ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Содержание образа Я при искаженном развитии (на примере расстройств аутистического спектра)

Содержание образа Я при искаженном развитии (на примере расстройств аутистического спектра)

Скачать в формате PDF

Поступила: 05.06.2020

Принята к публикации: 12.08.2020

Дата публикации в журнале: 30.12.2020

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра; самосознание; Я-концепция; представления о себе; образ Я

Страницы: 98-112

DOI: 10.11621/npj.2020.0407

Доступно в on-line версии с: 30.10.2020

Для цитирования статьи:

Кузьмина Т.И., Духанина О.С. Содержание образа Я при искаженном развитии (на примере расстройств аутистического спектра). // Национальный психологический журнал 2020. № 4. c.98-112. doi: 10.11621/npj.2020.0407

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 4, 2020

Кузьмина Татьяна Ивановна Московский государственный психолого-педагогический университет, ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»

Духанина Ольга Сергеевна Московский государственный психолого-педагогический университет

Аннотация

Актуальность. Искаженное развитие как вариант психического дизонтогенеза (в частности, расстройства аутистического спектра) может сочетать в себе элементы общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что создает выраженные сложности организации изучения когнитивной и личностной сферы таких детей и ставит ряд исследовательских ограничений. Поэтому проблематика специфики организации личностной сферы детей с искаженным типом психического дизонтогенеза в разнообразии его проявлений остается недостаточно изученной.

Цель исследования:охарактеризовать особенности содержания образа Я детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС) и сохранным интеллектом, по сравнению с их нормативно развивающимися сверстниками. Гипотезы исследования:

  1. самосознание детей с РАС, имеющих сохранный интеллект, демонстрирует особенности, по сравнению с самосознанием их нормативно развивающихся сверстников;

  2. имеет место влияние специфики модели психического и сохранности репрезентаций внутренних представлений на качественное своеобразие содержания образа Я у детей с РАС.

Ход исследования. Исследование носило сравнительно-описательный характер. Изучалось состояние компонентов образа Я детей с расстройствами аутистического спектра без интеллектуальных нарушений и их нормативно развивающихся сверстников. Экспериментальная группа – мальчики от 8 до 11 лет с расстройствами аутистического спектра без интеллектуальных нарушений, 14 человек. Контрольная группа – мальчики от 8 до 11 лет, 14 человек. Использовался метод беседы, наблюдения, методика на понимание ложных убеждений «Салли и Энн» (С. Барон-Коэн, А. М. Лесли, У. Фрит), «Половозрастная идентификация» Н.Л. Белопольской в модификации Т.И. Кузьминой, «Рисунок человека» (с интерпретацией по диагностическим таблицам Е.В. Свистуновой), методика «Кто я?» М. Куна, Т. Макпартленда в модификации Т.В. Румянцевой, «Закончи предложение» Т.И. Кузьминой (модификация методики «Незаконченные предложения» Сакса–Леви).

Результаты. Статистически значимые различия результатов экспериментальной и контрольной групп обнаружены в состоянии следующих компонентов идентичности: перспективное Я, физическое Я. По компоненту коммуникативное Я значимость различий находится в зоне неопределенности. Отмечена вариативность проявлений нарушения формирования образа Я у детей с расстройствами аутистического спектра. У детей с искажениями в формировании модели психического существуют трудности становления перспективного Я, фрагментарность или отсутствие представлений о себе в будущем, неспособность представить свою социально-возрастную роль в отдаленной перспективе, в отличие от детей с расстройством аутистического спектра с сохранной моделью психического. У детей с сохранными репрезентациями внутренних представлений отмечается амбивалентность самоотношения – в рамках рефлексивного Я соседствуют как позитивные, так и негативные оценки, связанные с попыткой осмысления своего состояния отчужденности и отличия от других, особенно при сокрытии родителями диагноза и отсутствия пояснений с их стороны по поводу причин имеющегося у ребенка нарушения.

Выводы. Результаты исследования расширяют понятие об аутизме как искаженном варианте психического дизонтогенеза и показывают необходимость дальнейшего вариативного изучения специфики личностной организации таких детей в контексте выявления гендерных различий, а также разработки основ дифференцированного подхода к организации личностно-ориентированного взаимодействия с такими детьми в психокоррекционном, педагогическом и воспитательном направлении.

Литература

Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. – Москва : Теревинф, 2018. – 272 с.

Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. – Москва: Теревинф, 2016. – 217 с.

Башина В.М. Общие нарушения психического развития. Атипичные аутистические расстройства // Детский аутизм: исследования и практика.– Москва, 2008. –С. 75–93.

Белопольская Н.Л., Иванова С.Р., Свистунова Е.В., Шафирова Е.М. Самосознание проблемных подростков. – Москва : Изд-во ин-та психологии РАН, 2007. – 332 c.

Белоусова В.М., Дробинская А.О. Исследование образа себя у детей дошкольного возраста с аутистическими расстройствами // Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра : сборник материалов I всероссийской научно-практической конференции / под общ. ред. А.В. Хаустова. – Москва: ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. – 449 с.

Костин И.А. Самосознание у людей с аутизмом: наблюдение и попытки развития // Дефектология. – 2014. – № 6. – С. 38–43.

Костин И.А. Методы и приемы развития самосознания у подростков и молодых людей с РАС // Аутизм и нарушения развития. – 2018а. – Т. 16. – № 4. – С. 12–16. doi: 10.17759/autdd.2018160402

Костин И.А. Особенности волевых процессов и «правильная» социальная среда для человека с РАС // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2018б. – № 34. – С. 101–107.

Кузьмина Т.И. Психологическая диагностика самосознания лиц разного возраста с интеллектуальной недостаточностью. – Москва: Национальный книжный центр, 2016. – 192 с.

Лебединская К.С., Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте : учебное пособие для вузов. – Москва: Академический проект, 2018.

Нейсон Б. О ключевых проблемах аутизма. Сенсорные аспекты аутизма. Пер. с англ. Л. Г. Бородиной. Продолжение // Аутизм и нарушения развития. – 2016. – Т. 14. № 3 (52). – С. 42–48. doi: 10.17759/autdd.2016140304

Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. – Санкт-Петербург : Речь, 2006. – 176 с.

Солдатенкова Е.Н. Оценка уровня сформированности представлений о себе у детей с расстройствами аутистического спектра // Сибирский вестник специального образования. – 2014. – № 1 (13). – С. 71–80.

Солдатенкова Е.Н., Федоренко Н.Л., Хилько А.В. Развитие представлений о себе как механизм социализации детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. – 2009. – Т. 7. – № 1. – С. 13–26.

Amaral D., Dawson G., Geschwind D. (2011). Autism Spectrum Disorders. Oxford University Press, USA. 1416 p. doi: 10.1093/med/9780195371826.001.0001

Baio J., Wiggins L., Christensen D.L. et al. (2018). Center for Disease Control and Prevention. Prevalence of autism spectrum disorder among children aged 8 years – Autism and developmental disabilities monitoring network, 11 sites, United States, 2014. Surveillance Summaries, 67, 1–23. doi: 10.15585/mmwr.ss6706a1

Ommeren, T. & Scheeren, A. & Begeer, S.(2016). Sex differences in the reciprocal behaviour of children with autism. Autism,21. doi: 10.1177/1362361316669622.

Baron-Cohen S., Leslie A., Frith U. (1985). Does the autistic child have a “theory of mind”? Cognition, 21 (1), 37–46. doi: 1016/0010-0277(85)90022-8

Baron-Cohen S., Lombardo M., Tager-Flusberg H., Cohen, D. (Eds.). (2013). Understanding Other Minds: Perspectives from developmental social neuroscience. OUP Oxford. doi: 10.1093/acprof:oso/9780199692972.001.0001

Bogdashina O. (2016). Sensory perceptual issues in autism and Asperger syndrome: Different sensory experiences – different perceptual worlds. Jessica Kingsley Publishers.

Frith U. (1989). Autism: Explaining the Enigma. Oxford: Blackwell Publishing, 204 p.

George, R. & Stokes, M. (2017). Gender identity and sexual orientation in autism spectrum disorder. Autism: the international journal of research and practice,22. 1362361317714587. doi: 10.1177/1362361317714587.

Gould, J. & Ashton-Smith, J. (2011). Missed diagnosis or misdiagnosis? Girls and women on the autism spectrum. Good Autism Practice (GAP). 12 p.

Lind, S. (2010). Memory and the self in autism. Autism: the international journal of research and practice,14, 430–56. doi: 10.1177/1362361309358700.

Lyons, V. & Fitzgerald, M. (2013).Atypical Sense of Self in Autism Spectrum Disorders: A Neuro-Cognitive Perspective. doi: 10.5772/53680.

Matson, M. & Matson, J. & Beighley, J. (2011). Comorbidity of physical and motor problems in children with autism. Research in developmental disabilities,32, 2304–8. doi: 10.1016/j.ridd.2011.07.036.

Mul, C. & Cardini, F. & Stagg, S. & Sadeghi-Esfahlani, Sh. & Kiourtsoglou, D. & Cardellicchio, P. & Aspell, J. (2019). Altered bodily self-consciousness and peripersonal space in autism – Autism. Autism. doi: 10.1177/1362361319838950.

Robinson, S. & Howlin, P. & Russell, A. (2016). Personality traits, autobiographical memory and knowledge of self and others: A comparative study in young people with autism spectrum disorder. Autism,21. doi: 10.1177/1362361316645429.

Rogers, Sally J. & Williams, Justin H. G. (2006). Imitation and the Social Mind: Autism and typical development. New York: Guilford Press. 466 p. 

Russell J. (1997). How executive disorders can bring about an inadequate “Theory of Mind”. Autism as an executive disorder/ Ed. R. Russell. Oxford University Press, Oxford, 256–304.

Wei, X. & Marder, C. (2011). Self-Concept Development of Students With Disabilities: Disability Category, Gender, and Racial Differences From Early Elementary to High School. Remedial and Special Education, 33, 247–257. doi: 10.1177/0741932510394872.

Williams, D. (2010). Theory of own mind in autism: Evidence of a specific deficit in self-awareness? Autism: the international journal of research and practice.14. 474–94. doi: 10.1177/1362361310366314.

Wing L. (1981). Sex ratios in early childhood autism and related conditions // Psychiatry Research, 5. 129–137.

Для цитирования статьи:

Кузьмина Т.И., Духанина О.С.Содержание образа Я при искаженном развитии (на примере расстройств аутистического спектра). // Национальный психологический журнал. 2020. № 4. c.98-112. doi: 10.11621/npj.2020.0407

Скопировано в буфер обмена

Скопировать