ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Национальный психологический журнал
Национальный психологический журнал

Moscow State University of Psychology and Education / Московский государственный психолого-педагогический университет

ГлавнаяМесто работы

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI:
  

Е.О. Смирнова. Специфика современного дошкольного детства. // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 2(34). – С. 25-32

Актуальность (контексттематики статьиВ последние десятилетия существенно изменились условия жизни и развития детей. Особо открытой к новому и чувствительной группой являются дети раннего и дошкольного возраста, поскольку они формируются и развиваются в совершенно иных условиях, нежели предыдущие поколения. Это новое детство складывается и существует в той среде (материальной, информационной, коммуникативной и пр.), которую создают взрослые. 

Цель работы: рассмотреть некоторые общие тенденции информационной среды современного детства и зафиксировать ряд ее противоречий и парадоксов. 

Описание хода исследования. В работе сделанапопытка определить характеристики современного дошкольного детства через анализ детской информационной среды. На материале анализа рынка современных игрушек, книжек и фильмов, автор констатирует некоторые парадоксы современной социокультурной ситуации. Один из них заключается в том, что значительная часть обширной информационной продукции для детей не рассчитана на возрастные особенности своего адресата. Другой парадокс заключается в том, что повышенные требования к умственному развитию детей сочетается с чрезмерно бережным отношением к их физической безопасности и самостоятельности. Особое внимание в статье уделено вопросу использования компьютерных технологий в раннем и дошкольном детстве. 

Результаты исследования. Обсуждаются выявленные особенности современных детей в связи с характеристиками детской субкультуры. Среди них недоразвитие крупной и мелкой моторики, нарушения речевого развития, дефицит воображения, коммуникативные трудности, отсутствие самостоятельности и самоорганизации.При достаточно высоком уровне информированности, умственного развития и технической грамотности, дети остаются пассивными, несамостоятельными, зависимыми от взрослых и от внешних обстоятельств.

Выводы. Автор делает вывод о том, что установка взрослых на раннее развитие, которое понимается как «обучение», тормозит развитие целостной личности ребенка и ведет к дефициту мотивационной сферы. Попытка ускорить интеллектуальное развитие тормозит, а иногда и блокирует становление личности ребенка. При всей многозначности понятия «личность» ключевыми определяющими его характеристиками являются самостоятельность, инициативность и ответственность. Именно эти характеристики в наибольшей степени страдают у современных детей.

Поступила: 27.03.2019

Принята к публикации: 04.04.2019

Страницы: 25-32

DOI: 10.11621/npj.2019.0205

Ключевые слова: субкультура; детский возраст; информационная продукция для детей; игрушки; мультипликационные фильмы; компьютерные игры; самостоятельность; самоорганизация; личность

Авторам: Смирнова Елена О.

Доступно в on-line версии с 30.01.2019

Дубровина И.В. Психологические проблемы воспитания детей и школьников в условиях информационного общества. // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 1(29). – С. 6-16.

Актуальность (контекст) тематики статьи. Проблема воспитания становится все более значимой в связи с особенностями развития и взросления современных детей и подростков так называемой цифровой эпохи. Особенности развития детей и школьников в условиях информационного общества ставят перед психологической службой системы образования новые задачи.

Цель. Решение вышеупомянутых задач связано с уточнением приоритетных направлений развития психологии воспитания и образования, а так же научно-практического обеспечения этого направления. Целью статьи является всестороннее рассмотрение сферы деятельности психологов и педагогов системы образования в современных условиях. Уточняются цели и задачи их работы с учетом значительных перемен, произошедших в рамках информационного общества

Описание хода исследования. Пронализированы острые и порой противоречивые проблемы воспитания современного молодого поколения. Выделены задачи воспитания детей и формирования их личности, актуальные во все времена, такие как, например, эмоциональное, духовное развитие, овладение накопленным человечеством багажом культурных достижений, развитие нравственных чувств, способностей к полноценному общению и др.

Результаты исследования. Отмечается, что современное образование, отражая запросы современного информационного общества, в большей степени концентрирует свое внимание на проблеме успеваемости школьников, развитии их интеллектуальной сферы, подготовки к сдаче ЕГЭ. Значительно меньше внимания уделяет вопросам воспитания. Практическая психология, обслуживая систему образования, поддалась ее влиянию и оказалась не в полной мере готовой к решению вновь ставшей сегодня актуальной задачи воспитания школьников.

Выводы. Поиск путей решения проблемы воспитания следует не только на уровне высоко профессиональной междисциплинарной интеграции педагогической, психологической, социальной и других наук и практик, но и на уровне современного взаимодействия различных наук и форм общественного сознания – культуры, искусства, средств массовой информации (телевидение, радио, интернет), права, морали, религии.

Поступила: 10.12.2017

Принята к публикации: 09.01.2018

Страницы: 6-16

DOI: 10.11621/npj.2018.0101

Ключевые слова: культура; образование; воспитание; образовательная среда; информационное общество; эмоциональное развитие; психологическая грамотность

Авторам: Дубровина Ирина Владимировна

Доступно в on-line версии с 30.03.2018

Кириллина С.А. Социально-психологический анализ детерминанты переживаний тревоги у подростков. // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 4(12). – С. 36-43.

В статье сделана попытка нового подхода к рассмотрению феномена тревоги, а именно, выделение социально-психологических детерминант переживания тревоги подростками. Сопоставляются позиции самих учащихся, их педагогов и родителей по отношению к тому, какие ситуации являются для подростков наиболее тревогогенными.

Представлена краткая характеристика основных понятий, связанных с проблематикой тревоги. Дана трактовка феномена тревоги, показано различие понятий тревога и страх, рассмотрены некоторые причины тревоги, выделяемые авторами. Рассматриваются различные виды тревоги: ситуативная и личностная, адекватная и неадекватная. Тревога, проявляющаяся в различных областях жизнедеятельности человека, и, в частности, школьная тревожность.

В статье представлены также результаты эмпирического исследования коммуникативных ситуаций, в которых подростки испытывают тревогу. Приведены оценки этих ситуаций педагогами и родителями.

Исследование состояло из нескольких этапов: осуществление фокусированных интервью с учителями, а затем с родителями подростков. Проведение фокус- групп с подростками (вопросы, предлагаемые всем категориям испытуемых, представлены в соответствующих разделах). В исследовании приняли участие 6 учителей, 6 родителей и 15 подростков в возрасте 12-14 лет. На основе полученных данных был определен набор ситуаций, которые вызывают тревогу у подростков, а также проанализировано восприятие этих ситуаций родителями и учителями. Раскрываются сходства и различия в восприятии коммуникативной тревоги у вышеуказанных трех категорий испытуемых.

На основании результатов исследования показано, что к ситуациям межличностного взаимодействия, вызывающим тревогу у подростков, относятся, прежде всего, ситуации, связанные с социальной оценкой подростка сверстниками и взрослыми.

Поступила: 20.10.2013

Принята к публикации: 02.11.2013

Страницы: 36-43

DOI: 10.11621/npj.2013.0405

Ключевые слова: тревога; учителя; подростковый возраст; восприятие тревоги взрослыми; родители

Авторам: Кириллина Светлана А.

Доступно в on-line версии с 30.12.2013

Березина Т.Н. Эмоционально обонятельный язык бессознательных коммуникаций в процессе человеческого общения. // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 4(12). – С. 20-30.

В статье анализируется явление обмена эмоциями в человеческом общении. Отмечается, что обмен эмоциями является составной частью перцептивной стороны любого акта общения. Утверждается существование трех уровней обмена эмоциями в общении: осознанный – с помощью слов, неосознаваемый – через невербальные составляющие коммуникации (мимику, жесты и т.п.) и бессознательный – посредством обонятельного канала. В качестве механизма бессознательного обмена эмоциями предполагается существование эмоционально-обонятельного языка. Бессознательность передачи предполагает, что, во- первых, эмоции, передаваемые с помощью запахов, могут не осознаваться, но влиять на настроение человека, во-вторых, запахи, передающие эмоции, – не осознаются в качестве ароматов, в-третьих, такая передача не контролируется сознанием. Предполагается, что каждая основная эмоция связанна с конкретным базовым запахом. При переживании человеком такой эмоции изменяется функциональное состояние его организма, что ведет к появлению соответствующего базового запаха. В свою очередь, выделившийся базовый аромат вызывает конкретную основную эмоцию у других людей – ту же самую, что породила его. Выделяются конкретные связки «эмоция-запах». Утверждается, что подобный механизм может лежать в основе феноменов психического заражения, таких как массовая паника и т.п. Высшие чувства также могут быть составлены с помощью сочетания основных эмоций, посредством сочетания базовых запахов передаваться собеседникам по общению и, соответственно, вызывать у них аналогичные переживания. Такая передача может быть основой эмпатии.

Поступила: 03.04.2013

Принята к публикации: 20.08.2013

Страницы: 20-30

DOI: 10.11621/npj.2013.0403

Ключевые слова: общение; обмен эмоциями; базовые эмоции; базовые запахи; эмпатия; бессознательное

Авторам: Березина Татьяна Н.

Доступно в on-line версии с 30.12.2013

Забродин Ю.М. Проблемы и перспективы развития практической психологии в России // Национальный психологический журнал - 2006. - №1(1) - с.33-41.

Показано, какие требования к современной российской психологической науке предъявляют происходящие в обществе социальные и экономические изменения и как, в связи с этим, меняются задачи психолога. Продемонстрировано возрастающее значение практической психологии. Подробно освещены ее функции и методы. Намечены пути ее дальнейшего развития. Указывается на необходимость улучшения подготовки практических психологов и совершенствование нормативной базы психолога-практика.

Страницы: 33-41

Ключевые слова: практическая психология; психолог-практик; функции практической психологии; методы практической психологии

Авторам: Забродин Юрий Михайлович

Битянова М.Р. Антропологический подход в определении понятия и критериев качества образования // Национальный психологический журнал - 2007. - №1(2) - с.117-122.

В статье рассматриваются основные показатели качества образования. Освещены общие положения антропологического подхода к образованию, который автор рассматривает в качестве основы для разработки показателей качества образования. Выделены задачи развития человека как основы образовательного процесса. Рассмотрены принципы проектирования антропологически ориентированной системы школы.

Страницы: 117-122

Ключевые слова: качество образования; антропологический подход к системе образования; развитие личности; роль образования в развитии; антропологически ориентированная система образования

Авторам: Битянова Марина Ростиславовна

Вачков И.В. Некоторые проблемы подготовки практических психологов // Национальный психологический журнал - 2007. - №1(2) - с.102-106.

Из множества проблем подготовки психологов-практиков автор выделил две и осветил их в своей статье. Он раскрывает значение методологии в деятельности практических психологов всех профилей и специализаций и анализирует состояние системы подготовки психологов к тренинговой работе. При этом отмечена слабость практической подготовки психологов в наших вузах и даются рекомендации организации послевузовского образования психологов-тренеров.

Страницы: 102-106

Ключевые слова: психологи-практики; подготовка психолога в вузе; тренинговая работа; послевузовское образование психологов; подготовка психологов-тренеров

Авторам: Вачков Игорь Викторович

Рубцов В.В. Проблемы общества и государства — наши проблемы // Национальный психологический журнал - 2007. - №1(2) - с.8-11.

Интервью с Виталием Владимировичем Рубцовым, доктором психологических наук, профессором, действительным членом Российской академии образования, ректором Московского городского психолого-педагогического университета, Президентом Федерации психологов образования России.

Страницы: 8-11

Ключевые слова: интервью

Авторам: Рубцов Виталий Владимирович

Дубровина И. В. Послесловие к Году учителя // Национальный психологический журнал — 2010. — №2(4) — с.107-111.

Одна из актуальных задач практической психологии на современном этапе развития образования – найти и обосновать пути индивидуального подхода к любому ребенку в контексте реализации ресурса его творческого потенциала в образовательных учреждениях различного типа и уровня.

Страницы: 107-111

Ключевые слова: ребенок; развитие ; возраст; индивидуальные особенности; индивидуальный подход; способности; «зона ближайшего развития»; «социальная ситуация развития»

Авторам: Дубровина Ирина Владимировна

Ениколопов С. Н., Мкртчян А. А. Психологические последствия терроризма и роль СМИ в процессе их фомирования // Национальный психологический журнал — 2010. — №2(4) — с.41-46.

Анализируются проблемы взаимосвязи СМИ и негативных последствий терроризма, а также роли СМИ в процессе их контроля и редуцирования. Показано, что для эффективного противодействия терроризму недостаточно обладать знаниями только о дифференциации терроризма и его целях. Необходимо рассматривать данный вид преступлений и с точки зрения его психологических и социальных последствий для человека и общества.

Страницы: 41-46

Ключевые слова: реакция на теракт; терроризм; сми

Авторам: Ениколопов Сергей Николаевич; Мкртчян Арег Артаваздович

Собкин В.С., Иванова А.И., Скобельцина К.Н. От воспитания в детском саду к школьному образованию: мнение родителей // Национальный психологический журнал - 2011.-№1(5)-с.111-118.

Статья посвящена анализу отношения родителей детей дошкольного возраста к начальному школьному образованию. Особое внимание в ней уделено выбору оптимального возраста ребенка для поступления в школу. Кроме того рассмотрены критерии, на которые опираются родители при выборе школы для своего ребенка. Также исследуются мнения родителей относительно основных функций школьного образования и их требования к профессиональным и личностным качествам школьного учителя. Статья продолжает цикл работ по социологии дошкольного детства, проведенных сотрудниками Института социологии образования РАО, и основана на материалах, социологического опроса родителей, чьи дети посещают детские сады г. Москвы.

Страницы: 111-118

Ключевые слова: дошкольный возраст; отношение родителей к школе; начальное общее образование; готовность к школе; профессиональные и личностные качества учителя

Авторам: Собкин Владимир Самуилович; Иванова Анна Игоревна ; Скобельцина Ксения Николаевна

Ениколопов С.Н.,Мкртчян А.А. Психологические последствия терроризма и роль СМИ в процессе их формирования// Национальный психологический журнал — 2011. — №1(5) — с.19-23.

Анализируются проблемы взаимосвязи СМИ и негативных последствий терроризма, а также роли СМИ в процессе их контроля и редуцирования. Показано, что для эффективного противодействия терроризму недостаточно обладать знаниями только о дифференциации терроризма и его целях. Необходимо рассматривать данный вид преступлений и с точки зрения его психологических и социальных последствий для человека и общества.

Страницы: 19-23

Ключевые слова: терроризм; сми; реакция на теракт

Авторам: Ениколопов Сергей Николаевич; Мкртчян Арег Артаваздович

Лысаков Н.Д., Лысакова Е.Н. Современные тенденции развития отечественной авиационной психологии // Национальный психологический журнал — 2012. — №2(8) — с.100-105.

В статье содержится историко-методологический анализ отечественной авиационной психологии как отрасли психологии. Исходя из понимания основных детерминант развития авиационной психологии, а именно, логики становления психологической науки и технического прогресса в авиации, делается вывод о том, что современные тенденции развития авиационной психологии заключаются в преобладании интеграции над дифференциацией, дальнейшей специализации в интересах боеготовности и боеспособности Военно-воздушных сил.

Страницы: 100-105

Ключевые слова: авиационная психология; военно-авиационная психология; «человеческий фактор» в авиации; летное обучение; личность летчика

Авторам: Лысаков Николай Дмитриевич ; Лысакова Елена Николаевна