ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Тип семейных отношений у предпринимателей сферы малого семейного бизнеса

Тип семейных отношений у предпринимателей сферы малого семейного бизнеса

Скачать в формате PDF

Поступила: 23.12.2021 22:07:00

Принята к публикации: 17.01.2022 22:07:00

Дата публикации в журнале: 14.04.2022 19:01:00

Ключевые слова: семейный бизнес; семейные отношения; сбалансированность семейной структуры; сплоченность семьи; методика FACES-3 Д. Олсона

Страницы: 30-42

DOI: 10.11621/npj.2022.0103

Доступно в on-line версии с: 14.04.2022

Для цитирования статьи:

Мурзина Ю.С., Русяева И.А. Тип семейных отношений у предпринимателей сферы малого семейного бизнеса. // Национальный психологический журнал 2022. № 1. c.30-42. doi: 10.11621/npj.2022.0103

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2022

Мурзина Юлия Сергеевна Тюменский государственный университет

Русяева Ирина Александровна Тюменский государственный университет

Аннотация

Актуальность. Для нашей страны рост и повышение эффективности малого бизнеса является одним из стратегических направлений. Однако не только финансовые и инфраструктурные факторы могут стимулировать рост бизнеса, но и социально-психологические. Изучение отношений внутри семей предпринимателей способно стать еще одним направлением для развития малого бизнеса в нашей стране.

Цель. Изучение типа семейной системы с точки зрения параметров адаптивности и сплоченности у предпринимателей сферы малого семейного бизнеса. Описание хода исследования. Исследование проводилось с помощью методики FACES-3 Д. Олсона.

Выборку составили 129 владельцев малого семейного бизнеса. Гипотезы: 1) семьи предпринимателей имеют сбалансированную структуру; 2) с годами супружества снижется сплоченность в бизнес-семьях; 3) чем больше детей в семье, тем выше сплоченность семейных отношений.

Результаты исследования. Изучение типа семейной системы показало, что 78,3% семей относятся к полу- функциональному типу. По шкале «Сплоченность» доминируют разделенный (46,5%) и объединенный (51,9%) типы. По шкале «Адаптация» преобладает хаотичный тип (76%). Гипотеза 1 не подтвердилась. Однако, мы понимаем высокую хаотичность как способ формирования преемственности в бизнес-семье. Гипотеза 2 подтвердилась: реальная сплоченность семьи снижается с увеличением возраста владельца бизнеса (р = 0,01). Гипотеза 3 подтвердилась: чем больше детей в бизнес-семье, тем выше реальная сплоченность семьи (р = 0,05). Сплоченность в многодетных семьях предпринимателей является потенциалом для репутационного капитала семьи и формирования финансовой устойчивости в будущем.

Заключение. Были сформулированы рекомендации по гармонизации семейных отношений, направленные на поддержание и развитие межпоколенных связей. Результаты исследования позволяют сформулировать предложение в адрес Центров семейного бизнеса в отношении особой поддержки многодетных бизнес-семей. Выявленные закономерности помогут улучшить демографическую ситуацию в стране и будут способствовать развитию малого бизнеса.

Литература

Вахитова З.З. Психологические особенности семей, владеющих общим бизнесом // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2009. № 5. С. 142–148.

Вельская О.Н. Факторы расчета семьи: удовлетворенность браком, сплоченность и гибкость // Вестник Университета Российской Академии образования. 2017. № 3. С. 57–61.

Дикусар Я.С. Влияние семьи на формирование личности преступника // Вестник Югорского государственного университета. 2020. № 1 (56). С. 30–36.

Мурзина Ю.С. Психология семейного бизнеса как драйвер развития предпринимательства в России: поиск исторических параллелей и направления будущих исследований // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития. 2017. С. 2127.

Мурзина Ю.С., Русяева И.А. Какие отношения в семейном бизнесе способствуют прибыльности предприятия? // Социальная и экономическая психология. 2021. Т. 6, № 4 (24). С. 95–1022.

Позова Г.Р. Психологическое благополучие многодетных семей //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 5–4.

Сизова М.А. Взаимосвязь межпоколенных отношений и функциональности семьи. Дисс. … канд. психол. наук, Кострома, 2012.

Тодорович Е.А., Стойилькович С.Д. Семейные отношения и стили родительского воспитания по модели Олсона. В сборнике Перспективы психологической науки и практики / Под ред. В.А. Белгородского, О.В. Кащеева, И.В. Антоненко, И.Н. Карицкого. М.: МГУДИТ, 2017.

Федунина Н.Ю., Банников Г.С., Вихристюк О.В. Связь семейной сплоченности и адаптивности по опроснику FACES-3 с коррелятами суицидального поведения в подростковом возрасте // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2017. № 3 (9). С. 96–120.

Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. М.: Независимая фирма «Класс», 2001.

Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2006.

Calabrò, A., Minichilli, A., Amore, M.D., Brogi, M. (2018). The courage to choose! primogeniture and leadership succession in family firms. Strategic Management Journal, 39 (7), 2014–2035. doi: 10.1002/smj.2760

Carlock, R.S., & Ward, J.L. (2001). Strategic planning for the family business: Parallel planning to unify the family and business. New York: Palgrave.

Chaudhary, S., Dhir, A., Ferraris, A., Bertoldi, B. (2021). Trust and reputation in family businesses: A systematic literature review of past achievements and future promises. Journal of Business Research, 137, 143–161. doi: 10.1016/j.jbusres.2021.07.052

Ferrari, F. (2019). Does too much love hinder innovation? Family involvement and firms’ innovativeness in family-owned small medium enterprises (SMEs). European Journal of Family Business, 9 (2), 115–127. doi: 10.24310/ejfbejfb.v9i2.5388

Gillis-Donovan, J. and Moynihan-Bradt, C. (1990). The Power of Invisible Women in the Family Business. Family Business Review, 3, 153–167. https://doi.org/10.1111/j.1741-

Glowka, G., Kallmünzer, A., Zehrer, A. (2021). Enterprise risk management in small and medium family enterprises: The role of family involvement and CEO tenure. International Entrepreneurship and Management Journal, 17 (3), 1213–1231. doi: 10.1007

Goel, S., Xiu, L., Hanson, S., Jones, R.J., (2019). HR flexibility in family firms: Integrating family functioning and family business leadership. Organization Management Journal, 16 (4), 311–323. doi: 10.1080/15416518.2019.1681254

Goldfarb, S., Tarver, W.L., Sen, B. (2014). Family structure and risk behaviors: The role of the family meal in assessing likelihood of adolescent risk behaviors. Psychology research and behavior management, 7, 53–66.

Gouveia-Pereira, M., Gomes, H., Miranda, M., Candeias, M.J. (2020). Family cohesion and flexibility: Validation of the FACES IV package with portuguese adolescents. Coesão e flexibilidade familiar: Validação do pacote FACES IV junto de adolescentes portugueses. Analise Psicologica, 38 (1), 111–126. doi: 10.14417/ap.1651

Habbershon, T.G., Williams, M., & MacMillan, I.C. (2003). A unified systems perspective of family firm performance. Journal of business venturing, 18 (4), 451–465.

Hahn, D., Spitzley, D.I., Brumana, M., Ruzzene, A., Bechthold, L., Prügl, R., & Minola, T. (2021). Founding or succeeding? Exploring how family embeddedness shapes the entrepreneurial intentions of the next generation. Technological Forecasting and Social Change, 173. doi: 10.1016/j.techfore.2021.121182

Minola, T. (2021). Founding or succeeding? Exploring how family embeddedness shapes the entrepreneurial intentions of the next generation. Technological Forecasting and Social Change, 173. doi: 10.1016/j.techfore.2021.121182 Handler, W.C. (1994).

Succession in family business: A review of the research. Family business review, 7 (2), 133–157.

Lakatos, C., Martos, J., Manyai, A., & Martos, T. (2020). Relationship patterns and relationship satisfaction among cohabiting couples: Verifying the Olson model. Párkapcsolati mintázatok és kapcsolati elégedettség együtt élÅ’ pároknál: Az Olson-modell ellenÅ’rzése. Mentalhigiene Es Pszichoszomatika, 21 (1), 56–85. doi: 10.1556/0406.21.2020.006

Michael-Tsabari, N., & Lavee, Y. (2012). Too close and too rigid: Applying the circumplex model of family systems to first-generation family firms. Journal of Marital and Family Therapy, 38(SUPPL.1), 105–116. doi: 10.1111/j.1752-0606.2012.00302.x

Moussa, N.B., & Kerkeni, S. (2021). The role of family environment in developing the entrepreneurial intention of young tunisian students. Entrepreneurial Business and Economics Review, 9 (1), 31–45. doi: 10.15678/EBER.2021.090102

Neto, M.J., Sequeira, J., Massano-Cardoso, I., Chambel, M.J. (2021). Flexibility, cohesion and family satisfaction: The impact of conflict between work and family. Journal of Family Therapy, 43 (4), 773–792. doi: 10.1111/1467-6427.12322

Olson, D.H., Gorall, D.M. (2003). Circumplex model of marital and family systems. In F. Walsh (Eds.), Normal family processes. Growing diversity and complexity (pp. 514–548). New York, NY: Guilford.

Olson, D.H. (2000). Circumplex model of marital and family systems. Journal of Family Therapy, 22 (2), 144–167. doi: 10.1111/14676427.00144

Salganicoff, M. (1990), Women in Family Businesses: Challenges and Opportunities. Family Business Review, 3, 125–137. https://doi.org/10.1111/j.1741-6248.1990.00125.

Sprenkle, D.H., & Olson, D.H.L. (1978). Circumplex model of marital systems: An empirical study of clinic and Non-clinic couples.Journal of Marital and Family Therapy, 4 (2), 59–74. doi: 10.1111/j.1752-0606.1978.tb00513.

Strokova, S.S. (2016). Structural and functional characteristics of teenager’s family and his family identity specifics. Counseling Psychology and Psychotherapy, 24 (2), 29–46. doi: 10.17759/cpp.2016240203

Traupman, E.K., Smith, T.W., Florsheim, P., Berg, C.A., & Uchino, B.N. (2011). Appraisals of spouse affiliation and control during marital conflict: Common and specific cognitive correlates among facets of negative affectivity. Cognitive Therapy and Research,35 (3), 187–198. doi: 10.1007/s10608-010-9339-6

Turkdogan, T., Duru, E., & Balkis, M. (2019). Circumplex model of family functioning in turkish culture: Western family systems model in a eurasian country. Journal of Comparative Family Studies, 50 (2), 183–199. doi: 10.3138/jcfs.50.2.005

Uhlaner, L.M. (2006). Business family as a team: Underlying force for sustained competitive advantage. In P.Z. Poutziouris, K.X. Smyrnios & S.B. Klein (Eds.), Handbook of research on family business (pp. 125–144). Cheltenham Glos, UK: Edward Elgar Publishing.

Для цитирования статьи:

Мурзина Ю.С., Русяева И.А.Тип семейных отношений у предпринимателей сферы малого семейного бизнеса. // Национальный психологический журнал. 2022. № 1. c.30-42. doi: 10.11621/npj.2022.0103

Скопировано в буфер обмена

Скопировать