ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Национальный психологический журнал
Национальный психологический журнал

Lomonosov Moscow State University / Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

ГлавнаяМесто работы

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI:
  

Карабанова О.А. В поисках оптимального стиля родительского воспитания // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 3(35). – С. 71–79

Актуальность (контекст) тематики статьи. В современной психологии все чаще звучит вопрос: существует ли «оптимальный» – гармоничный тип воспитания или скорее это миф, не отвечающий реальности практик семейного воспитания. Поэтому исследование разных типов семейного воспитания и особенностей родительско-детских отношений является весьма актуальной задачей.

Цель статьи – анализ подходов к пониманию природы оптимального стиля родительского воспитания, обеспечивающего психологические условия для развития и позитивной социализации ребенка.

Описание хода исследования. Установлено, что детско-родительские отношения представляют собой двунаправленный процесс, где оба партнера занимают активную позицию. Обосновано положение об опосредованном характере связи между стилем родительского воспитания и особенностями развития ребенка. Обсуждается культурная специфика целей воспитания ребенка. Доказано, что в подростковом возрасте задачей развития и целью воспитания становится формирование автономии личности в сочетании с взаимозависимостью и связанностью подростка с родителями.

Результаты исследования. Исследования влияния стиля родительского воспитания на формирование личности ребенка показало сложный нелинейный характер такого воздействия, опосредованный характером переживания ребенком своих отношений с родителем. Выделены основные параметры гармоничного типа воспитания, обеспечивающего формирование автономии ребенка: особенности эмоциональных отношений, общения и взаимодействия, требований и запретов, контроля.

Выводы. Моделью оптимального стиля воспитания и детско-родительских отношений является поликомпонентная система эмоциональных отношений, коммуникации, контроля и требований, создающая зону ближайшего развития автономии ребенка при сохранении стабильной эмоциональной близости и взаимозависимости.

Поступила: 08.09.2019

Принята к публикации: 16.09.2019

Страницы: 71-79

DOI: 10.11621/npj.2019.0308

Ключевые слова: родительско-детские отношения; стиль родительского поведения; тип воспитания; автономия; взаимозависимость

Авторам: Карабанова Ольга Александровна

Доступно в on-line версии с 20.10.2019

Молчанов С.В. Моральное самооправдание как миф «моральной свободы» личности // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 3(35). – С. 60–70

Актуальность. Актуальность темы исследования механизмов морального самооправдания обусловлено увеличением частоты встречаемости девиантного поведения в российском обществе, в том числе в социальных группах, обладающих когнитивными и личностными качествами, необходимыми для адекватной оценки ситуации морального выбора. Анализ способов обеспечения моральной свободы позволит уточнить условия и факторы реализации модели поведения в условиях морального выбора.

Цель. Анализ особенностей использования механизмов морального самооправдания в подростковом возрасте и выделение основных направлений эмпирического исследования способов обеспечения «моральной свободы».

Описание хода исследования. В статье анализируется концепция морального развития, предложенная в работах А. Бандуры, в том числе модель механизмов морального самооправдания, обеспечивающая моральную свободу человека. Рассматриваются основные направления эмпирических исследования механизмов моральной свободы, определяется взаимосвязь механизмов морального самооправдания и моральной свободы личности.

Результаты исследования. Были выделены основные направления эмпирических исследований механизмов морального самооправдания, определена возрастно-психологическая специфика использования механизмов морального самооправдания, возможности использования механизмов морального самооправдания в средне- и долгосрочной временной перспективе, взаимосвязь с компонентами морального развития. Определено место механимов морального самооправдания в реализации «моральной свободы» личности.

Выводы. Проведенный анализ показал, что выделенные А. Бандурой механизмы морального самооправдания могут использоваться как способ обретения моральной свободы в условиях совершения аморального поведения с учетом ряда условий. Были выделены гендерные различия в характере предпочтений использования механизмов морального самооправдания. В подростковом и юношеском возрасте интенсивность использования механизмов морального самооправдания более высокая, чем в период молодости. Было показано, что существует взаимосвязь между интенсивностью в использовании механизмов морального самооправдания и когнитивными и личностными особенностями, обеспечивающими моральное поведение личности.

Поступила: 14.09.2019

Принята к публикации: 26.09.2019

Страницы: 60-70

DOI: 10.11621/npj.2019.0307

Ключевые слова: А. Бандура; нравственность; моральное самооправдание; моральное поведение; аморальное поведение; моральная свобода; подростковый возраст

Авторам: Молчанов Сергей Владимирович

Доступно в on-line версии с 20.10.2019

Юбилей А.И. Донцова // Национальный психологический журнал. – 2019. – №3(35). – С. 46.

15 октября – день рождения Александра Ивановича Донцова – видного российского психолога, доктора психологических наук, профессора кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, академика РАО.

Поступила: 20.10.2019

Принята к публикации: 20.10.2019

Страницы: 46

DOI: 10.11621/npj.209.0305

Ключевые слова: Юбилей

Авторам: Зинченко Юрий Петрович

Доступно в on-line версии с 20.10.2019

Корнилова Т.В., Корнилов С.А., Зиренко М.С., Чумакова М.А. Психометрические свойства модифицированной батареи Интернационального Ресурса Когнитивных Способностей (ICAR) // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 3(35). – С. 32–45

Актуальность работы. Возрождение в России практики интеллектуального тестирования выявляет необходимость освоения сложившихся и новых интерпретационных направлений в теоретическом понимании структур интеллекта, а также разработки некоммерческих тестов для проведения фундаментальных исследований.

Целью исследования стала апробация модифицированного теста ICAR на русскоязычных выборках, для чего апробировались два невербальных субтеста из батареи ICAR (трехмерное Вращение и матрицы) в сочетании с двумя вербальными субтеста из батареи ROADS (заменившими в модификации ICAR англоязычные шкалы).

Описание хода исследования. Построение апробируемой тестовой батареи включило перевод инструкций для предъявления двух субтестов ICAR, предназначенных для диагностики флюидного интеллекта. Для диагностики вербального интеллекта в батарею включены разработанные ранее для русскоязычной популяции две субшкалы теста ROADS. Всего в интеллектуальный тест вошли 4 субтеста, как и в исходном варианте ICAR. Участниками стали 681 чел. (из них 377 женщин) в возрасте от 17 до 59 лет (Med=23, M=25.83, SD=7.58 лет), студенты и взрослые лица с высшим образованием г. Москвы, тестировавшиеся на основе добровольного сотрудничества. Тестирование проводилось в виде предъявления как без ограничения времени (n=284), так и с ограничением времени (n=397).

Результаты. Исследование установило приемлемые психометрические свойства модифицированной батареи ICAR и выявило бифакторную структуру батареи на российской выборке, свидетельствующую о том, что в выполнение каждого типа заданий – вербальных и невербальных – вносит вклад как общий фактор g, так и частные факторы флюидного и кристаллизованного интеллектов, выделение которых правомерно, поскольку они манифестируются в соответствующих типах заданий. Выявлено также влияние фактора ограничения времени на результативность выполнения тестовой батареи. Показано, что введение ограничения по времени приводит к размытию «g-насыщенности» невербальных субтестов и имеет последствия в контексте невозможности прямого сравнения (или даже шкалирования) получаемых баллов.

Выводы. Модифицированный русскоязычный вариант интеллектуальной батареи ICAR обладает достаточными психометрическими характеристиками, что позволяет рекомендовать его для дальнейшего применения.

Поступила: 07.09.2019

Принята к публикации: 15.09.2019

Страницы: 32-45

DOI: 10.11621/npj.2019.0304

Ключевые слова: когнитивные способности; интеллект; модель Кеттэлла-Хорна-Кэролла; Интернациональный ресурс когнитивных способностей (ICAR)

Авторам: Корнилова Татьяна Васильевна; Корнилов Сергей Александрович

Доступно в on-line версии с 20.10.2019

Солдатова Г.У., Ярмина А.Н. Кибербуллинг: особенности, ролевая структура, детско-роди- тельские отношения и стратегии совладания // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 3(35). – С. 17–31.

Актуальность (контекст) тематики статьи. Эмпирические данные, свидетельствующие о масштабе и значимости проблемы кибербуллинга, не должны игнорироваться, поскольку большое количество детей подвергается агрессивному онлайн-преследованию и существенному риску при сочетании школьного и кибербуллинга. Новизна исследования состоит в комплексном подходе к анализу особенностей кибербуллинга как одного из видов киберагрессии с учетом его отличий от буллинга в реальной жизни. Анализ проводился на основе масштабных зарубежных национальных и межкультурных исследований, которые возможно сопоставлять как на теоретико-методологическом, так и на эмпирическом уровне.

Целью исследования является анализ существующих теоретических и практических данных об особенностях и механизмах феномена «кибербуллинг» (КБ) в детско-подростковой среде, полученных в работах, проводившихся в рамках возрастной психологии, психологии развития и социальной психологии в течение двух последних десятилетий.

Описание хода исследования. В статье анализируются особенности и трансформации ролевой структуры кибербуллинга в сравнении с буллингом в реальной жизни, личностные характеристики и поведенческие стратегии его участников (агрессор, жертва, хамелеон, наблюдатель/свидетель), рассмотрены особенности детско-родительских отношений в ситуации кибербуллинга и стратегии совладания с кибербуллингом, как с трудной жизненной ситуацией.

Результаты исследования. Результаты, представленные в данном обзоре, могут быть использованы в качестве основы не только для дальнейших теоретических и эмпирических исследований, но и для разработки практических программ, направленных на поддержку жертв кибербуллинга, снижение вероятности возникновения таких ситуаций, а также для своевременной профилактики КБ, диагностики групп риска и для подготовки рекомендаций для психологов, педагогов и родителей.

Выводы. Изучение КБ является крайне актуальным в связи с непрерывным развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и требует дальнейшего раскрытия в динамике и развитии. Для составления эффективных профилактических программ и программ противодействия КБ необходимо разрабатывать общие теоретико-методологические основания, которые станут опорой для достижения терминологического согласия между исследователями при организации международных исследований по данной теме. Это позволит проводить надежные сравнения и систематизацию эмпирических данных, а также осуществлять разработку методов совладания с онлайн-рисками и безопасного использования ИКТ.

Поступила: 25.07.2019

Принята к публикации: 14.08.2019

Страницы: 17-31

DOI: 10.11621/npj.2019.0303

Ключевые слова: киберагрессия; кибербуллинг; детско-родительские отношения; ролевая структура кибербуллинга; стратегии совладания

Авторам: Солдатова Галина Уртанбековна

Доступно в on-line версии с 20.10.2019

Шайгерова Л.А., Шилко Р.С., Ваханцева О.В., Зинченко Ю.П. Перспективы использования анализа социальных сетей для изучения этнокультурной идентичности подростков в интернет-сообществах // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 3 (35). – С. 4–16

Актуальность (контекст) тематики статьи. Жизнь современных подростков неотделима от интернет-сообществ, которые не только выступают средством общения и источником информации, но и опосредуют формирование межличностных и межгрупповых установок, процесс социализации и конструирование идентичности. Изучение процессов, происходящих в интернет-сообществах, способствует выявлению влияния цифрового общества на формирование этнокультурной идентичности и рисков ее негативных трансформаций, возникновения и распространения негативных установок, ксенофобии, межгрупповой неприязни и вражды. Анализ социальных сетей (Social Network Analysis), широко использующийся в ряде дисциплин, но все еще недостаточно распространенный в психологических исследованиях, может предоставить новые возможности для исследования этих процессов в интернет-сообществах.

Цель. Исследование направлено на изучение возможностей применения анализа социальных сетей к изучению этнокультурной идентичности российских подростков.

Описание хода исследования. Посредством создания кода на языке R (R 3.6.1 + R Studio 1.2.1335) был выполнен анализ связей ряда сообществ социальной сети «ВКонтакте», контент которых имеет отношение к различным аспектам этнокультурной идентичности (этнический, культурный, религиозный, региональный, гражданский). Из данных сообществ были отобраны пользователи, проживающие в городах Москве (78784 пользователя) и Санкт-Петербурге (210815 пользователей) в возрасте от 14 до 18 лет. По результатам были построены социальные графы и проведен анализ связей между сообществами по двум субъектам федерации.

Результаты исследования. Выявлены общие тенденции и различия между связями интернет-сообществ, контент которых имеет отношение к различным аспектам этнокультурной идентичности в изучаемых субъектах федерации. Для целевой категории пользователей-подростков, проживающих в Москве и Санкт- Петербурге в наибольшей степени связаны между собой сообщества с этническим контентом, тогда как различия касаются связей между крупным сообществом «Россия» с другими изучаемыми сообществами.

Выводы. Результаты продемонстрировали перспективы анализа социальных сетей (который охватывает широкие слои пользователей интернет-сообществ) для изучения этнокультурной идентичности подростков в цифровой среде. Полученные посредством анализа социальных сетей данные, извлеченные из деятельности пользователей в интернет-сообществах, отражают закономерности, выявленные в ходе проведенного ранее социально-психологического исследования с участием подростков-респондентов из тех же субъектов федерации. Социокультурный контекст, таким образом, опосредует онлайн- и офлайн-идентичность сходным образом, что подтверждается выявленными различиями в связях интернет-сообществ в разных субъектах федерации. Несмотря на длительное применение анализа социальных сетей в социологии и других науках, в психологии данный метод все еще носит поисковый характер. А применительно к изучению этнокультурной идентичности и связанных с ней феноменов требует дополнительной разработки с опорой на тесное междисциплинарное взаимодействие различных наук и направлений и необходимого сопоставления результатов с результатами, полученными другими методами.

Поступила: 16.09.2019

Принята к публикации: 21.09.2019

Страницы: 4-16

DOI: 10.11621/npj.2019.0302

Ключевые слова: анализ социальных сетей; социальные графы; подростки; ; субъекты Российской Федерации; социальный майнинг

Авторам: Шайгерова Людмила Анатольевна; Шилко Роман Сергеевич ; Ваханцева Ольга Вадимовна; Зинченко Юрий Петрович

Доступно в on-line версии с 20.10.2019

Лейбина А.В. Итоги XVI Европейского психологического конгресса. // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 2(34). – С. 3

2–5 июля 2019 года в Москве на базе Российской академии образования и МГУ имени М.В. Ломоносова, благодаря межведомственному взаимодействию структур Правительства Российской Федерации, научных фондов и организаций практической психологии состоялся XVI Европейский психологический конгресс, который посетило более 2700 участников из 94 стран.

Поступила: 16.09.2019

Принята к публикации: 18.09.2019

Страницы: 3

DOI: 10.11621/npj.2019.0301

Ключевые слова: конференция; XVI Европейский психологический конгресс

Авторам: Лейбина Анна В.

Доступно в on-line версии с 20.10.2019

Информация для авторов. // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 1(33). – С. 132-134

«Национальный психологический журнал» – всероссийское научное информационно-аналитическое издание, на страницах которого отражаются достижения различных направлений современной психологической науки и практики.

Журнал публикует оригинальные научные и практико-ориентированные статьи по актуальным проблемам различных областей психологии, отличающиеся научной новизной и выраженной авторской позицией.





Поступила: 30.04.2018

Принята к публикации: 30.04.2018

Страницы: 132-134

Ключевые слова: информация

Авторам: Коллектив авторов

Доступно в on-line версии с 30.04.2019

Малыгина Л.Е. Геймификация телевизионного промодискурса: проблема манипуляции массовым сознанием аудитории. // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 1(33). – С. 122-131

Актуальность (контексттематики статьиВ статье поднимается актуальная проблема манипуляции массовым сознанием аудитории. Традиционно эта проблема рассматривалась как попытка представить рекламирование телевизионного продукта под видом информирования, но в век цифровых технологий наблюдается стремление представить продвижение (рекламирование) телевизионного контента как игру. Однако «неигровые» цели институций, которые стоят за видеоиграми и играми в альтернативной реальности, могут быть скрытыми от игроков и иметь корыстный характер. 

Цель Исследование посвящено выявлению и описанию преимуществ и недостатков использования геймификации в телевизионном промодискурсе. Автор рассматривает примеры использования игр в альтернативной реальности, а также многопользовательских онлайн-игр в реальном времени в целях привлечения внимания зрителей к фильмам и телевизионным сериалам, анализирует причины успехов и неудач подобных проектов в смежных областях, а также в науке и бизнесе.

Описание хода исследования. Исследование носит междисциплинарный характер, поскольку, анализируя использование приемов геймификации в телевизионном промодискурсе, автор затрагивает актуальные проблемы медиапсихологии, психологии восприятия, философии видеоигр, этики, коммуникативной стилистики и медиастилистики. 

В зависимости от решаемых задач в работе использован комплекс филологических методов: методы коммуникативно-дискурсивного анализа, синхронно–описательного и синхронно-сопоставительного. Описание условий и форм убеждающей коммуникации в применении к телевизионному промодискурсу включает элементы логико-смыслового (аргументативного), интенционального, этического и психологического анализа. Данный подход помогает дать адекватное описание «механизма» воздействия приемов геймификации в телевизионном промодискурсе.

Результаты исследования. Автор приходит к выводу о том, что способность игровых механик мотивировать массового адресата телевизионного промодискурса к просмотру телевизионных программ, огромна, однако представителям массовой аудитории телевизионных каналов необходимо относиться к проектам геймификации критически. Осознавать, в каких целях они могут быть использованы, и принимать личное участие в проектах, неигровые цели которых являются действительно общегражданскими и не предполагают наличия в игре оппозиции эксплуатируемого и эксплуататора. При условии соблюдения этических норм, использование геймификации в телевизионном промодискурсе способно стать не только эффективным инструментом продвижения телевизионного контента, но и способом изменения социального порядка к лучшему.

Выводы.Теоретические выводы, сделанные в ходе исследования проблемы манипуляции массовым сознанием за счет использования геймификации в телевизионном промодискурсе могут найти широкое применение в курсах преподавания таких дисциплин, как медиалингвистика, культура речи, язык телевидения, философия видеогр, гуманитарные исследования видеоигр и других. 

Поступила: 18.10.2018

Принята к публикации: 05.03.2019

Страницы: 122-131

DOI: 10.11621/npj.2019.0111

Ключевые слова: геймификация; телевизионный промодискурс; манипулятивное воздействие; онлайн игры; виртуальная реальность

Авторам: Малыгина Лидия Евгеньевна

Доступно в on-line версии с 30.04.2019

Хохлов Н.А., Сердюк А.Е. Количественные оценки выполнения методики «Комплексная фигура Тейлора» детьми 4–17 лет. // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 1(33). – С. 88-108

Актуальность(контексттематики статьи.  Методика «Комплексная фигура Тейлора» традиционно входит в арсенал нейропсихологов и применяется в диагностике взрослых людей и детей старше 4 лет для оценки зрительно-пространственных функций, зрительно-конструктивных навыков и зрительной памяти. Однако отсутствие количественных нормативов выполнения методики Тейлора, полученных на российской выборке, затрудняет ее применение как в научно-исследовательской, так и в практической работе.

Цель. Мы задались целью получить возрастные нормативы выполнения методики «Комплексная фигура Тейлора» детьми 4–17 лет, а также провести ее валидизацию по результатам нейропсихологического обследования. 

Описание хода исследования. Исследование было посвящено количественному подходу к оценке выполнения методики «Комплексная фигура Тейлора» детьми 4–17 лет. Каждый из 18 элементов фигуры оценивался по качеству рисунка и правильности размещения (локализации) в пространстве. Отдельно оценивалась фигура, полученная при копировании исходного изображения, и фигура, воспроизведенная по памяти через 20 минут после копирования. Дополнительно проводилась качественная оценка рисунков по уровню развития метрических и структурно-топологических представлений. В исследовании были задействованы 377 детей, из них 243 мальчика и 134 девочки в возрасте от 52 до 214 месяцев (средний возраст – 117±42 мес.). 

Результаты исследования. Обнаружена нелинейная зависимость оцениваемых показателей от возраста. Вычислены возрастные нормативы выполнения методики для 5 возрастных групп (4–5, 6–7, 8–9, 10–12, 13–17 лет). Получены показатели сложности работы с каждым элементом фигуры. На основании анализа соотношения успешности выполнения самых простых и самых сложных элементов фигуры предложен математически обоснованный порог принятия решения о наличии аггравации. Проведена оценка валидности методики по результатам нейропсихологического обследования. Показано, что методика в наибольшей степени измеряет уровень развития конструктивно-пространственных функций и зрительной памяти, однако при исследовании детей младше 13 лет обладает низкой дискриминантной валидностью по отношению к другим нейропсихологическим характеристикам. Содержательная валидность качественных оценок и количественных показателей во многом совпадает, при этом количественные показатели примерно в 1,5 раза сильнее связаны с результатами нейропсихологической диагностики. 

Выводы.Анализ предсказательной способности моделей логистической регрессии указывает на возможность применения методики для проведения скрининговой диагностики в школе. Методика позволяет отделить детей без нейрокогнитивного дефицита от тех, кому необходимо пройти полное нейропсихологическое обследование.

Поступила: 27.01.2019

Принята к публикации: 17.04.2019

Страницы: 88-108

DOI: 10.11621/npj.2019.0109

Ключевые слова: нормативные представления; дети; нейропсихологическая диагностика; конструктивно-пространственные функции; зрительная память; пространственные представления; валидность

Авторам: Хохлов Никита Александрович; Сердюк Александра Евгеньевна

Доступно в on-line версии с 30.04.2019

Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Развитие прикладной клинической (медицинской) психологии в информационном обществе. // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 1(33). – С. 68–77

Актуальность статьи. Проблематика методологии прикладной клинической (медицинской) психологии [1] является весьма актуальной в связи со значительной пестротой и несистематизированностью современных исследований. Присутствует смешение исследовательских работ, ориентированных на психологическое объяснение психических расстройств, статистически-корреляционных исследований, в которых приводятся связи различных параметров, свойств и признаков на основе изучения разнообразных клинических групп пациентов, и вкраплений в значительной мере незавершенных попыток действительно прикладных исследований собственно клинической (медицинской) психологии. 

Целью статьи является теоретико-аналитическое исследование проблемного поля прикладной клинической (медицинской) психологии.

Ход исследования. В ходе анализа современной ситуации прикладной клинической (медицинской) психологии изучаются перспективы разработок и анализируются прогнозы зарубежных исследователей по поводу будущего состояния клинической психологии. Особое внимание уделяется возможностям дальнейших разработок методологии прикладной клинической психологии, основанной Г. Мюнстербергом, ее использованию в проектировании широкого круга приложений психологии в современной медицине. Обсуждаются возможности развития прикладной медицинской психологии в современном информационном обществе, разработка ее новых методов, их анализ и последующая технологизация. 

Результаты и выводы. Представлен широкий спектр возможностей использования прикладной клинической (медицинской) психологии, связанных с перспективами технологизации практической медицины и ее организации. Анализ проблемного поля прикладной клинической (медицинской) психологии демонстрирует необходимость системного проектирования новых прикладных психологических разработок в медицине. Предварительные данные показывают, что более глубокий системный уровень разработок такого рода может быть связан с применением в их проектировании прикладной культурно-исторической психологии. 


1. В контексте данной статьи, поскольку речь идет об обсуждении различных традиций, мы не различаем термины «клиническая прикладная психология» и «медицинская прикладная психология», используя их как синонимы.



Поступила: 12.02.2019

Принята к публикации: 27.02.2019

Страницы: 68-77

DOI: 10.11621/npj.2019.0107

Ключевые слова: прикладная психология; психотехники; медицинская (клиническая) психология; информационное общество; Г. Мюнстерберг

Авторам: Бурлакова Наталья Семеновна; Олешкевич Валерий Иванович (1961-2021)

Доступно в on-line версии с 30.04.2019

Научные чтения памяти Л. Ф. Обуховой. // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 2(34). – С. 4

21 февраля 2019 года на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова состоялисьНаучные чтения памяти профессора Московского университета Л.Ф. Обуховой по случаю ее 80-летнего юбилея, посвященные актуальным проблемам психологии развития, возрастной психологии, современного детства и семьи

Поступила: 04.06.2019

Принята к публикации: 06.06.2019

Страницы: 4

Ключевые слова: Юбилей

Авторам: Редакция

Доступно в on-line версии с 30.01.2019

А.Н. Ждан. Научный путь Л Ф Обуховой 1960-х – 2010-х годов. // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 2(34). – С. 5-9

Актуальность(контекстстатьиАктуальность статьи определяется вкладом Людмилы Филипповны Обуховой (22.07.1938–20.07.2016) в исследование проблемы возрастного развития психики ребенка. 

Цель работы: воссоздать по личным воспоминаниям портрет Л.Ф.Обуховой, обозначить некоторые черты ее личности, представить важнейшие направления ее исследовательской и педагогической деятельности в области возрастной и общей психологии, показать ее благодарное отношение к людям: родителям, своим учителям, коллегам.

Описание хода исследованияВ статье показывается, что Л.Ф.Обухова после окончания отделения психологии философского факультета МГУ работала в области детской психологии. Она осуществила всесторонний теоретический и экспериментальный анализ женевской школы генетической психологии, созданной выдающимся швейцарским психологом Ж.Пиаже и его последователями. Являясь ученицей П.Я. Гальперина, она работала в русле идей своего учителя, входила в состав его научной школы, читала курсы лекций о созданной им теории и собственными исследованиями внесла значительный вклад в развитие теории Гальперина. Л.Ф.Обухова показала, что среди всех психологических теорий развития психики ребенка концепции Пиаже и Гальперина выделяются в качестве главных подходов к проблеме онтогенетического развития. Каждый из них является плодотворным, но в качестве наиболее перспективного она оценивает культурно-историческую школу Выготского.

Выводы. Плодотворная деятельность в области возрастной психологии, практическая ценность работ, в частности, и в качестве учебных пособий для студентов психологических факультетов вузов позволяют причислить Л.Ф. Обухову к классикам отечественной психологии.

Поступила: 19.06.2019

Принята к публикации: 23.06.2019

Страницы: 5-9

DOI: 10.11621/npj.2019.0202

Ключевые слова: психогенетика; возрастная психология; культурно-историческая психология; парадигма; Гальперин П. Я. ; Выготский Л.С.; Л.Ф. Обухова; Ж. Пиаже

Авторам: Ждан Антонина Николаевна

Доступно в on-line версии с 30.01.2019

Г.В. Бурменская. Л. Ф. Обухова: уроки научные и человеческие Еще раз к вопросу о стратегиях исследования умственного развития ребенка. // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 2(34). – С. 10-18

Актуальность. В связи с 80-летним юбилеем крупного российского психолога, профессора факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Л.Ф. Обуховой, представляется актуальным обратиться к анализу одной из наиболее ярких страниц ее научного наследия, связанной с экспериментальным изучением условий и механизмов развития детского мышления.

Цель исследования: рассмотреть в полувековой ретроспективе разработанную Л.Ф. Обуховой на основе теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я Гальперина экспериментальную модель перехода ребенка с одной стадии умственного развития на следующую, сопоставивее с альтернативными подходами, предложенными последователями Ж. Пиаже в женевской психологической школе (Б. Инельдер, М. Бове, Х. Синклер) и в рамках американской когнитивной психологии (Р. Зиглер).

Описание хода исследования (этапы и методы) В ходе исследования проводился сравнительный анализ теоретических оснований и результатов трех подходов к изучению процессов интеллектуального развития ребенка, а также адекватности и полноты понятийного описания психологического содержания соответствующих экспериментальных процедур (формирующего эксперимента, когнитивного научения и микрогенетического наблюдения).

Результаты. Показано, что методика Л.Ф. Обуховой стала первой значительной попыткой воспроизвести в условиях формирующего эксперимента процесс и механизмы перехода ребенка с дооперациональной стадии развития на конкретно-операциональную. Показано расхождение действительного психологического содержания метода «когнитивного научения» с интерпретацией интеллектуального развития как спонтанного процесса. Прослежена эволюция микрогенетического подхода вплоть до современной позиции отождествления процессов развития и обучения. 

Выводы. В отличие от «когнитивного научения» и микрогенетического метода, формирующая модель исследования позволяет в концентрированной форме воссоздавать систему существенных условий познавательного развития, рассеянных в стихийном опыте ребенка и растянутых во времени. 

Поступила: 26.03.2019

Принята к публикации: 04.04.2019

Страницы: 10-18

DOI: 10.11621/npj.2019.0203

Ключевые слова: умственное развитие; психологические механизмы; теория П.Я. Гальперина; Ж. Пиаже; феномены; понимание принципа сохранения; метод когнитивного научения; метод микрогенетического анализа

Авторам: Бурменская Галина Васильевна

Доступно в on-line версии с 30.01.2019

С.М. Чурбанова. Идеи Л. Ф. Обуховой о развитии креативности детей. // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 2(34). – С. 19-24

Актуальность (контексттематики статьиСтатья посвящена идеям Л.Ф. Обуховой об изучении креативности в детском возрасте, о поиске объективных механизмов развития мышления ребенка при решении творческих задач. Написана в рамках подготовки к конференции «Научные чтения памяти профессора Московского университета Л.Ф. Обуховой (1938–2016)» по случаю ее 80-летнего юбилея.

Цель проведенного аналитико-теоретического исследования – переосмысление основных идей Л.Ф. Обуховой об изучении ключевых аспектов детской креативности и системном изучении развития мышления ребенка на основе формирования ориентировки в объекте при работе над задачами «открытого» типа со множеством решений. 

Описание хода исследованияПоследовательно рассмотрены психологические особенности проявления креативности у детей и ее связь с другими психическими процессами: восприятием, эмоциями, интеллектом, воображением. Освещены возрастные пики и спады в развитии креативности дошкольников. Представлен критический анализ проблемы измерения креативности, влияния обучения на развитие детей на основе популярных программ и тренингов креативного мышления. Показана перспективность научного подхода Л.Ф. Обуховой к актуальным проблемам понимания умственного развития ребенка, подхода, находящегося на «пересечении идей» представителей культурно-исторической и естественно-научной парадигм.

Результаты исследованияПоказаны эвристические возможности анализа общего и расхождений у представителей двух основных научных парадигм в современной психологии развития. Согласно Л.Ф. Обуховой, в качестве психологических условий создания множества идей дошкольниками в TorrancePictureConstructionTestвыступают конвергентные стратегии решения, что противоречит гилфордовскому пониманию явлений творчества. Показано, что культурно-историческая парадигма «высвечивает» искусственность деления на факторы единого процесса мышления.

Выводы. Проведенный анализ показал, что недооценивание роли взрослого и средств ориентировки в способах действий при обучении креативности ребенка ведет лишь к частичному решению проблемы, сформулированной Е.П. Торренсом: «Можно ли научить ребенка творчески мыслить?» Построение целостного представления о вероятном механизме творческих процессов приближает к более глубокому пониманию проблемы обучения и развития, отличается трудоемкостью и сложностью в обнаружении искомых форм психологических процессов. 

Поступила: 19.04.2019

Принята к публикации: 24.04.2019

Страницы: 19-24

DOI: 10.11621/npj.2019.0204

Ключевые слова: естественнонаучный подход; гилфордовская концепция дивергентности; развитие креативности; инсайт; продуктивные решения; культурно-историческая концепция; детский возраст; метод планомерного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина; дошкольный возраст; Л.Ф. Обухова

Авторам: Чурбанова Светлана Михайловна

Доступно в on-line версии с 30.01.2019

Н.Л. Карпова, Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, И.А. Володарская. Воспоминания о Л.Ф. Обуховой. // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 2(34). – С. 33-39

В рамках Научных чтений памяти профессора Московского государственного университета Л.Ф. Обуховой по случаю ее 80-летнего юбилея прошел Мемориальный круглый стол, на котором его участники, хорошо знавшие Людмилу Федоровну, поделились воспоминаниями о совместной работе и личном общении с ней. 

Поступила: 27.03.2019

Принята к публикации: 04.04.2019

Страницы: 33-39

DOI: 10.11621/npj.2019.0206

Ключевые слова: история психологии; Л.Ф. Обухова

Авторам: Карпова Наталия Львовна; Володарская Инна Андреевна; Парамонова Лариса А. ; Алиева Татьяна И.

Доступно в on-line версии с 30.01.2019

Ж.М. Глозман. Л. Ф. Обухова: 2002–2016 годы. // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 2(34). – С. 40-45

Актуальность (контекст) тематики статьи. Сегодня, когда факультет психологии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова и Российское психологическое общество отмечают 80-летие со дня рождения Людмилы Филипповны Обуховой – выдающегося отечественного психолога, особенно важно охарактеризовать ее вклад в актуальные проблемы психологии развития, возрастной психологии, проблемы современного детства и семьи, международную значимость ее работ.

Цель исследования –проанализировать богатую и интересную как в научном, так и в общечеловеческом плане жизнь Людмилы Филипповны в последние 15 лет ее жизни, наименее известные большинству сотрудников факультета.
Описание исследования. В статье описано личностно и научно обогащающее сотрудничество автора с Л.Ф.Обуховой в2002–2016 годы, совместные поездки для чтения лекций, участия в международных конференциях и в путешествиях. В частности, рассказано об участии Людмилы Филипповны во втором конгрессе Международного общества культурно-исторической психологии ISCAR в США, в Международной конференции памяти Л.С. Выготского в Португалии, в ХХ Международном конгресс по геронтологии в Сеуле, в первом международном конгресс по детской психологии в Браге (Португалии), в международной конференции по проблемам физической активности в Тайпее (Тайвань), в Седьмой международной конференции по когнитивной науке в Светлогорске, в Камчатской этнографической и культурно-психологической экспедиции и др.

Заключение. Раскрывается широта интересов Людмилы Филипповны, показаны особенности личности этого замечательного человека, ее необыкновенный дар общения. Отмечается международное признание ее научных исследований.





Поступила: 25.03.2019

Принята к публикации: 03.04.2019

Страницы: 40-45

DOI: 10.11621/npj.2019.0207

Ключевые слова: Л.Ф. Обухова; история психологии; Юбилей

Авторам: Глозман Жанна Марковна

Доступно в on-line версии с 30.01.2019

Л.Ф. Обухова. Проблемы психического здоровья брошенных детей. // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 2(34). – С. 46-47

Тезисы выступления Л.Ф. Обуховой на VI Международной конференции по проблемам физической активности (Тайпей, Тайвань, 22 октября 2015)


Поступила: 19.06.2019

Принята к публикации: 23.06.2019

Страницы: 46-47

DOI: 10.11621/npj.2019.0208

Ключевые слова: Л.Ф. Обухова; история психологии; Юбилей; детская клиническая психология

Авторам: Обухова Ольга Борисовна

Доступно в on-line версии с 30.01.2019

Д.А. Хорошилов, Е.А. Ильжер. Коллективные переживания прекарности и гражданские движения. // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 2(34). – С. 48-54

Актуальность (контексттематики статьиКлассические теории, центрированные вокруг объяснительного конструкта социальной (коллективной) идентичности, не смогли предсказать внезапный всплеск уличных собраний по всему миру (от митингов в России до «Желтых жилетов» во Франции). Основная задача статьи заключается в определении факторов мобилизации социальных и гражданских движений.

Цель – определение латентного критерия идентификации с протестным сообществом, которое локализуется в социальном пространстве только в момент выхода людей на улицы. 

Описание хода исследования. На основе теоретического анализа научной литературы выдвигается гипотеза: коллективное переживание прекарности (экзистенциально-политической уязвимости и незащищенности человека) является латентным идентификационным маркером социальных и гражданских движений. Для проверки гипотезы использовался интерпретативный феноменологический анализ (Дж. Смит) серии полуструктурированных интервью с участниками гражданских движений в России в 2010-е гг. 

Результаты исследования. По итогам качественного анализа интервью были выделены ключевые темы, которые можно считать сложными языковыми знаками типического переживания прекарности, преломленного через автобиографический опыт наших респондентов: личное участие в уличном собрании как идентификация со всей страной, переживание несправедливости как выход из зоны личного комфорта, интенция к изменению наличного социального и политического порядка, совладание со страхом наказания, финальное разочарование и утрата надежды. 

Выводы. Прекарность становится психологическим фактором коллективного поведения только в том случае, если она реально переживается сообществом, формальное приписывание к классу прекариата не является детерминирующим. Как прекарность из спонтанного переживания превращается в идентификационный маркер новых социальных и гражданских движений, объединяющих людей независимо от их классовой, этнической, гендерной принадлежности? Поиск ответа на этот вопрос открывает перспективы дальнейших исследований.

Поступила: 04.03.2019

Принята к публикации: 16.04.2019

Страницы: 48-54

DOI: 10.11621/ npj.2019.0209

Ключевые слова: гражданские движения; коллективное поведение; социальная идентичность; коллективные переживания; прекарность

Авторам: Хорошилов Дмитрий Александрович; Ильжер Екатерина А.

Доступно в on-line версии с 30.01.2019

А.Н. Веракса, А.В. Лейбина, С.В. Леонов. // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 2(34). – С. 3

10 мая 2019 года в рамках Президентского совета Европейской федерации психологических ассоциаций в Брюсселе (Бельгия) делегация Российского психологического общества выступила с отчётом о ходе подготовки к XVI Европейскому психологическому конгрессу, который пройдет в Москве. 2–5 июля.

Поступила: 04.06.2019

Принята к публикации: 06.06.2019

Страницы: 3

DOI: 10.11621/npj.2019.0201

Ключевые слова: конференция; XVI Европейский психологический конгресс

Авторам: Веракса Александр Николаевич; Лейбина Анна В.; Леонов Сергей Владимирович

Доступно в on-line версии с 30.01.2019


21 - 40 из 340
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец