ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

Национальный психологический журнал-2012- №2(8)- 160 с.

От редакции:

Зинченко Ю. П. От редакции / // Национальный психологический журнал - 2012. - №2(8)-с.3

Всё дальше от нас уходит время, когда на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова работали выдающиеся ученые, заложившие основы отечественной психологии, создавшие оригинальные направления научно-психологических исследований. Ученые, именами которых названы теории, получившие мировоепризнание – А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин, Б.В. Зейгарник, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. Понимаем ли мы истинное величие этих людей? Не затуманивает ли ихоценку суета современной жизни, погоня за мнимыми ценностями?

В этом году мы отмечаем 110-летний юбилей Александра Романовича Лурияи Петра Яковлевича Гальперина. Вместе с нами вспоминают своих учителей психологи, педагоги, медики, представители других специальностей, кому жизнь подарила удивительный шанс учиться у этих двух великих ученых. Речь идет не только о наших соотечественниках: у Лурия и Гальперина учились представителине одного десятка стран, жители разных континентов нашей планеты.

Страницы: 3
Автор(ы): Зинченко Ю. П.;
Ключевые слова: Национальный психологический журнал;


Классики и современность

Зинченко В.П. Мои Учителя и Заслуженные собеседники (из коллективной монографии «Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания») // Национальный психологический журнал-2012.-№2(8)-с.6-8.

Приведены материалы одной из глав коллективной монографии «Стиль мышления: проблема исторического единства научно- го знания» (под общей редакцией Т.Г. Щедриной), вышедшей в 2011 году. В ней В.П. Зинченко рассказывает о своих выдающихся учителях-психологах – прежде всего, П.Я. Гальперине, а также его коллегах: А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьеве, П.И. Зинченко и Д. Б. Эль- конине, А.В. Запорожце, А.А. Смирнове. Показан не только вклад этих выдающихся ученых в психологическую науку, но и дается представление о них, как о личностях со свойственными каждому особенностями характеров.

Страницы: 6-8
Автор(ы): Зинченко В.П.;
Ключевые слова: история отечественной психологии ; история психологии; А.Н. Леонтьев; культурно-историческая психология; психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева; П.Я.Гальперин; П.И.Зинченкo; Д.Б.Эльконин ; А.В.Запорожец; А.А.Смирнов ; школа А.Н.Леонтьева; общая психология; отечественная психологическая школа;


110-летие П.Я. Гальперина

Гальперин П.Я. Проблема онтогенеза психики // Национальный психологический журнал - 2012. - №2(8) - с.9-13.

Доклад Петра Яковлевича Гальперина на методологическом семинаре, руководимом А.Н. Леонтьевым 24 марта 1976 г.

Страницы: 9-13
Автор(ы): Гальперин П.Я.;
Ключевые слова: Гальперин П. Я. ;

Ждан А.Н. П.Я.Гальперин как теоретик и методолог психологической науки // Национальный психологический журнал-2012.-№2(8)-с.14-18.

Анализируется творчество выдающегося ученого П.Я. Гальперина как методолога психологической науки. В систематизированном виде представлены разработанные им методологические принципы, раскрыта их роль в построении созданной им общепсихологической концепции, показана их важность для постановки и исследования психологических проблем в современной научной ситуации

Страницы: 14-18
Автор(ы): Ждан А.Н. ;
Ключевые слова: история психологии; методология;

Асмолов А.Г. Я иронизирую, значит, я существую(Интервью А.Г. Асмолова, посвященное 110-летию со дня рождения П.Я. Гальперина) // Национальный психологический журнал — 2012.— №2(8) — с.19-20.

Интервью А.Г. Асмолова (доктора психологических наук, профессора, зав. кафедрой психологии личности факультета психоло- гии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова), посвященное 110-летию со дня рождения П.Я. Гальперина

Страницы: 19-20
Автор(ы): Асмолов А.Г.;
Ключевые слова: интервью ;

Подольский А.И. Быть самим собой в науке и жизни (Интервью А.И. Подольского, посвященное юбилею П.Я. Гальперина) // Национальный психологический журнал-2012.-№2(8)-с.21-22.

Интервью А.И. Подольского (доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова), посвященное юбилею П.Я. Гальперина.

Страницы: 21-22
Автор(ы): Подольский А. И. ;
Ключевые слова: П.Я.Гальперин;

Хозиев Б.И. П.Я. Гальперин и вооруженные силы. // Национальный психологический журнал-2012.-№2(8)-с.23-25.

Статья посвящена 110-летию со дня рождения крупного отечественного психолога Петра Яковлевича Гальперина и 40-летию начала широкого внедрения его теории планомерного формирования умственных действий и понятий в теорию и практику обучения и воспитания личного состава Вооруженных сил СССР и РФ. Показан вклад ученого в развитие отечественной военной психологии, в процесс оптимизации обучения и воспитания военнослужащих.

Страницы: 23-25
Автор(ы): Хозиев Б.И.;
Ключевые слова: Гальперин П. Я. ; теория планомерного формирования умственных действий и понятий; новые методы обучения и воспитания военнослужащих;

Самоненко Ю.А., Жильцова О.А., Самоненко И.Ю. Психологические условия формирования внутреннего диалога у школьника // Национальный психологический журнал-2012.-№2(8)-с.26-31.

Излагаются результаты исследования, проведенного авторами с целью выявления особенностей психологического содержания внутреннего диалога у школьников и установление путей его формирования в процессе обучения. В основу проведенной работы была положена теория планомерного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина.

Страницы: 26-31
Автор(ы): Самоненко И.Ю.; Самоненко Ю.А. ; Жильцова О.А.;
Ключевые слова: внутренний диалог; внутренний полилог; теория планомерного формирования умственных действий и понятий; развивающее обучение; проектная и исследовательская деятельность школьника;


Научное наследие А.Р. Лурия

Зинченко Ю.П., Первичко Е.И. Постнеклассическая методология в клинической психологии: научная школа Л.С. Выготского – А.Р. Лурия // Национальный психологический журнал - 2012 - №8 - с.32- 45

Предметом публикации является обсуждение вопроса о возможности приложения современных философских концепций, позволяющих различать типы научной рациональности (классический, неклассический и постнеклассический), для определения теоретико-методологических принципов функционирования и развития клинической психологии.

Показано, что в основных положениях культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и в методологии синдромного подхода Выготского-Лурия присутствуют начала постнеклассической модели научной рациональности, с постнеклассическим видением предмета и метода психологического исследования, а также с постнеклассическим мышлением исследователей. Объективировано, что в работах Л.С. Выготского и А.Р. Лурия сформулированы общие методологические требования к организации исследования психики, которые, в целом, соответствуют требованиям, выдвигаемым современной наукой в качестве необходимых для работы со сложными саморазвивающимися системами. Аргументировано, что в концепции синдромного подхода Выготского-Лурия психологические синдромы описываются как динамические структуры, обладающие качествами саморегуляции, самоорганизации, самодетерминации и адаптивной целесообразности, что дает основания для рассмотрения их в качестве открытых саморазвивающихся систем.

Страницы: 32-45
Автор(ы): Первичко Е. И. ; Зинченко Ю. П.;
Ключевые слова: типы научной рациональности; постнеклассическая эпистемология; саморазвивающиеся системы; культурно-историческая концепция; психологический синдромный анализ; психологический синдром;


сообщество профессионалов

Итоги V съезда РПО


События


Коллеги

Лунт И. С. Европейский диплом по психологии EuroPsy: разработка стандартов высшего уровня профессионального психологического образования. // Национальный психологический журнал - 2012 - №8 - с.58 - 63

В статье излагается краткая история EuroPsy как европейской инициативы по разработке стандартов для высшего уровня профессионального психологического образования, которая началась в 1998 году и сейчас проходит стадию завершения в европейских странах – членах Европейской Федерации Психологических Ассоциаций (EFPA). EuroPsy определяется как стандарт для профессионального образования, цель которого – повышение качества образования и профессиональной практики психологов. Рассматриваемая инициатива встретила активную поддержку в аналогичных усилиях, как в странах ЕС, так и за его пределами в Европе, в частности, в рамках так называемого Болонского процесса. Политическим стремлением Болонского Процесса, однако, является чётко выраженное стремление именно к повышению мобильности. Стремление к профессиональной мобильности не всегда легко сочетается с заботой о качестве и высоком уровне образования в профессии, так же, как и с предполагаемыми усилиями по защите интересов клиента или потребителя. Предлагаемый доклад даёт представление о некоторых сложных проблемах и потенциальных трудностях разработок в рамках EuroPsy.

Страницы: 58 - 63
Автор(ы): Лунт Ингрид Сесилия;
Ключевые слова: ЕвроПси; компетенции; профессиональное образование; мобильность; стандарты качества;


Наука

По материалам съезда РПО: приглашение к дискуссии

Сафонов В.К. Психология спорта – современные задачи научно-практического обеспечения спортивной деятельности. // Национальный психологический журнал-2012.-№2(8)-с.71-74.

В качестве системообразующего фактора научного обеспечения спорта определяются психологические основы. Главной при- чиной функционального и психологического травматизма называется функционирование психики в ситуациях тренировочной и соревновательной деятельности. Формулируются задачи психологического обеспечения подготовки спортменов: индивидуализация приемов управления спортивной деятельностью; психологический контроль переносимости тренировочных нагрузок и готовности к соревнованию; восстановление психической свежести и функциональной работоспособности; индивидуальное и групповое консультирование; оптимизация социально-психологического климата в спортивном коллективе.

Страницы: 71-74
Автор(ы): Сафонов В.К.;
Ключевые слова: психология спорта; спортивная деятельность; спортивный психолог; психологическая подготовка спортсменов; психологическое обеспечение спорта; спорт высших достижений;

Доступно в on-line версии с 04.02.2014

Аракелов Г.Г. Будущее российской психологии – в развитии нейронаук // Национальный психологический журнал-2012.-№2(8)-с.64-70.

В статье даются основные направления и перспективы развития нейронауки, занимающейся проблемами мозговых дисфункций, мышления, памяти, восприятия и переработки информации. Рассматриваются вопросы исследования пластических возможностей мозга взрослого человека, проблемы индивидуального сознания, расшифровки механизмов мышления, новые возможности кросс-культурных исследований. Акцентируется внимание на интересных междисциплинарных исследованиях в области стресса, дистресса и различные психические и психосоматические расстройства, вызываемые ими. Делается вывод, что психология не сможет развиваться без тесного взаимодействия с нейронауками.

Страницы: 64-70
Автор(ы): Аракелов Г.Г;
Ключевые слова: психология; психофизиология; нейронауки; мозговая деятельность; мозговые дисфункции;


Проблема

Левит Л.З., Радчикова Н.П. Личностно-ориентированная концепция счастья: теория и практика // Национальный психологический журнал-2012.-№2(8)-с.81-89.

Предлагается личностно-ориентированная концепция счастья, основанная на идеях системного подхода и синтезирующая эвде- моническую и гедонистическую традиции, и опросник, разработанный на базе данной теоретической концепции.

Страницы: 81-89
Автор(ы): Левит Л.З.; Радчикова Н.П.;
Ключевые слова: эвдемония; гедонизм; счастье; личностная уникальность; разумный эгоизм; системный подход; надежность; валидность;

Буровихина И.А., Лидерс А.Г. Социальная ситуация развития как условие формирования образа мира в отрочестве // Национальный психологический журнал-2012.-№2(8)-с.75-80.

В статье обсуждаются особенности семантического пространства репрезентации мира в сознании подростка, обусловленные спецификой социальной ситуации развития респондентов. Использован сравнительный метод, в ходе реализации которого сопоставлению были подвергнуты результаты выполнения Методики свободной сортировки понятий нормально видящими подростками и их слепыми сверстниками как той контрастной группы, социальная ситуация развития членов которой отличается выраженными особенностями.

Страницы: 75-80
Автор(ы): Лидерс А. Г.;
Ключевые слова: образ мира; подростковый возраст; социальная ситуация развития; субъективное семантическое пространство восприятия; методика свободной сортировки понятий;


Вызовы XXI века

Мустафаева Г.Н. Социальные аспекты интернет-зависимости // Национальный психологический журнал-2012.-№2(8)-с.95-99.

В работе изложены социальные проблемы интернет-зависимости. Одной из первоначальных причин возникновения интернет-зависимости указывается стремительное увеличение пользования современными информационными технологиями. Автор анализировал выраженные изменения в психологических качествах лиц долгое время связанных с компьютером и превратил их в объект психологических исследований. С одной стороны, Интернет, как одна из основных проблем человека, с другой стороны, Интернет способствует решению многих проблем современного человека

Страницы: 95-99
Автор(ы): Мустафьева Г.Н.;
Ключевые слова: интернет-зависимость; нетаголизм; виртуальная аддикция; киберпространство; виртуальная реальность; виртуальное обучение; интернет зависимость;

Миньяр-Белоручева А.П., Покровская М.Е. Этнические стереотипы в современном языковом пространстве // Национальный психологический журнал-2012.-№2(8)-с.90-94.

Статья посвящена рассмотрению проблемы, касающейся межнациональных отношений, которая актуальна для поликультурных и монокультурных государств, занятых поисками путей создания благоприятных условий для гармоничной жизни и деятельности разных национальностей на одной территории. Решение данной проблемы подразумевает изучение стереотипов и персонификаций: рассмотрение межнациональных отношений через призму восприятия тем или иным народом себя и других и отражение этих отношений в языке.

Страницы: 90-94
Автор(ы): Миньяр-Белоручева А. П.; Покровская М. Е.;
Ключевые слова: этнический стереотип; межнациональные отношения; персонификация; этноним; восприятие других; самоидентификация;


Психология современной авиации

Якимович Н.В. , Коваленко П.А. О целесообразности формирования двух типов «образа полета» у пилотов гражданской авиации // Национальный психологический журнал — 2012. — №2(8) — с.106-109.

До сих пор вопрос о том, какой необходим пилотам образ полета, оставался дискуссионным с точки зрения авиационной психологии: одни специалисты считали, что необходим «качественный» образ полета (по типу наглядной картинки), другие придерживались мнения, что пилоту бывает достаточно «количественного» образа полета (в виде числового кода или приборного аналога полетной информации). Авторы статьи в ходе анализа различных точек зрения с позиции деятельностного подхода пришли к выводу, что у пилотов в процессе обучения необходимо формировать оба вида образа полета, т.к. каждый из них оказывается востребованным в зависимости от целей деятельности на конкретном участке полета.

Страницы: 106-109
Автор(ы): Коваленко П.А.; Якимович Н.В.;
Ключевые слова: деятельностный подход; образ полета; пространственное положение самолета; цель деятельности; содержание обучения;

Лысаков Н.Д., Лысакова Е.Н. Современные тенденции развития отечественной авиационной психологии // Национальный психологический журнал — 2012. — №2(8) — с.100-105.

В статье содержится историко-методологический анализ отечественной авиационной психологии как отрасли психологии. Исходя из понимания основных детерминант развития авиационной психологии, а именно, логики становления психологической науки и технического прогресса в авиации, делается вывод о том, что современные тенденции развития авиационной психологии заключаются в преобладании интеграции над дифференциацией, дальнейшей специализации в интересах боеготовности и боеспособности Военно-воздушных сил.

Страницы: 100-105
Автор(ы): Лысаков Н.Д.; Лысакова Е.Н.;
Ключевые слова: авиационная психология; военно-авиационная психология; «человеческий фактор» в авиации; летное обучение; личность летчика;


Исследования

Базаров Т.Ю., Туманян Д.Г. Влияние дефицита времени на решение творческих задач // Национальный психологический журнал — 2012. — №2(8) — с.116-123.

Влияние дефицита времени на решение творческих задач В статье рассматриваются различные подходы к проблеме влияния дефицита времени на эффективность творческого решения задач в группе. Описываются типологии временной перспективы личности. Приводятся результаты исследования, демонстрирующие влияние большего и меньшего дефицита времени на решение творческих задач в группе, а также последовательного и одновременного предъявления задач на эффективность группового решения при дефиците времени.

Страницы: 116-123
Автор(ы): Туманян Д.Г.; Базаров Тахир Юсупович;
Ключевые слова: время; дефицит времени; временная перспектива; групповое решение творческих задач;

Меньшикова Г.Я. Изучение восприятия светлоты поверхности при помощи технологии виртуальной реальности // Национальный психологический журнал — 2012. — №2(8) — с.110-115.

Статья посвящена проблеме восприятия светлоты поверхности. Выраженность трехмерной (3D) иллюзии одновременного светлотного контраста была измерена методом констант у тридцати семи наблюдателей. Технология виртуальной реальности использовалась для предъявления стереопар различных трехмерных конфигураций иллюзии. Альбедо-гипотеза и гипотеза копланарных отношений использовались для объяснения полученных результатов. Изменения выраженности иллюзии в зависимости от 3D конфигурации находились в хорошем соответствии с альбедо-гипотезой.

Страницы: 110-115
Автор(ы): Меньшикова Г.Я.;
Ключевые слова: восприятие; зрительные иллюзии; светлота; воспринимаемая освещенность; альбедо-гипотеза; гипотеза копланарных отношений; технология виртуальной реальности;


Образование

Коллеги

Чеснокова О.Б., Субботский Е.В. Психолог в системе дошкольного образования: английский вариант // Национальный психологический журнал — 2012. — №2(8) — с.124-131.

В данной статье авторы, не ставя специальной цели сравнительного анализа истории развития и современного состояния русской и английской системы дошкольного и начального школьного образования (в Англии школьное образование начинается с 4-х лет, в России – с 6–7 лет), описывают логику перехода от дошкольной к школьной системе обучения, анализируют как, кем и силами каких профессиональных организаций в Англии решаются психологические задачи переходного периода.

Страницы: 124-131
Автор(ы): Чеснокова О. Б.; Субботский Е. В. ;
Ключевые слова: дошкольное образование в Англии ; формализованное обучение; развивающее обучение; дошкольный психолог; воспитатель; программы развития дошкольников Англии;


Психология в модернизации образования

Бадил В.А., Любимов М.Л. Инклюзивные классы как вариант развития инклюзивного образования // Национальный психологический журнал-2012.-№2(8)-с.132-135.

В статье обсуждаются вопросы инклюзивного образования, преимущества пути развития инклюзивного образования через классы, а также важность подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к включению в общеобразовательную школу.

Страницы: 132-135
Автор(ы): Бадил В.А.; Любимов М.Л.;
Ключевые слова: интегрирование; инклюзия; инклюзивное образование; инклюзивные классы; школы инклюзивного образования; дети с ограниченными возможностями здоровья (дети с ОВЗ); адаптированная образовательная среда; психолого-педагогическое сопровождение; сертифицированное обучение; окружной ресурсный центр (ОРЦ);


Практика

Психология спорта

Леонов С.В. Переживание спортивной травмы // Национальный психологический журнал — 2012. — №2(8) — с.136-143.

В статье рассматриваются психологические аспекты восстановления атлетов после получения травмы. Проводится анализ определения спортивной травмы, факторов, влияющих на переживание спортивных травм, анализируются особенности экспрессии боле- вых ощущений в спорте. В работе показывается, что реабилитация атлетов должна сочетать в себе комплексную программу восстановления спортсменов, разрабатываемую совместно врачами-травматологами, физиотерапевтами, тренерами, психологами.

Также рассматриваются факторы, способствующие повышению уровня травматизма в спорте: изменение покрытий спортивных площадок, применение анаболических препаратов. Анализируются подходы к реабилитационным программам травмированных спортсменов. Подробно рассматривается модель К. Эймс и Д. Дуда, основу которой составляет реализация программы работы с атлетами, ориентированной на целеполагание, включенности атлетов в решении задач. Выбор задач определяется степенью их доступности и достижимости спортсменами.

Страницы: 136-143
Автор(ы): Леонов С.В.;
Ключевые слова: психология спорта; травма; боль; психологические особенности восстановления;


Методики, технологии, инструментарий

Тюрин П.Т. Игровая методика развития воображения «Инициалы» // Национальный психологический журнал — 2012. — №2(8) — с.144-150.

Статья представляет оригинальную игровую методику «Инициалы» развития воображения, свободного ассоциирования и гибкости мышления. Методика предлагает выполнение задач интерпретации собственных инициалов, объединяя различные вариан- ты их расшифровок с представлениями о себе в целостном образе. Продуцирование оригинальных интерпретаций инициалов как предельно сокращенных вербальных конструктов и отражающих субъективные переживания их автора, рассматривается как проявление креативной способности.

Страницы: 144-150
Автор(ы): Тюрин П.Т.;
Ключевые слова: интерпретация инициалов; символы имени; самохарактеристики; элементы автобиографии; гипотезы о «Я»; развитие воображения;


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2017
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер