ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяВсе статьи журналаНомера

Дикая Л.Г. Вклад Института психологии Российской академии наук в развитие космической психологии// Национальный психологический журнал — 2011. — №1(5) — с.78-84.

Автор(ы): Дикая Л.А.

Аннотация

Прослеживается история становления и развития исследований в рамках космической психологии в Российской академии наук. Рассказывается о сотрудничестве ее ученых с различными организациями, занимающимися космической психологией, с первых дней ее существования до настоящего времени.

Страницы: 78-84

Разделы журнала: К 50-летию полета Ю.А. Гагарина; Психология и космос; Наука

Ключевые слова: экспериментальные исследования; Российская академия наук; космическая психология

PDF: /pdf/npj_no05_2011/npj_no05_2011_78-84.pdf

С первых дней своего существова­ния Институт психологии РАН (тогда АН СССР) поддерживал научно-орга­низационные отношения с НИИ авиа­ционной и космической медицины, Центром подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина, Институтом медико-биологических проблем МЗ СССР и АН СССР. Руководство этих организаций активно поддерживало создание нашего института. В даль­нейшем эти отношения привели к ак­тивному участию сотрудников ИП РАН в исследованиях деятельности космонавтов.

Особо тесное сотрудничество сло­жилось между лабораторией специаль­ных прикладных проблем Института психологии, возглавляемой кандида­том медицинских наук В.А. Поповым; лабораторией НИИ авиационной и космической медицины под руко­водством доктора медицинских наук Л.С. Хачатурьянца; лабораторией ИМБП, которой заведует доктор ме­дицинских наук В.И. Мясников, а так­же физиологами и психологами Цен­тра подготовки космонавтов. Его воз­главлял Г.Т. Береговой, который позже (в 1974 г.) успешно защитил при науч­ном консультировании Б.Ф. Ломова кандидатскую диссертацию по воен­ной психологии на тему «К вопросу о роли человеческого фактора в косми­ческом пространстве».

С самого начала и на всем протя­жении периода сотрудничества веду­щую роль в нем играла лаборатория специальных прикладных проблем (СПП), созданная в 1972 году — в год основания Института. Основное науч­ное направлением исследований этой лаборатории — решение проблем в об­ласти авиационной и космической психологии. С 1972 г. по 1983 г. лабо­раторию возглавлял кандидат меди­цинских наук Владимир Алексеевич Попов, ученик С.Г. Гелерштейна, один из первых летчиков-врачей, изучав­ших особенности деятельности пило­тов по управлению самолетом и влия­ние на нее неблагоприятных факторов полета.

В развитии деятельности лаборато­рии СПП можно выделить 3 этапа.

Первый этап — с 1973 по 1976 г.г. В эти годы эксперименты по исследо­ванию профессиональной деятельно­сти космонавтов и кандидатов в кос­монавты проводились в Институте космической и авиационной медици­ны в лаборатории под руководством доктора медицинских наук Л.С. Хачатурьянца и доктора медицинских наук Л.П. Гримака. Моделирование усло­вий космического полета осуществлялось в условиях сурдокамеры, дли­тельность работы испытателей (груп­па из 3-х человек) составляла от 30 до 90 суток, в течение которых они ра­ботали по специально разработанным программам, включая разные виды операторской деятельности, выполнение психофизических задач, психологических тестов. В исследо­ваниях, проводимых под руковод­ством Л.П. Гримака, психофизиологи­ческие состояния моделировались с помощью факторов гиподинамии, длительности работы, использовались психофармакологические воздей­ствия, гипноз и аутотренинг.

В этих исследованиях активное участие принимали сотрудники лабо­ратории СПП кандидат медицинских наук Л.А. Китаев-Смык, Ю.Б. Пиковский, кандидат психологических наук Л.Г. Дикая, А.А. Гостев, Е.А. Черенкова, О.М. Салманина. Исследования носили комплексный характер, по­этому участвовали также сотрудники Института высшей нервной деятель­ности и нейрофизиологии РАН док­тор биологических наук М.В. Фролов, доктор биологических наук А.А. Вол­ков, Н.В. Лебедева, сотрудники Инсти­тута мозга АН СССР кандидат меди­цинских наук. А.М. Зингерман, доктор медицинских наук Д.Н. Меницкий, научные сотрудники Центра подготов­ки космонавтов и многие другие.

Кроме лаборатории СПП в этот пе­риод в проведении эмпирических ис­следований принимали участие заве­дующий лабораторией математичес­кой        психологии доктор физико-математических наук В.Ю. Крылов, сотрудники этой лаборатории кандидат психологических наук Н.В. Крылова и кандидат технических наук В.А. Чурсинов, в 1975 году перешед­ший в лабораторию СПП. В этот период основными задачами, поставлен­ными практиками перед учеными, были: разработка математических методов оценки качества деятельно­сти в условиях космического полета, исследование слуховой чувствительно­сти в условиях шума разной интенсив­ности, разработка психофизиологи­ческих критериев, позволяющих оценивать     работоспособность, надежность космонавта, целесообраз­ность его включения в систему управ­ления сложными объектами.

Результаты проведенных исследо­ваний были обобщены в ряде публи­каций, в том числе, в монографии «Эк­спериментальная психофизиология в космических исследованиях» (1976), авторами которой были Л.С. Хачатурьянц, Л.П. Гримак и Е.В. Хрунов — космонавт, принявший участие в экс­периментальных исследованиях в ка­честве испытуемого и исследователя. В этой книге представлены результа­ты изучения и моделирования деятель­ности и психофизиологических состо­яний человека в космическом полете, его адаптации к условиям космическо­го полета, апробации методов регуля­ции психофизиологических состоя­ний космонавта.

В исследованиях первого этапа ос­новной акцент был сделан на психо­физиологии космического труда, что не удовлетворяло интерес психологов, участвующих в исследованиях косми­ческой деятельности. Поэтому в Ин­ституте психологии было принято ре­шение об организации собственной экспериментальной базы для дальней­ших исследований. Эту идею поддер­жало руководство Института во главе с Б.Ф. Ломовым и обеспечило начало работы по созданию собственной эк­спериментальной лаборатории, в ко­торой можно было моделировать деятельность и некоторые условия косми­ческого полета.

Второй этап — с 1976 по 1980 г. г. В это время сотрудники лаборатории СПП и других лабораторий Институ­та психологии проводили исследова­ния в соответствии со следующими темами плана НИР: «Психологичес­кие проблемы управления движущи­мися объектами» и «Психологические и психофизиологические проблемы деятельности человека при авиацион­ных и космических полетах».

Особенностью данного периода работы лаборатории стало создание плавучего экспериментального стенда на парусной яхте, что было уникаль­ным явлением для отечественной пси­хологии труда. Подготовка к экспери­ментам велась с 1973 года. Была закуп­лена морская яхта. На яхте была оборудована экспериментальная ка­мера, позволяющая находиться на борту трем испытателям. Создание та­кого стенда было обосновано тем, что во время плавания в условиях сложной волновой обстановки у операторов возникает состояние «укачивания», близкое по воздействию на человека к состоянию невесомости.

Исследования на плавучем стенде- яхте проводились в экспедициях с 1977 по 1989 год в северо-восточной аква­тории Ладожского озера в условиях устойчивого повышенного волнения (рисунок 1). Заказчиком исследований выступило предприятие-разработчик космической техники НПО (ныне РКК) «Энергия». Велись работы по следующим темам НИР:

  • «Психологические исследования деятельности человека-оператора в специальных системах управле­ния движущимися объектами» (№ 1-77 от 10.01.77 г., выполнена 15.12.81 г.);

  • «Исследования методов психичес­кой регуляции деятельности опера­торов специализированных систем управления» (№ 282 от 01.03.82 г., выполнена 15.12.1985 г).

Рисунок 1. Наша любимая яхта – экспериментальный стенд на Ладоге


С 1977 г. увеличился объем хоздо­говорных и экспедиционных работ на экспериментальном стенде на Ладож­ском озере. В связи с этим расширил­ся состав лаборатории. В исследовани­ях приняли участие: заведующий лабо­раторией СПП кандидат медицинских наук В.А. Попов (научный руководи­тель и начальник экспедиции), канди­дат психологических наук Л.Г. Дикая (заместитель по научной части), кан­дидат технических наук В.А. Чурсинов (заместитель начальника по организа­ционным вопросам и техническому обеспечению), кандидат психологических наук А.К. Попов, кандидат ме­дицинских наук Л.А. Китаев-Смык, доктор медицинских наук М.Д. Еме­льянов, кандидаты технических наук В.В. Суходоев, А.Н. Занковский, А.В. Никонов, Ю.Б. Пиковский, Б.Н. Мит­рофанов, А.А. Гостев, позже включив­шие эти материалы в свои кандидатс­кие диссертации. Принимали участие также кандидат биологических наук Г.Н. Сытин, доктор медицинских наук Е.Е. Смирнов, кандидат психологических наук А.В. Захарова, В.А. Солодков, О.М. Салманина и др.

Кроме того, в экспедициях активно работали сотрудники лаборатории пси­хофизики: В.Н. Носуленко, И.Г. Скотникова, Е.Г. Епифанов; кандидат психо­логических наук Г.Е. Журавлев из лаборатории математической психологии; сотрудники лаборатории индивидуаль­ных различий; а также коллеги с кафед­ры инженерной психологии Ярослав­ского государственного университета (Л.А. Карташева, С.В. Михайлова и др.); сотрудники НИИ комплексных социальных исследований Ленинград­ского государственного университета (О.В. Аллахвердова и др.), Московско­го государственного университета име­ни М.В. Ломоносова (М.Б. Михалевская, А.Н. Гусев и др.), факультетов пси­хологии Саратовского, Ереванского и Тбилисского государственных универ­ситетов, НИИ авиационной и косми­ческой медицины МО СССР, Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Га­гарина, МАИ, МВТУ им. Баумана, НИИК и ЭН.

В качестве испытуемых в экспери­ментах на этом стенде принимали уча­стие космонавты Е.В. Хрунов, А.Н. Ба­ландин, М.Х. Манаров, П.В. Виногра­дов, М.В. Тюрин, специалисты по профессиональной подготовке космо­навтов от НПО «Энергия»: Ю.Я. Го­ликов, Г.И. Антонов, Н.С. Банных, С.В. Бедзюк, О.Н. Кукин, А.Л. Феок­тистов, Ю.А. Богданов, А.Н. Хаустов и другие. Позже Ю.Я. Голиков, А.Н. Кос­тин, Г.И. Антонов, Н.С. Банных, С.В. Бедзюк перешли работать в Институт психологии. Все они, кроме кандида­та технических наук Ю.Я. Голикова — научного руководителя, по материа­лам этих исследований защитили кандидатские диссертации. Всего в 1977— 1983 г.г. в экспедициях участвовало бо­лее 150 исследователей.

Методологической основой науч­ных исследований, проводимых по данной тематике, был системный под­ход, основателем которого в психоло­гии, особенно в инженерной психоло­гии и психологии труда, был создатель и директор Института психологии АН СССР Б.Ф. Ломов. Именно на основе этого подхода в лаборатории СПП и экспедиции проводились ком­плексные исследования деятельности операторов в особых условиях по сле­дующим направлениям: исследование различных аспектов деятельности кос­монавтов по управлению космической техникой, совершенствование методов их профессиональной подготовки, мо­делирование воздействия экстремаль­ных факторов космического полета на человека, анализ функциональных со­стояний в процессе адаптации к этим условиям и выбор средств регуляции и саморегуляции функциональных со­стояний оператора.

На плавучем стенде под научным руководством кандидата технических наук В.А. Чурсинова на борту плаву­чего стенда был создан уникальный автоматизированный эксперимен­тальный комплекс (АЭК) «Амфитон», на котором моделировались режимы управления сближением, спуском, не­штатные ситуации в бортовых систе­мах транспортного космического ко­рабля «Союз-Т», а также совместная деятельность операторов в составе экипажа. Техническое моделирование деятельности космонавтов на данном комплексе осуществлялось на основе аналоговой вычислительной техники и только что появившихся тогда ми­кро-ЭВМ. При этом использовался реальный пульт космонавтов транс­портного корабля «Союз-Т». Для ана­лиза деятельности испытателей и кон­троля их функционального состояния кроме разнообразных тестовых мето­дик использовался широкий набор из­мерения физиологических функций: ЭЭГ, ЭКГ, КГР и ЭОГ.

Для моделирования измененных функциональных состояний, кроме воздействия укачивания, использо­вался режим непрерывной деятельно­сти с депривацией сна испытуемых в течение 72-х часов (РНД), изучались особенности воздействия психофар­макологических препаратов, гиподинамии, факторов сенсорной, комму­никативной и социальной депривации (ответственный исполнитель кандидат психологических наук Л.Г. Дикая).

В результате выполнения этих ис­следований был собран большой объем теоретических и экспериментальных данных, касающихся механизмов пси­хической регуляции деятельности и функциональных состояний космо­навтов в различных режимах управле­ния; изменений в психологической структуре деятельности; принятия ре­шений в сложных ситуациях, связан­ных с отказами в бортовых системах; изменения психических образов, воз­никающих в режимах ручного сближе­ния космического корабля с орбиталь­ной станцией; динамики стресса, утомления, усталости под воздействи­ем экстремальных условий; групповой деятельности и межличностных отно­шений в экипаже (рисунок 2).

Рисунок 2. Испытатель выполняет задачи по стыковке космических кораблей под руководством специалиста по профессиональной подготовке космонавтов от НПО «Энергия»


Полученные результаты послужи­ли основой разработки практических рекомендаций для Института кос­мической и авиационной медицины (в/ч 64688), ЦПК им. Ю.А. Гагарина, МАИ, ЦКБМ, МВТУ им. Баумана, п/я 2572 и других учреждений по совершенствованию системы профессионального обучения космонавтов на тренажерах; по разработке специаль­ных тренировок («тренировочных зон») на борту орбитальных станций в длительных космических полетах; по структуре и принципам использова­ния бортовых тренажеров; по внедре­нию новых психологических методов анализа и оценки деятельности космо­навтов на тренажерах.

Третий этап — с 1981 по 1985 г.г. Эти годы лаборатория работала по теме «Теория и методология психологии трудовой деятельности в особых и эк­стремальных условиях». После ухода на пенсию заведующего лабораторией кандидата медицинских наук В.А. По­пова и в связи со структуризацией, проводившейся в Институте психоло­гии в 1983 г., лаборатория была переименована в лабораторию психоло­гии труда. Заведующим лаборатори­ей стал кандидат психологических наук В.Г. Зазыкин. Группу моделиро­вания особых условий и деятельности человека-оператора возглавил канди­дат технических наук В.А. Чурсинов, группу диагностики и управления функциональными состояниями человека-оператора — кандидат психо­логических наук Л.Г Дикая, группу психологических проблем управления движущимися объектами в особых условиях — кандидат психологичес­ких наук В.А. Денисов. В группу ис­следователей данной тематики вклю­чились кандидаты психологических наук Н.А. Тарасова, Ж.Д. Ляскина, А.В. Мельников, С.С. Бубнова и др.

Соисполнителями работ по этой проблематике были лаборатория ин­женерной психологии и лаборатория индивидуальных различий ИП АН СССР, Институт космической и авиа­ционной ЦПК им. Ю.А. Гагарина, ЯрГУ, НИИКСИ при ЛГУ, МАИ, ЦКБМ, НИИК и ЭН. В этот период цели и задачи исследования остались прежними, но акцент был сделан на теоретическом осмыслении результатов, разработке методик и практичес­ких рекомендаций.

В эти годы экспериментальные ис­следования на плавучем стенде про­должались. Кроме того, в лаборатории психологии труда в здании Института был создан сначала эксперименталь­ный комплекс на базе автоматизиро­ванного экспериментального комплекса (АЭК) «Амфитон», а позднее уникальный экспериментальный комплекс на базе современной специ­ализированной ЭВМ «Plurimat-S» (старший инженер С.А. Варашкевич) и аналого-цифровой системы по моделированию деятельности космонав­та в ситуациях стыковки и спуска, раз­работанной В.А. Чурсиновым. Поэто­му появилась возможность проводить 3-суточные эксперименты с 72-часо­вой депривацией сна уже на собствен­ной лабораторной базе.

В этот период было проведено де­вятнадцать таких экспериментов, в которых приняли участие сотрудники лабораторий Института, ЦПК им. Ю.А. Гагарина, ИМБП, Минздрава СССР, МВТУ, ЯрГУ, НИИКСИ при ЛГУ, МГУ им. М.В. Ломоносова и др.

Согласно утвержденным планам НИР, целью исследований лаборато­рии в эти годы стала разработка основ теории трудовой деятельности в осо­бых и экстремальных условиях. Объек­тами исследований являлись деятель­ность операторов сложных СЧМ (в том числе робототехнических и гибких автоматизированных» систем), трудо­вая деятельность лиц умственного тру­да (в том числе по взаимодействию человека и ЭВМ), деятельность опера­торов спецобъектов и т. п. (рисунок 3).

Рисунок 3. Групповая деятельность экипажа под руководством методистов из НИИКСИ при ЛГУ


Для этого в лаборатории были со­зданы автоматизированные экспери­ментальные комплексы, позволяю­щие моделировать операторскую де­ятельность по управлению системами современных движущихся объектов и технических комплексов и проводить комплексные экспериментальные психологические исследования дея­тельности и процесса профессио­нальной подготовки операторов в ла­бораторных условиях, в полунатурных условиях искаженной афферентации и измененного функционального со­стояния.

При проведении комплексных ис­следований моделировались разные воздействия с целью регуляции небла­гоприятных функциональных состоя­ний с помощью разных способов: аутотренинга, дыхательных упражне­ний по системе «йога», экстрасенсор­ных воздействий.

Экспериментальные исследования проводились также на промышленном предприятии. Сотрудники лаборато­рии выполняли ряд инженерно-пси­хологических работ, направленных на изучение особенностей и анализ эф­фективности сложных видов профес­сиональной деятельности операторов различных технических объектов, со­вместно с предприятиями космичес­кой, авиационной, атомной и оборон­ной промышленности.

Рисунок 4. Совместная деятельность на яхте двух испытателей по выполнению задач причаливания космического корабля


С предприятием-разработчиком космической и оборонной техники НПО Машиностроения проводилась работа по теме «Исследование психо­логических принципов и методов эргономической оптимизации образцов новой техники с целью повышения их эффективности» (НИР НФ-31). Ее за­дачей являлась разработка системы оценки операторской деятельности в процессе профессиональной подго­товки на учебно-тренировочных стен­дах (УТС) как составной части систе­мы эргономического обеспечения но­вой космической техники.

Работа состояла из нескольких эта­пов. На начальных этапах были опре­делены основы и принципы построе­ния системы оценки деятельности опе­раторов. На промежуточных этапах — разработаны основы построения и требования к аппаратурному и программному обеспечению предлагае­мой оценки деятельности, а также процедуры и алгоритмы обработки ре­зультатов используемых в ней методов содержательного и количественного анализа деятельности операторов (Ю.Я. Голиков, А.Н. Костин, В.А. Чурсинов, Б.Н. Митрофанов). Завершаю­щий этап был посвящен экспериментальной проверке обобщенного варианта системы оценки операторской деятельности. Экспериментальные исследования проводились на УТС, на котором моделировались режимы управления техническим комплексом. В экспериментах принимала участие группа инженеров-испытателей и эр­гономистов НПО Машиностроения, для которых исследуемая деятельность была профессионально значимой.

Четвертый период — с 1986 г., когда заведующей лабораторией стала кан­дидат психологических наук Л.Г. Ди­кая. Экспериментальные исследова­ния на яхте и на экспериментальном комплексе в Институте психологии были продолжены. В них приняли ак­тивное участие новые сотрудники лабо­ратории психологии труда: С.А. Шапкин, кандидат философских наук А.Н. Занковский, Б.Н. Шкопоров, С.Л. Шор, О.Л. Дубнер, и аспиранты В.В. Семикин, А.В. Махнач и др.

Коллективом лаборатории прово­дилась координационная работа на основе договоров о научно-техничес­ком сотрудничестве с шестнадцатью организациями: ИМБП МЗ СССР; факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова; Особым конструкторским бюро биологической и медицинской кибернетики; НИИ радио­физики им. акад. А.А. Расплетина; НИИ комплексных социальных ис­следований при ЛГУ, НИИ «Волна» (г. Загорск); НИИ проектно-конструк­торских работ; Технологическим ин­ститутом источников тока; НИИ ГА; Донецким медицинским институтом; МВТУ им. Баумана; п/я А-1233; ВНИИТ; Тюменским университетом и Тренажерным центром Западного бас­сейна; Петрозаводским госуниверситетом; Балашовским пединститутом и др. В организации и проведении полевых исследований в условиях экспедиции участвовало более 35 научных сотруд­ников из указанных выше организаций.

Совместно с ИМБП МЗ СССР и при его финансировании проведены трех- и восьмисуточные эксперимен­ты по исследованию работоспособ­ности человека-оператора в услови­ях 4-, 6- и 8-часовых сдвигов режима труда и отдыха и частичной или пол­ной 72-часовой депривации сна.

В качестве основных результатов можно выделить следующие.

  1. На основе экспериментальных исследований напряженности дея­тельности человека предложено тео­ретическое обоснование критериев надежности деятельности. Показана необходимость пересмотра этого по­нятия применительно к задачам инже­нерной психологии. Обосновано, что надежность деятельности следует рас­сматривать как функцию включенно­сти резервных возможностей челове­ка в деятельность.

  2. Предложено структурно-дина­мическое описание операторской де­ятельности как иерархической струк­туры, элементы которой динамически упорядочены во времени определен­ными способами регуляции, что по­зволяет организовать процесс проек­тирования деятельности с учетом ее психологического содержания.

  3. Сформулирован новый теорети­ко-методологический подход к функ­циональному состоянию как результа­ту системного взаимодействия между психологической системой оператор­ской деятельности и психологической системой деятельности по регуляции состояния, что позволяет направлен­но управлять состоянием и деятель­ностью человека при кратковременных и длительных экстремальных воздействиях.

  4. Разработана оригинальная кон­цепция стресса в особых и экстремаль­ных условиях деятельности.

  5. Разработаны принципы модели­рования разных видов операторской деятельности и различных экстре­мальных условий (гравитоинерционные воздействия, режим многосуточной непрерывной деятельности, нор­мированные сдвиги режимов труда и отдыха и др.), позволяющие про­водить длительные комплексные лабораторные и полунатурные эк­сперименты в целях ускорения внедрения результатов психологи­ческих исследований и новой тех­ники в практику использования.

  6. На основе содержательного и количественного анализа психоло­гической системы деятельности оп­ределена степень включенности ре­гулятивных систем разного уровня в структуру деятельности на разных стадиях обучения и в экстремальных условиях деятельности; выявлены способы стабилизации статически неустойчивых объектов; определе­ны в системе профессионально важных качеств подсистемы, отве­чающие за надежность и устойчи­вость деятельности.

  7. Исследование надежности со­вмещенной операторской деятель­ности в условиях вахтенного режи­ма работы позволило выделить общие и специфические компоненты надеж­ности, относящиеся к разным дей­ствиям; выявить факторы, определя­ющие эти компоненты; определить значимые индивидуальные различия в надежности деятельности.

  8. На основе анализа психологи­ческого подобия деятельности в ситу­ациях различного класса разработан метод повышения эффективности профессиональной подготовки опера­торов к деятельности в аварийных си­туациях.

  9. Разработаны принципы психо­логической классификации и крите­рии эффективности разных форм, ме­тодов и способов психофизиологи­ческой саморегуляции состояния человека-оператора, позволяющие повысить стрессоустойчивость, надежность и резервные возможности его психики в экстремальных услови­ях деятельности.

  10. Разработаны рекомендации по повышению эффективности опера­торской деятельности в условиях нормированного сдвига режимов труда и отдыха и по организации вах­тенного режима работы экипажей операторов в условиях длительной изоляции. Разработаны также инже­нерно-психологические рекоменда­ции по аттестации рабочих мест, рекомендации по оптимизации дея­тельности и функционального состо­яния оператора в системах управ­ления динамическими объектами и техническими комплексами.

  11. Разработан метод комплексной оперативной оценки эффективности деятельности операторов-испытуемых, обеспечивающий повышение мотивации к выполнению исследуе­мых задач управления.

  12. На основе анализа экспери­ментальных данных исследования пространственной ориентации опе­раторов установлено, что основой ориентации в динамически изменен­ной пространственной среде являет­ся формирование оператором полимодального пространственного представления на основе различных сигналов пространственного положения (от различных анализаторных систол)

  13. Разработаны рекомендации по введению на учебно-тренировочных средствах системы оценок деятельно­сти оператора, состоящей из 2-х под­систем: подсистемы оперативного контроля деятельности операторов, направленной на оценку преимуще­ственно количественных характери­стик деятельности, и подсистемы углубленного контроля деятельности, предназначенной для общей оценки деятельности с учетом содержательного психологического анализа.

  14. Предложена психорегуляцион­ная концепция психической надежно­сти человека-оператора, обосновыва­ющая распределение функций между человеком и машиной.

  15. Разработан равнозначный под­ход к взаимодействию человека и тех­ники и принцип взаимного резерви­рования оператора и автоматики.

  16. На основе психофизического анализа, оценки спектрально-корре­ляционных параметров ЭЭГ и ампли­тудно-временных параметров связанных с событием вызванных потенци­алов разработаны и апробированы методы оценки бдительности оператора-наблюдателя и резервов его внима­ния в особых условиях деятельности, сопровождающейся значительными изменениями функционального со­стояния.

  17. Разработан и подготовлен для внедрения в практику подготовки кос­монавтов (заказчик НПО «Энергия») экспериментальный образец техни­ческого средства обучения (ТО) операторов, включающий микро-ЭВМ и графический дисплей, ориентирован­ный на использование в качестве про­межуточного обучающего средства между теоретическим курсом обуче­ния и комплексными тренировками операторов-космонавтов.

Рисунок 5. Испытатель под руководством методиста выполняет психофизические задачи


Результаты исследований, прове­денных в лаборатории за этот период, широко внедрялись в практику народ­ного хозяйства: в промышленные организации, в том числе оборонного значения.

  1. Для ИМБП МЗ СССР успешно завершена работа по направлению «БТС» и НИР «Исследование специ­фики формирования и сохранения профессиональных сенсомоторных навыков и разработка метода диагно­стики функционального состояния на основе анализа вызванных потенциа­лов при сдвигах режима труда и отды­ха». По той же теме выполнена работа для ВНИИ профтехобразования.

  2. Факультету психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и НИИКСИ при ЛГУ переданы: «Модифицированный метод регистрации кожно-гальвани­ческой реакции при групповой дея­тельности, «Комплекс методик по изу­чению операторской деятельности при управлении сложными динамически­ми объектами», «Методика исследова­ния сенсомоторных координаций при гравитоинерционных воздействиях», «Методика исследования функцио­нального состояния человека-оператора в процессе обнаружения звуково­го сигнала методом вызванных потен­циалов».

  3. В учебный процесс МАИ вне­дрено методическое пособие «Мето­ды исследований информационно­го взаимодействия в АСУ», в НИОКР в/ч 52682 внедрены инструкция по профотбору и методическая разработ­ка по теме «Конфликты в коллективе и пути их преодоления».

  4. В ИМБП МЗ СССР переданы «Комплекс методик по изучению опе­раторской деятельности при управле­нии сложными динамическими объек­тами», «Методика исследования сенсомоторных координаций при гравитоинерционных воздействиях».

  5. Получена бронзовая медаль ВДНХ за монографию «Психологичес­кие проблемы деятельности в особых условиях» (диплом ВДНХ за 1986 г.).

Начиная с 1979 г. лаборатория регу­лярно организовывала или участвова­ла в организации Всесоюзных конфе­ренций и межведомственных рабочих совещаний по проблемам операторс­кой деятельности в особых и экстре­мальных условиях:

  • «Проблемы инженерно-психоло­гического проектирования СЧМ», г. Звенигород 1979, 1980, 1983 г.г.;

  • «Психологические проблемы управления состоянием человека- оператора», г. Рига, 1982 г.;

  • «Эффективность деятельности человека-оператора» с участием предста­вителей заказчиков и соисполните­лей, г. Звенигород, декабрь 1984 г.;

  • Всесоюзный семинар-совещание «Психологическая устойчивость профессиональной деятельности» совместно с Одесским пединститу­том, г. Одесса, 1984 г.;

  • Международная конференция «Проблемы психической напря­женности» при участии Цент­ральной лаборатории по психоло­гии Народной республики Болга­рии, г. Москва, 1989 г.;

  • Межведомственное научно-прак­тическое совещание «Психология труда в проблемных ситуациях», г. Саратов, 1989 г.;

Результаты исследований по кос­мической психологии регулярно до­кладывались на всесоюзных и между­народных конференциях. По матери­алам этих исследований были подго­товлены и защищены более 15 канди­датских диссертаций.

За этот период по указанным выше темам исследований лаборатории были опубликованы следующие моно­графии и сборники:

  • Психологические проблемы косми­ческих полетов. — М.: Наука, 1982;

  • Психические состояния и эффек­тивность деятельности. — М.: На­ука, 1983;

  • Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. — М.: Наука, 1983;

  • Проблемы управления состоянием человека. — М.: ИП АН, 1984;

  • Психологическая устойчивость профессиональной деятельности / Под ред. Ю.М. Забродина, Л.Г. Ди­кой, А.Я. Чебыкина, Е.С. Романо­вой. — Одесса, 1984;

  • Психологические проблемы дея­тельности человека-оператора в особых условиях. — М.: Наука, 1985;

  • Функциональные состояния и эф­фективность деятельности человека- оператора в режиме непрерывной деятельности / Под ред. Л.Г. Дикой. - М.: ИП АН, 1987;

  • Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. — М.: ИП АН СССР, 1987;

  • Методики исследования и диагно­стики функциональных состояний и работоспособности человека- оператора в экстремальных услови­ях / Под ред. Л.Г. Дикой и А.Н. Занковского. — М.: ИП АН СССР, 1989;

  • Психическая напряженность в трудовой деятельности / Под ред. Л.Г. Дикой и А.Н. Занковского. — М.: ИП АН СССР, 1989;

  • Методики анализа и контроля тру­довой деятельности и функцио­нальных состояний. — М.: ИП РАН, 1992;

  • Методики анализа операторской деятельности и диагностики пси­хических состояний / Под ред. Л.Г. Дикой. — М.: ИП РАН, 1994.

1989 год — год финансового кризи­са для России и кризиса в нашем со­трудничестве с Космосом.

Но мы с благодарностью вспоми­наем прошедшее время и всех коллег, принявших участие в наших иссле­дованиях.

Для цитирования статьи:

Дикая Л.Г. Вклад Института психологии Российской академии наук в развитие космической психологии// Национальный психологический журнал — 2011. — №1(5) — с.78-84.

Dikaya L.G. (2011). Contribution of the Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences into the development of space psychology.National Psychological Journal,1(5), 78-84

О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2020
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер