ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Национальный психологический журнал

история психологии

ГлавнаяСписок ключевых слов

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI:
  

Н.Л. Карпова, Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, И.А. Володарская. Воспоминания о Л.Ф. Обуховой. // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 2(34). – С. 33-39

В рамках Научных чтений памяти профессора Московского государственного университета Л.Ф. Обуховой по случаю ее 80-летнего юбилея прошел Мемориальный круглый стол, на котором его участники, хорошо знавшие Людмилу Федоровну, поделились воспоминаниями о совместной работе и личном общении с ней. 

Поступила: 27.03.2019

Принята к публикации: 04.04.2019

Страницы: 33-39

DOI: 10.11621/npj.2019.0206

Ключевые слова: история психологии; Л.Ф. Обухова

Авторам: Карпова Наталия Львовна; Володарская Инна Андреевна; Парамонова Лариса А. ; Алиева Татьяна И.

Доступно в on-line версии с 30.01.2019

Ж.М. Глозман. Л. Ф. Обухова: 2002–2016 годы. // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 2(34). – С. 40-45

Актуальность (контекст) тематики статьи. Сегодня, когда факультет психологии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова и Российское психологическое общество отмечают 80-летие со дня рождения Людмилы Филипповны Обуховой – выдающегося отечественного психолога, особенно важно охарактеризовать ее вклад в актуальные проблемы психологии развития, возрастной психологии, проблемы современного детства и семьи, международную значимость ее работ.

Цель исследования –проанализировать богатую и интересную как в научном, так и в общечеловеческом плане жизнь Людмилы Филипповны в последние 15 лет ее жизни, наименее известные большинству сотрудников факультета.
Описание исследования. В статье описано личностно и научно обогащающее сотрудничество автора с Л.Ф.Обуховой в2002–2016 годы, совместные поездки для чтения лекций, участия в международных конференциях и в путешествиях. В частности, рассказано об участии Людмилы Филипповны во втором конгрессе Международного общества культурно-исторической психологии ISCAR в США, в Международной конференции памяти Л.С. Выготского в Португалии, в ХХ Международном конгресс по геронтологии в Сеуле, в первом международном конгресс по детской психологии в Браге (Португалии), в международной конференции по проблемам физической активности в Тайпее (Тайвань), в Седьмой международной конференции по когнитивной науке в Светлогорске, в Камчатской этнографической и культурно-психологической экспедиции и др.

Заключение. Раскрывается широта интересов Людмилы Филипповны, показаны особенности личности этого замечательного человека, ее необыкновенный дар общения. Отмечается международное признание ее научных исследований.





Поступила: 25.03.2019

Принята к публикации: 03.04.2019

Страницы: 40-45

DOI: 10.11621/npj.2019.0207

Ключевые слова: Л.Ф. Обухова; история психологии; Юбилей

Авторам: Глозман Жанна Марковна

Доступно в on-line версии с 30.01.2019

Л.Ф. Обухова. Проблемы психического здоровья брошенных детей. // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 2(34). – С. 46-47

Тезисы выступления Л.Ф. Обуховой на VI Международной конференции по проблемам физической активности (Тайпей, Тайвань, 22 октября 2015)


Поступила: 19.06.2019

Принята к публикации: 23.06.2019

Страницы: 46-47

DOI: 10.11621/npj.2019.0208

Ключевые слова: Л.Ф. Обухова; история психологии; Юбилей; детская клиническая психология

Авторам: Обухова Ольга Борисовна

Доступно в on-line версии с 30.01.2019

Зинченко Ю.П. VI Конгресс Регионального объединения психологических ассоциаций стран АСЕАН (АРУПС). // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 1(29). – С. 5

27–28 января 2017 года в Образовательном центре «Сириус» (г. Сочи) состоялась II Всероссийская конференция «Путь к успеху: программы поддержки одаренных детей и молодежи в контексте стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»

Страницы: 5

Ключевые слова: история психологии

Авторам: Зинченко Юрий Петрович

Доступно в on-line версии с 30.03.2018

Зинченко Ю.П. VI Конгресс Регионального объединения психологических ассоциаций стран АСЕАН (АРУПС). // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 1(29). – С. 3-4

20–22 февраля 2018 года в г. Кута (Индонезия) состоялся VI Конгресс Регионального объединения психологических ассоциаций стран АСЕАН (АРУПС)

Страницы: 3-4

Ключевые слова: история психологии

Авторам: Зинченко Юрий Петрович

Доступно в on-line версии с 30.03.2018

Зинченко Ю.П. Всероссийский психологический форум. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 4(28). – С. 4

С 5 по 7 октября в Казанском (Приволжском) федеральном университете прошли два крупнейших мероприятия психологического сообщества страны. В рамках Всероссийского психологического форума состоялись мероприятия VI съезда Российского психологического общества (РПО).

Страницы: 4

Ключевые слова: история психологии

Авторам: Зинченко Юрий Петрович

Доступно в on-line версии с 01.01.2018

Зинченко Ю.П. Психологи МГУ на XIX Всемирном фестивале молодёжи и студентов. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 4(28). – С. 3

18 октября 2017 года сотрудники факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова приняли участие в XIX Всемирном фестивале молодёжи и студентов

Страницы: 3

Ключевые слова: история психологии

Авторам: Зинченко Юрий Петрович

Доступно в on-line версии с 01.01.2018

Ждан А.Н. Теория и практика в психологическом наследии П.Я. Гальперина. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 3(27). – С.33-39

Статья написана в связи со 115-ой годовщиной со дня рождения классика отечественной психологии П.Я. Гальперина (1902–2017). Цель статьи – показать вклад П.Я. Гальперина как в фундаментальную, так и в практико-ориентированную науку, а также продемонстрировать связь этих двух сторон его научного наследия. Раскрывается содержание разработанной им новаторской психологической теории. Выделены ее важнейшие методологические положения, касающиеся понимания предмета и метода психологической науки, вопроса о сущности психического и его месте в мире (психофизическая проблема), вопроса о соотношении психологии и физиологии (психофизиологическая проблема), проблемы инстинктов человека в связи с вопросом об исторической социальной природе сознания. Раскрывается, как ученый рассматривал содержание понятия языкового сознания, вопросы соотношения языка и мышления, принцип единства истории и теории в научном познании. Проанализирована терминологическая работа, проделанная П.Я. Гальпериным, отмечено, что введение новых понятий обогащает и делает более точным понятийный аппарат психологической науки. Показана необходимость каждого методологического положения для решения практических задач. Продемонстрировано единство теоретического и практического аспектов в психологической теории, созданной П.Я. Гальпериным, ее оригинальность и, вместе с тем, преемственная связь с культурно-исторической психологией Л.С. Выготского, с деятельностными концепциями С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева. Называются конкретные направления, в которых методом поэтапного формирования умственных действий и понятий организуются процессы учения и обучения, раскрываются механизмы перцептивных процессов и одномоментных мыслительных актов, объясняются феномены Ж. Пиаже. В заключение делается вывод о неисчерпаемости возможностей практического использования теории П.Я. Гальперина во всех сферах формирования индивидуального опыта.

Поступила: 19.06.2017

Принята к публикации: 23.06.2017

Страницы: 33-39

DOI: 10.11621/npj.2017.0305

Ключевые слова: история психологии; Гальперин П. Я. ; философия; психология; предмет психологии; научная терминология; ориентировочная деятельность; языковое сознание; биологическое и социальное; общепсихологическая теория деятельности

Авторам: Ждан Антонина Николаевна

Доступно в on-line версии с 10.10.2017

Степанова М.А. Психолог, медик, философ: вехи научной биографии П.Я. Гальперина. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 3(27). – С.21-32

В статье восстановлены основные этапы научной биографии Петра Яковлевича Гальперина (1902–1988) – выдающегося отечественного психолога, создателя оригинальной психологической концепции. Показана внутренняя логика развития научных взглядов П.Я. Гальперина на пути создания им теории поэтапного формирования умственных действий и понятий, в которой проанализирован процесс становления основных компонентов психической деятельности и разработана система условий превращения предметного действия в психологический феномен.

Биография составлена с опорой на публикации и выступления П.Я. Гальперина, воспоминания его соратников и близких, а также на многочисленные архивные материалы. На данный момент обозначены лишь основные события жизни ученого. В статье приведены те данные, которые удалось проверить, обращаясь к материалам хранящегося в архиве МГУ имени М.В. Ломоносова личного дела П.Я. Гальперина и заседаний Ученого совета факультета психологии, а также научного архива Петра Яковлевича, переданного его внуком Яковом Иосифовичем Абрамсоном в архив Института психологии РАН. Из-за частых переездов семейные архивы не сохранились, а сам П.Я. Гальперин не оставил после себя развернутой автобиографии, поэтому задача уточнения фактов его биографии не потеряла своей актуальности.

По возможности представлены все периоды творчества П.Я. Гальперина, отражено его участие в научных и научно-практических мероприятиях, начиная с середины 20-х годов прошлого века. При этом самыми сложными для восстановления оказались события, имевшие место в 30–40-е гг. двадцатого века. 55 лет профессиональной и личной жизни ученого (с 1943 года и до кончины в 1988 году) связаны с МГУ имени М.В. Ломоносова. Поэтому основное внимание уделено П.Я. Гальперину как выдающему профессору Московского университета – автору самостоятельной теории об ориентировочной природе и функции психического, организатору психологической науки. 

В заключение показано, как стараниями современных исследователей сохраняется научное наследие П.Я. Гальперина.

Поступила: 05.07.2017

Принята к публикации: 22.07.2017

Страницы: 21-32

DOI: 10.11621/npj.2017.0304

Ключевые слова: история психологии; Гальперин П. Я. ; научная биография П.Я. Гальперина; теория поэтапного формирования умственных действий и понятий (ТПФ) П.Я. Гальперина; общепсихологическая теория деятельности; неклассическая психология

Авторам: Степанова Марина Анатольевна

Доступно в on-line версии с 10.10.2017

Подольский А.И. Научное наследие П.Я. Гальперина и вызовы XXI века. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 3(27). – С.9-20

Отмечая 115-летний юбилей со дня рождения выдающегося отечественного ученого и отдавая должное конкретному вкладу П.Я. Гальперина в общую, генетическую и педагогическую психологию, нужно особо выделить сформулированный им уникальный по своей внутренней целостности и системности подход к сущности психических явлений и процессов, к механизмам их формирования и развития. Можно выделить, по меньшей мере, три основных направления применения порожденного П.Я. Гальпериным знания, его Системы Психологии. Первое направление – использование метода планомерно- поэтапного формирования в целях исследования становления и развития психической деятельности человека. Второе направление – изучение теоретически описываемого и реально осуществляемого процесса планомерно-поэтапного формирования как психологической реальности. Третье направление – использование положений теории планомерно-поэтапного формирования в практике обучения.

Стратегическим вопросам реализации этого последнего направления посвящена данная статья. Показывается, что реальное практическое применение положений Системы Гальперина, успешное практическое обучение, особенно не в единичном, фактически лабораторном, а в массовом варианте, требует, как ни парадоксально это прозвучит, гораздо более углубленных и расширенных представлений о механизмах формирования умственной деятельности человека, нежели какие-либо академические лабораторные исследования. Рассматриваются причины относительно ограниченного применения возможностей, предоставляемых теорией Гальперина, в практике обучения. Рассматриваются перспективы дальнейшего движения психологии по пути, намеченному П.Я. Гальпериным, уточняются направления дальнейших разработок, имеющих целью повышение практических возможностей теоретического подхода этого ученого.

Поступила: 20.08.2017

Принята к публикации: 04.09.2017

Страницы: 9-20

DOI: 10.11621/npj.2017.0303

Ключевые слова: история психологии; Гальперин П. Я. ; творческое наследие П.Я. Гальперина; теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий; психическая деятельность; практика обучения и умственного развития

Авторам: Подольский Андрей Ильич

Доступно в on-line версии с 10.10.2017

Веракса А.Н., Лейбина А.В., Леонов С.В. Новый этап в подготовке Европейского психологического конгресса (ECP2019). // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 3(27). – С.6-7

С 11 по 14 июля 2017 года в Амстердаме, в рамках XV Европейского психологического конгресса (ECP2017) прошла презентация XVI Европейского психологического конгресса (ЕСР2019), который впервые пройдет в Москве 2–5 июля 2019 года

Поступила: 20.07.2017

Принята к публикации: 23.07.2017

Страницы: 6-7

DOI: 10.11621/npj.2017.0302

Ключевые слова: история психологии

Авторам: Веракса Александр Николаевич; Леонов Сергей Владимирович; Лейбина Анна В.

Доступно в on-line версии с 10.10.2017

Рикель А.М. Молодые психологи в поиске научных идей и их решений. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 3(27). – С.3-5

С 29 июня по 3 июля факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова провел Международную студенческую научно-практическую конференцию — Летнюю психологическую школу факультета психологии МГУ (ЛПШ МГУ-2017).

Поступила: 12.07.2017

Принята к публикации: 16.07.2017

Страницы: 3-5

DOI: 10.11621/npj.2017.0301

Ключевые слова: история психологии

Авторам: Рикель Александр Маркович

Доступно в on-line версии с 10.10.2017

Леонов С.В. Повышение международного статуса российской психологии. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 2(26). – С.3-4

11 мая 2017 года в МГУ имени М.В. Ломоносова прошло подписание двух важных документов, направленных на укрепление сотрудничества и повышение международного статуса отечественной психологической науки.

Поступила: 15.05.2017

Принята к публикации: 17.05.2017

Страницы: 3-4

DOI: 10.11621/npj.2017.0201

Ключевые слова: история психологии

Авторам: Леонов Сергей Владимирович

Доступно в on-line версии с 28.06.2017

Асмолов А.Г. Итоги проведения международных конференций, посвященных 120-летию Л.С. Выготского. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 4(24). – С. 45-46.

В 2016 году научное и педагогическое сообщество разных стран празднует 120-летие со дня рождения Л.С. Выготского, выдающегося гуманиста, российского ученого, внесшего огромный вклад в развитие наук о социализации человека в природе, культуре и обществе.

Поступила: 20.10.2016

Принята к публикации: 22.10.2016

Страницы: 45-46

DOI: 10.11621/npj.2016.0405

Ключевые слова: Выготский Л.С.; Л.С. Выготский; история психологии

Авторам: Асмолов Александр Григорьевич

Доступно в on-line версии с 30.12.2016

Веракса А.Н., Леонов С.В. Съезд китайского психологического общества. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 4(24). – С. 47.

a:2:{s:4:"TEXT";s:409:"<p>
     14–16 октября 2016 года в городе Сиань (Китай) состоялся Съезд китайского психологического общества
(КПО). В работе съезда приняли участие Президент Международного союза
психологической науки при ЮНЕСКО
профессор С. Купер, представители индийского, пакистанского, монгольского,
американского и российского психологических сообществ. Общее количество
участников съезда превышало 3000 человек.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Поступила: 20.10.2016

Принята к публикации: 22.10.2016

Страницы: 47

DOI: 10.11621/npj.2016.0406

Ключевые слова: история психологии

Авторам: Веракса Александр Николаевич; Леонов Сергей Владимирович

Доступно в on-line версии с 30.12.2016

Иванников В.А. Уроки исследований воли. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 3(23). – С. 59-63.

В работе анализируются уроки, которые психология может вывести для себя из истории исследований воли. Понятие воли, как и понятия «разум» и «чувство», были введены в античной психологии в качестве теоретических конструктов. Два последних понятия были заменены со временем на ряд более частных понятий, обозначающих различные психические процессы. Понятие воли дошло в неизменном виде до XX столетия, потеряв первоначальное содержание. Воля понималась как самостоятельный психический процесс непонятной природы, поэтому К. Левин даже предложил исключить это понятие из психологии. Первый урок в истории понятия «воля» заключается в необходимости анализа способа введения понятия и изменения его содержания в ходе развития науки. Эта необходимость объясняется тем, что основные понятия психологии вводились в науку не для обозначения реальностей, а для их объяснения (как теоретические конструкты). При этом надо учитывать возможность дифференциации первичных понятий (например, разум – восприятие, представление, воображение, мышление). В отечественной психологии понятие воли активно использовалось до конца 1970-х годов, воля понималась, как способность человека преодолевать внешние и внутренние препятствия. Природа этой способности оставалась загадкой. Только анализ способа введения этого понятия в науку и порождения волевого действия позволил сформулировать задачу выявления механизмов порождения такого действия. Второй урок – помнить, что решение проблемы всегда требует выхода за ее пределы и «снятие» путем замены на решаемую задачу (например, замена проблемы понимания природы воли на задачу порождения волевого действия на основе восполнения дефицита побуждения к нему). Третий урок – о необходимости согласовывать новое содержание понятий с содержанием всего ряда (системы) понятий этой отрасли науки.

Поступила: 03.09.2016

Принята к публикации: 12.09.2016

Страницы: 59-63

DOI: 10.11621/npj.2016.0308

Ключевые слова: воля; психические процессы; история психологии; волевое действие; механизмы воли

Авторам: Иванников Вячеслав Андреевич

Доступно в on-line версии с 30.11.2016

Вербицкая Л.А. «Моцарт психологии». Интервью. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 3(23). – С. 03-07.

В интервью раскрывается вклад Л.С. Выготского в науку и образование, рассмотрены его главные научные достижения. Показано, что его новаторские концепции в педагогике и психологии намного опередили время и по сей день являются актуальными. Л.С. Выготский выдвинул идеи, которые раскрыли законы культурного развития личности, ее психических функций (речи, внимания, мышления), объяснили внутренние психические процессы ребенка, его отношения с окружающей средой. Ученый ввел в науку целый ряд понятий и концептов, на которые опирается современная психология и педагогика, такие как «высшие психические функции», «интериоризация», «опосредование», «сигнификация» и др.

Отмечается необычайная разносторонность Л.С. Выготского – он известен не только как психолог, но и как философ, методолог, педагог, дефектолог и даже как автор блистательных театральных рецензий и литературный критик. Также идет речь о том, как происходило становление Л.С. Выготского как ученого, приведены основные факты его биографии.

Продемонстрирована важность идей Л.С. Выготского для развития образовательного процесса. Указывается, что ученый заложил важнейшие принципы обучения ребенка, что такие разработанные им понятия, как «зона ближайшего развития», «социальная ситуация развития», «критические возрасты», «сензитивные периоды в развитии ребенка» до сих успешно используются ведущими психологами и педагогами, что он внес огромный вклад в развитие представлений о происхождении и развитии речи, о ее роли в развитии мышления.

Подчеркивается, что под непосредственным или косвенным влиянием Выготского сформировались взгляды целой плеяды известных отечественных ученых. Ближайшими учениками и соратниками Выготского были автор теории деятельности А.Н. Леонтьев, всемирно известный нейропсихолог А.Р. Лурия, автор концепции психического развития ребенка Д.Б. Эльконин, автор теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперин.

Отмечается широкая международная известность Л.С. Выготского – его труды переведены, как минимум, на 19 языков. Научные центры и институты, базирующиеся на подходе Выготского и развивающие его идеи, существуют сегодня во многих странах – во Франции, Португалии, Бразилии, Анголе. Его идеям посвящены научные семинары, конференции и конгрессы в самых разных уголках мира.

Поступила: 20.09.2016

Принята к публикации: 25.06.2016

Страницы: 3-7

DOI: 10.11621/npj.2016.0301

Ключевые слова: Выготский Л.С.; Л.С. Выготский; история психологии; педагогическая психология; психология развития

Авторам: Вербицкая Людмила Алексеевна (1936-2019)

Доступно в on-line версии с 30.11.2016

Асмолов А.Г. «Психология становится по-настоящему действенной наукой о человеке». Интервью. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 3(23). – С. 33-35.

Автор отмечает возрастающую роль психологии в жизни современного общества, вхождение ее в общественную жизнь в самых разных ипостасях.

Психология становится по-настоящему «действенной» наукой о человеке. Рассматриваются наиболее существенные достижения современной психологии, такие как формирование практической психологии образования, создание системно-деятельностного подхода к познанию, вхождение психологии в мир когнитивной науки, возникновение психологии чрезвычайных ситуаций и др. Особенно подчеркивается, что сегодня психология стала реальностью и к различным ее направлениям относятся как к «архитектору» собственной ментальной и экономической жизни во всем мире, в том числе, и в нашей стране, психология превращается в конструктивную реконструирующую науку, что видно не только из программ построения стандартов современного образования, но и из программ развития толерантности в обществе как нормы по поддержке многообразия.

Значительное внимание автор уделяет освещению деятельности факультета психологии МГУ имени Ломоносова, как центра психологической науки при всем ее возрастающем многообразии и развитии. Накануне юбилея – 50-летия факультета А.Г. Асмолов, вся жизнь которого была неразрывно связана с этим учебным и научным центром, анализирует его успехи и достижения, его вклад в развитие мировой психологической науки.

Он перечисляет имена наиболее выдающихся выпускников факультета, достигших впечатляющих результатов в различных отраслях психологии, работающих ныне в разных уголках страны и мира. Подчеркивается, что факультет начинает быть «законодателем моды» новых трендов психологической науки. Развиваются такие интересные направления психологии, как психология неопределенности, психология сложности, психология разнообразия и пр. Идеи, развитые на факультете психологии, становятся мировыми идеями.

Поступила: 22.09.2016

Принята к публикации: 26.09.2016

Страницы: 33-35

DOI: 10.11621/npj.2016.0304

Ключевые слова: история психологии; высшая школа; психология; отрасли психологии; психологическая практика

Авторам: Асмолов Александр Григорьевич

Доступно в on-line версии с 30.11.2016

Аллахвердов В.М. Психологические школы Москвы и Петербурга – от противостояния к дружбе. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 3(23). – С. 36-44.

Делается попытка подвести итоги взаимодействия двух самых крупных психологических школ в России – психологических школ Москвы и Санкт- Петербурга. Это всего лишь зарисовка, посвященная 50-летнему юбилею психологических факультетов Москвы и Петербурга, а не исторический труд. Сложные отношения между психологическими школами, берущие начало в далеком прошлом, прошли через разные исторические этапы. Противостояние славянофильской и западнической традиций сказалось на исходном различии этих школ. Возникла оппозиция: или мы изучаем человека во всей его полноте, со всем богатством его субъективного опыта, но теряем в надежности наших высказываний (московский акцент), или мы изучаем человека точно, объективными методами, но теряем в целостности наших представлений (акцент петербургский). Обе психологические школы, пережив подъемы и спады, сохранили свою самобытность и свой акцент в исследованиях. Москвичи в своих исследованиях чаще ориентируются на более крупные проблемы и до сих пор опираются на масштабные идеи Выготского-Леонтьева. Петербуржцы более конкретны, более эмпиричны, но все-таки продолжают с тоской и надеждой думать о создании общей концепции человека, к чему их призывал Ананьев. Сегодня между двумя школами нет никакого противостояния, а лишь одна взаимная любовь.

Поступила: 16.09.2016

Принята к публикации: 27.09.2016

Страницы: 36-44

DOI: 10.11621/npj.2016.0305

Ключевые слова: история психологии; психологические школы; психологические организации; личности в российской психологии

Авторам: Аллахвердов Виктор Михайлович

Доступно в on-line версии с 30.10.2016

Базаров Т.Ю. Личная вовлеченность – особый стиль факультета. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 3(23). – С. 45-48.

50-летний юбилей факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова – хороший повод вспомнить тот путь, который он прошел за эти годы, вместившие несколько эпох, и наметить перспективы его дальнейшего развития. Автор статьи, бывший студент этого факультета, а ныне его преподаватель, профессор, вспоминает тех, кто создавал и поддерживал традиции факультета такие, как основательность и обоснованность, методическая ясность и диалогичность, целостный взгляд на проблему и проблемная ориентация в обучении, а также совместное творчество профессоров и студентов на пути постижения истины. Значительное внимание в статье уделено личности Г.М. Андреевой – талантливого учителя, блестящей ученой, одного из основателей социальной психологии в нашей стране. Отмечается, что именно Галина Михайловна в свое время собрала «звездный» состав кафедры социальной психологии, кафедры, ключевой характеристикой которой была вовлеченность каждого не только в научную, но и в коллективную жизнь, что способствовало развитию молодой, но такой важной отрасли психологии. Автор статьи пишет также о прекрасном педагоге Л.А. Петровской, которая призывала студентов оттачивать свою индивидуальность, поскольку считала, что это есть главный инструмент профессионального психолога. С огромной благодарностью вспоминает автор также советы по организации преподавания, которые получил от А.У. Хараша.

В статье характеризуется сегодняшнее положение факультета, его значение и намечаются перспективы дальнейшего развития. В частности автор говорит о необходимости формирования у студентов личной вовлеченности в профессиональную деятельность, а также о создании на факультете условий для более успешного перехода студентов от обучения к реальной жизни.

Поступила: 20.09.2016

Принята к публикации: 28.09.2016

Страницы: 45-48

DOI: 10.11621/npj.2016.0306

Ключевые слова: история психологии; социальная психология; Галина Михайловна Андреева; факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова; высшая школа

Авторам: Базаров Тахир Юсупович

Доступно в on-line версии с 30.10.2016


1 - 20 из 31
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец