ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяМесто работы

Институт социологии образования РАО

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Собкин В.С., Родионова К.Э. Учащиеся и учителя о задачах и целях школьного образования // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 4(32). – С. 109–122

Актуальность (контекст) тематики статьи. В связи с модернизацией школьного образования особое значение приобретает анализ мнений учащихся и учителей о задачах и целях учебно-воспитательного процесса. Именно их отношение к данным вопросам характеризует социально-психологический контекст, определяющий роль школы в культурном и ценностном развитии современного поколения.

Цель исследования – определение различий мнений учащихся и учителей по поводу задач и целевых ориентиров школьного образования. Различия выявлялись по трем направлениям: между учащимися и учителями, между представителями разных типов школ (общеобразовательных; с углубленным изучением отдельных предметов, гимназий, лицеев) и между поколениями учащихся и их учителей в 1991 и 2017 гг.

Описание хода исследования. Исследование основано на анкетных опросах 11.803 учащихся 7–11 классов и 4 199 учителей, проведенных Центром социологии образования Института управления образованием РАО в 2017 году. Полученные данные дополнительно сопоставляются с результатами опроса 1.162 учащихся и 681 учителя, проведенного в 1991 году. Рассматриваются вопросы о целевых ориентациях школьного образования на двух уровнях: прагматическом («Что должна дать ученику школа?») и ценностном («Кого должна готовить школа?»).

Результаты исследования. Показано, что на прагматическом уровне учащиеся придают высокую значимость проблемам профессионального самоопределения, тогда как учителя – традиционным функциям образования. На ценностном же уровне для учащихся более характерны индивидуалистические установки, для учителей – социально нормативные модели. Представители гимназий и лицеев чаще отмечают функцию культурного развития, а также значимость общения и взаимодействия учащихся. Напротив, в общеобразовательных школах акцент ставится на принятии нормативных форм поведения, участии в общественной жизни. Факторный анализ позволил выявить три содержательные оппозиции, относительно которых структурируются цели школьного образования: «нормативность – самореализация», «конвенциональность – принципиальность», «романтизм – прагматизм».

Выводы. Проведенное исследование позволяет выявить своеобразие целевых ориентиров современного школьного образования в сознании учащихся и учителей, что необходимо для совершенствования образовательного процесса.


Поступила: 27.09.2018

Принята к публикации: 16.10.2018

Страницы: 109-122

DOI Number: 10.11621/npj.2018.0410

Ключевые слова: социальные функции образования; личностные модели выпускника школы; статус школы; учителя; учащиеся; личностное самоопределение

Автор(ы): Собкин Владимир Самуилович; Родионова Ксения Эдуардовна

Доступно в on-line версии с 30.01.2019

Собкин В.С., Лыкова Т.А. Личностные особенности при профессиональном отборе студентов-актеров: гендерный аспект. // Национальный психологический журнал - 2014. - №3(15) - с.74-83.

В статье представлены результаты лонгитюдного исследования личностных особенностей студентов-актеров, которое осуществляется на базе Московского театрального колледжа под руководством народного артиста СССР О.П. Табакова. Исследование проводится с 2010 года по настоящее время и продолжает цикл исследований авторов, начатый в 1976 году. Представлены результаты, полученные с помощью опросника Р. Кеттела 16 PF. Общее количество обследованных составило 312 человек.

Обсуждается влияние гендерного фактора на особенности отбора и обучения студентов в театральном колледже, проводится сравнение средних профилей по тесту Кеттелла для поступивших и не поступивших абитуриентов, сделанное отдельно для мальчиков и девочек. Сопоставляются особенности личностных характеристик мальчиков и девочек, зачисленных в театральный колледж. С помощью кластерного анализа рассматривается своеобразие личностных типов студентов-актеров, обучающихся на первом курсе. Полученные материалы показывают, что при отборе мальчиков оценки педагогов более тонко дифференцированы относительно таких параметров как непосредственность и естественность поведения. Вместе с тем, критерии педагогического отбора девочек в большей степени связаны с внешними данными. Сопоставление личностных профилей набранных в театральный колледж мальчиков и девочек свидетельствует о выраженной среди экспертов (преподавателей актерского мастерства) тенденции к инверсии гендерных стереотипов. Кластерный анализ личностных профилей по тесту Кеттелла 16 PF мальчиков-студентов первых курсов колледжа позволил выявить 7 кластерных групп, отличающихся по параметрам, фиксирующим эмоциональные, поведенческие и групповые ориентации студентов-актеров.

Поступила: 29.01.2014

Принята к публикации: 12.03.2014

Страницы: 74-83

DOI Number: 10.11621/npj.2014.0309

Ключевые слова: актерская одаренность; личностные характеристики; гендерные различия; типы личности; профессиональный отбор

Автор(ы): Собкин Владимир Самуилович; Лыкова Т.А.

Собкин В.С., Мазанова В.С. Опыт комментариев к одной театральной рецензии Л.С. Выготского // Национальный психологический журнал - 2014.- №1 -с.37-48.

В статье представлены подробные комментарии к рецензии Л.С. Выготского на концертную программу известной русской балерины Е.В. Гельцер во время ее гастролей в Гомеле осенью 1922 года. Осуществлена реконструкция того культурного контекста, который необходим для понимания ряда содержательных линий, затрагиваемых в рецензии Выготского.

При анализе текста рецензии подчеркивается значимость вводимого Л.С. Выготским различения искусственного и естественного движения при рассмотрении своеобразия выразительного движения в хореографии. Показывается, что своеобразие катарсического переживания, которое стало центральной темой исследования в монографии Выготского «Психология искусства» (1925), в данной рецензии рассматривается на материале анализа особенностей восприятия классического танца. При этом фиксируется методологическая важность (для анализа Выготского) учета существующей оппозиции между классическим и «так называемым натуральным, естественным танцем» (А. Дункан, М. Фокин), что, в свою очередь, позволяет обозначить принципиальные различия между «духовным» и «душевным» переживанием. В комментариях к рецензии даются подробные отсылки к теоретическим работам классиков русского театра (А. Таиров, Вс. Мейерхольд), где проблеме выразительного движения и жеста также уделяется особое внимание.

Анализ представления Л.С. Выготского о том, что именно «равнодушие» балета к естественному движению ставит его на особый уровень, когда отрешение от обыденного выводит зрителя на переживание большого психологического смысла («не душевного, а духовного»), позволяет установить связь его ранних работ с теми идеями, которые развивались позднее в монографии «Психология искусства». Там, ссылаясь на работы С. Франка, он говорит о природе художественного переживания, восполняющего «неполноту и несовершенство» конкретной жизненной ситуации. Именно в этом контексте в комментариях к рецензии фиксируется, что вводимое Выготским противопоставление «душевного» и «духовного» имеет принципиальное значение для понимания психологических особенностей катарсического переживания при восприятии художественного произведения.

Помимо этого в комментариях проводится сопоставление содержания данной рецензии с рядом идей, касающихся особенностей использования знаковых средств в процессах понимания, которые развивались Выготским в других его монографиях: «История развития высших психических функций» (1930), «Мышление и речь» (1934).

Поступила: 19.07.2013

Принята к публикации: 20.09.2013

Страницы: 37-48

DOI Number: 10.11621/npj.2014.0104

Ключевые слова: Л.С. Выготский; история психологии; психология творчества; танец; искусственное и естественное движение; «душевное» и «духовное»; пафос; катарсис

Автор(ы): Собкин Владимир Самуилович; Мазанова Валерия Сергеевна

Собкин В.С., Мкртычян А.А. Роль социокультурных факторов в формировании отношения к экстремизму среди школьников Москвы и Риги // Национальный психологический журнал - 2013. - №2(10) - с.32-40.

В настоящей статье освещаются результаты кросскультурного исследования, направленного на выявление особенностей отношения к экстремизму среди школьников Москвы и Риги. Наравне с этим анализируются и различные аспекты социальной активности подростков: их отношение к законодательным санкциям против экстремистских действий, склонность к выражению различных способов политического протеста, а также выявляются наиболее предпочитаемые школьниками формы выражения собственной политической позиции. Отдельное внимание уделяется роли социокультурных факторов, определяющих специфику отношения подростков к экстремизму. В частности, речь идет о таких факторах, как характер микросоциального окружения школьника, степень его социальной дистанции от экстремистских организаций, принадлежность к национальному большинству или меньшинству и т.д. Освещается взаимосвязь между принятием подростками экстремистского поведения и их склонностью к агрессии в различных социальных ситуациях, в частности, в ситуации буллинга.

Помимо результатов социологического исследования, приводятся результаты факторного анализа, проведенного с целью выявления сводного комплекса характеристик, определяющих не только отношение подростка к экстремизму, но и его позицию в отношении насилия и агрессивного поведения как способов решения собственных конфликтов. На основании выделенных факторов приводятся усредненные профили подростков Москвы и Риги, причисляющих себя к экстремистским организациям. В качестве основных выводов, представленных в статье, можно коротко выделить ряд моментов. В целом среди школьников доминирует негативное отношение к проявлениям экстремизма. Оно выражается в их личностном непринятии. Микросоциальное окружение подростка влияет на оценку различного рода экстремистских проявлений. Исследование выявило существенные различия в отношении к экстремизму, зависящие от принадлежности к национальному меньшинству или титульной нации. Результаты факторного анализа показали, что само отношение к экстремизму в подростковой среде – это сложное многофакторное явление, включающее в себя различные модальности оценок и форм поведения.

Поступила: 03.05.2013

Принята к публикации: 16.05.2013

Страницы: 32-40

DOI Number: 10.11621/npj.2013.0204

Ключевые слова: экстремизм; агрессия; легитимизация агрессии; подростковый возраст; буллинг; политический протест; национальное большинство/меньшинство

Автор(ы): Собкин Владимир Самуилович; Мкртычян Арег Артавазович

Собкин В.С., Ткаченко О.В. Становление профессиональной позиции психолога в процессе получения высшего образования // Национальный психологический журнал - 2007. - №1(2) - с.21-26.

Авторы – сотрудники Центра образования РАО знакомят с результатами исследования процесса профессионального становления студентов-психологов, проведенного ими среди учащихся различных факультетов психологического профиля (социальная, клиническая, юридическая психология, психология образования и др.) одного из московских вузов. В статье рассматриваются такие выделенные ими параметры профессиональной позиции студентов как: критерии выбора профессии, отношение к содержанию профессионального образования, степень участия в научно-исследовательской работе, профессиональные планы.

Страницы: 21-26

Ключевые слова: профессиональное становление; профессионализация в вузе; студенты-психологи

Автор(ы): Собкин Владимир Самуилович; Ткаченко Ольга Викторовна

Собкин В.С., Калашникова Е.А. От двойки до пятерки: грани школьной отметки// Национальный психологический журнал — 2011. — №1(5) — с.28-35.


    Освещено психологическое значение школьной отметки, показана ее роль в регулировании социальных отношений как внутри учебно-воспитательного процесса, так и между социальными институтами – семьей и школой. Представлены результаты проведенного исследования влияния на школьную успеваемость гендерных, возрастных и социально-стратификационных факторов.

Страницы: 28-35

Ключевые слова: школьная отметка; успехи в учебе; учебная деятельность; эмоциональное самочувствие учащихся; мотивация учебной деятельности; семейное воспитание

Автор(ы): Собкин Владимир Самуилович; Калашникова Екатерина Александровна

Ениколопов С.Н.,Мкртчян А.А. Психологические последствия терроризма и роль СМИ в процессе их формирования// Национальный психологический журнал — 2011. — №1(5) — с.19-23.


    Анализируются проблемы взаимосвязи СМИ и негативных последствий терроризма, а также роли СМИ в процессе их контроля и редуцирования. Показано, что для эффективного противодействия терроризму недостаточно обладать знаниями только о дифференциации терроризма и его целях. Необходимо рассматривать данный вид преступлений и с точки зрения его психологических и социальных последствий для человека и общества.

Страницы: 19-23

Ключевые слова: терроризм; сми; реакция на теракт

Автор(ы): Ениколопов Сергей Николаевич; Мкртчян Арег Артаваздович

Собкин В.С. , Мурсалиев Т.А. Эмиграционные планы старшеклассников (по материалам опроса старшеклассников Москвы и Риги)// Национальный психологический журнал — 2011. — №2(6) — с.126-130.

Проанализированы результаты социологического опроса старшеклассников Москвы и Риги, выявившего особенности их эмиграционных планов. Продемонстрирована зависимость эмиграционных планов подростков от разных факторов: уровня доходов семьи, образованности родителей, национальной и религиозной принадлежности, национального статуса, социально-психологического климата, эмоциональных моментов и пр.

Страницы: 126-130

Ключевые слова: кросс-культурные исследования; эмиграционные планы подростков; эмиграция; жизненное и профессиональное самоопределение подростков; национальные меньшинства; уровень притязаний старшеклассника; социально-психологический климат; социально-стратификационные факторы

Автор(ы): Собкин Владимир Самуилович; Мурсалиев Теймур Азер оглы

Собкин В.С.,Верясова Е.С. Структура ценностных ориентаций воспитателей детского сада // Национальный психологический журнал — 2013. — №1(9) — c.134–-142.

В статье рассматривается удовлетворенность воспитателей детских садов своим материальным положением, характер предпочтения ими различных жизненных ценностей и уверенность в успешной реализации собственных планов. Эта работа основана на данных, полученных в ходе социологического опроса воспитателей детских садов г. Москвы, который был проведен Институтом социологии образования РАО.

Анализируя полученные результаты, авторы пытаются оценить значение для воспитателей ряда социально-стратификационных факторов, таких как: педагогический стаж работы, возраст, тип и уровень образования, уровень материальной обеспеченности. Полученные материалы сравниваются с результатами проведенного ими ранее опроса воспитателей детских садов, что дает возможность наметить определенные тренды изменения социального самочувствия в данной профессиональной группе.

В завершение проведен структурный анализ, позволяющий сопоставить характерные взаимосвязи оценок различных жизненных ценностей и перспектив на разных этапах профессиональной карьеры воспитателя детского сада. Анализ показал, что в ходе профессионального становления структура жизненных ориентаций воспитателя претерпевает своеобразные переходы, связанные с изменением ценностей и разрешением кризисных ситуаций. Приведенные данные важны, поскольку смена жизненных ориентаций педагога во многом определяет характер воспитательно-образовательного процесса в детском саду, где реализация образовательной программы преломляется через систему ценностей педагога.

Поступила: 15.12.2011

Принята к публикации: 27.12.2012

Страницы: 134-142

DOI Number: 2079-6617/2013.0118

Ключевые слова: социология образования; дошкольное образование; анализ жизненных ценностей; психологические исследования; социально-стратификационные факторы; психология воспитателя; социальное благополучие

Автор(ы): Собкин Владимир Самуилович; Верясова Елена Сергеевна


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2020
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер