Поступила: 24.02.2021
Принята к публикации: 18.03.2021
Дата публикации в журнале: 30.03.2021
Ключевые слова: визуальный анализ; анализ фотографии; социальные представления о счастье; счастье; мультимодальная стратегия исследования; качественные исследования
Страницы: 53-62
DOI: 10.11621/npj.2021.0105
Доступно в on-line версии с: 30.03.2021
Избасарова С. А. Вербальные и невербальные методы в исследовании социальных представлений о счастье. // Национальный психологический журнал 2021. № 1. c.53-62. doi: 10.11621/npj.2021.0105
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьАктуальность (контекст) тематики статьи. Феномен «счастья» обладает семантической неопределенностью и рассматривается преимущественно в рамках корреляционных исследований. Мультимодальный подход к анализу многоуровневых социально-психологических феноменов, в том числе феномена «счастье», весьма актуален и обладает значительным потенциалом.
Целью работы являлось проведение исследования социальных представлений о счастье.
Процедура исследования. Нами было проведено исследование социальных представлений о счастье с помощью визуального анализа фотографий как одного из инструментов качественной методологии. Вторым способом сбора эмпирического материала являлись полуструктурированные интервью. Выборку составили две группы студентов от 21 до 24 лет. Группы были согласованы по составу и социально-экономическому положению. На первом этапе исследования испытуемым было предложено в течение месяца сделать фоторепортаж, состоящий из пяти — семи фотографий, на тему «счастье». Данные были проанализированы с точки зрения комплексной стратегии интерпретации визуальных данных, включающей герменевтический, семиотический, структурный и дискурсивный анализы. На втором этапе с другой группой испытуемых были проведены полуструктурированные интервью, которые впоследствии анализировались в рамках тематического подхода. Было проведено сопоставление данных, полученных разными методами исследования, проанализированы потенциал и ограничения вербальных и визуальных методических подходов.
Результаты. Выявлены ядро и периферия социальных представлений о счастье, структура и содержание презентованы графически. Результаты, полученные путем качественного анализа фотографии, отразили те факторы в содержании социального представления о счастье, которые были незначимы в количественных исследованиях. Была выявлена эмоциональная вариативность исследуемого понятия, благодаря его визуальной презентации.
Заключение. Представленный в работе дизайн исследования с использованием анализа визуальных данных и метода интервью показал свою эффективность в исследовании комплексных социально-психологических феноменов. Возможны несколько направлений дальнейших исследований: содержательный анализ изучаемого феномена иных возрастных групп, вариативность дизайна исследования с использованием других вербальных методов либо подходов к анализу дискурса, модификация стратегии интерпретации визуальных данных при изучении иных мультимодальных феноменов.
Аргайл М. Психология счастья. Санкт-Петербург : Питер, 2003. 271 с.
Барт Р. Мифологии. Москва : Академический проект, 2008. 351 с.
Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. Москва : Ad Marginem, 1997. 87 с.
Бовина И.Б., Стефаненко Т.Г., Тихомандрицкая О.А., Малышева Н.Г., Голынчик Е.О. Россия в современном мире: подход теории социальных представлений [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение : [сайт]. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/2/Bovina&Stefanenko&Tikhomandritskaya&M... — (дата обращения 12.02.21).
Бусыгина Н.П. Качественные и количественные методы исследования в психологии. Москва : Юрайт, 2019. 423 с.
Мельникова О.Т., Мезенцева А.С. Визуальные методы в социально-психологическом исследовании [Электронный ресурс] // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 3. С. 42–52. [сайт]. URL: https://psyjournals.ru/files/95698/sps_2018_n3_Melnikova_Mezentseva.pdf — (дата обращения 17.02.21). doi: 10.17759/sps.2018090305
Мельникова О.Т., Хорошилов Д.А. Методологические проблемы качественных исследований в психологии. Москва : Акрополь, 2020. 236 с.
Шильманская А.Е. Возможности визуальных методов в качественных психологических исследованиях личности // Культурно-историческая психология. 2020. Т. 16. № 4. С. 49–55. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.202016040
Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования. — Москва : Логос, 2007. 200 с.
Abric, J.-C. A structural approach to social representations. In K. Deaux & G. Philogène (Eds.). Representations of the social: Bridging theoretical traditions. (2001). — Oxford: Blackwell. — p. 42–47.
Banks M. Using visual data in qualitative research. (2018). — L: Sage. — 152 p.doi: 10.4135/9781526445933
Cox L. The ultimate list of Instagram stats. (2019). HUBSPOT. Retrieved from: https://blog.hubspot.com/marketing/instagram-stats (accessed 18.02.2020) (In Eng.).
Esin, C., M. Fathi, C. Squire. Narrative Analysis: The Constructionist Approach. (2013). — L: Sage. Available at: https://repository.uel.ac.uk/download/64882ecb0528c9defd8ac52934476e22278210e623c5bec58b29805021eeb1... (accessed 12.02.2021) (In Eng.)
Flick U. An introduction to qualitative research. (2009). — University of East London: Sage. — CHAP. xviii.
Избасарова С. А.Вербальные и невербальные методы в исследовании социальных представлений о счастье. // Национальный психологический журнал. 2021. № 1. c.53-62. doi: 10.11621/npj.2021.0105
Скопировано в буфер обмена
Скопировать