ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

Национальный психологический журнал-2011- №1(5)- 144 с.

От редакции:

Зинченко Ю. П. К V Съезду Российского психологического общества. // Национальный психологический журнал — 2011. — №1(5) — с.1-2

Дорогие коллеги! Этот год начался с активной подготовки к V Съезду РПО – событию, значимому для всего нашего психологического сообщества. За время, прошедшее после окончания IV Съезда Российского психологического общества, проводилась серьезная работа по совершенствованию и разработке его основополагающих документов, которая будет продолжена на V Съезде.

Прежде всего, решения предстоящего съезда должны привести в соответствие с существующим законодательством Устав Российского психологического общества. С помощью юристов нам удалось сформулировать его основные положения так, чтобы они еще конкретнее «чувствовали» себя в рамках правового поля. Кроме того, новая редакция Устава ориентирована на гармоничное вхождение российских психологов в нормативное общеевропейское психологическое пространство.

Страницы: 1-2
Автор(ы): Зинченко Ю. П.;
Ключевые слова: V Съезд Российского психологического общества;


Общество

События

Зинченко Ю. П. Первый Всероссийский фестиваль науки // Национальный психологический журнал — 2011. — №1(5) — с.3

8 февраля 2011 года в Москве, Дубне, Казани, Новосибирске и Томске торжественно начал свою работу Всероссийский фестиваль науки. Его открытие было приурочено ко Дню российской науки – празднику, который традиционно отмечается в России 8 февраля. Напомним, что 2011 год пройдет под знаком наук: он объявлен ООН Годом химии, кроме того, в нынешнем году отмечается 300-летие М.В. Ломоносова, 100-летие Мстислава Келдыша, 50-летие полета Ю.А. Гагарина.

Страницы: 3
Автор(ы): Зинченко Ю. П.;
Ключевые слова: Первый Всероссийский фестиваль науки; наука;


В поисках смысла

Субботский Е.В., Чеснокова О.Б. Совместимы ли социальный интеллект и мораль? // Национальный психологический журнал — 2011. — №1(5) — с.8-13.

Рассмотрены проблемы применения социального интеллекта в форме обмана и манипуляции у взрослых и у детей. Отмечено, когда обман не противоречит морали. Показано, что у детей применение социального интеллекта в форме обмана взрослого составляет необходимую предпосылку возникновения свободного морального выбора и последующе" го появления внутренней нравственной мотивации.

Страницы: 8-13
Автор(ы): Субботский Е. В. ; Чеснокова О. Б.;
Ключевые слова: социальный интеллект; обман; манипуляция; моральный выбор; моральное развитие детей; нравственная мотивация; эмоциональная идентификация;

Хачатрян Н.Г., Агузумцян Р.В. Методологические предпосылки изучения духовности. // Национальный психологический журнал — 2011. — №1(5) — с.14-18.

Поднимаются вопросы определения методологических принципов, на которых должно строиться изучение духовных состояний и особенностей человека. Проанализированы разные научные парадигмы и принципы, в рамках которых рассматриваются возможности развития личности.

Страницы: 14-18
Автор(ы): Хачатрян Н. Г.; Агузумцян Р. В.;
Ключевые слова: методология; методологические принципы научного исследования в психологии ; духовное развитие; личностное развитие; гносеологизм; культурализм; теологизм; натурализм; социоморфизм; антропологический подход; принцип субъектности;


Вызовы XXI века

Ениколопов С.Н.,Мкртчян А.А. Психологические последствия терроризма и роль СМИ в процессе их формирования// Национальный психологический журнал — 2011. — №1(5) — с.19-23.

Анализируются проблемы взаимосвязи СМИ и негативных последствий терроризма, а также роли СМИ в процессе их контроля и редуцирования. Показано, что для эффективного противодействия терроризму недостаточно обладать знаниями только о дифференциации терроризма и его целях. Необходимо рассматривать данный вид преступлений и с точки зрения его психологических и социальных последствий для человека и общества.

Страницы: 19-23
Автор(ы): Ениколопов С.Н. ; Мкртчян А. А. ;
Ключевые слова: терроризм; сми; реакция на теракт;


Проблема

Асмолов А.Г. Охота за «звездами»// Национальный психологический журнал — 2011. — №1(5) — с.24-27.

Показано значение формирования нового типа подрастающего поколения – поколения креативных, интеллектуально развитых, инновационно мыслящих молодых людей в условиях глобальной интеллектуализации общества на современном этапе. Обозначены условия решения этой задачи.

Страницы: 24-27
Автор(ы): Асмолов А.Г.;
Ключевые слова: «хедхантинг» ; интеллектуализация общества; модернизация образования; личностное развитие; одаренные дети; школа вариативного образования; профильное обучение; универсальное образование ;

Собкин В.С., Калашникова Е.А. От двойки до пятерки: грани школьной отметки// Национальный психологический журнал — 2011. — №1(5) — с.28-35.

Освещено психологическое значение школьной отметки, показана ее роль в регулировании социальных отношений как внутри учебно-воспитательного процесса, так и между социальными институтами – семьей и школой. Представлены результаты проведенного исследования влияния на школьную успеваемость гендерных, возрастных и социально-стратификационных факторов.

Страницы: 28-35
Автор(ы): Собкин В.С.; Калашникова Е. А. ;
Ключевые слова: школьная отметка; успехи в учебе; учебная деятельность; эмоциональное самочувствие учащихся; мотивация учебной деятельности; семейное воспитание;


События

Карабанова О.А. «Ломоносов – 2011» – новые встречи и открытия // Национальный психологический журнал — 2011. — №1(5) — с.36-39.

В сообщении представлена информация о традиционной XVIII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов – 2011», в рамках которой прошла секция «Психология» по теме «Традиции и инновации российской и мировой психологии». Вниманию читателей представлены тезисы победителей.

Страницы: 36-39
Автор(ы): Карабанова О.А. ;
Ключевые слова: Ломоносов-2011;


Сообщество профессионалов

V Съезд Российского психологического общества. Информационное письмо №1 // Национальный психологический журнал — 2011. — №1(5) — с.40-41

По решению Президиума РПО 14–18 февраля 2012 года в Москве состоится V Съезд Российского психологического общества.

Страницы: 40-41
Автор(ы): Зинченко Ю. П.; Юревич А.В.; Карабанова О.А. ;
Ключевые слова: V Съезд Российского психологического общества;


Наука

Методология

Зинченко Ю.П. Методологические проблемы фундаментальных и прикладных психологических исследований // Национальный психологический журнал — 2011. — №1(5) — с.42-49.

Рассматривается научно-исследовательская деятельность факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, которая представляет собой постоянное развитие новых подходов, базирующихся на классических теориях мировой и отечественной психологии. Анализируется развитие методологии психологических исследований как условие осмысления накопленных знаний и познания нового.

Страницы: 42-49
Автор(ы): Зинченко Ю. П.;
Ключевые слова: методологические проблемы психологии; системная организация психологических исследований;

Панов В.И. Парадоксы изучения психики и возможность их преодоления// Национальный психологический журнал — 2011. — №1(5) — с.50-54.

Автор исследует вопрос: что изучает психология и действительно ли ее предметом является психика? Он рассуждает о том, что есть собственно психика, а что ее продукт ее деятельности. Рассмотрены разные взгляды на предмет научной психологии, на психику как таковую и ее проявления.

Страницы: 50-54
Автор(ы): Панов В.И. ;
Ключевые слова: предмет психологии; психика; психическая деятельность; психические процессы; психика как предмет и объект исследования; продукты психики; изучение психики;


Проблема

Исмагилова Ф.С. Мифы современной российской психологии труда. // Национальный психологический журнал — 2011. — №1(5) — с.55-61.

В статье рассматривается проблема востребованности на рынке труда и трудоустройства выпускников направлений «психология труда» и «организационная психология», исследуются распространенные «мифы» относительно профессиональных перспектив молодых специалистов в области психологии труда и организационной психологии, а также предлагаются возможные пути преодоления этих мифов.

Страницы: 55-61
Автор(ы): Исмагилова Ф. С. ;
Ключевые слова: рынок труда; бережливое производство; профессиональный опыт ; маркетинг психологических услуг;

Стрелков Ю.К. Темпоральность трудовой деятельности// Национальный психологический журнал — 2011. — №1(5) — с.62-65.

Синхронизация выполнения двойных задач, длительность ожидания события и переживание настоящего, умственная сознательная работа при подготовке к деятельности и анализе результатов, телесные движения и изменения в окружающем мире — учет таких временных категорий позволяет психологу построить точное описание трудовой деятельности человека на различных видах транспорта и наметить методы формирования профессионального мастерства специалистов.

Страницы: 62-65
Автор(ы): Стрелков Ю.К.;
Ключевые слова: синхронизация; длительность; временной синтез; трудовая деятельность;

Баранаускене И., Валайкене А. Влияние стресса на удовлетворенность работой сотрудников исправительных учреждений// Национальный психологический журнал — 2011. — №1(5) — с.66-69.

Анализируется влияние психосоциальных факторов труда должностных лиц исправительных учреждений на их психическое и физическое здоровье. Представлены результаты исследования, раскрывающего важнейшие возбудители рабочего стресса и их интенсивность у представителей этой профессии. Показана связь психосоциальных факторов труда и напряженности на работе с удовлетворенностью работой, внутренней согласованностью.

Страницы: 66-69
Автор(ы): Баранаускене И.; Валайкене А.;
Ключевые слова: внутренняя согласованность; психосоциальные факторы труда; удовлетворенность работой; стресс на работе ; преодоление стресса; мотивация труда; психологическая помощь при стрессе;

Исайчев Е.С., Исайчев С.А., Насонов А.В., Черноризов А.М. Диагностика скрываемой информации на основе анализа когнитивных вызванных потенциалов мозга человека // Национальный психологический журнал — 2011. — №1(5) — с.70-77.

Излагаются результаты экспериментальной верификации нового алгоритма разделения «правдивых» и «ложных» ответов, основанного на анализе пространственного распределения амплитуд компонентов когнитивных вызванных потенциалов человека. Согласно групповым данным, наиболее информативным компонентом является волна Р450.

Страницы: 70-77
Автор(ы): Исайчев С.А. ; Исайчев Е.С; Насонов А. В.; Черноризов А.М.;
Ключевые слова: детекция скрываемых знаний (лжи); модели лжи; когнитивные вызванные потенциалы (КВП); пространственное распределение ВП; алгоритмы оценки различий КВП;


Психология и космос

К 50-летию полета Ю.А. Гагарина

Дикая Л.Г. Вклад Института психологии Российской академии наук в развитие космической психологии// Национальный психологический журнал — 2011. — №1(5) — с.78-84.

Прослеживается история становления и развития исследований в рамках космической психологии в Российской академии наук. Рассказывается о сотрудничестве ее ученых с различными организациями, занимающимися космической психологией, с первых дней ее существования до настоящего времени.

Страницы: 78-84
Автор(ы): Дикая Л.А.;
Ключевые слова: экспериментальные исследования; Российская академия наук; космическая психология;

Костин А.Н. Автоматизация в пилотируемой космонавтике: проблемы и социально-психологические детерминанты// Национальный психологический журнал — 2011. — №1(5) — с.85-89.

Рассматриваются основные инженерно-психологические проблемы и тенденции процессов автоматизации в пилотируемой космонавтике. Продемонстрирована их детерминированность социально-психологическими установками, существующими в профессиональной среде разработчиков техники. Раскрывается содержание указанных проблем и установок.

Страницы: 85-89
Автор(ы): Костин А.Н.;
Ключевые слова: космонавтика; автоматизация; психологические проблемы управления техникой; потенциальность техники; профессиональный опыт; менталитет; традиции; установки;


Творческое наследие

Горбов Ф.Д. О «помехоустойчивости» оператора // Национальный психологический журнал — 2011. — №1(5) — с.90-92.

Анализируются особенности деятельности операторов, в частности, пилотов самолета. На основе изучения результатов экспериментального исследования, проведенного на летном составе, разработано понятие помехоустойчивости и дано его определение как индивидуально-психологического свойства личности применительно к человеку-оператору.

Страницы: 90-92
Автор(ы): Горбов Ф.Д.;
Ключевые слова: психофизиология; деятельность оператора; утомление; тренировка; помехоустойчивость оператора; раздражители; свойства личности;

Зефельд В.В. Предметно-пpocтpaнcтвенное окружение кабины космического корабля // Национальный психологический журнал — 2011. — №1(5) — с.93-99.

Показано значение «привычной обстановки» предметно-пространственного окружения кабины для нормального функционирования психики космонавта. Предложены различные способы ее воссоздания в космическом корабле.

Страницы: 93-99
Автор(ы): Зефельд В. В. ;
Ключевые слова: предметно-пространственное окружение; условия нормального функционирования психики; ассоциации; воздействие солнечного и искусственного света; особенности восприятия формы ; взаимодействие света и формы; психофизиология; зрительное восприятие;


Per aspera ad astra

Пономаренко В.А. О космической поддержке Духа земного человека // Национальный психологический журнал — 2011. — №1(5) — с.100-103.

Представлена оригинальная авторская гипотеза о роли Космического пространства в нравственном развитии человеческой личности, ее духовном обогащении и совершенствовании. Анализируются возможности изучения Космоса для формирования новых теорий о происхождении психического, для исследования сознания человека с новых сторон.

Страницы: 100-103
Автор(ы): Пономаренко В.А.;
Ключевые слова: познание психического; развитие личности; психология нравственности ; вера;


Образование

Психология в модернизации образования

Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Молчанов С.В., Салмина Н.Г. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе // Национальный психологический журнал — 2011. — №1(5) — с.104-110.

В статье обсуждается теоретико-методологическая основа Программы развития универсальных учебных действий как психолого-педагогической составляющей проекта федерального государственного стандарта общего образования для старшей ступени – учение о психологическом возрасте (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин) и концепция развивающего обучения, созданная в деятельностном подходе (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Выделены основные виды универсальных учебных действий, определены их характеристики и критерии сформированности для старшего подросткового и юношеского возраста.

Страницы: 104-110
Автор(ы): Асмолов А.Г.; Бурменская Г. В.; Володарская И.А; Карабанова О.А. ; Молчанов С. В.; Салмина Н.Г. ;
Ключевые слова: системно-деятельностный подход; психологический возраст; универсальные учебные действия; самоопределение; коммуникативные действия; познавательные действия; регулятивные действия;

Собкин В.С., Иванова А.И., Скобельцина К.Н. От воспитания в детском саду к школьному образованию: мнение родителей // Национальный психологический журнал - 2011.-№1(5)-с.111-118.

Статья посвящена анализу отношения родителей детей дошкольного возраста к начальному школьному образованию. Особое внимание в ней уделено выбору оптимального возраста ребенка для поступления в школу. Кроме того рассмотрены критерии, на которые опираются родители при выборе школы для своего ребенка. Также исследуются мнения родителей относительно основных функций школьного образования и их требования к профессиональным и личностным качествам школьного учителя. Статья продолжает цикл работ по социологии дошкольного детства, проведенных сотрудниками Института социологии образования РАО, и основана на материалах, социологического опроса родителей, чьи дети посещают детские сады г. Москвы.

Страницы: 111-118
Автор(ы): Собкин В.С.; Иванова А.И.; Скобельцина К.Н. ;
Ключевые слова: дошкольный возраст; отношение родителей к школе; начальное общее образование; готовность к школе; профессиональные и личностные качества учителя;


Подготовка кадров

Зинченко Ю.П., Володарская И.А. Новые специализации по психологии // Национальный психологический журнал - 2011.-№1(5)-с.119-123

Проанализированы задачи, стоящие перед психологами в современном обществе. Рассказывается о работе, проводимой факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, над подпроектом «Реализация образовательных программ инновационного типа в области психологии». Представлены созданные в его рамках новые психологические специализации, имеющие межкафедральный и междисциплинарный характер и направленные на подготовку профессионалов для решения актуальных теоретических и практических проблем современной психологии.

Страницы: 119-123
Автор(ы): Зинченко Ю. П.; Володарская И.А;
Ключевые слова: психологическое образование; образовательные программы ; задачи современной психологии; психология переговоров; психология конфликта; психология развивающего инновационного образования; психология безопасности; психология здоровья; психологическая компетентность;


Практика

Психология в образовании

Тютюнник В.И. Психологические условия развития детского творчества // Национальный психологический журнал - 2011.-№1(5)-с.126-132.

Рассмотрена разработанная автором в ходе многолетних исследований психологическая структура самосознания творческой личности. Освещены результаты естественного лонгитюдного эксперимента по развитию потребности-способности к творческому труду у детей.

Страницы: 126-132
Автор(ы): Тютюнник В. И. ;
Ключевые слова: структура самосознания; творческая личность; креативность; творческие способности; потребность в творчестве; развитие ; взаимодействие взрослого и ребенка; творческое развитие; роль взрослого в развитии ребенка; индивидуальные способности;


Инструментарий

Лебедева Л.Д. Проективная методика «Рисунок семьи в образах цветов» в психологическом консультировании // Национальный психологический журнал — 2011. — №1(5) — с.133-137.

Продемонстрирована диагностическая ценность рисуночных тестов при использовании их в психологической диагностике. Рассказывается об оригинальной авторской проективной методике «Рисунок семьи в образах цветов», которая может применяться как мягкий, гуманный способ психодиагностики.

Страницы: 133-137
Автор(ы): Лебедева Л. Д.;
Ключевые слова: тесты; рисуночные тесты; проективная методика; психодиагностика; психокоррекция;


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2017
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер