ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяСписок ключевых слов

Интернет

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Солдатова Г.У., Теславская О.И. Особенности использования цифровых технологий в се- мьях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 4(36). – С. 12–27.

Актуальность (контекст) тематики статьи. Повсеместное распространение инфокоммуникационных технологий, снижение возраста начала пользования цифровыми устройствами, сензитивность периодов дошкольного и младшего школьного возраста, исключительно высокая значимость родительской медиации в вопросах пользования цифровыми устройствами маленькими детьми при недостаточной научной разработанности этой проблемы обуславливает необходимость получения и анализа эмпирических данных об использовании цифровых технологий в российских семьях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Цель: изучение особенностей использования инфокоммуникационных технологий в семьях с детьми дошкольного (5–7 лет) и младшего школьного (8–11 лет) возраста.

Описание хода исследования. В качестве методов исследования использовались полуструктурированное интервью для дошкольников и анкетирование младших школьников и родителей обеих возрастных групп. Последнее включало вопросы об уровне пользовательской активности, цифровой инициации и культуры, цифровой компетентности, родительской медиации, об опыте столкновения с онлайн-рисками, о психологическом благополучии и детско-родительских отношениях. Исследование было проведено в очной форме на дому у респондентов. Общая выборка – 100 пар «ребенок–родитель» (дети 5–11 лет).

Результаты исследования. По будням две трети (62–64%) детей 5–11 лет проводят в интернете не более часа, остальные – не более трех часов. По выходным 48% детей 5–11 лет проводят в интернете 1–3 часа, а 8% дошкольников и 18% младших школьников – более 3 часов. Дошкольники чаще используют планшеты, младшие школьники – смартфоны. В обеих возрастных группах ведущий вид цифровой активности – просмотр мультфильмов и видеороликов. Цифровые игры ребенка эволюционируют от интереса к взаимодействию с предметами до предпочтения сюжетно-ролевых игр. Младшие школьники начинают осваивать социальные сети и использовать интернет для учебы. Опыт столкновения с онлайн-рисками имел почти каждый второй ребенок 5–7 лет (46%) и 60% детей 8–11 лет. Преобладают технические и контентные риски: включение произвольных видео, всплывающие баннеры, столкновение с пугающим или порнографическим контентом, заражение устройств вредоносными программами. 12% младших школьников встречаются с коммуникационными рисками. Родители дошкольников в 70% случаев выбирают стратегию присутствия рядом, когда их ребенок пользуется интернетом. Родители детей 8–11 лет в двух случаях из трех прибегают к ограничивающим стратегиям, в первую очередь, устанавливая временные лимиты. В семьях с детьми 8–11 лет более выражено целенаправленное обучение ребенка его использованию. Треть всех опрошенных взрослых признаются, что испытывают неуверенность в вопросах интернет-безопасности.

Выводы. Интенсивность использования цифровых устройств дошкольниками и младшими школьниками сегодня по сравнению с предыдущими годами возрастает. Использование цифровых технологий имеет специфику в зависимости от возраста ребенка. Она определяется наиболее часто используемыми электронными устройствами, содержанием основных видов цифровой активности, наличием специфических видов онлайн-активности в каждой возрастной группе, особенностями опыта столкновения с онлайн-рисками, а также степенью интенсивности родительской медиации и ее характером. Родители школьников 8–11 лет начинают применять не только ограничивающие стратегии, но и разрешающие, включая обучение ребенка цифровым навыкам. Родители дошкольников, по сравнению с данными более ранних исследований, чаще стали занимать активную позицию при решении проблем в ситуации онлайн-рисков. В семьях с детьми обеих возрастных групп недостаточно используются средства технического контроля детской онлайн-активности и обращение за помощью в службы поддержки пользователей.

Поступила: 29.11.2019

Принята к публикации: 12.12.2019

Страницы: 3-11

DOI Number: 10.11621/npj.2019.0402

Ключевые слова: Интернет; младшие школьники; семья; родители; онлайн-активность; цифровые технологии; электронные устройства; смартфон; планшет; телевизор; стратегии медиации; онлайн-риски; цифровая компетентность

Автор(ы): Солдатова Галина Уртанбековна ; Теславская Оксана Игоревна

Доступно в on-line версии с 31.12.2019

Молчанов С.В., Войскунский А.Е., Маркина О.С., Бородина А.С. Особенности когнитив- ной переработки социальной информации подростками с разным уровнем морального развития // Националь- ный психологический журнал. – 2019. – № 4(36). 3–11. С.

Актуальность исследования определена значением информационной социализации для морального развитияподростков, в частности, ролью способов когнитивной переработки социальной информации (КПИ) для развития морального сознания.

Целью исследования стало изучение взаимосвязи уровня морального развития подростков и КПИ интернет-сети. Гипотеза исследования: особенности моральной чувствительности и уровень развития моральных суждений подростков обуславливают их преимущественную ориентировку на различные этапы когнитивной переработки социальной информации в сети интернета.

Описание хода исследования В исследовании были использованы следующие методы: методика «Справедливость – Забота», направленная на определение уровня развития моральных суждений (С.В. Молчанов), авторская методика выявления уровня моральной чувствительности, методика когнитивных способов оценивания социальной информации из сети интернета, разработанная на основе модели Крика и Доджа, «Шкала базисных убеждений Янофф-Бульман» (в модификации М.А. Падуна и А.В. Котельниковой). В исследовании приняли участие 208 подростков в возрасте 13–18 лет (48% юношей и 52% девушек). На основе кластерного анализа по уровню развития моральных суждений и показателям моральной чувствительности были выделены две группы: с высоким уровнем развития моральных суждений и высокой моральной чувствительностью и с низким уровнем развития моральных суждений и неоднородной моральной чувствительностью.

Результаты исследования. Показано, что моральная чувствительность определяет характер осознания морального содержания проблемных ситуаций. Для подростков с высоким уровнем морального развития характерна выраженная вера в справедливость окружающего мира и переживание ценности и значимости собственного Я. Выявлены различия когнитивной переработки социальной информации. Подростки с высоким уровнем морального развития более ориентированы на выбор ответного поведения с учетом его возможных последствий и оценки самоэффективности в процессе социального взаимодействия в интернет-пространстве. Подростки с низким уровнем морального развития более фокусированы на интерпретационном этапе анализа социальной информации, где задачей становится понимание морального содержания ситуации и выделение морального конфликта.

Выводы. Перспективой дальнейшего исследования должно стать изучение функциональной связи уровня моральных суждений и моральной чувствительности подростков в детерминации способов когнитивной переработки социальной информации и содержательный анализ представлений подростков о моральной регуляции в обществе в зависимости от уровня развития моральных суждений и продуктивности когнитивных способов переработки социальной информации в сети интернета.

Поступила: 18.11.2019

Принята к публикации: 04.12.2019

Страницы: 3-11

DOI Number: 10.11621/npj.2019.0401

Ключевые слова: моральное развитие; моральная чувствительность; информационная социализация; когнитивная переработка информации; подростковый возраст; Интернет

Автор(ы): Молчанов С. В.; Войскунский Александр Евгеньевич; Маркина Ольга Сергеевна; Бородина Анна Сергеевна

Доступно в on-line версии с 31.12.2019

Солдатова Г.У., Олькина О.И. Отношение к приватности и защита персональных данных: вопросы безопасности российских детей и подростков. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 3(19). – С. 56-66.

В статье рассматриваются существующие подходы к исследованию феномена приватности в современной психологии. Анализируются основные направления изучения приватности и защиты персональных данных в онлайн-среде в разных научных дисциплинах. Защита персональных данных, как одного из видов приватности, рассматривается в качестве актуального вопроса безопасности современных детей и подростков – пользователей Интернета.

На основе данных популяционных исследований и контент-анализа материалов социальных сетей анализируется отношение российских детей и подростков к персональным данным, проблемы, возникающие в результате их неправомерного использования, а также отношение родителей к данному вопросу и возможности оказания ими помощи своим детям в защите персональных данных.

Результаты исследований показывают, что как минимум, треть российских подростков представляет собой группу риска и может пострадать от угроз, связанных с неосторожным обращением с персональной информацией, поскольку эти дети не всегда соблюдают принцип конфиденциальности в отношении паролей; устанавливают открытый доступ к персональной страничке, позволяющий видеть ее любому зарегистрированному пользователю; в личном профиле указывают набор персональных данных о себе в максимальном объеме; готовы передавать личную информацию незнакомым людям; ни к кому не обращаются за помощью по вопросам, связанным с настройками приватности в Сети. Не только дети, но и родители в значительной мере недооценивают скрытые угрозы беспечного использования и хранения персональных данных в Интернете.

В целом отмечается, что у российских школьников формируется общий для всего цифрового поколения Земли и иной, по сравнению с предыдущими поколениями, взгляд на приватность в целом и персональные данные в частности. Подчеркивается, что обучение детей и подростков защите персональных данных в цифровом мире должно стать одной из приоритетных задач родителей и школы по воспитанию культуры пользования Интернетом.

Поступила: 16.08.2015

Принята к публикации: 27.08.2015

Страницы: 56-66

DOI Number: 10.11621/npj.2015.0306

Ключевые слова: приватность; персональные данные; Интернет; настройки приватности; социальные сети; российский школьник

Автор(ы): Солдатова Галина Уртанбековна ; Олькина Оксана Игоревна

Доступно в on-line версии с 15.11.2015

Фельдштейн Д. И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы // Национальный психологический журнал — 2010. — №2(4) — с.6-11.

Обрисованы основные социокультурные изменения, происходящие сегодня в обществе. Раскрывается их влияние на личностное развитие детей и подростков. Выделены особенности современных детей, обусловленные эволюционными морфологическими преобразованиями человека. Сформулированы задачи, которые ставят вышеперечисленные процессы перед психологической и педагогической наукой и практикой, особенно перед современной школой.

Страницы: 6-11

Ключевые слова: культурно-историческая среда; взаимосвязь общественных изменений и особенностей развития детей; психофизиологические особенности современного ребенка; неформальные объединения детей; умственное развитие; ; эмоциональное развитие; моральное развитие; патологии развития; возрастные границы детства; девиантное поведение детей и подростков; Интернет

Автор(ы): Фельдштейн Давид Иосифович


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2020
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер