ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяВсе статьи журналаНомера

Зинченко Ю.П., Володарская И.А. Новые специализации по психологии // Национальный психологический журнал - 2011.-№1(5)-с.119-123

Автор(ы): Зинченко Юрий Петрович; Володарская Инна Андреевна

Аннотация

Проанализированы задачи, стоящие перед психологами в современном обществе. Рассказывается о работе, проводимой факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, над подпроектом «Реализация образовательных программ инновационного типа в области психологии». Представлены созданные в его рамках новые психологические специализации, имеющие межкафедральный и междисциплинарный характер и направленные на подготовку профессионалов для решения актуальных теоретических и практических проблем современной психологии.

Страницы: 119-123

Разделы журнала: Подготовка кадров

Ключевые слова: психологическое образование; образовательные программы ; задачи современной психологии; психология переговоров; психология конфликта; психология развивающего инновационного образования; психология безопасности; психология здоровья; психологическая компетентность

PDF: /pdf/npj_no05_2011/npj_no05_2011_119-123.pdf

Интенсивные социально-эконо­мические изменения, происходящие в обществе, требуют повышения про­фессиональной мобильности и конку­рентоспособности личности. Диктует свои запросы и рынок труда, на кото­ром востребованность той или иной профессии зависит от запросов самого рынка, а представления работодателей о содержании деятельности запрашиваемого ими специалиста часто не со­ответствуют способности и готовности выпускника вуза к осуществлению того или иного вида деятельности.

Все это находит свое отражение в изменении приоритетов подготовки будущих специалистов — смещении их направленности на развитие субъектности, способности к самореализации и возможности самостоятельно ре­шать профессиональные и жизненные задачи.

Особенности профессиональной деятельности психолога определяют­ся ее направленностью на человека во всем спектре взаимосвязанных биоло­гических, психических и социальных составляющих, претерпевающих из­менения на различных этапах разви­тия индивида и общества.

В современном мире происходят крупномасштабные преобразования, следствием которых является сниже­ние уровня не только индивидуально­го, но и общественного психического здоровья. Социальные изменения со­впадают во времени с техногенной и информационной революцией. Уве­личивается число детей и взрослых, относящихся к так называемым «груп­пам риска» с возможными отклонени­ями в психике и поведении, которые вызваны невозможностью приспосо­биться к содержанию и темпу проис­ходящих в мире изменений.

Преодоление психосоциальных стрессов невозможно без компетент­ного психологического вмешатель­ства, направленного на профилакти­ку психического здоровья, а также на коррекцию и психотерапию уже име­ющихся расстройств. В связи с этим запрос общества на профессионально-психологическую помощь, поддержку и сопровождение требует своего незамедлительного удовлетворения.

Система широкомасштабного психологического образования в Рос­сии сложилась в течение последних 10—15 лет. До 1991 года подготовка психологов осуществлялась в пяти университетах страны. В настоящее время эту специальность можно по­лучить более чем в 500 учебных заведениях, в том числе в 70 классических университетах.

За последнее десятилетие подго­товка профессиональных психологов существенно изменилась. Совершен­ствуется содержание изучаемых дис­циплин, активно внедряются совре­менные технологии обучения. Для ре­шения большинства практических задач требуются, как правило, глубо­кие теоретические знания из различ­ных областей психологии.

В рамках реализации проекта «Формирование системы инноваци­онного образования в МГУ имени М.В. Ломоносова» факультет психоло­гии проводит работу над подпроектом «Реализация образовательных про­грамм инновационного типа в облас­ти психологии». Она осуществляется в следующих направлениях: разработка и реализация новых образовательных программ по направлениям «Психоло­гия» и «Клиническая психология»; разработка и апробация критериев и компьютеризированной процедуры оценки качества реализации этих про­грамм; разработка и обеспечение психолого-педагогического сопровожде­ния внедрения инновационных образовательных программ.

При участии сотрудников практи­чески всех кафедр и лабораторий впер­вые были созданы следующие специ­ализации:

  • Психология переговоров,

  • Психология конфликта,

  • Психология развивающего инно­вационного образования,

  • Психология безопасности,

  • Психология здоровья.

Существенная особенность этих программ состоит в том, что они имеют межкафедральный и междисциплинар­ный характер и направлены на подго­товку профессионалов для решения актуальных теоретических и практических проблем современной психологии.

Психология переговоров. Поиск стратегий, обеспечивающих достиже­ние согласия, рост доверия, баланс интересов противоборствующих сто­рон, поддержку процессов социальной консолидации и групповой сплочен­ности, выступает сегодня как приори­тетная политическая, методологичес­кая и междисциплинарная задача, яв­ляющаяся без преувеличения вызовом XXI века. Для ее достижения необхо­дим поиск в истории культуры (в том числе в дипломатии) социокультурных действий, обеспечивающих достиже­ние согласия. Здесь одним из традици­онных институтов является соци­альный институт переговоров, прояв­ляющихся в самых разных формах и делающих фигуру «посредника» (пе­реводчика, арбитра, судьи, эксперта, консультанта, переговорщика) ключевой в социальных сценариях раз­личных исторических, этнических, религиозных и межличностных стол­кновений.

Психология переговоров — при­оритетная область теоретического и практического знания в современном мире, наполненном противоречиями, проблемами, конфликтами и кризиса­ми. Профессиональный посредник или переговорщик — специалист, обладающий систематизированными знаниями в области психологии пере­говоров, владеющий практическими навыками несилового и творческого разрешения проблемных, конфликт­ных и кризисных ситуаций и миро­творчества в целом.

Это специалист по налаживанию толерантного диалога в широком диа­пазоне: от межличностных конфлик­тов до социальных макроконфликтов. Общество чрезвычайно нуждается в таких людях, способных позитивно решать сложные вопросы на межлич­ностном, межгрупповом и межгосударственном уровнях в целях разреше­ния споров, достижения сотрудниче­ства и консолидации в различных группах и в обществе в целом.

Важно отметить, что переговор­щик — это Посредник с большой бук­вы. Это значит, что его мышление дол­жно быть инновационным, он должен обладать умением переводить сообще­ния из одной системы ценностей и представлений в другие, с языка одной культуры (профессиональной, нацио­нальной, организационной) на язык другой. Выпускники специализации могут играть ту роль, которую Ю. Хаббермас отводил интеллектуалам — ма­стерам коммуникации, умеющим на­лаживать диалог между системой (вла­стью, структурами доминирования и подчинения) и жизненным миром (повседневным дискурсом, обыденным сознанием отдельных соци­альных групп).

Востребованность специалистов по переговорному процессу определяется:

  • возросшей потребностью совре­менного общества в профессиона­лах, способных к организации служб по предотвращению острых кризисных ситуаций (локальные конфликты, терроризм, незакон­ная миграция, антропогенные и природные катастрофы и др.), пре­одолению вызываемых ими тяже­лых социально-психологических последствий и снижению социаль­ной напряженности;

  • необходимостью разработки куль­турно-психологических механиз­мов и практических технологий обеспечения устойчивого развития и антикризисного управления в разных сферах жизнедеятельности человека;

  • потребностью систем управления разного уровня в методах социаль­но-психологической экспертизы различных социальных, экономи­ческих и политических проектов;

  • возросшей потребностью общества в снижении социальной напря­женности, повышении согласия и консолидации;

  • увеличением количества междуна­родных связей, выходом России на международный рынок.

Обучение в рамках данной специ­ализации опирается на методологию перехода в образовательной и практи­ческой деятельности от парадигмы конфликта к парадигме толерантнос­ти. Оно ориентировано на ненасиль­ственные творческие методы, на­правленные против военного насилия, структурного насилия (экономическая эксплуатация и политические репрессии) и насилия культурного, ориен­тировано на снижение агрессии, ксе­нофобии, повышение готовности к сотрудничеству и консолидации, ориентировано на помощь в ситуаци­ях реального мира (проблемно-ориен­тированный подход).

Освоение методологии понимания переговоров как социальных действий открывает для переговорщика путь взаимодействия с человеком как ак­тивным деятелем, субъектом действия в различных сложных системах. По­добная методология выступает осно­вой создания школы переговоров в неопределенных ситуациях, ситуаци­ях прогнозирования рисков, принятия решения в ситуациях социального, политического, экономического и личностного выбора.

Специалист в области психологии переговоров владеет следующей сово­купностью ключевых компетенций:

  • анализ, оценка и прогнозирование переговорного процесса в межлич­ностном и межгрупповом взаимо­действии, в коммерческих, семей­ных, межкультурных, внутри- и межорганизационных отношениях, в переговорах разной степени сложности, в том числе в ситуациях, связанных с риском для жизни;

  • ведение переговоров, фасилитирование группового принятия реше­ний, осуществление посредниче­ства при решении проблем, разно­гласий, споров и конфликтов различного характера;

  • обеспечение справедливости в орга­низациях, построение этической инфраструктуры, предотвращаю­щей деструктивные конфликты;

  • осуществление согласительной по­литики (формирование сообществ, построение и поддержка эффек­тивных социальных сетей, восста­новление разрушенных коммуни­каций и удерживание их в различ­ных ситуациях, направление конфликта в конструктивное рус­ло и др.).

Психология конфликтов. Рост на­пряженности в сферах социального взаимодействия, в том числе полити­ческого, экономического, этническо­го, религиозного, профессионального, находит свое выражение в различных конфликтах. С одной стороны, конф­ликт усиливает деструктивные тенден­ции в обществе, создает условия для конфронтации и противостояния различных политических партий, этни­ческих групп и т. п. С другой стороны, конфликт имеет позитивную функ­цию, позволяющую его участникам пересмотреть неэффективные, при­ведшие к конфликту установки и стра­тегии поведения и выработать новые — эффективные. В каждом конфликте (внутриличностном, межличностном, политическом, этническом, религиоз­ном и т. п.) имеются психологические составляющие, знание которых необ­ходимо для эффективного управления конфликтом и его разрешения.

Обучение по специальности «Пси­хология конфликтов» направлено на формирование у обучающихся компе­тенций, связанных с разрешением, прогнозированием и предотвращени­ем конфликтов в различных сферах деятельности (образование, здравоохранение, экономика, политика, культура, спорт, наука).

Реализация этих компетенций предполагает сформированность сле­дующих видов профессиональной де­ятельности:

  • определение причин, истории («биографии») конфликта и его стадий, явных и неявных участни­ков конфликта, мотивации конф­ликтующих сторон, позиций учас­тников, основных стратегий пове­дения в конфликте, степени вовле­ченности в конфликт, ресурсов конфликтующих сторон, выявле­ние намерений сторон, готовнос­ти договориться;

  • создание программы разрешения конфликта: подбор наиболее эф­фективных методов и техник управ­ления конфликтом (устранение причин конфликта, коррекция по­ведения участников, поддержание оптимального уровня конфликтно­сти и т. д.) до его полного урегули­рования; формирование у участни­ков мотивации, направленной на поиск конструктивного, нестандар­тного способа решения конфликта;

  • разрешение конфликта: выбор по­средника, ведение переговоров, медиация (создание необходимых условий для творческого поиска идей, выявления возможных вари­антов решения с учетом интересов всех сторон, оценки и отбора взаи­мовыгодных вариантов); контроль и коррекция поведения участни­ков, их эмоциональных состояний, стиля взаимодействия и т. п.;

  • прогнозирование поведения конф­ликтующих сторон: определение факторов риска, способствующих негативному развитию конфликта; прогноз последствий конфликта, в том числе возможных психических состояний участников;

  • профилактика и предотвращение конфликтных ситуаций: обучение способам и стилям бесконфликт­ного поведения, методам саморегу­ляции поведения и психических состояний.

Психология развивающего инноваци­онного образования. Необходимость подготовки специалистов по данной программе определяется дефицитом высококвалифицированных специа­листов по разработке и реализации инновационных образовательных тех­нологий разного типа и уровня, начи­ная с разработки и реализации набора коррекционно-развивающих упражнений для детей с теми или иными специальными нуждами и заканчивая построением внутрикорпоративных программ обучения крупнейших фи­нансово-промышленных групп и объединений, а также программ пере­подготовки и повышения квалифика­ции госслужащих высшего звена.

Общим моментом во всех подобных и близких им по значимости, социаль­ной, экономической и политической цене вопроса, при всем конкретном разнообразии таких программ, должна быть гарантированность результата, то есть обеспечение формирования у обу­чающихся следующих компетенций:

  • проектирование образовательного пространства с ориентацией на со­циальную среду, деятельность обу­чающего и особенности обучаемо­го (взрослый, ребенок, группа);

  • диагностика уровня развития со­ставляющих образовательного пространства, включая эксперти­зу инновационно-развивающего потенциала среды, содержания развивающего образования (учеб­ных планов, программ, методов, средств, организационных форм обучения и воспитания) с точки зрения оптимальных развиваю­щих эффектов, уровня личностно­го и познавательного развития обучающихся;

  • коррекция образовательных про­грамм.

Психология безопасности. Совре­менный мир предоставляет субъекту огромное число разнообразных воз­можностей, в то же время неизбежно увеличивается число всевозможных рисков, которым подвергается чело­век. Увеличивается темп жизни, стано­вятся более интенсивными информа­ционные потоки. Все возрастающие риски закономерно приводят к увели­чению числа профессий и специаль­ностей, направленных на обеспечение безопасности. Условия работы специ­алистов этих профессий, как правило, отличаются от обычных: они связаны с действием в разнообразных экстре­мальных ситуациях.

Все большее число специалистов из разных областей психологической и медицинской практики занимают­ся разработкой концепций, методо­логии и практических рекомендаций по психологии безопасности, стре­мясь привнести свой вклад, оказать реальную помощь и объяснить неко­торые феномены человеческого пове­дения в экстремальных ситуациях и пути преодоления их негативных по­следствий.

Однако, несмотря на всю важность и актуальность проблем, задачи в об­ласти психологии безопасности для большинства молодых специалистов- психологов являются достаточно но­выми. Несмотря на очевидную необ­ходимость комплексного подхода при подготовке специалистов в области психологии безопасности, единой об­разовательной концепции до после­днего времени не существовало.

Концепция специализации «Пси­хология безопасности» создана на ос­нове научно-методического и практи­ческого опыта специалистов, в течение многих лет работающих в данной обла­сти. Она включает не рассматриваемые ранее (в рамках учебных курсов высших учебных заведений) темы: деятельность психолога при работе с кризисными со­стояниями, психологическая диагнос­тика в системе сопровождения специ­алистов по экстремальным видам дея­тельности, гендерные особенности поведения в экстремальных ситуациях, технологии формирования моделей безопасного поведения и т. д.

Программа специализации «Пси­хология безопасности» реализуется впервые и представляет комплексный подход к подготовке специалистов в этой области.

Целью специализации является подготовка работников широкого про­филя, способных решать следующие профессиональные задачи: оказание психологической помощи людям, пе­режившим экстремальные и кризис­ные ситуации; разработка программ диагностики и реабилитации посттравматических стрессовых рас­стройств; организация профессиографических исследований.

Специализация «Психология безопасности» предполагает подготов­ку специалистов сразу в нескольких направлениях:

  • подготовка в области психологии безопасности;

  • психологическая помощь и реаби­литация людей, попавших в разно­образные экстремальные или кри­зисные ситуации;

  • психологическое сопровождение специалистов, чья деятельность протекает в условиях, отличных от нормальных.

Такая широкая область примене­ния определяет целесообразность междисциплинарного характера спе­циализации и предполагает высокую психологическую подготовленность специалистов. Главной задачей специ­ализации «Психология безопасности» является подготовка специалистов, обладающих системой знаний, навы­ков, умений в области психологии безопасности, способных самостоятель­но решать широкий круг профессио­нальных задач:

  • применять психодиагностические методики, необходимые для оцен­ки наличия и выраженности сим­птоматики ПТСР и других послед­ствий хронического или травматического стресса;

  • проводить профессиографические исследования;

  • формировать батареи психодиа­гностических средств, применять и адаптировать методики, необходи­мые для оценки степени выражен­ности профессионально важных качеств (при мероприятиях по про­фессиональному психологическо­му отбору или аттестации), уровня накопления стрессорных наруше­ний у специалистов экстремально­го профиля;

  • разрабатывать программы, плани­ровать и осуществлять мероприя­тия по психологической подготов­ке специалистов экстремального профиля, а также программы, по­священные психологическим ас­пектам безопасности, для слушате­лей различных возрастных и социальных групп;

  • оказывать психологическую по­мощь (как в остром периоде, так и на последующих этапах) людям, пережившим экстремальные и кризисные ситуации.

Психология здоровья рассматрива­ется в современной науке и сфере практической деятельности как са­мостоятельный раздел клинической психологии, разрабатывающий про­блему охраны здоровья как междис­циплинарную область, связанную с улучшением здоровья как отдельных индивидов, так и общества, разра­боткой методов специфической и не­специфической профилактики, оценки и коррекции неадекватных поведенческих моделей, повышения индивидуально-психологической ценности здоровья.

В настоящее время представления о здоровье формулируются не через негативную формулу: «здоровье — это отсутствие болезни», а через по­зитивную: «здоровье — это специфи­ческая психофизиологическая сущ­ность, обеспечивающая наилучшую адаптацию человека к меняющимся психо-био-социальным условиям су­ществования». В таком контексте здоровье — это не негатив болезни, а самостоятельная онтологическая сущность. Кроме того, исходя из преамбулы устава Всемирной организа­ции здравоохранения, здоровье рас­сматривается как не только «отсут­ствие болезни, но состояние полного физического, психического и соци­ального благополучия».

Подобный подход противостоит эмпирически сложившемуся представ­лению о соотношении здоровья и бо­лезни, рассматривающему болезнь как следствие исключительно биологичес­ких причинно-следственных отноше­ний: «любая болезнь имеет однознач­но устанавливаемые естественные при­чины». Эта одномерная модель имеет следствием представления о том, что человек не несет ответственности ни за происхождение, ни за лечение своей болезни: причины ее имеют исключи­тельно биологический характер, а за ле­чение должны отвечать только специалисты. Однако, современные исследо­вания показывают, в частности, что более 50% причин ранней смертности имеют психологическую обусловлен­ность: вредные привычки, неправиль­ное питание, неправильный образ жиз­ни, различные формы зависимости и культурно обусловленной патологии.

Данные ВОЗ показывают, что если в 1900 году основной причиной смер­тности (40%) были инфекционные бо­лезни, то в 1973 году они составляли уже лишь 6%. Их место заняли более сложные психологически опосред­ствованные причины, такие как сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, алкоголизм, токсикома­нии и смерти, связанные с неосторож­ными действиями, определяющиеся образом жизни человека.

Образовательная программа по специализации «Психология здоро­вья» дает студентам возможность овла­деть необходимой для работы в облас­ти клинической психологии системой научных и практических знаний, от­носящихся к образу жизни и профессиональной деятельности, воспита­нию, образованию с учетом их влия­ния на здоровье, профилактику и эффективность лечения.

В соответствии со своей фунда­ментальной и специальной подготов­кой специалист может выполнять следующие виды профессиональной деятельности в учреждениях здраво­охранения, образования, социальной помощи населению, в сфере управ­ления, производства и бизнеса: диагностическую, экспертно-консульта­ционную, коррекционную, профи­лактическую, реабилитационную, научно-исследовательскую, культур­но-просветительную, учебно-воспитательную, — и решать соответствую­щие профессиональные задачи.

Так, при выполнении различного вида практических работ, данный спе­циалист способен и готов:

  • диагностировать отклонения в по­ведении и психической деятельно­сти людей;

  • участвовать в психолого-педагогической, врачебно-трудовой, воен­но-врачебной и комплексной су­дебной психолого-психиатрической экспертизе;

  • разрабатывать и модернизировать диагностические, профилактичес­кие, психокоррекционные и реа­билитационные методики;

  • создавать личностно-ориентиро­ванные научно обоснованные про­граммы повышения эффективнос­ти здорового образа жизни, кор­рекции рискованного поведения, копинг-стратегий, расширения копинг-ресурсов, эффективного стресс-менеджмента;

  • консультировать супругов, роди­телей, детей, врачей, учителей и других специалистов, а также разрабатывать индивидуальные программы психологической по­мощи;

  • организовывать и осуществлять профилактическую, коррекцион­ную, реабилитационную и разви­вающую помощь взрослым и де­тям, разрабатывать методы психо­логической помощи.

Реализация указанных выше инно­вационных образовательных программ позволяет осуществить подготовку спе­циалистов в области актуальных про­блем психологии, способствует повы­шению академической мобильности, расширению междисциплинарной и межфакультетской интеграции, по­вышению гибкости учебных планов и программ, усилению конкурентоспо­собности российского психологичес­кого образования на мировом рынке и его интеграции в международное образовательное пространство.

Для цитирования статьи:

Зинченко Ю.П., Володарская И.А. Новые специализации по психологии // Национальный психологический журнал - 2011.-№1(5)-с.119-123

Zinchenko Yu.P., Volodarskaya I.A. (2011). New specialist area in psychology.National Psychological Journal,1(5), 119-123

О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2021
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер