ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяВсе статьи журналаНомера

Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Прикладная культурно-историческая психология перед вызовами современности. // Национальный психологический журнал. – 2020. – № 3(39). – С. 3–12. doi: 10.11621/ npj.2020.0301

Автор(ы): Олешкевич Валерий Иванович; Бурлакова Наталья Семеновна

Аннотация

Актуальность. Современная ситуация пандемии и целый ряд иных кризисных ситуаций в современном обществе показали недостаточную разработанность методологии клинической психологии, которая длительное время ориентировалась на изучение различного рода клинических групп, создание частных методик, индивидуальную коррекцию и психотерапию. Такая многопредметная и в большинстве своем натуралистическая организация клинической психологии, как оказалось, не отвечает проблемам, которые возникают в современном массовом информационном обществе, в частности, возникающим в кризисных ситуациях. Исследование показывает, что этим критериям удовлетворяет культурно-историческая клиническая психология.

Цель статьи – анализ возможностей развития клинической психологии в кризисной ситуации пандемии, сопоставление возможностей и способов реагирования как традиционной, так и культурно-исторической психологии на вызовы новых социальных и культурных реальностей. Свою задачу мы видели том, чтобы представить в основных чертах направления развития клинической психологии с ориентацией на все большее соответствие требованиям современной культуры.

Результаты. Намечен ряд тенденций развития клинической психологии, ее движения в направлении культурной-исторической клинической психологии. Показаны возможности сдвига от констатирующих исследований к предвосхищающим и проектным, от изучения фактов и корреляций данных к изучению культурно-исторических механизмов формирования расстройств и психотехник коррекционного и превентивного влияния. Обрисованы перспективы перемещения разработок в культурно-исторической психологии в направлении движения от рецептивного изучения клинических групп к контролю формирования патопсихологических явлений в больших социальных группах и информационных пространствах.

Выводы. Представлено новое поле методологических и онтологических разработок с целью создания системной прикладной культурно-исторической психологии, способной активно и предвосхищающим образом отвечать на вопросы современного общества и культуры. Показана возможность участия данного направления психологической науки в решении актуальных практических задач, возникающих в ситуации пандемии и аналогичных ситуациях.

Страницы: 3-12

Поступила: 09.09.2020

Принята к публикации: 16.09.2020

DOI Number: 10.11621/npj.2020.0301

Разделы журнала: Методология

PDF: /pdf/npj-no39-2020/npj_no39_2020_003-012.pdf

Ключевые слова: клиническая психология; культурно-историческая клиническая психология; конструктивная психология; прикладная психология; психотехника; информационное общество; пандемия

Доступно в on-line версии с 30.10.2020

Алфимова М.В. Современные тенденции развития зарубежной клинической психологии // Методологические и прикладные проблемы медицинской (клинической) психологии : коллектив. монография / под ред. Н.В. Зверевой, И.Ф. Рощиной. – Москва: Сам полиграфист, 2018. – С. 28–41.

Бебчук М.А., Жуйкова Е. Помощь семье: психология решений и перемен. – Москва: Класс, 2015. – 312 с.

Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Развитие прикладной клинической (медицинской) психологии в информационном обществе // Национальный психологический журнал. – 2019. – Т. 33. – № 1. – С. 68–77. DOI 10.11621/npj.2019.0107

Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Перспективы интеграции социальных и клинико-психологических предметностей в контексте разработки системного культурно-исторического исследования [Электронный ресурс] // Психологические исследования – 2018. – Т. 11. – № 62 : [сайт]. URL: http://psystudy.ru/index.php/179-v11n62/1645-burlakova62.html – (дата обращения 02.08.2020)

Бурлакова Н. С., Олешкевич В.И. Социально-психологическая терапевтически-развивающая среда для трудных детей: история и современные возможности проектирования // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2020. – № 3. – С. 262–290. DOI 10.11621/vsp.2020.03.12

Врач-пациент: общение и взаимодействие. – Женева; Амстердам; Киев : ВОЗ, 1996. – 55 с. Выготский Л.С. Собрание соч. В 6 тт. – Москва : Педагогика, 1983–1984. Герген К.Дж. Социальная конструкция в контексте. – Харьков : Гуманитарный центр, 2016. – 328 с. Гуваков В.И., Комарова Н.А. Проблемы гуманитаризации медицинского знания // Проблемы гуманитарного познания. – Новосибирск : Наука, 1986. – С. 202–211.

Емелин В.А., Тхостов А.Ш. Вавилонская сеть: эрозия истинности и диффузия идентичности в пространстве интернета // Вопросы философии. – 2013. – № 1. – С. 74–84.

Зинченко Ю.П., Меньшикова Г.Я., Баяковский Ю.М., Черноризов А.М., Войскунский А.Е. Технологии виртуальной реальности: методологические аспекты, достижения и перспективы // Национальный психологический журнал. – 2010. – № 1(3) – С. 54–62.

Олешкевич В.И. Психология как психотехника. – Москва : Юрайт, 2019.

Олешкевич В.И. Психология, психотерапия и социальная педагогика А. Адлера. – Москва : Юрайт, 2020.

Первичко Е.И., Митина О.Б., Степанова О.Б. и др. Восприятие covid-19 населением России в условиях пандемии 2020 года // Клиническая и специальная психология. – 2020. – Т. 9. – № 2. – С. 119–146. DOI 10.17759/cpse.2020090206

Печникова Л.С., Олешкевич В.И. Культурно-исторический и психотехнический анализ проблем социально-психологической помощи семьям с родственной опекой // Психологические проблемы современной семьи : сб. материалов VIII Международной научно-практической конференции. – Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2018. – С. 694–700.

Почепцов Г.Г. Психологические войны. – Москва : Рефл-бук; Киев : Ваклер, 2000. – 524 с. Рассказова Е.И., Емелин В.А., Тхостов А.Ш. Категоричные представления о причинах, проявлениях и последствиях коронавируса: психологическое содержание и связь с поведением // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2020. – № 2. – С. 62–82. DOI 10.11621/vsp.2020.02.04

Смыслова О.В., Войскунский А.Е. Киберзаболевание в системах виртуальной реальности: феноменология и методы измерения // Психологический журнал. – 2019. – Т. 40. – № 4. – С. 85–94. DOI 10.31857/S020595920005473-6

Тхостов А.Ш., Сурнов К.Г. Влияние современных технологий на развитие личности и формирование патологических форм адаптации: обратная сторона // Психологический журнал. – 2005. – Т. 26. – № 6. – С. 16–24.

Урываев В.А. Кафедра медицинской психологии в медицинском ВУЗе: взгляд на перспективу // Методологические и прикладные проблемы медицинской (клинической) психологии : коллектив. монография / под ред. Н.В. Зверевой, И.Ф. Рощиной. – Москва : Сам полиграфист, 2018. – С. 58–66.

Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Культурно-историческая психология. – 2010. – № 2. – С. 98–104.

Allington, D., Duffy, B., Wessely, S., Dhavan, N., & Rubin, J. (2020). Health-protective behaviour, social media usage and conspiracy belief during the COVID-19 public health emergency. Psychological Medicine, Jun 9, 1–7. doi: 10.1017/S003329172000224X

Andersson G. (2016) Internet-Delivered Psychological Treatments // Annu. Rev. Clin. Psychol. V. 2, 157–179. doi: 10.1146/annurev-clinpsy-021815-093006

Brooks, S. K., Webster, R. K., Smith, L. E., Woodland, L., Wessely, S., Greenberg, N., & Rubin, G. J. (2020). The psychological impact of quarantine and how to reduce it: Rapid review of the evidence. The Lancet, 2(395), 912–920. doi:10.1016/S0140-6736(20)30460-8

Cabrera-Nguyen E.P., Cavazos-Rehg P., Krauss M., Bierut L.J., Moreno M.A. (2016). Young adults’ exposure to alcohol- and marijuana-related content on

Twitter. J. of Studies on Alcohol and Drugs, 77(2). 349–353. doi: 10.15288/jsad.2016.77.349

Cao W, Z Fang, G Hou, M Han, X Xu, J Dong, et al. (2020). The psychological impact of the COVID-19 epidemic on college students in China. Psychiatry

Research, 287, Article 112934. doi: 10.1016/j.psychres.2020.112934

Holmes EA, RC O’Connor, VH Perry, I Tracey, S Wessely, L Arseneault, et al. (2020). Multidisciplinary research priorities for the COVID-19 pandemic: a call for action for mental health science. Lancet Psychiatry, 7 (6), 54–560, doi: 10.1016/S2215-0366(20)30168-1

Jefee-Bahloul H,Barkil-Oteo A, Augusterfer EF, eds. (2017). Telemental health in Resource-Limited Global Settings. Oxford University Press, 15–32. doi: 10.1093/med/9780190622725.001.0001

Judge A., Sossong A. (2019). Sexting and Cyberbullying in the Developmental Context: Use and Misuse of Digital Media and Implications for Parenting // Ed. Beresin E., Olson C. Child and Adolescent Psychiatry and the Media. Elsevier. 23–38. doi: 10.1016/B978-0-323-54854-0.00003-5

Lauckner C., Whitten P. (2016). The state and sustainability of telepsychiatry programs. Journal of Behavioral Health Services & Research, 43(2), 305–318. doi: 10.1007/s11414-015-9461-z

Leff J., Williams G., Huckvale M., Arbuthnot M., Leff A.P. (2014). Avatar therapy for persecutory hallucinations: what is itand how does it work? Psychosys, 6(2), 166–176. doi: 10.1080/17522439.2013.773457

Li J, Z Yang, H Qiu, Y Wang, L Jian, J Ji, et al. (2020). Anxiety and depression among general population in China at the peak of the COVID-19 epidemic. World Psychiatry, 19 (2), 249–250. doi: 10.1002/wps.20758

Li Y., Y Wang, J Jiang, UA Valdimarsdóttir, K Fall, F Fang, et al. (2020). Psychological distress among health professional students during the COVID-19 outbreak. Psychological Medicine, 11, 1–3. doi: 10.1017/S0033291720001555 Liang L , H Ren, R Cao, Y Hu, Z Qin, C Li, et al. (2020). The effect of COVID-19 on Youth mental health. Psychiatr. Quarterly, 91, pp. 841–852. doi: 10.1007/s11126-020-09744-3.

Meersand P. (2017). Early latency and the impact of the digital world: exploring the effect of technological games on evolving ego capacities, superego development, and peer relationships. Psychoanal. Study Child, 70(1), 117–129. doi: 10.1080/00797308.2016.1277883

Optican A., Cavazos-Rehg P. (2019). Addicted media: Substances on Screen // Ed. Beresin E., Olson C. Child and Adolescent Psychiatry and the Media. Elsevier, 61–74. doi: 10.1016/B978-0-323-54854-0.00006-0

Sun N, S Shi, D Jiao, R Song, L Ma, H Wang, et al. (2020). A qualitative study on the psychological experience of caregivers of COVID-19 patients. Am. J. Infect. Control, 48(6), 592–598 doi: 10.1016/j.ajic.2020.03.018

Zhou S.J , LG Zhang, LL Wang, ZC Guo, JQ Wang, JC Chen, et al. (2020). Prevalence and socio-demographic correlates of psychological health problems in Chinese adolescents during the outbreak of COVID-19. Eur. Child Adolesc. Psychiatry, 29(6), 1–10, doi: 10.1007/s00787-020-01541-4

Для цитирования статьи:

Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Прикладная культурно-историческая психология перед вызовами современности. // Национальный психологический журнал. – 2020. – № 3(39). – С. 3–12. doi: 10.11621/ npj.2020.0301

Burlakova N.S., Oleshkevich V.I. (2020). Applied Cultural-Historical Psychology in Front of Current Challenges. National Psychological Journal, [Natsional’nyy psikhologicheskiy zhurnal], 13(3), 3–12. doi: 10.11621/ npj.2020.030

О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2021
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер