. Показано, что высокому уровню развития всех компонентов личностной автономии соответствует более высокий уровень ответственности. Анализ особенностей оценки поведения героя, нарушившего моральную норму, обнаруживает, что тип и содержание моральной дилеммы являются значимыми факторами, определяющими степень принятия ответственности подростками с разными типами развития автономии. Выявлена гендерная специфика в развитии ответственности – более высокий уровень ответственности характерен для девушек.

Поступила: 07.02.2017

Принята к публикации: 24.02.2017

Страницы: 84-90

DOI Number: 10.11621/npj.2017.0110

Автор(ы): Молчанов Сергей Владимирович; Алмазова Ольга Викторовна; Поскребышева Наталья Николаевна; Запуниди Анна Александровна

Разделы журнала: Возрастная психология

Ключевые слова: ответственность; подростковый возраст; личностная автономия; морально-ценностная ориентация; эмоциональная автономия; когнитивная автономия; ценностная автономия; поведенческая автономия

Доступно в on-line версии с 30.03.2017

Пряжников Н.С., Алмазова О.В., Чурбанова С.М. Профориентация в системе социального волонтерства. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 1(25). – С. 45-55.

В статье рассматриваются возможности и ограничения профориентационной работы в системе социального волонтерства. Отмечается, что в психологическом и нормативно-правовом аспектах само понятие «социальный волонтер» недоопределено и противоречиво. Сущность волонтерской работы увязывается с помощью отчаявшимся людям в поиске смыслов жизни, которые часто совпадают с трудовой деятельностью, понимаемой как «главное дело жизни» и как «ведущая деятельность»: для подростков – это профессиональное самоопределение, а для взрослых – это собственно трудовая деятельность (как важнейшее условие личностной самореализации). Для уточнения терминов «волонтер» и «человек, остро нуждающийся в помощи» в исследовании применялся метод анализа документации – «Положения о социальном волонтерстве», обобщение психологических источников, первичный опрос студентов вузов, как активных сторонников волонтерского движения, что позволило выявить их представления о сущности волонтерства и о месте профориентации в бескорыстной социальной работе. Показано, что профориентация не исключается из общей системы волонтерского движения, но имеет недостаточно определенный статус и невысокую популярность среди участников социального волонтерства. Также обозначается проблема «вынужденного волонтерства» самих специалистов по профориентации, которым часто приходится добровольно и бескорыстно выполнять качественную работу за рамками официальных указаний. При этом отмечаются и положительные моменты таких бескорыстных профессиональных инициатив, в частности, меньший контроль со стороны официальных проверяющих (или заказчиков) и, соответственно, большая свобода творчества, чем при выполнении кем-то запланированных работ.

Поступила: 03.02.2017

Принята к публикации: 21.02.2017

Страницы: 45-55

DOI Number: 10.11621/npj.2017.0106

Автор(ы): Пряжников Николай Сергеевич; Алмазова Ольга Викторовна; Чурбанова Светлана Михайловна

Ключевые слова: социальное волонтерство; профориентация; «вынужденное волонтерство» профконсультантов; личностные смыслы

Доступно в on-line версии с 30.03.2017

Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Веракса А.Н. Произвольность в дошкольном возрасте: сравнительный анализ различных подходов и диагностического инструментария. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 4(24). – С. 14-22.

Большинство современных психологов, в сферу интересов которых попадает дошкольный возраст, указывают развитие регуляторных функций как одно из важнейших новообразований этого периода. В данной статье мы сопоставили два наиболее значимых и распространенных подхода к пониманию и диагностике развития произвольности в дошкольном возрасте: модель регуляторных функций «единство с разнообразием» А. Мияки и теория способностей Л.А. Венгера. В модели регуляторных функций рассматриваются три основных компонента регуляторных функций: рабочая память, гибкость внимания или переключение, сдерживающий контроль. В основе теории способностей лежит представление о культурных средствах (сенсорные эталоны, наглядные модели и др.), которые осваивается на протяжении дошкольного детства. В соответствии с обозначенными выше подходами нами были составлены два диагностических комплекса, направленных на диагностику развития произвольности в дошкольном возрасте. В исследовании приняли участие 48 детей в возрасте 5–6 лет, воспитанников старших групп детского сада г. Москвы (24 девочки и 24 мальчика). Результаты показали, что, несмотря на различные теоретические подходы к пониманию дошкольного развития и произвольности, в каждом из подходов изучается одна и та же реальность.

Были выделены наиболее показательные методики (по результатам которых можно предсказывать остальные результаты) – это методика «Inhibition» (субтест нейропсихологического диагностического комплекса методик NEPSY-II – Korkman et al., 2007) в случае модели А. Мияки, и методика «Схематизация» в рамках теории способностей Л.А. Венгера (Венгер, Холмовская, 1978).

Поступила: 25.11.2016

Принята к публикации: 03.12.2016

Страницы: 14-22

DOI Number: 10.11621/npj.2016.0402

Автор(ы): Алмазова Ольга Викторовна; Бухаленкова Дарья Алексеевна; Веракса Александр Николаевич

Разделы журнала: Когнитивная психология

Ключевые слова: дошкольный возраст; произвольность; регуляторные функции; интеллект; рабочая память

Доступно в on-line версии с 30.12.2016

Алмазова О.В. Эмоциональные связи сиблингов и привязанность к матери во взрослом возрасте. // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 3(11). – С. 96-102.

В статье анализируются взаимоотношения взрослых сиблингов, их специфика и многообразие, приведены примеры типологий отношений взрослых братьев и сестер, разработанных американскими и индийскими психологами. Кратко охарактеризован современный взгляд на привязанность к матери у взрослых людей и условия, необходимые для установления близких, доверительных межличностных отношений. Дан сжатый обзор современных зарубежных исследований в указанных областях. На отечественной выборке (N=277) выделено и описано четыре типа взаимоотношений взрослых братьев и сестер: эмоционально-позитивные (сердечные, гармоничные) – 39% выборки; амбивалентные (сердечные, конфликтно-конкурирующие – 32%; отстраненные (не близкие, не конфликтно-конкурирующие) – 18%; конфликтные (не близкие, конфликтно-конкурирующие, вплоть до враждебных) – 11%.

Произведено сравнение трех типологий взрослых сиблинговых отношений (отечественной, американской и индийской). При помощи внутрипарного сравнения показана взаимность сиблинговых отношений во взрослом возрасте. На основе результатов эмпирического исследования раскрывается сложная связь особенностей привязанности к матери с характером взаимоотношений между сиблингами во взрослом возрасте. Показано, что есть взрослые люди с надежным типом привязанности к матери, имеющие при этом отстраненные или даже конфликтные отношения со взрослыми братьями или сестрами, то есть, взрослые сиблинговые отношения не тотально детерминируются характером ранних эмоциональных отношений с матерью, а зависят еще и от личностных черт сиблингов и личной истории отношений. Влияние типа привязанности к матери, сформированного в детском возрасте, прослеживается на взаимоотношениях между взрослыми братьями и сестрами.

Поступила: 20.11.2013

Принята к публикации: 29.11.2013

Страницы: 54-60

DOI Number: 10.11621/npj.2013.0307

Автор(ы): Алмазова Ольга Викторовна

Разделы журнала: Психология коммуникации

Ключевые слова: взрослые сиблинги; типология сиблинговых взаимоотношений; привязанность к матери

Доступно в on-line версии с 30.09.2013


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2020
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер