ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяМесто работы

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ)

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Голиченков А.К., В.В., Вайпан В.А., Давидян Г.М. О необходимости принятия федерального закона о психологической помощи // Национальный психологический журнал. – 2018. – №1(29). – С. 151–157

Актуальность. Правовое регулирование психологической помощи в Российской Федерации осуществляется в настоящее время лишь ведомственными актами, а нормативно регулируется на уровне субъекта в Российской Федерации в городе Москве. Такого нормативного регулирования недостаточно, так как существующие акты не дают нормативное определение психологической помощи, не определяют принципы и формы оказания этой помощи, не систематизируют отдельные виды психологической деятельности, а порой – противоречат друг другу. Кроме того, существует необходимость нормативного определения не только психологической помощи, но и психологической деятельности, как комплекса различных видов и форм деятельности, осуществляемой психологами, нормативного определения профессии психолога и квалификационных требований к ней, принципов осуществления психологической деятельности.

Цель. В статье ставится задача обоснования необходимости принятия федерального закона о психологической деятельности, выявления пробелов в законодательном регулировании в названной сфере.

Описание хода исследования. В статье проанализированы основания принятия федерального закона о психологической деятельности как общественной потребности, а также основные разделы предполагаемого акта. В ходе исследования подтвердилась гипотеза о необходимости принятия специального федерального закона о психологической деятельности.

Выводы. Принятие федерального закона о психологической помощи – общественная потребность. Он послужит инструментом для систематизации осуществления психологической деятельности, нормативно закрепит профессию психолога, четко определит виды и формы данного вида профессиональной деятельности, определит принципы оказания психологической деятельности.

Практическое использование результатов. Результаты, полученные в ходе настоящего исследования, могут быть использованы при подготовке федерального закона о психологической деятельности, подзаконных нормативных правовых актов.

Поступила: 06.03.2018
Принята к публикации: 14.03.2018
Страницы: 151-157
DOI: 10.11621/npj.2018.0114
Ключевые слова: психологическая помощь; психолог; принципы осуществления психологической деятельности; психологическая деятельность; юридические нормативы работы психолога;
Автор(ы): Голиченков А.К.; Давидян Г.М.; Вайпан В.А.;

Доступно в on-line версии с 30.03.2018

Голиченков А.К., Белицкая А.В., Барабанщикова В.В., Вайпан В.А., Давидян Г.М., Зинченко Ю.П., Молотников А.Е., Тимофеева Л.Н., Шойгу Ю.С. Современное состояние правового регулирования психологической помощи. // Национальный психологический журнал. – 2018. – №1(29). – С. 141–150

Актуальность. В настоящее время назрела необходимость принятия специального федерального закона, посвященного оказанию психологической помощи населению. Отсутствие такого нормативного правового акта не позволяет использовать единую терминологию в отношении оказания психологической помощи, затрудняет разграничение государственной и негосударственной форм оказания психологической помощи, а также не отвечает интересам ее потенциальных получателей в силу неопределенности круга субъектов, которые такую помощь могут оказывать.

Цель. В статье ставится задачи: проанализировать современное состояние правового регулирования оказания психологической помощи, выявить пробелы в законодательном регулировании названной сферы и подтвердить вывод о необходимости принятия специального федерального закона об оказании психологической помощи населению.

Описание хода исследования. В статье анализируется современное состояние правового регулирования оказания психологической помощи в Российской Федерации и зарубежных странах с использованием метода сравнительно-правового анализа.

Результаты исследования. В ходе исследования подтвердилась гипотеза о необходимости принятия специального федерального закона о психологической помощи населению.

Выводы. Специальный федеральный закон о психологической помощи населению необходим для систематизации оказания социальных услуг в данной сфере, для защиты прав и законных интересов получателей психологической помощи, для закрепления требований к лицам, которые могут оказывать психологическую помощь. Результаты, полученные в ходе настоящего исследования, могут быть использованы при подготовке федерального закона о психологической помощи и подзаконных нормативных правовых актов.

Поступила: 06.03.2018
Принята к публикации: 14.03.2018
Страницы: 141-150
DOI: 10.11621/npj.2018.0113
Ключевые слова: психологическая помощь; социальные услуги; социально-психологические услуги; психолог; чрезвычайные ситуации;
Автор(ы): Голиченков А.К.; Белицкая А.В.; Барабанщикова В.В. ; Давидян Г.М.; Зинченко Ю. П.; Молотников А.Е.; Тимофеева Л.Н.; Шойгу Ю. С. ; Вайпан В.А.;

Доступно в on-line версии с 30.03.2018

Рикель А.М., Цой М.А. Особенности атрибуции ситуации успеха и неудачи у представителей разных религиозных конфессий (на примере православных и мусульман). // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 1(29). – С. 117-127.

Актуальность тематики статьи. Успех социализации индивида, его личностного развития напрямую связаны с процессами построения им адекватной социальной картины мира, чему способствуют атрибутивные процессы.

Цель. Целью исследования стала эмпирическая проверка предположения о влиянии религии на выбор атрибуций у представителей двух вышеупомянутых религиозных конфессий.  Были выдвинуты задачи по выявление особенностей атрибутивных процессов у верующих.  православных и мусульман при решении задач с дифференцированным уровнем сложности в условиях группового обсуждения.

Описание хода исследования. Для участия в исследовании были сформированы две группы верующих  православных и мусульман. Основную эмпирическую часть предваряло пилотажное исследование, целью которого было получение массива возможных вариантов атрибуций у сформированных групп мусульман и православных. По его итогам была сформирована анкета, отображающая мнения членов групп и дополненная нашими авторскими вариантами.

После ее апробации был проведен основной этап исследования, направленный на выявление особенностей атрибутивных процессов у верующих.  православных и мусульман при решении задач с дифференцированным уровнем сложности в условиях группового обсуждения.

Результаты исследования. Результаты исследования показали, что представители рассматриваемых конфессий сходны по использованию диспозиционных интерпретаций причин как успеха, так и неудачи, то есть, интернальность атрибуционных процессов не отличается у православных и мусульман. Кроме того были выявлены различия в атрибуции как группового успеха и неуспеха, так и личного успеха и неуспеха у представителей двух конфессий при решении задач разной степени сложности.

Выводы. Религиозный макрофактор в виде определенных традиционных паттернов поведения оказывается менее значимым по сравнению с классическими атрибутивными процессами, являющимися результатами групподинамических процессов. 

Поступила: 23.05.2017
Принята к публикации: 17.11.2017
Страницы: 117-127
DOI: 10.11621/npj.2018.0111
Ключевые слова: атрибуции успеха; атрибуции неудачи; мусульмане; православные; успешность деятельности; групповая дискуссия; психология религии;
Автор(ы): Рикель А.М.; Цой М.А.;

Доступно в on-line версии с 30.03.2018

Н.Н. Волкова, А.Н. Гусев Когнитивные стили и различение громкости тональных сигналов: дифференциально-психологический анализ. // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 1(29). – С. 106-116.

Актуальность работы обусловлена необходимостью изучения роли различных высокоуровневых психологических механизмов регуляции сенсорно-перцептивных процессов, протекающих в условиях перцептивной неопределенности.

Цель. Целью настоящего исследования было изучение роли когнитивных стилей как важных индивидуально-психологических детерминант решения околопороговой и пороговой сенсорных задач по различению громкости тональных сигналов.

Описание хода исследования. В исследовании приняли участие 90 человек. В качестве стимульного фактора рассматривался уровень сложности выполняемой задачи, заданный величиной межстимульной разницы (2 или 1 дБ в околопороговой и пороговой задачах, соответственно), а в качестве индивидуально-психологических факторов – пять когнитивных стилей (усиление-ослабление, сглаживание-заострение, гибкость-ригидность познавательного контроля, диапазон эквивалентности, фокусирующий-сканирующий контроль).

Результаты исследования. Мы обнаружили значимые и квази-значимые (0,05<p<0,1) эффекты как отдельных когнитивных стилей, так и их совместного влияния. Указанные эффекты варьировали в зависимости от уровня сложности выполняемой задачи.

На величину сенсорной чувствительности в пороговой задаче оказали влияние когнитивные стили «усиление-ослабление» (p=0,008) и «сглаживание-заострение» (p=0,044), а также их сочетание (p=0,042), в околопороговой задаче – только сочетание этих стилей (p=0,047). «Гибкость-ригидность познавательного контроля» (p=0,042), а также сочетание «усиления-ослабления» и «сглаживания-заострения» влияли на величину (p=0,073) и стабильность (p=0,083) вариационного ряда (ВР) в пороговой задаче. Субъективная уверенность в околопороговой задаче зависела от таких когнитивных стилей, как «гибкость-ригидность познавательного контроля» (p=0,081), «диапазон эквивалентности» (p=0,043); в пороговой задаче – от когнитивных стилей «фокусирующий-сканирующий контроль» (p=0,021), «гибкость-ригидность познавательного контроля» (p=0,071), «диапазон эквивалентности» (p=0,018), а также сочетания двух последних (p=0,052). Полученные результаты соотносились с результатами выполнения задач по обнаружению зрительного паттерна.

Выводы. Было продемонстрировано, что тип и уровень сложности задачи как важнейшие ситуационные детерминанты решения сенсорных задач в ситуации высокой перцептивной неопределенности опосредуют влияние индивидуально-психологических факторов на показатели сенсорного исполнения. Полученные результаты обсуждаются в рамках системно-деятельностного подхода в психофизике.

Поступила: 18.01.2018
Принята к публикации: 09.02.2018
Страницы: 106-116
DOI: 10.11621/npj.2018.0110
Ключевые слова: индивидуальные различия; психофизика; сенсорная задача; когнитивные стили; различение громкости сигналов;
Автор(ы): Волкова Н.Н.; Гусев А.Н.;

Доступно в on-line версии с 30.03.2018

Черкасова А.Н., Ковязина М.С., Муромцева Т.С. Влияние памяти на показатели дихотического прослушивания. // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 1(29). – С. 88-97.

Актуальность (контекст) тематики статьи. В статье представлен обзор исследований, посвященных изучению функциональной асимметрии слухоречевого восприятия при дихотическом прослушивании. Рассматривается практическая проблема использования этой методики также для изучения других высших когнитивных функций: внимания, регуляторных функций. Анализируются переменные, влияющие на результаты дихотического прослушивания. Особое внимание уделяется памяти, так как она может «смазывать» показатели функциональной асимметрии в сфере слухоречевого восприятия.

Цель. Исследовать влияние памяти на результаты выполнения дихотического прослушивания.

Описание хода исследования. Использовались 4 варианта методики словесного дихотического прослушивания, в которых варьировались переменные (инструкция и количество стимульных дихотических пар в одной серии), определяющие степень влияния памяти на результат. Вычислялись коэффициент правого уха (КПУ), коэффициент продуктивности – общий (КПР), правого уха (КПРп), левого уха (КПРл) и коэффициент эффективности (КЭФ). Участвовали 80 здоровых человек в возрасте от 18 до 63 лет, которые случайным образом были разделены на 4 группы по 20 человек, и 7 пациентов с инсультом в возрасте от 27 до 75 лет.

Результаты исследования. Было показано, что рассматриваемые формулировки инструкций, предлагаемые участникам (на воспроизведение всех услышанных слов или на воспроизведение слов, услышанных наиболее отчетливо), не влияют на результаты выполнения методики. Количество дихотических пар в одной серии (1 или 4) – влияет (при сравнении по КПУ U=227, р<0,05, по КПР U=0, р<0,05, по КПРп U=2, p<0,05, по КПРл U=0, р<0,05, по КЭФ U=174,5, р<0,05). При предъявлении методики с одной дихотической парой отмечаются высокие показатели эффективности и продуктивности, а коэффициент правого уха стремится к нулю. Этот вариант не может быть использован в качестве инструмента для оценки функциональной асимметрии слухоречевого восприятия, как у здоровых людей 

Поступила: 26.11.2017
Принята к публикации: 03.12.2017
Страницы: 98-105
DOI: 10.11621/npj.2018.0109
Ключевые слова: дихотическое прослушивание; слухоречевое восприятие; функциональная асимметрия; память; инструкция; дихотическая пара; инсульт;
Автор(ы): Черкасова А.Н.; Ковязина М.С. ; Муромцева Т.С.;

Доступно в on-line версии с 30.03.2018

Чурбанова С.М. Развитие творческого мышления в детском возрасте. // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 1(29). – С. 88-97.

Актуальность (контекст) тематики статьи. Наиболее обсуждаемая тема исследований развития творческого мышления в детском возрасте – массовое снижение показателей  креативности у большой популяции современных детей в различных странах по результатам измерения на основе батареи тестов творческого мышления (TTCT) Е.Р. Торренса. Методологическая ограниченность тестового подхода и дескриптивных методов затрудняет поиск ответа на вопрос об условиях развития разных сторон креативности в детском возрасте, поэтому данная проблема не получает достаточного рассмотрения  в современной психологии развития.

Цель проведенного теоретико-аналитического исследования – изучение общего состояния и современных подходов к  проблеме творческого мышления ребенка,  обоснование методологии «планомерно-формирующего» направления, раскрывающего линию функционального развития логических и творческих действий в возрастном развитии его психики, обсуждение прикладных вопросов, связанных с преодолением кризисных ситуаций в области креативности у современных детей.

Описание хода исследования. В теоретико-аналитическом исследовании последовательно обосновывается методология «планомерно-формирующего» направления как система объективных требований к психическому процессу («идеальная форма») и условий, обеспечивающих выполнение этих требований (присвоение орудия деятельности в ориентировочной функции); раскрывается идея функционального развития психики ребенка применительно к творческому мышлению. Обсуждается ограниченность психометрического тестового метода  в решении проблемы развития креативности у детей  на протяжении ХХ века и в нынешнее время. 

Результаты исследования. Проведенный анализ применения методологии  «планомерно-формирующего» направления показал, каким образом создаются условия для опосредствования и роста показателей продуктивности в  решении дивергентной задачи Picture Construction Test (Torrance, 1966) у дошкольников в направлении приближения к установленной заранее «идеальной форме». В ходе выполнения заданий обнаружены  качественно различные типы поведения детей в направлении повышения свойств их действий: инициативности, рефлексивности, управляемости. Оценивание результатов показало, что качественные расхождения в типах продуктивности решения дивергентной задачи дошкольниками значимо связаны с уровнем их  интеллектуальной готовности.

Выводы. Показана перспективность идеи функционального и возрастного развития психики ребенка для исследования теоретических и прикладных проблем развития творческого мышления в онтогенезе. Применение гальперинской концепции ориентировки  к нестандартным (дивергентным) задачам позволило рассмотреть наиболее известные тесты творческой одаренности, предложенные Е.П. Торренсом, в аспекте выявления  креативного потенциала у любого нормально развивающегося ребенка.


Поступила: 08.02.2018
Принята к публикации: 21.02.2018
Страницы: 88-97
DOI: 10.11621/npj.2018.0108
Ключевые слова: креативность; продуктивность; творческое мышление; художественно-творческая одаренность; дивергентные задачи; метод планомерного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина; функциональное и возрастное развитие психики ребенка; дошкольный возраст;
Автор(ы): Чурбанова С. М. ;

Доступно в on-line версии с 30.03.2018

Коньшина Т.М., Садовникова Т.Ю. Представление подростков об участии родителей в предварительном профессиональном самоопределении детей. // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 1(29). – С. 77-87.

Актуальность (контекст) тематики статьи. Статья посвящена изучению представлений подростков о характере участия родителей в предварительном профессиональном самоопределении детей. Построение личной профессиональной перспективы подростка (ЛПП) (Н.С. Пряжников) рассматривается как процесс сорегулирования (Г.В. Бурменская) усилий подростка и родителей на пути выбора будущей профессии. Сотрудничество родителей и подростка определяется характером детско-родительских отношений, развитием личностной автономии подростка и его автономии в отношениях с родителями. Отмечается дефицит исследований, посвященных изучаемой проблеме.

Цель. Цель исследования – изучение связи представлений подростков о характере участия родителей в предварительном профессиональном самоопределении подростков (ППСП) с особенностями эмоциональной автономии подростков в детско-родительских отношениях.

Описание хода исследования. Представлены результаты эмпирического исследования представлений подростков о характере участия родителей в ППСП. В исследовании 2016–2017 годов приняли участие 167 детей в возрасте от 14 до 18 лет. Использовались такие методы исследования: анкетирование, авторская адаптация методики «Родительское поведение в сфере построения карьеры» (PCBC) (Keller, Whiston, 2008), авторская адаптация методики «Шкала эмоциональной автономии» (EAS) (Steinberg, Silverberg, 1986).

Результаты исследования. Выявлены представления подростков о характере участия родителей в ППСП. Определены пять типов поддержки подростков родителями. Получены данные о связи эмоциональной автономии подростков в детско-родительских отношениях с их представлениями о характере участия родителей в ППСП.

Выводы. Гипотеза исследования о связи представлений подростков о характере участия родителей в предварительном профессиональном самоопределении старшеклассников, с одной стороны, и особенностей эмоциональной автономии в подростка в отношениях с родителями, с другой стороны, подтвердилась. Выявлен нелинейный характер связи между характером участия родителей в ППСП и особенностями эмоциональной автономии подростков в отношениях с родителями. 

Поступила: 26.01.2018
Принята к публикации: 12.02.2018
Страницы: 77-87
DOI: 10.11621/npj.2018.0107
Ключевые слова: старший подростковый возраст; предварительное профессиональное самоопределение; ориентировка; типы поддержки подростков родителями; личная профессиональная перспектива; автономия подростка в детско-родительских отношениях; профессиональная идентичность;
Автор(ы): Садовникова Т.Ю. ; Коньшина Т. М.;

Доступно в on-line версии с 30.03.2018

Жуйкова Е.Б., Печникова Л.С., Рыжов А.Л. Оценивание детских фотографий как метод исследования ожиданий и установок родителей по отношению к потенциальному приемному ребенку. // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 1(29). – С. 50-62.

Актуальность (контекст) тематики статьи. Проблема вторичных отказов при различных  семейных формах устройства детей, оставшихся без попечительства родителей, требует большего внимания к предварительной психологической работе с кандидатами в приемные родители, в частности, к вопросу оценки мотивации приема ребенка. В статье рассматриваются возможные риски и ограничения диагностического подхода, связанного с выделением «функциональных» и «дисфункциональных» мотивов, обосновываются преимущества ориентации на задачи сопровождения и консультирования семей.

Целью статьи является описание нового метода исследования ожиданий и установок родителей, основанного на технике репертуарных решеток, выделение эмпирически обоснованных критериев для интерпретации результатов и демонстрация применения методики на анализе случая.

Описание хода исследования. Родители из 20 семей с приемными детьми и родители из 18 семей из контрольной группы заполняли ранговые репертуарные решетки, в которых оценивали по выделенным конструктам детские фотографии, а так же членов своей семьи. Решетки были подвергнуты количественному и качественному анализу.

Результаты исследования. Представлены данные о распределении количественных индексов (показатели сложности структуры корреляционных связей, релевантности конструктов проблеме принятия ребенка, преобладании различных контент-категорий конструктов) с выделением значений нижнего и верхнего квартилей, позволяющих отнесение испытуемых к группам с высокими и низкими показателями. На материале анализа случая из практики иллюстрируется целостный подход к интерпретации, сочетающий оценку количественных признаков и качественный анализ данных.

Выводы. Использование техники репертуарных решеток позволяет оценивать доминирующие ожидания родителей от взаимодействия с ребенком, их гибкость, актуальность и контролируемость переживаний, связанных с темой принятия ребенка, а так же наличие искаженных установок по отношению к уже имеющимся детям. Приближение к формату интервью позволяет использовать метод для совместной формулировки мишеней проблемно-ориентированной терапии, уточнения реалистичных ожиданий и осознанного принятия решения. 

Поступила: 18.12.2017
Принята к публикации: 09.01.2018
Страницы: 50-62
DOI: 10.11621/npj.2018.0105
Ключевые слова: принимающие (приемные) родители; консультирование кандидатов в принимающие родители; ожидания от приемного ребенка; репертуарные решетки; мотивация;
Автор(ы): Жуйкова Е.Б.; Печникова Л.С.; Рыжов А.Л.;

Доступно в on-line версии с 30.03.2018

Рождественская Н.А., Можаровский И.Л., Макарян В.В. Связь личностной и профессиональной идентичности у старшеклассников. // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 1(29). – С. 38-40.

Актуальность (контекст) тематики статьи. В связи с изменениями, произошедшими в последние десятилетия на рынке труда, перед психологами поставлена научно-практическая задача совершенствования профориентационной работы со старшеклассниками за счет создания новых программ развития у них личностной и профессиональной идентичности.

Цель исследования. На основе эпигенетической теории развития обобщить и систематизировать теоретические и эмпирические исследования личностной и профессиональной идентичности у подростков 15–16 лет, установить новые эмпирические факты, проверить уже полученные результаты и разработать практические рекомендации по совершенствованию профориентационного консультирования старшеклассников.

Описание хода исследования. Исследовались некоторые особенности связи личностной и профессиональной идентичности старшеклассников в возрасте 15–16 лет. Прежде всего, была изучена связь личностной идентичности с возрастом. В ходе исследования применялись такие методики, как «Методика изучения личностной идентичности Д. Марсиа» в модификации В.Р. Орестовой и О.А. Карабановой» и «Методика профессиональной идентичности А.А. Азбель и А.Г. Грецова». Методики были розданы 158 респондентам, к обработке оказались пригодными анкеты, заполненные 132 респондентами.

Гипотезы и основные результаты исследования. Нами были выдвинут ряд гипотез. 1. Уровень развития личностной идентичности значимо связан с возрастом старшеклассников – по этому параметру 16-летние десятиклассники превосходят 15-летних девятиклассников. Между возрастными группами установлены значимые различия (р=0,048), т.о. гипотеза подтвердилась. 2. У большинства 15-летних девятиклассников (63,3%) и 16-летних десятиклассников (62,2%), обучающихся в московских школах, профессиональная идентичность имеет статус моратория. Гипотеза подтверждена. 3. В возрасте 15–16 лет динамика профессиональной идентичности отсутствует. Гипотеза подтверждена – установлено, что различия между подростками 15 и 16 лет по этому параметру статистически не значимы (р=0,993). 4. Уровень развития личностной и профессиональной идентичности выше у девушек, чем у юношей. Гипотеза не подтвердилась – различия между девушками и юношами в обоих случаях не значимы (р=0,122), (р=0,928).

Выводы. В результате обобщения теоретических и эмпирических данных предложен авторский подход к совершенствованию профориентационной работы со старшеклассниками.

Поступила: 14.01.2018
Принята к публикации: 30.01.2018
Страницы: 38-49
DOI: 10.11621/npj.2018.0104
Ключевые слова: идентичность; личность; профессиональная идентичность; подростки; развитие подростков; развитие идентичности; идентичность эго;
Автор(ы): Рождественская Н.А.; Можаровский И.Л.; Макарян В.В.;

Доступно в on-line версии с 30.03.2018

Бурлакова Н.С. Психическое развитие детей, переживших массовые бедствия: от изучения последствий к проектированию развития на основе культурно-исторического анализа. // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 1(29). – С. 17-29.

Актуальность (контекст) тематики статьи.. Тема психологических последствий массовых бедствий для детей и подростков (жертв природных и техногенных катастроф, военных конфликтов, терроризма), а также соответствующих рисков, угроз для их психического развития недостаточно освещена в современной психологии. Трудности осуществления исследований обуславливают их относительную малочисленность применительно к детской популяции.

Цель проведенного аналитико-теоретического исследования: изучение общего состояния проблемы и наиболее обсуждаемых современных моделей влияния опыта переживания массовых бедствий на психологическое самочувствие детей и подростков – жертв и очевидцев массовых природных, социоантропогенных и техногенных катаклизмов;  культурно-исторический анализ проблематики; обсуждение центральных дискуссионных вопросов в отношении профилактики деструктивных психологических реакций у подрастающего поколения.

Описание хода исследования. В теоретико-аналитическом исследовании последовательно рассмотрена палитра представлений о психологических последствиях массовых бедствий для подрастающего поколения от наиболее исторически ранних к современным. Представлен критический анализ основных методологий, на основе которых построена большая часть современных исследований, и наконец, в завершении статьи показаны возможности системного культурно-исторического анализа в рамках данной проблематики, включая вопросы превенции деструктивных психологических реакций.

Результаты исследования. Проведенный анализ обнаружил частичность и разнообразие исследовательских моделей, нередкую противоречивость выводов, сделанных на основе их исследовательской разработки; дискуссионность в отношении вопросов профилактического вмешательства.

Выводы. Показаны интегративные возможности культурно-исторического анализа, в том числе, и по отношению к методологии ранее осуществленных исследований, возможностей проектирования профилактических и превентивных мер, повышающих психологическую устойчивость детей и подростков к травматическим последствиям переживания экстремальных ситуаций. Суть предлагаемого подхода состоит в культурно-историческом понимании внутренних и внешних причин и механизмов порождения разнообразных травматических реакций и расстройств (ПТСР), характера помощи и работы с ними, а также в возможностях диагностики «слабых мест», готовностей к развитию таких расстройств в условиях определенного общества. 

Поступила: 20.12.2017
Принята к публикации: 10.01.2018
Страницы: 17-29
DOI: 10.11621/npj.2018.0102
Ключевые слова: дети и подростки; психологические последствия переживания массовых катастроф и бедствий; психическое развитие; порождения разнообразных травматических реакций и расстройств (ПТСР); культурно-исторический анализ; психопрофилактика; проектирование развития;
Автор(ы): Бурлакова Н.С. ;

Доступно в on-line версии с 30.03.2018

Зинченко Ю.П. VI Конгресс Регионального объединения психологических ассоциаций стран АСЕАН (АРУПС). // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 1(29). – С. 5

27–28 января 2017 года в Образовательном центре «Сириус» (г. Сочи) состоялась II Всероссийская конференция «Путь к успеху: программы поддержки одаренных детей и молодежи в контексте стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»

Страницы: 5
Ключевые слова: история психологии;
Автор(ы): Зинченко Ю. П.;

Доступно в on-line версии с 30.03.2018

Зинченко Ю.П. VI Конгресс Регионального объединения психологических ассоциаций стран АСЕАН (АРУПС). // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 1(29). – С. 3-4

20–22 февраля 2018 года в г. Кута (Индонезия) состоялся VI Конгресс Регионального объединения психологических ассоциаций стран АСЕАН (АРУПС)

Страницы: 3-4
Ключевые слова: история психологии;
Автор(ы): Зинченко Ю. П.;

Доступно в on-line версии с 30.03.2018

Девишвили В.М., Мдивани М.О., Елгина Д.С. Групповая сплоченность в спортивных командах разного профессионального уровня. // Национальный психологический журнал. – 2017. – №4 (28). – С. 121–128.

Актуальность (контекст) тематики статьи. Командные виды спорта являются не только самыми зрелищными спортивными событиями, но и сложной деятельностью, предъявляющей к игрокам серьезные требования. Эффективность команды зависит как от высокого уровня игрового взаимодействия, так и от отношений, складывающихся между игроками. Работа выполнена на материале спортивных команд и посвящена исследованию феномена групповой сплоченности. 

Цель. Основной целью работы является исследование связи между уровнем сплоченности команды и субъективными переживаниями единства ее игроками. В качестве дополнительных переменных в исследовании присутствует вид спорта (футбол и волейбол) и уровень команды (любительская и профессиональная). В качестве базовой модели авторы выбирают 4-х факторную модель, описывающую сплоченность в спортивных командах. В работе также рассмотрен феномен возникновения совокупного субъекта в процессе совместной деятельности, когда участники ощущают себя единым целым и испытывают чувства удовлетворения и прилива энергии. 

Описание хода исследования. В исследовании были использованы две методики (Опросник сплоченности спортивной команды и Индекс субъектного единства), которые позволяют не только определить общий уровень сплоченности и единства, но и выявить структуру того и другого феномена. В исследовании приняли участие две мужские волейбольные и две мужские футбольные команды разных возрастов: 8–9 лет (39 спортсменов); 12–14 лет (24 спортсмена) и 18–25 лет (41 спортсмен). 

Результаты исследования. Для любительских коллективов, представленных детскими и подростковыми спортивными командами, получены значимые корреляции между сплоченностью и единством (r=0.618, p<0.01; r=0.477, p<0.05). Для профессиональных команд значимых корреляций не обнаружено. Влияние вида спорта на сплоченность также различно для любительских и профессиональных команд. В первом случае сплоченность выше у футболистов (U=118, p<0,05) , а во втором случае – у волейболистов (U=124, p<0,05). 

Выводы. Полученные данные свидетельствуют, что профессиональный уровень игроков влияет на групповую сплоченность и феномены группового единства. Авторы объясняют это тем, что для профессионалов главным мотивом деятельности является получение вознаграждения за игру, а для любителей – удовольствие от совместных действий.

Поступила: 16.07.2017
Принята к публикации: 23.08.2017
Страницы: 121-128
DOI: 10.11621/npj.2017.0412
Ключевые слова: сплоченность группы; структура сплоченности спортивной команды; субъект; субъект-субъектное взаимодействие; уровень субъектного единства; любительские и профессиональные команды; вид спорта; спортивная психология;
Автор(ы): Девишвили В.М.; Мдивани М. О.; Елгина Д. С.;

Доступно в on-line версии с 01.01.2018

Молчанов С.В. Личностные факторы принятия моральной ответственности в подростковом возрасте. // Национальный психологический журнал. – 2017. – №4 (28). – С. 114–120

Актуальность (контекст) тематики статьи. Ответственность как мера свободы личности наступает лишь при условии свободы выбора и способности предвосхищать и учитывать последствия поступков. Поэтому личностные факторы играют ключевую роль в принятии моральной ответственности. Учеными были изучены личностные основания ответственности – автономия, самостоятельность, уверенность, локус контроля, мотивация достижения, уровень притязаний. Однако роль морального Я и моральной идентичности в детерминации ответственности исследована недостаточно. 

Цель. Целью исследования стало изучение связи моральной идентичности личности и готовности к принятию моральной ответственности в подростковом возрасте. Исходя из общей гипотезы о существенной роли моральной идентичности в принятии и реализации моральной ответственности, были сформулированы две частные гипотезы, конкретизирующие роль ценностей и моральной самооценки в принятии моральной ответственности. 

Описание хода исследования. Было проведено эмпирическое исследование подростков в возрасте 13–17 лет. Испытуемыми стали учащиеся образовательных учреждений общего образования г. Москвы (всего 314 испытуемых). В исследовании поставлены задачи по изучению готовности к принятию моральной ответственности подростками в ситуации моральной дилеммы, связи морально-ценностной ориентации подростков и готовности к принятию моральной ответственности, связи самооценки моральных качеств и готовности подростков к принятию моральной ответственности. Были использованы методика оценки моральной ответственности в ситуации решения моральной дилеммы «Моральные ситуации из реальной жизни» (МОРС), модифицированный вариант методики М. Рокича для оценки ценностных ориентаций, методика структурированной моральной самооценки (А.И. Подольский, П. Хейманс, О.А. Карабанова). 

Результаты исследования. Результаты выявили влияние отношений участников моральной дилеммы и характера последствий (нанесение ущерба или предоставление выгоды участнику дилеммы) на готовность подростков к принятию моральной ответственности, а также влияние морально-ценностной ориентации на принцип заботы и моральной самооценки. Выявлено, что самооценка таких моральных качеств как, ответственность, честность, отзывчивость, заботливость выше у подростков, обнаруживающих высокую готовность к принятию моральной ответственности в моральной дилемме.

Выводы. Доказано, что моральная идентичность как стремление сохранить высокую позитивную самооценку моральных качеств соответственно принятой системе ценностей составляет базис нормативной моральной саморегуляции личности.

Поступила: 04.10.2017
Принята к публикации: 30.10.2017
Страницы: 114-120
DOI: 10.11621/npj.2017.0411
Ключевые слова: ответственность; моральная идентичность; моральная дилемма; морально-ценностная ориентация; самооценка; подростковый возраст;
Автор(ы): Молчанов С. В.;

Доступно в on-line версии с 01.01.2018

Петренко В.Ф., Супрун А.П., Янова Н.Г. Психосемантическое исследование визуального восприятия женщин мужчинами (Российская ментальность). // Национальный психологический журнал. – 2017. – №4 (28). – С. 67–74.

Актуальность (контекст) тематики статьи. Оценка визуального объекта воспринимающим субъектом зависит как от особенностей объекта (качеств, характеристик, свойств), так и от особенностей субъекта восприятия (ментальности, врожденных архетипов, пола, системы эстетических представлений, системы ценностей, мотивации и т.д.). Поэтому говоря о внешней красоте, мы должны предварительно построить типологию субъектов оценивания, а затем уже проводить анализ предпочтений внутри однородных групп.

Цель. Выделение признаков и смысловых интерпретаций визуальных предпочтений – задача комплексная. Мы ограничиваем ее решение поисковым, пилотажным исследованием предположительно более или менее однородной выборки студентов мужского пола одного из сибирских вузов. 

Описание хода исследования. В исследовании принимали участие 30 мужчин в возрасте 20–23 лет одного из сибирских вузов. Испытуемым предъявлялись 9 фотографий женщин, которые они должны были ранжировать по 8 дескрипторам, предварительно обсуждаемых в фокус-группах. Ранжирование фото- портретов осуществлялось в отношении двух мотивов: желания достижения физической близости и возможности достижения счастья с данной женщиной. 

Результаты исследования. Было выявлено четыре основных независимых фактора оценки женщин мужчинами, объясняющие 89% общей дисперсии. Мотивационный вектор определялся как некоторое направление в семантическом пространстве, задающее самое оптимальное соотношение факторов, необходимых для удовлетворения существующей потребности. Проекции каждой координаты вектор-объекта всех осей семантического пространства на заданные мотивационные направления позволяют определить конкретный вклад каждого фактора в мотивационную значимость каждого объекта по любому мотиву. 

Выводы. Психосемантический подход может быть реализован при решении широкого спектра задач при исследовании различных предпочтений человека (рекламы, моды, имиджа социально значимых лиц, объектов восприятия искусства и т.п.), а также для анализа мотивации человека, на которой основана система его предпочтений. Векторные описания, используемые в психосемантике, открывают психологу возможность применять математический аппарат и аналоги методов естественных наук для анализа менталитета человека и его картины мира.

Поступила: 01.09.2017
Принята к публикации: 14.10.2017
Страницы: 67-74
DOI: 10.11621/npj.2017.0406
Ключевые слова: межличностное восприятие; визуальный образ; привлекательность; мотивация; семантическое пространство; факторный анализ;
Автор(ы): Петренко В.Ф. ; Супрун А.П.; Янова Н. Г.;

Доступно в on-line версии с 01.01.2018

Стефаненко Т.Г., Тумгоева Т.А., Котова М.В. Культурная память и социальная идентичность ингушей как представителей репрессированного народа. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 4(28). – С. 45-56.

Актуальность (контекст) тематики статьи. Авторы статьи задаются вопросом о том, каким образом осуществляется преемственность и поддержание социальной идентичности из поколения в поколение. Особое внимание привлекают факты сохранения памяти о травматичном прошлом группы, например, происходивших репрессиях, депортациях, поскольку они противоречат распространенному взгляду на социальную идентичность как инструмент достижения позитивной индивидуальной самооценки на основании позитивного образа группы. В статье предполагается, что культурная память, играя роль связующего звена между прошлым, настоящим и будущим социальной группы, обеспечивает преемственность социальной идентичности. В том числе и идентичности, включающей осмысление и переживание негативного прошлого группы. 

Цель. Целью настоящего исследования выступило обоснование роли культурной памяти как основы идентификации с группой и эмпирическая проверка существования взаимосвязи между этими двумя конструктами. 

Описание хода исследования. В письменном анкетировании приняли участие 296 человек, в возрасте от 17 до 70 лет (M = 26,22, SD = 10,0), идентифицировавших себя как ингуши. Респонденты отвечали на вопросы относительно своей социальной идентичности (этнической, гражданской и религиозной), оценивали свои переживания, связанные с фактом депортации, и развернуто обосновывали необходимость сохранения культурной памяти о депортации.

Результаты исследования. Обработка данных показала, что мера идентичности с группой положительно взаимосвязана с мерой переживания факта депортации, хотя эти переживания отнюдь не позитивные (гнев, обида, унижение, душевная боль и др.), а также с частотой вспоминания о факте депортации и желании больше узнать об этом событии. 

Выводы. Полученные результаты подтверждают высказанное предположение о роли культурной памяти. Они позволяют проводить дальнейшие исследования по уточнению взаимосвязи между культурной памятью и социальной идентичностью, по оценке действия дополнительных факторов, например, групповых эмоций, психологического благополучия и других.

Поступила: 12.10.2017
Принята к публикации: 30.10.2017
Страницы: 45-56
DOI: 10.11621/npj.2017.0404
Ключевые слова: этническая идентичность; гражданская идентичность; религиозная идентичность; культурная память; депортация; ингуши;
Автор(ы): Стефаненко Т.Г.; Тумгоева Т. А.; Котова М.В. ;

Доступно в on-line версии с 01.01.2018

Корнилова Т.В., Павлова Е.М., Красавцева Ю.В., Разваляева А.Ю. Связь фрейминг-эффекта с индивидуальными различиями у студентов-медиков и студентов-психологов. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 4 (28). – С. 17-29.

Актуальность работы. Эффект рамки или фрейминг-эффект (framing effect) очень редко выступает предметом выявления связей с индивидуальными различиями. В когнитивной психологии он отражает искажения принятия решений в зависимости от контекста (оформления) высказываний об альтернативах, что выявлено, в частности, для врачей. Выбор вероятностных исходов рассматривается в задачах на выявление фрейминг-эффектов в качестве показателя принятия риска. Закономерно возникает вопрос о связи личностной готовности к риску с выраженностью фрейминг-эффекта (ФЭ). 

Целями исследования стали, во-первых, выявление различий в подверженности фреймингу студентов медицинского и не медицинского вузов, во-вторых, установление в обеих группах связей индивидуальных стилей принятия решений (как копингов при необходимости совладания с неопределенностью) как с самооценками (интеллекта, рискованности и личности), так и с готовностью к риску и толерантностью/интолерантностью к неопределенности. В-третьих, мы стремились выявить специфику связи подверженности фрейминг-эффекту у студентов-медиков с их личностными свойствами. 

Описание хода исследования. В работе описывается сравнение ФЭ на выборках студентов-медиков (N=78) и студентов-психологов (N=122). Показано, что в классической задаче на ФЭ – так называемой «задаче с азиатской болезнью» студенты-психологи демонстрируют эффект рефрейминга в позитивной формулировке, а будущие врачи не демонстрируют значимых различий при выборе. Лица, выбиравшие разные альтернативы в задаче при негативном контексте, отличались высотой самооценок рискованности и интолерантности к неопределенности. Отличий при позитивной формулировке альтернатив не обнаружено. Установлены различия в личностном профиле студентов разных специальностей, как по высоте показателей, так и по их связям. Студенты-медики характеризовались меньшей прокрастинацией и более высокой готовностью к риску. Самооценки риска положительно коррелировали с готовностью к риску в обеих группах и отрицательно – с рациональностью как шкалой личностных факторов принятия решений (ЛФР) у психологов. Неожиданной выступила положительная связь готовности к риску с интолерантностью к неопределенности в обеих группах. У студентов-медиков специфичной выступила положительная связь готовности к риску с самооценкой личности по шкале плохой – хороший. Введенная нами новая шкала прямой самооценки рискованности оказалась не только связанной с соответствующей шкалой по опроснику ЛФР, но и выступила в связях с принадлежностью к группам студентов, проявивших и не проявивших ФЭ (в группе обучающихся в медицинском вузе и в совокупной студенческой выборке). 

Вывод. Эти и другие связи позволили сделать заключение о специфике структурирования личностных свойств у студентов-медиков.

Поступила: 06.10.2017
Принята к публикации: 17.10.2017
Страницы: 17-29
DOI: 10.11621/npj.2017.0402
Ключевые слова: принятие решения; фрейминг-эффект; готовность к риску; рациональность; толерантность; интолерантность ; Мельбурнский опросник принятия решений; самооценка интеллекта; самооценка рискованности;
Автор(ы): Корнилова Т.В.; Павлова Е.М.; Красавцева Ю.В.; Разваляева А. Ю.;

Доступно в on-line версии с 01.01.2018

Зинченко Ю.П. Всероссийский психологический форум. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 4(28). – С. 4

С 5 по 7 октября в Казанском (Приволжском) федеральном университете прошли два крупнейших мероприятия психологического сообщества страны. В рамках Всероссийского психологического форума состоялись мероприятия VI съезда Российского психологического общества (РПО).

Страницы: 4
Ключевые слова: история психологии;
Автор(ы): Зинченко Ю. П.;

Доступно в on-line версии с 01.01.2018

Зинченко Ю.П. Психологи МГУ на XIX Всемирном фестивале молодёжи и студентов. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 4(28). – С. 3

18 октября 2017 года сотрудники факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова приняли участие в XIX Всемирном фестивале молодёжи и студентов

Страницы: 3
Ключевые слова: история психологии;
Автор(ы): Зинченко Ю. П.;

Доступно в on-line версии с 01.01.2018

Захарова Е.И. Принципы управляемого формирования умственных действий в практике подготовки психологов. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 3(27). – С.151-157

В статье рассматривается возможность использования принципов планомерно-поэтапного формирования действий при подготовке специалистов в области психологии развития. Поднимается вопрос о возможности управляемого формирования элементов профессиональной деятельности. Возможный способ работы обсуждается на примере действия анализа особенностей актуального развития ребенка с целью обнаружения причин трудностей обучения, которые послужили поводом для обращения родителей за психологической помощью. Данный способ анализа становится важной компетенцией специалиста- консультанта на фоне высокой степени вариативности условий психического развития. Разработка готовых алгоритмов решения проблемной ситуации, охватывающая все их разнообразие, представляется невозможной. В связи с этим возникает необходимость подготовить учащихся к самостоятельному анализу конкретной жизненной ситуации. Именно способность к такого рода анализу обеспечивает готовность специалиста к выработке рекомендаций, способствующих гармонизации ситуации развития ребенка.

Формирование данной компетенции предполагает интеграцию полученных в целом ряде учебных курсов знаний и умений. Это обеспечивается формированием ориентировки учащегося в структуре осваиваемого действия с учетом ее уровней. Ориентировка в смысловом содержании выполняемой деятельности позволяет выстроить логику обследования ребенка и его развития адекватно поставленной цели. Такое ориентирование опирается на преставления о механизмах и условиях психического развития. Выбор средств диагностики, адекватных поставленной задаче, становится самостоятельной задачей, требующей знакомства с имеющимся арсеналом методик и диагностических приемов. И, наконец, оперативный уровень ориентировки обеспечивает грамотное использование выбранных средств в процессе диагностического обследования. Учет уровневой структуры ориентировки формируемого действия позволяет интегрировать полученные в процессе обучения знания и умения в структуру профессиональной деятельности психолога.

Поступила: 01.07.2017
Принята к публикации: 23.07.2017
Страницы: 151-157
DOI: 10.11621/npj.2017.0317
Ключевые слова: управляемое формирование; психологическое обследование; смысловая ориентировка; условия развития; психологическое консультирование;
Автор(ы): Захарова Е. И.;

Доступно в on-line версии с 10.10.2017


1 - 20 из 276
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2018
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер