ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Межкультурный анализ ценностных ориентаций авторов Википедии

Межкультурный анализ ценностных ориентаций авторов Википедии

Скачать в формате PDF

Поступила: 12.02.2020

Принята к публикации: 28.02.2020

Дата публикации в журнале: 31.03.2020

Страницы: 3-17

DOI: 10.11621/npj.2020.0101

Ключевые слова: Википедия; свободные знания; онлайн-сообщество; виртуальное волонтерство; просоциальное поведение и мышление; ценностные ориентации (ЦО)

Доступно в on-line версии с: 31.03.2020

Для цитирования статьи:

Брызгалин Е.А. Межкультурный анализ ценностных ориентаций авторов Википедии. // Национальный психологический журнал 2020. № 1. c.3-17. doi: 10.11621/npj.2020.0101

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2020

Брызгалин Евгений Алексеевич Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация

Актуальность (контекст) тематики статьи. Мотивационные факторы виртуального волонтерства участников онлайн-сообщества крупнейшей в мире интернет-энциклопедии «Википедия» (википедистов) консолидируют их личностные ресурсы для агрегации свободных знаний и активизируют научный интерес широкого круга междисциплинарных исследователей. Однако вопрос о движущих силах данного просоциального поведения до сих пор остается открытым.

Цель. Предполагается, что для полноценного понимания детерминации онлайн-деятельности википедистов необходимо проанализировать те ценностные ориентации, которым они отдают персональное предпочтение. Поэтому целью исследования стало выявление универсальных ценностных ориентаций опытного межнационального ядра авторов Википедии.

Описание хода исследования. На основании смысловых единиц, выведенных из предшествующего цикла разрозненных академических исследований практического опыта разработки Википедии, проводился контент-анализ транснационального письменного опроса 65 авторов полиязыковых википедических сегментов (83% мужчин и 17% женщин) со среднем стажем составления энциклопедических вики-статей 9,9 лет.

Результаты исследования. Раскрыта свойственная авторам Википедии конститутивная система инвариантных ценностных ориентаций интернальной и экстернальной направленностей. Обнаружено, что в большинстве случаев википедисты находят целый ряд личностно значимых причин для участия в формировании Википедии, резонирующих с их внутренней сущностью.

Выводы. К группе интернальных ценностных ориентаций википедистов относятся: саморазвитие (самосовершенствование, самоутверждение, самореализация), реципрокный (взаимный) альтруизм, тенденция к высокому качеству и систематизации знаний, удовольствие от созидания, автономия, рекреация (хобби, развлечение), смыслонаполнение, сохранение личного наследия. Группа экстернальных ценностных ориентаций включает: сохранение и развитие культурного наследия/языкового сегмента, продвижение и популяризация Википедии (ее идеологии и принципов), низкие трансакционные издержки и удобство (привлекательность) системы, аффилиация, социальная идентичность, улучшение мира («weltverbesserungs antrieb»), наведение мостов между культурами и языками. Детальное изучение выявленных ценностных ориентаций и иных психологических особенностей волонтеров Википедии может существенно расширить теоретические представления о функционировании этого сообщества и иметь прикладное значение для организации добровольческих практик по распространению знаний.

Введение

Ускоренное и масштабное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) спровоцировало глу­бокие социально-культурные изменения, сформировав, по мнению М. Кастельса и Яна ван Дейка, новый социальный кон­структ – постиндустриальное глобализированное сетевое общество, организаци­онная структура и деятельность членов которого на межличностном, коллектив­ном и массовом уровнях локализуются во всемирной системе объединенных ком­пьютерных сетей – интернете. (Кастельс, 2019; Dijk, 2012).

Качественный инновационный ска­чок к повсеместной распространенности «всемирной паутины» (тотальная интер­нетизация) понимается отечественными психологами (Асмолов, Асмолов, 2019) через призму эволюционной морфоло­гии А.Н. Северцова как «социальный аро­морфоз», который способствовал разнообразию, диверсификации и усложнению человеческих сообществ, образующихся и функционирующих теперь не только в актуальной (настоящей) реальности, но и опосредствованно через генератив­ное (т.е. безграничное и непредсказуемое в дальнейшем становлении) интернет- пространство, оснащенное цифровыми культурными орудиями.

Разнородная активность участников множества рассеянных по всему кибер­пространству гетерогенных онлайн-со­обществ, мобилизующих личные ресур­сы ради достижения общих целей и задач, «породила» т.н. киберкультуру, опирающу­юся на веру в безграничные возможности ИКТ, наделенных свойством оказывать по­зитивное содействие в развертывании ин­дивидуальной свободы (Емелин, 2018). М.С. Яницкий, ссылаясь на представите­лей концепции «использования и удов­летворения» (Дж. Блумер, Э. Кац, А.М. Ру­бин), указывает на то, что в сети имеются невообразимые ранее возможности само­стоятельного выбора из феноменального множества альтернативных средств мас­совой коммуникации, отвечающих запро­сам всего спектра ориентаций личности (Яницкий, 2005).

Это, в частности, объясняется тем, что интернет по своей природе обладает ри­зоморфной конфигурацией (от франц. rhizome – «корневище»), определяющей его децентрализованную, разветвленную, многоканальную, устойчивую к помехам и пластичную архитектуру, в которую заложен внутренне присущий антаго­низм к большинству попыток господства, контроля и реализации многих запретов и барьеров, главным образом, при созда­нии, распространении и получении ин­формации, являющейся ценностью выс­шего порядка.

Так, с возникновением интернета на просторах виртуальной реальности пе­риодически появляются неформальные группы единомышленников, которые отстаивают недопустимость суверени­зации, регламентации, цензуры и филь­трации сетевого контента (особенно принудительного регулирования со сто­роны государственного/бюрократиче­ского) аппарата) либо его директивной подконтрольности с целью всякого по­давления автономности личности. Это, например, т.н. сетевые либертарианцы, киберпанки, сетянины (нетизены/кибер­граждане/интернетчики) и др. (Емелин, 2018).

Одними из первых, кто взял на себя инициативу решительно выступать и убе­жденно бороться за независимость ин­формации, сопротивляясь всякой ин­формационной блокаде, были «олд-скул» хакеры первого поколения, организовав­шие обширную субкультуру, направлен­ную на желание сделать основную массу сетевых данных (в том числе все знания человечества) максимально открытыми, а не секретными или изолированными от большинства людей.

Согласно А.Е. Войскунскому и О.В. Смысловой, хакеры не просто проявляют до­минантный интерес к проблематике принципов и механизмов работы сис­тем компьютерной безопасности и соб­ственно их взлома для высвобождения (чаще всего несанкционированного) ра­нее недоступной информации, а, прежде всего, имеют ярко выраженное (гипер­трофированное) увлечение познанием в сфере ИТ, выходящее за рамки про­фессиональной или учебной деятель­ности (и необходимости). Качествен­ный анализ самопредставлений хакеров показывает, что их ведущий мотив явля­ется познавательным (внутренним), од­нако у них выделяется (хотя и менее от­четливо) и высокая степень мотивации внешнего (социального) характера (на­пример, стремление причислять себя к референтной группе, получить при­знание в ней или среди более обширной аудитории т.д.). При этом их поступки, в первую очередь, совершаются ради ут­верждения ценности свободы инфор­мации (Смыслова, 2001), идеалов бес­корыстия и пристрастия к познанию. Дальнейшие психосемантические он­лайн-исследования позволили устано­вить тенденцию к частым взаимопереходам между внешними и внутренними мотивами хакеров и нередкое специфи­ческое «сплавление» этих мотивов в це­лостном мотивационном образовании (Войскунский, 2010).

Не меньший интерес для психоло­гических исследований представляют участники онлайн-сообщества состави­телей интернет-энциклопедии «Википе­дия» (википедисты), так же выступающие за предоставление максимально откры­того доступа к информации (противо­действие ее сокрытию) и использующие для воплощения этого на практике максимально конструктивные и созидатель­ные подходы. Википедисты за сравни­тельно небольшой промежуток времени, начиная с 2001 года (дата основания Ви­кипедии), зарекомендовали себя высоко­продуктивной группой волонтеров, кото­рые на добровольных началах пытаются систематизировать общемировой массив знаний на единой онлайн-платформе. По объему сведений, тематическому ох­вату, языковой представленности и коли­честву читателей данному ресурсу на се­годняшний день нет равных. Это делает Википедию самой полной в истории эн­циклопедией, соответственно являющей­ся самым эффективным инструментом концентрации знаний человечества в од­ном универсальном месте, о чем мечтали еще в начале III века до н.э. основатели Александрийской библиотеки.

Несмотря на то, что аналитический об­зор мотивационных аспектов просоци­ального поведения википедистов (Брыз­галин и др., 2019) показал их частичное сходство по внутренней и внешнестиму­лируемой направленности с другими вир­туальными добровольцами (например, теми же хакерами), они имеют характер­ные специфические различия.

Нами предполагается, что ценностные ориентации как субъективный феномен, входящий в базальную структуру направ­ленности личности и обуславливающий механизм регуляции координационной и содержательной активности (Анaнь­ев, 2001), занимает центральное место в понимании детерминации деятельнос­ти представителей Википедии. Причем, на текущий момент этот вопрос крайне слабо изучен ввиду его малоразработан­ности и поверхностной представленности в академической литературе, отсут­ствуют и комплексные исследования по данной проблематике. Таким образом, научное изучение ценностных ориента­ций википедического сообщества только начинается.

Ценностные ориентации как система высших регуляторов социального поведения

Ценностные ориентации (ЦО), пред­ставляя собой связующее интегральное диалектическое звено между мотивом (побудительной силой), целью (ориенти­ром) деятельности и окружающей (объективной) действительностью, направляют вектор целеполагания, согласно созрева­ющей в ходе онтогенеза системы ценно­стей. Последняя служит основанием для свободного и осознанного выбора дейст­вий с учетом имеющихся возможностей. Ценностные образования амбивалентны, т.е. им присущ двойственный психосоци­альный характер. С одной стороны, они вырабатываются исторически, посколь­ку ингерентно включены в динамику об­щественных отношений, с другой – инди­видуально и интимно интернализируются в опыте в качестве обязательных и есте­ственных его элементов. Это усложняет и связывает личностные конструкты и диспозиции и повышает уровень реф­лексии (Яницкий, 2000).

Избирательное отношение к тем или иным ценностям отражается в установке личности (в понимании Д.Н. Узнадзе и Ш.А. Надирашвили) через их объективацию, пробуждая предрасположенность к опре­деленной деятельности (Нугаева, Криво­донова, 2012). Согласно персоналистиче­скому онтологизму М. Шелера, личность, изъявляя феноменологическое отношение к конкретным ценностям, ранжирует их по самобытным критериям субъектив­ной желательности и предпочтительно­сти, не исключая диссонанс между ними и варьирование порядка из целого ряда возможных разномодальных альтернатив (Алхасов, 2015). В. Франкл так же считает, что ценностный ранг переживается вместе с самой ценностью, ставя одни ценности превыше других, что влияет на аксиологи­ческую гармоничность/дисгармоничность личности (Франкл, 2012).

В.А. Ядов подчеркивает, что, поскольку ценностные ориентации располагаются на высшем уровне диспозиционной ие­рархии, то они наделены свойствами са­мостоятельности и относительной константности (в противовес аморфности), поэтому в значимых жизненных ситуа­циях на первый план выходят стремления к реализации несходных доминирующих ценностей (Ядов, 2013). Такого рода филь­трация ценностных горизонтов поддер­живает внутреннюю целостность, обога­щая и организуя жизненное пространство (Лэнгле и др., 2018). При этом на примере психологического исследования «поколе­ния Z» (людей родившихся исключитель­но в эпоху интернета и выросших под его значительным воздействием) было пока­зано, что масштабная интеграция сетевых технологий в жизнь человека существен­но влияет на трансформацию его системы ЦО, отличая от других групп людей цен­ностномировоззренческим ядром (Яниц­кий и др., 2019).

Таким образом, соподчиненная сис­тема ценностей и ценностных ориента­ций закладывается в наиболее глубинные пласты психики, инкорпорирующие уз­ловые компоненты мотивационно-потребностной сферы, Эго-идентичности и мировоззренческих представлений (Адилова и др., 2019).

В связи с этим в данной статье мы устанавливаем следующую цель иссле­дования – выявить универсальные цен­ностные ориентации ядра опытных ав­торов Википедии в интернациональном масштабе.

Проведение исследования

Методы и процедуры

Как свидетельствует значительное количество психологических исследо­ваний, в настоящее время проявляются существенные расхождения между вер­бальными отчетами респондентов, полученными спланированным путем, результатами психодиагностических ме­тодик и отражением ценностных ори­ентаций в поведении, что заостряет проблемы их латентности, завуалиро­ванности и ситуативности (Адилова и др., 2019). Учитывая имеющиеся методи­ческие недостатки исследований данной проблематики (Алмаев, Малкова, 2006), нами для изучения ценностных ориен­таций википедистов был выбран метод контент-анализа данных международ­ного письменного опроса. Этот опрос был проведен в свободной форме (без жестко установленных требований) ад­министраторами проекта «Викиново­сти» при содействии членов организа­ции «Викимедиа РУ» в августе 2018 года на русском, английском, французском и др. языках (перевод выполнен квалифи­цированными специалистами). Содер­жание имевшегося текстового массива ответов в объеме 7435 слов на конкре­тизированный единичный вопрос: «За­чем тебе нужна Википедия?» (URL: https://ru.wikinews.org/wiki/Категория:Зачем_тебе_нужна_Википедия) оценивалось рядом контент-категорий. Данные кате­гории были выделены на базе операционализации осуществленного ранее лите­ратурного обзора практического опыта разработки онлайн-энциклопедии «Ви­кипедия» (Брызгалин и др., 2019).

Исходя из полученной системы ко­дификации с символьными метками (индикаторами), обозначающими кон­кретные ценностные ориентации (как единицы счета), проводилась смысловая маркировка ответов респондентов: от­дельных содержательных высказываний, слов и словосочетаний, указывающих на определенные ЦО. В дальнейшем про­водилась непосредственная процедура классификации и частотного упорядочи­вания ценностного поля по соответству­ющим группам в кодировочной матрице (регистрационной карточке/бланке) и протоколе.

Удельный вес смысловых контент- категорий рассчитывался по формуле: k=A/N, где k – удельный вес категории, А – число единиц анализа, фиксирующих данную категорию, N – общее число единиц анализа.

На последнем этапе, в соответствии с целью исследования, проверялась ин­терпретация и согласованность получен­ных результатов для повышения степени их валидности и надежности. Тем самым была предпринята попытка подтвердить уже описанные научным сообществом мотивационные инварианты участников Википедии и на этой основе экстрагиро­вать свойственные им ценностные ори­ентации.

Выборка

В опросе, по материалам которого проводился контент-анализ, приняли участие 65 авторов смешанных нацио­нальных разделов Википедии (83% муж­чины и 17% женщин) родом из 31 стра­ны, находящихся в Азии, Африке, Европе и Северной Америке, со средним пока­зателем вики-стажа, т.е. продолжитель­ности деятельности в сфере написания и редактирования статей 9,9 лет. Средний возраст википедистов не рассчитывался, поскольку многие респонденты предпоч­ли скрыть дату своего рождения в лич­ном вики-профайле. Возрастной разброс составил от 20 до 70 лет.

Результаты и обсуждение

Согласно теории самодетерминации Э. Деси и Р. Райана, ценностные ориен­тации дифференцируютcя на интер­нальные (внутренние) и экстернальные (внешние) (Ryan & Deci, 2017). По итогам проделанного контент-анализа образо­вались две соответствующие группы ценностных ориентаций (ЦО), иерархично распределенные по частоте упоминания и представленные в табл. 1 и табл. 2.

Табл. 1. Результаты исследования интернальных ценностных ориентаций

Интернальные ценностные ориентации (N=65)

Частота абсолютная (кол-во)

Частота относительная (%)

Удельный вес (k)

Саморазвитие

Cамосовершенствование

24

37

0,2

Cамоутверждение

11

17

0,09

Самореализация

6

9

0,05

Альтруизм (как реципрокный обмен знаниями)

34

52

0,28

Тенденция к высокому качеству и систематизации знаний

16

25

0,13

Удовольствие от созидания

10

15

0,08

Автономия

8

12

0,06

Рекреация (хобби, развлечение)

5

8

0,04

Смыслонаполнение

4

6

0,03

Сохранение личного наследия

2

3

0,02

Табл. 2. Результаты исследования экстернальных ценностных ориентаций

Экстернальные ценностные ориентации (N=65)

Частота абсолютная (раз)

Частота относительная (%)

Удельный вес (k)

Сохранение и развитие культурного наследия/языкового сегмента

25

38

0,26

Продвижение и популяризация Википедии (ее идеологии и принципов)

15

23

0,16

Низкие трансакционные издержки и удобство (привлекательность) системы

14

22

0,14

Аффилиация

12

18

0,13

Социальная идентичность

11

17

0,12

«Weltverbesserungs antrieb» (улучшение мира)

10

15

0,11

Наведение мостов между культурами и языками

5

8

0,05

Общее количество ЦО, обозначенных, сконцентрированных коллективным опы­том пользователями Википедии в форме общественных идеалов (по Д.А. Леонтье­ву), в дальнейшем интериоризированных и превращенных в устойчивые личност­ные конструкты (Леонтьев, 1996), состави­ло 17 единиц: внутренних – 10, внешних – 7. Результаты показывают, что на практике большинство опрошенных называют сра­зу несколько весомых причин для участия в формировании Википедии.

Интернальные ценностные ориентации

1. Саморазвитие

Большинство авторов Википедии (63%) декларируют, что конструктивная деятель­ность в онлайн-энциклопедии раскрывает и расширяет их сущностный интрапсихи­ческий потенциал через самосозидание как комплексный творческий процесс, на­правленный на качественные позитивные изменения определенных индивидуаль­ных особенностей и констатацию силь­ных личностных сторон (Мухина, 2007), имплицируя под этим различные грани механизма саморазвития. Как указывает В.Г. Маралов (Маралов, 2015), несмотря на неоднозначность и многоплановость психологических толкований феномена «саморазвитие», можно выделить такие его магистральные, полномерные и тес­но переплетенные формы, как самоутвер­ждение, самосовершенствование, самоак­туализация и самореализация, каждая из которых была в разной степени обозна­чена участниками википедического сооб­щества.

  • Cамосовершенствование. 37% состави­телей Википедии посредством напи­сания и редактирования энциклопе­дических статей выражают активное, целенаправленное и упорное волевое стремление к улучшению имеющих­ся (или приобретению новых) у них вследствие систематического самоо­бразования и самовоспитания знаний, умений и навыков, пытаясь прибли­зиться к некоторому идеальному обра­зу Я (совершенству). Последний явля­ется для них ориентиром личностного роста (как конечного результата дея­тельности). Непринужденная тенден­ция к тому, чтобы стать лучше, культи­вируя в себе положительные качества и устраняя отрицательные черты, на­сыщает их жизнь полнотой, устойчи­востью и определенностью, что обес­печивает обретение самости.

    Википедисты акцентируют внимание на том, что их привлекает мощь Вики­педии в ипостаси всемирного просве­щающего проекта («кладезя знаний»), который многому учит и развивает в различных областях. Он удовлетво­ряет любознательность, расширяет кругозор и открывает новые познава­тельные горизонты, помогает черпать знания, выработанные человечеством, непрерывно и эффективно обогаща­ясь ими, служит подспорьем для запол­нения пробелов в знаниях, при этом стимулирует установку на критичный подход к потреблению информации, позитивно воздействует на образ мыш­ления, улучшает способности к поиску фактов, правильному цитированию источников, изложению идей, способ­ствует изучению языков и др. Подчер­кивается, что внесение вклада в Вики­педию создает оптимальный уровень психического напряжения («нагружа­ет мозги», «развивает ум», побуждает к «интеллектуальному движению и по­стоянному росту», дает возможность «не оставаться без дела» и т.д.), что не­сет укрепление в самом себе, процес­суально организуя основу самоактуализации.

  • Cамоутверждение. 17% опрошенных сообщили, что созидательная актив­ность в Википедии позволяет им заяв­лять о себе в полной мере как о целост­ной личности, повышая самооценку, самоуважение и чувство уверенности за счет подтверждения персональной полезности, нужности и значимости и, следовательно, ценности в глазах дру­гих авторов и читателей посредством реализации своих интеллектуальных возможностей.

    Участники Википедии утверждают, что вклад в развитие сетевой энцикло­педии наполняет их гордостью и по­зволяет почувствовать себя сильнее и компетентнее из-за причастности к служению общему благу. Они убе­ждены, что делают полезное, стоящее дело для мировой аудитории. Высказы­ваются мысли о том, что Википедия – это площадка, где человек испытывает твердость характера и, проделывая ре­троспективную рефлексию результа­тов своего труда, может оценить, «чего он стоит на самом деле».

  • Самореализация. 9% авторов говорят о том, что, развивая Википедию и про­двигаясь в ней по статусу (т.н. репута­ционная прокачка) (Войскунский, 2017, С. 57–58), они таким образом макси­мально самоопределяются, полностью раскрывая и воплощая выявленный самопознанием личностный потенци­ал. Стержневым звеном этого процесса выступают самоактуализация, в основе которой лежат одноименная потреб­ность и финальное (конечное) состо­яние, достигаемое лишь единицами и самотрансценденция, направленная на благополучие окружающих. Поэто­му, в соответствии с возникающей ме­та-мотивацией, википедисты видят свое предназначение в ответственной до­бродетельной «миссии» по переработке мирового багажа знаний, рационально редуцируя и квалитативно преобразовывая его в Википедии как в третичном источнике информации, т.е. в некоем синопсисе. Они при этом ощущают на­полненность персонального существо­вания и цельную жизненную удовлет­воренность («это ... вызывает чувство удовлетворенности собой»). Так Вики­педия, расширяя зоны самоактуализа­ции и самотрансценденции, помогает некоторым пользователям реализовать все то, что органично заложено в их истинном Я, но не находит выхода в ак­туальной реальности. Википедия дает им возможность стать теми, кем они потенциально являются, позволяет найти корректные способы самовыражения («... я пришел в Википедию, чтобы испы­тать себя»).

    Вопреки возникающим на пути труд­ностям и сделанным ошибкам, википе­дисты открыто выражают уверенность в неизбежном получении желаемо­го результата после реализации своих творческих порывов, что имманент­но свидетельствует об их самоэффек­тивности, понимаемой с точки зрения социально-когнитивной теории личности А. Бандуры (Wang et al., 2019) («... испытываю ощущение своей эф­фективности и полезности»).

2. Альтруизм (как реципрокный обмен знаниями)

Значительная доля добровольцев Ви­кипедии (52%) демонстрирует просоци­альные интенции по взаимному обмену знаниями, свойственные реципрокному альтруизму, который описан социобиологом Р. Триверсом (Trivers, 2010). Википе­дисты стараются бескорыстно и в одностороннем порядке делиться знаниями в надежде на то, что и другие люди будут поступать аналогичным образом («не на­пишу я – возможно напишет другой»). Та­кой коалиционно-неэгоистичный симби­оз, связанный с чувством коллективного товарищества, поддерживает и сохраняет баланс вики-системы, позволяя ей после­довательно двигаться в сторону прогресса, что косвенно создает выгоду для подавля­ющего большинства пользователей Вики­педии.

При этом многие авторы выражают неравную степень самоотверженности, зачастую даже не задумываясь о получе­нии в дальнейшей перспективе какой- либо встречной компенсации, отражая «чистый» (истинный) альтруизм. Однако этот альтруизм в контекстах Википедии апостериори оказывается реципрокным, поскольку вики-платформе присущ пол­ный набор необходимых и в совокупно­сти достаточных условий его функцио­нирования, изложенных К. Стефенсом (Stephens, 1996).

Википедисты полагают, что многие люди наделены естественной потребно­стью совершать добро, однако отдельные индивиды (или группы) избирают различ­ные пути оказания блага. Викиволонтеры, выбрав вектор, направленный на «даре­ние» знаний в интересах массового просвещения, уверены в справедливости и до­брожелательности преследуемых целей. Они солидарны в том, что не напрасно тратят на данный вид деятельности зна­чительное количество личных сил и вре­мени, экспонируя решительную и настой­чивую готовность к нормализованному, разумному самопожертвованию.

Некоторые авторы заявляют о непро­извольно возникающем чувстве «отпла­тить энциклопедии», которая им очень помогла (оказать взаимопомощь). Другие сетуют о возможной опасности, что люди могут превратиться в придатки, способ­ные лишь потреблять информацию, со­зданную другими, поэтому важно не пре­кращать обмен знаниями, стараясь быть в этом плане предельно космополитичны­ми, от чего деятельность становится еще интереснее. Иными, напротив, движет по­нимание, что «время, потраченное на Ви­кипедию – время, сэкономленное кем-то на поиск знаний», за что другие люди мо­гут выражать им признательность и бла­годарность. Стало быть, продуцирование и потребление образуют в Википедии за­мкнутый взаимодополняющий цикл – перенимая чужой опыт, участники начинают творить самостоятельно.

3. Тенденция к высокому качеству и систематизации знаний

Для 25% участников Википедии вы­сокое качество информации – одна из высших (и сознательно обозначенных) ценностей. В соответствии с ней они прагматично ориентируют деятельность по написанию и редактированию статей. Как правило, эти авторы не удовлетворе­ны прочими энциклопедическими, спра­вочными и словарными ресурсами. Они указывают на их очевидные недостатки: статичность, неполноту, разрозненность, проприетарность и пр. Поэтому у википедистов возникает желание (иной раз переходящее в долженствование) делать вклад в производство гораздо более каче­ственных и общедоступных знаний, от­личающихся пластичностью, точностью, объективностью и достоверностью («Я не являюсь великим ученым или писате­лем, но, как минимум, я могу не допустить того, что некорректная информация будет повторяться повсюду, всего лишь попра­вив информацию об этом в Википедии»).

Волонтеры указывают, что не могут до­пустить, чтобы некорректные, нефильтро­ванные, непроверенные, нерелевантные или избыточные данные, беспрерывно наполняющие и загрязняющие виртуаль­ное пространство, стихийно интегриро­вались в онлайн-энциклопедию. Поэтому при компиляции знаний они (с позиции информационной экологии) предпочита­ют скрупулезно и педантично подходить к подбору источников, ссылаясь на них, а также непрестанно при повышенном внимании к деталям оттачивать форму­лировку публикаций, очищая их от оши­бок и дефектов, иногда дорабатывая до т.н. избранного статуса (в стремлении довес­ти до идеала). Избранные статьи отвеча­ют эмпирически сложившимся в вики-со­обществе критериям качества и проходят процедуру отбора посредством их груп­пового обсуждения на предмет объектив­ности, нейтральности, полноты и стиля изложения.

Параллельно википедисты провозгла­шают убежденность в том, что им свой­ственны некоторые признаки здорового, адаптивного перфекционизма (т.н. опти­мализма) – им нравится наводить и «ви­деть порядок в вещах», отчего они со­причастно стремятся систематизировать интересные для них массивы информа­ции в структурированные и когерентные (гипертекстовые) энциклопедические статьи, делая знания более понятными, популярными и прегнантными (по закону гештальта) («... обожаю … организовы­вать информацию в знание»). Нами уже было показано, что в этом вики-добровольцам помогает гибкая способность произвольно переключаться между атри­бутами аналитичности-холистичности, рассматривая мир рационально в виде сложной причинно-следственной струк­туры (Брызгалин и др., 2018).

В отдельных случаях вики-волонтеры ультимативно считают, что тем, кто не обладает навыками создания и оценки качества информации, и вовсе «нет места в цифровой экономике знаний».

4. Удовольствие от созидания

Пытаясь вербализовать ощущения от вклада в Википедию, добровольцы ис­пользуют семантические конструкты, напоминающие дескрипцию некоторых признаков состояния опыта потока (по М. Чиксентмихайи), в том числе груп­пового (Walker, 2010), а также пиковые (вершинные) и плато-переживания, опи­санные А. Маслоу. Авторы говорят (15%), что принимают участие в улучшении он­лайн-энциклопедии, потому что это вы­зывает положительные эмоции и чувства: окрыляет, восхищает, радует, наполняет эйфорией и т.д. Их мотивирует страст­ная вовлеченность в деятельность («чтоб внутри горел огонь»), которая по боль­шей части сопровождается послепроизвольным вниманием, иногда при сдвиге мотива на цель («сначала я просто хотел исправить ошибки в ряде статей об ас­трономических объектах. Затем втянул­ся – стал эти статьи писать») и, вероятно, поддерживается гиперфокусом (Šimleša et al., 2018). Эпизодически некоторые во­лонтеры даже заявляют о т.н. «викиголиз­ме», поскольку им бывает сложно остановиться в правках и/или дополнениях к вики-публикациям, поскольку они пол­ностью поглощаются поставленной за­дачей (безотрывность от деятельности, максимальное слияние действия и его осознания, гиперувлеченность работой). Судя по всему, википедисты во многом являются аутотелическими личностями, для которых активная творческая дея­тельность в Википедии сама по себе вос­принимается как ценность и считается вознаграждением.

На первый взгляд, им свойственны все черты характера аутотелической лично­сти (однако для этого подтверждения не­обходимы специальные исследования): интерес к новому, любознательность, на­стойчивость, добросовестность, низкая эгоистичность, ориентация на цель, вы­сокий уровень внутренней мотивации, желание заниматься конкретным делом с четкой обратной связью и наиболее бла­гоприятным соотношением между слож­ностью задачи и имеющимися навыками (предположительно, действуя по закону оптимума мотивации Йеркса-Додсона), удовлетворение от осознания своих до­стижений и освоения новых навыков, по­зитивное восприятие возникающих вызо­вов, получение большего удовлетворения от конкретного жизненного опыта, а не от погони за властью, материальными блага­ми или наградами (Чиксентмихайи и др., 2018, С. 81–83).

5. Автономия

Ценностная ориентация на автоно­мию у викепидистов (у 12%) выражается в использовании предоставленной воз­можности (праве) действовать в Википе­дии самостоятельно и независимо, руко­водствуясь собственными аутентичными принципами. В свободных созидатель­ных актах субъекты воспроизводят стра­тегию ассертивного поведения, отмечая, что они стараются материализовать все то, что другие за них не сделают, так как каждый человек вносит в энциклопедию уникальные знания («Каждый человек – это крупица вселенского знания. Википе­дия – это матрица знаний, вклад каждого человека в которую уникальный и бес­ценный»). Именно поэтому «сидеть и надеяться», что знания создаст кто-то другой, не кажется им здравой мыслью. По их мнению, продолжать вносить вклад в про­ект часто подталкивает нехватка людей, «смелых делать это».

Нами уже было установлено, что го­товность трудиться в Википедии нераз­рывно связана со специфическими меха­низмами самодетерминации – проявляя эффекты надситуативности, большинст­во авторов ориентируются на внутренней локус контроля. Им свойственны адекват­ное состояние самотождественности, кон­груэнтность в самовыражении, самодо­статочность, убежденность в суверенном выборе, обеспечении контроля в приня­тии решений (самоуправлении) и влас­ти над событиями собственной жизни (Брызгалин, 2019).

6. Рекреация (хобби, развлечение)

Википедию также используют (8%) для проведения личного досуга и развле­чения, заполняя свободное время, кото­рое остается после обязательных, рутин­ных дел («кто-то собирает марки, кто-то без ума от рыбалки, кто-то футбольный болельщик, кто-то – хоккейный, а кто-то пишет Википедию»). В этом случае (не­редко вместо бесцельного и пассивного отдыха) активная созидательная деятель­ность для авторов выступает в качест­ве рекреационной (восстановительной), способствуя не утомлению, а, наоборот, расслаблению и нормализации психиче­ских сил и самочувствия в целом.

Воспринимая труд в Википедии как некое «забавное времяпровождение», ви­ки-добровольцы сохраняют равновесие между работой и личной жизнью. Однако, когда этот баланс нарушается (на­пример, вследствие экономических кри­зисов, влияющих на рост безработицы), то обнаруживается, что нетрудоустроен­ные индивиды начинают гораздо более продуктивнее использовать перераспре­деленное нерабочее время, интенсифи­цируя сопричастность к общественно-полезным мероприятиям, в частности, генерируя онлайн-контент в Википедии, что помогает им стабилизировать чувст­во собственного достоинства (Slivko et al., 2019).

7. Смыслонаполнение

Википедисты замечают, что их жизнь становится более осмысленной, когда созданные ими материалы погружаются в вики-проекты и оказываются ближе к читателям, поясняя, что «участие в раз­витии Википедии имеет сразу несколько слоев смысла». Эти слои, как пишет М.С. Яницкий, по отношению к структуре цен­ностных ориентаций носят взаимосвязан­ный и взаимодетерминирующий характер (Яницкий, 2000). Д.А. Леонтьев рассматри­вает личностные ценности унитарно – од­новременно в роли источников и носите­лей значимых смыслов (Леонтьев, 2000). Б.С. Братусь уточняет, что ценности (цен­ностные ориентации) – есть осознан­ные и принятые человеком общие смы­слы жизни (Братусь, 2019). Г.Л. Будинайте и Т.В. Корнилова аналогично подчерки­вают, что «личностными ценностями ста­новятся те смыслы, по отношению к ко­торым субъект определился» (Будинайте, Корнилова, 1993).

Мы полагаем, что для большинства вики-добровольцев ценностные ориен­тации выступают в качестве важнейших компонентов смыслообразования – по В. Франклу, бытие наполняется смыслом именно через воплощение ценностей (Frankl, 1984, Р. 202). Однако, когда неко­торые респонденты (6%) осознанно вы­деляют «смыслонаполнение» через де­ятельность в Википедии как отдельную и, значит, ведущую ценностную ориен­тацию, она становится для них смысло­жизненной («Чем больше мой материал погружен в вики-проекты, тем ближе он к людям, к читателям, тем большее вли­яние он окажет на их жизнь, тем осмы­сленнее будет моя жизнь», «вносить вклад в развитие Википедии меня мотивирует … понимание моего смысла жизни»).

Между тем, наши предыдущие иссле­дования показывают, что википедисты де­монстрируют психологическую гибкость при нахождении смысла жизни, черпая его из прошлого (результативности жизни или удовлетворенности самореализаци­ей), настоящего (процесса жизни или ин­тереса и эмоциональной насыщенности жизни) и будущего (поставленных жиз­ненных целей) (Брызгалин и др., 2018). При этом авторы, испытывая устойчивый смысловой дефицит, неуклонно стремятся к новым смыслам, восполнение которых различает направленность к целостной интегральной экзистенции: одна часть во­лонтеров переживает неопределенность смыслового жизненного пространства, скорее всего, используя Википедию как механизм компенсации, другая – выража­ет разумную осторожность и избиратель­ность в процессе экзистенциального на­сыщения (Брызгалин и др., 2019).

8. Сохранение личного наследия

Авторы также изредка сообщают (3%), что им «очень приятно осознавать», что вклад, который они делают в развитие Ви­кипедии, с большой вероятностью пере­живет их, продолжив свое существование в форме цифрового персонального насле­дия. Вики-добровольцы, воспринимая соб­ственные вклады как ценности, посредст­вом культурализации опредмечивают их в продуктах осуществляемой в онлайн- энциклопедии деятельности, стремясь сквозь них транслировать свою личность абстрактным другим, социуму и челове­честву в целом. Тем самым они трансцен­дируют пространственные и временные границы своего существования, что, по мнению Д. А. Леонтьева, заложено в про­цесс метаперсонализации. Таким образом, полагая свои сущностные силы в предмет­ной форме, индивид приобретает личное бессмертие путем приобщения к бессмер­тию рода (Леонтьев, 2017).

Экстернальные ценностные ориентации

1. Сохранение и развитие культурного наследия/языкового сегмента

Многие составители Википедии вы­ражают серьезную озабоченность по по­воду сохранения культурных артефактов посредством виртуального воссоздания – оцифровки и описания нематериаль­ных и материальных объектов культурно­го наследия и общественного достояния (Козловский и др., 2018), а также развития и защиты от исчезновения, как правило, родных (или значимых) для них языков (стремление «сохранить язык живым»).

Так, существенная доля добровольче­ского корпуса википедистов (38%) от­мечает, что одна из глубоких причин их вовлеченности в написание энциклопе­дических статей в Википедию – активное желание документировать, дополнять и делать доступной на «кровном» язы­ке информацию про родную страну, ее богатую культуру, благодаря чему удаст­ся «увековечить наследие своего народа, восстановить связь между поколениями, помочь сделать язык предков современ­ным и используемым». Они этим явно гордятся, считая, что без вкладов тако­го рода некоторые из языков и культур «рано или поздно уйдут в прошлое и бу­дет жалко потерять это культурное богат­ство». Вполне вероятно, что таким обра­зом википедисты посредством своей деятельности задействуют процессы оп­ределения собственной этнической и на­циональной идентичностей.

Часто авторы открыто выражают не­довольство ограниченностью и качест­вом того контента, который представлен в их (как правило, малочисленном) языко­вом разделе Википедии и всячески пыта­ются это исправить, устраняя имеющиеся там белые пятна («Когда я идентифици­рую недоступность на моем родном языке какой-либо важной информации, а также отсутствие интереса среди других носите­лей моего родного языка к производству такого материала, я берусь за дело ...», «Ви­кипедия для меня – возможность исполь­зовать свои знания и умения на благо родного языка и общества»).

Волонтеры заявляют о возникающем чувстве долга (обязанности) помогать своему народу: «В современном мире на­род, не создавший Википедию на своем языке, обречен на ассимиляцию другими, поэтому Википедия – еще и элемент на­циональной памяти каждого народа, его национальной самозащиты и выживания в глобализованном обществе. Быть ча­стью этого процесса (создания Википе­дии) – уникальный исторический шанс и момент ... для каждого редактора», «... знания, которыми обладает народ, определяют будущее народа. Редактируя статьи Википедии на национальном язы­ке ... мы влияем на будущее этой нации».

2. Продвижение и популяризация Википедии (ее идеологии и принципов)

Члены информационного сообщест­ва Википедии придерживаются идеоло­гии свободных знаний, которая включает совокупность определенных неформаль­ных и недирективных (адхократических) (Matei, Britt, 2017) принципов, определя­ющих сущность корректного взаимодей­ствия индивидов в интернет-энциклопе­дии для ее успешного функционирования и развития.

Для 23% википедистов важно не про­сто следовать вики-принципам в частно­сти, генеральным и общепринятым «пяти столпам» как основополагающим пра­вилам, определяющим сущность Википедии (Tkacz, 2014), а «повести за собой других», демонстрируя, что созидатель­ная активность посредством Википе­дии является очень весомой ценностной ориентацией, влияющей на глобальное просвещение человечества, поэтому так «важно вести работу по повышению осведомленности и пониманию важности об­разования/знания/информации для всех во всем мире».

По мнению этой части респондентов, усилия по увеличению информирован­ности о значимости и полезности волон­терского участия в проекте «Википедия» и попытки замотивировать иных авторов (прежде всего, опытных) присоединить­ся к данному «пиар-активизму» во благо существенного расширения референтно­го для них википедического сообщества не проходят напрасно и способствуют максимальной кумуляции и открытости знаний.

Рычагами продвижения и популяри­зации Википедии (и ее принципов) явля­ются достаточно разнородные практики волонтеров: осуществление помощи но­вичкам в обучении, консультирование, обмен опытом (мастерством), распро­странение навыков написания и редактирования энциклопедических статей (в том числе среди людей с ограничен­ными возможностями), создание разно­образных способов увеличения женско­го контингента в Википедии (и контента про них) (приводящее к снижению ген­дерного неравенства в совокупной представленности авторов), привлечение школьников и студентов к проведению исследований, составлению и переводу вики-текстов в рамках образовательных программ в учебных заведениях. Кроме того, авторы Википедии стараются не за­бывать и напоминать другим людям, что далеко не все дети в мире ходят в шко­лу, и что не у каждого ученика имеются все необходимые учебники, поэтому они надеются, что «Википедия внесет вклад в улучшение этого положения и прине­сет знания тем людям (особенно детям), которым сейчас их негде получать». Википедисты еще создают различные ви­ки-проектов, проводят разные конкур­сы, вики-встречи, семинары, практикумы, конференции и т.п. и распространеня­ют сведения о них на страницах личных сайтов, социальных сетей, по «сарафан­ному радио» и пр. Они организуют спе­циализированные юзергруппы (т.е. объ­единения клубов/хабов специалистов, связанных общими технологическими интересами по вики-тематике), помогаю­щие кооперативно и системно работать над расширением аудитории, пытаются экстраполировать специфику вики-тех­нологии и методы взаимодействия вики- сообществ на другие сферы деятельнос­ти, развивают партнерские отношения и отношения сотрудничества с научными исследователями для академического из­учения Википедии и мн. др.

3. Низкие трансакционные издержки и удобство (привлекательность) системы

Низкие трансакционные издержки до­ступа к Википедии (широкая компью­теризированность и интернетизация, недорогая связь с интернетом, легкое подключение к нему со стационарных и мобильных гаджетов) и оптимальный уровень юзабилити (эргономичности, удобства) википедической платформы (интуитивно понятный, «дружественный» интерфейс, относительная простота усво­ения и управления, быстрый отклик, лег­кий поиск, мгновенная передача и правка информации всеми желающими, возмож­ность восстановления данных в случае их искажения, отсутствие рекламы, монетиза­ции и иных коммерческих интересов, без­опасность, наличие подробных инструк­ций, справок, документаций, мануалов и др.) являются для 22% авторов одними из стержневых внешнеорганизованных ценностных ориентаций, побуждающих к участию в развитии свободного контен­та («Википедия – это уникальная, несуще­ствовавшая ранее возможность собрать на одном ресурсе большой процент зна­ний, накопленных всем человечеством ...»; «Вики-проекты дают прекрасную возмож­ность обычным людям без больших фи­нансовых затрат писать полезные тексты ..., размещать в сети свободные фотографии, картинки, которые можно беспрепятст­венно использовать ...»).

Вики-авторы воспринимают Википе­дию как гибкую (адаптивную) и привле­кательную веб-платформу, с помощью которой в полной мере можно достичь эффективности, результативности, произ­водительности и удовлетворенности при эксплуатации ее как опытными, так и на­чинающим пользователями, отличающи­мися многообразными индивидуальны­ми различиями («Википедия – это самая удобная форма для создания конспектов при изучении какого-либо материала. В этом смысле она гораздо полезней дру­гих форм записей – потому что твой кон­спект всегда под рукой»; «Обожаю раз­нообразие всего того, чего я могу делать в этой энциклопедии... Возможности бескрайние»; «... возможности проектов Вики­медиа безграничны»).

Википедисты также высказывают мнение, что «на глобальном уровне это один из лучших проектов для волонте­ров», предназначенный «для совместного (коллаборативного) развития и использования знаний, а также их обретения» и «имеющий жизненно важное значение» т.к. он «является чрезвычайно полезным ресурсом, который всем нам приносит пользу», «подобно почве в лесной экоси­стеме». Они отмечают и плюсы удален­ного доступа к сайту: «Не утруждая себя хождением в библиотеки, по телефону находим ответы на интересующие нас вопросы», «Большая часть моего вклада делается с мобильного телефона... Смарт­фон ведь всегда со мной ...».

4. Аффилиация

Стремление к дружеским связям (сбли­жению с людьми), общению и эмоцио­нальным контактам, к чувству принад­лежности (привязанности) и склонность к поиску себе подобных, установлению, сохранению и улучшению взаимоотноше­ний с ними, т.е. социальное влечение (Се­мечкин, 2014, С. 106–131) или аффилиа­цию (англ. affiliation – «вступать в союз», «соединение, связь») авторы Википедии в 18% случаев позиционируют как цен­ностную ориентацию, на основе которой у них складываются отношения сотрудни­чества (кооперации) с другими википеди­стами, выступающих в роли желательных партнеров по социальному взаимодейст­вию – интеракциям («Википедия учит ра­ботать в команде»; «Вики – это воплоще­ние идеала о сотрудничестве»).

Они указывают, что Википедия «как до­статочно интеллектуальная среда» неис­черпаема не только в информационном эквиваленте, но и, «самое главное – в че­ловеческих ресурсах», а значит, помогает «встретить много интересных людей «со всех концов света, причем, как онлайн, так и вживую», позволяя заводить друзей «в разных уголках мира», с которыми иначе нельзя было бы познакомиться и общаться. Поскольку Википедия, по их оценке, собрала творчески мыслящих, находящихся в постоянном поиске сильных духом людей, то «это мотивирует учиться у них, хоть и мелкими шажками следовать за ними».

5. Социальная идентичность

Отождествление себя с сообществом википедистов является, по-видимому, для 17% авторов не просто отражением со­циальной идентичности как осознанием своего места в социуме, но и проявлени­ем ценностно-ориентационого единст­ва. С позиции теорий Г. Тэджфела (Tajfel, 1981) и Дж. Тернера (Тернер, 2003), в кон­тексте межгрупповой дифференциации волонтеры Википедии, самокатегори­зуясь в википедическое сообщество как в ингруппу, испытывают к ней сильную приверженность, положительную эмо­циональную привязанность и симпатию («Я счастлив быть причастен к инициати­ве, в рамках которой очень много людей делают свой вклад в развитие открытых знаний», «Я осознаю, что здесь комфорт­но как дома, и что это сообщество для меня подобно большой семье», «... основ­ное, почему я продолжаю вносить свой вклад заключается в том, что хочу ... быть частью этого огромного сообщества ви­кипедистов»).

Кроме того, викепидисты явно выража­ют чувства сходства и связи с членами ин­группы, всячески отмечая ее достоинства (групповость): «Википедия, вероятно, яв­ляется тем, что возвращает интернет назад к его корням и изначальной концепции децентрализованной глобальной платформы для свободного обмена всей сово­купностью знаний и достижений челове­чества. Сегодня, когда Википедия является самым популярным местом нахождения информации и часто воспринимается как нечто должное и само собой разумеюще­еся, мало кто осознает, что она такая, бла­годаря сообществу людей, которые своим вкладом делают возможным для каждо­го человека на Земле получить доступ ко всей совокупности знаний. Я с удовольст­вием и гордостью являюсь частью одно­го из самых умных, креативных и щедрых человеческих сообществ мира как в интернете, так и вне его».

Что касается теоретических моделей коллективной активности (мобилизации), основанных на социальной идентичности (Агадуллина, 2013), то участники Википе­дии высоко оценивают коллективную эф­фективность вики-сообщества (они пи­шут о «духе коллективизма) – веру в то, что групповые действия большого коли­чества заинтересованных людей могут за­щищать и заметно улучшать положение социальной группы как целого: «Википе­дию может править каждый, но делают это единицы. В России живет около 146 млн. человек, но Русскую Википедию на постоянной основе создает лишь несколь­ко сот участников. И это еще один из са­мых крупных по числу редакторов раздел. Большинство проектов поддерживается силами всего лишь нескольких постоян­ных участников. Язык, культура, история целых наций сохраняется их руками. Мы должны знать этих людей. Мы должны им помогать, поддерживать их. Мы должны присоединяться к ним и становиться ими. В этом состоит одна из миссий, которая движет мною в проектах Викимедиа».

6. «Weltverbesserungs antrieb» (улучшение мира)

Нередко википедисты высказывают суждения о том, что они всеми силами стараются помочь сделать мир лучше, основываясь на принципах свободно­го знания. Авторы немецкой Википедии именовали данный феномен термином «Weltverbesserungs antrieb» (Jorgensen, 2013, Р. 194), в котором, по нашему мне­нию, как нельзя лучше заложен смысл ценностной ориентации, упомянутой 15% респондентами.

По сути, составители Википедии ре­презентируют некую просвещающую филантропию, проявляя, по их мнению, добровольные и безвозмездные акты за­боты о благополучии человеческого общества (человеколюбие), да и мира в це­лом посредством выработки и передачи доступных знаний, расценивая интернет- энциклопедию как один из краеугольных камней информационного пространства («Википедия важна для меня как инстру­мент, ускоряющий прогрессивное раз­витие человечества. Каковое позволяет лучше жить большинству людей – в том числе, и мне», «... это как бы инструмент непосредственного влияния каждого ре­дактора Википедии на настоящее и будущее мира»).

Викепидисты движимы не только аль­труизмом как внутренней ценностной ориентацией, в данном случае им важнее быть сопричастными к внешнему пози­тивному преобразованию мира и видеть обнадеживающие результаты этого про­цесса («Срок нашей жизни ограничен, и наилучший способ быть продуктив­ным в наше свободное время – это вно­сить вклад на благо обществу»; «Мне нравится вносить свой вклад в такое общее всепланетное дело. Класть песчинки на гигантские весы знания»). Авторы Вики­педии считают, что их стороннее вмеша­тельство будет целесообразнее и полез­нее, чем ожидание малопредсказуемой помощи по предоставлению открытого доступа к сумме мировых знаний откуда- то извне – от правительства или научных деятелей, которые «пишут всякие эссе для себе подобных» и т.д. При этом они выра­жают надежду, что когда-нибудь «креативный подход созидания, получения и рас­пространения свободного знания войдет в привычку большинства людей на пла­нете».

Основатель Википедии Дж. Уэйлс пи­шет об этом так: «... мы в основном хотим честно делиться знаниями, понять мир, попытаться сделать его лучшим местом для всех нас ... Именно поэтому я вкла­дываю свое время в развитие Википедии – это то место, где, как я чувствую, вера в человечность человечества и в будущем не иссякнет».

7. Наведение мостов между культурами и языками

8% ответивших авторов целенаправ­ленно используют Википедию для т.н. культурной диффузии – соприкоснове­ния и проницаемости тех культур и язы­ков, которые представляют для них лич­ный интерес (в интернет-энциклопедии насчитается уже более трехсот языковых разделов). От викиволонтеров звучит громкий призыв – стараться с помощью Википедии цивилизованно преодолевать и разрушать присутствующие в мире культурно-языковые барьеры, сепари­рующие множество групп людей, чтобы в конечном итоге «взять вверх над раздо­рами и нетерпимостью».

Такая позиция небезосновательна, по­скольку Википедия в настоящий момент представляет собой крупнейшую много­слойную социокультурную полисистему (Fichman, Hara, 2014), которая, с точки зрения википедистов, вполне способ­на эффективно служить инструментом транскультурации и культурной глобали­зации на макросоциальном уровне.

Вики-участники, таким образом, от­ражают позицию интеркультурализма, предлагая выходить за рамки пассив­ного признания множества отдельных культур, циркулирующих в обществе, и вместо этого активно содействовать их диалогу, взаимосвязи и гармоничному обмену культурными (оцифрованны­ми) артефактами, демонстрируя, на наш взгляд, высокий уровень культурного самосознания и кросс-культурной компе­тентности.

В противоречие культурной (и язы­ковой) гомогенизации и, более того, культурному (и лингвистическому) им­периализму, википедисты выступают за минимизацию столкновений всего спектра культурного и языкового разнообразия (общекультурного наследия че­ловечества), тяготея к его максимальной интеграции на едином общедоступном информационном ресурсе – Википедии.

Выводы

Проведенное исследование показало, что деятельность опытного ядра межна­ционального сообщества википедистов индуцируется насыщенным поливари­антным спектром внутренних (интер­нальных) и внешних (экстернальных) ценностных ориентаций (ЦО).

Интернальные векторы просоциаль­ного онлайн-поведения вики-волонтеров направлены на: личностное саморазви­тие в контекстах самосовершенствова­ния, самоутверждения и самореализации, претворение реципрокного альтруизма, достижение высокого качества и систематизации знаний, получение удоволь­ствия от созидательных практик, пол­ноценное воплощение индивидуальной автономии, рекреацию, смыслонаполне­ние, сохранение личного наследия.

Группа экстернальных ЦО заключа­ет в себе: сохранение и развитие куль­турного наследия и/или определенного языкового сегмента посредством Вики­педии, сосредоточенность на продвиже­нии и популяризации Википедии (ее иде­ологии и принципов), сопричастность к труду по написанию и редактированию энциклопедических статей в силу низких трансакционные издержек и удобства (привлекательности) вики-платформы, стремление к аффилиации, обретение социальной идентичности, нацеленность на улучшение мира за счет расширения объема знаний, наведение мостов между культурами и языками.

При этом индивиды отдают предпоч­тение именно тем ЦО, которые сораз­мерны их подлинной сущности, зача­стую избирая сразу несколько различных оснований для участия в развитии Википедии.

Мы полагаем, что выявленная система ценностных ориентаций продуктивно­го пула википедического сообщества яв­ляется в целом универсальной, посколь­ку произвольно рефлексируется самими участниками и убедительно согласуется с подавляющим большинством смежных эмпирических исследований по мотиви­рованно-потребностной сфере состави­телей Википедии (Брызгалин и др., 2019). Наряду с этим, анализ позволил обнару­жить небольшие отклонения от преды­дущих исследований, вскрыв дополни­тельные ЦО вики-добровольцев, прежде не описанные в академической литерату­ре (смыслонаполнение, сохранение лич­ного наследия, сохранение и развитие культурного наследия/языкового сегмен­та, наведение мостов между культурами и языками), в связи с чем мы призываем научное сообщество предпринимать ак­тивные шаги для более подробного их изучения комплементарными методами на предмет подтверждения и расшире­ния либо опровержения полученных ре­зультатов.

Включение в цикл работ, посвященных исследованию интра- и интерперсональ­ной специфики (в частности, ценност­ных ориентаций) авторов Википедии, позволит разобраться с феноменом групповой сплоченности онлайн-активистов, работающих в интересах высокоэффек­тивного распространения знаний.

Литература:

Агадуллина Е.Р. Коллективные действия: предикторы и модели // Социальная психология и общество. – 2013. – Т. 4. – № 3. – С. 42–51.

Адилова Э.Т., Аймаганбетова О.Х., Касым Л. Основные теоретико-методологические подходы к изучению понятий «ценности» и «ценностные ориентации» // Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии. – 2019. – Т. 68. – № 1. – С. 252–264.

Алмаев Н.А., Малкова Г.Ю. Контент-аналитическое исследование личности // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2006. – № 1. – Т. 3. – С. 20–42.

Алхасов А.А. Макс Шелер об иерархии ценностей // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2015. – № 5-2. – С. 13–15.

Анaньев Б.Г. О проблемaх современного человекознaния. – Санкт-Петербург : Питер, 2001.

Асмолов А.Г., Асмолов Г.А. Интернет как генеративное пространство : историко-эволюционная перспектива // Вопросы психологии. – 2019. – № 4. – С. 1–26.

Братусь Б.С. Аномалии личности. Психологический подход. – Москва : Litres, 2019.

Брызгалин Е.А. Специфические особенности самодетерминированной активности авторов русскоязычной Википедии // Материалы Международного молодежного научного форума Ломоносов-2019 / отв. ред. И.А. Алешковский, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов. – Москва : Макс Пресс, 2019.

Брызгалин Е.А., Войскунский А.Е., Козловский С.А. Когнитивно-стилевые особенности авторов Википедии: аналитичность/холистичность // Материалы Всероссийской конференции с международным участием по когнитивной науке «Когнитивные исследования на современном этапе» (КИСЭ-2018). – Архангельск : САФУ, 2018. – С. 39–42.

Брызгалин Е.А., Войскунский А.Е., Козловский С.А. Психологический анализ практического опыта разработки онлайн-энциклопедии Википедия // Сибирский психологический журнал. – 2019. – № 73. – С. 17–39.

Брызгалин Е.А., Войскунский А.Е., Козловский С.А. Смысложизненные ориентации авторов Википедии (на примере русскоязычного сегмента) // Личность в эпоху перемен: mobilis in mobili : материалы международной научно-практической конференции 17–18 декабря 2018 / под ред. Е.Ю. Патяевой, Е.И. Шлягиной. ‒ Москва : Смысл, 2018. – С. 205–208.

Брызгалин Е.А., Войскунский А.Е., Козловский С.А. Экзистенциально-психологическое исследование авторов русскоязычного раздела Википедии // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего : труды XXII Международной объединенной научной конференции «Интернет и современное общество», IMS-2019, Санкт-Петербург, 19–22 июня 2019 г. Выпуск 3 : сборник научных статей. – Санкт-Петербург : Университет ИТМО, 2019. – С. 173–189. doi: 10.17223/17267080/73/2

Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта // Вопросы психологии – 1993. – Т. 14. – № 5. – С. 99–105.

Войскунский А.Е. Направления исследований опосредствованной Интернетом деятельности // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2017. – № 1. – С. 51–66.

Войскунский А.Е. Психологические исследования деятельности хакеров // Психология и интернет. – Москва : Акрополь. – 2010. – С. 211–248.

Емелин В.А. Киберкультура и сетевое либертарианство // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 3 (31). – С. 3–11. doi: 10.11621/ npj.2018.0301

Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. – Москва : Litres, 2019.

Козловский С.А., Багдасарова С.А., Медейко В.В., Цапенко А.М. Открытое наследие: взаимодействие вики-сообществ и учреждений культуры для продвижения культурного наследия : методическое пособие / под общ. ред. С.А. Козловского. – Москва : Астро Дизайн, 2018.

Леонтьев Д.А. Внутренний мир личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. – Санкт-Петербург : Питер, 2000. – С. 372–377.

Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. – Москва : Litres, 2017.

Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. – 1996. – № 4. – С. 15–26.

Лэнгле А.А., Уколова Е.М, Шумский В.Б. Современный экзистенциальный анализ. История, теория, практика, исследования. – Москва : Юрайт, 2018.

Маралов В.Г. Ценность и опасности саморазвития личности // Международный научно-исследовательский журнал. – 2015. – № 6 (37). – Ч. 4. – С. 51–53.

Мухина В.С. Личность: мифы и реальность. – Екатеринбург : Интелфлайт, 2007.

Нугаева О.Г., Криводонова Ю.Е. Психологическая сущность и соотнесение понятий «ценности» и «ценностные ориентации» // Специальное образование. – 2012. – № 2. – С. 120–128.

Семечкин Н.И. Психология социальных групп. – Москва : Directmedia, 2014.

Смыслова О.В. Анализ представлений о мотивации хакеров // Материалы международной Интернет-конференции «Социальные и психологические последствия применения информационных технологий» / под ред. А.Е. Войскунского. – Москва, 2001. – С. 47–58.

Тернер Д. Социальное влияние. – Санкт-Петербург : Питер, 2003.

Франкл В. Человек в поисках смысла. – Москва : Книга по требованию, 2012.

Чиксентмихайи М., Латтер Ф., Дурансо К.В. Бегущий в потоке. – Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2018.

Ядов В.А и др. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: диспозиционная концепция / под общ. ред. В.А. Ядова. – Москва : ЦСПиМ, 2013.

Яницкий М.С. и др. Система ценностных ориентаций «поколения Z»: социальные, культурные и демографические детерминанты // Сибирский психологический журнал. – 2019. – № 72. – С. 46–67. doi: /10.17223/17267080/72/3

Яницкий М.С. Особенности массово-коммуникационных предпочтений в зависимости от типа индивидуальной ценностной системы // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2005. – № 2. – С. 195–198.

Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. – Кемерово : Кузбассвузиздат, 2000.

Fichman, P., & Hara, N. (2014). Global Wikipedia. International and cross-cultural issues in online collaboration. Lanham, M.D., Rowman & Littlefield.

Frankl V.E. (1984). Der leidende Mensch. Anthropologische Grundlagen der Psychothérapie. Bern, Huber.

Jorgensen, R.F. (2013) .Framing the net – the internet and human rights. Cheltenham, Edward Elgar Publishing.

Matei S. A & Britt B. C. (2017). Structural differentiation in social media: adhocracy, entropy, and the «1% effect». Berlin, Springer.

Ryan, R. M. & Deci, E. L. (2017). Self-determination theory: Basic Psychological Needs in Motivation Development and Wellness. New York, NY : Guilford Press.

Šimleša, M., Guegan, J., Blanchard, E., Tarpin-Bernard, F., & Buisine, S. (2018). The flow engine framework: a cognitive model of optimal human experience. Europe’s journal of psychology, 14(1), 232–253. doi: 10.5964/ejop.v14i1.1370

Slivko O., Kummer M. & Zhang X.M. (2019). Unemployment and Digital Public Goods Contribution. Information Systems Research.

Stephens C. (1996). Modelling reciprocal altruism. The British Journal for the Philosophy of Science, 47(4), 533–551. doi: 10.1093/bjps/47.4.533

Tajfel, H. (1981). Human groups and social categories: Studies in social psychology. Cambridge, England, Cambridge University Press.

Trivers R. L. (2010). The evolution of reciprocal altruism. Moral psychology: Historical and contemporary readings, 124–134.

Tkacz, N. (2015). Wikipedia and the Politics of Openness. Chicago, IL, University of Chicago Press. doi: 10.7208/chicago/9780226192444.001.0001

Van Dijk, J. (2012). The network society. Thousand Oaks, CA, Sage Publications.

Walker C. J. (2010). Experiencing flow: Is doing it together better than doing it alone? The Journal of Positive Psychology, 5(1), 3–11. doi: 10.1080/17439760903271116

Wang, J., Zhang, R., Hao, J. X., & Chen, X. (2019). Motivation factors of knowledge collaboration in virtual communities of practice: a perspective from system dynamics. Journal of Knowledge Management, 23(3), 466–488. doi: 10.1108/JKM-02-2018-0061

Для цитирования статьи:

Брызгалин Е.А.Межкультурный анализ ценностных ориентаций авторов Википедии. // Национальный психологический журнал. 2020. № 1. c.3-17. doi: 10.11621/npj.2020.0101

Скопировано в буфер обмена

Скопировать