ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

Аннотированный указатель статей «Национального психологического журнала»

Фильтр
Ru:
Received / Поступила:
Accepted date / Дата публикации в журнале:
Аннотация:
DOI Number:
  

Айламазян А.М. Роль пластического образа в формировании идентичности личности: исторический аспект. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 4(20). – С. 37-48.

В статье поставлен вопрос о значении знаково-символической функции в формировании личности человека. С позиций культурно-исторической психологии личность человека как некая тотальность и субъектность может быть рассмотрена в качестве высшей психической функции, которая должна быть раскрыта с точки зрения ее исторического генеза и тех культурных средств, которые участвуют в ее организации и развитии. Показана роль пластического образа как культурного средства, позволяющего человеку осмыслять себя и свое место в мире как некую целостность и ценность. Рассмотрен генез пластического знака от буквальных телесных преобразований (татуировка и пр.) до более условных форм, когда пластический образ приобретает символическое значение (маска, танец, роль актера в театре и др.). По его истории можно проследить, как возникают те представления о человеке, которые мы связываем с личностью и индивидуальностью. Появление самых зачаточных культурных форм поведения демонстрируют активное, преобразующее отношение человека к самому себе. Телесные изменения, культурное «членовредительство» и другие преобразования своей телесности становятся первыми признаками и знаками выделения себя из природы и формирования самого явления идентичности и механизма отождествления с родовым именем и образом тотема. Появление скульптурного портрета и антропоморфных изображений свидетельствуют о выделенности отдельного человека из рода, социума, и осознании себя как гражданина полиса, самостоятельно принимающего решения и несущего за них ответственность. В дальнейшем возникшая театральная культура сформировала представления о человеке как об актере, который может исполнять ту или иную роль, не сливаясь с ней полностью, принимая решение с разных позиций.

Поступила: 08.04.2015
Принята к публикации: 17.05.2015
Страницы: 37-48
DOI: 10.11621/npj.2015.0404
Автор(ы): Айламазян Аида Меликовна;
Разделы журнала: Методология социальной психологии; Ключевые слова: пластический знак; пластический образ; маска; танец; театр; персональность; культурно-историческая психология;

Доступно в on-line версии с 31.12.2015

Шувалов А.В. Антропологические аспекты психологии здоровья. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 4(20). – С. 23-36.

В статье представлены результаты теоретического исследования, проведенного в рамках научного проекта «Детерминанты психологического здоровья современной личности». Проблема психологического здоровья рассматривается в контексте ситуации антропологического кризиса, который затрагивает общественный организм и влечет за собой сокращение синергийности социальной жизни. На уровне конкретных проявлений он связан с поражением духовно- нравственной сферы человека, искажением личностного способа бытия и межличностных отношений, что приводит к общему снижению жизнеспособности. Растет число людей, чье субъективное состояние можно охарактеризовать как «психически здоров, но личностно болен». Вторичные проявления таких состояний – депрессия, агрессия, зависимое поведение. Однако их сущностные характеристики не улавливаются посредством сложившихся социально- психологических, психолого-педагогических или медико-психологических представлений и не укладываются в рамки типовых описаний психоэмоциональных и/ или поведенческих расстройств. Автор придерживается гипотезы, что упомянутые состояния имеют специфические духовно-психологические предпосылки и проявления, которые заслуживают научного анализа и философского осмысления. 

Лейтмотивом статьи является проблема психологического здоровья в ее научном и мировоззренческом восприятии. Обобщены представления о сути здоровья с позиций современного гуманитарного познания и традиционной духовной культуры. Сформулированы общие положения теории психологического здоровья. Представлены основные подходы к проблеме психологического здоровья. Приведен сравнительный анализ гуманистической и антропологической моделей психологического здоровья. Выявлено соответствие выделенных в рамках антропологической модели условий и критериев психологического здоровья представлениям о современном национальном воспитательном идеале. Педагогическая деятельность описана как антропопрактика, ориентированная на обретение ребенком всей возможной полноты своего существования как человека. В таком виде она максимально благоприятствует сохранению и укреплению психологического здоровья учащихся.

Поступила: 25.02.2015
Принята к публикации: 17.04.2015
Страницы: 23-36
DOI: 10.11621/npj.2015.0403
Автор(ы): Шувалов А.В.;
Разделы журнала: Методики, технологии, инструментарий; Ключевые слова: психологическое здоровье; психологическая антропология; субъективная реальность; традиционализм; постмодернизм; антропопрактика;

Доступно в on-line версии с 31.12.2015

Погожина И.Н. Детерминация развития структур логического мышления сквозь призму постнеклассической парадигмы. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 4(20). – С. 13-22.

Цель работы – анализ функционирования и развития познавательных процессов в целом, и логического мышления в частности, как открытых неравновесных саморазвивающихся систем, поведение которых определяется сложными взаимосвязями между внешними и внутренними детерминантами. Три группы факторов, описание которых должна включать в себя любая постнеклассическая детерминационная модель, обосновали ряд исследовательских задач. Среди них: изучение внутренних закономерностей функционирования и развития содержания (состава и структуры) познавательных психических процессов как целостной системы, описание ее равновесных (относительно стабильных) и неравновесных состояний; исследование взаимосвязи внешних и внутренних детерминант, динамических и статистических типов причинных связей в процессе функционирования и развития познавательных процессов в равновесных и неравновесных фазах; исследование влияния внешних детерминант и описание механизмов изменения структурной организации познавательной системы при переводе ее на новый уровень развития.

Эти задачи уточняют и усложняют традиционный взгляд на взаимосвязи обучения и развития, при котором развитие психических процессов рассматривалось как однозначно детерминированное исключительно извне (обучение) или изнутри (собственно развитие). Становится возможным детальное описание механизмов работы в так называемой «зоне ближайшего развития».

В результате теоретико-аналитической работы все три группы исследовательских задач конкретизированы в контексте развития логического мышления. Сформулирована гипотеза о том, что содержание объектов и знаний о них, задаваемое культурно-социальной средой и передаваемое обучением, может являться внешней причиной формирования и развития содержания мышления индивида (его состава и структуры) и инициировать процессы самоорганизации элементов системы логического мышления субъекта в соответствии с потенциальными возможностями ее саморазвития. Предложена процедура экспериментальной проверки эффективности работы предлагаемой детерминационной модели на материале развития операциональной системы логического мышления дошкольников.

Поступила: 27.05.2015
Принята к публикации: 20.06.2015
Страницы: 13-22
DOI: 10.11621/npj.2015.0402
Автор(ы): Погожина И.Н. ;
Разделы журнала: Психология личности; Ключевые слова: самоорганизующиеся и саморазвивающиеся системы; постнеклассическая детерминационная модель; развитие познавательных структур; развитие логического мышления; обучение; развитие ;

Доступно в on-line версии с 31.12.2015

Бороздина. Л.В. Концепция личности и характера, основанная на теории деятельности А.Н. Леонтьева. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 4(20). – С. 3-12.

Цель статьи – представление концепции личности и характера, построенной на основе теории деятельности А.Н. Леонтьева. Во вступительной части работы приведена краткая история характерологии, анализ которой обнаруживает очевидную неопределенность в понимании предметов психологии характера и личности, их прямое (характер) или косвенное (личность) сведение к психической индивидуальности субъекта. Однако конкретное наполнение этой индивидуальности оказывается настолько широким и разнообразным, что характерология начинает терять свои ясные очертания, личность же не находит сколько-нибудь общепринятого определения. С позиции излагаемой концепции личность рассматривается как структура жизненных смыслов, характер – в качестве инструментального уровня, принимающего к исполнению жизненные смыслы индивидуума и реализующего их в человеческих поступках. Показана неидентичность двух исследуемых образований, их различия по назначению в человеческой психике, содержанию, единицам строения, общей конструкции и генезису. На материале этнической психологии даны примеры реализации единого для разных народов смыслового образования с помощью неодинаковых характерологических приемов, и напротив, обслуживание одним поступком или их стереотипом нескольких смысловых образований. В заключение обсуждаются вопросы соотношения личности и характера, а также источник их формирования.

Поступила: 08.06.2015
Принята к публикации: 20.06.2015
Страницы: 3-12
DOI: 10.11621/npj.2015.0401
Автор(ы): Бороздина Л.В. ;
Разделы журнала: Психология личности; Ключевые слова: личность; характер; личностный смысл; жизненный смысл; поступок; этнопсихология;

Доступно в on-line версии с 31.12.2015

А.Н. Харьковский. Представления детей о болезни и их опосредующая роль в терапевтической работе с болеющими детьми. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 3(19). – С. 105-116.

В ходе лечения тяжелого заболевания перед человеком возникают вопросы, связанные не только с медицинской стороной лечения, но и со смыслом происходящих событий. В равной степени это справедливо как для взрослых онкологических больных, так и для детей.

Статья посвящена исследованию представлений о болезни у детей, находящихся на лечении тяжелых заболеваний. Рассматриваются как общие психологические аспекты ситуации болезни, так и понимание ее болеющими детьми и возможность использования этих представлений в практической психологической помощи. В исследовании выдвигаются следующие гипотезы. Во-первых, смысловая структура представления о болезни у данной группы детей обладает специфическими характеристиками, отличающимися от представлений здоровых детей. Во-вторых – данные представления, имея некий терапевтический потенциал, могут быть использованы в качестве психологических орудий. Опосредующая функция этих психологических орудий обосновывается в данной статье с точки зрения культурно-исторического подхода и концепции уровней психического здоровья. Экспериментальное исследование проводилось в специализированных детских клиниках г. Москвы. В качестве контрольной группы испытуемых привлекались ученики одной из московских школ. Исследование включало организацию экспериментальной ситуации, формирование критериев для получения данных, их сравнительный анализ и оценку.

Гипотезы нашли свое подтверждение. Выявлена характерная для болеющих детей структура представлений, отражающая определенный вектор, по которому идет осмысление ими болезни. Это придает исследованию значительную практическую ценность, т.к. полученные результаты могут обеспечить решение важных практических задач медицинской психологии в сфере оказания помощи болеющим детям. Кроме того, исследование открывает перспективы дальнейшего изучения особенностей смысловой сферы болеющих детей.

Поступила: 14.06.2015
Принята к публикации: 20.08.2015
Страницы: 105-116
DOI: 10.11621/npj.2015.0311
Автор(ы): Харьковский Аркадий Николаевич;
Разделы журнала: Психология и медицина; Ключевые слова: болезнь; детская онкология; образ болезни; психологическое орудие; смысл;

Доступно в on-line версии с 15.11.2015

Барабанщикова В.В., Останина М.В., Климова О.А. Феномен прокрастинации в деятельности спортсменов индивидуальных и командных видов спорта. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 3(19). – С. 91-104.

Современный мир диктует человеку жесткие условия деятельности. Огромное количество перерабатываемой информации, четкие временные рамки и другие факторы зачастую приводят к тому, что человек не справляется с поставленными задачами. Повсеместно распространяется привычка откладывать дела на неопределенный срок, не думая о последствиях. Этот феномен, присущий многим людям, в психологии получил название прокрастинация (Ковылин, 2013). В России этот термин только начинает приживаться, одновременно активно ведется работа по переводу и апробации на российской выборке зарубежных методик, выявляющих наличие данного феномена. 

В статье представлены результаты исследования спортсменов индивидуальных (бокс, тайский бокс, самбо, дзюдо, карате, кикбоксинг, вольная борьба, тэквондо) и командных (хоккей, футбол, волейбол) видов спорта. Его целью было установление у испытуемых уровня прокрастинации и изучение ее взаимосвязи с такими их личностными особенностями как экстраверсия, нейротизм, контроль за действиями, мотивация к успеху, личностная тревожность, временная перспектива и стили принятия решения (копинги), а также с показателями ситуативной тревожности. 

С помощью корреляционного анализа были показаны содержательные различия прокрастинации, обусловленные спецификой исследуемых видов спорта. Регрессионный анализ, показал, что у спортсменов индивидуальных видов спорта (модель: p=0,002, скорректированный R2 = 0,368) значимым предиктором прокрастинации является ориентация на негативное прошлое (при p = 0,007, β = 0,495), а у спортсменов командных видов спорта (модель: p=0,000, скорректированный R2 = 0,581) – ориентация на негативное прошлое (при p = 0,003, β = 0,463), контроль за действием при планировании (p = 0,05, β = -0,220) и контроль за действием при реализации (при p = 0,003, β = -0,465).

Поступила: 30.06.2015
Принята к публикации: 12.08.2015
Страницы: 91-104
DOI: 10.11621/npj.2015.0310
Автор(ы): Барабанщикова В.В. ; Останина Мария Валентиновна; Климова О. А.;
Разделы журнала: Психология спорта; Ключевые слова: прокрастинация; профессиональные деформации; индивидуальные и командные виды спорта; спортсмен;

Доступно в on-line версии с 15.11.2015

А.В. Морозов. Психологические проблемы российского спорта (навстречу XXXI Летним Олимпийским играм в Рио-де-Жанейро). // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 3(19). – С. 81-90.

В статье рассматриваются психологические проблемы российского спорта, в целом: как внутренние, так и внешние, как объективные, так и субъективные. Анализируются мнения наиболее авторитетных специалистов в области спорта. Речь идет о роли и значении психологии в современном спорте и, в первую очередь, в процессе подготовки спортсменов высшей квалификации к наиболее ответственным соревнованиям, каковыми являются Олимпийские Игры, а также о том, чем принципиально отличается психологическая подготовка российских спортсменов от системы психологической подготовки их зарубежных коллег. Приводится сравнительный анализ результатов выступлений сборных России на летних Олимпийских и Паралимпийских Играх за последние 20 лет: в 1996, 2000, 2004, 2008 и 2012 гг. Дается оценка выступлений сильнейших команд нашей Планеты на последних Летних Олимпиадах. Строятся вероятностные прогнозы их выступления на Летней Олимпиаде в Бразилии с учетом разгоревшегося допингового скандала во Всероссийской федерации легкой атлетики, связанного с обвинениями российских легкоатлетов в массовом применении допинга и последовавшими за этим мерами: громкими отставками ряда спортивных чиновников и тренеров, принятием МОК решения о дисквалификации двух российских спортсменок-легкоатлеток и лишении их медалей Лондонской Олимпиады-2012, приостановлением членства ВФЛА в IAAF. Все это поставило под вопрос возможность участия сборной России по легкой атлетике в ближайших Олимпийских играх. В статье обозначены актуальные проблемные вопросы, неотложное решение которых в свете подготовки к XXXI Летним Олимпийским играм в Рио-де-Жанейро 2016 года может и должно способствовать кардинальному изменению психологической, духовной, моральной атмосферы не только каждого, отдельно взятого спортсмена, но и всего отечественного спорта, в целом.

Поступила: 15.10.2015
Принята к публикации: 30.10.2015
Страницы: 81-90
DOI: 10.11621/npj.2015.0309
Автор(ы): Морозов Александр Владимирович;
Разделы журнала: Психология спорта; Ключевые слова: психологическая подготовка; командный дух; психическая напряженность; психологический настрой; психический статус; психотип спортсмена; психологическая разгрузка;

Доступно в on-line версии с 15.11.2015

А.С. Власик, А.В. Коршунов. Диссоциация в феноменологической перспективе (на примере спортсменов и представителей экстремальных профессий) // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 3(19). – С. 74-80.

В данной статье предпринимается попытка анализа диссоциации с позиции феноменологии на примере переживаний лиц, занятых в деятельности, связанной с повышенными нагрузками – физическими и/или психологическими. 

Диссоциацию обычно соотносят с так называемой реакцией замирания в угрожающих жизни ситуациях, которая, наряду с реакциями борьбы и бегства, обнаруживается как у человека, так и у представителей животного мира (известные «бей, беги или замри», «fight, flight or freeze»). Однако человек, в отличие от животных, нередко способен целенаправленно действовать в диссоциативных состояниях, произвольно входить в них. Специфика и разнообразие проявлений диссоциации у людей обусловлены языковой природой человеческого сознания, ввиду чего логично обращение к философам феноменологического направления, сделавших именно сознание предметом своих исследований. 

В нашей работе с опорой на концепции ученых А. Бергсона и Ж. Делеза прослеживаются различные проявления диссоциации – от грубых симптомов при посттравматическом стрессовом расстройстве (так называемых симптомов вторжения) до контролируемых, произвольно выбираемых диссоциативных стратегий у спортсменов. Рассматриваются диссоциативные переживания, испытываемые специалистами экстремальных видов профессий: сотрудниками МВД, участвовавшими в командировках в «горячие точки», и психологами МЧС. Предлагается формулировка механизма диссоциации в терминах феноменологии. Авторы предполагают, что создание и применение адекватного диагностического инструментария, психологическая работа со спортсменами по регулированию фокуса внимания во время соревнований будет способствовать достижению ими более высоких спортивных результатов.

Поступила: 25.08.2015
Принята к публикации: 07.09.2015
Страницы: 74-80
DOI: 10.11621/npj.2015.0308
Автор(ы): Власик Анастасия Сергеевна; Коршунов А. В.;
Разделы журнала: Экстренная психологическая помощь; Ключевые слова: диссоциация; феноменологический подход; субъектность; опыт; посттравматическое стрессовое расстройство; экстремальные виды профессий; спортивная психология;

Доступно в on-line версии с 15.11.2015

Шойгу Ю.С., Пыжьянова Л.Г., Портнова Ю.М. Особенности организации и оказания экстренной психологической помощи в чрезвычайной ситуации (на примере работы психологов при ликвидации пожара в торговом центре «Адмирал» г. Казань). // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 3(19). – С. 67-73.

В статье используется опыт работы психологической службы МЧС России. Раскрывается понятие экстренной психологической помощи в чрезвычайной ситуации, затрагиваются вопросы анализа и прогнозирования риска возникновения неблагоприятных массовых социально-психологических явлений в зоне чрезвычайной ситуации и подходы к управлению рисками.

На примере конкретной чрезвычайной ситуации, вызванной пожаром и обрушением торгового центра «Адмирал» в городе Казань (Республика Татарстан), произошедшей 11 марта 2015 года, рассматриваются основные принципы организации деятельности специалистов психологической службы МЧС России, привлекаемых к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также направления работы и задачи, стоящие перед этими специалистами. Излагаются общие подходы к оказанию экстренной психологической помощи пострадавшим и родственникам погибших и пострадавших при чрезвычайной ситуации и организация такой работы на конкретных участках: непосредственно на месте чрезвычайной ситуации, на телефоне «горячая линия», в бюро судебно- медицинской экспертизы.

Кратко затрагиваются вопросы организации межведомственного взаимодействия специалистов психологической службы МЧС России с другими службами, осуществляющими работу по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации и оказанию помощи пострадавшим. Поднимаются вопросы сотрудничества с психологами организаций, входящих в структуру единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, с целью обеспечения пролонгированной психологической помощи пострадавшим и родственникам погибших и пострадавших.

В заключение делаются выводы о том, какие факторы в данной конкретной чрезвычайной ситуации могли оказать влияние на психологическое состояние пострадавших.

Поступила: 25.09.2015
Принята к публикации: 03.10.2015
Страницы: 67-73
DOI: 10.11621/npj.2015.0307
Автор(ы): Шойгу Ю. С. ; Пыжьянова Л.Г.; Портнова Ю.М.;
Разделы журнала: Экстренная психологическая помощь; Ключевые слова: чрезвычайная ситуация (ЧС); экстренная психологическая помощь ; неблагоприятные социально-психологические последствия; массовые реакции; факторы риска; анализ риска; прогноз риска; безопасность населения;

Доступно в on-line версии с 15.11.2015

Солдатова Г.У., Олькина О.И. Отношение к приватности и защита персональных данных: вопросы безопасности российских детей и подростков. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 3(19). – С. 56-66.

В статье рассматриваются существующие подходы к исследованию феномена приватности в современной психологии. Анализируются основные направления изучения приватности и защиты персональных данных в онлайн-среде в разных научных дисциплинах. Защита персональных данных, как одного из видов приватности, рассматривается в качестве актуального вопроса безопасности современных детей и подростков – пользователей Интернета.

На основе данных популяционных исследований и контент-анализа материалов социальных сетей анализируется отношение российских детей и подростков к персональным данным, проблемы, возникающие в результате их неправомерного использования, а также отношение родителей к данному вопросу и возможности оказания ими помощи своим детям в защите персональных данных.

Результаты исследований показывают, что как минимум, треть российских подростков представляет собой группу риска и может пострадать от угроз, связанных с неосторожным обращением с персональной информацией, поскольку эти дети не всегда соблюдают принцип конфиденциальности в отношении паролей; устанавливают открытый доступ к персональной страничке, позволяющий видеть ее любому зарегистрированному пользователю; в личном профиле указывают набор персональных данных о себе в максимальном объеме; готовы передавать личную информацию незнакомым людям; ни к кому не обращаются за помощью по вопросам, связанным с настройками приватности в Сети. Не только дети, но и родители в значительной мере недооценивают скрытые угрозы беспечного использования и хранения персональных данных в Интернете.

В целом отмечается, что у российских школьников формируется общий для всего цифрового поколения Земли и иной, по сравнению с предыдущими поколениями, взгляд на приватность в целом и персональные данные в частности. Подчеркивается, что обучение детей и подростков защите персональных данных в цифровом мире должно стать одной из приоритетных задач родителей и школы по воспитанию культуры пользования Интернетом.

Поступила: 16.08.2015
Принята к публикации: 27.08.2015
Страницы: 56-66
DOI: 10.11621/npj.2015.0306
Автор(ы): Солдатова Г. У.; Олькина О.И.;
Разделы журнала: Психология виртуальной реальности; Ключевые слова: приватность; персональные данные; Интернет; настройки приватности; социальные сети; российский школьник;

Доступно в on-line версии с 15.11.2015

Н.А. Каминская, А.М. Айламазян. Исследования образа физического «Я» в различных психологических школах. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 3(19). – С. 45-55

Настоящая статья направлена на исследование современного состояния и систематизацию существующих представлений об образе и схеме тела. Для анализа теоретических моделей были выделены следующие критерии: экспликация механизма, лежащего в основе формирования и перестройки образа тела, выявление аспектов образа тела, развитие которых объясняется представленными концепциями. Отдельно рассматривался вопрос о различии между схемой и образом тела, что представляется актуальным в связи с уточнением нейронных механизмов репрезентации своего тела субъектом. В рамках обсуждения феноменологического уровня телесного опыта рассматриваются предположения, согласно которым схема тела является фрагментарной, а не иерархической структурой. Показаны существенные различия в понимании базовых механизмов формирования образа тела, что обусловлено вниманием к разным телесным феноменам. Анализировались психодинамический, когнитивный, социокультурный, феминистский и междисциплинарные подходы. Были выделены механизмы интеграции-дифференциации, когнитивного обобщения и интроекции-интернализации. Высказывается предположение о необходимости рассматривания образа тела в контексте задач на присвоение своего тела личностью. При понимании личности как инструмента формирования и поддержания интегрированности психических процессов, паттерн взаимосвязанных и взаимообусловленных изменений в процессах, которые происходят при конструировании образа внешней ситуации или образа «Я», приобретает особый психологический смысл. Необходимым становится корректное выделение структуры интегративных задач, в решение которых вовлекается субъект в ходе нормального жизненного процесса и в исключительных ситуациях – при наличии физических дефектов, при резком изменении внешности и т.п. Встающие перед субъектом задачи развития определяют специфику формирования образа тела и его возможных искажений.

Поступила: 08.04.2015
Принята к публикации: 26.04.2015
Страницы: 45-55
DOI: 10.11621/npj.2015.0305
Автор(ы): Айламазян Аида Меликовна; Каминская Н. А.;
Разделы журнала: Методология; Ключевые слова: телесность; искажения образа тела; психологическое «Я»; схема тела;

Доступно в on-line версии с 15.11.2015

И.Н. Погожина. Детерминация развития познавательных структур: постнеклассическая теоретическая модель. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 3(19). – С. 35-44.

В работе представлена постнеклассическая модель детерминации развития содержания познавательных процессов, где психические процессы рассматриваются как открытые самоорганизованные, саморазвивающиеся системы. Проанализированы и соотнесены между собой три типа систем (динамическая, статистическая, развивающаяся). Описаны механизмы функционирования открытых неравновесных нелинейных систем (диссипативных) и условия возникновения диссипативных структур. Модели детерминации формирования и развития психики и поведения, разрабатываемые в рамках разных теоретических подходов (ассоцианизм, бихевиоризм, гештальтпсихология, психология интеллекта Пиаже, культурно-исторический подход Выготского, деятельностный подход и некоторые др.), сопоставлены между собой как модели, описывающие поведение трех выделенных типов систем. Показано, чем модели развития психики различаются между собой.

Описана преемственность постнеклассических, классических и неклассических моделей детерминации развития психики. Показано, что психика человека может быть понята как функционирование открытой развивающейся неравновесной нелинейной системы (диссипативной). Дано подробное описание психики как самоорганизующейся системы. Сформулированы требования, предъявляемые к разработке постнеклассической детерминационной модели развития познавательных структур. Сделан вывод о том, что постнеклассическая модель формирования и развития познавательных структур и ее приложение к конкретному предметному материалу должны содержать описание трех групп факторов: 1) собственных тенденций развития познавательной структуры как целостной системы; 2) способов и конфигурации воздействия на функционирование и развитие познавательной структуры извне (внешняя детерминация); 3) механизмов направленного влияния внешних факторов на формирование и развитие содержания познавательной структуры.

Поступила: 20.04.2015
Принята к публикации: 15.05.2015
Страницы: 35-44
DOI: 10.11621/npj.2015.0304
Автор(ы): Погожина И.Н. ;
Разделы журнала: Методология; Ключевые слова: детерминизм ; самоорганизующиеся и саморазвивающиеся системы; модели детерминации в психологии; постнеклассическая детерминационная модель; развитие познавательных структур;

Доступно в on-line версии с 15.11.2015

Зинченко Ю.П. Стратегическое партнерство между Московским государственным университетом имени М.В.Ломоносова и Российской академией образования. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 3(19). – С. 24.

2 июня 2015 года состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова и Российской академией образования.

Поступила: 15.11.2015
Принята к публикации: 15.11.2015
Страницы: 24
Автор(ы): Зинченко Ю. П.;
Разделы журнала: События; Ключевые слова: Национальный психологический журнал;

Доступно в on-line версии с 15.11.2015

В.А. Иванников. О природе и происхождении психики. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 3(19). – С. 15-23.

В предлагаемой статье анализируется проблема происхождения психики. Вводится несколько допущений о природе психического, основным начальным элементом которой принимается чувственное субъективное переживание, выполняющее роль строительного материала для порождения образа предметных условий поведенческого пространства действующего субъекта и роль сенсорного чувственного языка, на котором субъект восприятия описывает окружающую его среду. Анализируются особенности физического, биологического и психического отражения и управления поведением на основе физических, биологических и психических процессов. Психическое отражение понимается как открытие субъектом отражения его поведенческого пространства (поля его приспособительного поведения). Показана невозможность построения образа предметных условий поля действий как результата трансформаций первичных следов взаимодействия внешней среды и воспринимающей системы (анализаторов) живого существа. Подчеркивается роль собственной активности субъекта восприятия в порождении образа объекта и чувства достоверности отражаемой среды. Анализируется содержание понятия «сознание».

Указывается на три наиболее часто встречающихся подхода к пониманию сознания. Сознание понимается как особая форма психики, присущая только человеку. Второе понимание чаще всего встречалось в советской психологии, когда сознание считали продуктом социального бытия человека. Третье понимание сознания связано с познавательной и преобразующей (конструктивной) деятельностью человека, создающей новые условия его жизни. Сознание выступает как особый высший уровень познания мира, а человек – как идеальный (т.е. совершенный) субъект познания и преобразующей деятельности. В этом случае сознание надо понимать не как особую форму психики, а как особую работу в субъективном пространстве психики. И результат этой познавательной работы – это не столько анализ психических явлений (рефлексия), сколько понимание мира и самого себя в этом мире, в соответствии с которым человек реализует себя как социальное, духовное существо.

Поступила: 26.05.2015
Принята к публикации: 02.06.2015
Страницы: 15-23
DOI: 10.11621/npj.2015.0302
Автор(ы): Иванников В.А.;
Разделы журнала: Юбилей; Ключевые слова: чувственные субъективные переживания; психика; образ; сознание; объект; предмет; предметные условия поведенческого пространства (поля действия) субъекта.;

Доступно в on-line версии с 15.11.2015

Б.С. Братусь. Христианская психология как научное направление: к истории вопроса. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 3(19). – С. 4-14.

В статье впервые рассмотрены культурно-исторические предпосылки формирования нового научного направления в постсоветской России – христианской психологии. Показана преемственность этого направления с работами, которые велись в данной области до Октябрьской революции, и связь с трудами по психологии веры зарубежных ученых.

Исследуются причины возрождения интереса к психологическим проблемам духовного развития и религиозного мировоззрения. Несмотря на то, что определенные идеи, мысли относительно этих проблем появлялись и при советской власти, возможность же открытого движения в этом направлении возникла только после конца диктата советской идеологии. Появился и рос интерес к исследованиям личности, индивидуальности, к проблемам внутреннего мира человека, который немыслим без учета духовных и религиозных аспектов сознания.

Описываются главные вехи истории становления Московской школы христианской психологии: деятельность семинара по христианской психологии и антропологии на психологическом факультете МГУ (1990 г.), создание лаборатории философско-психологических основ развития человека (по сути лаборатории христианской психологии) при Психологическом институте РАН, возникновение направления специализации психологического факультета МГУ – «психологии религии» (начало 1990-х гг.), издание первого в России учебного пособия для вузов «Начала христианской психологии» (1995 г.), организация «Челпановский чтений» в Психологическом институте РАО, проблематика которых затрагивала и христианскую тему.

Отмечена деятельность ряда подразделений Института педагогических инноваций РАО, начавших разработку практических вопросов христианской педагогики и психологии. Упоминаются международные конференции конца 1990-х – начала 2000-х годов по проблемам психологии религии и другие факты внедрения идей христианской психологии в научную, педагогическую и практическую деятельность в нашей стране.

Поступила: 06.02.2015
Принята к публикации: 24.02.2015
Страницы: 4-14
DOI: 10.11621/npj.2015.0301
Автор(ы): Братусь Б. С. ;
Разделы журнала: Юбилей; Ключевые слова: психология веры; психология религии; духовная сфера личности; христианская психология; история постсоветской психологии; Московская школа христианской психологии;

Доступно в on-line версии с 15.11.2015

Зинченко Ю.П. Поздравляем юбиляров.// Национальный психологический журнал. – 2015. – № 3(19). – С. 3

Весной 2015 года на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова прошли торжественные заседания, посвященные юбилеям выдающихся отечественных ученых.

Поступила: 15.11.2015
Принята к публикации: 15.11.2015
Страницы: 3
Автор(ы): Зинченко Ю. П.;
Разделы журнала: Юбилей; Ключевые слова: Юбилеи;

Доступно в on-line версии с 15.11.2015

Меньшикова Г.Я., Зинченко Ю.П., Ковалев А.И., Шайгерова Л.А. Новые информационные технологии в социальных исследованиях: постнеклассическая парадигма. Национальный психологический журнал. – 2015. – № 3(19). – С. 25-34.

В статье обсуждаются актуальные вопросы применения технологии виртуальной реальности в социальных исследованиях, в частности, при изучении процессов этнокультурной идентификации, формирования этнических и расовых установок, при разработке «виртуальных аватаров» для диагностики конфликтов, развитии навыков коммуникации у партнеров, принадлежащих к разным культурам, при организации виртуального взаимодействия и видеоконференций. Одним из ключевых вопросов является обсуждение необходимости использования постнеклассической парадигмы как концептуальной основы социальных исследований. Отмечается, что современные социальные исследования требуют развития новых методов, технологий и приемов на всех уровнях проведения исследования – от этапа постановки задачи, к разработке новых методов и до анализа полученных результатов. Одним из наиболее перспективных методов, стремительно развивающихся в последние годы, становится технология виртуальной реальности (ВР). В статье представлен анализ более 40 экспериментальных исследований, выполненных с применением CAVE и HMD систем виртуальной реальности. Рассматривается их использование в целях изучения особенностей вербальной и невербальной коммуникации, тренинга социальных навыков, коррекции социальной тревожности, разработки новых методов когнитивно-бихевиоральной терапии. Анализируются работы по изучению взаимодействия с виртуальными партнерами – «аватарами». Обсуждаются факторы, влияющие на коммуникационные способности «аватаров», их зрительный и поведенческий реализм, проблемы восприятия виртуальных людей как реальных партнеров по социальному взаимодействию. Особое внимание в статье уделено немногочисленным работам, посвященным исследованиям расовых и межэтнических установок, выполненным с помощью виртуальных систем. Обсуждаются возможности расширения практического применения технологии ВР для формирования позитивных установок и развития коммуникативных навыков в социокультурном контексте.

Поступила: 27.10.2015
Принята к публикации: 07.11.2015
Страницы: 25-34
DOI: 10.11621/npj.2015.0303
Автор(ы): Зинченко Ю. П.; Ковалев А.И.; Меньшикова Г.Я.; Шайгерова Л.А,;
Разделы журнала: Психология и общество; Ключевые слова: социальные исследования; постнеклассическая парадигма; технология виртуальной реальности; межэтнические и межрасовые установки; вербальная и невербальная коммуникация; аватар;

Доступно в on-line версии с 15.11.2015

Бурлакова Н.С., Быкова П.С. «Сказочная педагогика» и несказочные риски в эмоционально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 2(18). – С. 123-133.

В статье подчеркивается необходимость дифференцированного культурно-исторического анализа развития ребенка в условиях социальной и культурной стратификации современного российского общества. Это требует рассмотрения культурно-исторических сред существования различных социальных слоев, страт, субкультурных образований, внутри которых происходит развитие ребенка, и которые обуславливают специфику конкретной семьи.

Материалы статьи дают объективное представление о современной культурно-исторической социальной ситуации развития детей-дошкольников (5,5-7 лет) из высокоресурсных семей средне-высшей социальной страты мегаполиса. На основе эмпирических данных с учетом определенной структуры семьи обсуждается образ ребенка, выделяются его наиболее желательные для родителей и подчеркиваемые ими качества, связанные с ценностными приоритетами данной группы. Показано, что в соответствии с ними родители осуществляют выбор организации развития своего ребенка.

В фокусе обсуждения авторов находятся стратегии организации развития детей одного из престижных дошкольных образовательных учреждений: анализируются кредо центра, основная педагогическая стратегия с использованием «волшебных сказок», характер типичных взаимоотношений педагогов центра с ребенком. Обращение к нарративной продукции детей дает возможность выделить особенности восприятия детьми данной педагогической технологии. Результаты проведенного исследования позволяют обозначить серьезные области риска в эмоционально-личностном развитии детей данной группы, а также предоставляют возможность осмысления полученных результатов в более широкой культурно-исторической перспективе.

Поступила: 20.10.2014
Принята к публикации: 12.11.2014
Страницы: 123-133
DOI: 10.11621/npj.2015.0213
Автор(ы): Бурлакова Н.С. ; Быкова Полина Сергеевна;
Разделы журнала: Возрастная психология; Ключевые слова: психологическое здоровье ребенка; культурно-исторический анализ; ">; дети старшего дошкольного возраста; дошкольное образование;

Доступно в on-line версии с 30.08.2015

Мещерякова Э.И., Ларионова А.В., Богомаз С.А. Оценка конвергентной и дискриминантной валидности русскоязычной версии методики MMPI-2: первые итоги. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 2(18). – С. 115-122.

В статье представлены результаты проведения проверки конструктной валидности новой версии методики Миннесотского мультифакторного исследования личности (MMPI-2), рестандартизация которой была начата в 1982 г. (J.N. Butcher, W.G. Dahlstrom, J.R. Graham, A. Tellegen, B. Kaemmer) и продолжается по настоящее время. Интерес профессионального сообщества к новой версии методики обусловлен ее преимуществом перед старой версией, заключающемся в реструктуризации и включении новых шкал, которые открывают дополнительные возможности психодиагностики личности. Проверка конструктной валидности проводилась с помощью трех современных методик: «Опросник качества жизни и удовлетворенности» (краткий вариант М. Рицнера и др. в адаптации Е.И. Рассказовой), «Шкала базисных убеждений личности» Р. Янофф-Бульман (перевод и адаптация О. Кравцовой) и «Оценка личных достоинств», разработанная Е.Н. Осиным на основе Values-In-Action К. Петерсона и М. Селигмана. Выбор психодиагностических методик осуществлялся в соответствии с тенденциями современной психологии к ориентации на позитивные феномены, расшифровки потенциалов субъектности как потребности и способности к самодетерминируемому, самоорганизуемому, саморегулируемому и самоконтролируемому поведению. Авторы провели процедуру конструктной валидности на респондентах группы «норма», выборку составили 205 человек (62% женщин, 38% мужчин). В процессе проведения процедуры конструктной валидности анализировались дополненные и расширенные проверочные шкалы (FI, BF, FP, S и К) и шесть из десяти основных шкал методики (D, Pd, Pa, Pt, Sc, Si) методики MMPI-2. Полученные результаты позволяют сделать выводы о конструктной валидности рассматриваемых шкал и о возможностях использования методики для системного изучения потенциала личности, что облегчит задачу исследователя, избавит его от применения батареи тестовых методик. Данная статья представляет собой первый этап проверки конструктной валидности, следующий этап предполагает рассмотрение факторной структуры проверяемых шкал.

Поступила: 18.04.2014
Принята к публикации: 07.05.2015
Страницы: 115-122
DOI: 10.11621/npj.2015.0212
Автор(ы): Мещерякова Эмма Ивановна ; Ларионова Анастасия Вячеславовна; Богомаз Сергей Александрович ;
Разделы журнала: Экспериментальная психология; Ключевые слова: психодиагностика; тест MMPI-2; конвергентная валидность; дискриминантная валидность; конструктная валидность; психопатология; позитивная психология;

Доступно в on-line версии с 30.08.2015

Бехоева А.А. Взаимосвязь профессионально-педагогической направленности и академической успеваемости будущих учителей. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 2(18). – С. 108-114.

В статье описано эмпирическое исследование уровней и видов профессионально-педагогической направленности у студентов педагогических специальностей с первого по пятый курсы обучения, а также взаимосвязи данных параметров с академической успеваемостью.

Анализируются основные походы к проблематике профессионально-педагогической направленности, сложившиеся в отечественной педагогике и психологии. Профессионально-педагогическая направленность подготовки будущего специалиста рассматривается как мера и способ творческой самореализации личности в разнообразных видах педагогической деятельности и педагогического общения, нацеленных на освоение и создание педагогических технологий и раскрытие способностей личности.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились Чеченский государственный педагогический институт и Северо-Осетинский государственный педагогический институт. На основании результатов эмпирического исследования показано, что имеются существенные различия в уровне профессионально- педагогической направленности студентов – будущих учителей: наиболее низкие показатели свойственны студентам первого и второго курсов, а пик ее развития приходится на третий-четвертый курсы. Аналогичным образом меняются и показатели, характеризующие преобладающие виды профессионально- педагогической направленности: максимальная выраженность собственно педагогической направленности также свойственна студентам третьего-четвертого курсов, что позволяет охарактеризовать данный период как ключевой для становления данного профессионально значимого качества.

Доказывается, что существует взаимосвязь уровня профессионально-педагогической направленности и академической успеваемости студентов – будущих учителей: высокий уровень профессиональной направленности коррелирует с высокими показателями успеваемости. Данная взаимосвязь характерна для студентов на всех этапах обучения, однако наиболее выражена на третьем-пятом курсах.

Поступила: 15.04.2015
Принята к публикации: 07.05.2015
Страницы: 108-114
DOI: 10.11621/npj.2015.0211
Автор(ы): Бехоева Асия А.;
Разделы журнала: Профессиональное самоопределение личности; Ключевые слова: профессионально-педагогическая направленность; академическая успеваемость; педагогическое образование; профессиональное образование;

Доступно в on-line версии с 30.08.2015


Статьи 73 - 92 из 392
Начало | Пред. | 2 3 4 5 6 | След. | Конец Все
О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2017
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер