Поступила: 16.05.2024
Принята к публикации: 16.08.2024
Дата публикации в журнале: 06.09.2024
Ключевые слова: интеграция качественных и количественных методов; смешанные методы исследования; качественные методы; количественные методы; уровни методологии
Страницы: 81-90
DOI: 10.11621/npj.2024.0306
Доступно в on-line версии с: 06.09.2024
Липатов С.А., Нестерова Е.М. Интеграция качественных и количественных подходов как методологическая проблема социальной психологии. // Национальный психологический журнал 2024. № 3. c.81-90. doi: 10.11621/npj.2024.0306
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьАктуальность. Сегодня для социальных психологов остается актуальной задача, поставленная Г.М. Андреевой —соотнесение в процессе социально-психологических исследований двух рядов закономерностей: общественного развития и развития психики человека. В этой связи возникают новые задачи внутринаучной рефлексии, одной из которых является анализ методологической проблемы интеграции качественных и количественных методов в социально-психологических исследованиях. Идея интеграции двух классов методов находит свое отражение еще в системном подходе Б.Ф. Ломова и остается актуальной в контексте тренда на использование в социальных науках «смешанных методов исследования» (mixed methods research). Необходимость интеграции качественных и количественных методов обусловлена спецификой социальной психологии, находящейся на стыке социологии и психологии.
Целью статьи является выявление особенностей интеграции качественного и количественного подходов в социальной психологии на разных уровнях методологии.
Методы. Теоретический анализ отечественных и зарубежных работ и их систематизация по уровням методологии.
Результаты. На уровне общей методологии с позиций постнеклассической рациональности рассмотрены компоненты сциентистского (количественного) и качественного методологических подходов, а также обоснован выбор прагматизма как философского основания «смешанных методов». На уровне частной методологии раскрыты специфические для «смешанных методов» принципы взаимодополняемости и целесообразности интеграции. Совокупность конкретных методических приемов исследования представлена через варианты решения вопроса об объединении качественных и количественных данных на уровне интерпретации и отчета.
Выводы. Выделенная специфика интеграции качественных и количественных методов на разных уровнях методологии намечает направление для ее дальнейшего уточнения и конкретизации, а также позволяет сместить фокус с интуитивного сочетания качественных и количественных методов на рефлексивное и осознанное применение такой исследовательской стратегии.
Андреева, Г.М. (2017). Социальная психология. Москва: Изд-во «АспектПресс».
Блауберг, И.В., Юдин, Э.Г. (1973). Становление и сущность системного подхода. Москва: Изд-во «Наука».
Бусыгина, Н.П. (2019). Качественные и количественные методы исследований в психологии: учебник для бакалавриата и магистратуры. Москва: Изд-во «Юрайт».
Виндельбанд, В. (1998). История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. Москва: Изд-во «Кучково поле».
Гусельцева, М.С. (2014). Смешанные методы в свете идеала постнеклассической рациональности. Психологические исследования, 7(36). https://doi.org/10.54359/ps.v7i36.608
Корнилова, Т.В., Смирнов, С.Д. (2019). Методологические основы психологии. Москва: Изд-во «Юрайт».
Лаба, Л.Я. (2004). Интеграция качественных и количественных методов при изучении гендерных стратегий занятости: Автореф. дисс. канд. соц. наук. Москва.
Лаба, Л.Я. (2004). Способы интеграции качественных и количественных методов Социологические исследования, (2), 124–129.
Летов, О.В. (2020). Некоторые проблемы современной методологии науки (обзор). Философия науки и техники, 25(1), 46–51.
Липатов, С.А. (2018). Использование различных стратегий смешанных методов в диагностике организационной культуры. Социальная психология и общество, (3), 62–70.
Мельникова, О.Т., Нестерова, Е.М. (2023). Сравнительный анализ дизайнов смешанных методов в контексте социально-психологических исследований. Теоретическая и экспериментальная психология, 16(2), 107–126.
Мельникова, О.Т., Хорошилов, Д.А. (2020). Методологические проблемы качественных исследований в психологии. Москва: Изд-во «Акрополь».
Мельникова, О.Т., Хорошилов, Д.А. (2015). Стратегии валидизации качественных исследований в психологии. Психологические исследования, 8(44). https://doi.org/10.54359/ps.v8i44.504
Носуленко, В.Н. (2021). Вопросы интеграции качественных и количественных методов в психологическом исследовании. Экспериментальная психология, 14(3), 4–16.
Савинская, О.Б., Полухина, Е.В. (2017). Стратегии смешивания методов (mixed methods research) в социальных исследованиях: исследовательские дизайны и опыт их применения. Москва: Изд-во Высшей школы экономики.
Степин, В.С. (2009). Классика, неклассика, постнеклассика: критерии различения. Постнеклассика: философия, наука,культура. Санкт-Петербург: Изд-во «Мир».
Толстова, Ю.Н., Масленников, Е.В. (2000). Качественная и количественная стратегии: эмпирическое исследование как измерение в широком смысле. Социологические исследования, (10), 101–109.
Åkerblad, L., Seppänen-Järvelä, R., Haapakoski, K. (2020). Integrative Strategies in Mixed Methods Research. Journal of Mixed Methods Research, 15(2), 152-170.
Caracelli, V.J., Greene, J.C. (1997). Crafting mixed-method evaluation designs. In: J.C. Greene, V.J. Caracelli, (eds.). Advances in mixed-method evaluation: The challenges and benefits of integrating diverse paradigms. (pp. 19–32). San Francisco: Jossey-Bass Publ.
Creswell, J.W. (2009). Research design: Qualitative, quantitative, and mixed methods approach (3rd ed.). Thousand Oaks: Sage Publ.
Creswell, J.W., Creswell, J.D. (2018). Research design (5th ed.). Thousand Oaks: Sage Publ.
Hesse-Biber, S.N. (2010). Mixed methods research: Merging theory with practice. New York: The Guilford Press.
Lincoln, Y.S., Guba, E.G. (1985). Naturalistic Inquiry. (pp. 393−408). Beverly Hills: Sage Publ.
Maggetti, M. (2018). Mixed-Methods Designs. In: C. Wagemann, A. Goerres, M.B. Siewert, (eds.). Handbuch Methoden der Politikwissenschaft. (pp. 193–210). Wiesbaden: Springer VS Publ.
Maxwell, J.A. (2016). Expanding the History and Range of Mixed Methods Research. Journal of Mixed Methods Research, (10), 12–27.
Morgan, D.L. (2014). Integrating Qualitative and Quantitative Methods: A Pragmatic Approach. Thousand Oaks: Sage Publ.
Morse, J.M., Niehaus, L. (2009). Mixed method design: Principles and procedures. Walnut Creek: Left Coast Press.
Moseholm, E., Fetters, M. (2017). Conceptual Models to Guide Integration During Analysis in Convergent Mixed Methods Studies. Methodological Innovations, (10), 1–10.
Small, M.L. (2011). How to Conduct a Mixed Methods Study: Recent Trends in a Rapidly Growing Literature. Annual Review of Sociology, 37(1), 57–86.
Tashakkori, A., Creswell, J.W. (2007). The New Era of Mixed Methods. Journal of Mixed Methods Research, (1), 3–7.
Tashakkori, A., Teddlie, C. (1998). Mixed methodology: Combining qualitative and quantitative approaches. Thousand Oaks: Sage Publ.
Willig, C. (2013). Introducing qualitative research in psychology: adventures in theory and method. Maidenhead: Open University Press.
Липатов С.А., Нестерова Е.М.Интеграция качественных и количественных подходов как методологическая проблема социальной психологии. // Национальный психологический журнал. 2024. № 3. c.81-90. doi: 10.11621/npj.2024.0306
Скопировано в буфер обмена
Скопировать