ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
Russian Psychological Society
The Faculty of Psychology. Lomonosov Moscow State University.
Main RSS Search

MainAuthors

Trusova Anna V.

Saint Petersburg State University,
V.M. Bekhterev National Research Medical Center for Psychiatry and Neurology.

Saint Petersburg, Russia.

Articles

Getmanenko Ya.A., Trusova A.V., Dobrovol’skaya A.E., Sofronov A.G. (2019). The influence of family system and individual psychological characteristics of the caregiver on the effectiveness of socio-psychological adaptation in patients with schizophrenia. National Psychological Journal, [Natsional’nyy psikhologicheskiy zhurnal], (12)3, 101–112

Background. Family of schizophrenic patient plays a key role in their psychosocial adaptation. On the other hand, according to numerous data, adverse family relations are associated with high relapse risk. Family member’s illness is a severe stress factor for the whole family. However, families differ from each other to the degrees of emerging dysfunctions. Yet mechanisms which underlay interactional disturbances in those families remain unexplored.

Objective. The study represents complex research of the role of symptoms severity, interactional characteristics of a family, which are represented in family flexibility and cohesion parameters (FACES-3), and emotional and communicative competence (EmIn Lousin D.V.) as well as life satisfaction of main caregiver in psychosocial adaptation of a patient with schizophrenia.

Design. The paper presents the research of 122 test subjects, paired in dyads – schizophrenic patient (paranoid form) and their major caregiver. Patients gender distribution: 33 female and 28 males, average age 32.5±9.44 (M±SD), hospitalizations rate – 5.44 ±5.27, average illness duration – 9.93±6.85. Caregiver’s genders: 12 males and 49 females. Average major caregiver’s age – 53±11.91.

Results. Derived from structural equations, a model was invented showing that symptoms severity plays negative role in psychosocial adaptation of a patient with schizophrenia (p<0.001), whilst more balanced family characteristics have a supportive effect (p<0.001). Communicative competence of major caregiver increases balance of family characteristics (p<0.001).

Conclusion. The results indicate that the possibilities of social adaptation in patients with schizophrenia are determined by both objective factors (the severity of psychopathological symptoms) and the character of family dysfunctions that are closely associated with the emotional and communicative competence of main caregivers. In this way development of communicational skills in major caregivers may be the part of complex psychosocial interventions into schizophrenic patient’s families. Further research in this area may be aimed both at assessing the effectiveness of interventions, and at improving the tools to be used through experimental methods of assessing the family disruptions and emotional and communicative competence, as well as expanding the number of measured parameters (e.g. cognitive deficit of patients) for a more comprehensive understanding of the problem.

Received: 07/02/2019

Accepted: 09/06/2019

Pages: 101-112

DOI: 10.11621/npj.2019.0311

By: ;

Keywords: schizophrenia; family interventions; expressed emotion; quality of life; family burden;

Available Online: 20.10.2019

Ignatev Pavel D., Trusova Anna V., Klimanova Svetlana G., Balashova Yuliya I., Zamyatina Nadezhda N., Shestakova Matrena V.. (2019). Cross-cultural analysis of regulating emotions in patients with alcohol addiction. National Psychological Journal, 1, 78-87

Background. Impaired ability to regulate the emotional state is significant both in the onset of alcohol addiciton and in its course. Despite the fact that it is generally accepted to consider alcoholism from the point of view of the biopsychosocial paradigm, cross-cultural studies of the individual psychological properties of patients with alcoholism are extremely few.

The Objective of the research was to analyze strategies and methods of emotional regulation within alcoholism in the residents of St. Petersburg (Group 1) and the Republic of Sakha (Yakutia) (Group 2). Research hypotheses: there are regional and national differences in the emotional regulation strategies; emotional regulation strategies may occur due to socio-cultural factors.

Design. The research involved patients who were treated with drug at St. Petersburg Bekhterev Research Psycho-Neurological Institute (St. Petersburg Bekhterev NIPNI) and Yakutsk Republican Drug Dispensary. The sample included persons aged 18 to 70 years old diagnosed with alcohol addiction syndrome (F10.2) in accordance with ICD-10 and fluent in Russian. In total, 60 people took part in the study, 30 of them were residents of St. Petersburg and the Leningrad Region (Group 1), 30 people are residents of the Republic of Sakha (Yakutia) (Group 2).

Results. Significant regional differences were found in the use of the cognitive strategy of emotion regulation “positive reavaluation” (p = 0.01) in the residents of St. Petersburg and the Leningrad Region and residents of Yakutia. The basic strategy of emotional regulation is “suppression of expression” (p = 0.02), and also such difficulties of emotional regulation as “aversion of emotional reactions” (p = 0.002), “difficulties in showing impulsive reactions” (p = 0.007), “limited array of strategies emotional regulation ”(p = 0.003) are characteristic of residents of the Republic of Sakha (Yakutia). They reflect the cultural-based features of the northern peoples that are expressed in emotional restraint, propensity to suppress emotions and feelings.

Conclusion. The study of emotional regulation in alcohol pathology in reference to national and regional affiliation of individuals is of fundamental importance for solving problems in the field of ethnic psychology and psychiatry. In order to effectively provide medical, psychological and psychotherapeutic care to patients with alcohol addiction and other forms of addictive disorders it is necessary to take into account national and regional characteristics that can be an internal resource for the success of the assistance provided.

Received: 11/27/2018

Accepted: 01/15/2019

Pages: 78-87

DOI: 10.11621/npj.2019.0108

By: ; ; ; ; ; ;

Keywords: emotional regulation; alcohol addiction; cross-cultural research; ethnic psychology;

Available Online: 30.04.2019


About Editorial Board Volumes Authors For Authors Indexing Contacts
CC BY-NC

National Psychological Journal, 2006 - 2020

ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяАвторы

Трусова Анна В.

Кандидат психологических наук, доцент кафедры медицинской психологии и психофизиологии С-ПбГУ, научный сотрудник отделения лечения больных алкоголизмом Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и неврологии имени В.М. Бехтерева (Санкт-Петербург).

Публикации

Гетманенко Я.А., Трусова А.В., Добровольская А.Е., Софронов А.Г. Влияние характеристик семейной системы и индивидуально-психологических особенностей опекуна на эффективность социально-пси- хологической адаптации больных шизофренией // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 3(35). – С. 101–112

Актуальность (контекст) тематики статьи. Семья больного шизофрений является важным источником, определяющим его реабилитационный потенциал. С другой стороны, по многочисленным данным, неблагоприятные семейные отношения взаимосвязаны с увеличением числа рецидивов. Заболевание члена семьи выступает мощным стрессовым фактором, оказывающим влияние на всю семейную систему, однако семьи больных различаются по степени возникающих дисфункций. При этом механизмы, лежащие в основе нарушений взаимодействия в данных семьях, остаются не до конца изученными.

Цель. Комплексное исследование выраженности психопатологических симптомов (PANSS), характеристик семейного взаимодействия, описанных в параметрах адаптации и сплоченности (FACES-3), эмоциональной и коммуникативной компетентности (ЭмИн Люсин Д.В), а также жизненной удовлетворенности опекуна (индекс жизненной удовлетворенности Н.В. Панина) в социально-психологической адаптации пациентов (шкала PSP, опросник ВОЗ-КЖ СМ).

Описание хода исследования. Выборку составили 122 человека, объединенные в диады – больной шизофренией и его опекун, который в ходе совместного интервью определялся как лицо, взявшее на себя основные обязанности по уходу за пациентом. Гендерное распределение пациентов: 33 женщины и 28 мужчин, средний возраст 32,5±9,44 года (M±SD), общее число госпитализаций в стационар 5,44 ±5,27, с разбросом 1–20 раз, средняя давность заболевания 9,93±6,85. Средний возраст опекуна 53±11,91 года. Распределение опекунов по гендерным признакам – 12 мужчин и 49 женщин.

Результаты исследования. По результатам моделирования структурными уравнениями получена модель, свидетельствующая об отрицательном влиянии выраженности негативных и общесоматических симптомов на социальное функционирование пациентов (p<0,001), в то время как более сбалансированные характеристики семейного взаимодействия оказывают суппортивный эффект (p<0,001). Показано, что коммуникативная компетентность опекуна увеличивает сбалансированность семейного взаимодействия (p<0,001).

Выводы. Возможности социальной адаптации пациентов с шизофренией определяются как объективными факторами (выраженность психопатологических симптомов), так и характером семейных дисфункций, которые, в свою очередь, тесно связаны с эмоциональной и коммуникативной компетентностью лиц, взявших на себя обязанности по уходу за пациентами. Поэтому развитие навыков межличностного общения опекунов пациентов может являться одним из направлений комплексных психосоциальных интервенций в семьи больных шизофренией. Дальнейшие исследования в данной области могут быть направлены на оценку эффективности указанных интервенций и на усовершенствование используемого инструментария, в частности, с использованием экспериментальных методов оценки характера семейного взаимодействия и эмоциональной и коммуникативной компетентности, а также на расширение числа измеряемых параметров (например, когнитивный дефицит пациентов).

Поступила: 02.07.2019

Принята к публикации: 06.09.2019

Страницы: 101-112

DOI Number: 10.11621/npj.2019.0311

Автор(ы): Трусова Анна В.

Разделы журнала: Психология здоровья

Ключевые слова: шизофрения; семейные интервенции; эмоциональная экспрессивность; качество жизни; нагрузка на семью

Доступно в on-line версии с 20.10.2019

Игнатьев П.Д., Трусова А.В., Климанова С.Г., Балашова Ю.И., Замятина Н.Н., Шестакова М.В. Кросскультурный анализ особенностей регуляции эмоций у больных с алкогольной зависимостью. // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 1(33). – С. 78-87

Актуальность (контекст) тематики статьи.Нарушение способности к регуляции эмоционального состояния значимо как в возникновении алкогольной зависимости, так и в ее течении. Несмотря на то, что общепринятым является рассмотрение алкоголизма с точки зрения биопсихосоциальной парадигмы, кросскультурные исследования индивидуально-психологических свойств больных алкоголизмом крайне немногочисленны.

Цель. Целью данного исследования являлся анализ стратегий и способов эмоциональной регуляции при алкоголизме у жителей г. Санкт-Петербург (Группа 1) и Республики Саха (Якутия) (Группа 2). Гипотезы исследования: существуют региональные, а также национальные различия в используемых стратегиях эмоциональной регуляции; стратегии эмоциональной регуляции могут быть обусловлены социо-культурными факторами.

Описание хода исследования. В исследовании приняли участие пациенты, находившиеся на лечении в наркологических клиниках при Санкт-Петербургском научно-исследовательском психоневрологическом институте имени В.М. Бехтерева (СПб НИПНИ им. Бехтерева) и ГБУ РС (Я) «Якутский республиканский наркологический диспансер». Критерии включения в выборку: лица в возрасте от 18 до 70 лет, установленный диагноз «Синдром зависимости от алкоголя» (F10.2) в соответствии МКБ-10; свободное владение русским языком. Всего в исследовании приняли участие 60 человек, 30 из которых являлись жителями г. Санкт-Петербург и Ленинградской области (группа 1), 30 – проживали на территории Республики Саха (Якутия) (группа 2).

Результаты исследования.

Обнаружены значимые региональные различия в использовании когнитивной стратегии регуляции эмоций «позитивная переоценка» (p=0,01) жителями г. Санкт-Петербург и Ленинградской области и жителями Якутии. Базовая стратегия эмоциональной регуляции «подавление экспрессии» (р=0,02), а также такие трудности эмоционального регулирования как «непринятие эмоциональных реакций» (р=0,002), «трудности сдерживания импульсивных реакций» (р=0,007), «ограниченность спектра стратегий эмоциональной регуляции» (р=0,003) характерны для жителей Республики Саха (Якутия). Они отражают культурно-специфические особенности северных народов, выражающиеся в эмоциональной сдержанности, склонности к подавлению эмоций, чувств.  

Выводы. Изучение эмоциональной регуляции при алкогольной патологии с учетом национальной и региональной принадлежности индивидов имеет принципиально важное значение для решения вопросов в области этнической психологии и психиатрии. Для эффективного оказания медицинской, психологической и психотерапевтической помощи пациентам с алкогольной зависимостью, а также с другими формами аддиктивных расстройств, необходим учет национальных и региональных особенностей, способных выступить в качестве внутреннего ресурса успешности оказываемой помощи.

Поступила: 27.11.2018

Принята к публикации: 15.01.2019

Страницы: 78-87

DOI Number: 10.11621/npj.2019.0108

Автор(ы): Игнатьев Павел Дмитриевич; Трусова Анна В.; Климанова Светлана Г.; Балашова Юлия И.; Замятина Надежда Н.; Шестакова Матрена В.

Разделы журнала: Психология и медицина

Ключевые слова: эмоциональная регуляция; зависимость от алкоголя; кросскультурное исследование; этнопсихология

Доступно в on-line версии с 30.04.2019


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2020
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер