Главная → Список ключевых слов
Статья посвящена значению проблемы механизмов усвоения для понимания природы психики человека. Усвоение рассматривается как особая деятельность, играющая определенную роль при формировании психики человека в конкретной культурно-исторической обстановке и опосредствованная деятельностью ее формирующей. В работе отражено авторское понимание значения идей, развиваемых психологической теорией деятельности, для установления законов становления и развития психики человека. Дается трактовка диалектических связей мозговых процессов, психики и предметной деятельности, их порождающих. С позиций деятельностной теории вскрываются причины психологических затруднений учащихся и низкой результативности процесса обучения при господстве репродуктивного метода или использования метода проб и ошибок. Предлагается новое понимание известных дидактических принципов научности, доступности, предметности, связи обучения с жизнью и других.
Показаны возможности психологической теории применительно к организации и управлению учебной деятельностью учащегося, повышению активности и сознательности учения, обеспечению роста ее внутренней мотивации. Особое внимание в работе уделено проблеме развития интеллектуальных и творческих возможностей. Автор отстаивает позицию, согласно которой творческие возможности учащегося связанны со способом его обучения. При этом разработчики и педагоги должны приложить усилия для формирования у них системной ориентировки в предмете, прежде всего, в овладении методом системного анализа. Будучи усвоенным, метод системного анализа превращается в общее интеллектуально-развивающее орудие, посредством которого организуется деятельность по решению любых учебных задач с разным содержанием и типом сложности. В обобщающей части работы делается заключение о том, что организация процесса усвоения учащихся как деятельности в ее социальной, сознательно-преобразовательной и смыслообразующей структурах, объяснение им условий его осуществления и значения для формирования их сознания и организации жизни открывают им возможности к самодвижению к вершине человеческого развития – становлению развивающейся личности.
Поступила: 12.07.2017
Принята к публикации: 28.07.2017
Страницы: 40-55
DOI: 10.11621/npj.2017.0306
Ключевые слова: психологическая теория деятельности; учебная деятельность; усвоение; дидактические принципы; системный анализ; развитие личности
Авторам: Решетова Зоя Алексеевна
Доступно в on-line версии с 10.10.2017
В статье объясняется сущность понятия психологическая культура. Проанализирована роль психологии в жизни современного общества, ее взаимосвязь с социально-политическими процессами. Продемонстрировано значение правильно организованной системы образования для полноценного развития личности вообще и формирования психологической культуры, как ее необходимого компонента, в частности.
Страницы: 16-20
Ключевые слова: психологическая культура; психологические знания; развитие личности; система образования; культурное развитие
Авторам: Дубровина Ирина Владимировна
Рассмотрены понятия «насилие» и «усилие» в контексте процессов развития ребенка. Показана сущность, значение и соотношение этих понятий в рамках современной психологии. Анализируются идеи «гуманистической» ненасильственной педагогики. Убедительно продемонстрировано значение «усилия» для нормального развития личности.
Страницы: 56-59
Ключевые слова: социализация; насилие; усилие; ненасильственная педагогика; развитие личности
Авторам: Тхостов Александр Шамилевич
Представлена оригинальная авторская гипотеза о роли Космического пространства в нравственном развитии человеческой личности, ее духовном обогащении и совершенствовании. Анализируются возможности изучения Космоса для формирования новых теорий о происхождении психического, для исследования сознания человека с новых сторон.
Страницы: 100-103
Ключевые слова: познание психического; развитие личности; психология нравственности ; вера
Авторам: Пономаренко Владимир Александрович
Представлен анализ культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Показано, что она является по сущности не-классической психологией. Рассмотрены основные идеи, касающиеся развития личности в обучении, выдвинутые ученым в рамках этой теории.
Страницы: 61-66
Ключевые слова: Л.С. Выготский; неклассическая психология; культурно- исторический подход; психология развития; развитие личности; обучение; зона ближайшего развития; теория развивающего обучения; зона потенциального развития; зона дальнего развития; развивающее обучение
Авторам: Кравцова Елена Евгеньевна