ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяМесто работы

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Золотарева А.А. Диагностика предрасположенности к скуке: адаптация русскоязычной версии BPS-SR // Национальный психологический журнал. – 2020. – № 1(37). – С. 40–49

Актуальность. Методика BPS-SR (Boredom Proneness Scale-Short Form) является краткой и наиболее удачной версией знаменитой шкалы предрасположенности к скуке Р. Фармера и Н. Сандберга (Struk et al., 2017).

Цель. Целью настоящего исследования стала адаптация русскоязычной версии BPS-SR. Описание хода исследования. Психометрические показатели русскоязычной версии BPS-SR были проанализированы на выборке мужчин (N=151), отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Результаты исследования. Факторная структура BPS-SR, оцененная с помощью эксплораторного и конфиматорного факторного анализа, указала на гомогенность шкалы и тем самым подтвердила гипотезу авторов оригинальной версии BPS-SR о преимуществе исключительно прямых тестовых пунктов в составе шкалы. Показатели надежности (α-Кронбаха=0,86) и валидности BPS-SR также подтвердили психометрическую адекватность русскоязычной версии шкалы. Предрасположенность к скуке оказалась позитивно связанной с апатией, переживанием безнадежности, переживанием одиночества и мужским депрессивным синдромом, что позволяет рассматривать ее в качестве потенциального фактора психологической дезадаптации во взрослом возрасте. Анализ социально-демографических характеристик, проведенный с помощью однофакторного дисперсионного анализа ANOVA, показал, что возраст, семейное положение, наличие детей, вид правонарушения и срок отбывания наказания не оказывают значимого влияния на предрасположенность к скуке, тогда как показатели BPS-SR напрямую зависят от уровня образования респондентов. Респонденты, имеющие высшее и среднее специальное образование, оказались менее предрасположенными к скуке, чем респонденты с неполным средним или средним общим образованием.

Выводы. В заключении делается вывод о том, что адаптированная версия BPS-SR может считаться психометрически обоснованным средством диагностики предрасположенности к скуке у русскоязычных респондентов.

Поступила: 06.02.2020

Принята к публикации: 15.02.2020

Страницы: 40-49

DOI Number: 10.11621/npj.2020.0104

Ключевые слова: предрасположенность к скуке; апатия; безнадежность; одиночество; депрессия

Автор(ы): Золотарева Алена Анатольевна

Доступно в on-line версии с 31.03.2020

Реан А.А., Евграфова Ю.А. Изучение связи показателей личностной зрелости и социально- психологической адаптации молодых супругов // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 3(35). – С. 80–87

Актуальность (контекст) тематики статьи. Смена приоритетов в традиционной модели семейных отношений, произошедшая в последние десятилетия в современном обществе, изменение брачно-семейных установок и ценностей, гендерных ролей и стереотипов приводят к возникновению трудностей в процессе социально-психологической адаптации молодых людей, вступающих в брак. При этом эффективность адаптации зависит от различных аспектов, среди которых можно выделить личностную зрелость супругов, обуславливающую не только результативность процесса адаптации к семейной жизни, но и стабильность семейных отношений. Это определяет необходимость изучения связи личностной зрелости молодых супругов и их социально-психологической адаптации к семейной жизни.

Целью настоящего исследования стало изучение связи показателей личностной зрелости и социально-психологической адаптации супругов в молодых супружеских парах.

Описание хода исследования. В исследовании приняли участие 150 молодых супружеских пар. Возраст супругов 20–30 лет. Стаж совместной жизни до пяти лет. В исследовании применялись следующие методики: тест-опросник Ю.З. Гильбуха, опросник Д.Л. Буртянского и В.В. Кришталя.

Результаты исследования показали наличие связи между такими показателями личностной зрелости, как мотивация достижений, жизненная установка, способность к психологической близости с другим человеком, и социально-психологической адаптацией. Также установлена связь между общим показателем личностной зрелости и социально-психологической адаптацией.

Выводы. Выдвинутая гипотеза о связи между показателями личностной зрелости и социально-психологической адаптацией супругов в молодых супружеских парах частично подтвердилась. Развитие ориентации супругов на самореализацию в семейной жизни, формирование высокой эмоциональной устойчивости, способности к эмпатии позволяют повысить уровень адаптированности супругов к семейной жизни.

Поступила: 21.08.2019

Принята к публикации: 12.09.2019

Страницы: 80-87

DOI Number: 10.11621/npj.2019.0309

Ключевые слова: личностная зрелость; показатели личностной зрелости; социально-психологическая адаптация; семейная адаптация; молодые супружеские пары

Автор(ы): Реан Артур Александрович

Доступно в on-line версии с 20.10.2019

Лэнгле Альфрид Согласие в зависимости. Экзистенциально-аналитический подход // Наци- ональный психологический журнал. – 2019. – № 3(35). – С. 47–59.

Актуальность (контекст) тематики статьи. Проблема зависимости сегодня является весьма актуальной. При наличии зависимости человек действует против себя самого, нередко даже становясь врагом самому себе. Поэтому очень важна разработка эффективных психотерапевтических методов работы с зависимостью. И хотя существуют разные модели работы с аддикцией, эта проблема до сих пор не решена.

Цель статьи – представить экзистенциально-аналитический подход при терапевтической работе с зависимостью.

Описание хода исследования. Зависимость рассматривается как препятствие для бытия Person. Эта чрезвычайно сильная психическая потребность регулярно заставляет свободную волю подчиняться ей. Воля покоряется и подыгрывает. Это приносит человеку облегчение. Проблема состоит в следующем: воля действует против собственного Бытия Person, другими словами, человек действует против себя самого и попадает в состояние саморазрушения. Для того чтобы выбраться из этого аутодеструктивного состояния предлагается систематическое обращение к собственной Person, что позволит гармонизировать отношения с ней и постепенно начать жить наполненной жизнью. В отличие от поведенческой модели, где стимул сразу приводит к реакции, с помощью метода, разработанного в рамках экзистенциально-аналитического подхода, устанавливается другая модель – производится попытка интерпонировать Я как Person между стимулом и реакцией, за счет чего оно активизируется. Это и приводит к психотерапевтическому результату.

Результаты исследования. Рассмотрены основные этапы осуществления данной модели в психотерапевтической работе с зависимостью. Описаны упражнения и методы укрепления персональных сил зависимого человека, начинающиеся с принятия зависимости. Это дает возможность попытаться предоставить Person больше свободы действий и преодолеть зависимость изнутри.

Выводы. Данная статья может способствовать развитию персонального и экзистенциального взгляда на человека, страдающего зависимостью.

Поступила: 11.08.2019

Принята к публикации: 26.08.2019

Страницы: 47-59

DOI Number: 10.11621/npj.2019.0306

Ключевые слова: зависимость; воля; свобода; самопринятие; экзистенциально-аналитический подход; аддикция

Автор(ы): Лэнгле Альфрид

Доступно в on-line версии с 20.10.2019

Колесников В.Н., Мельник Ю.И, Теплова Л.И. Интернет–активность и проблемное использование интернета в юношеском возрасте // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 1(33). – С. 34-46

Актуальность (контекст) тематики статьи. Проблема интернет-зависимости активно обсуждается в отечественной и зарубежной психологии в течение двух последних десятилетий. Однако у специалистов так и не сложилось общего мнения о содержании понятия «интернет-зависимость». Для обозначения дисгармоничной связи человек-интернет используются различные термины: «проблемное использование интернета», «излишнее применение интернета», «компульсивное применение интернета» и др. Большее единодушие психологи демонстрируют в описании признаков (симптомов) интернет-зависимости. Обобщение этих признаков дает возможность создавать диагностические инструменты.

Цель. Исследование направлено на определение компонентного состава проблемного использования интернета в юношеском возрасте с помощью разработанного авторами опросника, а так же на установление связи этих компонентов с использованием различных интернет-сервисов.

Описание хода исследования. На основе анализа психологической литературы были выделены признаки проблемного использования интернета, составившие содержательную область разработанного авторами опросника. С помощью корреляционного и факторного анализа выявлялись компоненты проблемного использования интернета и связь выявленных компонентов с использованием интернет-сервисов и приложений. Выборку исследования составили 150 человек в возрасте от 16 до 23 лет: 64 старшеклассника и 86 студентов младших курсов университета. Сбор данных осуществлялся в период с октября по ноябрь 2017 года.

Результаты исследования. Изучение симптоматики и признаков проявлений чрезмерного пользования интернетом у старшеклассников и студентов позволило разработать шкалу проблемного использования интернета, объединившую пять компонентов: сверхценность активности в сети, фрустрация витальных потребностей, предвкушение вхождения в сеть, снижение контроля над временем, снижение значимости событий за пределами сети. Описаны особенности пользования интернет-сервисами в зависимости от пола и возраста. Установлены корреляции проблемного использования интернета с видами активности в сети – наиболее тесно компоненты проблемного использования интернета связаны с использованием коммуникативных (социальных) сервисов.

Выводы. Результаты исследования позволяют предложить пятикомпонентную модель проблемного использования интернета и выделить связь его компонентов с использованием сервисов интернета и приложений.

Поступила: 23.03.2018

Принята к публикации: 03.09.2018

Страницы: 34-46

DOI Number: 10.11621/npj.2019.0104

Ключевые слова: аддикции; интернет-зависимость; интернет-зависимость подростков; психология Интернета; юношеский возраст; социальные сети

Автор(ы): Колесников Вадим Николаевич; Мельник Юрий Иванович; Теплова Лидия Ивановна

Доступно в on-line версии с 30.01.2019

Реан А.А., Коновалов И.А. Проявление агрессивности подростков в зависимости от пола и социально-экономического статуса семьи // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 1(33). – С. 23-33

Актуальность (контекст) тематики статьи. Проблемы асоциального поведения и подростковой агрессивности классически рассматриваются с точки зрения психологического благополучия семьи. Такое исследование весьма актуально, поскольку факторы социально-экономического неравенства семей являются одним из проявлений культурно-исторического контекста, в котором проходит развитие современных подростков.

Цель: теоретико-эмпирическое обоснование необходимости рассмотрения агрессивности подростков в контексте проблемы социально-экономического неравенства.

Описание хода исследования. Исследование было реализовано в форме онлайн-опроса, проходившего в школах РФ. Оценка агрессивности осуществлялась с помощью сокращенной версии опросника Басса-Дарки. Выборку составили 883 респондента из семи регионов Российской Федерации. В выборку вошли учащиеся старших классов различных типов школ. Гендерный состав: юноши – 41%, девушки – 59%. Средний возраст респондентов составил 16 лет. Обработка данных осуществлялась с помощью следующих методов статистической обработки: критерий Краскалла-Уоллеса, критерии Стьюдента и Манна-Уитни, факторный анализ по методу максимального правдоподобия. Обработка данных осуществлена в R Studio (R version 3.4.2)

Результаты исследования. В рамках исследования установлено, что различия показателей агрессивности отражаются преимущественно на субъективных аспектах агрессивности (обида, чувство вины), а также общего показателя агрессивности в зависимости от социально экономического статуса семьи. Различные уровни готовности к физической агрессии проявляют респонденты из семей, в которых работают только отец или только мать. Установлено, что юношам и девушкам свойственна склонность к различным проявлениям агрессивности. Было выявлено также, что различия в показателях агрессивности в контексте культурного капитала и социально экономического статуса семьи отражаются преимущественно на субъективных аспектах агрессивности.

Выводы. Несмотря на статистическую значимость полученных различий, с абсолютной точки зрения, различия крайне невелики. Можно предположить, что показатели социально-экономического благополучия семьи связаны с подростковой агрессивностью опосредованно – ключевым моментом являются все же психологические характеристики: специфика взаимоотношения между родителями и ребенком, особенности воспитательных практик, предпочитаемых родителями, особенности организации жизни семьи и др. Сами по себе факторы социально-экономического благополучия выступают, по-видимому, лишь условием, облегчающим или же, наоборот, затрудняющем реализацию воспитательных практик, принятых в семье, ключевая же роль принадлежит активности как родителей, так и ребенка. Однако для доказательного обоснования данного положения требуется проведение отдельного исследования.

Поступила: 21.02.2019

Принята к публикации: 16.03.2019

Страницы: 23-33

DOI Number: 10.11621/npj.2019.0103

Ключевые слова: агрессивность; враждебность; семья; социальное благополучие; субъективное экономическое благополучие; подростки; гендерные различия; конструктивно-пространственные функции

Автор(ы): Реан Артур Александрович ; Коновалов Иван Александрович

Доступно в on-line версии с 30.01.2019

Шариков А.В. Социометрический статус и досуговое медиапотребление // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 4(32). 39–49. С.

Актуальность (контекст) тематики статьи В контексте исследований в области массовой коммуникации особое место занимает дискуссия о вероятной связи между спецификой обращения человека к различным средствам массовой коммуникации (СМК) с его личностными характеристиками. Одной из важных личностных характеристик является социометрический статус человека в группе.

Цель представленного в статье эмпирического исследования: выявить, существует ли связь между досуговым медиапотреблением и социометрическим статусом человека в малых группах. Если в качестве исходной теоретической посылки принять допущение о единой природе коммуникационных процессов в межличностной и массовой коммуникации, то разумно предположить, что социометрические характеристики человека должны коррелировать с параметрами его обращения к СМК.

Описание хода исследования. В исследовании приняли участие 110 человек в возрасте от 25 до 28 лет, работающих в 10 отделах двух организаций. С помощью специальной анкеты, сопровождавшей социометрический опросник, был определен ряд параметров медиапотребления респондентов: предпочтение типов медиаканалов (печатные СМИ, радио, ТВ, интернет), интенсивность обращения к ним, функциональные ориентации (на информационную, развлекательную и культурно-просветительскую функции). На основе собранных данных были рассчитаны специальные индексы: индекс социометрического статуса; четыре индекса предпочтений медиаканалов (отдельно – печатных СМИ, радио, телевидения, интернета); четыре индекса интенсивности медиапотребления (чтение печатных СМИ, радиослушание, телесмотрение, пользование интернетом); три индекса функциональной ориентации (индекс информационной функции, индекс развлекательной функции, индекс культурно-просветительской функции).

Результаты исследования. Оказалось, что популярные респонденты заметно чаще остальных выбирали печатные СМИ, в то время как непопулярные – телевидение; более популярные респонденты намного интенсивнее обращались к печатным СМИ и радио, тогда как непопулярные – к телевидению; по отношению к интернету значимых различий не обнаружено; популярные респонденты в заметно большей степени ориентированы на культурно-просветительскую и информационную функции, а непопулярные – на развлекательную. Для индекса социометрического статуса обнаружены: сильная прямая связь с индексом потребления радио (R = 0,713) и с индексом потребления печатных СМИ (R = 0,693); средняя по величине обратная связь с индексом потребления телевидения (R = -0,541); средняя по величине прямая связь с индексом потребления интернета (R = 0,471).

Выводы Полученные результаты неплохо соотносятся с результатами исследований 1980-х годов, хотя и получены в других социокультурных и социоэкономических условиях, а также и в иной социальной группе. Это доказывает существование связи между социометрическим статусом и медиапредпочтениями не только среди старшеклассников, но и среди молодых взрослых. Отсюда логично предположить, что такого рода связи должны наблюдаться и в других социальных группах.

На теоретическом уровне возникает задача разработки объяснительной социально-психологической модели, которая бы органично связала специфику межличностного общения и массово-коммуникационных закономерностей.

Поступила: 13.09.2018

Принята к публикации: 27.10.2018

Страницы: 39-49

DOI Number: 10.11621/npj.2018.0404

Ключевые слова: социометрия; социометрический статус; медиа; медиапотребление; тип медиаканалов; функциональные ориентации при медиапотреблении; популярные члены группы; непопулярные члены группы

Автор(ы): Шариков Александр Вячеславович

Доступно в on-line версии с 30.12.2018

Стефаненко Т.Г., Тумгоева Т.А., Котова М.В. Культурная память и социальная идентичность ингушей как представителей репрессированного народа. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 4(28). – С. 45-56.

Актуальность (контекст) тематики статьи. Авторы статьи задаются вопросом о том, каким образом осуществляется преемственность и поддержание социальной идентичности из поколения в поколение. Особое внимание привлекают факты сохранения памяти о травматичном прошлом группы, например, происходивших репрессиях, депортациях, поскольку они противоречат распространенному взгляду на социальную идентичность как инструмент достижения позитивной индивидуальной самооценки на основании позитивного образа группы. В статье предполагается, что культурная память, играя роль связующего звена между прошлым, настоящим и будущим социальной группы, обеспечивает преемственность социальной идентичности. В том числе и идентичности, включающей осмысление и переживание негативного прошлого группы. 

Цель. Целью настоящего исследования выступило обоснование роли культурной памяти как основы идентификации с группой и эмпирическая проверка существования взаимосвязи между этими двумя конструктами. 

Описание хода исследования. В письменном анкетировании приняли участие 296 человек, в возрасте от 17 до 70 лет (M = 26,22, SD = 10,0), идентифицировавших себя как ингуши. Респонденты отвечали на вопросы относительно своей социальной идентичности (этнической, гражданской и религиозной), оценивали свои переживания, связанные с фактом депортации, и развернуто обосновывали необходимость сохранения культурной памяти о депортации.

Результаты исследования. Обработка данных показала, что мера идентичности с группой положительно взаимосвязана с мерой переживания факта депортации, хотя эти переживания отнюдь не позитивные (гнев, обида, унижение, душевная боль и др.), а также с частотой вспоминания о факте депортации и желании больше узнать об этом событии. 

Выводы. Полученные результаты подтверждают высказанное предположение о роли культурной памяти. Они позволяют проводить дальнейшие исследования по уточнению взаимосвязи между культурной памятью и социальной идентичностью, по оценке действия дополнительных факторов, например, групповых эмоций, психологического благополучия и других.

Поступила: 12.10.2017

Принята к публикации: 30.10.2017

Страницы: 45-56

DOI Number: 10.11621/npj.2017.0404

Ключевые слова: этническая идентичность; гражданская идентичность; религиозная идентичность; культурная память; депортация; ингуши

Автор(ы): Стефаненко Татьяна Гавриловна; Тумгоева Танзила Ахметовна; Котова Марина Викторовна

Доступно в on-line версии с 01.01.2018

Григорьев Д.С. Разработка короткой версии шкал из методики Дж. Даккита: авторитаризм правого толка, ориентация на социальное доминирование, вера в опасный и конкурентный мир. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 4 (28). – С. 30-44.

Цель. В статье описывается процесс разработки короткой версии шкал из методики Дж. Даккита, которая позволяет комплексно подойти к проблеме изучения психологии авторитаризма.

Актуальность (контекст) тематики статьи. В отличие от зарубежной социальной психологии, в России это исследовательское направление так и не получило широкого распространения. К большому сожалению, на сегодняшний день существуют лишь единичные исследования, которые, хотя и продвигают нас в понимании обозначенной проблематики, скорее ставят больше вопросов, нежели дают ответов. Отчасти это можно объяснить отсутствием соответствующего доступного, надежного и валидного инструментария на русском языке. Для изучения авторитаризма методика Дж. Даккита, широко применяемая зарубежными коллегами, предлагает набор шкал, направленных на измерение: авторитаризма правого толка, который отражает мотивацию и установки на поддержание социальной сплоченности, порядка, стабильности и коллективной безопасности; ориентации на социальное доминирование, которая отражает мотивацию и установки на поддержание группового доминирования и превосходства; веры в опасный мир, отражающей представления о социальном мире как об опасном и угрожающем; веры в конкурентный мир, отражающей представления о социальном мире как о конкурентном и ожесточенном.

Описание хода исследования. Данные для анализа были собраны в результате опроса 241 человека, преимущественно жителей Москвы (Центральный федеральный округ) и Ульяновска (Приволжский федеральный округ). С помощью конфирматорного факторного анализа были протестированы четыре модели, содержащие различные конфигурации факторов короткой версии шкал.

Результаты исследования. Протестированные модели показали приемлемые показатели надежности и валидности, однако наилучшее соответствие данным показала модель, где все субфакторы рассматривались как отдельные конструкты.

Вывод. В результате проведенного исследования была составлена короткая версия шкал Дж. Даккита, которые, несмотря на некоторые проблемы, по совокупности показателей, можно считать надежным и валидным инструментом исследования психологии авторитаризма в России.

Поступила: 11.02.2017

Принята к публикации: 23.09.2017

Страницы: 30-44

DOI Number: 10.11621/npj.2017.0403

Ключевые слова: авторитаризм правого толка; ориентация на социальное доминирование; вера в опасный мир; вера в конкурентный мир; аттитюд; социальные верования

Автор(ы): Григорьев Дмитрий Сергеевич

Доступно в on-line версии с 01.01.2018

Реан А.А. Восприятие матери: общие тенденции и гендерно-социальные особенности. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 2(26). – С. 85-91.

В статье рассматривается вопрос социально-перцептивных представлений детей о матери. Подчеркивается, что социально-перцептивный образ матери связан с определенной установкой, поэтому он влияет на готовность ребенка действовать определенным образом, а также на готовность реализовывать вполне конкретную стратегию взаимоотношений.

Приводятся результаты масштабного эмпирического исследования, в котором приняли участие 7000 старшеклассников. Выборка была репрезентативной по всем основным параметрам, в ней были представлены респонденты из больших и малых городов России, а также из сел, из полных и неполных семей, из семей с 1–2 детьми и многодетных семей. Результаты исследования в общей выборке показали, что в совокупном социально-перцептивном портрете матери присутствуют только положительные качества, и нет ни одного негативного дескриптора. Кроме того, выявлен высокий уровень конкордации (согласованности, единодушия) в восприятии и оценке этого образа респондентами. Проведен сравнительный анализ образа матери в сознании юношей и девушек, в сознании респондентов из полных и неполных семей, из городских и сельских семей, из семей с одним-двумя детьми и из многодетных семей, из многодетных полных и многодетных неполных семей. Установлено, что социально-перцептивный портрет матери остается положительным во всех перечисленных группах. Однако обнаруживаются и определенные различия. Они имеют место в некоторых изменениях состава наиболее значимых качеств. Кроме того, различия также есть и в уровне конкордации выбора респондентов в конкретных группах, отличающихся по гендерному или социальным признакам.

Поступила: 16.02.2017

Принята к публикации: 03.03.2017

Страницы: 85-91

DOI Number: 10.11621/npj.2017.0209

Ключевые слова: менталитет; многодетные семьи; неполная семья; образ; представления; социализация; социальная перцепция; старшеклассник; установки

Автор(ы): Реан Артур Александрович

Доступно в on-line версии с 28.06.2017

Заикин В.А. Моральное функционирование: социально-психологический подход. Социально-интуитивистская теория Дж. Хайдта. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 1(25). – С. 32-38.

В статье исследуется методологический аспект становления социально-интуиционистского подхода в психологии морали. Раскрывается возможность приложения данного подхода к изучению морали и морального функционирования сегодня, акцентируется представленность проблематики психологии морали в методологических истоках социальной психологии как в нашей стране, так и за рубежом. Подробно описываются социально-психологические основания социально-интуиционистского подхода. Приводятся данные исследований показывающие, что усвоение ребенком понятия справедливости является как культурно детерминированным, так и вариативным в рамках конкретной группы членства. Предметом специального рассмотрения является теория американского социального психолога Дж. Хайдта. Системно представлены результаты трудов его и коллег, описана концепция культурно-вариативных моральных интуиций, резюмированы выводы эмпирических работ, выполненных в рамках данного подхода. Раскрываются фундаментальные положения социально-интуиционистской теории. Проводится сравнительный анализ социально-интуиционистского и когнитивного подходов в психологии морали. Обоснован вывод о том, что релятивистское понимание морали не является преградой для ее изучения, а наличие различных детерминант морального функционирования должно стать основой эмпирических исследований в будущем.

Авторами концептуализировано современное состояние социально-интуиционистской теории морального функционирования, описаны теоретико- методологические источники данного направления (Ролз, 2010; Фрейд, 2005; Юм, 1996; Hare, 1981). Как обоснование данного подхода рассматриваются феномены, исследованные в психологии социального познания и указывающие на возможность разработки данного направления, а именно: аффективная мотивация (Zajonc, 1980), вера в справедливый мир (Lerner, 1965), иллюзия объективности (Perkins, Allen, & Hafner, 1983), феномен «наивного реализма» (Griffin, & Ross, 1991), групповое взаимодействие в ситуации нормативной неопределенности (Зимбардо, Ляйппе, 2011).

Поступила: 01.09.2015

Принята к публикации: 17.06.2016

Страницы: 32-38

DOI Number: 10.11621/npj.2017.0104

Ключевые слова: психология нравственности ; социальная психология; моральное функционирование; социально-интуиционистская теория

Автор(ы): Заикин В.А.

Доступно в on-line версии с 30.03.2017

Реан А.А., Баранов А.А, Махмутова Р.К. Оптимизация внутрисемейного эмоционального взаимодействия в диаде мать – ребенок дошкольного возраста с нарушением интеллекта. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 4(24). – С. 108-114.

В статье представлены результаты изучения особенностей взаимодействия матерей с детьми дошкольного возраста, имеющими интеллектуальные нарушения. В эмпирическом исследовании были использованы опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия (ОДРЭВ) Е.И. Захаровой и шкала степени отверженности ребенка А.И. Баркан. Основная идея научного изыскания – оптимизация эмоционального взаимодействия матерей с такими детьми-дошкольниками средствами психологического тренинга, нацеленного на формирование у родительниц эмоционально-чувственной, эмпатийно- поведенческой и когнитивно-рефлексивной составляющей общения. 

Полученные данные позволяют описывать эмоциональную сторону взаимодействия матери с дошкольником, имеющим интеллектуальные нарушения, как дизьюнктивную – для большинства опрошенных матерей характерна низкая чувствительность к состоянию и потребностям такого ребенка, непонимание причин его поведения, неспособность к сопереживанию ему в трудных ситуациях. С целью повышения способностей матерей к пониманию собственного ребенка, его переживаний, состояний, интересов, особенностей и закономерностей его развития, а также изменения отношения родителей к ребенку и себе была реализована тренинговая программа. Результаты контрольного этапа эксперимента показали положительное влияние групповой работы на специфику детско- родительского эмоционального взаимодействия. Увеличилось число матерей, которые понимают настроение ребенка с интеллектуальными нарушениями, сочувствуют ему, устанавливают с ним спокойные отношения. Мамы научились контролировать развитие дошкольника, стали чаще стремиться к телесному контакту с ним. Многие начали оказывать своему ребенку эмоциональную поддержку, учитывать его настроение и интересы при планировании досуга.

Поступила: 04.12.2016

Принята к публикации: 15.12.2016

Страницы: 108-114

DOI Number: 10.11621/npj.2016.0413

Ключевые слова: дети с интеллектуальными нарушениями; детско-родительское взаимодействие; принятие-непринятие ребенка; эмпатия; ориентация на состояние ребенка; стремление к телесному контакту; эмоциональная поддержка

Автор(ы): Реан Артур Александрович ; Баранов Александр Аркадьевич; Махмутова Роза Кашифовна

Доступно в on-line версии с 30.12.2016

Лэнгле А. Почему мы страдаем? Понимание, обхождение и обработка страдания с точки зрения экзистенциального анализа. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 4(24). – С. 23-33.

Описана экзистенциально-аналитическая модель, в которой содержания страдания перечислены и структурированы. Данная модель показывает, от чего мы в принципе страдаем, когда страдаем. Страдание многообразно в своих «как» и «отчего». Автор освещает особенности различных форм страдания в соответствии с их классификацией в экзистенциально-аналитической антропологии и раскрывает сущность страдания. В рамках экзистенциального анализа выдвигается тезис о том, что переживание воспринимается как наполненное страданием тогда, когда подвергаются угрозе или повреждаются фундаментальные структуры экзистенции, и рассматриваются особенности содержания этих структур. Значительное внимание уделяется вопросу соотношения страдания человека и потери им смысла жизни, разбирается, что стоит за чувством бессмысленности в страдании. Страдание и боль в полной мере или отчасти представляют угрозу для самой нашей жизни и ставят под вопрос нашу любовь к ней. Чтобы этого избежать, необходимо обратиться к широким возможностям Person и, черпая силу из ее источников, достойно встречать разрушительные факторы и бездны экзистенции. 

Говорится об активности, которая делает возможным пошаговое обхождение со страданием. Предлагается модель пошагового преодоления страдания, делающая возможным преодоление стагнации в состоянии страдания, возвращение в мир и в жизнь Модель предполагает практические шаги. Эти шаги применимы при всех формах страдания. Они являются основой для обретения внутреннего мира. Так мы можем целенаправленно работать над страданием и предупредить возникновение душевного заболевания (например, депрессии, истерии, зависимости, посттравматического стрессового расстройства и пр.).

Поступила: 20.08.2016

Принята к публикации: 14.10.2016

Страницы: 23-33

DOI Number: 10.11621/npj.2016.0403

Ключевые слова: экзистенциальный анализ; фундаментальные мотивации; логотерапия; страдание; боль

Автор(ы): Лэнгле Альфрид

Доступно в on-line версии с 30.12.2016

Стрижова Е.А. Динамика трудовой мотивации до и после трудоустройства. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 1(21). – С. 78-87.

В статье представлены результаты исследования некоторых аспектов динамики трудовой мотивации у испытуемых, принятых на работу на испытательный срок в организации финансового сектора. Исследовано влияние мотивационного объекта «Деньги» на мотивационное пространство до и после трудоустройства, предпринята попытка операционализации ситуационной и временной стабильности трудовой мотивации. Исследование проведено с помощью авторской методики «Мотивационная карта», основанной на методологии мотивационной задачи (Стрижова, 2013). Под мотивационной задачей понимается средство для последовательной рефлексии человеком актуального поля мотивационных объектов и последующей реконструкции на этой основе его индивидуального мотивационного пространства.

Проведенное исследование подтвердило предположение о том, что в ситуации приема на работу материальная стимуляция оказывает значимое влияние на большее число параметров мотивационного пространства по сравнению с ситуацией включенности человека в трудовую деятельность. Были выделены параметры мотивационного пространства, на которые мотивационный объект «Деньги» оказывает влияние как до, так и после трудоустройства. Ситуационная стабильность трудовой мотивации оценивалась с помощью показателей корреляции между координатами 15 мотивационных объектов, полученными на двух этапах решения мотивационной задачи. Первый этап – оценка мотивационных объектов в графическом пространстве оценочных шкал. Второй этап – размещение мотивационного объекта «Деньги» среди уже оцененных мотивационных объектов и их переоценка.

Временная стабильность оценивалась с помощью корреляции между аналогичными показателями мотивационного пространства до и после трудоустройства. На основе полученных данных можно сформулировать предположение о том, что ситуационная и временная стабильность мотивации могут выступать факторами индивидуальных различий испытуемых.

Поступила: 20.01.2016

Принята к публикации: 16.02.2016

Страницы: 78-87

DOI Number: 10.11621/npj.2016.0110

Ключевые слова: трудовая мотивация; стабильность мотивации; мотивационная карта

Автор(ы): Стрижова Екатерина Андреевна

Доступно в on-line версии с 06.07.2016

Лэнгле Альфрид. Экзистенциально-аналитическое понимание эмоциональности: теория и практика. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 26-38.

В статье дается краткое введение в экзистенциальный анализ (ЭА), в сжатом виде описано, как развивался этот феноменологический подход, приведены его основные положения. Рассматривается эмоциональность, понимаемая как специфическое восприятие значимого для жизни. Эмоциональность играет существенную роль в экзистенциальном анализе антропологии и практики. Она является краеугольным камнем экзистенции и занимает свое место среди трех других экзистенциальных измерений в теории ЭА.

В статье дается феноменологическое описание четырех шагов процесса возникновения эмоций. Демонстрируется, как в ходе данного процесса стимулируется витальность, благодаря чему эмоции становятся значимыми для человека. Это основа экзистенциально-аналитической теории эмоций. Также объясняется важное для практики ЭА разделение чувств на чувствование (fühlen) и интуитивное чувствование (чутье) (spüren). Первое связано с жизнью человека и необходимо для обнаружения ценностей, второе – с аутентичностью и этикой. Рассматривается различие между аффектом и эмоцией. В экзистенции они выполняют разные функции. В последних трех параграфах рассказывается о формах эмоциональной дисфункции, о некоторых исследованиях в этой области и об основных элементах терапии эмоциональности и аффективности.

Поступила: 20.08.2014

Принята к публикации: 14.10.2014

Страницы: 26-38

DOI Number: 10.11621/npj.2015.0104

Ключевые слова: экзистенциальный анализ; теория эмоций; эмоциональность; аффективность; изменчивость; целостность жизни

Автор(ы): Лэнгле Альфрид

Доступно в on-line версии с 30.03.2015

И.Н. Семенов. Научно-педагогическая деятельность А.Н. Ждан (Материалы к 80-летнему юбилею). // Национальный психологический журнал - 2014. - №4(16) - с. 3-12

В статье на фоне анализа эволюции российской истории психологии характеризуется научно-исследовательская и преподавательская деятельность одного из крупнейших современных историков психологии – заслуженного профессора Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, члена-корреспондента РАО Антонины Николаевны Ждан. Показан оригинальный вклад ее трудов в изучение мировой и отечественной истории психологии, в историко-научные исследования факультета психологии МГУ и в развитие преподавания истории психологии на кафедре общей психологии этого университета. Рассказывается о зарождении историко-психологических исследований в дореволюционной и советской психологии: в открытом при МГУ им. Ломоносова Психологическом институте (1914 год) и на факультете психологии Университета (созданном в 1966 году). Отмечена роль А.Н. Ждан в создании итоговых энциклопедических изданий, посвященных 250-летию Университета. Анализируется деятельность учителя Антонины Николаевны – Петра Яковлевича Гальперина, который первым разработал учебный курс по истории психологии, что составило основу для написания им хрестоматий и университетской программы по этой дисциплине. Показана конструктивная роль научно-педагогической деятельности А.Н. Ждан по разработке первого в стране университетского фундаментального учебника по истории психологии, которая изучается ею с позиций культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, теории деятельности А.Н. Леонтьева и концепции ориентировочной деятельности П.Я. Гальперина. Анализируются работы А.Н. Ждан, посвященные различным аспектам истории психологии и формулированию теоретических принципов ее изучения и развития. 

Показано значение трудов Ждан для развития методологии психологии, отмечается, что это направление исследований характеризует научную школу истории мировой и российской психологии, сформировавшуюся с ее участием.

Поступила: 08.11.2014

Принята к публикации: 26.11.2014

Страницы: 3-12

DOI Number: 10.11621/npj.2014.0401

Ключевые слова: история психологии; Ждан А.Н. ; П.Я.Гальперин; факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Автор(ы): Семенов И.Н.

Доступно в on-line версии с 30.12.2014

Стрижова Е.А., Гусев А.Н. Диагностики трудовой мотивации в ситуации решения задач: методология и метод. // Национальный психологический журнал. - 2013. - №2(14) - с. 52-59

В статье представлена новая методология и метод диагностики трудовой мотивации, в основу которых положено понятие мотивационной (проблемной) задачи. Мотивационная задача – это средство для последовательной самооценки человеком актуального поля мотивационных объектов и последующей реконструкции на этой основе его мотивационного пространства. Условия решения мотивационной задачи реализованы в методике Мотивационная карта. Процедура диагностики предполагает множественную визуальную сравнительную оценку испытуемым перечня мотивационных объектов (Ж. Нюттен) в двухмерном графическом пространстве оценочных шкал. Для обозначения геометрической структуры, отражающей взаимосвязи мотивационных объектов, использован термин субъективное мотивационное пространство, опираясь на определение субъективного психологического пространства в современных моделях многомерного шкалирования. Мотивационные объекты и шкалы методики были получены в серии эмпирических исследований. Условиями мотивационной задачи являются: ранжирование мотивационных объектов, определение субъективного центра мотивационного пространства, множественная сравнительная оценка мотивационных объектов, последовательное уточнение оценок мотивационных объектов, корректировка мотивационного пространства с учетом размещения высокоприоритетного мотивационного объекта. Апробация методики была проведена на выборке 206 человек (специалисты финансового сектора) и включала две серии – тест и ретест. Для вычисления показателя конструктной валидности были сопоставлены результаты, полученные с помощью апробируемой методики, с данными, полученными по внешнему критерию – шкалами стандартных методик диагностики трудовой мотивации при помощи регрессионного анализа. Для оценки ретестовой надежности и обоснования внутренней валидности методики был проведен корреляционный анализ факторов координат мотивационных объектов, полученных по результатам основной серии и ретеста. Разработанная процедура позволяет предположить, что получаемые психодиагностические оценки выраженности трудовой мотивации располагаются на интервальной шкале.

Поступила: 14.05.2014

Принята к публикации: 03.06.2014

Страницы: 52-59

DOI Number: 10.11621/npj.2014.0207

Ключевые слова: методология; мотивационная задача; трудовая мотивация; психодиагностика

Автор(ы): Стрижова Екатерина Андреевна; Гусев Алексей Николаевич

Стрижова Е. А., Гусев А. Н. Диагностика трудовой мотивации: опыт разработки методики // Национальный психологический журнал - 2010. - №1(3) - с.128-133.

a:2:{s:4:"TEXT";s:381:"<p>
    В статье показана возможность диагностики трудовой мотивации методом выявления субъективных различий между мотивационными объектами (мотивами трудовой деятельности) в пространстве оценочных шкал. Описан опыт разработки методики, представлены результаты исследования, направленного на выявление мотивов трудовой деятельности (мотивационные объекты) и шкал для их оценки.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Страницы: 128-133

Ключевые слова: психодиагностика; мотивация; мотивы трудовой деятельности

Автор(ы): Стрижова Екатерина Андреевна; Гусев Алексей Николаевич

Липатов С. А., Ловаков А. В. Современные исследования организационной идентификации в зарубежной психологии // Национальный психологический журнал - 2010.-№1(3)-с.70-75.

На основе анализа зарубежных публикаций последних лет выделены актуальные направления теоретических разработок и эмпирических исследований в области организационной идентификации: вопросы ее структуры и проблема взаимосвязи организационной идентификации с установками и поведенческими проявлениями индивидов, связанными с работой. Рассмотрены различные объекты, с которыми может идентифицироваться работник (организация, подразделение, профессия, карьера), и компоненты конструкта «организационная идентификация» (когнитивный, аффективный, оценочный). Дано представление о наиболее значимых аттитюдах и формах трудового поведения, коррелирующими с организационной идентификацией.

Страницы: 70-75

Ключевые слова: организационная идентификация; удовлетворенность работой

Автор(ы): Липатов С. А. ; Ловаков Андрей Владимирович

Дзялошинский И.М. Толерантность и мультикультурализм – ценностные ориентиры СМИ// Национальный психологический журнал — 2011. — №2(6) — с.122-125.

Анализируется роль СМИ в распространении идей толерантности и мультикультурализма в обществе. Сформулированы стоящие перед ними в связи с этим актуальные задачи.

Страницы: 122-125

Ключевые слова: сми; средства медиа; толерантность; интолерантность; мультикультурализм; национальные конфликты; националистические настроения ; общественные институты; толерантное поведение; медиа-образы

Автор(ы): Дзялошинский Иосиф Михайлович

Вишневский А.Г. Миграционная стратегия России и политика толерантности// Национальный психологический журнал — 2011. — №2(6) — с.90-97.

<p>Рассмотрена проблема современной иммиграции в России, причины, ее вызывающие, вероятные положительные и
отрицательные последствия. Показаны возможные пути интеграции мигрантов в российское общество. Очерчены границы толерантности. Намечены пути борьбы с мигрантофобией.</p>

Страницы: 90-97

Ключевые слова: миграции; миграционный вызов; депопуляция; естественная убыль населения; антимигрантская мифология; мигрантофобия; толерантность; мультикультурализм; ассимиляция

Автор(ы): Вишневский Анатолий Григорьевич


1 - 20 из 21
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец
О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2020
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер