ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
Russian Psychological Society
The Faculty of Psychology. Lomonosov Moscow State University.
Main RSS Search

MainAuthors

Dontsov Dmitriy A.

Донцов Д.А.

Ph.D in Psychology
Lomonosov Moscow State University
Moscow, Russia

Articles

Sagova Z.A., Dontsov D.A., Denisova K.I., Simonov V.N. (2020). Assessment of professionally determined features of the functional state in connection with some characteristics of athletes’ sleep. National Psychological Journal, [Natsional’nyy psikhologicheskiy zhurnal], (13)3, 75–93. doi: 10.11621/npj.2020.0309

Relevance. One of the main criteria of an athlete’s competitiveness and a condition for achieving high sports results is his ability to manage his functional state. Deterioration in functional state and decreased performance are often the result of an imbalance between sleep and wakefulness. The study of the features of the manifestation of sleep disorders in athletes is important not only for understanding the processes themselves, but also for the development of diagnostic procedures, preventive, corrective and rehabilitation programs.

The objective: to reveal the relationship between certain characteristics of sleep and the functional state of athletes. Method and sample. The relationship between the characteristics of sleep and the functional state of athletes was studied. The research program included diagnostics of the main components of the current functional state: well-being, activity, mood using the SAN method (Doskin et al.) as well as filling out a questionnaire with questions about the quantitative and qualitative state of sleep in athletes the night before. The sample consisted of 45 athletes – wrestlers and basketball players 17–19 years old. The collection of information took place before training sessions.

Research results. Difficulties with falling asleep on the eve of the examination had a negative impact on the mood and an integral indicator of the functional state of athletes, here was a tendency to a deterioration in well-being. A light and quick morning awakening is positively associated with high rates of well-being and activity, as well as with a moderate improvement in mood. Most of the subjects experienced difficulty waking up, which negatively affected the parameters of the functional state. Waking up during the night prevents the feeling of proper rest and reduces the activity of athletes. The results obtained by us are consistent with the results of studies of a number of specialists on this topic.

Conclusions. The study of the peculiarities of the functional state in connection with some characteristics of the sleep of athletes gives grounds to single out two factors as significant: difficulties with falling asleep at night and difficult awakening in the morning. The study is pilot, and therefore the results obtained should be considered as material for further work in this direction.

Received: 09/20/2020

Accepted: 09/26/2020

Pages: 75–93

DOI: 10.11621/npj.2020.0309

By: ; ; ;

Available Online: 30.10.2020

Sagova Z.A., Dontsov D.A. (2018). The study of personal emotional sphere as a regulator of functional state in young athletes. National Psychological Journal, 4, 96–108.

Background. Sports activities set high demands on the personal qualities and abilities of athletes, which increases their emotional tension, and negatively affects their self-esteem, self-confidence and motivation. Studying manifestations of the personal emotional sphere of athletes allows choosing effective methods of psychological work to adjust their competitive states up to an optimal level.

The Objective of the research is to learn the specific features of the personal emotional sphere as a regulator of the functional state in young athletes.

Design. The paper analyzes the manifestations of personal emotional sphere of females aged 11-13 years involved in rhythmic gymnastics (N = 20). The results of the relationship and the ratio of the athletes’ personal parameters are presented.

Research Results. A direct significant relationship (p = 0.01) of the anxiety level in athletes with neuroticism, irritability, suspiciousness and sensitivity is revealed. A positive significant relationship (p = 0.01) of guilt and aggressiveness expressed mainly indirectly is established. The obtained features of the relationship of the studied characteristics of young athletes are generally consistent with the results of similar studies performed by other specialists.

Conclusion. The results can be viewed as manifestations of the adaptation mechanisms of young gymnasts in the tense conditions of sports activities, as well as fear of disapproval from a significant circle of people. The revealed emotional-personal characteristics of young sportswomen are probably due to psycho-physiological changes associated with adolescence and the specifics of sports activities. The results of the study generally raise additional questions and allow us to outline areas for further research on the problem under discussion. It is important to study the influence of the emotional state in athletes on the ability to fully recover from intensive physical burnout and follow sleep and rest schedule.

Received: 10/09/2018

Accepted: 10/24/2018

Pages: 96-108

DOI: 10.11621/npj.2018.0409

By: ; ;

Keywords: sport; artistic gymnastic; adolescence; emotional and personal sphere; functional state;

Available Online: 30.01.2019


About Editorial Board Volumes Authors For Authors Indexing Contacts
CC BY-NC

National Psychological Journal, 2006 - 2022

ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяАвторы

Донцов Дмитрий Александрович

Донцов Д.А.

Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры методологии психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.
Москва, Россия.

Публикации

Сагова З.А., Донцов Д.А., Денисова К.И., Симонов В.Н. Оценка профессионально-обусловленных особенностей функционального состояния в связи с некоторыми характеристиками сна спортсменов // Национальный психологический журнал. – 2020. – № 3(39). – С. 75–93. doi: 10.11621/npj.2020.0300

Актуальность тематики статьи. Одним из основных критериев конкурентоспособности спортсмена и условием достижения им высоких спортивных результатов является его способность управлять своим функциональным состоянием. Ухудшение функционального состояния и снижение эффективности деятельности часто являются следствием дисбаланса между сном и бодрствованием. Изучение особенностей проявления нарушений сна спортсменов важно не только для понимания самих процессов, но и для разработки диагностических процедур, профилактических, коррекционных и реабилитационных программ.

Цель: выявление связи определенных характеристик сна и функционального состояния спортсменов. 

Описание хода исследования. Исследовалась связь характеристик сна и функционального состояния спортсменов. Программа исследования включала диагностику основных составляющих текущего функционального состояния: самочувствия, активности, настроения с помощью методики САН (Доскина и др.), а также заполнение опросника с вопросами о количественном и качественном состоянии сна у спортсменов накануне ночью. Выборку составили 45 спортсменов – борцов и баскетболистов 17–19 лет. Сбор информации проходил перед тренировочными занятиями.

Результаты исследования. Трудности с засыпанием накануне обследования негативно отразились на настроении и интегральном показателе функционального состояния спортсменов, наблюдалась тенденция к ухудшению самочувствия. Легкое и быстрое утреннее пробуждение положительно связаны с высокими показателями самочувствия и активности и с умеренным улучшением настроения. Большая часть испытуемых испытывала трудности пробуждения, что отрицательно повлияло на параметры функционального состояния. Пробуждения в течение ночи препятствуют ощущению полноценного отдыха и способствуют снижению активности спортсменов. Полученные нами результаты созвучны результатам исследований ряда специалистов, выполненных по данной теме.

Выводы. Изучение особенностей функционального состояния спортсменов в связи с некоторыми характеристиками их сна дает основание выделить в качестве значимых два фактора: трудности с засыпанием ночью и тяжелое пробуждение утром. Исследование является пилотным, в связи с чем полученные результаты следует рассматривать как материал для дальнейшей работы в данном направлении.

Поступила: 20.09.2020

Принята к публикации: 26.09.2020

Страницы: 75–93

DOI Number: 10.11621/npj.2020.0300

Автор(ы): Сагова Зурида Айсовна; Донцов Дмитрий Александрович; Симонов Вячеслав Николаевич

Разделы журнала: Психология спорта

Доступно в on-line версии с 30.10.2020

Сагова З.А., Донцов Д.А. Исследование эмоционально-личностной сферы как регулятора функционального состояния юных спортсменов // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 4(32). – С. 96–108

Актуальность (контекст) тематики статьи. Спортивная деятельность предъявляет высокие требования к личностным качествам и способностям спортсменов, что повышает их эмоциональную напряженность и, как следствие, негативно влияет на самооценку, уверенность в себе, мотивацию. Изучение особенностей проявления эмоционально-личностной сферы спортсменов позволяет выбрать наиболее эффективные методы психологической работы для регулирования их соревновательных состояний до оптимального уровня.

Целью исследования являлось изучение специфики эмоционально-личностной сферы юных спортсменок как регулятора их функционального состояния.

Описание хода исследования. В работе проанализированы особенности проявления эмоционально-личностных характеристик девочек 11–13 лет, занимающихся художественной гимнастикой (N=20). Представлены результаты исследования взаимосвязи и соотношения личностных параметров гимнасток.

Результаты исследования. Выявлена прямая значимая связь (p=0,01) уровня тревожности гимнасток с невротизацией, раздражительностью, подозрительностью и обидчивостью. Установлена также положительная значимая связь (p=0,01) чувства вины и агрессивности, выраженной преимущественно в косвенной форме. Полученные особенности связи исследуемых характеристик юных спортсменок в целом согласуются с результатами подобных исследований, выполненных другими специалистами.

Выводы. Полученные результаты могут быть рассмотрены как проявления механизмов адаптации юных гимнасток в напряженных условиях спортивной деятельности, а также страха неодобрения со стороны значимого круга людей. Выявленные эмоционально-личностные особенности юных спортсменок, вероятно, обусловлены психофизиологическими изменениями, связанными с подростковым возрастом и спецификой спортивной деятельности. Итоги исследования в целом вызывают дополнительные вопросы и позволяют наметить направления дальнейших исследований по обсуждаемой проблеме. Представляется важным изучение влияния эмоционального состояния спортсменов на способность к полноценному восстановлению после высоких нагрузок и на поддержание оптимального режима сна и отдыха.

Поступила: 09.10.2018

Принята к публикации: 24.10.2018

Страницы: 96-108

DOI Number: 10.11621/npj.2018.0409

Автор(ы): Сагова Зурида Айсовна; Донцов Дмитрий Александрович

Разделы журнала: Психология спорта

Ключевые слова: sport; художественная гимнастика; подростковый возраст; эмоционально-личностная сфера; функциональное состояние

Доступно в on-line версии с 30.01.2019


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2021
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер