Дан психологический анализ феномена ябедничества в младшем школьном возрасте, выявлены особенности суждений ябедничающих детей, предпосылки возникновения ябедничества, его зависимость от уровня морального развития ребенка.
Страницы: 72-79
Ключевые слова: феномен ябедничества; уровень морального развития
Авторам: Оганесян Сирун Есаевна
Рассмотрены возможности применения систем виртуальной реальности (ВР) в области экспериментальной психологии. Обсуждаются их отличительные особенности и преимущества перед традиционными методами, а также проблемы, возникающие при использовании. Освещены перспективные направления применения этих новых технологий для решения задач психотерапии и психологической реабилитации, организационной психологии, спортивной психологии и психологии безопасности, психофизиологии и нейронаук.
Страницы: 64-71
Ключевые слова: психотехнологии; технология виртуальной реальности; экспериментальная психология; психотерапия; психология безопасности; психофизиология; психологическая реабилитация; организационная психология; инновационное образование; восприятие; коммуникация
Авторам: Зинченко Юрий Петрович; Меньшикова Галина Яковлевна; Баяковский Ю.М.; Черноризов Александр Михайлович; Войскунский Александр Евгеньевич
С 14 по 18 февраля 2012 года в Москве состоялся V съезд Российского психологического общества (РПО). РПО ведет свою историю с 24 января 1885 года, когда под председательством М.М. Троицкого состоялось первое заседание Психологического общества при Императорском Московском университете.
Страницы: 46-54
Ключевые слова: V Съезд Российского психологического общества; Российское психологическое общество
Авторам: Зинченко Юрий Петрович; Журавлев Анатолий Лактионович; Сергиенко Елена А.; Ковалева Ю.В.
В статье рассмотрена проблема инкопрорирования, декодирования прецедентных феноменов в закадровых текстах телеанонсов, а также проблема стереотипизации языкового сознания российских журналистов; проанализированы лингвоэтические проблемы, связанные с вторжением в коммуникативное пространство адресата; предпринята попытка выявить основные причины коммуникативных неудач.
Страницы: 60-63
Ключевые слова: языковая игра; агрессия; повторяемость; прецедентность; декодирование; инкорпорирование; коммуникативный сбой; лингвоэтические проблемы
Авторам: Малыгина Лидия Евгеньевна
Рассмотрены понятия «насилие» и «усилие» в контексте процессов развития ребенка. Показана сущность, значение и соотношение этих понятий в рамках современной психологии. Анализируются идеи «гуманистической» ненасильственной педагогики. Убедительно продемонстрировано значение «усилия» для нормального развития личности.
Страницы: 56-59
Ключевые слова: социализация; насилие; усилие; ненасильственная педагогика; развитие личности
Авторам: Тхостов Александр Шамилевич
В статье анализируется связь распространения терроризма с процессами трансформации самоидентичности в современном обществе. На примере сопоставления постмодернистского мировоззрения и фундаменталистской идеологии раскрывается противоречивый характер изменения моделей идентификации.
Страницы: 47-51
Ключевые слова: идентичность; самоидентификация; миграция; информационные технологии; терроризм; постмодернизм
Авторам: Емелин Вадим Анатольевич
В статье дается критический анализ состояния разработки проблемы терроризма в психологии. Обосновывается новый подход к пониманию сущности терроризма, путей его профилактики и пресечения.
Страницы: 37-40
Ключевые слова: терроризм; психология; конфликт
Авторам: Караяни Александр Григорьевич
В статье анализируется влияние, которое оказал мировой финансово-экономический кризис на международные отношения. Анализ проводится в двух аспектах: практическом – влияние кризиса на политический курс государств и теоретическом – влияние кризиса на изучение системы и структуры мировой политики. Представлена идея суверенной демократии как метода укрепления позиций России на мировой арене и обеспечения политического развития государства.
Страницы: 30-36
Ключевые слова: суверенность; мировой финансово-экономический кризис; конфигурация системы международных отношений; теория политического реализма; многополярный мир; «дефектные» страны; суверенная демократия; управляемая демократия
Авторам: Бочкова Мария Сергеевна
Статья посвящена обсуждению филогенетических предпосылок социального интеллекта в сложных социальных системах, а также выделению уровней, форм и типов социального интеллекта у человека. На основе экспериментальных исследований социального интеллекта в онтогенезе ребенка выделены высокий, средний и низкий уровни социального интеллекта. Показана необходимость выделения уровней, форм и типов социального интеллекта у детей для решения ряда теоретических и практических вопросов подготовки современного ребенка к эффективному освоению и функционированию внутри сложных социальных систем.
Страницы: 22-29
Ключевые слова: социальный интеллект; социальная компетентность; филогенез; онтогенез; уровни, формы и типы
Авторам: Чеснокова Ольга Борисовна; Субботский Евгений Васильевич
Проанализированы задачи, стоящие перед психологами в современном обществе. Рассказывается о работе, проводимой факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, над подпроектом «Реализация образовательных программ инновационного типа в области психологии». Представлены созданные в его рамках новые психологические специализации, имеющие межкафедральный и междисциплинарный характер и направленные на подготовку профессионалов для решения актуальных теоретических и практических проблем современной психологии.
Страницы: 119-123
Ключевые слова: психологическое образование; образовательные программы ; задачи современной психологии; психология переговоров; психология конфликта; психология развивающего инновационного образования; психология безопасности; психология здоровья; психологическая компетентность
Авторам: Зинченко Юрий Петрович; Володарская Инна Андреевна
В статье обсуждается теоретико-методологическая основа Программы развития универсальных учебных действий как психолого-педагогической составляющей проекта федерального государственного стандарта общего образования для старшей ступени – учение о психологическом возрасте (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин) и концепция развивающего обучения, созданная в деятельностном подходе (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Выделены основные виды универсальных учебных действий, определены их характеристики и критерии сформированности для старшего подросткового и юношеского возраста.
Страницы: 104-110
Ключевые слова: системно-деятельностный подход; психологический возраст; универсальные учебные действия; самоопределение; коммуникативные действия; познавательные действия; регулятивные действия
Авторам: Асмолов Александр Григорьевич; Бурменская Галина Васильевна; Володарская Инна Андреевна; Карабанова Ольга Александровна; Молчанов Сергей Владимирович; Салмина Нина Гавриловна
Излагаются результаты экспериментальной верификации нового алгоритма разделения «правдивых» и «ложных» ответов, основанного на анализе пространственного распределения амплитуд компонентов когнитивных вызванных потенциалов человека. Согласно групповым данным, наиболее информативным компонентом является волна Р450.
Страницы: 70-77
Ключевые слова: детекция скрываемых знаний (лжи); модели лжи; когнитивные вызванные потенциалы (КВП); пространственное распределение ВП; алгоритмы оценки различий КВП
Авторам: Исайчев Сергей Александрович; Исайчев Е.С.; Насонов Андрей Владимирович ; Черноризов Александр Михайлович
Синхронизация выполнения двойных задач, длительность ожидания события и переживание настоящего, умственная сознательная работа при подготовке к деятельности и анализе результатов, телесные движения и изменения в окружающем мире — учет таких временных категорий позволяет психологу построить точное описание трудовой деятельности человека на различных видах транспорта и наметить методы формирования профессионального мастерства специалистов.
Страницы: 62-65
Ключевые слова: синхронизация; длительность; временной синтез; трудовая деятельность
Авторам: Стрелков Юрий Константинович
Рассматривается научно-исследовательская деятельность факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, которая представляет собой постоянное развитие новых подходов, базирующихся на классических теориях мировой и отечественной психологии. Анализируется развитие методологии психологических исследований как условие осмысления накопленных знаний и познания нового.
Страницы: 42-49
Ключевые слова: методологические проблемы психологии; системная организация психологических исследований
Авторам: Зинченко Юрий Петрович
Показано значение формирования нового типа подрастающего поколения – поколения креативных, интеллектуально развитых, инновационно мыслящих молодых людей в условиях глобальной интеллектуализации общества на современном этапе. Обозначены условия решения этой задачи.
Страницы: 24-27
Ключевые слова: «хедхантинг» ; интеллектуализация общества; модернизация образования; личностное развитие; одаренные дети; школа вариативного образования; профильное обучение; универсальное образование
Авторам: Асмолов Александр Григорьевич
Рассмотрены проблемы применения социального интеллекта в форме обмана и манипуляции у взрослых и у детей. Отмечено, когда обман не противоречит морали. Показано, что у детей применение социального интеллекта в форме обмана взрослого составляет необходимую предпосылку возникновения свободного морального выбора и последующе" го появления внутренней нравственной мотивации.
Страницы: 8-13
Ключевые слова: социальный интеллект; обман; манипуляция; моральный выбор; моральное развитие детей; нравственная мотивация; эмоциональная идентификация
Авторам: Субботский Евгений Васильевич; Чеснокова Ольга Борисовна
Раскрывается роль духовных психопрактик в формировании установок толерантности личности. Рассмотрены некоторые классические психотерапевтические методики, а также психопрактики, сложившиеся внутри разных религиозных конфессий, в частности, буддизма и православия. Особое внимание уделено буддийским техникам работы с сознанием.
Страницы: 117-121
Ключевые слова: толерантность; веротерпимость; этноцентризм; тренинг понимания Другого; мировые религии; Буддизм; христианство; психотерапевтическая работа; психотерапия; ; медитация; исихазм; буддийские духовные практики Хинаяна и Махаяна
Авторам: Петренко В.Ф.
Анализируется сущность терроризма как экстремальной ситуации в современном обществе рисков. Продемонстрирована связь между терроризмом и ксенофобией, дискриминацией и распространением интолерантных установок. Намечены возможные пути поиска эффективных мер управления рисками ксенофобии, противодействия распространению идеологии терроризма и принятия толерантности как необходимой основы взаимодействия индивидов и групп в обществе.
Страницы: 98-111
Ключевые слова: терроризм; толерантность; интолерантность; ксенофобия; мигрантофобия; психологическая безопасность; психологические качества террориста; личностная идентичность; мотивация террористической деятельности
Авторам: Зинченко Юрий Петрович; Солдатова Галина Уртанбековна ; Шайгерова Людмила Анатольевна
Показано, что понимается под этнической толерантностью и какими методами ее можно диагностировать. Проанализированы результаты проведенного авторами лонгитюдного исследования, целью которого было выявление этнической толерантности русских по отношению к литовцам.
Страницы: 80-89
Ключевые слова: толерантность; этническая толерантность; этноцентризм; этнопсихологические характеристики личности (группы); этнические установки; инокультурная среда
Авторам: Шлягина Елена Ивановна ; Ениколопов Сергей Николаевич