ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

Аннотированный указатель статей «Национального психологического журнала»

Фильтр
Ru:
Поступила:
Дата публикации в журнале:
Аннотация:
DOI:
  

Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Чигарькова С.В. Виды киберагрессии: опыт подростков и молодежи // Национальный психологический журнал. 2020. № 2 (38). С. 3-20.

Актуальность (контексттематики статьиВнедрение цифровых технологий в повседневность приводит к «отцифровыванию» и трансформации различных социокультурных практик, в том числе связанных с деструктивным поведением. Широкое распространение в сети получает киберагрессия, не наносящая непосредственного физического вреда, но оказывающая продолжительное негативное воздействие на психологическое состояние участников и затрагивающая, в первую очередь, наиболее активных цифровых пользователей – подростков и молодежь. 

Цель. Цель исследования – анализ соотношения офлайн- и онлайн-агрессии, распространенности различных видов киберагрессии среди подростков и молодежи, частоты столкновениям с такими ситуациями и силы их негативного эмоционального переживания, а также осведомленности родителей об этом опыте своих детей.

Описание хода исследования. В исследовании приняли участие 3395 человек: 1554 подростка 12–17 лет, 736 молодых людей 18–30 лет и 1105 родителей подростков 12–17 лет из 8 федеральных округов РФ. Респонденты отвечали на вопросы, посвященные соотношению опыта онлайн- и офлайн-агрессии, оценивали частоту столкновения с ситуациями киберагрессии (флейминг, хейтинг, троллинг, киберсталкинг, кибербуллинг) и эмоциональную реакцию на них.

Результаты исследования. Школа опережает интернет в качестве пространства столкновения с враждебными ситуациями.Респонденты всех поколений считают, что человек сильнее переживает болезненные или враждебные ситуации в реальной жизни, чем онлайн. Большинство подростков сталкивается с различными видами киберагрессии. Каждый второй подросток сталкивался с тремя и более видами онлайн-агрессии, при этом старшие подростки чаще, чем подростки 12–13 лет и молодежь (F=18.16, p<0.01, η2=0.02). Чаще всего подростки сталкиваются с флеймингом, троллингом и хейтингом, несколько реже – с кибербуллингом и киберсталкингом. Молодые люди чаще остальных сталкиваются с флеймингом. Наименее эмоционально значимыми ситуациями оказались флейминг и хейтинг. Троллинг вызывает сильные переживания у каждого третьего подростка, киберсталкинг – у каждого пятого, кибербуллинг – у каждого второго подростка. При этом родители недостаточно осведомлены об опыте столкновения детей с киберагрессией и остроте переживания ими таких ситуаций. 

Заключение. Распространенность различных видов киберагрессии и степень эмоциональной реакции на них требует выработки дифференцированных подходов как к профилактике разнообразных ситуаций киберагрессии, так и к конструированию специфических стратегий совладания при столкновении с ними.

Поступила: 04.06.2020

Принята к публикации: 16.06.2020

Страницы: 3-20

DOI: 10.11621/npj.2020.0201

Автор(ы): Солдатова Галина Уртанбековна ; Рассказова Елена Игоревна ; Чигарькова Светлана Вячеславна

Разделы журнала: Психология виртуальной реальности

Доступно в on-line версии с 06.10.2020

Васильева Е.Д. «Сохранение лица» — цель или средство? Социально-психологические характеристики концепции лица // Национальный психологический журнал. 2021. № 2 (42). С. 26–35. doi: 10.11621/ npj.2021.0203

Актуальность тематики статьи. Понятие «лицо» появилось в научном дискурсе в середине прошлого столетия и с тех пор используется исследователями в сферах коммуникативистики, лингвистики и психологии. Такой диверсифицированный подход к изучению этого феномена приводит к целому ряду разногласий в понимании его основных характеристик и функций. Актуальность данного обзора заключается в систематическом анализе понятия «лицо», выделении его как компонента межкультурной компетентности и формулировке проблем дальнейшего исследования.

Цель. Анализ соотношения понятий «идентичность», «самопрезентация» и «лицо», выявление основных характеристик и особенностей процесса «сохранения лица» с социально-психологической точки зрения.

Описание хода исследования. В работе проводится обзор литературы с помощью метода сравнительного анализа с применением системного и субъективного подходов. Выявляются основные характеристики и функции понятия «лицо». Приводится краткий обзор индигенного подхода к понятию «лицо», сравнение его с такими понятиями как идентичность и самопрезентация, анализируется операционализация этого понятия в рамках Теории поддержания лица (Face negotiation theory), предложенной С. Тинг-Туми. Особое внимание уделяется рассмотрению этого понятия как компонента межкультурной коммуникации.

Результаты исследования. «Лицо» определяется как универсальный феномен индивидуального и реля- ционного уровней, который не может быть рассмотрен независимо от объекта и контекста коммуникации. Сформулированы новые направления изучения этого феномена.

Выводы. Для дальнейшего изучения феномена необходимо более детальное представление о факторах, влияющих на выбор стратегии «сохранения лица» на индивидуальном, ситуативном и культурном уровнях. Кроме того, концепция «лица» может быть рассмотрена как компонент межкультурной коммуникативной ком- петентности.

Поступила: 18.03.2021

Принята к публикации: 25.05.2021

Страницы: 26-35

DOI: 10.11621/npj.2021.0203

Автор(ы): Васильева Екатерина Дмитриевна

Доступно в on-line версии с 30.06.2020

Дьяченко Е.В., Самойленко Н.В. Семантика образа пациента и его изменение при обучении навыкам профессионального общения // Национальный психологический журнал. 2020. № 1 (37). С. 115–125

Актуальность (контекст) тематики статьи. Важным направлением развития системы российского здравоохранения является повышение удовлетворенности населения качеством медицинской помощи. Одним из методов решения данной задачи является модернизация модели медицинской помощи – переход с патерналистской на пациент-ориентированный подход в медицинском консультировании. Для его успешного осуществления большое значение имеет формирование у лечащего врача образа пациента.

Цель. Мы предположили, что при целенаправленном обучении будущих врачей навыкам профессионального общения в условиях профессиональной практики у них происходит качественно-количественное изменение семантического содержания образа пациента. Поэтому целью нашего исследования стало экспериментальное изучение динамики образа пациента у студентов медиков в ходе их участия в квазипрофессиональной деятельности.

Описание хода исследования. Для проверки нашей гипотезы нами было проведено экспериментальное исследование, в котором участвовали студенты 1-го курса Уральского государственного медицинского университета лечебно-профилактического факультета, всего 250 человек. Средний возраст участников – 18,8 лет, из них 78,2% девушки, 21,8% юноши. Для исключения искажений в ответах участников исследования образ пациента изучался с позиций психосемантического исследовательского подхода. Важным критерием в выборе подхода и метода исследования было стремление выявить имплицитную (т.е. скрытую, не обнаруживаемую при непосредственном наблюдении), в большинстве случаев неосознаваемую, и открыто не декларируемую совокупность характеристик образа пациента.

Для изучения субъективных семантических пространств, представляющих совокупность субъективных систем значений (смыслов) в отношении пациента использовалась методика биполярного и униполярного личностного семантического дифференциала Результаты исследования. Результаты факторного и сравнительного анализа (t-Стьюдента) по методике «Биполярный и униполярный личностный семантический дифференциал» показали, что содержание образа пациента как семантическое пространство образа мира будущих врачей при целенаправленном обучении навыкам профессионального общения имеет тенденцию к изменению при выполнении учебно-профессиональных задач производственной (клинической) практики.

Выводы. Содержание семантического пространства категории «образ пациента» в процессе обучения значительно расширяется, наполняясь различными смысловыми значениями. Соответственно, становятся возможными различные изменения в поведении будущих врачей. Результаты исследования могут служить основанием для интеграции в образовательные программы всех уровней медицинского образования целенаправленного обучения навыкам профессионального общения специалистов здравоохранения. Это приводит к формированию готовности к практической деятельности и способствует повышению удовлетворенности населения качеством оказания медицинской помощи.

Поступила: 18.09.2019

Принята к публикации: 12.02.2020

Страницы: 115-125

DOI: 10.11621/npj.2020.0111

Автор(ы): Дьяченко Елена Васильевна; Самойленко Надежда Викторовна

Разделы журнала: Психология и медицина

Ключевые слова: семантическое содержание образа; образ пациента; студенты медицинского вуза; квазипрофессиональная деятельность; навыки профессионального общения с пациентами

Доступно в on-line версии с 31.03.2020

Поршуков А.С. Личностные особенности сотрудников органов внутренних дел, назначаемых на должность руководителя // Национальный психологический журнал. 2020. № 1 (37). С. 107–114

Актуальность. Для разработки общих принципов эффективного функционирования органов внутренних дел (ОВД) сегодня не используются в полной мере знания юридической психологии. Эти знания не востребованы в следственной, оперативной, кадровой, экспертной и других видах служебной деятельности. Особенно актуальным является развитие научно-обоснованного подхода к изучению личностных особенностей руководителей подразделений и служб органов внутренних дел.

Цель: определение значимых личностных особенностей сотрудников органов внутренних дел, назначенных на должность руководителя, выявление наиболее существенных характеристик и основных черт стиля работы руководителей подразделений территориальных органов внутренних дел, исследование индивидуально- психологических детерминант профессиональной адаптивности руководителей ОВД.

Описание хода исследования. Эмпирическое исследование проводилось в подразделениях территориальных органов внутренних дел Красноярского края в три этапа. На первом из них проводился опрос, выявляющий значимые характеристики, претендентов на должность руководителя. Выборку составили 250 респондентов со стажем работы от 3 до 25 лет. На следующем этапе было проведено анкетирования руководителей с целью определения основных черт их стиля работы (44 респондента). На заключительном этапе изучались индивидуально-психологические детерминанты профессиональной адаптивности руководителей ОВД. Для этого был подобран диагностический инструментарий и составлена батарея методик. В частности, для диагностики социальной адаптации использовались: многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина, полифакторный личностный опросник Р. Кеттелла, тест-опросник Г. Айзенка (EPI) для определения экстра, интроверсии и нейротизма; опросник Кокошкаровой для определения склонности к невротическим расстройствам; методика выявления проявлений агрессии Басса-Дарки; для определения нервно-психической устойчивости использовалась методика «Прогноз».

Результаты. Уровень профессиональной адаптивности руководителей подразделений территориальных органов внутренних дел Красноярского края непосредственно связан с их нервно-психической устойчивостью. Наблюдаются значимые корреляционные связи профессиональной адаптивности с показателями таких негативных психических состояний, как неврастения (0,4398) и вегетативные расстройства (0,4121) по методике Кокошкаровой. По результатам проведенного математико- статистического анализа связей профессиональной адаптивности с показателями шкал по методике Кеттелла были выявлены значительные корреляции по пяти факторам: С (-0,3659) определяет рост эмоциональной устойчивости по мере развития профессиональной адаптивности, L (0,2758) указывает на развитие доверительности, Н (-0,2617) определяет развитие смелости руководителя и его психологической готовности к оправданному риску, М (0,1922) показывает, что адаптивность к повседневным условиям служебной деятельности обусловливает тенденцию развития практичности взглядов, защищает руководителя от потери связи с реальностью, N (0,1198) доказывает, что по мере развития профессиональной адаптивности, руководитель начинает демонстрировать большую прямолинейность поведения, избегая излишней хитрости или нецелесообразной гибкости.

Выводы. Результаты исследования могут быть использованы практическими психологами при работе с руководителями подразделений территориальных органов внутренних дел. Апробация такой работы проводится в республиках Хакасия, Тыва, Алтайском, Красноярском краях, Иркутской, Кемеровской, Томской областях. Планируется исследование влияния условий управленческой деятельности на последующие трансформации личности руководителя.

Поступила: 02.06.2019

Принята к публикации: 16.02.2020

Страницы: 107-114

DOI: 10.11621/npj.2020.0110

Автор(ы): Поршуков Андрей Сергеевич

Разделы журнала: Профессиональное самоопределение личности

Ключевые слова: юридическая психология; органы внутренних дел; личностные особенности; трансформационные процессы; профессиональная деятельность; руководитель

Доступно в on-line версии с 31.03.2020

Тарасова А.А., Шойгу Ю.С. Структура профессионально важных качеств специалистов Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России // Национальный психологический журнал. 2020. № 1 (37). С. 94–106

Актуальность тематики статьи. Специфика профессиональной деятельности специалистов Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (далее – ГИМС МЧС России) предъявляет высокие требования к наличию и уровню выраженности индивидуально-психологических характеристик, способствующих успешности выполнения поставленных задач. Такие индивидуально-психологические характеристики не только важны для работающих специалистов ГИМС МЧС России, но и являются основным критерием при проведении профессионального психологического отбора кандидатов на эту должность.

Цель исследования заключается в выделении профессионально важных качеств, детерминирующих эффективность профессиональной деятельности специалистов ГИМС МЧС России, выявлении взаимосвязи профессионально важных качеств и успешности выполнения деятельности и определении психологических показателей, отличающихся большей прогностичностью и дифференцирующей способностью по показателю успешности.

Описание хода исследования. Проведен экспертный опрос (n = 40) по выявлению необходимых психологических показателей, способствующих успешности деятельности специалистов ГИМС МЧС России. Проведено психодиагностическое обследование специалистов ГИМС МЧС России (n = 275) на предмет выявления и уровня выраженности необходимых качеств. На основании экспертных оценок выборка разделена на группы успешных и неуспешных, выполнено сравнение полярных групп (критерий Манна-Уитни). С помощью корреляционного анализа (Спирмен) выявлены взаимосвязи успешности деятельности и выделенных профессионально важных качеств. При помощи факторного анализа выявлена структура профессионально важных качеств, способствующих успешности профессиональной деятельности специалистов ГИМС МЧС России и кандидатов на данную должность.

Результаты исследования позволили установить достоверность различий между полярными группами по следующим психологическим показателям (р ≤ 0,05): базовый интеллект, абстрактное и оперативное мышление, интеллектуальная лабильность, свойства внимания (объем, концентрация, избирательность, распределение), кратковременная и долговременная память, уровень субъективного контроля, конформность, способность к эмпатии, социальная активность, определенным как профессионально важные качества специалистов ГИМС МЧС России. Результаты корреляционного анализа (р = 0,01, р = 0,05) показали, что успешность выполнения профессиональной деятельности специалистами ГИМС МЧС России зависит от наличия и уровня сформированности у них профессионально важных качеств. Установлена структура профессионально важных качеств специалистов ГИМС МЧС России, обладающих дифференцирующей способностью по определению успешности выполнения профессиональной деятельности.

Выводы. Полученные данные являются вкладом не только в психологическое сопровождение работающих специалистов ГИМС МЧС России, но и в оптимизацию профессионального психологического отбора кандидатов на эту должность.

Поступила: 25.02.2020

Принята к публикации: 06.03.2020

Страницы: 94-106

DOI: 10.11621/npj.2020.0109

Автор(ы): Тарасова Анастасия Александровна; Шойгу Юлия Сергеевна

Разделы журнала: Профессиональное самоопределение личности

Ключевые слова: профессиональная деятельность; успешность; профессионально важные качества (ПВК); эффективность деятельности; специалист

Доступно в on-line версии с 31.03.2020

Клочкова О.И., Шабанов Г.А. Сеансовая динамика изменений биоэлектрической активности мозга при интеллектуальной работе за компьютером // Национальный психологический журнал. 2020. № 1 (37). С. 78–93.

Актуальность (контекст) тематики статьи. Регистрация и анализ биоэлектрической активности мозга испытуемого при выполнении им мыслительной задачи позволяет получить объективную информацию о физиологических процессах мозга.

Цель работы: анализ сеансовой, связанной с течением времени, динамики изменений тета-ритмики (4–8 Гц), дельта-ритмики (1–3,99 Гц), а также медленной (0,99–0,1Гц) биоритмики головного мозга человека путем регистрации спектра разностной функции биоэлектрической активности (фБА) в процессе позиционной компьютерной игры.

Описание хода исследования. Анализировалась эффективность позиционной компьютерной игры 65 испытуемых женского пола в возрастном диапазоне 18–58 лет. У 7 игроков в процессе четырех сеансов игры исследовалась биоэлектрическая активность мозга в диапазоне от 8 Гц до 0,13 Гц. Для статистического анализа использовался пакет Statistica 10.0. Результаты исследования. В последних сеансах позиционной компьютерной игры активность левого полушария меньше, чем правого, т.к. стратегия игры уже опробована, основные элементы игры уже в памяти, новизна практически отсутствует. Это согласуется с переходом от суксессивного (поэтапного) метода обработки информации к симультантному (одномоментному) анализу позиции в игре, который характеризуется быстрым автоматизмом в принятии и исполнении решений.

Выводы. Показано, что разностная функция биоэлектрической активности на уровне значимости р=0,05 различается для каждого полушария в исследуемом диапазоне частот. Выявлены тенденции изменения частот возбуждения (максимумов) и торможения (минимумов) разностной функции биоэлектрической активности мозга с увеличением номера сеанса игры в каждом полушарии в диапазонах тета, дельта и медленных ритмов. Выдвинута психофизиологическая модель операций игрока, согласующаяся с полученными данными.

Поступила: 12.02.2019

Принята к публикации: 27.12.2019

Страницы: 78-93

DOI: 10.11621/npj.2020.0108

Автор(ы): Клочкова Ольга Ивановна; Шабанов Геннадий Анатольевич

Разделы журнала: Нейропсихология

Ключевые слова: биоэлектрическая активность мозга; когнитивные процессы; биоритмика мозга; взаимодействие с компьютером; позиционная игра

Доступно в on-line версии с 31.03.2020

Медынцев А.А., Сабадош П.А., Коган А.А., Москвина В.Д., Немирова С.А., Каютина Д.В. Роль предвосхищающего внимания в инсайтных и неинсайтных решениях в задаче на решение анаграмм // Национальный психологический журнал. 2020. № 1 (37). С. 66–77.

Актуальность. В современной науке большой интерес представляют механизмы творческого мышления. Состояние внимания решателя является одним из важных факторов, влияющих на работу интуитивного компонента мышления.

Цель работы. В работе предпринята попытка изучить влияние предвосхищающего внимания на частоту инсайтных и аналитических решений в задаче на решение анаграмм.

Методика. В ходе исследования испытуемые решали два задания, следовавшие друг за другом. В первом задании (задача идентификации стимула) испытуемым предъявлялись стимулы – анаграммы и псевдослова. Задачей испытуемого было верно опознать анаграмму. Во втором задании (если стимулом являлась анаграмма), испытуемый должен был решить анаграмму, отметив при этом было ли решение инсайтным или аналитическим. Анаграмма и псевдослово имели различия в буквенном составе. Испытуемые были разделены на две группы: основную – группу, испытуемым которой о различии между стимулами сообщалось и предлагалось использовать различия для выполнения задачи на лексическое решение и контрольную – группу, испытуемым которой о различии не сообщалось. Ожидалось, что опознание анаграммы в первом задании сформирует у испытуемых основной группы предвосхищающее внимание перед вторым заданием, что скажется на частоте инсайтных решений во втором задании.

Результаты исследования. В ходе исследования для аналитических решений у испытуемых основной группы была обнаружена корреляционная связь между скоростными характеристиками первого и второго заданий. Для инсайтных решений такой связи обнаружено не было.

Выводы. Результаты демонстрируют, что инсайтные и аналитические решения являются результатом двух отдельных процессов, в процессе поиска решения протекающих параллельно.

Поступила: 09.09.2019

Принята к публикации: 16.01.2020

Страницы: 66-77

DOI: 10.11621/npj.2020.0107

Автор(ы): Медынцев Алексей Алексеевич; Сабадош П. А. ; Коган Алена Андреевна; Москвина Виктория Дмитриевна; Немирова Светлана Андреевна ; Каютина Диана Владимировна

Разделы журнала: Когнитивная психология

Ключевые слова: инсайт; анаграмма; внимание; предвосхищающее внимание; креативность; творчество

Доступно в on-line версии с 31.03.2020

Дренёва А.А. Категориальный поиск трехмерных фигур испытуемыми с разным уровнем математической экспертизы // Национальный психологический журнал. 2020. № 1 (37). С. 57–65.

Актуальность. В статье изучается задача категориального поиска на материале трехмерных геометрических фигур – пирамид. Результаты предыдущих исследований на материале объектов реального мира и двумерных и трехмерных фигур показали, что преаттентивный экстрафовеальный анализ обеспечивает достаточно эффективную идентификацию целевого объекта, что выражается в верном направлении первой саккады и небольшом количестве посещенных зон с дистракторами, по сравнению со случайным поиском.

Цель. В данном исследовании мы изучали эффективность экстрафовеального анализа при категориальном поиске сложных трехмерных фигур испытуемыми двух групп: математиков и психологов. Выбор такого типа стимулов обусловлен возможностью более точно варьировать сложность стимулов и определять влияние концептуальной сложности объектов на эффективность экстрафовеального анализа, то есть анализа, осуществляемого вне зоны фовеа.

Описание хода исследования. В исследовании приняло участие 15 математиков и 17 психологов в возрасте от 18 до 25 лет. Каждый участник выполнил 144 задания, разбитые на 9 серий, в которых необходимо было найти целевую пирамиду среди пирамид-дистракторов. Во 2-й и 9-й сериях инструкцией вводился запрет на движения глаз с целью изучения процессов скрытого внимания в процессе категориального поиска. Результаты. Результаты эксперимента выявили отсутствие различий в использовании данных экстрафовеального анализа и примерно равную точность ответов членов обеих групп. Важным результатом стало обнаружение межиндивидуальных различий, которые проявились как в разной степени применения экстрафовеального анализа в процессе поиска, так и в изменении стратегии решения задачи. Специальные пробы с запретом на движения глаз выявили значимую роль скрытого внимания в категориальном поиске, а также принципиальную возможность и эффективность экстрафовеального анализа, который при свободной инструкции применялся не всеми испытуемыми и не во всех пробах.

Выводы. При решении задачи категориального поиска были одновременно задействованы процессы как фовеальной, так и экстрафовеальной обработки стимулов, а также преаттентивного анализа и скрытого внимания. Динамика взаимодействия этих процессов определялась низкоуровневыми перцептивными процессами, индивидуальными особенностями субъектов, спецификой задачи и инструкции.

Поступила: 03.02.2020

Принята к публикации: 15.02.2020

Страницы: 57-65

DOI: 10.11621/npj.2020.0106

Автор(ы): Дренёва Анна Александровна

Разделы журнала: Когнитивная психология

Ключевые слова: категориальный поиск; экстрафовеальный анализ; скрытое внимание; преаттентивная обработка; трехмерные фигуры; перцептивные процессы; механизмы зрительного поиска; внимание; межиндивидуальные различия

Доступно в on-line версии с 31.03.2020

Худоян С.С. К проблеме предмета и структуры психологии развития // Национальный психологический журнал. 2020. № 1 (37). С. 50–56

Актуальность. Предмет психологии развития почти никогда не подвергался критическому анализу, однако очевидно, что проблемы в данной сфере существуют. В частности, не вполне понятно, что изучается в психологии развития – развитие личности, психики, характеристики возрастов или все выше перечисленное? Для дальнейшего развития психологии развития как научной дисциплины очень важно определить ее основные области или предметы исследования, которые так или иначе изучаются, однако хаотично, часто в рамках других отраслей психологии или даже других наук.

Цель статьи: уточнить предмет психологии развития как дисциплины. Обосновать, что психология развития имеет не одну, а несколько принципиально разных сфер и предметов исследования, в соответствии с которыми необходимо перестраивать эту дисциплину.

Описание хода исследования. В статье выделяются принципиально разные области психологии развития, которые рассматриваются в качестве отдельных предметов исследования. Обосновывается, что структура современной психологии развития не соответствует предметам исследования, в результате чего некоторые сферы развития личности не выделены в качестве отдельных субдисциплин или разделов психологии развития (например, незакономерное развитие личности, развитие подструктур личности), сравнительно мало изучены и не представлены в учебниках по этой дисциплине.

Выводы. Психология развития имеет следующие предметы исследования: закономерное и незакономерное психическое развитие человека, развитие психических подструктур личности и психологические особенности разных возрастных групп. Необходимо переструктурировать психологию развития, взяв за основу имеющиеся на сегодня предметы ее исследования. При этом выделятся следующие субдисциплины: закономерное психическое развитие человека, вариативное развитие личности, психическое развитие (развитие психических подструктур личности), возрастная психология (психология возрастных групп).

Поступила: 20.02.2020

Принята к публикации: 03.03.2020

Страницы: 50-56

DOI: 10.11621/npj.2020.0105

Автор(ы): Худоян Самвел Суренович

Разделы журнала: Методология

Ключевые слова: психология развития; области исследования психологии развития; субдисциплины психологии развития; закономерное и вариативное развитие; развитие подсистем личности; психология возрастных групп

Доступно в on-line версии с 31.03.2020

Золотарева А.А. Диагностика предрасположенности к скуке: адаптация русскоязычной версии BPS-SR // Национальный психологический журнал. 2020. № 1 (37). С. 40–49

Актуальность. Методика BPS-SR (Boredom Proneness Scale-Short Form) является краткой и наиболее удачной версией знаменитой шкалы предрасположенности к скуке Р. Фармера и Н. Сандберга (Struk et al., 2017).

Цель. Целью настоящего исследования стала адаптация русскоязычной версии BPS-SR. Описание хода исследования. Психометрические показатели русскоязычной версии BPS-SR были проанализированы на выборке мужчин (N=151), отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Результаты исследования. Факторная структура BPS-SR, оцененная с помощью эксплораторного и конфиматорного факторного анализа, указала на гомогенность шкалы и тем самым подтвердила гипотезу авторов оригинальной версии BPS-SR о преимуществе исключительно прямых тестовых пунктов в составе шкалы. Показатели надежности (α-Кронбаха=0,86) и валидности BPS-SR также подтвердили психометрическую адекватность русскоязычной версии шкалы. Предрасположенность к скуке оказалась позитивно связанной с апатией, переживанием безнадежности, переживанием одиночества и мужским депрессивным синдромом, что позволяет рассматривать ее в качестве потенциального фактора психологической дезадаптации во взрослом возрасте. Анализ социально-демографических характеристик, проведенный с помощью однофакторного дисперсионного анализа ANOVA, показал, что возраст, семейное положение, наличие детей, вид правонарушения и срок отбывания наказания не оказывают значимого влияния на предрасположенность к скуке, тогда как показатели BPS-SR напрямую зависят от уровня образования респондентов. Респонденты, имеющие высшее и среднее специальное образование, оказались менее предрасположенными к скуке, чем респонденты с неполным средним или средним общим образованием.

Выводы. В заключении делается вывод о том, что адаптированная версия BPS-SR может считаться психометрически обоснованным средством диагностики предрасположенности к скуке у русскоязычных респондентов.

Поступила: 06.02.2020

Принята к публикации: 15.02.2020

Страницы: 40-49

DOI: 10.11621/npj.2020.0104

Автор(ы): Золотарева Алена Анатольевна

Разделы журнала: Методология

Ключевые слова: предрасположенность к скуке; апатия; безнадежность; одиночество; депрессия

Доступно в on-line версии с 31.03.2020

Величковский Б.Б. Инженерно-психологические проблемы проектирования интрефейсов управления беспилотными летательными аппаратами // Национальный психологический журнал. 2020. № 1(37). С. 31–39.

Актуальность. Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) широко используются сегодня в различных областях деятельности. Их применение сталкивается со значительными проблемами в области эргономики и человеческого фактора.

Цель: изучение типичных инженерно-психологических проблем проектирования систем управления БПЛА. Этапы исследования. Обзор литературы по проблемам инженерно-психологического проектирования интерфейсов БПЛА.

Результаты. Рассматриваются вопросы преодоления сенсорной изоляции оператора, негативных эффектов ошибок автоматизации, потери связи с БПЛА и монотонии, а также проблемы разработки интерфейсов для поддержки деятельности команд операторов. Также рассматриваются вопросы методологии и методов инженерно-психологического проектирования интерфейсов систем управления БПЛА.

Выводы. Проектирование интерфейсов систем управления БПЛА представляет собой сложную инженерно-психологическую задачу. При разработке интерфейсов систем управления БПЛА перспективным является применение систем виртуальной реальности, искусственного интеллекта и прогностических дисплеев. Актуальной задачей является разработка обобщенных инженерно-психологических рекомендаций по созданию интерфейсов БПЛА.

Поступила: 06.02.2020

Принята к публикации: 15.02.2020

Страницы: 31-39

DOI: 10.11621/npj.2020.0103

Автор(ы): Величковский Борис Борисович

Разделы журнала: Психология компьютеризации

Ключевые слова: беспилотные летальные аппараты; инженерно-психологическое проектирование; виртуальная реальность; искусственный интеллект; проективные дисплеи; адаптивная автоматизация

Доступно в on-line версии с 31.03.2020

Леонов С.В., Поликанова И.С., Булаева Н.И., Клименко В.А. Особенности использования виртуальной реальности в спортивной практике. 2020. № 1 (37). С. 18–30

Актуальность (контекст) тематики статьи. Использование виртуальной реальности в разных сферах жизни неуклонно растет с каждым годом. Спорт не является исключением. Применение возможностей виртуальной реальности в спорте, в том числе спорте высших достижений, имеет свои преимущества, но, вместе с тем, и свои недостатки, которые будут рассмотрены в настоящей работе.

Цель данной работы: отразить все основные аспекты использования технологии виртуальной реальности в спорте, включая историю внедрения данного метода, основные актуальные направления его применения, существующие преимущества и ограничения работы с ним в спортивной практике, в том числе – спорте высших достижений.

Результаты и выводы. Показано, что использование технологий виртуальной реальности в спорте обладает целым комплексом преимуществ. Они обусловлены, в частности, снятием ряда ограничений, накладываемых реальными спортивными условиями. Эти технологии позволяют предотвращать травмирование атлетов, допускают создание любых средовых условий (погода, влажность), моделируют различные уровни подготовки соперников и многое другое. Использование возможностей виртуальной реальности позволяет спортсменам не зависеть от экипировки, погоды или места проведения соревнований, поэтому предоставляют возможность заниматься труднодоступными и дорогими видами спорта. Однако существует и целых ряд особенностей, затрудняющих использование виртуальной реальности в спорте. К ним можно отнести проблемы, связанные с технологиями и оборудованием, проблемы оценки переноса навыков.

Поступила: 05.03.2020

Принята к публикации: 16.03.2020

Страницы: 18-30

DOI: 10.11621/npj.2020.0102

Автор(ы): Леонов Сергей Владимирович; Поликанова Ирина Сергеевна ; Булаева Наталья Игоревна; Клименко Виктор Александрович

Разделы журнала: Психология виртуальной реальности

Ключевые слова: виртуальная реальность; sport; спорт высших достижений; искусственные среды; спортивная психология

Доступно в on-line версии с 31.03.2020

Брызгалин Е.А. Межкультурный анализ ценностных ориентаций авторов Википедии // Национальный психологический журнал. 2020. № 1 (37). С. 3–17.

Актуальность (контекст) тематики статьи. Мотивационные факторы виртуального волонтерства участников онлайн-сообщества крупнейшей в мире интернет-энциклопедии «Википедия» (википедистов) консолидируют их личностные ресурсы для агрегации свободных знаний и активизируют научный интерес широкого круга междисциплинарных исследователей. Однако вопрос о движущих силах данного просоциального поведения до сих пор остается открытым.

Цель. Предполагается, что для полноценного понимания детерминации онлайн-деятельности википедистов необходимо проанализировать те ценностные ориентации, которым они отдают персональное предпочтение. Поэтому целью исследования стало выявление универсальных ценностных ориентаций опытного межнационального ядра авторов Википедии.

Описание хода исследования. На основании смысловых единиц, выведенных из предшествующего цикла разрозненных академических исследований практического опыта разработки Википедии, проводился контент-анализ транснационального письменного опроса 65 авторов полиязыковых википедических сегментов (83% мужчин и 17% женщин) со среднем стажем составления энциклопедических вики-статей 9,9 лет.

Результаты исследования. Раскрыта свойственная авторам Википедии конститутивная система инвариантных ценностных ориентаций интернальной и экстернальной направленностей. Обнаружено, что в большинстве случаев википедисты находят целый ряд личностно значимых причин для участия в формировании Википедии, резонирующих с их внутренней сущностью.

Выводы. К группе интернальных ценностных ориентаций википедистов относятся: саморазвитие (самосовершенствование, самоутверждение, самореализация), реципрокный (взаимный) альтруизм, тенденция к высокому качеству и систематизации знаний, удовольствие от созидания, автономия, рекреация (хобби, развлечение), смыслонаполнение, сохранение личного наследия. Группа экстернальных ценностных ориентаций включает: сохранение и развитие культурного наследия/языкового сегмента, продвижение и популяризация Википедии (ее идеологии и принципов), низкие трансакционные издержки и удобство (привлекательность) системы, аффилиация, социальная идентичность, улучшение мира («weltverbesserungs antrieb»), наведение мостов между культурами и языками. Детальное изучение выявленных ценностных ориентаций и иных психологических особенностей волонтеров Википедии может существенно расширить теоретические представления о функционировании этого сообщества и иметь прикладное значение для организации добровольческих практик по распространению знаний.

Поступила: 12.02.2020

Принята к публикации: 28.02.2020

Страницы: 3-17

DOI: 10.11621/npj.2020.0101

Автор(ы): Брызгалин Евгений Алексеевич

Разделы журнала: Психология виртуальной реальности

Ключевые слова: Википедия; свободные знания; онлайн-сообщество; виртуальное волонтерство; просоциальное поведение и мышление; ценностные ориентации (ЦО)

Доступно в on-line версии с 31.03.2020

Айламазьян А.М. Практика музыкального движения как метод самопознания и развития творческой личности // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 4(36). – С. 114–127

Актуальность (контекст) тематики статьи. Практика музыкального движения (МД) создавалась изначально как художественная и лишь постепенно стала приобретать черты педагогической системы. Со временем появились работы, в которых делались попытки психологического осмысления процессов, происходящих в лоне этой практики: изменения, трансформации восприятия музыки под влиянием движения, формирование выразительного движения и др. Однако более полной рефлексии психологического содержания метода МД проделано не было.

Цель статьи: Представить психологическое описание метода музыкального движения как конкретной практики эстетического воспитания и дать представление о МД как о как о психотехническом методе.

Описание хода исследования. В работе показано, что предметом организации метода МД является не столько движение как таковое, его исполнительская часть, а внутренний, психологический аспект переживания и смыслопорождения. Достижение единства внутреннего и внешнего, переживания и движения, побуждения и действия, смысла и жеста лежит в основе главных целей практики музыкального движения. Музыкально-двигательные упражнения рассматриваются как основной инструмент метода, с помощью которого можно обучаться движению и постигать образы музыкально-двигательных форм. Продемонстрировано, как музыкально-двигательная форма аккумулирует опыт переживания музыки и отражает разные смысловые уровни музыкального содержания: начиная со звукоподражания и ритмической имитации, моделирования эмоциональной интонации и заканчивая бытийным слоем музыки.

Результаты исследования. Цель художественной работы при овладении методом МД совпадает с педагогической задачей: добиться открытости личности, ее глубинной, подлинной включенности в диалог с музыкой посредством движения и жеста. Задача, поставленная в музыкальном движении, – дать двигательный ответ на звучащую музыку, затрагивает мотивационно-ценностную сферу личности. Занятия музыкальным движением представляют собой уникальные ситуации, моделирующие процессы творчества и направленные на становление способности к творческой реализации.

Выводы. Музыкально-двигательное упражнение представляет собой уникальный инструмент, с помощью которого можно обучаться движению и постигать образы музыкально-двигательных форм. Но, прежде всего, в нем аккумулируется опыт переживания музыки. Благодаря восприятию музыкальной формы во всей ее полноте и проникновению в бытийный мир музыки, чувства человека начинают приобретать несвойственную им в обыденной жизни многомерность и особую возвышенность.

Поступила: 11.11.2019

Принята к публикации: 26.11.2019

Страницы: 114-127

DOI: 10.11621/npj.2019.0411

Автор(ы): Айламазьян Аида Меликовна

Разделы журнала: Психология и общество

Ключевые слова: эстетическое воспитание; творчество; личность; музыкальное движение; музыкальное переживание; импровизация; смысл; психотехники; культурно-историческая психология

Доступно в on-line версии с 31.12.2019

Горина И.С., Горячева Т.Г., Ковтонюк С.В. Нарушения высших психических функций у подростков после черепно-мозговой травмы легкой степени тяжести // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 4(36). 102–113. С

Актуальность. Влияние последствий легкой черепно-мозговой травмы (ЛЧМТ) на состояние психических функций является малоизученной темой в современной неврологии и нейропсихологии. Вместе с тем, в числе опубликованных данных приводятся сведения о состоянии высших психических функций (ВПФ) и о нарушениях психологического благополучия детей и подростков после ЛЧМТ. Анализ материалов исследований в этой области предоставляет данные о нарушениях, связанных с наличием как локальных, так и общемозговых симптомов, формирующих разнообразную картину когнитивных и поведенческих нарушений.

Цель: изучение ВПФ у подростков в возрасте 10–14 лет после ЛЧМТ в рамках методологии нейропсихологического синдромного анализа (Лурия, 1973).

Описание хода исследования. В исследовании был использован оригинальный комплекс методик, разработанный А.Р. Лурия, направленный на оценку состояния различных компонентов ВПФ (двигательной сферы, гностической сферы, памяти и интеллекта). Исследовался также характер протекания психической деятельности в ее регуляторном и динамическом аспектах.

Экспериментальная группа включала 31 подростка с диагнозом «закрытая ЧМТ легкой степени тяжести, сотрясение головного мозга» в возрасте 10–14 лет. Контрольную группу составили 20 здоровых подростков, сопоставимых с больными по полу и возрасту, без патологии ЦНС1. Результаты исследования. Анализ полученных результатов показал, что нарушения ВПФ у подростков после ЛЧМТ в остром периоде были представлены тремя типами синдромов, ведущее место среди которых занимали симптомы дефицитарности неспецифических структур мозга, преимущественно нижних отделов ствола.

Выводы. Полученные сведения обогащают знания нейропсихологии о закономерностях развития мозговых систем и связанных с ними психических функций в подростковом возрасте, а также позволяют выбирать более подходящие варианты реабилитационных воздействий, направленных на улучшение адаптации больных, повышение качества их жизни, предотвращение негативных последствий ЧМТ.

Поступила: 03.11.2019

Принята к публикации: 12.12.2019

Страницы: 102-113

DOI: 10.11621/npj.2019.0410

Автор(ы): Горина Ирина Станиславовна (1961-2016); Горячева Татьяна Германовна ; Ковтонюк Светлана Валерьевна

Разделы журнала: Нейропсихология

Ключевые слова: детская нейропсихология; черепно-мозговая травма; подростковый возраст; нейропсихологический синдром; высшие психические функции (ВПФ); когнитивные функции

Доступно в on-line версии с 31.12.2019

Великанов А.А., Столярова А.А., Протасов Е.А., Зеленская И.А., Лубинская Е.И., Терехина А.А. Исследование психологических особенностей мужчин и женщин с ишемической болезнью сердца перед операцией коронарного шунтирования / Национальный психологический журнал. – 2019. – № 4(36). – С. 92–101

Актуальность тематики статьи. Ишемическая болезнь сердца (ИБС) является распространенным заболеванием, с которым связан высокий уровень смертности и инвалидизации. Известно, что ИБС – многофакторное заболевание, поэтому в процессе комплексных исследований важно учитывать роль психологических факторов. Наличие гендерной специфики формирования и течения сердечно-сосудистых заболеваний определяет необходимость изучения психологических особенностей мужчин и женщин, больных ИБС, для планирования и разработки профилактических и реабилитационных программ.

Цель работы. Изучение психологических особенностей мужчин и женщин больных ИБС перед операцией коронарного шунтирования (КШ), в период стационарного лечения. В связи с этим, перед исследованием стояли следующие задачи: исследование астенических состояний у больных ИБС (мужчин и женщин) в период лечения в стационаре, перед операцией КШ, изучение степени выраженности и структуры тревожности у пациентов с ИБС (мужчин и женщин) перед операцией КШ, находящихся на стационарном лечении, изучение психопатологической симптоматики, включая депрессивные проявления у пациентов (мужчин и женщин) перед операцией КШ, исследование личностных особенностей у больных ИБС, находящихся на стационарном лечении перед операцией КШ.

Описание хода исследования. Всего были обследованы 60 пациентов с диагнозом ИБС, готовящихся к операции КШ. Исследование проводилось на базе ФГБУ НМИЦ имени В.А. Алмазова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Санкт-Петербург). Были сформированы равные по количеству группы мужчин и женщин (по 30 пациентов в каждой). Средний возраст пациентов составил 60,9 ± 7,6 (у женщин 63,65 ± 6,63 и у мужчин 58,2 ± 7,68). В ходе исследования использовался клинико-психологический метод (наблюдение, беседа) и экспериментально-психологический метод с применением следующих методик: «Шкала астенического состояния», «Интегративный тест тревожности (ИТТ)», «Симптоматический опросник выраженности психопатологической симптоматики SCL-90-R (Symptom Check List-90-Revised)», тест-опросник «Большая пятерка (Big Five Personality Test)».

Результаты исследования. У женщин, больных ИБС, перед операцией КШ, по сравнению с пациентами мужского пола, выявлен более высокий уровень астении и тревожности (как личностной, так и ситуативной). Также у женщин, по сравнению с мужчинами, отмечены более высокие показатели таких проявлений в структуре психопатологических проявлений, как «соматизация», «межличностная сенситивность», «депрессия», «фобическая тревожность». По результатам исследования личностных характеристик установлено, что у обследованных мужчин с ИБС показатель эмоциональной стабильности является более высоким, чем у женщин. Выводы. Следует принимать во внимание возможные варианты сенситивного эмоционального реагирования, которые могут быть в большей степени свойственны женщинам в период ожидания операции КШ (включая такие проявления, как тревожность, снижение фона настроения, эмоциональная чувствительность, астения). В соответствие с этим, при психокоррекционной работе важно применять технологии, направленные на работу с теми эмоционально-негативными переживаниями, которые могут усиливаться в связи с предстоящим хирургическим вмешательством.

Поступила: 29.08.2019

Принята к публикации: 08.11.2019

Страницы: 92-101

DOI: 10.11621/npj.2019.0409

Автор(ы): Великанов Арсений Апетович; Столярова Анна Александровна; Протасов Евгений Алексеевич; Зеленская Ирина Александровна; Лубинская Екатерина Игоревна; Терехина Анастасия Алексеевна

Разделы журнала: Психология и медицина

Ключевые слова: ишемическая болезнь сердца; коронарное шунтирование; тревога; утомление; депрессия; личностные особенности; психопатологическая симптоматика

Доступно в on-line версии с 31.12.2019

Первичко Е.И., Корсакова Н.К., Даревская М.А. Роль мотивации в продуктивности позна- вательной деятельности больных артериальной гипертензией в среднем возрасте // Национальный психологи- ческий журнал. – 2019. – № 4(36). – С. 72–91.

Одна из проблем современного здравоохранения – увеличение частоты встречаемости артериальной гипертензии (АГ) у лиц так называемого среднего возраста. Достаточно часто при этом наблюдается снижение продуктивности психической деятельности, сопровождающееся тревогой в виде «когнитивной неудовлетворенности» с соответствующими ей переживаниями. Особенности когнитивных дисфункций у больных АГ и, прежде всего, причины, их вызывающие, требуют специального изучения. Его результаты важны не только для понимания центральных механизмов болезни, но и для разработки диагностических и лечебных процедур, профилактических, коррекционных и реабилитационных программ. Это обусловливает актуальность проведения клинико-психологических исследований синдромообразующих компонентов когнитивных дисфункций и факторов, определяющих когнитивное функционирование при АГ в среднем возрасте.

Цель: оценка вклада мотивационного и эмоционального факторов в их сочетании в качественные характеристики особенностей познавательной деятельности у пациентов среднего возраста с АГ, неосведомленных о медицинской квалификации своего заболевания. Описание хода исследования. Исследование и интерпретация его результатов осуществлялись в соответствии с принципами психологического синдромного анализа (школа Л.С. Выготского – А.Р. Лурии – Б.В. Зейгарник). Программа исследования включала диагностику эмоционально-личностных особенностей с использованием русско- язычного варианта 16-ти факторного личностного опросника Кеттелла (Cattell, Schuerger, 2003; Капустина, 2006) и методики «Пиктограмма» (Зейгарник, 1962; Рубинштейн, 1970), диагностику общего интеллекта с использованием методики «Прогрессивные матрицы Равена» (Равен и др., 2012; Давыдов, Чмыхова, 2016), а также исследование «качественных» особенностей когнитивных процессов с использованием процедуры патопсихологического обследования (Зейгарник, 1986). Были обследованы 48 пациентов с АГ (средний возраст 52,3±6,6 лет) с гипертонической болезнью II стадии, 1–2 степени, не осведомленных о наличии диагноза и 54 практически здоровых человека, сопоставимых с больными по полу, возрасту и образовательному уровню.

Результаты исследования. Выявлено, что у 84% больных АГ с высоким и средним уровнем интеллекта выявлены признаки снижения продуктивности познавательной деятельности. Содержательная интерпретация результатов исследования с использованием методологических принципов психологического синдромного анализа (школа Л.С. Выготского – А.Р. Лурии – Б.В. Зейгарник) показала, что в структуре выявленных нарушений познавательных процессов при АГ на первый план выходят нарушения динамики протекания психических процессов в виде лабильности психической деятельности и ее быстрой истощаемости, имеющие в своей основе снижение уровня нейродинамического обеспечения психической деятельности. Важный вклад в снижение продуктивности когнитивного функционирования вносят и эмоционально-личностные особенности пациентов, прежде всего, дефицитарность гармонии в их мотивационной сфере. Исследование мышления показало наличие разноплановости суждений у 43% пациентов и признаков искажения процесса обобщения у 24% больных АГ. Данные корреляционного анализа подтвердили связь частоты встречаемости обозначенных феноменов с частотой встречаемости признаков снижения продуктивности познавательной деятельности. Пациенты с АГ среднего возраста, не осведомленные о наличии у них этого диагноза, отличаются от здоровых лиц большей дисгармоничностью личностных черт. Им свойственна склонность к сдерживанию аффекта, личностная ригидность, отсутствие гибкости эмоциональных проявлений, при наличии настойчивости в достижении целей и общей доминантности, а также повышение значений по шкалам тревоги и депрессии. Уровни тревоги и депрессии статистически связаны с продуктивностью когнитивного функционирования пациентов с АГ.

Выводы: Использование методологических принципов психологического синдромного анализа показало, что особенности познавательных процессов у нелеченых больных АГ среднего возраста могут быть описаны в общем контуре синдрома когнитивных дисфункций, где в качестве значимых можно рассматривать два синдромообразующих фактора: нейродинамический и мотивационный. Результаты исследования вносят вклад в решение задачи соотнесения личностных и «собственно интеллектуальных» процессов при решении задач в норме и патологии. Они расширяют представления об этиологии и патогенезе АГ, позволяют индивидуализировать стратегии медицинской и психологической помощи пациентам с АГ.

Поступила: 30.11.2019

Принята к публикации: 14.12.2019

Страницы: 72-91

DOI: 10.11621/npj.2019.0408

Автор(ы): Первичко Елена Ивановна ; Корсакова Наталия Константиновна; Даревская Маргарита Андреевна

Разделы журнала: Психология и медицина

Ключевые слова: синдромный подход Л.С. Выготского – А.Р. Лурии – Б.В. Зейгарник; психологический синдромный анализ; синдромообразующий фактор; артериальная гипертензия (АГ); когнитивные процессы; когнитивные дисфункции; когнитивное функционирование; когнитивные расстройства; эмоционально-личностные особенности; мотивация

Доступно в on-line версии с 31.12.2019

Волов В.В., Волов В.Т. Инновационный метод оценки нервно-психического состояния на основе энтропийного подхода // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 4(36). 64–71. С.

нагрузке в разных условиях деятельности человека. Такой подход согласуется с тенденциями современной психологии исследования самоорганизации в аспекте выявления процессов, лежащих в основе стресс-реакции во время преодоления физического и центрального утомления.

Цель работы: апробация метода критерильных оценок нервно-психической устойчивости для прогноза моторно-двигательных возможностей, поведения и состояния индивида.

Описание хода исследования. В статье преставлен инновационный количественный метод оценки нервно-психического утомления на основе энтропийного подхода. Предлагаемый метод включает формулу условной детерминированной энтропии, инструментарий неравновесной термодинамики в ее информационной интерпретации (теорема И. Пригожина о минимуме производства энтропии). За основу взяты данные Биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, где было проведено исследование студентов и спортсменов (71 юноша и 72 девушки, средний возраст 20+-3 года). Апробация метода, осуществленная на основе опытных экспериментальных данных психофизиологических показателей (теппинг-тест), позволила дать критериальную оценку устойчивости нервно-психического состояния испытуемых.

Результаты исследования. Данные подтвердили валидность метода и позволили выявить на его основе устойчивые и неустойчивые состояния, связанные с ростом нервно-психического напряжения и приводящие к центральному утомлению.

Выводы. Закономерности, выявленные по трендам деятельности (экспериментальных проб), не только соответствуют данным методики теппинг-теста, но и показывают более точные и качественно содержательные оценки нервно-психического напряжения и состояния системы в целом. Данный подход создает перспективу создания на основе энтропийного метода технологии индивидуального мониторинга нервно-психического напряжения – «теппинг-холтера», а также позволяет производить обобщенные оценки спортивных команд в процессе тренировок, например для игровых видов спорта.

Поступила: 28.10.2019

Принята к публикации: 12.11.2019

Страницы: 64-71

DOI: 10.11621/npj.2019.0407

Автор(ы): Волов Всеволод Вячеславович; Волов Вячеслав Теодорович

Разделы журнала: Психология спорта

Ключевые слова: спортивная психология; условная энтропия; критерий устойчивости; нервно-психическое утомление; психология спорта; психофизиология; теппинг-тест; энтропийный подход

Доступно в on-line версии с 31.12.2019

Поликанова И.С., Исаев А.В., Леонов С.В. Индивидуально-типологические особенности нервной системы борцов вольного стиля и динамика их психофизиологических параметров при воздействии сильной физической нагрузки // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 4(36). – С. 53–63.

Актуальность (контекст) тематики статьи. Физическая природа утомления сложна. Утомление приводит к истощению внутренних ресурсов организма. Вследствие этого замедляется темп работы, нарушаются точность, ритмичность и координация движений. Вольная борьба является сложным видом спорта, предъявляющим к атлетам целый комплекс жестких требований не только в физическом плане (сила, физическая подготовка, выносливость и др.), но и в психофизиологическом (использование когнитивных ресурсов при выборе действий, скорость реакции, особенности процессов внимания в условиях дефицита времени и др.). Поэтому важно исследовать особенности влияния физического утомления на психофизиологические показатели борцов. Выявление таких показателей, отражающих наиболее оптимальные функциональные состояния для каждого определенного вида спорта и для вольной борьбы, в частности, позволит повысить эффективность тренировки спортсменов.

Цель работы: исследование динамику комплекса психологических и психофизиологических показателей у борцов вольного стиля до и после усиленной физической нагрузки с применением психологических и электрофизиологических методик, а также выявление возможных типов акцентуаций характера у борцов вольного стиля, связанных со спецификой предъявляемых к данному виду спорта психологических и психофизиологических требований.

Описание хода исследования. Исследовалась динамика функционального состояния спортсменов у борцов вольного стиля до и после усиленной физической нагрузки.

Физическая нагрузка представляла собой тренировочные занятия в целях подготовки спортсменов к соревновательной деятельности. Для изучения психологических и психофизиологические показателей борцов применялись опросники САН и Спилбергера-Ханина, а также электрофизиологические методики (ЭЭГ). Перед тренировкой спортсмены заполнили бланки тестовых заданий (методики САН, Спилбергера-Ханина и Шмишека-Леонгарда), после чего проводилась фоновая запись ЭЭГ. Для статистического анализа данных использовались пакет Statistica 8 (для Windows, V 8.0, StatSoft) и T-test для зависимых выборок. Акцентуации характера, свойственные борцам, выявлялись с помощью методики изучения акцентуаций личности К. Леонгарда (модификация С. Шмишека). Проводилось сравнение показателей борцов группы с высокой гипертимностью (группа 1) и группы с низкой гипертимностью (группа 2) по динамике частоты тета-ритма и альфа-ритма до и после физической нагрузки.

Результаты исследования. Физическое утомление, вызванное сильной физической нагрузкой, значимо отразилось на снижении субъективного ощущения самочувствия, активности, настроения у атлетов. Кроме того, физическое утомление выразилось в значимом снижении доминирующей и средней частоты тета-ритма в правом полушарии, а также в значимом увеличении альфа-ритма в левом полушарии.Борцы вольного стиля преимущественно характеризуются гипертимным типом акцентуации характера, который, согласно литературным данным, связан с подвижностью и уравновешенностью нервной системы. В состоянии спокойного бодрствования борцы с гипертимным типом акцентуации характеризуются низким уровнем тревоги и низкой частотой тета-ритма, которая, согласно литературным данным, ассоциирована с активностью передней поясной извилины, участвующей в реализации таких когнитивных процессов, как ожидание награды и принятие решений. В условиях борьбы наблюдается резкое увеличение уровня тревоги у гипертимных атлетов и уменьшение доминирующей частоты альфа-ритма в правом полушарии. При этом наблюдается уменьшение частоты тета-ритма у всех борцов.

Выводы. Полученные результаты позволяют нам выдвинуть предположение о существовании определенной функциональной системы у борцов вольного стиля, позволяющей адаптировать регуляторные системы организма для эффективной реализации спортивной деятельности за счет активации определенных мозговых структур, в частности, передней поясной извилины. Однако данное исследование является пилотным (выборка составила всего 9 спортсменов), поэтому полученные результаты неправомерно экстраполировать на широкую выборку, но их можно рассматривать как задел для дальнейшей работы в данном направлении.

Поступила: 29.10.2019

Принята к публикации: 08.11.2019

Страницы: 53-63

DOI: 10.11621/npj.2019.0406

Автор(ы): Поликанова Ирина Сергеевна ; Исаев Алексей Вячеславович; Леонов Сергей Владимирович

Разделы журнала: Психология спорта

Ключевые слова: утомление; физическая нагрузки; борьба; вольный стиль; ЭЭГ; спектральные характеристики; опросник Леонгарда-Шмишека; опросник Спилбергера-Ханина; спортивная психология; психофизиологические показатели спортсменов

Доступно в on-line версии с 31.12.2019

Лифинцев Д.В., Серых А.Б., Лифинцева А.А., Новикова Ю.Ю. Мета-аналитические иссле- дования в клинической психологии // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 4(36). – С. 46–52

Актуальность тематики статьи. Клиническая психология так же, как и доказательная медицина заинтересована в получении результатов, которые могут быть экстраполированы на многие области понимания человеческой психики. В качестве инструмента получения таких результатов выступает методика мета- анализа, изучение особенностей использования которой применительно к клинической психологии имеет особое значение.

Цель данной статьи: теоретическое исследование особенностей использования мета-анализа в клинической психологии, выявление его ограничений и описание процедуры проведения.

Описание хода исследования. На начальном этапе нашей работы были проанализированы основные направления и задачи использования мета-анализа в клинической психологии. Следующим шагом стало описание процедуры мета-аналитического клинико-психологического исследования. Этот этап позволил нам перейти к формулировке основных задач, решение которых и составляет основу мета-аналитических исследований в клинической психологии.

Результаты исследования. Было обнаружено, что применительно к клинико-психологическим исследованиям, мета-анализ используется для оценки эффективности бихевиоральной, когнитивной, когнитивно-бихевиоральной терапии, психофармакологических вмешательств при шизофрении, тревожных и депрессивных расстройствах, хронической усталости, личностной патологии и расстройствах аутистического спектра. Отдельную часть исследований составляет оценка влияния различных факторов на психопатологические состояния человека. Описаны трудности использования мета-анализа в клинической психологии.

Выводы. Мета-анализ представляет собой мощный инструмент получения данных в клинической психологии. Благодаря ему становится возможным обобщение результатов множества клинико-психологических исследований и оценка эффективности различного рода психосоциальных вмешательств.

Поступила: 14.03.2019

Принята к публикации: 28.11.2019

Страницы: 46-52

DOI: 10.11621/npj.2019.0405

Автор(ы): Лифинцев Дмитрий Валентинович ; Серых Анна Борисовна; Лифинцева Алла Александровна; Новикова Юлия Юрьевна

Разделы журнала: Методики, технологии, инструментарий

Ключевые слова: мета-анализ; клиническая психология; психотерапия; процедура мета-анализа

Доступно в on-line версии с 31.12.2019


Статьи 86 - 105 из 645
Начало | Пред. | 3 4 5 6 7 | След. | Конец Все
О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2022
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер