Актуальность тематики статьи. Одним из основных критериев конкурентоспособности спортсмена и условием достижения им высоких спортивных результатов является его способность управлять своим функциональным состоянием. Ухудшение функционального состояния и снижение эффективности деятельности часто являются следствием дисбаланса между сном и бодрствованием. Изучение особенностей проявления нарушений сна спортсменов важно не только для понимания самих процессов, но и для разработки диагностических процедур, профилактических, коррекционных и реабилитационных программ.
Цель: выявление связи определенных характеристик сна и функционального состояния спортсменов.
Описание хода исследования. Исследовалась связь характеристик сна и функционального состояния спортсменов. Программа исследования включала диагностику основных составляющих текущего функционального состояния: самочувствия, активности, настроения с помощью методики САН (Доскина и др.), а также заполнение опросника с вопросами о количественном и качественном состоянии сна у спортсменов накануне ночью. Выборку составили 45 спортсменов – борцов и баскетболистов 17–19 лет. Сбор информации проходил перед тренировочными занятиями.
Результаты исследования. Трудности с засыпанием накануне обследования негативно отразились на настроении и интегральном показателе функционального состояния спортсменов, наблюдалась тенденция к ухудшению самочувствия. Легкое и быстрое утреннее пробуждение положительно связаны с высокими показателями самочувствия и активности и с умеренным улучшением настроения. Большая часть испытуемых испытывала трудности пробуждения, что отрицательно повлияло на параметры функционального состояния. Пробуждения в течение ночи препятствуют ощущению полноценного отдыха и способствуют снижению активности спортсменов. Полученные нами результаты созвучны результатам исследований ряда специалистов, выполненных по данной теме.
Выводы. Изучение особенностей функционального состояния спортсменов в связи с некоторыми характеристиками их сна дает основание выделить в качестве значимых два фактора: трудности с засыпанием ночью и тяжелое пробуждение утром. Исследование является пилотным, в связи с чем полученные результаты следует рассматривать как материал для дальнейшей работы в данном направлении.
Поступила: 20.09.2020
Принята к публикации: 26.09.2020
Страницы: 75–93
DOI: 10.11621/npj.2020.0309
Авторам: Сагова Зурида Айсовна; Донцов Дмитрий Александрович; Симонов Вячеслав Николаевич
Доступно в on-line версии с 30.10.2020
Актуальность тематики статьи определяется необходимостью исследования образовательных процессов, в частности, образовательной среды в ситуации пандемии COVID-19.
Целью исследования является анализ особенностей образовательной среды, определяемых условиями пандемии COVID-19 и требованиями самоизоляции и дистанционного обучения, а также психологических угроз безопасности образовательной среды в этих новых условиях.
Описание хода исследования. Проводилось исследование угроз безопасности образовательной среды в условиях пандемии, которые были выявлены в поисковом исследовании в первый месяц режима самоизоляции (апрель 2020 года). Анализировалась информация, предоставленная студентами младших курсов университета психологического профиля (п = 31), учителями (п = 19) и психологами московских школ (п = 6), школьниками – учениками 5–7 классов (n = 76) и родителями школьников (п = 18). Вся информация была собрана дистанционно, предоставлена на условиях анонимности и добровольности. Обработка дискурсов проводилась методом контент-анализа и тематического анализа с последующей экспертной оценкой. Выбранный методологический план качественного исследования позволяет использовать индивидуальные переживания в качестве показателей массового сознания для анализа коллективных состояний. Результаты. Выявлено, что современная ситуация, определяемая пандемией COVID-19, значительно изменяет понятие «образовательная среда». Традиционные характеристики школьной образовательной среды дополняются факторами, являющимися следствием процесса «расширения» и «смещения» образовательной среды за счет перехода, с одной стороны, из школьной в условия домашней среды; с другой – из оффлайн- в онлайн-формат. Выделены новые ракурсы проблемы безопасности образовательной среды, которые определяются ситуацией самоизоляции, характеризующейся дистанционным обучением, пребыванием в домашней среде, обеднением непосредственного общения, интенсификацией общения в сети, вынужденным взаимодействием с близким окружением, необходимостью координации взаимодействия учителей и родителей, значимостью интернет-коммуникации, динамическими процессами в семье как в малой группе и пр. Особо значимые переживания у всех участников образовательного процесса во время самоизоляции вызывают ситуации, связанные с динамикой семейных и межличностных отношений, здоровьем, физической средой дома, онлайн-форматом учебного процесса.
Выводы. Программа деятельности службы сопровождения образования в школьной среде должна быть дополнена опытом и новыми практиками жизнедеятельности в условиях изоляции. В ситуации «расширенного» образовательного пространства и дистанционного обучения образовательная политика обязана, оставляя в приоритете школу, учитывать появление новых приоритетных субъектов образовательной среды, требующих внимания.
Поступила: 12.09.2020
Принята к публикации: 20.09.2020
Страницы: 57–65
DOI: 10.11621/npj.2020.0307
Авторам: Баранова Виктория Анатольевна; Дубовская Екатерина Михайловна ; Савина Ольга Олеговна
Доступно в on-line версии с 30.10.2020
Актуальность. Особенности и предикторы проактивного совладания все еще остаются недостаточно изученной темой в психологии. При этом изучение восприятия и оценки человеком возможных, отнесенных в будущее трудностей становится все более актуальным в контексте ускоряющих социальных изменений.
Цель – выявить культурно-специфические и культурно-универсальные паттерны в выборе стратегий проактивного копинга в зависимости от взаимодействия личностных и ситуационных детерминант.
Описание хода исследования. Исследование проводилось в форме онлайн-опроса с привлечением в качестве респондентов студентов из Москвы (N = 311) и из Ташкента (N = 272). Участники исследования последовательно заполняли методики на оценку предпочтений различных стратегий проактивного совладания, уровня общей самоэффективности, степени толерантности к неопределенности и текущего переживания позитивного/негативного аффекта.
Результаты исследования. В ходе исследования было выявлено, что адаптированный ранее русскоязычный вариант методики стратегий проактивного совладания Е. Грингласс обладает культурной инвариантностью. Сравнение респондентов из России и Узбекистана по степени выраженности стратегий проактивного совладания показало, что московские респонденты в большей степени предпочитают стратегии поиска информационной и эмоциональной поддержки, нежели ташкентские. Проверка модели взаимодействия ситуационных и личностных переменных показала, что именно взаимодействие эмоционального состояния и самоэффективности определяет предпочтение стратегий проактивного, рефлексивного, превентивного совладания и стратегии стратегического планирования как в России, так и в Узбекистане. Взаимодействие толерантности к неопределенности с эмоциональным состоянием позитивно предсказывает только предпочтение стратегии проактивного совладания в обеих выборках и негативно – выбор стратегии стратегического планирования у респондентов из Узбекистана.
Заключение. Полученные результаты продемонстрировали больше культурной универсальности, чем культурной специфичности в предпочтении различных стратегий проактивного совладания. Возможны два направления дальнейших исследований: содержательный анализ образа трудных ситуаций с точки зрения и культурной специфичности, и кросс-культурной инвариантности, и расширение спектра изучаемых детерминант проактивного совладания, включение в них в качестве возможных социальных ценностей и персональных ценностных ориентаций.
Поступила: 06.09.2020
Принята к публикации: 20.09.2020
Страницы: 30-38
DOI: 10.11621/npj.2020.0304
Авторам: Агадуллина Елена Рафиковна ; Белинская Елена Павловна ; Джураева Малика Ровшанбек кизи
Доступно в on-line версии с 30.10.2020
Актуальность (контекст) тематики статьи. COVID-19 – серьезная глобальная проблема, с которой столкнулось человечество. Разные страны вводят различные меры для борьбы с эпидемией. В зависимости от страны и региона, отличаются не только меры реагирования и борьбы c болезнью, но и отношение людей к этой проблеме. В Японии число заболевших находится на сравнительно невысоком уровне. Можно предполагать, что в основе этого лежат социально- психологические факторы японского общества.
Цель статьи – рассмотреть психологические особенности противодействия COVID-19 в Японии. Раскрыть религиозные, культурные и психологические особенности японцев, предопределившие успешность принимаемых правительством страны мер по борьбе с эпидемией.
Описание хода исследования. В статье рассматриваются две основные меры борьбы с болезнью в Японии: повседневное использование масок и самоограничение. С позиций психологической науки анализируется восприятие японским обществом проблемы коронавируса и предписанных властями мер борьбы с инфекцией. Выявлены основные социальные и психологические факторы, предопределившие низкий уровень заболеваемости в Японии и особенности принимаемых правительством страны мер по борьбе с коронавирусом.
Результаты исследования. Отличительной чертой японской борьбы с эпидемией является отсутствие строгих мер, ограничивающих свободу граждан. Тем не менее, призывы правительства к использованию масок, тщательному мытью рук и соблюдению социальной дистанции тщательно и охотно соблюдались японцами. Этому способствовали склонность японцев к поведению в соответствии с установленными социальными нормами, а также их лояльное отношение к ношению масок, к которому они привыкли, и исторически сложившиеся и религиозно обоснованное стремление к соблюдению чистоты тела.
Выводы. Борьба с COVID-19 требует системного, слаженного и конструктивного подхода, использования различных научных дисциплин, значительных человеческих ресурсов и технологических решений. Возможно, японский опыт и взгляд на эту проблему будут полезны и окажут помощь мировому сообществу в борьбе с этой болезнью.
Поступила: 17.09.2020
Принята к публикации: 21.09.2020
Страницы: 13-21
DOI: 10.11621/npj.2020.0302
Авторам: Абэ Цунеюки; Раевский Александр Евгеньевич
Доступно в on-line версии с 30.10.2020
Актуальность. Современная ситуация пандемии и целый ряд иных кризисных ситуаций в современном обществе показали недостаточную разработанность методологии клинической психологии, которая длительное время ориентировалась на изучение различного рода клинических групп, создание частных методик, индивидуальную коррекцию и психотерапию. Такая многопредметная и в большинстве своем натуралистическая организация клинической психологии, как оказалось, не отвечает проблемам, которые возникают в современном массовом информационном обществе, в частности, возникающим в кризисных ситуациях. Исследование показывает, что этим критериям удовлетворяет культурно-историческая клиническая психология.
Цель статьи – анализ возможностей развития клинической психологии в кризисной ситуации пандемии, сопоставление возможностей и способов реагирования как традиционной, так и культурно-исторической психологии на вызовы новых социальных и культурных реальностей. Свою задачу мы видели том, чтобы представить в основных чертах направления развития клинической психологии с ориентацией на все большее соответствие требованиям современной культуры.
Результаты. Намечен ряд тенденций развития клинической психологии, ее движения в направлении культурной-исторической клинической психологии. Показаны возможности сдвига от констатирующих исследований к предвосхищающим и проектным, от изучения фактов и корреляций данных к изучению культурно-исторических механизмов формирования расстройств и психотехник коррекционного и превентивного влияния. Обрисованы перспективы перемещения разработок в культурно-исторической психологии в направлении движения от рецептивного изучения клинических групп к контролю формирования патопсихологических явлений в больших социальных группах и информационных пространствах.
Выводы. Представлено новое поле методологических и онтологических разработок с целью создания системной прикладной культурно-исторической психологии, способной активно и предвосхищающим образом отвечать на вопросы современного общества и культуры. Показана возможность участия данного направления психологической науки в решении актуальных практических задач, возникающих в ситуации пандемии и аналогичных ситуациях.
Поступила: 09.09.2020
Принята к публикации: 16.09.2020
Страницы: 3-12
DOI: 10.11621/npj.2020.0301
Авторам: Олешкевич Валерий Иванович (1961-2021); Бурлакова Наталья Семеновна
Доступно в on-line версии с 30.10.2020
Актуальность тематики статьи. Специфика профессиональной деятельности специалистов Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (далее – ГИМС МЧС России) предъявляет высокие требования к наличию и уровню выраженности индивидуально-психологических характеристик, способствующих успешности выполнения поставленных задач. Такие индивидуально-психологические характеристики не только важны для работающих специалистов ГИМС МЧС России, но и являются основным критерием при проведении профессионального психологического отбора кандидатов на эту должность.
Цель исследования заключается в выделении профессионально важных качеств, детерминирующих эффективность профессиональной деятельности специалистов ГИМС МЧС России, выявлении взаимосвязи профессионально важных качеств и успешности выполнения деятельности и определении психологических показателей, отличающихся большей прогностичностью и дифференцирующей способностью по показателю успешности.
Описание хода исследования. Проведен экспертный опрос (n = 40) по выявлению необходимых психологических показателей, способствующих успешности деятельности специалистов ГИМС МЧС России. Проведено психодиагностическое обследование специалистов ГИМС МЧС России (n = 275) на предмет выявления и уровня выраженности необходимых качеств. На основании экспертных оценок выборка разделена на группы успешных и неуспешных, выполнено сравнение полярных групп (критерий Манна-Уитни). С помощью корреляционного анализа (Спирмен) выявлены взаимосвязи успешности деятельности и выделенных профессионально важных качеств. При помощи факторного анализа выявлена структура профессионально важных качеств, способствующих успешности профессиональной деятельности специалистов ГИМС МЧС России и кандидатов на данную должность.
Результаты исследования позволили установить достоверность различий между полярными группами по следующим психологическим показателям (р ≤ 0,05): базовый интеллект, абстрактное и оперативное мышление, интеллектуальная лабильность, свойства внимания (объем, концентрация, избирательность, распределение), кратковременная и долговременная память, уровень субъективного контроля, конформность, способность к эмпатии, социальная активность, определенным как профессионально важные качества специалистов ГИМС МЧС России. Результаты корреляционного анализа (р = 0,01, р = 0,05) показали, что успешность выполнения профессиональной деятельности специалистами ГИМС МЧС России зависит от наличия и уровня сформированности у них профессионально важных качеств. Установлена структура профессионально важных качеств специалистов ГИМС МЧС России, обладающих дифференцирующей способностью по определению успешности выполнения профессиональной деятельности.
Выводы. Полученные данные являются вкладом не только в психологическое сопровождение работающих специалистов ГИМС МЧС России, но и в оптимизацию профессионального психологического отбора кандидатов на эту должность.
Поступила: 25.02.2020
Принята к публикации: 06.03.2020
Страницы: 94-106
DOI: 10.11621/npj.2020.0109
Ключевые слова: профессиональная деятельность; успешность; профессионально важные качества (ПВК); эффективность деятельности; специалист
Авторам: Тарасова Анастасия Александровна; Шойгу Юлия Сергеевна
Доступно в on-line версии с 31.03.2020
Актуальность. В статье изучается задача категориального поиска на материале трехмерных геометрических фигур – пирамид. Результаты предыдущих исследований на материале объектов реального мира и двумерных и трехмерных фигур показали, что преаттентивный экстрафовеальный анализ обеспечивает достаточно эффективную идентификацию целевого объекта, что выражается в верном направлении первой саккады и небольшом количестве посещенных зон с дистракторами, по сравнению со случайным поиском.
Цель. В данном исследовании мы изучали эффективность экстрафовеального анализа при категориальном поиске сложных трехмерных фигур испытуемыми двух групп: математиков и психологов. Выбор такого типа стимулов обусловлен возможностью более точно варьировать сложность стимулов и определять влияние концептуальной сложности объектов на эффективность экстрафовеального анализа, то есть анализа, осуществляемого вне зоны фовеа.
Описание хода исследования. В исследовании приняло участие 15 математиков и 17 психологов в возрасте от 18 до 25 лет. Каждый участник выполнил 144 задания, разбитые на 9 серий, в которых необходимо было найти целевую пирамиду среди пирамид-дистракторов. Во 2-й и 9-й сериях инструкцией вводился запрет на движения глаз с целью изучения процессов скрытого внимания в процессе категориального поиска. Результаты. Результаты эксперимента выявили отсутствие различий в использовании данных экстрафовеального анализа и примерно равную точность ответов членов обеих групп. Важным результатом стало обнаружение межиндивидуальных различий, которые проявились как в разной степени применения экстрафовеального анализа в процессе поиска, так и в изменении стратегии решения задачи. Специальные пробы с запретом на движения глаз выявили значимую роль скрытого внимания в категориальном поиске, а также принципиальную возможность и эффективность экстрафовеального анализа, который при свободной инструкции применялся не всеми испытуемыми и не во всех пробах.
Выводы. При решении задачи категориального поиска были одновременно задействованы процессы как фовеальной, так и экстрафовеальной обработки стимулов, а также преаттентивного анализа и скрытого внимания. Динамика взаимодействия этих процессов определялась низкоуровневыми перцептивными процессами, индивидуальными особенностями субъектов, спецификой задачи и инструкции.
Поступила: 03.02.2020
Принята к публикации: 15.02.2020
Страницы: 57-65
DOI: 10.11621/npj.2020.0106
Ключевые слова: категориальный поиск; экстрафовеальный анализ; скрытое внимание; преаттентивная обработка; трехмерные фигуры; перцептивные процессы; механизмы зрительного поиска; внимание; межиндивидуальные различия
Авторам: Дренёва Анна Александровна
Доступно в on-line версии с 31.03.2020
Актуальность. Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) широко используются сегодня в различных областях деятельности. Их применение сталкивается со значительными проблемами в области эргономики и человеческого фактора.
Цель: изучение типичных инженерно-психологических проблем проектирования систем управления БПЛА. Этапы исследования. Обзор литературы по проблемам инженерно-психологического проектирования интерфейсов БПЛА.
Результаты. Рассматриваются вопросы преодоления сенсорной изоляции оператора, негативных эффектов ошибок автоматизации, потери связи с БПЛА и монотонии, а также проблемы разработки интерфейсов для поддержки деятельности команд операторов. Также рассматриваются вопросы методологии и методов инженерно-психологического проектирования интерфейсов систем управления БПЛА.
Выводы. Проектирование интерфейсов систем управления БПЛА представляет собой сложную инженерно-психологическую задачу. При разработке интерфейсов систем управления БПЛА перспективным является применение систем виртуальной реальности, искусственного интеллекта и прогностических дисплеев. Актуальной задачей является разработка обобщенных инженерно-психологических рекомендаций по созданию интерфейсов БПЛА.
Поступила: 06.02.2020
Принята к публикации: 15.02.2020
Страницы: 31-39
DOI: 10.11621/npj.2020.0103
Ключевые слова: беспилотные летальные аппараты; инженерно-психологическое проектирование; виртуальная реальность; искусственный интеллект; проективные дисплеи; адаптивная автоматизация
Авторам: Величковский Борис Борисович
Доступно в on-line версии с 31.03.2020
Актуальность (контекст) тематики статьи. Использование виртуальной реальности в разных сферах жизни неуклонно растет с каждым годом. Спорт не является исключением. Применение возможностей виртуальной реальности в спорте, в том числе спорте высших достижений, имеет свои преимущества, но, вместе с тем, и свои недостатки, которые будут рассмотрены в настоящей работе.
Цель данной работы: отразить все основные аспекты использования технологии виртуальной реальности в спорте, включая историю внедрения данного метода, основные актуальные направления его применения, существующие преимущества и ограничения работы с ним в спортивной практике, в том числе – спорте высших достижений.
Результаты и выводы. Показано, что использование технологий виртуальной реальности в спорте обладает целым комплексом преимуществ. Они обусловлены, в частности, снятием ряда ограничений, накладываемых реальными спортивными условиями. Эти технологии позволяют предотвращать травмирование атлетов, допускают создание любых средовых условий (погода, влажность), моделируют различные уровни подготовки соперников и многое другое. Использование возможностей виртуальной реальности позволяет спортсменам не зависеть от экипировки, погоды или места проведения соревнований, поэтому предоставляют возможность заниматься труднодоступными и дорогими видами спорта. Однако существует и целых ряд особенностей, затрудняющих использование виртуальной реальности в спорте. К ним можно отнести проблемы, связанные с технологиями и оборудованием, проблемы оценки переноса навыков.
Поступила: 05.03.2020
Принята к публикации: 16.03.2020
Страницы: 18-30
DOI: 10.11621/npj.2020.0102
Ключевые слова: виртуальная реальность; sport; спорт высших достижений; искусственные среды; спортивная психология
Авторам: Леонов Сергей Владимирович; Поликанова Ирина Сергеевна ; Булаева Наталья Игоревна; Клименко Виктор Александрович
Доступно в on-line версии с 31.03.2020
Актуальность (контекст) тематики статьи. Мотивационные факторы виртуального волонтерства участников онлайн-сообщества крупнейшей в мире интернет-энциклопедии «Википедия» (википедистов) консолидируют их личностные ресурсы для агрегации свободных знаний и активизируют научный интерес широкого круга междисциплинарных исследователей. Однако вопрос о движущих силах данного просоциального поведения до сих пор остается открытым.
Цель. Предполагается, что для полноценного понимания детерминации онлайн-деятельности википедистов необходимо проанализировать те ценностные ориентации, которым они отдают персональное предпочтение. Поэтому целью исследования стало выявление универсальных ценностных ориентаций опытного межнационального ядра авторов Википедии.
Описание хода исследования. На основании смысловых единиц, выведенных из предшествующего цикла разрозненных академических исследований практического опыта разработки Википедии, проводился контент-анализ транснационального письменного опроса 65 авторов полиязыковых википедических сегментов (83% мужчин и 17% женщин) со среднем стажем составления энциклопедических вики-статей 9,9 лет.
Результаты исследования. Раскрыта свойственная авторам Википедии конститутивная система инвариантных ценностных ориентаций интернальной и экстернальной направленностей. Обнаружено, что в большинстве случаев википедисты находят целый ряд личностно значимых причин для участия в формировании Википедии, резонирующих с их внутренней сущностью.
Выводы. К группе интернальных ценностных ориентаций википедистов относятся: саморазвитие (самосовершенствование, самоутверждение, самореализация), реципрокный (взаимный) альтруизм, тенденция к высокому качеству и систематизации знаний, удовольствие от созидания, автономия, рекреация (хобби, развлечение), смыслонаполнение, сохранение личного наследия. Группа экстернальных ценностных ориентаций включает: сохранение и развитие культурного наследия/языкового сегмента, продвижение и популяризация Википедии (ее идеологии и принципов), низкие трансакционные издержки и удобство (привлекательность) системы, аффилиация, социальная идентичность, улучшение мира («weltverbesserungs antrieb»), наведение мостов между культурами и языками. Детальное изучение выявленных ценностных ориентаций и иных психологических особенностей волонтеров Википедии может существенно расширить теоретические представления о функционировании этого сообщества и иметь прикладное значение для организации добровольческих практик по распространению знаний.
Поступила: 12.02.2020
Принята к публикации: 28.02.2020
Страницы: 3-17
DOI: 10.11621/npj.2020.0101
Ключевые слова: Википедия; свободные знания; онлайн-сообщество; виртуальное волонтерство; просоциальное поведение и мышление; ценностные ориентации (ЦО)
Авторам: Брызгалин Евгений Алексеевич
Доступно в on-line версии с 31.03.2020
Актуальность (контекст) тематики статьи. Практика музыкального движения (МД) создавалась изначально как художественная и лишь постепенно стала приобретать черты педагогической системы. Со временем появились работы, в которых делались попытки психологического осмысления процессов, происходящих в лоне этой практики: изменения, трансформации восприятия музыки под влиянием движения, формирование выразительного движения и др. Однако более полной рефлексии психологического содержания метода МД проделано не было.
Цель статьи: Представить психологическое описание метода музыкального движения как конкретной практики эстетического воспитания и дать представление о МД как о как о психотехническом методе.
Описание хода исследования. В работе показано, что предметом организации метода МД является не столько движение как таковое, его исполнительская часть, а внутренний, психологический аспект переживания и смыслопорождения. Достижение единства внутреннего и внешнего, переживания и движения, побуждения и действия, смысла и жеста лежит в основе главных целей практики музыкального движения. Музыкально-двигательные упражнения рассматриваются как основной инструмент метода, с помощью которого можно обучаться движению и постигать образы музыкально-двигательных форм. Продемонстрировано, как музыкально-двигательная форма аккумулирует опыт переживания музыки и отражает разные смысловые уровни музыкального содержания: начиная со звукоподражания и ритмической имитации, моделирования эмоциональной интонации и заканчивая бытийным слоем музыки.
Результаты исследования. Цель художественной работы при овладении методом МД совпадает с педагогической задачей: добиться открытости личности, ее глубинной, подлинной включенности в диалог с музыкой посредством движения и жеста. Задача, поставленная в музыкальном движении, – дать двигательный ответ на звучащую музыку, затрагивает мотивационно-ценностную сферу личности. Занятия музыкальным движением представляют собой уникальные ситуации, моделирующие процессы творчества и направленные на становление способности к творческой реализации.
Выводы. Музыкально-двигательное упражнение представляет собой уникальный инструмент, с помощью которого можно обучаться движению и постигать образы музыкально-двигательных форм. Но, прежде всего, в нем аккумулируется опыт переживания музыки. Благодаря восприятию музыкальной формы во всей ее полноте и проникновению в бытийный мир музыки, чувства человека начинают приобретать несвойственную им в обыденной жизни многомерность и особую возвышенность.
Поступила: 11.11.2019
Принята к публикации: 26.11.2019
Страницы: 114-127
DOI: 10.11621/npj.2019.0411
Ключевые слова: эстетическое воспитание; творчество; личность; музыкальное движение; музыкальное переживание; импровизация; смысл; психотехники; культурно-историческая психология
Авторам: Айламазьян Аида Меликовна
Доступно в on-line версии с 31.12.2019
Актуальность. Влияние последствий легкой черепно-мозговой травмы (ЛЧМТ) на состояние психических функций является малоизученной темой в современной неврологии и нейропсихологии. Вместе с тем, в числе опубликованных данных приводятся сведения о состоянии высших психических функций (ВПФ) и о нарушениях психологического благополучия детей и подростков после ЛЧМТ. Анализ материалов исследований в этой области предоставляет данные о нарушениях, связанных с наличием как локальных, так и общемозговых симптомов, формирующих разнообразную картину когнитивных и поведенческих нарушений.
Цель: изучение ВПФ у подростков в возрасте 10–14 лет после ЛЧМТ в рамках методологии нейропсихологического синдромного анализа (Лурия, 1973).
Описание хода исследования. В исследовании был использован оригинальный комплекс методик, разработанный А.Р. Лурия, направленный на оценку состояния различных компонентов ВПФ (двигательной сферы, гностической сферы, памяти и интеллекта). Исследовался также характер протекания психической деятельности в ее регуляторном и динамическом аспектах.
Экспериментальная группа включала 31 подростка с диагнозом «закрытая ЧМТ легкой степени тяжести, сотрясение головного мозга» в возрасте 10–14 лет. Контрольную группу составили 20 здоровых подростков, сопоставимых с больными по полу и возрасту, без патологии ЦНС1. Результаты исследования. Анализ полученных результатов показал, что нарушения ВПФ у подростков после ЛЧМТ в остром периоде были представлены тремя типами синдромов, ведущее место среди которых занимали симптомы дефицитарности неспецифических структур мозга, преимущественно нижних отделов ствола.
Выводы. Полученные сведения обогащают знания нейропсихологии о закономерностях развития мозговых систем и связанных с ними психических функций в подростковом возрасте, а также позволяют выбирать более подходящие варианты реабилитационных воздействий, направленных на улучшение адаптации больных, повышение качества их жизни, предотвращение негативных последствий ЧМТ.
Поступила: 03.11.2019
Принята к публикации: 12.12.2019
Страницы: 102-113
DOI: 10.11621/npj.2019.0410
Ключевые слова: детская нейропсихология; черепно-мозговая травма; подростковый возраст; нейропсихологический синдром; высшие психические функции (ВПФ); когнитивные функции
Авторам: Горина Ирина Станиславовна (1961-2016); Горячева Татьяна Германовна ; Ковтонюк Светлана Валерьевна
Доступно в on-line версии с 31.12.2019
Одна из проблем современного здравоохранения – увеличение частоты встречаемости артериальной гипертензии (АГ) у лиц так называемого среднего возраста. Достаточно часто при этом наблюдается снижение продуктивности психической деятельности, сопровождающееся тревогой в виде «когнитивной неудовлетворенности» с соответствующими ей переживаниями. Особенности когнитивных дисфункций у больных АГ и, прежде всего, причины, их вызывающие, требуют специального изучения. Его результаты важны не только для понимания центральных механизмов болезни, но и для разработки диагностических и лечебных процедур, профилактических, коррекционных и реабилитационных программ. Это обусловливает актуальность проведения клинико-психологических исследований синдромообразующих компонентов когнитивных дисфункций и факторов, определяющих когнитивное функционирование при АГ в среднем возрасте.
Цель: оценка вклада мотивационного и эмоционального факторов в их сочетании в качественные характеристики особенностей познавательной деятельности у пациентов среднего возраста с АГ, неосведомленных о медицинской квалификации своего заболевания. Описание хода исследования. Исследование и интерпретация его результатов осуществлялись в соответствии с принципами психологического синдромного анализа (школа Л.С. Выготского – А.Р. Лурии – Б.В. Зейгарник). Программа исследования включала диагностику эмоционально-личностных особенностей с использованием русско- язычного варианта 16-ти факторного личностного опросника Кеттелла (Cattell, Schuerger, 2003; Капустина, 2006) и методики «Пиктограмма» (Зейгарник, 1962; Рубинштейн, 1970), диагностику общего интеллекта с использованием методики «Прогрессивные матрицы Равена» (Равен и др., 2012; Давыдов, Чмыхова, 2016), а также исследование «качественных» особенностей когнитивных процессов с использованием процедуры патопсихологического обследования (Зейгарник, 1986). Были обследованы 48 пациентов с АГ (средний возраст 52,3±6,6 лет) с гипертонической болезнью II стадии, 1–2 степени, не осведомленных о наличии диагноза и 54 практически здоровых человека, сопоставимых с больными по полу, возрасту и образовательному уровню.
Результаты исследования. Выявлено, что у 84% больных АГ с высоким и средним уровнем интеллекта выявлены признаки снижения продуктивности познавательной деятельности. Содержательная интерпретация результатов исследования с использованием методологических принципов психологического синдромного анализа (школа Л.С. Выготского – А.Р. Лурии – Б.В. Зейгарник) показала, что в структуре выявленных нарушений познавательных процессов при АГ на первый план выходят нарушения динамики протекания психических процессов в виде лабильности психической деятельности и ее быстрой истощаемости, имеющие в своей основе снижение уровня нейродинамического обеспечения психической деятельности. Важный вклад в снижение продуктивности когнитивного функционирования вносят и эмоционально-личностные особенности пациентов, прежде всего, дефицитарность гармонии в их мотивационной сфере. Исследование мышления показало наличие разноплановости суждений у 43% пациентов и признаков искажения процесса обобщения у 24% больных АГ. Данные корреляционного анализа подтвердили связь частоты встречаемости обозначенных феноменов с частотой встречаемости признаков снижения продуктивности познавательной деятельности. Пациенты с АГ среднего возраста, не осведомленные о наличии у них этого диагноза, отличаются от здоровых лиц большей дисгармоничностью личностных черт. Им свойственна склонность к сдерживанию аффекта, личностная ригидность, отсутствие гибкости эмоциональных проявлений, при наличии настойчивости в достижении целей и общей доминантности, а также повышение значений по шкалам тревоги и депрессии. Уровни тревоги и депрессии статистически связаны с продуктивностью когнитивного функционирования пациентов с АГ.
Выводы: Использование методологических принципов психологического синдромного анализа показало, что особенности познавательных процессов у нелеченых больных АГ среднего возраста могут быть описаны в общем контуре синдрома когнитивных дисфункций, где в качестве значимых можно рассматривать два синдромообразующих фактора: нейродинамический и мотивационный. Результаты исследования вносят вклад в решение задачи соотнесения личностных и «собственно интеллектуальных» процессов при решении задач в норме и патологии. Они расширяют представления об этиологии и патогенезе АГ, позволяют индивидуализировать стратегии медицинской и психологической помощи пациентам с АГ.
Поступила: 30.11.2019
Принята к публикации: 14.12.2019
Страницы: 72-91
DOI: 10.11621/npj.2019.0408
Ключевые слова: синдромный подход Л.С. Выготского – А.Р. Лурии – Б.В. Зейгарник; психологический синдромный анализ; синдромообразующий фактор; артериальная гипертензия (АГ); когнитивные процессы; когнитивные дисфункции; когнитивное функционирование; когнитивные расстройства; эмоционально-личностные особенности; мотивация
Авторам: Первичко Елена Ивановна ; Корсакова Наталия Константиновна; Даревская Маргарита Андреевна
Доступно в on-line версии с 31.12.2019
нагрузке в разных условиях деятельности человека. Такой подход согласуется с тенденциями современной психологии исследования самоорганизации в аспекте выявления процессов, лежащих в основе стресс-реакции во время преодоления физического и центрального утомления.
Цель работы: апробация метода критерильных оценок нервно-психической устойчивости для прогноза моторно-двигательных возможностей, поведения и состояния индивида.
Описание хода исследования. В статье преставлен инновационный количественный метод оценки нервно-психического утомления на основе энтропийного подхода. Предлагаемый метод включает формулу условной детерминированной энтропии, инструментарий неравновесной термодинамики в ее информационной интерпретации (теорема И. Пригожина о минимуме производства энтропии). За основу взяты данные Биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, где было проведено исследование студентов и спортсменов (71 юноша и 72 девушки, средний возраст 20+-3 года). Апробация метода, осуществленная на основе опытных экспериментальных данных психофизиологических показателей (теппинг-тест), позволила дать критериальную оценку устойчивости нервно-психического состояния испытуемых.
Результаты исследования. Данные подтвердили валидность метода и позволили выявить на его основе устойчивые и неустойчивые состояния, связанные с ростом нервно-психического напряжения и приводящие к центральному утомлению.
Выводы. Закономерности, выявленные по трендам деятельности (экспериментальных проб), не только соответствуют данным методики теппинг-теста, но и показывают более точные и качественно содержательные оценки нервно-психического напряжения и состояния системы в целом. Данный подход создает перспективу создания на основе энтропийного метода технологии индивидуального мониторинга нервно-психического напряжения – «теппинг-холтера», а также позволяет производить обобщенные оценки спортивных команд в процессе тренировок, например для игровых видов спорта.
Поступила: 28.10.2019
Принята к публикации: 12.11.2019
Страницы: 64-71
DOI: 10.11621/npj.2019.0407
Ключевые слова: спортивная психология; условная энтропия; критерий устойчивости; нервно-психическое утомление; психология спорта; психофизиология; теппинг-тест; энтропийный подход
Авторам: Волов Всеволод Вячеславович; Волов Вячеслав Теодорович
Доступно в on-line версии с 31.12.2019
Актуальность (контекст) тематики статьи. Физическая природа утомления сложна. Утомление приводит к истощению внутренних ресурсов организма. Вследствие этого замедляется темп работы, нарушаются точность, ритмичность и координация движений. Вольная борьба является сложным видом спорта, предъявляющим к атлетам целый комплекс жестких требований не только в физическом плане (сила, физическая подготовка, выносливость и др.), но и в психофизиологическом (использование когнитивных ресурсов при выборе действий, скорость реакции, особенности процессов внимания в условиях дефицита времени и др.). Поэтому важно исследовать особенности влияния физического утомления на психофизиологические показатели борцов. Выявление таких показателей, отражающих наиболее оптимальные функциональные состояния для каждого определенного вида спорта и для вольной борьбы, в частности, позволит повысить эффективность тренировки спортсменов.
Цель работы: исследование динамику комплекса психологических и психофизиологических показателей у борцов вольного стиля до и после усиленной физической нагрузки с применением психологических и электрофизиологических методик, а также выявление возможных типов акцентуаций характера у борцов вольного стиля, связанных со спецификой предъявляемых к данному виду спорта психологических и психофизиологических требований.
Описание хода исследования. Исследовалась динамика функционального состояния спортсменов у борцов вольного стиля до и после усиленной физической нагрузки.
Физическая нагрузка представляла собой тренировочные занятия в целях подготовки спортсменов к соревновательной деятельности. Для изучения психологических и психофизиологические показателей борцов применялись опросники САН и Спилбергера-Ханина, а также электрофизиологические методики (ЭЭГ). Перед тренировкой спортсмены заполнили бланки тестовых заданий (методики САН, Спилбергера-Ханина и Шмишека-Леонгарда), после чего проводилась фоновая запись ЭЭГ. Для статистического анализа данных использовались пакет Statistica 8 (для Windows, V 8.0, StatSoft) и T-test для зависимых выборок. Акцентуации характера, свойственные борцам, выявлялись с помощью методики изучения акцентуаций личности К. Леонгарда (модификация С. Шмишека). Проводилось сравнение показателей борцов группы с высокой гипертимностью (группа 1) и группы с низкой гипертимностью (группа 2) по динамике частоты тета-ритма и альфа-ритма до и после физической нагрузки.
Результаты исследования. Физическое утомление, вызванное сильной физической нагрузкой, значимо отразилось на снижении субъективного ощущения самочувствия, активности, настроения у атлетов. Кроме того, физическое утомление выразилось в значимом снижении доминирующей и средней частоты тета-ритма в правом полушарии, а также в значимом увеличении альфа-ритма в левом полушарии.Борцы вольного стиля преимущественно характеризуются гипертимным типом акцентуации характера, который, согласно литературным данным, связан с подвижностью и уравновешенностью нервной системы. В состоянии спокойного бодрствования борцы с гипертимным типом акцентуации характеризуются низким уровнем тревоги и низкой частотой тета-ритма, которая, согласно литературным данным, ассоциирована с активностью передней поясной извилины, участвующей в реализации таких когнитивных процессов, как ожидание награды и принятие решений. В условиях борьбы наблюдается резкое увеличение уровня тревоги у гипертимных атлетов и уменьшение доминирующей частоты альфа-ритма в правом полушарии. При этом наблюдается уменьшение частоты тета-ритма у всех борцов.
Выводы. Полученные результаты позволяют нам выдвинуть предположение о существовании определенной функциональной системы у борцов вольного стиля, позволяющей адаптировать регуляторные системы организма для эффективной реализации спортивной деятельности за счет активации определенных мозговых структур, в частности, передней поясной извилины. Однако данное исследование является пилотным (выборка составила всего 9 спортсменов), поэтому полученные результаты неправомерно экстраполировать на широкую выборку, но их можно рассматривать как задел для дальнейшей работы в данном направлении.
Поступила: 29.10.2019
Принята к публикации: 08.11.2019
Страницы: 53-63
DOI: 10.11621/npj.2019.0406
Ключевые слова: утомление; физическая нагрузки; борьба; вольный стиль; ЭЭГ; спектральные характеристики; опросник Леонгарда-Шмишека; опросник Спилбергера-Ханина; спортивная психология; психофизиологические показатели спортсменов
Авторам: Поликанова Ирина Сергеевна ; Исаев Алексей Вячеславович; Леонов Сергей Владимирович
Доступно в on-line версии с 31.12.2019
Актуальность (контекст) тематики статьи. Макиавеллизм рассматривается как манипулятивная установка личности, закономерно связанная с деформацией самосознания и деструкцией близких межличностных отношений, что находит косвенное подтверждение в ряде исследований макиавеллизма и других черт Темной триады в здоровой популяции. Однако роль макиавеллизма в регуляции многообразных форм социального поведения, характеризующихся разной степенью регламентированности, сложности, эмоциональной близости, недостаточно изучена. Макиавеллизм и другие формы манипулятивного поведения, рассматриваемые в качестве стратегий регуляции межличностных отношений в ситуации неопределенности, как ожидается, будут по-разному выражены в условно здоровой и клинической популяции в зависимости от эмоциональной вовлеченности, толерантности к неопределенности и ценностных приоритетов.
Цель и описание хода исследования. Целью исследования было выявление вклада в выраженность макиавеллизма, оцениваемого с использованием шкалы «Mach-IV», таких психологических особенностей, как эмпатия, отношение к неопределенности, ценностные ориентации и клинические черты шизотипического круга. В выборку вошли 80 пациентов с расстройствами шизофренического спектра (F 20.0, F 25.0, F 21.0) и 40 лиц контрольной группы без психиатрических диагнозов. Пациенты были разделены на две группы. Гендерное распределение: в группе пациентов с параноидной формой шизофрении – 50% мужчин, 50% женщин, в группе пациентов с шизотипическими расстройствами – 45% мужчин, 55% женщин, в контрольной группе – 37,5% мужчин и 62,5% женщин. Средний возраст участников исследования: 25–35 лет. Исследование проводилось в индивидуальном формате, пациенты на момент проведения исследования были госпитализированы в Научный центр психического здоровья г. Москвы.
Результаты исследования. С помощью регрессионного анализа обнаружено, что снижение «эмпатии» и отсутствие эмоциональной вовлеченности в процесс межличностного общения выступают одним из главных регуляторов макиавеллизма как в контрольной (р<0,05), так и в клинических (р<0,001) группах. В то же время, выраженные шизотипические черты, связанные с эмоционально-отношенческим аспектом клинической симптоматики («подозрительность», «ограниченный аффект», «социальная тревожность») характеризуют климат интерперсонального взаимодействия. Не будучи ведущими в детерминации макиавеллизма, они создают основу для усугубления манипулятивных тенденций. В контрольной группе «межличностная интолерантность к неопределенности» выступает дополнительным фактором макиавеллизма (р<0,05) – лица, которым сложно переносить неоднозначность отношений, склонны прибегать к манипуляции. Низкая «интолерантность к неопределенности» в клинических группах также способна влиять на увеличение «макиавеллизма» (р<0,01), что подтверждают обнаруженные связи с некоторыми аспектами морального самосознания, основанными на игнорировании традиционных этических норм, законов и порядков при принятии решений в ситуациях межличностного общения.
Выводы. Среди исследованных параметров регуляцию выраженности макиавеллизма как в клинических, так и в контрольной группах определяют «эмпатия» и «интолерантность к неопределенности». Ценностные приоритеты и клинические черты, будучи связанными с макиавеллизмом, тем не менее, не позволяют сделать вывод о величине влияния конкретного показателя на манипулятивное поведение. Выявленные констелляции психологических и клинических факторов макиавеллизма могут способствовать выработке индивидуализированных стратегий эффективного взаимодействия с пациентами с расстройствами шизофренического спектра в рамках психотерапевтических и реабилитационных программ.
Поступила: 29.10.2019
Принята к публикации: 06.11.2019
Страницы: 35-45
DOI: 10.11621/npj.2019.0404
Ключевые слова: макиавеллизм; эмпатия; толерантность к неопределенности; моральное самосознание; расстройства шизофренического спектра
Авторам: Андреюк Кристина Олеговна; Соколова Елена Теодоровна
Доступно в on-line версии с 31.12.2019
Статья написана к 70-летию замечательного отечественного психолога Татьяны Гавриловны Стефаненко. В ней описывается жизненный и профессиональный путь ученой, показаны истоки ее профессиональной специализации. Отмечаются заслуги Татьяны Гавриловны в области социальной психологии, этнопсихологии и психологии культуры. Освещены основные проблемы, над которыми она успешно работала в рамках данных направлений науки.
Автор рассказывает об исследовательской и преподавательской деятельности Т.Г. Стефаненко, знакомит с выпущенными ею научными трудами. Показано участие Татьяны Гавриловны в международных исследовательских проектах. Отмечаются несомненно выдающиеся заслуги Т.Г. Стефаненко как автора учебников и учебных пособий по этнопсихологии, которые являются базовыми во многих учебных заведениях нашей страны, а также как организатора научных конференций и круглых столов.
Подчеркивается, что Татьяна Гавриловна была активной творческой личностью, внимательным учителем, эрудированным и талантливым ученым, доброжелательным и ответственным человеком.
Поступила: 16.12.2019
Принята к публикации: 20.12.2019
Страницы: 28-34
DOI: 10.11621/npj.2019.0403
Ключевые слова: этническая психология; социальная психология; психология культуры; выдающиеся отечественные психологи; Т.Г. Стефаненко
Авторам: Соловьева Ольга Владимировна
Доступно в on-line версии с 31.12.2019
Актуальность (контекст) тематики статьи. Повсеместное распространение инфокоммуникационных технологий, снижение возраста начала пользования цифровыми устройствами, сензитивность периодов дошкольного и младшего школьного возраста, исключительно высокая значимость родительской медиации в вопросах пользования цифровыми устройствами маленькими детьми при недостаточной научной разработанности этой проблемы обуславливает необходимость получения и анализа эмпирических данных об использовании цифровых технологий в российских семьях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель: изучение особенностей использования инфокоммуникационных технологий в семьях с детьми дошкольного (5–7 лет) и младшего школьного (8–11 лет) возраста.
Описание хода исследования. В качестве методов исследования использовались полуструктурированное интервью для дошкольников и анкетирование младших школьников и родителей обеих возрастных групп. Последнее включало вопросы об уровне пользовательской активности, цифровой инициации и культуры, цифровой компетентности, родительской медиации, об опыте столкновения с онлайн-рисками, о психологическом благополучии и детско-родительских отношениях. Исследование было проведено в очной форме на дому у респондентов. Общая выборка – 100 пар «ребенок–родитель» (дети 5–11 лет).
Результаты исследования. По будням две трети (62–64%) детей 5–11 лет проводят в интернете не более часа, остальные – не более трех часов. По выходным 48% детей 5–11 лет проводят в интернете 1–3 часа, а 8% дошкольников и 18% младших школьников – более 3 часов. Дошкольники чаще используют планшеты, младшие школьники – смартфоны. В обеих возрастных группах ведущий вид цифровой активности – просмотр мультфильмов и видеороликов. Цифровые игры ребенка эволюционируют от интереса к взаимодействию с предметами до предпочтения сюжетно-ролевых игр. Младшие школьники начинают осваивать социальные сети и использовать интернет для учебы. Опыт столкновения с онлайн-рисками имел почти каждый второй ребенок 5–7 лет (46%) и 60% детей 8–11 лет. Преобладают технические и контентные риски: включение произвольных видео, всплывающие баннеры, столкновение с пугающим или порнографическим контентом, заражение устройств вредоносными программами. 12% младших школьников встречаются с коммуникационными рисками. Родители дошкольников в 70% случаев выбирают стратегию присутствия рядом, когда их ребенок пользуется интернетом. Родители детей 8–11 лет в двух случаях из трех прибегают к ограничивающим стратегиям, в первую очередь, устанавливая временные лимиты. В семьях с детьми 8–11 лет более выражено целенаправленное обучение ребенка его использованию. Треть всех опрошенных взрослых признаются, что испытывают неуверенность в вопросах интернет-безопасности.
Выводы. Интенсивность использования цифровых устройств дошкольниками и младшими школьниками сегодня по сравнению с предыдущими годами возрастает. Использование цифровых технологий имеет специфику в зависимости от возраста ребенка. Она определяется наиболее часто используемыми электронными устройствами, содержанием основных видов цифровой активности, наличием специфических видов онлайн-активности в каждой возрастной группе, особенностями опыта столкновения с онлайн-рисками, а также степенью интенсивности родительской медиации и ее характером. Родители школьников 8–11 лет начинают применять не только ограничивающие стратегии, но и разрешающие, включая обучение ребенка цифровым навыкам. Родители дошкольников, по сравнению с данными более ранних исследований, чаще стали занимать активную позицию при решении проблем в ситуации онлайн-рисков. В семьях с детьми обеих возрастных групп недостаточно используются средства технического контроля детской онлайн-активности и обращение за помощью в службы поддержки пользователей.
Поступила: 29.11.2019
Принята к публикации: 12.12.2019
Страницы: 12-27
DOI: 10.11621/npj.2019.0402
Ключевые слова: Интернет; младшие школьники; семья; родители; онлайн-активность; цифровые технологии; электронные устройства; смартфон; планшет; телевизор; стратегии медиации; онлайн-риски; цифровая компетентность
Авторам: Солдатова Галина Уртанбековна ; Теславская Оксана Игоревна
Доступно в on-line версии с 31.12.2019
Актуальность исследования определена значением информационной социализации для морального развитияподростков, в частности, ролью способов когнитивной переработки социальной информации (КПИ) для развития морального сознания.
Целью исследования стало изучение взаимосвязи уровня морального развития подростков и КПИ интернет-сети. Гипотеза исследования: особенности моральной чувствительности и уровень развития моральных суждений подростков обуславливают их преимущественную ориентировку на различные этапы когнитивной переработки социальной информации в сети интернета.
Описание хода исследования В исследовании были использованы следующие методы: методика «Справедливость – Забота», направленная на определение уровня развития моральных суждений (С.В. Молчанов), авторская методика выявления уровня моральной чувствительности, методика когнитивных способов оценивания социальной информации из сети интернета, разработанная на основе модели Крика и Доджа, «Шкала базисных убеждений Янофф-Бульман» (в модификации М.А. Падуна и А.В. Котельниковой). В исследовании приняли участие 208 подростков в возрасте 13–18 лет (48% юношей и 52% девушек). На основе кластерного анализа по уровню развития моральных суждений и показателям моральной чувствительности были выделены две группы: с высоким уровнем развития моральных суждений и высокой моральной чувствительностью и с низким уровнем развития моральных суждений и неоднородной моральной чувствительностью.
Результаты исследования. Показано, что моральная чувствительность определяет характер осознания морального содержания проблемных ситуаций. Для подростков с высоким уровнем морального развития характерна выраженная вера в справедливость окружающего мира и переживание ценности и значимости собственного Я. Выявлены различия когнитивной переработки социальной информации. Подростки с высоким уровнем морального развития более ориентированы на выбор ответного поведения с учетом его возможных последствий и оценки самоэффективности в процессе социального взаимодействия в интернет-пространстве. Подростки с низким уровнем морального развития более фокусированы на интерпретационном этапе анализа социальной информации, где задачей становится понимание морального содержания ситуации и выделение морального конфликта.
Выводы. Перспективой дальнейшего исследования должно стать изучение функциональной связи уровня моральных суждений и моральной чувствительности подростков в детерминации способов когнитивной переработки социальной информации и содержательный анализ представлений подростков о моральной регуляции в обществе в зависимости от уровня развития моральных суждений и продуктивности когнитивных способов переработки социальной информации в сети интернета.
Поступила: 18.11.2019
Принята к публикации: 04.12.2019
Страницы: 3-11
DOI: 10.11621/npj.2019.0401
Ключевые слова: моральное развитие; моральная чувствительность; информационная социализация; когнитивная переработка информации; подростковый возраст; Интернет
Авторам: Молчанов Сергей Владимирович; Войскунский Александр Евгеньевич; Маркина Ольга Сергеевна; Бородина Анна Сергеевна
Доступно в on-line версии с 31.12.2019
Актуальность. В число наиболее важных факторов успешности в спорте входят развитые навыки саморегуляции деятельности, формирующиеся посредством целедостижения. Согласно проведенным исследованиям, направленность целей спортсменов может прогнозировать их эмоциональное состояние и вероятность возникновения повышенной тревожности в предстоящем состязании.
Цель. Выявление связи состояния предсоревновательной тревожности и особенностей целеполагания как способа саморегуляции деятельности спортсменов, занимающихся керлингом. Мы предполагали, что для спортсменов с эго-целевой ориентацией характерна более высокая предсоревновательная тревожность, по сравнению со спортсменами с целевой ориентацией на задачу.
Описание хода исследования. В статье проанализированы типы целевых ориентаций и состояние тревожности 56 спортсменов-керлингистов в предсоревновательный период (м=16, ж=40). Использованы следующие методики: шкала тревоги Спилбергера и шкала личностной соревновательной тревожности Р. Мартенса – обе методики в адаптации Ю.Л. Ханина, авторский опросник для установления направленности целей керлингистов.
Результаты исследования. Выдвинутое нами предположение не получило подтверждения, что противоречит результатам исследований, выполненных другими специалистами. Отсутствие связи предсоревновательной тревожности и направленности целей спортсменов, возможно, определяется спецификой керлинга, как командного вида спорта. Установлено, что у мужчин и женщин нет значимых различий приверженности той или иной направленности целей (p>0,05), вместе с тем, обнаружены достоверные гендерные различия по состоянию личностной и соревновательной тревожности (p≤0,01; p<0,05 соответственно).
Выводы. Выполненная работа позволила выделить новые направления для дальнейших исследований, такие, как: роль тренера в формировании целевых ориентаций спортсменов, дополнительные факторы, оказавшие влияние на полученные результаты.
Поступила: 16.09.2019
Принята к публикации: 24.09.2019
Страницы: 113-124
DOI: 10.11621/npj.2019.0312
Ключевые слова: sport; спортсмены; саморегуляция; тревога; целеполагание; эго-целевая ориентация; задача-целевая ориентация
Авторам: Сагова Зурида Айсовна
Доступно в on-line версии с 20.10.2019