ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Национальный психологический журнал
Национальный психологический журнал

Lomonosov Moscow State University / Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

ГлавнаяМесто работы

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI:
  

Рефераты статей на немецком языке. // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 4(16). – С. 110-116.

Рефераты статей на немецком языке

Страницы: 110-116

Ключевые слова: реферат статьи

Авторам: Редакция

Доступно в on-line версии с 31.12.2014

Малыгина Л.Е. Образные формы выражения в текстах телевизионных анонсов. // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 4(16). – С. 102-109.

Статья посвящена изучению особенностей использования в текстах телевизионных анонсов образных форм выражения, основанных на употреблении слов в переносном значении и служащих усилению изобразительности и выразительности речи.

Сегодня телевизионная журналистика переживает глубокие изменения. В этих условиях представляется актуальным научное описание лингвостилистических особенностей проможанров, в частности, образных форм выражения, ставших популярным механизмом создания в текстах телевизионных анонсов языковой игры, которая может оказывать серьезное воздействие на сознание массового адресата.

В статье дан глубокий анализ различных случаев использования образных форм выражения (окказионализмов и фразеологических оборотов) в текстах телевизионных анонсов с позиций коммуникативной стилистики публицистической речи. Это новое научное направление тесно связано с психологическими основами речевой деятельности журналиста. Выбор определенных средств выражения для решения своего коммуникативного задания автор-журналист производит осознанно, используя ресурсы русского языка и учитывая психологию своего адресата. Поэтому феномен языковой игры можно считать психолингвистическим феноменом.

Исследование носит междисциплинарный характер, поскольку, анализируя образные формы выражения в текстах телевизионных анонсов, автор затрагивает актуальные проблемы медиапсихологии, психологии восприятия, коммуникативной стилистики и медиастилистики. Междисциплинарный подход помогает решить сложные вопросы взаимодействия психических процессов и их языковых коррелятов в творческой деятельности журналистов.

Статья открывает широкие перспективы для изучения современных телевизионных жанров, входящих в так называемый промодискурс, представляющий интерес с точки зрения теории воздействия на массовое сознание аудитории СМИ.

Теоретические выводы, сделанные в ходе исследования, могут найти широкое применение в курсах преподавания таких дисциплин, как язык телевидения, культура речи, медиалингвистика, медиапсихология и других.

Поступила: 09.12.2014

Принята к публикации: 20.12.2014

Страницы: 102-109

DOI: 10.11621/npj.2014.0411

Ключевые слова: телевизионный анонс; образность; языковая игра; тропы; фразеологизмы; окказионализмы

Авторам: Малыгина Лидия Евгеньевна

Доступно в on-line версии с 31.12.2014

Доренская С.В., Рикель А.М. Социально-психологические модели трансформации ценностей сотрудников различных организаций. // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 4(16). – С. 93-101.

В статье описывается исследование, направленное на изучение взаимосвязи между воспринимаемой организационной культурой и ценностями сотрудников с различным стажем работы. При взаимодействии организационной культуры и ценностей сотрудника возможно некоторое изменение поведения, ведущее к постепенной трансформации приоритетов, потребностей и мотивов человека. Данный процесс обуславливается временем, необходимым для пересмотра представлений о профессиональной деятельности.

В рамках исследования была выдвинута гипотеза о том, что стаж сотрудников компаний в различных организационных культурах может являться фактором формирования некоторой динамики ценностей сотрудников. Исследование базируется на типологической модели К. Камерона и Р. Куинна, названной «Рамочная конструкция рыночных ценностей», которая позволяет выявить выраженность того или иного типа культуры для определенной компании. Стоит отметить, что трансформация ценностей также может быть связана с возрастными изменениями в убеждениях человека, однако в нашем исследовании внимание было сфокусировано именно на стаже работы сотрудника в определенной компании, так как некоторая динамика в ценностно-смысловой сфере индивида происходит по происшествию достаточно длительного промежутка времени. Более того, данные изменения, по нашему мнению, связаны с процессом интеграции тех ценностей, которые декларирует компания, а это, в свою очередь, отражается и на ценностях персонала. Для изучения ценностей сотрудников был использован метод полуструктурированного интервью, что позволило более детально изучить иерархию ценностей каждого отдельного испытуемого. Также с помощью комплекса методик была выявлена некоторая «трансформация» общих и профессиональных ценностей сотрудников при сравнении ценностей персонала с большим и малым стажем работы. Кроме того, в качестве дополнительной задачи была проверена взаимосвязь между профессиональными и общими ценностями персонала, а также воспринимаемой ими организационной культурой и полом испытуемых. В результате были созданы гипотетические модели, отражающие основные тенденции «изменения» ценностей сотрудников различного стажа работы во взаимосвязи с преобладающим типом организационной культуры компании. Подобные исследования позволяют в дальнейшем выдвинуть гипотезу об изменении личностных структур индивида под воздействием внешних условий.

Поступила: 07.10.2014

Принята к публикации: 20.11.2014

Страницы: 93-101

DOI: 10.11621/npj.2014.0410

Ключевые слова: организационная культура; профессиональные ценности; профессиональные ценности; общие ценности; профессиональный опыт

Авторам: Доренская Светлана В. ; Рикель Александр Маркович

Доступно в on-line версии с 31.12.2014

Вартанов А.В., Терещенко Л.В., Латанов А.В., Бурлак С.А. Звуковой язык эмоций человека и обезьян. // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 4(16). – С. 79-92.

С помощью формальных объективных методов анализа обнаружено принципиальное сходство звуковых сигналов обезьян разных видов: шимпанзе, макак- резусов, павианов, сиамангов (гиббонов) с проявлениями эмоций в речи человека.

Показано, что разработанная (на основе принципа относительного микроамплитудного кроссчастотного кодирования) система формальных параметров оценки эмоций в речи человека хорошо применима в качестве экспериментальной процедуры для объективной оценки и интерпретации (в соответствии с системой человеческих эмоций) звуковых сигналов обезьян. Это подтверждается обнаруженным соответствием формальных оценок с результатами наблюдений за поведением животных в разных ситуациях.

Предложенный антропоморфный метод анализа звуковых сигналов животных базируется на четырехмерной сферической модели эмоций человека и принципах кодирования информации в нервной системе. Предлагаемая модель может служить общей классификационной системой для эмоциональных явлений, объединяя физиологические представления о мозговых механизмах эмоциональной регуляции и известные психологические классификации, полученные на основе разных экспериментальных данных. Она количественно объясняет также все возможные нюансы и плавные взаимопереходы эмоций, представляя каждую конкретную эмоцию как линейную комбинацию выделенных основных психофизиологических параметров. Хорошее согласие параметров речевого сигнала не только человека, но и обезьян с параметрами психофизиологической модели эмоций подтверждает теоретические представления о принципах кодирования информации в нервной системе и продуктивности предлагаемого антропоморфного подхода к разработке технических систем, в частности, к методам обработки речевого сигнала. С другой стороны, обнаруженное совпадение подтверждает и выделенные ранее параметры психофизиологической модели, дополнительно обосновывая предпочтительность (по сравнению с другими, известными в литературе) именно такой системы классификации эмоций, как с точки зрения размерности, так и в отношении ориентации осей пространства модели.

В целом, полученные результаты свидетельствуют о древности эмоциональной системы регуляции и о том, что она сохранилась у человека в неприкосновенности, продолжая сосуществовать в качестве системы выражения чувств, параллельно с возникшей независимо звуковой системой членораздельной речи. Кроме того показано, что у большинства обследованных видов обезьян (шимпанзе, макака- резус и павиан) весь репертуар звуковых сигналов исчерпывается этой эмоциональной регуляцией. Однако обнаружено, что некоторые виды обезьян – сиаманги (гиббоны) способны усложнять репертуар своих звуковых сигналов и создавать дополнительные каналы звуковой сигнализации в относительно свободной частотной области, чтобы не мешать использованию общей с другими видами обезьян (и человека) эмоциональной системы сигнализации. По-видимому, эта дополнительная система изменения звукового сигнала основана на том же принципе кодирования, что и общая эмоциональная.

Поступила: 20.03.2014

Принята к публикации: 12.04.2014

Страницы: 79-92

DOI: 10.11621/npj.2014.0409

Ключевые слова: эмоции; обезьяны; речевой сигнал; антропоморфный метод

Авторам: Вартанов Александр Валентинович; Терещенко Леонид Викторович; Латанов Александр Васильевич; Бурлак Светлана А.

Доступно в on-line версии с 31.12.2014

Агрис А.Р., Ахутина Т.В. Регуляция активности у детей с трудностями обучения по данным нейропсихологического обследования. // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 4(16). – С. 96-102.

В статье исследуется вопрос слабости функций I блока мозга (процессов регуляции активности) у детей младшего школьного возраста с трудностями обучения. Исследование проводилось на детях 1-5 классов с выраженными трудностями в обучении и на выборке первоклассников с различной успешностью в обучении. Основным методом исследования являлось нейропсихологическое обследование на базе батареи А.Р. Лурии (Лурия, 1969, 1973), а именно, варианта для детей 5-9 лет, разработанного в лаборатории нейропсихологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова (Ахутина и др., 2008, 2012; Полонская, 2007). Показано, что среди детей обеих выборок можно выделить группы по различному состоянию функций I блока: с преобладанием гиперактивности-импульсивности, с преобладанием утомляемости и низких темповых характеристик и без выраженного дефицита функций I блока. Продемонстрирована тесная связь дефицита I блока мозга и школьной успеваемости. Выявлено, что для детей с гиперактивностью свойственна выраженная слабость процессов программирования и контроля и зрительных и зрительно-пространственных функций, со слабостью как левополушарной аналитической, так и правополушарной холистической стратегии переработки информации. Дети с низким когнитивным темпом характеризуются менее выраженной слабостью программирования и контроля и заметными слухоречевыми и кинестетичекими трудностями, то есть преобладанием дефицита левополушарной аналитической стратегии. Выявлена неравномерная возрастная динамика различных компонентов высших психических функций (ВПФ) при трудностях обучения. Так, от 1 к 4-5 классу симптомы утомляемости/низкого темпа и кинестетические трудности практически не демонстрируют положительной динамики в отличие от всех остальных компонентов ВПФ.

Поступила: 14.11.2014

Принята к публикации: 20.11.2014

Страницы: 64-78

DOI: 10.11621/npj.2014.0408

Ключевые слова: процессы регуляции активности; нейродинамические (активационные) компоненты деятельности; низкий когнитивный темп; гиперактивность; импульсивность; трудности в обучении; детская нейропсихология

Авторам: Ахутина Татьяна Васильевна; Агрис Анастасия Романовна

Доступно в on-line версии с 31.12.2014

Дзукаева В.П., Садовникова Т.Ю. Роль матери и отца в развитии индивидуации юношей и девушек: кросс-культурный аспект. // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 4(16). – С. 52-63.

В статье обсуждаются традиционный и современный подходы к изучению процесса сепарации-индивидуации в юношеском возрасте, который рассматривается авторами как центральная задача развития (Р. Хевигхерст) данного возрастного периода. Отмечается, что в рамках семейной психологии он рассматривается как нормативный кризис семьи. Описаны результаты исследования роли матери и отца в развитии индивидуации юношей и девушек на примере русской и осетинской культуры. Выявлены гендерные и культурные особенности индивидуации. Индивидуация в отношениях с родителями проходит, в среднем, более гармонично у представителей русской культуры, по сравнению с представителями осетинской культуры. У русских студентов в процессе индивидуации выявлено больше трудностей в отношениях с мамой, чем в отношениях с отцом. А у осетинских студентов, наодорот, индивидуация в отношениях с папой проходит с большими трудностями, чем с мамой. Показана комплементарность ролей отца и матери в обеспечении успешной индивидуации взрослеющего ребенка в период юности.

Результаты теста культурно-ценностных ориентаций показали, что у русских студентов преобладает современный тип культуры, у осетинских студентов – традиционный. Помимо этих основных типов культуры, выявлено также наличие промежуточных типов, отражающих динамику современной российской культуры (переход одного типа культуры в другой). Описаны особенности индивидуации юношей и девушек в зависимости от типа культуры. Сделан вывод о связи типа культуры (по Дж. Таунсенду) и особенностей индивидуации в юношеском возрасте: современный тип культуры сочетается с более гармоничным процессом индивидуации юноши/девушки.

Поступила: 16.11.2014

Принята к публикации: 20.12.2014

Страницы: 52-63

DOI: 10.11621/npj.2014.0406

Ключевые слова: сепарация; индивидуация; юношеский возраст; задача развития; культура; культурно-ценностная ориентация

Авторам: Садовникова Татьяна Юрьевна; Дзукаева Вероника Петровна

Доступно в on-line версии с 31.12.2014

Молчанов С.В. Условия и факторы решения моральных дилемм в подростковом возрасте. // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 4(16). – С. 42-51.

Моральный выбор подростка определяется особенностями взаимодействия когнитивных и эмоционально-личностных факторов, определяющих ориентацию на принцип справедливости, либо на принцип заботы, осуществляемый в определенных социально-психологических и ситуативных условиях. Рассмотрены особенности решения моральных дилемм в концепции морального развития Л. Кольберга, теории просоциального поведения Н. Айзенберг. Выделены следующие типы дилемм морального выбора в ситуации неопределенности: ситуация личностного выбора и принятия решения в условиях неопределенности моральной нормы как регулятора поведения, моральный выбор в ситуации конкуренции моральных норм, дилемма альтер-альтруизма. 

Определены и описаны условия и факторы решения подростком моральных дилемм: социально-психологические условия (культура, социоэкономический статус, семья, школа), личностные особенности (моральные ценности, моральные чувства и переживания – чувство вины, симпатия, эмпатия и дистресс, наличие социо-когнитивных конфликтов в прошлом опыте, близость к жертве и переживаемая личностная идентификация с ней, возраст, пол), уровень когнитивного развития и атрибутивные процессы (восприятие субъектом просоциального поведения других людей как «хорошего», а самого себя как «доброго», осознание альтруистических мотивов своего поведения и сущности своего поведения как поведения заботы ради пользы и блага других, адекватная оценка потребности другого человека в оказании помощи и ее объективной необходимости), ситуативные факторы и структурно-содержательные особенности самих моральных дилемм (по степени вовлеченности – личностные и социальные, по степени соответствия социальным ожиданиям – антисоциальные, просоциальные и дилеммы социального давления).

Поступила: 29.11.2014

Принята к публикации: 08.12.2014

Страницы: 42-51

DOI: 10.11621/npj.2014.0405

Ключевые слова: моральное развитие; моральная дилемма; просоциальное поведение и мышление; альтруизм

Авторам: Молчанов Сергей Владимирович

Доступно в on-line версии с 31.12.2014

Цукарзи А.Э. Программы речевого развития детей дошкольного возраста в англоязычной литературе. // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 4(12). – С. 56-66.

В статье представлен анализ современных англоязычных программ речевого развития дошкольников. Рассмотрены два типа программ: подготовленные научными центрами и разработанные на местах педагогами-практиками. Показаны факторы, которые определяют существование большого количества разнообразных программ речевого развития: значимый рост миграционных потоков с формированием мультикультуральных и мультинациональных общин, большое количество детей с речевыми, коммуникативными трудностями и специфическими речевыми нарушениями, результаты многочисленных исследований, свидетельствующие о влиянии уровня речевого развития на последующие трудностей обучения. Программы, созданные научными центрами, направлены на развитие узких аспектов речевого развития. Интервенции, реализуемые в рамках научных исследований, построены с учетом теоретико- экспериментальных данных о закономерностях, условиях развития речи и принципах организации речевых интервенций. Они направлены в основном на получение доказательных данных, касающихся этих аспектов и их использования в дальнейшем для построения более эффективных программ. Интервенции, разработанные в рамках практической деятельности, строятся с учетом наблюдаемых педагогами реальных речевых трудностей детей и имеют целью решение конкретных проблем детей в минимальные сроки. Реализация программ осуществляется в государственных детских садах при начальной школе, в частном секторе, а также некоммерческими организациями.

Поступила: 20.11.2013

Принята к публикации: 29.11.2013

Страницы: 56-66

DOI: 10.11621/npj.2013.0407

Ключевые слова: программы речевого развития; нарративная; рецептивная и экспрессивная речь; специфическое речевое расстройство; речевые и коммуникативные трудности

Авторам: Цукарзи Анна Эдуардовна

Доступно в on-line версии с 30.12.2013

Бурлакова Н.С. Идентификация «с отцовской фигурой» в контексте развития самоидентичности детей в возрасте 3–5 лет. // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 4(12). – С. 44-55.

В статье представлен теоретический анализ роли идентификации «с отцовской фигурой» с присущими ей символическими функциями в развитии и становлении самоидентичности ребенка. Особое внимание уделяется возможностям применения идей культурно-исторической психологии и современной психотерапевтически ориентированной психодинамической психологии в изучении процессов интериоризации и идентификации. Эмпирическое исследование проводилось с детьми 3–4 и 4–5 лет на материале Детского Апперцептивного Теста (САТ) С. и Л. Беллак. Применялись методы феноменологического анализа, элементы контент-анализа применительно к результатам восприятия, проективным комментариям и рассказам детей после предъявления им третьей таблицы САТ С и Л. Беллак, а также качественный анализ данных наблюдения за поведением детей. Полученные результаты позволили обнаружить смену категоризации восприятия «отцовской фигуры», что является внешним маркером более глубинных процессов идентификации. На конкретном материале обсуждаются качественные трансформации содержания процесса идентификации с «отцовской фигурой» с учетом возрастных изменений, а также вопрос о механизме идентификации и процессе присвоения соответствующего эмоционального опыта. Посредством идентификации «с отцовской фигурой» изначально агрессивное самоутверждение ребенка получает значимую и социально принятую форму для своего проявления, что знаменует собой важный этап в развитии самоидентичности.

Поступила: 15.12.2013

Принята к публикации: 23.12.2013

Страницы: 44-55

DOI: 10.11621/npj.2013.0406

Ключевые слова: развитие ; самоидентичность; самосознание; идентификация; отцовская фигура; диалогический подход; проекция; рассказы детей дошкольного возраста; CAT

Авторам: Бурлакова Наталья Семеновна

Доступно в on-line версии с 30.12.2013

Бухаленкова Д.А. Представления современных подростков об успехе. // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 4(12). – С. 31-35.

В статье освещены различные подходы к определению понятия «успех» и дана классификация видов успеха, основанная на работах социальных психологов и социологов.

Рассмотрены результаты пилотажного исследования представлений об успехе современных подростков. Выделены семантические универсалии, описывающие понятие «успех», и представлены наиболее значимые для подростков характеристики успеха. Использование разработанной нами методики «Определение успеха» показало, что, по мнению подростков, понятию «успех» больше всего соответствует характеристика «достижение поставленных целей». Одной из наиболее значимых характеристик оказалась «самореализация». Подростки также определяют успех, как переживание «удовлетворения и радости от проделанной работы» и как «чувство заслуженного счастья». Интересно отметить, что такая категория как «популярность в обществе» оказалась наименее значимой при определении успеха для данной выборки.

Важной частью исследования является анализ примеров успешных людей, значимых для подростков: ими чаще всего становятся представители шоу-бизнеса, современные бизнесмены (например, Билл Гейтс) или члены семьи и знакомые подростков. Сфера политики менее популярна, а сферы науки, искусства и спорта редко становятся для подростков источниками примеров успеха.

В ходе исследования удалось установить связь представлений подростков об успехе с переживанием осмысленности своей жизни. Подростки, оценивающие свою прошлую, настоящую и будущую жизнь как недостаточно осмысленную и свободную, не чувствующие в себе сил управлять собственной жизнью, расценивают себя как малоуспешных людей и сам успех воспринимают как изменчивый и редкий. Образ успеха у подростков с высоким уровнем осмысленности жизни позитивнее и ярче: они не считают его таким редким и изменчивым явлением, видимо потому, что уже не раз переживали успех в разных сферах своей жизни.

Поступила: 18.11.2013

Принята к публикации: 30.11.2013

Страницы: 31-35

DOI: 10.11621/npj.2013.0404

Ключевые слова: успех; виды успеха; семантический дифференциал; самооценка; старший подростковый возраст

Авторам: Бухаленкова Дарья Алексеевна

Доступно в on-line версии с 30.12.2013

Самоненко Ю.А., Жильцова О.А., Самоненко И.Ю. Дидактический смысл принципов деятельностной теории психики А.Н. Леонтьева. // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 4(12). – С. 03-10.

Целью данной работы является исследование отношений между психологическими и дидактическими требованиями к проектированию технологий обучения, обеспечивающих образовательных результатов, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения.

Обосновывается необходимость решения трех взаимосвязанных задач. Первая предусматривает отбор достижений научной школы А.Н.Леонтьева для включения их в программу повышения психологической квалификации технологов образования. Вторая предполагает осуществление «проекции» концептуальных положений психологической теории в систему дидактических понятий. Третья задача состоит в разработке на основе нового дидактического знания методик обучения различным учебным дисциплинам и экспериментальную проверку их эффективности.

В статье рассмотрен общий подход к решению этих задач. Выделены наиболее важные для сферы образования принципы теории А.Н.Леонтьева. Предлагается ввести в дидактику ряд понятий, адекватных психологическому описанию структуры деятельности. Намечен комплекс методических приемов для формирования у школьников учебной деятельности, составляющей основу главной его способности – умения учиться.

Образовательные технологии, сконструированные в деятельностной парадигме, обеспечивают достижения образовательных результатов, законодательно закрепленных в Федеративных государственных образовательных стандартах. Разработанная модель развивающего образования школьников нашла свое применение в практике работы образовательной программы «Малая академия МГУ имени М.В. Ломоносова», а также в работах учителей содружества школ, вовлеченных в данное направление научно-практической деятельности.

Поступила: 16.01.2013

Принята к публикации: 20.02.2013

Страницы: 3-10

DOI: 10.11621/npj.2013.0401

Ключевые слова: системно-деятельностный подход; развивающее обучение; учебная деятельность; универсальные учебные действия; рефлексия; метапредметные знания

Авторам: Самоненко Юрий Анатольевич; Жильцова Ольга Александровна; Самоненко Илья Юрьевич

Доступно в on-line версии с 30.12.2013

Алмазова О.В. Эмоциональные связи сиблингов и привязанность к матери во взрослом возрасте. // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 3(11). – С. 96-102.

В статье анализируются взаимоотношения взрослых сиблингов, их специфика и многообразие, приведены примеры типологий отношений взрослых братьев и сестер, разработанных американскими и индийскими психологами. Кратко охарактеризован современный взгляд на привязанность к матери у взрослых людей и условия, необходимые для установления близких, доверительных межличностных отношений. Дан сжатый обзор современных зарубежных исследований в указанных областях. На отечественной выборке (N=277) выделено и описано четыре типа взаимоотношений взрослых братьев и сестер: эмоционально-позитивные (сердечные, гармоничные) – 39% выборки; амбивалентные (сердечные, конфликтно-конкурирующие – 32%; отстраненные (не близкие, не конфликтно-конкурирующие) – 18%; конфликтные (не близкие, конфликтно-конкурирующие, вплоть до враждебных) – 11%.

Произведено сравнение трех типологий взрослых сиблинговых отношений (отечественной, американской и индийской). При помощи внутрипарного сравнения показана взаимность сиблинговых отношений во взрослом возрасте. На основе результатов эмпирического исследования раскрывается сложная связь особенностей привязанности к матери с характером взаимоотношений между сиблингами во взрослом возрасте. Показано, что есть взрослые люди с надежным типом привязанности к матери, имеющие при этом отстраненные или даже конфликтные отношения со взрослыми братьями или сестрами, то есть, взрослые сиблинговые отношения не тотально детерминируются характером ранних эмоциональных отношений с матерью, а зависят еще и от личностных черт сиблингов и личной истории отношений. Влияние типа привязанности к матери, сформированного в детском возрасте, прослеживается на взаимоотношениях между взрослыми братьями и сестрами.

Поступила: 20.11.2013

Принята к публикации: 29.11.2013

Страницы: 54-60

DOI: 10.11621/npj.2013.0307

Ключевые слова: взрослые сиблинги; типология сиблинговых взаимоотношений; привязанность к матери

Авторам: Алмазова Ольга Викторовна

Доступно в on-line версии с 30.09.2013

Кутковой Н.А. Удивление как предмет социально-психологического исследования. // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 3(11). – С. 47-53.

В статье проводится теоретический анализ эмоции удивления с позиции социальной психологии. Удивление представляет собой эмоцию, возникающую в ответ на неожиданное событие. В статье анализируются компоненты, составляющие удивление, а именно: события, вызывающего удивление, экспрессии удивления, переживания удивления. 

Рассматриваются различные подходы к пониманию события, вызывающего удивление, выделяется, насколько это событие связано с поступающей информацией или с активностью субъектов, а также насколько оно включено в контекст. Описывается паравербальная и лицевая экспрессия удивления, освещено влияние условий, в которых находится удивляющийся человек, на выраженность и репертуар его экспрессии. Приводятся основные подходы к пониманию переживания удивления: описательный, психосемантический, дискурсивный. Несмотря на то, что удивление причисляют в основном к базовым эмоциям, исследования выявили, что оно играет значительную роль в социальном познании ситуаций, противоречащих ожиданиям. Представлены модели, объясняющие роль удивления в этом процессе. Во-первых, это атрибутивная модель удивления Б. Вайнера и коллег, которые считают, что удивление является проявлением атрибуции удачи. Во-вторых, это процессуальная модель удивления В. Мейера и его коллег. Согласно ей, удивление входит в более широкий контекст социального познания, являясь общей эмоциональной реакцией на неожиданное событие и включая различные процессы анализа этого события. Однако данные модели анализируют удивление изолированного субъекта, без учета его окружения и особенностей общения. В заключении обозначается возможность исследования удивления как механизма усвоения и модификации социальной информации, сохраняющейся в прототипах, скриптах и схемах.

Поступила: 20.11.2013

Принята к публикации: 29.11.2013

Страницы: 47-53

DOI: 10.11621/npj.2013.0306

Ключевые слова: удивление; компоненты эмоции; экспрессия; атрибутивная модель удивления; переживание; процессуальная модель удивления

Авторам: Кутковой Николай А.

Доступно в on-line версии с 30.09.2013

Красовская Т.М. Образ Русского Севера: особенности формирования в современной географии и искусстве. // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 3(11). – С. 42-46.

В статье анализируется проблема формирования образа Русского Севера. Образ Севера востребован обществом и выступает как объективная реальность. Этот образ создается в результате соединения рационального опыта и художественного восприятия. Психолог В.П. Зинченко писал, что в порождении образа «визуальное мышление», «живописное соображение» отнюдь не являются метафорой. Соотношение количественных и качественных характеристик и художественного восприятия меняется во времени и зависит от мировоззренческих позиций создающего этот образ индивида или социума, от уровня его культуры, этнической принадлежности и т.д. В последнее время к образу Русского Севера стали все чаще обращаться политологи в поисках цивилизационной идентичности России, географы, развивающие на его основе новые представления о культурном ландшафте, социологи, пытающиеся использовать его для реконструкции исторической памяти народа, значительно ослабевшей в постперестроечное время.

Рассматриваются возможности формирования образа Русского Севера с использованием только объективных географических характеристик, а также в результате их синтеза с художественным восприятием. Отмечается ограниченность первого подхода, хотя он превалирует в российской географии. Прослеживается история формирования образа Русского Севера. Даются примеры создания этого образа в литературе, живописи, музыке.

В наши дни развитие теории культурного ландшафта, основы которой были заложены еще в начале ХХ в., а затем по идеологическим причинам забыты, позволяет вновь соединять естественно-научные и гуманитарные характеристики территории, формируя ее целостный образ.

Образ Русского Севера, сохраненный в исторической памяти народа, противостоит духовному нигилизму современной технологической культуры, является метафизическим «островом спасения», обладающим нравственной целительной силой. Признание особой роли образа Русского Севера для русского народа позволяет рассматривать его как виртуальное культурное наследие России.

Поступила: 05.09.2013

Принята к публикации: 29.10.2013

Страницы: 42-46

DOI: 10.11621/npj.2013.0305

Ключевые слова: Русский Север; образ; наука; искусство; восприятие

Авторам: Красовская Татьяна Михайловна

Доступно в on-line версии с 30.09.2013

Поскребышева Н.Н., Карабанова О.А. Исследование личностной автономии подростка в контексте социальной ситуации развития. // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 4(16). – С. 34-41.

В статье с позиций возрастно-психологического подхода (Л.С. Выготский) представлены результаты исследования зависимости структуры личностной автономии подростка от особенностей социальной ситуации развития: характера детско-родительских отношений и отношений со сверстниками. Выявлен нелинейный и гетерохронный характер развития компонентов автономии в подростковом возрасте. Наиболее высокие показатели констатированы для ценностного и когнитивного компонентов, самые низкие – для эмоционального при довольно низком уровне развития поведенческой автономии. Личностная автономия развивается в функциональном единстве всех компонентов, образующих ее ценностно-аффективную и операционально-техническую составляющую. Опережающее развитие когнитивной автономии, обусловленное переходом к учебно-профессиональной деятельности с элементами самообразования, составляет основу формирования поведенческой и ценностной автономии. Последняя, задавая вектор развития мотивационно-смысловой системы личности, создает условия для достижения эмоциональной автономии на основе принятия самоценности и самодостаточности. Выявлены и описаны особенности отношений с родителями и сверстниками у пяти групп подростков, различающихся по уровню и структуре личностной автономии. Определена связь уровня развития автономии и ее отдельных компонентов с характером отношений подростков с родителями и сверстниками. Значимыми для развития автономии являются такие параметры детско-родительских отношений как родительский контроль, свобода и автономность в детско-родительских отношениях, сотрудничество. Отношения с родителями и сверстниками играют разную роль в формировании автономии. В отношениях с родителями происходит осознание потребности в автономии и ее мотивационное опредмечивание. В отношениях со сверстниками происходит субъективация потребности в автономии, апробация и ролевое экспериментирование самостоятельности ценностных выборов и принятия решений, их реализация в поведении и деятельности.

Поступила: 29.11.2014

Принята к публикации: 08.12.2014

Страницы: 34-41

DOI: 10.11621/npj.2014.0404

Ключевые слова: автономия; подростковый возраст; возрастно-психологический подход; самодетерминация; самостоятельность; детско-родительские отношения; эмоциональная автономия; когнитивная автономия; ценностная автономия; поведенческая автономия

Авторам: Поскребышева Наталья Николаевна; Карабанова Ольга Александровна

Кутковая Е.С. Нарратив в исследовании идентичности. // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 4(16). – С. 23-33.

В статье рассматривается понятие нарратива в применении к исследованию идентичности в социальной психологии. Ставится проблема отсутствия единства в понимании и применении этого понятия в исследованиях и делается попытка систематизации подходов к пониманию нарратива с точки зрения такого предмета исследования как идентичность. Нарратив – это понятие, которое начинают широко использовать различные психологи при исследовании личности, самовосприятия, способов коммуникации, при исследовании различных социальных практик и мотивов занятия этими практиками. Рассматриваются подходы к пониманию нарратива: нарратив как особый модус мышления (концепция Дж. Брунера), нарратив как метатеоретическая парадигма (концепция Т. Сарбина), нарратив как жизненная история, нарратив как структурное образование. Анализируются особенности понимания нарратива в каждом подходе, а также проблематика исследований. Выделяются признаки нарративности и критерии нарратива: во-первых, особая темпоральная структура, разворачивание нарратива во времени, а во-вторых, трансформация знаний, героя, автора, то есть изменения, достигнутые в нарративе. Ставится вопрос о единице нарратива. Рассматриваются особенности понимания нарратива в психологии, в частности дискурсивное понимание нарратива, взаимосвязь нарративов с социальным и культурным контекстом, а также функциональный подход к определению нарратива. Обсуждается потенциал нарратива как психологического конструкта в исследовании идентичности и два новых актуальных направления в методологии нарративного подхода, дополняющих наиболее традиционный подход анализа больших автобиографических нарративов. Во-первых, это анализ отдельных жизненных эпизодов (например, поворотных точек), а во-вторых, это анализ наррации, как особой дискурсивной практики, обусловленной как локальным контекстом, так и более широкими социальными нормами.

Поступила: 14.11.2014

Принята к публикации: 28.11.2014

Страницы: 23-33

DOI: 10.11621/npj.2014.0403

Ключевые слова: нарративный подход; идентичность; нарративная идентичность; нарративный подход

Авторам: Кутковая Екатерина Сергеевна

Первичко Е.И. Стратегии регуляции эмоций: процессуальная модель Дж. Гросса и культурно-деятельностный подход. // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 4(16). – С. 13-22.

Целями данной статьи являются: аргументация целесообразности разработки структурно-динамической модели регуляции эмоций, выполненной в теоретико-методологических рамках культурно-деятельностной парадигмы развития психики и способствующей созданию психологически обоснованной типологии стратегий регуляции эмоций в норме и патологии (часть 1), описание такой модели регуляции эмоций (часть 2). Вводится авторское определение регуляции эмоций, как совокупности психических процессов, психологических механизмов и регуляторных стратегий, которые используются человеком для сохранения способности к продуктивной деятельности в ситуации эмоциональной нагрузки, для обеспечения оптимального контроля над побуждениями и эмоциями, для поддержания эмоционального возбуждения на оптимальном для него уровне. 

В первой части статьи приведены основные концепции и парадигмы, в рамках которых изучается проблема регуляции эмоций: психоаналитический и когнитивный подходы, концепции эмоционального развития и эмоционального интеллекта, культурно-деятельностный подход. Рассматривается процессуальная модель регуляции эмоций Дж. Гросса с выделением стратегий регуляции эмоций и оценкой их эффективности, анализируются ее возможности и ограничения. На основании обзора исследований сформулирован вывод, что при имеющемся описании широкого спектра регуляторных стратегий остается открытым вопрос о психологических механизмах их использования. 

Во второй части статьи высказывается предположение о возможностях решения этого вопроса на основе построения структурно-динамической модели регуляции эмоций в рамках методологии культурно-деятельностного подхода к изучению психики и создания соответствующего данной теоретической парадигме комплексного методического подхода к экспериментальному исследованию проблемы регуляции эмоций.

Поступила: 28.11.2014

Принята к публикации: 28.11.2014

Страницы: 13-22

DOI: 10.11621/npj.2014.0402

Ключевые слова: регуляция эмоций; процессуальная модель регуляции эмоций; структурно-динамическая модель регуляции эмоций; стратегии регуляции эмоций; стратегия когнитивной переоценки; стратегия подавления экспрессии эмоций

Авторам: Первичко Елена Ивановна

Захарова Е.И. Особенности взаимодействия матерей с детьми в условиях «позднего» материнства. // Национальный психологический журнал. - 2014. - №2(14) - с. 97-101

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей взаимодействия матерей с детьми дошкольного возраста. Целью исследования было выявление специфики взаимодействия матерей, рождение ребенка у которых состоялось после 35 лет. Актуальность исследования обусловлена явно выраженной в последнее время тенденцией рождения первого ребенка в зрелом возрасте, когда родительство все чаще становится «поздним». Средством выделения возрастной специфики стал сравнительный анализ двух групп матерей дошкольников, родивших первого ребенка до 30 лет (молодые матери) и родивших первого ребенка после 35 лет («поздние» матери). В исследовании приняли участие 80 женщин в возрасте от 26 до 55 лет, имеющих детей дошкольного возраста.

Наряду с этим, были проанализированы особенности эмоционального состояния их детей. Переживание дошкольниками особенностей внутрисемейной ситуации позволило говорить о преимуществах и опасностях «позднего» материнства. Анализ эмоционального состояния дошкольников проводился посредством проективной рисуночной пробы. Также был проведен опрос матерей и воспитателей детского сада, имеющих возможность длительно наблюдать за ребенком. Результаты исследования позволяют говорить о том, что «поздние» матери выстраивают более гармоничное взаимодействие с детьми, что отражается в их переживании благополучия семейной ситуации и благоприятном эмоциональном состоянии. Отзывчивость «поздних» матерей, их поддержка и сочувствие позволяет ребенку чувствовать себя защищенным, хотя это не способствует обретению детьми автономии. Такие дети чаще обращаются за помощью взрослого, ищут его поддержки, в то время как дети молодых матерей чаще склонны решать проблемы самостоятельно.

Поступила: 04.08.2014

Принята к публикации: 28.09.2014

Страницы: 97-101

DOI: 10.11621/npj.2014.0212

Ключевые слова: «позднее» материнство; детско-родительское взаимодействие; переживание семейной ситуации; эмоциональное состояние

Авторам: Захарова Елена Игоревна

Григорьева И.В., Стефаненко Е.А., Иванова Е.М., Олейчик И.В., Ениколопов С.Н. Влияние копинг-юмора на социальную тревожность при шизофрении. // Национальный психологический журнал. - 2014. - №2(14) - с. 82-89

Социальная тревожность оказывает существенное негативное влияние на повседневную жизнь субъекта, значительно осложняя процесс социальной адаптации. Способность реагировать юмором на стресс считается важным и эффективным навыком совладания. В связи с этим, все более распространенными становятся исследования копинг-стратегий у больных социофобией.

Целью нашего исследования стало изучение влияния использования юмора как копинг-стратегии на различные проявления социальной тревожности, а также связанные с ней переживания чувства вины и стыда у человека в норме и при шизофрении. В исследовании приняли участие 34 больных шизофренией и 102 психически здоровых испытуемых в возрасте 18-35 лет, мужчины и женщины.

Использовались опросниковые методы исследования: шкала совладания с помощью юмора, шкала социальной тревожности Либовица, шкала страха негативной оценки, опросник социальной тревоги и социофобии, опросник стыда и вины. Результаты сравнения средних показали, что больные шизофренией в меньшей степени склонны использовать юмор как стратегию совладания, чем здоровые люди. С помощью метода One-way ANOVA было выявлено, что юмор как копинг- стратегия эффективен в отношении ряда компонентов социальной тревожности. Использование метода Two-way ANOVA позволило показать, что юмор как копинг-стратегия способствует совладанию с чувствами вины и стыда при низком уровне социальной тревожности, но может быть неэффективным и даже иметь негативное влияние при высоком ее уровне. При низком уровне социальной тревожности у мужчин в норме юмор способствует преодолению стремления к избеганию при чувстве стыда, а при шизофрении – снижает стремление к компенсации ущерба при чувстве вины. Полученные результаты свидетельствуют о неоднородности влияния копинг-юмора на социальную тревожность, вину и стыд и могут быть использованы в целях диагностики и построения психокоррекционных программ.

Поступила: 12.10.2014

Принята к публикации: 23.10.2014

Страницы: 82-89

DOI: 10.11621/npj.2014.0210

Ключевые слова: социальная тревожность; социальная фобия; юмор как копинг-стратегия; вина; стыд; шизофрения

Авторам: Григорьева И.В.; Стефаненко Е.А.; Иванова Е.М.; Олейчик И.В.; Ениколопов Сергей Николаевич

Тхостов А.Ш., Рассказова Е.И., Емелин В.А. Психодиагностика субъективного восприятия своих идентификаций: применение модифицированной методики «Кто Я?». // Национальный психологический журнал. - 2014. - №2(14) - с. 60-71

Применение междисциплинарного подхода в исследованиях идентичности требует разработки методов, позволяющих изучать и сопоставить прогностические возможности критериев диагностики идентичности, предлагаемых в русле различных концепций. Цель данной работы – исследование стабильности и соотношения оценок своих идентификаций по разным критериям, а также их связи с субъективным благополучием, копинг-стратегиями и выраженностью психопатологической симптоматики у испытуемых без психических заболеваний. Методика «Кто Я?» М. Куна и Т. МакПартлэнда была дополнена количественной оценкой по шкале Лайкерта того, насколько каждая из идентификаций нравится (эмоциональная оценка), часто актуализируется (значимость), важна испытуемому (психологическая центральность) и признана другими (воспринимаемое социальное признание). На материале двух выборок: студентов- психологов (n1=82) и взрослых испытуемых (n2=50) были продемонстрированы достаточная согласованность оценок своих идентификаций по каждому из критериев, несводимость критериев друг к другу и возможность надежного расчета единого показателя согласованности/рассогласованности в оценках идентификаций. Положительная оценка, центральность и признанность своих идентификаций способствовали более частому выбору активных поведенческих и когнитивных стратегий совладания со стрессом, а дополнительный учет согласованности в оценках приводил к лучшему предсказанию склонности к позитивному переформулированию, обращения к религии и концентрации на эмоциях. Связь значимости идентификаций и депрессивности опосредствовалась их эмоциональной оценкой: частые мысли об идентификациях препятствовали депрессивности только у испытуемых с положительной эмоциональной оценкой идентичности. В целом применение количественной оценки позволяет дополнить качественный анализ идентификаций общими показателями субъективного переживания идентичности.

Поступила: 27.05.2014

Принята к публикации: 18.06.2014

Страницы: 60-71

DOI: 10.11621/npj.2014.0208

Ключевые слова: идентичность; субъективное восприятие идентификаций; значимость; воспринимаемое социальное признание; субъективное благополучие; депрессивность; копинг-стратегии

Авторам: Тхостов Александр Шамилевич; Рассказова Елена Игоревна ; Емелин Вадим Анатольевич


181 - 200 из 340
Начало | Пред. | 8 9 10 11 12 | След. | Конец