ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

Аннотированный указатель статей «Национального психологического журнала»

Фильтр
Ru:
Received / Поступила:
Accepted date / Дата публикации в журнале:
Аннотация:
DOI Number:
  

Миронова М.Н. Очерк исследования смысловых структур личности педагога. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 2(18). – С. 95-107.

В статье описываются смысловые структуры личности педагога в русле целостной уровневой теории личности Б.С. Братуся, которая имеет и более поэтичное называние – «смысловая вертикаль». В данном подходе личность педагога как профессионала – это особенный случай организации личности в общепсихологическом ее понимании, где главной задачей является выделение того, что относится собственно к личности – не к личности учителя, ученого или врача, а к личности как совершенно особому психологическому образованию.

В системной модели смысловой сферы личности педагога, разработанной на основе общепсихологического подхода, кроме общего смысла деятельности («ради чего?») на каждом из смысловых уровней рассматриваются:

  • отношение педагога к ученику как к Другому (Двойнику, Собеседнику и Лицу); 
  • личностный смысл, презентируемый в сознании педагога через трансформированный образ ученика; 
  • доминанта и «каналы» активности присвоения и отдачи, по которым осуществляется распределение энергии активности в общности педагог – ученик; 
  • личностная негэнтропия, позволяющая говорить о том, чему будет способствовать педагог: разрушению или созиданию личности ученика.

Описываются результаты эмпирических исследований, проведенных на группе учителей, в которых использовались «Методика изучения смысловых уровней в структуре личности педагога» и психологические портреты учителей, выполненные экспертами-психологами, работающими в образовательных учреждениях. 

Представлена разработанная типология смысловых структур личности педагога: «развивающая – воспроизводящая – деструктивная».

Поступила: 23.06.2015
Принята к публикации: 05.06.2015
Страницы: 95-107
DOI: 10.11621/npj.2015.0210
Автор(ы): Миронова Марина Николаевна;
Разделы журнала: Профессиональное самоопределение личности; Ключевые слова: смысловые уровни в структуре личности педагога; образ Другого; образ ученика в сознании педагога; деструктивная смысловая структура;

Доступно в on-line версии с 30.08.2015

Миньяр-Белоручев К.В. Проблемы психологического восприятия пространства и времени в историческом процессе. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 2(18). – С. 87-94.

Данная статья посвящена психологическим аспектам и проблемам восприятия пространственного и временного измерений исторического процесса. Пространство и время существуют не изолированно друг от друга, а тесно взаимосвязаны: пространство обеспечивает физическую локализацию исторических процессов, которые, в свою очередь, протекают во времени и обладают четко определенными временным и характеристиками.

В исторической перспективе пространство отличается дуализмом: с одной стороны, физические характеристики пространства остаются неизменными в историческом масштабе, с другой – государственная принадлежность и статус конкретных территорий со временем изменяются. Территории различаются по своей ценностной характеристике: объектом межгосударственного соперничества являются наиболее «ценные» объекты физической среды: выход к морю, течение и устье судоходной реки, месторождения полезных ископаемых, промышленно-развитые районы, в то время как не обладающие подобными характеристиками территории могут не представлять интереса для игроков на международной арене.

Историческое время не обязательно совпадает со временем хронологическим. Так, по мнению Эрика Хобсбаума, «длинный XIX век» продолжался с 1789 по 1914 гг., а «короткий XX век» – с 1914 по 1991 гг. Важным фактором является так называемое «психологическое время» – представление о характере отношений между прошедшими, настоящими и предстоящими событиями, а также категория восприятия времени и временных интервалов, в рамках которых происходят те или иные исторические события. Время задает хронологические рамки исторических процессов, при этом время одновременно определяется через цикличность и линейность.

Развитие транспорта и средств связи приводит r тому, что при сохранении прежних линейных размеров пространства и скорости течения времени пространство «сжимается», а время «ускоряется»: перемещение физических объектов и передача информации требует все меньше времени. Начало этого процесса датируется XIX в. (транспортная революция и революция средств связи), для XX-XXI вв. характерно резкое возрастание данного процесса. Современные войны зачастую длятся не годы, а месяцы и дни, переговоры ведутся напрямую первыми лицами или под их прямым каждодневным контролем, при этом, в период кризисов время, выделенное на принятие решений, стремительно сокращается.

Поступила: 15.05.2015
Принята к публикации: 02.06.2015
Страницы: 87-94
DOI: 10.11621/npj.2015.0209
Автор(ы): Миньяр-Белоручев Константин Валерьевич;
Разделы журнала: Психология восприятия; Ключевые слова: пространство и время; историческое время; восприятие; восприятие времени; восприятие пространства;

Доступно в on-line версии с 30.08.2015

Статников А.И. Синдромный анализ трудностей в понимании детьми логико-грамматических конструкций. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 2(18). – С. 77-86.

В статье описываются результаты исследования механизмов понимания логико-грамматических конструкций учащимися 7-8 лет с речевыми нарушениями и с типичным речевым развитием. В исследовании использовались: компьютеризированные тесты на понимание логико-грамматических конструкций, пробы на серийную организацию движений и речи (традиционные и компьютеризированные) и пробы на оценку уровня развития стратегий переработки зрительно-пространственной информации. Синдромный нейропсихологический анализ полученных результатов позволил прийти к следующим выводам. Во- первых, трудности понимания логико-грамматических конструкций связаны с дефицитом развития зрительно-пространственных функций, что соответствует традиционному для отечественной нейропсихологии представлению. Во-вторых, понимание логико-грамматических конструкций связано также с серийной организацией движений и речи. Характер этих связей отличается от характера связей с уровнем развития стратегий зрительно-пространственного восприятия, что свидетельствует о различном значении данных психических функций для развития процесса понимания грамматически сложных предложений.

Полученные результаты интерпретируются с позиций теории системной динамической локализаций высших психических функций Л.С. Выготского-А.Р. Лурия и модели трех уровней организации речи по А.Р. Лурия и концепции трех уровней синтаксиса Т.В. Ахутиной. Автор предполагает, что операции по грамматическому переструктурированию сложных предложений онтогенетически тесно связаны с функциями серийной организации движений и развиваются на анатомически близком к ним субстрате (заднелобные отделы коры больших полушарий). Другой же аспект понимания логико-грамматических конструкций – нахождение «точки отсчета» и создание асимметризованной квазипространственной структуры, в которой определены тематические роли членов предложения, будет аналогичным образом связан с функциями зрительно-пространственного восприятия и их анатомическим субстратом (теменно-височно-затылочными отделами).

Поступила: 19.05.2015
Принята к публикации: 02.06.2015
Страницы: 77-86
DOI: 10.11621/npj.2015.0208
Автор(ы): Статников Александр Исакович;
Разделы журнала: Нейропсихология; Ключевые слова: нейропсихология; нейролингвистика; логико-грамматические конструкции; компьютеризированные тесты; младшие школьники; освоение грамматических конструкций младшими школьниками;

Доступно в on-line версии с 30.08.2015

Корсакова Н.К., Ковязина М.С. Новый взгляд на старую проблему: категория «синдром» в психологии. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 2(18). – С. 66-76.

В статье рассматривается комплекс проблем, относящихся к современному состоянию и использованию категории «синдром», которая до недавнего времени находилась исключительно в поле профессионального внимания медицины и клинической психологии. Однако с конца ХХ века эта категория всё более часто применяется при описании специфических проявлений психики человека в особых обстоятельствах жизни и деятельности в отсутствие признаков болезни и представлена огромным перечнем так называемых «психологических синдромов» нормы. В связи с таким расширением возникает ряд вопросов, касающихся соотношения новых подходов к пониманию категории «синдром» с ранее установившимися представлениями, а также к методологии исследований, определяющей постановку задач, единицы анализа психики и психологические синдромобразующие детерминанты.

Авторы статьи полагают, что отправной точкой для ответов на эти вопросы является методология Л.С. Выготского и созданный на её основе А.Р. Лурией метод синдромного анализа. В статье даётся краткий экскурс в историю «проникновения» понятия «синдром» из медицины в психологию и его наполнения собственным содержанием на основе представлений о системном строении высших психических функций в нейропсихологической парадигме. Обсуждаются основные структурные составляющие синдрома в их системно-динамических взаимосвязях. Особое внимание в описании структуры синдрома уделяется проблеме «фактора» в качестве общей синдромообразующей причины, интегрирующей симптомы в иерархически организованный контур. Анализируются различные аспекты категориальной «нагруженности» фактора, его принадлежности к норме или патологии. В контексте перспектив развития синдромного подхода обозначаются новые по отношению к классическим разработкам вопросы, касающиеся возможной поликаузальности синдрома, включении в него компенсаторных симптомов, необходимости статистической верификации данных, роли индивидуального наблюдения и др. Рассматриваются основные современные направления в изучении различных синдромов с использованием потенциала отечественной методологии синдромного анализа, соответствующей основным принципам постнеклассической модели научной рациональности.

Поступила: 20.02.2015
Принята к публикации: 02.03.2015
Страницы: 66-76
DOI: 10.11621/npj.2015.0207
Автор(ы): Корсакова Н.К. ; Ковязина М.С. ;
Разделы журнала: Нейропсихология; Ключевые слова: синдром; симптом; фактор; клиническая психология; нейропсихология; психологический синдром;

Доступно в on-line версии с 30.08.2015

Собкин В.С., Лыкова Т.А. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и личностных особенностей (по материалам обследования студентов театрального колледжа). // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 2(18). – С. 56-65.

Статья продолжает цикл исследований авторов, посвященный изучению личностного и профессионального становления студентов-актеров, которые проводятся с 2010 г. на базе Московского театрального колледжа под руководством народного артиста СССР О.П. Табакова. В ней представлены результаты изучения особенностей эмоционального интеллекта и его взаимосвязей с личностными особенностями у студентов-актеров. Результаты получены с помощью методики диагностики эмоционального интеллекта MSCEIT и опросника Р. Кеттела 16 PF. Общую выборку обследованных составили 66 человек.

Гипотеза исследования предполагала наличие содержательных взаимосвязей между показателями эмоционального интеллекта и личностными характеристиками, фиксирующими волевые и эмоциональные свойства личности актера. Анализ результатов, полученных с помощью теста MSCEIT, выявил, что две шкалы, составляющие домен опытного эмоционального интеллекта, высоко коррелируют между собой, что свидетельствует о связи между способностью к идентификации эмоций и способностью к использованию эмоций для принятия решений.

Доказано, что опытный эмоциональный интеллект у студентов-актеров не связан с личностными характеристиками. Тест Кеттелла показал, что шкалы, составляющие домен стратегического эмоционального интеллекта, положительно связаны с личностными характеристиками. Обнаружена связь между шкалой общего интеллекта теста Кеттелла (В) и показателем теста MSCEIT «понимание и анализ эмоций». Шкала теста Кеттелла I (чувствительность) положительно связана с показателем эмоционального интеллекта «управление эмоциями».

Поступила: 16.05.2015
Принята к публикации: 02.06.2015
Страницы: 56-65
DOI: 10.11621/npj.2015.0206
Автор(ы): Собкин В.С.; Лыкова Т.А.;
Разделы журнала: Психология личности; Ключевые слова: актерская одаренность; личностные характеристики ; эмоциональный интеллект; тест MSCEIT; профессиональный отбор;

Доступно в on-line версии с 30.08.2015

Битюцкая Е.В., Баханова Е.А., Корнеев А.А. Моделирование процесса совладания с трудной жизненной ситуацией. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 2(18). – С. 41-55.

Статья посвящена психологическому анализу процесса совладания с трудной жизненной ситуацией, которая воспринимается как безвыходная. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке, состоящей из 736 взрослых испытуемых. На основании первичного качественного анализа описаний трудных жизненных ситуаций выделены наиболее существенные признаки субъективной безвыходности. К ним относятся неподконтрольность и непонятность ситуации, отрицательные эмоции, актуализация избегания и отсутствие усилий, направленных на изменение положения. Операционализация этих признаков открыла возможность для построения моделей. Использовались два вида моделирования: структурное и имитационное. С помощью путевого анализа проверены связи между компонентами безвыходности. Показано, что предложенная модель достаточно хорошо соответствует полученным эмпирическим данным. Субъективная безвыходность представлена как комплекс взаимосвязанных и последовательных оценок, эмоциональных переживаний, способов реагирования. Посредством метода системной динамики проанализировано протекание процесса переживания безвыходности, которое характеризуется цикличностью, воспроизводимостью, ухудшением существующего положения. Итоговая модель описывает причины усиления субъективной безвыходности и факторы, способствующие выходу из проблемной ситуации.

Поступила: 24.07.2015
Принята к публикации: 16.08.2015
Страницы: 41-55
DOI: 10.11621/npj.2015.0205
Автор(ы): Битюцкая Е. В. ; Баханова Елена Александровна; Корнеев А. А.;
Разделы журнала: Психология личности; Ключевые слова: трудная жизненная ситуация; субъективная безвыходность; копинг; когнитивная оценка; когнитивные модели; путевой анализ; системная динамика;

Доступно в on-line версии с 30.08.2015

Ковалев А.И. Современная психологическая наука – спорту. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 2(18). – С. 33-39.

В конце апреля 2015 г. состоялся VII Всероссийский фестиваль студенческого спорта. Созданный семь лет назад по инициативе ректора МГУ имени М.В. Ломоносова академика В.А. Садовничего спортивный праздник в этом году охватил более двух сотен высших учебных заведений Российской Федерации. Разнообразные спортивные соревнования с участием студентов и аспирантов, выступления известных спортсменов, сдачи нормативов и другие спортивно- массовые мероприятия позволили привлечь как участников, так и зрителей разных возрастов, профессиональной принадлежности и степени спортивной подготовленности.

Отличительной чертой фестиваля 2015 года стало то, что он был приурочен к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. В программу фестиваля помимо традиционных спортивных и соревновательных событий вошли также и спортивно-патриотические элементы – походы к местам боевой славы, лекции и дискуссионные клубы, посвященные спортсменам и развитию спорта в годы войны. Еще одной инновацией этого года стала состоявшаяся в рамках фестиваля научно-практическая конференция «Фундаментальная наука – спорту». Междисциплинарный характер конференции позволил собрать на одной площадке представителей разных областей знания – психологов, биологов, медиков, философов и педагогов. Широкий охват аудиторий и докладчиков был возможен благодаря проведению конференции в формате онлайн-видеосвязи одновременно с Томским государственным университетом, Санкт-Петербургским государственным университетом, Южным Федеральным университетом и Пермским государственным гуманитарно-педагогическим университетом. Для того, чтобы подчеркнуть важность как фундаментальных, так и практических научных исследований, конференция была разделена на две части – пленарное заседание, на котором были освещены важнейшие методологические проблемы взаимодействия науки и спорта, и молодежная секция конференции, состоящая из докладов о прикладных работах.

Поступила: 17.06.2015
Принята к публикации: 28.07.2015
Страницы: 33-39
DOI: 10.11621/npj.2015.0204
Автор(ы): Ковалев А.И.;
Разделы журнала: Психология спорта; Ключевые слова: Всероссийский фестиваль студенческого спорта; конференция «Фундаментальная наука – спорту»; 70-летие Победы в Великой Отечественной войне; патриотическое воспитание; студенческий спорт;

Доступно в on-line версии с 30.08.2015

Исаев А.В., Исайчев С.А. Количественные и качественные индикаторы формирования антиципации у спортсменов-борцов.// Национальный психологический журнал. – 2015. – № 2(18). – С. 25-32.

Фундаментальные исследования феномена антиципации, поиск новых методических подходов к изучению ее механизмов и процессов формирования являются актуальными задачами современной психологии. Особый интерес проблема антиципации имеет в спортивной деятельности, где вероятностный прогноз развития наличной ситуации имеет решающее значение для победы.

В статье представлены результаты апробации методики формирования навыка антиципации у спортсменов-борцов. Основной задачей исследования был поиск психофизиологических и поведенческих индикаторов, позволяющих количественно и качественно оценить степень развития антиципации. Процедура формирования навыка была основана на подкреплении правильного выбора поведения в смоделированной ситуации принятия решения в условиях множественного выбора. Стимулами выступали видеозаписи смоделированных ситуаций проведения приемов вольной борьбы. Параллельно проводилась регистрация глазодвигательной активности и регистрация многоканальной электроэнцефалограммы (ЭЭГ).

Результаты исследования показали эффективность предложенной методики. После прохождения тренингов снижается количество ошибок и время принятия решения при выборе ответа. Экспертная оценка по основным квалификационным факторам показала их достоверное увеличение у членов экспериментальной группы. На психофизиологическом уровне наблюдается редукция глазодвигательной активности при выборе правильных ответов, сокращается количество фиксаций и реверсивных саккад на тексте вопросов и ответов. Анализ параметров ЭЭГ показал постепенное снижение индекса активации мозга во время анализа моделируемых ситуаций и динамическое перемещение максимумов активности из лобных отделов в височные и затылочные области по мере прохождения серии тренингов.

Поступила: 26.07.2015
Принята к публикации: 02.08.2015
Страницы: 25-32
DOI: 10.11621/npj.2015.0203
Автор(ы): Исаев А. В.; Исайчев С.А. ;
Разделы журнала: Психология спорта; Ключевые слова: антиципация; спортсмен; вольная борьба; психофизиологическая оценка; спортивные тренировки;

Доступно в on-line версии с 30.08.2015

Грушко А.И., Леонов С.В. Применение систем регистрации движений глаз в психологической подготовке футболистов. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 2(18). – С. 13-24.

Статья посвящена возможностям применения методов регистрации движений глаз (айтрекинга) в ходе психологической подготовки футболистов. Рассматриваются психологическая специфика футбола, профессионально важные качества спортсменов-футболистов. Приведены примеры исследований движений глаз футболистов в процессе выполнения спортивно-специфических задач: при реализации пенальти, в ситуациях обыгрывания противника, при принятии решений и др.

В настоящем исследовании приняли участие 23 игрока профессиональной футбольной лиги (их средний возраст = 21,56±1,5 лет). В целях изучения паттернов глазодвигательной активности, участвующих в реализации технических действий (дриблинге, ударам по воротам), был проведен эксперимент с использованием технологий айтрекинга (в работе использовался мобильный айтрекер «ETG SMI»). Футболистам было необходимо пробежать дистанцию с мячом, а после этого – выполнить удар в определенную зону ворот. Все спортсмены сделали необходимую разминку перед началом тестирования.

В результате эксперимента было установлено, что точность удара по воротам и техничность дриблинга тесно связаны со средней длительностью фиксаций взора во время движения. Это, в целом, согласуется с результатами аналогичных ранее проведенных исследований в других видах спорта, реализованнх преимущественно в лабораторных условиях, а также в закрытых помещениях. Кроме того, были проанализированы качественные параметры глазодвигательной активности игроков на различных этапах выполнения тестового упражнения, в результате чего выявлены характеристики эффективных и неэффективных зрительных стратегий футболистов.

Поступила: 30.05.2015
Принята к публикации: 10.06.2015
Страницы: 13-24
DOI: 10.11621/npj.2015.0202
Автор(ы): Леонов С.В.; Грушко А.И.;
Разделы журнала: Психология спорта; Ключевые слова: айтрекинг; направление взора; психология спорта; футбол; психологическая подготовка в футболе;

Доступно в on-line версии с 30.08.2015

Барабанщикова В.В., Климова О.А. Профессиональные деформации в спорте высших достижений. Национальный психологический журнал. – 2015. – № 2(18). – С. 3-12.

Для достижения высоких результатов спортсменам нередко приходится жертвовать своими интересами, адаптируясь к бесконечным перелетам, акклиматизации, тяжелейшим тренировкам и участию в непростых соревнованиях при абсолютной невозможности полного восстановления физиологических и психологических ресурсов. Это приводит к постепенному накоплению эффектов переживания неблагоприятных функциональных состояний. При полном отсутствии работы по профилактике и предотвращению последствий накопления неблагоприятной симптоматики, угрожающей профессиональному благополучию спортсмена, увеличивается вероятность возникновения и развития у него профессиональных деформаций.

Целью представленного теоретического исследования является выявление и анализ основных черт профессиональных деформаций, характеризующих спортивную деятельность. Мы предполагаем, что традиционно выделяемые в психологии труда профессионально обусловленные деформации будут свойственны и спортсменам. В статье спортивная деятельность рассматривается как профессиональная. Дается анализ основных профессиональных деформаций, возникающих в процессе спортивной деятельности, к которым относятся спортивный трудоголизм (Schaufeli et al., 2008), прокрастинация (Milgram et al., 2000), выгорание (Maslach et al, 2008), поведение типа А (Ryska et al., 1999) и перфекционизм (Xolmogorova, 2010). Описаны наиболее актуальные подходы к их рассмотрению, освещены специфические особенности их проявления в процессе и после завершения спортивной карьеры. Раскрываются также способы диагностики и своевременного предотвращения характерных для спортсмена профессиональных деформаций.

Поступила: 23.03.2015
Принята к публикации: 06.04.2015
Страницы: 3-12
DOI: 10.11621/npj.2015.0201
Автор(ы): Барабанщикова В.В. ; Климова О. А.;
Разделы журнала: Психология спорта; Ключевые слова: профессиональные деформации; выгорание; перфекционизм; трудоголизм; прокрастинация; поведение типа А; спорт; профессия; спортивная деятельность;

Доступно в on-line версии с 30.08.2015

Когель Д.Д., Рикель А.М. Представления о взаимосвязи успешности карьеры и романтических отношений. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 111-118.

В статье представлены результаты исследования представлений о взаимосвязи успешности карьеры и романтических отношений. Раскрывается общая структура представлений о взаимосвязи успешности карьеры и романтических отношений у мужчин и женщин, полученная в результате проведения глубинных интервью. Установлено, что в представлении респондентов романтические отношения влияют на карьеру в значительно большей степени, чем карьера на романтические отношения. Выделены как положительные аспекты этого влияния, которые заключаются в возникновении моральной поддержки, вдохновения, уверенности и т.п., так и отрицательные – появление дефицита времени, внимания и энергетических ресурсов. Выявлены различия в оценке силы взаимосвязи между успешностью карьеры и романтическими отношениями у мужчин и женщин.

Определены особенности восприятия и оценки успешности собственной карьеры у людей, состоящих в отношениях и тех, кто не имеет романтического партнера. Была обнаружена взаимосвязь между успешностью карьеры и отношением романтического партнера к карьере респондента. Также были получены дополнительные результаты относительно факторов романтических отношений, которые могут способствовать построению более успешной карьеры.

Поступила: 23.12.2014
Принята к публикации: 20.01.2015
Страницы: 111-118
DOI: 10.11621/npj.2015.0113
Автор(ы): Рикель Александр Маркович; Когель Д. Д.;
Разделы журнала: Социальная психология; Ключевые слова: карьера; успешность карьеры; факторы успешности карьеры; романтические отношения; карьера и отношения; карьера и семья;

Доступно в on-line версии с 30.03.2015

Бехоева А.А. Психолого-педагогическая характеристика уровней профессиональной рефлексии у студентов – будущих учителей. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 105-110.

Формирование профессиональной рефлексии будущих учителей приобретает особое значение в контексте модернизации российского образования. Однако, несмотря на глубокую разработанность проблемы рефлексии в отечественной педагогической науке, характеристика уровней развития педагогической рефлексии у будущих педагогов во многом остается фрагментарной.

В статье рассматривается профессионально-педагогическая рефлексия как процесс самопознания учителем сущностных характеристик педагогического труда, кратко охарактеризованы основные теоретико-методологические подходы к ее изучению. Автором описано исследование, целью которого являлось выявление и содержательное описание уровней развития профессионально-педагогической рефлексии у студентов. Исследование строилось в несколько этапов: этап теоретического выделения содержательных компонентов профессионально-педагогической рефлексии, этап формирование исследовательского инструментария, констатирующий и формирующий этапы. Концептуальной основой исследования явилось выявление основных компонентов, определяющих специфику развития профессионально-педагогической рефлексии: мотивационно-целевого, креативно-процессуального, эмоционально-волевого, коммуникативно- технологического и контрольно-оценочного.

На основании эмпирических результатов выделены и охарактеризованы уровни развития профессионально-педагогической рефлексии у студентов – будущих учителей. Показано, что для первого уровня свойственна слабая выраженность профессиональной рефлексии и недифференцированная направленность самосознания, самоанализа и самооценки в процессе деятельности, переход на второй уровень связан с определенностью и организованностью рефлексивной деятельности и характеризуется устойчивой потребностью в профессионально-личностном самосовершенствовании, а показателем третьего уровня является высокая развитость всех компонентов профессиональной рефлексии.

Поступила: 17.02.2014
Принята к публикации: 28.01.2015
Страницы: 105-110
DOI: 10.11621/npj.2015.0112
Автор(ы): Бехоева Асия А.;
Разделы журнала: Профессиональное самоопределение личности; Ключевые слова: профессиональная рефлексия; педагогическое образование; профессиональное становление;

Доступно в on-line версии с 30.03.2015

Якупова В.А., Захарова Е.И. Внутренняя материнская позиция женщин, беременность которых наступила с помощью ЭКО. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 96-104.

В настоящее время процедура экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) получила широкое распространение. Благодаря совершенствованию медицинских технологий, родительство стало возможным для пар, которые были обречены на бездетность. Появился и практический запрос на психологическое сопровождение пар, решивших принять участие в программе ЭКО. Формирование внутренней материнской позиции при ЭКО происходит в особых психологических условиях. Процедуре ЭКО предшествует период бесплодия, сама процедура нередко является последней возможностью самостоятельно родить ребенка. Участие в программе ЭКО предполагает постоянный контакт с врачами, доступ медицинского персонала к интимной сфере жизни пары. В статье анализируется отношение женщин, участниц программы ЭКО, к беременности, будущему ребенку и выполнению родительских функций – элементам, составляющим материнскую позицию. Исследование, в котором приняли участие 224 беременные женщины, 62 участницы программы ЭКО и 162 женщины с физиологической беременностью, проводилось на базе ФГБУ Научного Центра акушерства, гинекологии и перинатологии им. В.И. Кулакова. При анализе полученных данных удалось выявить особенности внутренней позиции женщин, беременность которых наступила с помощью ЭКО. По сравнению с группой женщин с физиологической беременностью, участницы программы ЭКО склонны к большей идеализации родительства и ребенка. При выраженном стремлении к материнству участницы программы ЭКО демонстрируют неготовность принять на себя роль родителя. Основная мотивация матерей в группе ЭКО сосредоточена на самом факте беременности и рождения ребенка, собственно выполнение родительских функций, забота о ребенке и его поддержка не является привлекательными для женщин, беременность которых наступила с помощью ЭКО.

Важными условиями становления материнской позицией оказались опыт материнства и продолжительность ожидания беременности.

Поступила: 30.10.2014
Принята к публикации: 24.12.2014
Страницы: 96-104
DOI: 10.11621/npj.2015.0111
Автор(ы): Якупова Вера А.; Захарова Е. И.;
Разделы журнала: Возрастная психология; Ключевые слова: беременность; материнство; ЭКО; родительская позиция; стиль переживания беременности;

Доступно в on-line версии с 30.03.2015

Павлык Н.В. Духовная личностная направленность как фактор гармонизации характера в юношеском возрасте. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 88-95.

Статья посвящена анализу феномена духовной детерминации характерологического развития личности в юношеском возрасте. Приспособление к нравственно-патогенным условиям современной культуры вызывает развитие дисгармоний характера юношей и девушек, что проявляется комплексом дисгармоничных черт характера, вызывающих состояние психологического дискомфорта, являющихся причиной деструктивного поведения и нарушающих взаимоотношения человека с окружающими.

На основе эмпирического исследования духовной сферы и степени гармоничности характера современных студентов автором выделены психологические закономерности влияния духовной направленности личности юношей и девушек на процесс их характерологического развития. Эмпирическое исследование показало, что духовная направленность и гармоничность характера взаимовлияют друг на друга. Однако духовный потенциал не всегда позитивно коррелирует с гармоничностью характера, поскольку процесс гармонизации характера имеет периодичность (гармоничные подъемы и кризисные состояния). Кризисные периоды сопровождаются выраженной дисгармоничностью характера, что вызывает социально-психологическую дезадаптацию личности. Нравственное саморазвитие при наличии устойчивой духовной направленности способствует гармонизации характера путем преодоления духовно-личностных кризисов. В целом, к сожалению, статистика свидетельствует о том, что среди молодежи превалирует дисгармоничность характера. 20% опрошенных являются бездуховными лицами, с дисгармоничным характером. Этот высокий процент юношей и девушек создает своеобразную «зону риска» потенциально психопатических личностей.

Лишь при условии непрерывной духовно-нравственной борьбы с собственным несовершенством происходит постепенная гармонизация характера в соответствии с духовным идеалом.

Основными направлениями оптимизации системы образования является создание психологических условий духовно-нравственного оздоровления, насыщение учебно-воспитательных программ мероприятиями духовно-творческого содержания.

Поступила: 11.02.2014
Принята к публикации: 28.01.2015
Страницы: 88-95
DOI: 10.11621/npj.2015.0110
Автор(ы): Павлык Наталья В.;
Разделы журнала: Возрастная психология; Ключевые слова: личность; юношеский возраст; характер; духовно-нравственное развитие личности; характерологическое развитие;

Доступно в on-line версии с 30.03.2015

Капустин С.А. Особенности личности детей в семьях клиентов психологической консультации. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 79-87.

В статье изложены результаты исследования влияния основных стилей родительского воспитания, встречающихся в семьях клиентов психологической консультации (гиперопеки и сверхтребовательности), на развитие личности детей и возникновение детско-родительских проблем. Показано, что важнейшим фактором, влияющим на возникновение детско-родительских проблем в этих семьях, является аномальность личности родителей, установленная с помощью так называемого экзистенциального критерия, которая проявляется в используемых ими стилях воспитания своих детей. Эти стили воспитания способствуют формированию у детей аномальных типов личности, также установленных с помощью экзистенциального критерия, которые обозначены как «ориентированный на внешнюю помощь», «ориентированный на соответствие своего поведения требованиям других людей» и «ориентированный на протест против соответствия своего поведения требованиям других людей».

Дети с данными типами личности, сталкиваясь с требованиями со стороны своего ближайшего социального окружения, обычно рассчитанными на детей с нормальным уровнем личностного развития, и потому не соответствующими их личностным возможностям, начинают испытывать проблемы. Поскольку эти проблемы связаны с трудностями приспособления детей к требованиям социального окружения, их можно отнести к категории проблем социальной адаптации. Выявлено сходство типа личности, «ориентированного на соответствие своего поведения требованиям других людей, с теоретическими представлениями об аномальной личности, предрасположенный к возникновению различного рода жизненных проблем и психических расстройств, содержащимися в работах Э. Фромма, З. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга, К. Роджерса и В. Франкла. Этот факт свидетельствует о том, что личность данного типа можно рассматривать как классический тип личности, с которым в разное время сталкивались в своей психотерапевтической практике все эти авторы.

Поступила: 20.11.2014
Принята к публикации: 29.11.2014
Страницы: 79-87
DOI: 10.11621/npj.2015.0109
Автор(ы): Капустин С. А. ;
Разделы журнала: Возрастная психология; Ключевые слова: нормальная личность; аномальная личность; экзистенциальные дихотомии; стили родительского воспитания; детско-родительские проблемы;

Доступно в on-line версии с 30.03.2015

Погожина И.Н. Внутренние закономерности функционирования системы логических операций у российских и китайских дошкольников: кросскультурный анализ. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 70-78.

Исследование внутренних закономерностей функционирования познавательных систем, в том числе, системы логических операций индивида неразрывно связано с решением вопроса об универсальности процессов стихийного формирования и развития операциональной системы субъекта в разных социально-культурных условиях. Цель нашей работы – установление взаимозависимостей между уровнями развития элементов операциональной системы на стадии становления конкретнооперационального мышления у дошкольников из разных стран: России и Китая. Для диагностики уровней развития структурных элементов операциональной системы субъекта использовались классические методики Пиаже. Сопоставлены стадии развития логических операций классификации, сериации, понимания принципа сохранения, способности к децентрации у 40 российских и 40 китайских дошкольников (3,1-6,5 лет). Выявлено отсутствие статистически значимых различий по показателям развития всех исследуемых элементов у детей из России и Китая (Mann-Whitney U test). Выявлено наличие статистически значимых положительных корреляционных взаимосвязей между уровнями развития элементов операциональной системы внутри российской и китайской выборок (ρ Спирмена; p < 0,01). Сделаны выводы о том, что испытуемые из России и Китая не превосходят друг друга по показателям развития способности к децентрации, логических операций классификации, сериации, пониманию принципа сохранения. Элементы операциональной системы субъекта функционируют и развиваются взаимосвязано у российских и китайских дошкольников: повышению уровня развития одного из элементов системы сопутствует повышение уровней развития других элементов. Отсутствуют статистически значимые различия в конфигурациях элементов операциональной системы на этапе перехода от дооперациональной стадии развития мышления к конкретнооперациональной между дошкольниками, живущими в разных культурно-социальных условиях (Россия, Китай). Это свидетельствует об универсальности процессов стихийного формирования и развития содержания операциональной системы логического мышления субъекта, а также о том, что система логических операций при переходе от дооперационального этапа развития к конкретнооперациональному функционирует, подчиняясь внутренним закономерностям развития системы.

Поступила: 26.02.2015
Принята к публикации: 03.03.2015
Страницы: 70-78
DOI: 10.11621/npj.2015.0108
Автор(ы): Погожина И.Н. ;
Разделы журнала: Кросс-культурная психология; Ключевые слова: кросскультурное исследование; Китайский дошкольник; логическое мышление; классификация; сериация; децентрация; децентрация;

Доступно в on-line версии с 30.03.2015

Ахутина Т.В., Пронина Е.А. Оценка состояния регуляции активации у первоклассников с помощью методики RAN/RAS. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 61-69.

Методика RAN/RAS (Rapid Automatized Naming/Rapid Alternating Stimulus – быстрое автоматизированное называние/быстрые альтернативные стимулы) успешно используется многими психологами, главным образом, для прогнозирования риска дислексий, так как включает в себя речевой компонент и требует хороших визуально-вербальных связей. Однако проведенные исследования продемонстрировали, что низкая скорость называния является эффективным индикатором нейрокогнитивных проблем переработки информации в целом, то есть трудностей обучения вообще, а не только трудностей чтения (Waber, Wolf et al., 2000; Waber, 2011). Было предложено два объяснения этого факта: нарушение управляющего психического контроля (executive mental control) (Denckla and Cutting, 1999) и сложности автоматизации, иначе говоря, трудности перехода от энергозатратного контролируемого выполнения задания к менее энергоемкому (Waber, 2011, Janisma et al., 2001). Вторая интерпретация, обсуждающая проблемы энергетических ресурсов когнитивного функционирования, близка к представлениям о слабости процессов поддержания активности мозга. Однако применение данной методики для оценки состояния функций активации ранее описано не было.

С точки зрения концепции А.Р. Лурия о трех блоках мозга (Лурия, 1973) методика RAN/RAS может рассматриваться как чувствительная к слабости первого блока, функцией которого является поддержание активности корковых структур. Целью нашего исследования является доказательство возможности оценки регуляции активации с помощью методики RAN/RAS. Эта задача актуальна, потому что методических средств определения слабости I блока при нейропсихологическом обследовании явно недостаточно, несмотря на то, что проблемы энергетического блока занимают первое место по частоте встречаемости у детей с трудностями обучения (Ахутина, Пылаева, 2008).

Поступила: 14.12.2015
Принята к публикации: 23.01.2015
Страницы: 61-69
DOI: 10.11621/npj.2015.0107
Автор(ы): Ахутина Т. В.; Пронина Елена А.;
Разделы журнала: Нейропсихология; Ключевые слова: детская нейропсихология; первый (энергетический) блок мозга; активация; автоматизация; трудности в обучении;

Доступно в on-line версии с 30.03.2015

Барабанщикова В.В., Климова О.А. Представления о вовлеченности в работу и трудоголизме в современных психологических исследованиях. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 52-60.

В статье представлен анализ основных подходов к пониманию современного состояния проблемы феноменов вовлеченности в работу и трудоголизма, субъективных и объективных причин их развития и возможных способов диагностики. Вовлеченность в работу характеризуется рядом черт, отличающих этот феномен от феномена трудоголизма. Последствия чрезмерной вовлеченности в работу через механизмы накопления неблагоприятных эффектов переживаемых сотрудником ФС могут трансформироваться в развитие феномена трудоголизма. На современном этапе развития науки и общества констатируется дефицит изученности феномена трудоголизма, однако, несомненно, эта проблема является актуальной во всех сферах психологической науки в связи с тем, что научная концептуализация и операционализация феномена трудоголизма была начата сравнительно недавно – в 70-х годах прошлого столетия (Oates, 1968; Clark, 2014). Основной сложностью изучения данного феномена являются (1) трудность его разграничения с благоприятным паттерном рабочего поведения, получившим название «вовлеченность в работу» (Schaufelli,2012), и (2) двоякость сформированного в обществе отношения к собственно феномену трудоголизма: при очевидных негативных последствиях для психологического благополучия и профессионального здоровья работника нельзя не отметить традиционные социально одобряемые последствия трудоголизма в виде регулярных добровольных переработок сотрудников, склонных к трудоголизму, на благо организации. Проведенный анализ исследований по проблеме трудоголизма и вовлеченности в работу позволяет говорить о том, что до сих пор в психологической науке не существует единого принятого взгляда как на сущность этих феноменов, причины и механизмы их развития, так и на разработку обобщенной системы диагностики, профилактики и коррекции проявлений и последствий трудоголизма, и системы диагностики и поддержания вовлеченности в работу сотрудников организаций.

Поступила: 06.02.2015
Принята к публикации: 12.02.2015
Страницы: 52-60
DOI: 10.11621/npj.2015.0106
Автор(ы): Барабанщикова В.В. ; Климова О. А.;
Разделы журнала: Психология личности; Ключевые слова: вовлеченность в работу; трудоголизм; продуктивная деятельность; профессиональные деформации;

Доступно в on-line версии с 30.03.2015

Первичко Е.И. Стратегии регуляции эмоций: процессуальная модель Дж. Гросса и культурно-деятельностный подход. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 39-51.

Часть II. Культурно-деятельностный подход к проблеме стратегий и механизмов регуляции эмоций Первая часть статьи опубликована в №4, 2014 «Национального психологического журнала».

В первой части данной статьи была аргументирована целесообразность разработки структурно-динамической модели регуляции эмоций в теоретико- методологических рамках культурно-деятельностной парадигмы, с построением психологически обоснованной типологии стратегий регуляции эмоций в норме и патологии и выделением психологических механизмов, обеспечивающих возможность регуляции эмоций. Этот вывод был сделан по результатам анализа основных концепций и парадигм, в которых ставится и изучается проблема регуляции эмоций: психоаналитического и когнитивного подходов, концепций эмоционального развития и эмоционального интеллекта, культурно-деятельностного подхода. Была рассмотрена процессуальная модель регуляции эмоций Дж. Гросса, с выделением стратегий регуляции эмоций и оценкой их эффективности. Проанализированы возможности и ограничения модели. На основании обзора исследований был сформулирован вывод, что при имеющемся описании широкого спектра регуляторных стратегий остаётся открытым вопрос о психологических механизмах их становления, а также выбора субъектом при решении конкретных задач.

Введено авторское определение регуляции эмоций, согласно которому она понимается как совокупность психических процессов, психологических механизмов и регуляторных стратегий, которые использует человек для сохранения способности к продуктивной деятельности в ситуации эмоциональной нагрузки; для обеспечения оптимального контроля над побуждениями и эмоциями; для поддержания эмоционального возбуждения на оптимальном для него уровне. Во второй части публикации приводится общее описание стратегий регуляции эмоций, с обоснованием подхода к их типологизации, а также психологических механизмов регуляции эмоций, положенных в основу этой типологизации, – основных элементов структурно-динамической модели регуляции эмоций. Показана теоретико-методологическая обоснованность и эмпирическая продуктивность рассмотрения в качестве центральных механизмов регуляции эмоций знаково-символического опосредствования и личностной рефлексии. Представлен разработанный диагностический комплекс, использование которого позволяет эмпирически выделять и идентифицировать как широкий спектр стратегий регуляции эмоций, так и психологические механизмы, используемые субъектом при решении задачи эмоционального контроля и защиты в эмоциогенных ситуациях.

Описано три класса стратегий регуляции эмоций: когнитивно-неопосредованные, когнитивно-трансформирующие и коммуникативно-экспрессивные.

Поступила: 25.01.2015
Принята к публикации: 02.02.2015
Страницы: 39-51
DOI: 10.11621/npj.2015.0105
Автор(ы): Первичко Е. И. ;
Разделы журнала: Психология личности; Ключевые слова: высшие психические функции (ВПФ); знаково-символическое опосредствование; рефлексия; регуляция эмоций; когнитивно-неопосредованные стратегии регуляции эмоций; когнитивно-трансформирующие стратегии регуляции эмоций; коммуникативно-экспрессивные стратегии регуляции эмоций;

Доступно в on-line версии с 30.03.2015

Лэнгле Альфрид. Экзистенциально-аналитическое понимание эмоциональности: теория и практика. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 26-38.

В статье дается краткое введение в экзистенциальный анализ (ЭА), в сжатом виде описано, как развивался этот феноменологический подход, приведены его основные положения. Рассматривается эмоциональность, понимаемая как специфическое восприятие значимого для жизни. Эмоциональность играет существенную роль в экзистенциальном анализе антропологии и практики. Она является краеугольным камнем экзистенции и занимает свое место среди трех других экзистенциальных измерений в теории ЭА.

В статье дается феноменологическое описание четырех шагов процесса возникновения эмоций. Демонстрируется, как в ходе данного процесса стимулируется витальность, благодаря чему эмоции становятся значимыми для человека. Это основа экзистенциально-аналитической теории эмоций. Также объясняется важное для практики ЭА разделение чувств на чувствование (fühlen) и интуитивное чувствование (чутье) (spüren). Первое связано с жизнью человека и необходимо для обнаружения ценностей, второе – с аутентичностью и этикой. Рассматривается различие между аффектом и эмоцией. В экзистенции они выполняют разные функции. В последних трех параграфах рассказывается о формах эмоциональной дисфункции, о некоторых исследованиях в этой области и об основных элементах терапии эмоциональности и аффективности.

Поступила: 20.08.2014
Принята к публикации: 14.10.2014
Страницы: 26-38
DOI: 10.11621/npj.2015.0104
Автор(ы): Лэнгле Альфрид;
Разделы журнала: Психология личности; Ключевые слова: экзистенциальный анализ; теория эмоций; эмоциональность; аффективность; изменчивость; целостность жизни;

Доступно в on-line версии с 30.03.2015


Статьи 93 - 112 из 392
Начало | Пред. | 3 4 5 6 7 | След. | Конец Все
О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2017
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер