ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

Аннотированный указатель статей «Национального психологического журнала»

Фильтр
Ru:
Поступила:
Дата публикации в журнале:
Аннотация:
DOI:
  

Рассказова Е.И., Тхостов А.Ш. Готовность к вакцинации против коронавируса как мера доверия официальным медицинским рекомендациям: роль тревоги и представлений // Национальный психологический журнал. 2021. № 1 (41). С. 76-90. doi: 10.11621/npj.2021.0107

Актуальность. Успешность программ вакцинации против коронавируса во многом определяется готовностью людей прививаться, следуя официальным рекомендациям. Последняя зависит от восприятия риска, беспокойства по поводу безопасности и эффективности, доверия источнику рекомендаций.

Цель: исследование субъективной готовности к вакцинации против коронавируса и ее связи с тревогой пандемии, защитными действиями, отношением к вакцинации.

Методика и выборка. 525 человек в возрасте от 18 до 65 лет в конце 2020 года заполняли шкалы, выявляющие тревогу, защитные действия в ситуации пандемиии когнитивные представления о вакцинации, отвечали на вопросы об опыте заболевания коронавирусом у себя и близких и о готовности к вакцинации.

Результаты. Готовность к вакцинации против коронавируса проявляют 13,2–17,0% респондентов, прививку от гриппа сделали 18,5%. Низкая готовность к вакцинации определяется не столько полным ее отрицанием (24,6–30,6%), сколько сомнениями и недоверием (59,0–60,4%) на фоне таких доминирующих переживаний, как боязнь негативных ее последствий, страх не получить медицинскую помощь и опасения заразить близких. Неуверенность в необходимости вакцинации связана не только с сомнениями в ее эффективности или важности для здоровья, но и с опасениями, что она служит для получения чьей-то выгоды, и что есть и другие, лучшие способы профилактики. Наличие у опрашиваемых большого количества знакомых, перенесших коронавирусную инфекцию, связано с более высокими показателями у них тревоги пандемии, а имеющийся опыт тяжелого или летального заболевания у личных знакомых — с тревогой пандемии и проявлениями чрезмерного мониторинга признаков заболевания у себя.

Заключение. Результаты регрессионного анализа позволяют предположить, что решение о вакцинации в ближайшее время основывается как на когнитивной уверенности в важности и эффективности вакцинации, так и на менее выраженной тревоге рисков и побочных эффектов. Решение об отказе от вакцинации объясняется преимущественно когнитивными представлениями



Поступила: 26.02.2021

Принята к публикации: 12.03.2021

Страницы: 76-90

DOI: 10.11621/npj.2021.0107

Автор(ы): Рассказова Елена Игоревна ; Тхостов Александр Шамилевич

Разделы журнала: Клиническая психология

Доступно в on-line версии с 30.03.2021

Хохлов Н.А., Федорова Е.Д. Нейропсихология бессознательного: современное состояние проблемы // Национальный психологический журнал. 2021. № 1 (41). С. 127-148. doi: 10.11621/npj.2021.0111

Актуальность (контекст) тематики статьи. Сфера бессознательного включает в себя множество феноменов, оказывающих значительное влияние на поведение человека и его познавательную деятельность. Хотя важность учета бессознательного очевидна для большинства психотерапевтов, в нейропсихологии его роль явно недооценивается. В связи с этим, представляет интерес современное состояние исследований мозговой организации бессознательных процессов.

Цель данного обзора состоит в описании современного состояния исследований мозгового обеспечения бессознательного в зарубежной и отечественной науке. 

Описание хода исследования. Описывается разнообразие бессознательных явлений, приводятся распространенные точки зрения на соотношение сознания и бессознательного, обсуждается проблема свободы воли. Ставится вопрос о том, допускает ли исследовательская программа нейропсихологии изучение бессознательных явлений. Проводится анализ предмета нейропсихологии, рассматривается изменение взглядов А.Р. Лурии на психологию бессознательного. Приводятся примеры изучения мозгового обеспечения различных проявлений бессознательного, выполненных в рамках разных направлений психологии. Обсуждаются принципы, которых следует придерживаться при проведении нейропсихологических исследований бессознательного.

Выводы. В зарубежной нейронауке представлено множество исследований мозгового обеспечения бессознательных процессов. Лидирующие позиции в этой сфере занимают нейропсихоанализ и когнитивная нейронаука. В отечественной нейропсихологии бессознательное почти не исследуется из-за его несоответствия традиционному предмету исследования — высшим психическим функциям. Однако в современных условиях исследовательская программа нейропсихологии допускает изучение бессознательного. Представляется перспективным нейропсихологическое изучение бессознательных явлений с учетом их эволюционного предназначения.

Поступила: 07.05.2020

Принята к публикации: 14.12.2020

Страницы: 127-148

DOI: 10.11621/npj.2021.0111

Автор(ы): Хохлов Никита Александрович; Федорова Елена Денисовна

Разделы журнала: Нейропсихология

Доступно в on-line версии с 30.03.2021

Алагуев М.В. Вступление в межкультурный брак: факторы выбора брачного партнера // Национальный психологический журнал. 2021. № 1 (41). С. 63-75. doi: 10.11621/npj.2021.0106

Актуальность. Межкультурные браки представляют собой модель межкультурных отношений на микроуровне и могут помочь понять меняющееся общество эпохи глобализации.

Цель: выявление отношения к вступлению в межкультурный брак и факторов, влияющих на выбор инокультурного брачного партнера у русских и бурят в Республике Бурятия.

Описание хода исследования. Исследование проводилось в 2020 г. в Республике Бурятия с помощью социально-психологического опроса на онлайн-платформе. Выборка (использовался метод «снежный ком») включалапредставителей 2-х этнических групп: русские (N= 111) и буряты (N= 102).

Результаты исследования. Отношение к вступлению в межкультурные браки в обеих группах выше среднего, при этом значимых различий между группами не выявлено. Отрицательное отношение к межкультурным бракам среди бурят в большей степени, чем среди русских, определялосьфакторами, отражающими принятие межкультурных браков родственниками, близкими и обществом в целом.Среди русских больше, чем среди бурят, отрицательное отношение к таким бракам связано с факторами, отражающими несовпадение личностных характеристик будущего супруга (ценностей, норм поведения) и правил межличностного общения. И для русских, и для бурят отрицательное отношение к вступлению в межкультурных брак связано со значимостью культурных факторов, сопряженных с повседневным общением (прием, приготовление пищи), особенностями воспитания детей и религиозными убеждениями.

Заключение. В целом общий благоприятный «дух времени», сложившийся в Бурятии в отношении межкультурных браков, способствует толерантному отношению к заключению таких супружеских союзов и у русских, и у бурят.

Поступила: 07.02.2021

Принята к публикации: 10.03.2021

Страницы: 63-75

DOI: 10.11621/npj.2021.0106

Автор(ы): Алагуев Михаил Викторович

Разделы журнала: Социальная психология

Доступно в on-line версии с 30.03.2021

Избасарова С.А. Вербальные и невербальные методы в исследовании социальных представлений о счастье // Национальный психологический журнал. 2021. № 1 (41). С. 53-62. doi: 10.11621/npj.2021.0105

Актуальность (контексттематики статьи. Феномен «счастья» обладает семантической неопределенностью и рассматривается преимущественно в рамках корреляционных исследований. Мультимодальный подход к анализу многоуровневых социально-психологических феноменов, в том числе феномена «счастье», весьма актуален и обладает значительным потенциалом. 

Целью работы являлось проведение исследования социальных представлений о счастье.

Процедура исследования. Нами было проведено исследование социальных представлений о счастье с помощью визуального анализа фотографий как одного из инструментов качественной методологии. Вторым способом сбора эмпирического материала являлись полуструктурированные интервью. Выборку составили две группы студентов от 21 до 24 лет. Группы были согласованы по составу и социально-экономическому положению. На первом этапе исследования испытуемым было предложено в течение месяца сделать фоторепортаж, состоящий из пяти — семи фотографий, на тему «счастье». Данные были проанализированы с точки зрения комплексной стратегии интерпретации визуальных данных, включающей герменевтический, семиотический, структурный и дискурсивный анализы. На втором этапе с другой группой испытуемых были проведены полуструктурированные интервью, которые впоследствии анализировались в рамках тематического подхода. Было проведено сопоставление данных, полученных разными методами исследования, проанализированы потенциал и ограничения вербальных и визуальных методических подходов. 

Результаты. Выявлены ядро и периферия социальных представлений о счастье, структура и содержание презентованы графически. Результаты, полученные путем качественного анализа фотографии, отразили те факторы в содержании социального представления о счастье, которые были незначимы в количественных исследованиях. Была выявлена эмоциональная вариативность исследуемого понятия, благодаря его визуальной презентации. 

Заключение. Представленный в работе дизайн исследования с использованием анализа визуальных данных и метода интервью показал свою эффективность в исследовании комплексных социально-психологических феноменов. Возможны несколько направлений дальнейших исследований: содержательный анализ изучаемого феномена иных возрастных групп, вариативность дизайна исследования с использованием других вербальных методов либо подходов к анализу дискурса, модификация стратегии интерпретации визуальных данных при изучении иных мультимодальных феноменов.

Поступила: 24.02.2021

Принята к публикации: 18.03.2021

Страницы: 53-62

DOI: 10.11621/npj.2021.0105

Автор(ы): Избасарова Софья Алишеровна

Разделы журнала: Социальная психология

Доступно в on-line версии с 30.03.2021

Собкин В.С., Смыслова М.М. , Адамчук Д.В. Социально-психологические особенности ценностных ориентаций аспиранто // Национальный психологический журнал. 2021. № 1 (41). С. 39-52. doi: 10.11621/npj.2021.0104

Актуальность (контекст) тематики статьи. На фоне отмечаемой исследователями кризисной ситуации в системе подготовки научных кадров и дефицита аспирантов, пополняющих кадровый состав отечественных научных учреждений, крайне важным представляется изучение специфики мотивационно-ценностной сферы личности аспирантов.

Цель работы. Анализ социально-психологических особенностей ценностных ориентаций аспирантов.

Описание хода исследования. Статья основана на материалах мониторингового анонимного анкетного опроса аспирантов, который был проведен в 2019 году сотрудниками Информационно-аналитического центра РАО. Эмпирические данные обрабатывались с использованием методов математической статистики (пакеты статистических программ SPSS и StatSoft Statistica). В исследовании приняли участие учащиеся аспирантуры научно-исследовательских организаций, занимающихся подготовкой аспирантов в области наук об образовании, а также педагогических вузов Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов РФ. Всего опрошено 803 респондента. 

В настоящей работе рассмотрена иерархия жизненных ценностей аспирантов, исследовано влияние социально-демографических, социально-стратификационных и социально-психологических факторов на значимость жизненных ценностей аспирантов.

Результаты исследования. Выявлено, что лидирующие позиции в структуре жизненных ценностей аспирантов занимают «семья», «хорошее здоровье» и «материальное благополучие», а также высшие ценности, связанные с самоактуализацией личности. Показано, что ценностные ориентации аспирантов определяются влиянием ряда социально-демографических (пол, возраст, наличие и состав семьи), социально-стратификационных (материальное положение, образовательный статус родителей) и социально-психологических (отчетливость представлений аспирантов о своем будущем, эмоциональная оценка собственных перспектив, наличие эмиграционных планов) факторов. Сопоставление мнений аспирантов и научных сотрудников выявило более высокую ориентированность аспирантов на ценности, связанные с самоактуализацией.

Выводы. Ядро структуры жизненных ценностей аспирантов, помимо базовых, составляют ценности, связанные с самоактуализацией личности. Ценностные ориентации аспирантов определяются рядом социально-демографических, социально-стратификационных и социально-психологических факторов. Структура жизненных ценностей аспирантов существенно изменяется в соответствии с задачами возрастного развития на разных возрастных этапах. Смена семейного социального статуса аспирантов перестраивает структуру их жизненных ценностей. Перестройка структуры жизненных ценностей аспирантов в соответствии с иерархией, характерной для представителей «западных» стран, способствует формированию эмиграционных установок.

Поступила: 21.10.2020

Принята к публикации: 12.11.2020

Страницы: 39-52

DOI: 10.11621/npj.2021.0104

Автор(ы): Собкин Владимир Самуилович; Смыслова Мария Михайловна ; Адамчук Дмитрий Владимирович

Разделы журнала: Социальная психология

Доступно в on-line версии с 30.03.2021

Ермолаев В.В., Воронцова Ю., Насонова Д.К., Четверикова А.И. Динамика социальных страхов у российских граждан в период первой и второй волны COVID-19 // Национальный психологический журнал. 2021. № 1 (41). С. 27-38. doi: 10.11621/npj.2021.0103

Актуальность(контексттематикистатьиИсследование психологических особенностей социальных страхов в период первой волны СOVID-19 свидетельствует о массовом пребывании российских граждан в состоянии страха. Сохраняющаяся на протяжении года угроза пандемии, противоречивость управленческих решений при отсутствии внятной стратегии борьбы с COVID-19 создают растущее социальное напряжение, которое отражается на психологическом состоянии граждан. 

Цель исследования. Выявление динамики социальных страхов у российских граждан в период первой и второй волны COVID-19. Гипотеза: существует тенденция роста социальных страхов у российских граждан в период второй волны COVID-19, при продолжении формирования СМИ депрессивной и угнетающей психику «картины мира».

Описание хода исследования. Психодиагностика проводилась дистанционнос применением Google-форм. В исследовании участвовало 497 человек. На первом этапе (первая волна — март/апрель 2020 г.) тестирование прошли 253 человека. На втором этапе (вторая волна — октябрь/ноябрь 2020 г.) тестирование прошли 244 человека, из них 150 принимали участие в периоды первого и на второго этапа, а 94 — только в период второго этапа. На третьем этапе проводился статистический анализ с целью выявления динамики социальных страхов. 

Выводы. С момента начала COVID-19 к моменту наступления пика второй волны пандемии у российских граждан наблюдается негативная динамика, характеризующаяся: 1) ростом социальных страхов, связанных неудачами и субъективным ощущением поражения в жизни, а также с непринятием и подавлением растущих межличностных конфликтов; 2) увеличением дисбаланса доверия, обусловленного ростом доверия к миру и другим, как заслуживающим доверия источникам информации об актуальной опасности, на фоне устойчиво сниженного доверия к себе; 3) снижением оптимизма и веры в будущее при увеличении интенсивности эмоционального напряжения, а также стремлением к делегированию ответственности за события собственной жизни; 4) общим снижением эффективности деятельности (по результатам самоотчета). 

ЗаключениеТранслируемая СМИ информация о COVID-19 оказывает системное негативное психологическое воздействие посредством демонстрации пессимистичной «картины мира», которая, создавая агрессивное информационное поле, буквально обволакивающее психику, разрушает доверие человека к себе, его социальные связи и групповую сплоченность, а также актуализирует социальные страхи, усиливая ощущение социальной изоляции.Предполагаемые последствия должны нацелить психологическое сообщество на разработку прогностической модели преодоления этой ситуации. Одним из основных направлений работы с последствиями пандемии, должна стать психологическая помощь, основу которой составят методы коррекции когнитивно-аффективной сферы личности, обеспечивающие возвращение доверия к себе и преобразование «картины мира» настоящего и будущего в позитивную. Особое внимание необходимо уделить повышению коллективной сплоченности и постановке групповых целей, рисующих контур будущей позитивной «картины мира» российского общества. 

Поступила: 27.01.2021

Принята к публикации: 21.02.2021

Страницы: 27-38

DOI: 10.11621/npj.2021.0103

Автор(ы): Ермолаев Виктор Владимирович; Воронцова Юлия; Насонова Дария Камилевна; Четверикова Алена Ивановна

Разделы журнала: Социальная психология

Доступно в on-line версии с 30.03.2021

Маралов В.Г. Проблема чувствительности к угрозам: обзор исследований // Национальный психологический журнал. 2021. № 1 (41). С. 15-26. doi: 10.11621/npj.2021.0102

Актуальность (контекст) тематики статьи. Успешное решение задач, связанных с обеспечением безопасности человека на всех уровнях его функционирования, связано с тем, как он относится к опасностям. Одной из важнейших сторон такого отношения является чувствительность или сензитивность к угрозам.

Цель: научный обзор исследований, обобщение и систематизация наиболее значимых публикаций по проблеме чувствительности к угрозам за последние 25–30 лет в современной психологии.

Описание хода исследования. В качестве теоретического подхода к анализу чувствительности к угрозам использовалась системно-динамическая модель безопасности как деятельности (Зинченко, 2011). Чувствительность к угрозам понималась как опосредующий фактор влияния внешних причин на внутреннее состояние личности (Харламенкова, 2013), обусловленного опытом обнаружения несоответствия между ожиданиями и сложившимися обстоятельствами (Jonas, 2014). В соответствии с этими подходами был выстроен отбор и анализ литературы по проблеме чувствительности к угрозам.

Результаты исследования. Осуществлен научный обзор и обобщение исследований по следующим направлениям: 1) чувствительность к угрозам как способность к обнаружению сигналов опасности; 2) чувствительность к угрозам и бдительность; 3) чувствительность к угрозам и способы реагирования в ситуациях опасности; 4) взаимосвязь чувствительности к угрозам с внешними и внутренними факторами.

Заключение. Обсуждены дискуссионные вопросы, связанные с ролью и значением чувствительности к угрозам в структуре отношения людей к опасностям и возможностями ее формирования. Делается вывод о важности и актуальности дальнейшего исследования чувствительности к угрозам в контексте решения психологических проблем обеспечения безопасности. 

Поступила: 19.02.2021

Принята к публикации: 15.03.2021

Страницы: 15-26

DOI: 10.11621/npj.2021.0102

Автор(ы): Маралов Владимир Георгиевич

Разделы журнала: Социальная психология

Доступно в on-line версии с 30.03.2021

Караяни А.Г., Караяни Ю.М. Информационно-психологическое воздействие в контексте парадигмы стратегических коммуникаций // Национальный психологический журнал. 2021. № 1 (41). С. 3-14. doi: 10.11621/npj.2021.0101

Актуальность (контекст) тематики статьиСмена парадигмы информационно-психологического противоборства вызвала изменения в содержании и архитектонике информационно-психологических воздействий (ИПВ), новые тенденции в формах их практического использования. Выявление особенностей информационно-психологического воздействия в контексте стратегических коммуникаций позволит более целенаправленно обеспечивать информационно-психологическую безопасность личности и общества. 

Цель: выявить виды, особенности и тенденции в применении ИПВ в контексте парадигмы стратегических коммуникаций.

Описание хода исследованияРаскрыта сущность стратегических коммуникаций как парадигмы информационно-психологического противоборства. Проанализированы архитектоника и содержание основных видов информационно-психологического воздействия. Обсуждены основные тенденции в развитии методов и форм ИПВ. 

Выводы. Контекст стратегических коммуникаций расширяет понимание ИПВ. Его целесообразно рассматривать как целенаправленное распространение (продвижение, блокировка и/или селекция) информации, взаимодействия и движения между участниками коммуникационного процесса. В рамках стратегических коммуникаций используются методы воздействия, относящиеся к метастратегиям «жесткой силы», основанной на принуждении, и «мягкой силы», использующей технологии привлечения. Реализация этих метастратегий сопровождается тенденциями, отражающими переход от воздействия на военного противника к воздействию на мирное население; от «жестких» к «мягким» методам воздействия; от монологических форм (распространение информации, воздействия) к диалогическим (коммуникация); от открытого вторжения в сознание и поведение людей к более скрытым формам воздействия; от тактических форм, рассчитанных на непосредственный эффект, к стратегическим, нацеленным на отдаленный результат; от монотипных форм воздействия к многообразным, сложным, комплексным. Для обеспечения информационно-психологической безопасности личности и общества необходимы знание и учет особенностей ИПВ в рамках актуальной парадигмы информационно-психологического противоборства. 

Поступила: 26.02.2021

Принята к публикации: 17.03.2021

Страницы: 3-14

DOI: 10.11621/npj.2021.0101

Автор(ы): Караяни Александр Григорьевич; Караяни Юлия Михайловна

Разделы журнала: Социальная психология

Доступно в on-line версии с 30.03.2021

Великанов А.А., Столярова А.А., Круглова Н.Е. Роль психологической реабилитации в комплексной кардиореабилитации пациентов с ишемической болезнью сердца // Национальный психологический журнал. 2020. № 4 (40). С. 85-97. doi: 10.11621/npj.2020.0407

Актуальностьтематикистатьи.Ишемическая болезнь сердца (ИБС) остается наиболее распространенным заболеванием, являющимся частой причиной смертности во всем мире. В связи с этим большое внимание уделяется профилактическим мерам в отношении ИБС. Проведение качественной и своевременной психологической реабилитации в рамках программ вторичной профилактики имеет потенциал для улучшения прогноза пациентов с ИБС. Поэтому актуальным является совершенствование мероприятий психологической реабилитации.

Цель работы: обзор и анализ данных современных зарубежных и отечественных исследований о психологической реабилитации пациентов с ИБС (в рамках комплексной кардиореабилитации). 

Результаты. Несмотря на очевидную, признанную специалистами пользу программ реабилитации, имеется проблема недостаточно активного участия пациентов с ИБС в таких программах. Необходимы исследования, направленные на выявление факторов и разработку методов, способствующих повышению мотивации пациентов к участию и полному прохождению реабилитационных мероприятий. Основные мишени психологической реабилитации пациентов с ИБС включают коррекцию таких психологических характеристик, как: враждебность, эмоциональная напряженность, депрессивные и тревожные проявления, дезадаптивные личностные особенности. Подчеркивается важное значение работы с состояниями тревоги и депрессии.Согласно данным научной литературы, наиболее эффективными и целесообразными методами психокоррекции в рамках психологической реабилитации пациентов с ИБС являются когнитивно-поведенческие методы, а также использование интегративного подхода.Важными являются разработка и внедрение общих организационных стандартов психологической реабилитации пациентов с ИБС, а также включение в штатное расписание лечебных учреждений кардиологического профиля ставок медицинских психологов. 

Выводы. Несмотря на применение современных методов лечения и реабилитации уровень смертности от ИБС остается высоким. Следовательно, необходимым является продолжение научных исследований, направленных на оптимизацию лечебно-реабилитационных мероприятий с расширением блока психологической реабилитации.

Поступила: 20.05.2020

Принята к публикации: 06.11.2020

Страницы: 85-97

DOI: 10.11621/npj.2020.0407

Автор(ы): Великанов Арсений Апетович; Столярова Анна Александровна; Круглова Надежда Евгеньевна

Разделы журнала: Клиническая психология

Доступно в on-line версии с 30.10.2020

Желанкин Р.В., Скотникова И.Г., Селиванова Л.А., Дмитриева А.С. Индивидуальные особенности различения геометрических фигур у трех видов рептилий // Национальный психологический журнал. 2020. № 4 (40). С. 148–160. doi: 10.11621/npj.2020.0412

Актуальность (контекст) тематики статьи. Индивидуальные особенности рептилий изучены меньше, чем других классов животных. Практически не исследовалось одно из базовых свойств их индивидуальности – импульсивность, от которого существенно зависит поведение и решение когнитивных задач у человека и животных. 

Цель. Изучались проявления импульсивности в принятии решения при зрительном различении у трех видов рептилий. 

Описание хода исследования. В десяти экспериментах каждая из шести особей трех видов рептилий выбирала один из двух путей в задаче различения геометрических фигур в лабиринтах. Оценивались показатели процента ошибочных выборов и среднего времени выборов относительно соответствующих медианных значений, аналогично изучению импульсивности человека при выборе среди сходных зрительных изображений в тесте Кагана.

Результаты исследования. Среди особей каждого вида выделились четыре индивидуально-типологических группы: импульсивные, медленные-точные, быстрые-точные и медленные-неточные. Это подтвердило гипотезу авторов, основанную на их исследовании цветоразличения у обыкновенных ужей. У медленных-точных и медленных-неточных особей перед выбором решения наблюдались неоднократные повороты к сравниваемым стимулам, видимо, отражающие требуемый им развернутый анализ зрительной информации, в отличие от большинства импульсивных и быстрых-точных особей. 

Выводы. Выделенные у трех видов рептилий в задаче зрительного различения четыре индивидуально-типологические группы по параметру импульсивности сходны с известными группами людей, выделяемыми в похожей задаче. Различия поведенческих реакций особей четырех типологических групп рептилий перед выбором решения соответствуют разному психологическому содержанию такого выбора в этих группах. Наши результаты, впервые полученные у рептилий, подтверждают обоснованное для других видов животных и людей представление об импульсивности как одной из фундаментальных биологически обусловленных характеристик индивидуальности. В дальнейшем было бы полезно выяснить: 1) оценивают ли одну и ту же индивидуальную особенность животных такие методы изучения импульсивности, как известный метод выбора типа подкрепления и автоский метод выбора пути в лабиринте при зрительном различении; 2) коррелируют ли оценки импульсивности этими методами с оценками смелости по реакциям на новый объект, территорию и пищу? Практическое значение работы состоит в том, что знание индивидуальных особенностей рептилий позволяет выработать научно обоснованные рекомендации для поддержания их благополучия в зоопарках и питомниках.

Поступила: 12.10.2020

Принята к публикации: 24.11.2020

Страницы: 148-160

DOI: 10.11621/npj.2020.0412

Автор(ы): Желанкин Роман Викторович; Скотникова Ирина Григорьевна; Селиванова Любовь Андреевна; Дмитриева Анастасия Сергеевна

Разделы журнала: Зоопсихология

Доступно в on-line версии с 30.10.2020

Баулина М.Е., Варако Н.А., Ковязина М.С., Зинченко Ю.П., Микадзе Ю.В., Скворцов А.А., Фуфаева Е.В. Нейропсихологическая диагностика и реабилитация пациентов с нарушениями памяти при амнестическом синдроме в результате поражений головного мозга различной этиологии. // Национальный психологический журнал. 2020. № 4 (40). С. 137–147. doi: 10.11621/npj.2020.0411

Актуальность. Нейропсихологическая диагностика и реабилитация относятся к числу основополагающих практических задач, стоящих перед клиническим психологом. Сегодня реабилитация выходит за привычные рамки, в которых она находилась 40–50 лет назад. Ситуация болезни, стрессовые воздействия коренным образом меняют физическое, психологическое и социальное функционирование человека. Именно функционированиечеловека (а не состояние его функций) в новых, часто являющихся ограничивающими, условиях жизнедеятельности, становится объектом современной системы реабилитации, представляющей собой совместную деятельность пациента, его близких и специалистов мультидисциплинарной реабилитационной бригады.

Цели: анализ и обобщение накопленного в нейропсихологической реабилитации диагностического и реабилитационного опыта, выделение критериев качества нейропсихологической диагностики и реабилитации пациентов с нарушениями памяти при повреждениях головного мозга, которыми следует руководствоваться практикующему психологу в процессе реабилитационной работы.

Результаты. На основании анализа прикладных исследований и практических руководств представлены рекомендуемые диагностические инструменты для выявления нарушений памяти, выделены основные направления и эффективные приемы реабилитационной работы при амнестическом синдроме. Показано, что различная степень выраженности мнестического дефекта требует выбора соответствующего направления работы в процессе нейропсихологической реабилитации: формирования новых мнестических средств, организации «подсказывающей и напоминающей» окружающей среды и новых стратегий поведения в этой среде, общих (неспецифических) принципов восстановительного обучения.

Выводы. Представленный материал может служить опорой в практической работе клинического психолога с пациентами с нарушениями памяти при поражениях головного мозга. В тексте обозначены основные направления диагностической и реабилитационной работы, о которых необходимо иметь представление практикующему психологу.

Поступила: 03.06.2020

Принята к публикации: 12.06.2020

Страницы: 137-147

DOI: 10.11621/npj.2020.0411

Автор(ы): Баулина Мария Евгеньевна; Варако Наталия Александровна ; Ковязина Мария Станиславовна; Зинченко Юрий Петрович; Микадзе Юрий Владимирович; Скворцов Анатолий Анатольевич; Фуфаева Екатерина Валерьевна

Разделы журнала: Возрастная психология

Доступно в on-line версии с 30.10.2020

Молчанов С.В., Алмазова О.В., Поскребышева Н.Н. Представления о волонтерской деятельности у современной молодежи // Национальный психологический журнал. 2020. № 4 (40). С. 125-136. doi: 10.11621/npj.2020.0410

Актуальность (контекст) тематики статьи. В настоящее время наблюдается рост популярности волонтерского движения среди молодежи. Мотивационная основа добровольческой активности имеет большое значение в анализе уровня вовлеченности волонтеров, готовности к постоянному участию в помогающем поведении.

Цель. Исследования:изучение особенностей мотивации участия в волонтерской деятельности молодежи, а также анализ представлений о цифровом волонтерстве. 

Описание хода исследования. В исследовании приняли участие 47 студентов дневных отделений вузов города Москва от 18 до 23 лет (M = 20,1,SD = 2,3). В качестве диагностического инструментария был использован опросник анализа мотивации волонтерства (VFI), а также анкета, направленная на изучение волонтерской активности респондентов, понимание содержания добровольческой активности в разных сферах.

Впервые на российской выборке был использован опросник VFI. Перевод был сделан независимо тремя экспертами, после согласования полученных вариантов был сделан обратный перевод на язык оригинала с последующим сравнением первоначальной версии с получившимся после двойного перевода.

Результаты исследования. Полученные результаты позволили выделить 3 группы мотивационных предпочтений в области волонтерства для молодежи. Для группы «активных волонтеров» характерна высокая значимость большей части возможных мотивов помогающего поведения. Наибольшей по численности группой оказалась группа волонтеров-«прагматиков», ориентированных на «волонтерство как карьерную возможность» и «волонтерство как источник развития». Также была выделена группа с низким уровнем пониманием возможных вариантов волонтерской активности –группа «пассивных волонтеров». Характер взаимосвязи реального поведения и осознания мотивации может быть двухсторонним – с одной стороны, наличие мотивации может стимулировать участие в волонтерстве, а с другой стороны, опыт участия может помочь рефлексировать личное значение процесса для себя. Живой опыт помогающего поведения обуславливает акцент на «отсутствии живого непосредственного взаимодействия» как недостатке цифрового волонтерства именно у активных волонтеров и прагматичных волонтеров. Выявлена определенная противоречивость представлений о достоинствах и ограничениях цифрового волонтерства – от оценки возможностей цифровой формы как более широкой, до оценки пространства самореализации в дистантной онлайн-форме как значительно более узкого, чем в офлайн-форме.

Выводы. Выделены приоритетные виды мотивации. Волонтерская деятельность позволяет реализовать ценностные установки, а также рассматривается как источник развития компетенций. При этом использование добровольческой активности в качестве способа защиты и компенсации психологических переживаний наименее востребовано. Представления о цифровом волонтерстве носят достаточно расплывчатый характер – указываются общие характеристики дистантной формы помогающего поведения при ярко выраженном низком уровне информированности о волонтерских структурах в пространстве интернета. 

Поступила: 18.11.2020

Принята к публикации: 06.12.2020

Страницы: 125-136

DOI: 10.11621/npj.2020.0410

Автор(ы): Молчанов Сергей Владимирович; Алмазова Ольга Викторовна; Поскребышева Наталья Николаевна

Разделы журнала: Возрастная психология

Доступно в on-line версии с 30.10.2020

Карабанова О.А., Захарова Е.И., Старостина Ю.А. Личностные факторы построения профессиональной карьеры в период вхождения во взрослость // Национальный психологический журнал. 2020. № 4 (40). С. 113–124. doi: 10.11621/npj.2020.0409

Актуальность (контекст) тематики статьи. Планирование профессиональной карьеры как важный этап профессионального самоопределения на этапе вхождения во взрослость может рассматриваться как проектирование личностью жизненного пути в условиях транзитивности современного общества. 

Цель: выявление личностных факторов построения профессиональной карьеры студентами в период вхождения во взрослость. Задачи: 1) выделение типов построения профессиональной карьеры; 2) выявление особенностей мотивации профессионального развития в зависимости от типа профессиональной карьеры; 3) анализ связи типа профессиональной карьеры и статуса профессиональной идентичности; 4) исследование связи временной перспективы и типа профессиональной карьеры; 5) изучение связи смысложизненных ориентаций как показателя осмысленности жизни и типа профессиональной карьеры. 

Описание хода исследования. Выборку исследования составили 167 студентов, обучающихся в вузах гг. Москвы и Пензы, в возрасте от 17 до 22 лет. Были использованы авторская методика опросник «Жизненные планы – семейная и профессиональная карьеры» (СПК), опросник временной перспективы Ф. Зимбардо,методика определения статуса идентичности в профессии Д. Марсиа (в модификации В.Р. Орестовой и О.А. Карабановой), методика смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев).

Результаты. Выделены 4 различающиеся по характеру мотивации типа профессиональных карьер: «осознанное строительство профессиональной карьеры в единстве жизненных планов личности», «центрация на профессиональной карьере», «неопределенность профессиональной карьеры» и «неопределенность профессионального выбора». Показано, что тип профессиональной карьеры связан со статусом профессиональной идентичности личности, причем статус достигнутой идентичности согласуется с осознанным строительством профессиональной карьеры, статус предрешения с центрацией на профессиональной карьере, мораторий с неопределенностью в профессиональном выборе. Обнаружено, что высокие показатели осмысленности жизни характерны для осознанного строительства профессиональной карьеры и центрации на карьере. Временная перспектива респондентов, отнесенных к типу осознанного строительства профессиональной карьеры, отличается более позитивным восприятием прошлого и устремленностью в будущее. 

Выводы. Взаимосвязь между типом профессиональной карьеры и статусом идентичности выражена в том, что зрелому типу профессиональной карьеры соответствует статус достигнутой идентичности, центрации на профессиональной карьере – предрешение, а неопределенности в профессиональном выборе – мораторий. Тип профессиональной карьеры как проект жизненного пути обуславливает особенности переживания личностью осмысленности жизни.

Поступила: 20.11.2020

Принята к публикации: 03.12.2020

Страницы: 113-124

DOI: 10.11621/npj.2020.0409

Автор(ы): Карабанова Ольга Александровна; Захарова Елена Игоревна; Старостина Юлия Андреевна

Разделы журнала: Возрастная психология

Доступно в on-line версии с 30.10.2020

Кузьмина Т.И., Духанина О.С. Содержание образа Я при искаженном развитии (на примере расстройств аутистического спектра) // Национальный психологический журнал. 2020. № 4 (40). С. 98-112. doi: 10.11621/npj.2020.0407

Актуальность. Искаженное развитие как вариант психического дизонтогенеза (в частности, расстройства аутистического спектра) может сочетать в себе элементы общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что создает выраженные сложности организации изучения когнитивной и личностной сферы таких детей и ставит ряд исследовательских ограничений. Поэтому проблематика специфики организации личностной сферы детей с искаженным типом психического дизонтогенеза в разнообразии его проявлений остается недостаточно изученной.

Цель исследования:охарактеризовать особенности содержания образа Я детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС) и сохранным интеллектом, по сравнению с их нормативно развивающимися сверстниками. Гипотезы исследования:

  1. самосознание детей с РАС, имеющих сохранный интеллект, демонстрирует особенности, по сравнению с самосознанием их нормативно развивающихся сверстников;

  2. имеет место влияние специфики модели психического и сохранности репрезентаций внутренних представлений на качественное своеобразие содержания образа Я у детей с РАС.

Ход исследования. Исследование носило сравнительно-описательный характер. Изучалось состояние компонентов образа Я детей с расстройствами аутистического спектра без интеллектуальных нарушений и их нормативно развивающихся сверстников. Экспериментальная группа – мальчики от 8 до 11 лет с расстройствами аутистического спектра без интеллектуальных нарушений, 14 человек. Контрольная группа – мальчики от 8 до 11 лет, 14 человек. Использовался метод беседы, наблюдения, методика на понимание ложных убеждений «Салли и Энн» (С. Барон-Коэн, А. М. Лесли, У. Фрит), «Половозрастная идентификация» Н.Л. Белопольской в модификации Т.И. Кузьминой, «Рисунок человека» (с интерпретацией по диагностическим таблицам Е.В. Свистуновой), методика «Кто я?» М. Куна, Т. Макпартленда в модификации Т.В. Румянцевой, «Закончи предложение» Т.И. Кузьминой (модификация методики «Незаконченные предложения» Сакса–Леви).

Результаты. Статистически значимые различия результатов экспериментальной и контрольной групп обнаружены в состоянии следующих компонентов идентичности: перспективное Я, физическое Я. По компоненту коммуникативное Я значимость различий находится в зоне неопределенности. Отмечена вариативность проявлений нарушения формирования образа Я у детей с расстройствами аутистического спектра. У детей с искажениями в формировании модели психического существуют трудности становления перспективного Я, фрагментарность или отсутствие представлений о себе в будущем, неспособность представить свою социально-возрастную роль в отдаленной перспективе, в отличие от детей с расстройством аутистического спектра с сохранной моделью психического. У детей с сохранными репрезентациями внутренних представлений отмечается амбивалентность самоотношения – в рамках рефлексивного Я соседствуют как позитивные, так и негативные оценки, связанные с попыткой осмысления своего состояния отчужденности и отличия от других, особенно при сокрытии родителями диагноза и отсутствия пояснений с их стороны по поводу причин имеющегося у ребенка нарушения.

Выводы. Результаты исследования расширяют понятие об аутизме как искаженном варианте психического дизонтогенеза и показывают необходимость дальнейшего вариативного изучения специфики личностной организации таких детей в контексте выявления гендерных различий, а также разработки основ дифференцированного подхода к организации личностно-ориентированного взаимодействия с такими детьми в психокоррекционном, педагогическом и воспитательном направлении.

Поступила: 05.06.2020

Принята к публикации: 12.08.2020

Страницы: 98-112

DOI: 10.11621/npj.2020.0407

Автор(ы): Кузьмина Татьяна Ивановна; Духанина Ольга Сергеевна

Разделы журнала: Клиническая психология

Доступно в on-line версии с 30.10.2020

Ермушева А.А., Виноградова М.Г., Тхостов А.Ш. Категоризация телесных ощущений при психодерматологических расстройствах // Национальный психологический журнал. 2020. № 4 (40). С. 75-84. doi: 10.11621/npj.2020.0406

Актуальность статьи. Категоризация – один из когнитивных процессов, обеспечивающих определение объектов на основе выбранных ключевых признаков. Обращение к особенностям категоризации телесных ощущений позволяет исследовать наделение телесных ощущений значением, что представляется актуальным в контексте изучения проблемы патологических телесных ощущений.

Цель: изучение особенностей категоризации телесных ощущений при психодерматологических расстройствах

Описание хода исследования. В исследовании участвовали 113 пациентов с психическими расстройствами cжалобами на патологические телесные ощущения. 63 пациента с психодерматологическими расстройствами: дерматозойный бред (n = 33), невротические экскориации (n = 30); 50 пациентов с соматизированными депрессиями. Использовались меодики: «Краткий опросник тревоги о здоровье», психосемантическая методика «Выбор дескрипторов интрацептивных ощущений».

Результаты исследования. При психодерматологических расстройствах показатели тревоги о здоровье ниже по сравнению с показателями при соматизированных депрессиях. Анализ категоризации телесных ощущений состояния здоровья выявил значимо меньшее количество дескрипторов из классов общесоматических ощущений, ощущений динамики телесных процессов, экстероцептивных ощущений и приятных телесных ощущений при психодерматологических расстройствах. В классификации телесных ощущений выделяются две генерализованные категории: телесные ощущения, связанные с опытом болезни, и телесные ощущения привычного функционирования.

Заключение. С учетом разной степени выраженности тревоги о здоровье и специфичности клинических проявлений у пациентов с психическими расстройствами с жалобами на патологические телесные ощущения описана сопоставимость категориальных структур телесного опыта, проявившаяся в особенностях генерализованных категорий телесного опыта при психодерматологических расстройствах и соматизированных депрессиях.

Поступила: 03.11.2020

Принята к публикации: 17.12.2020

Страницы: 75-84

DOI: 10.11621/npj.2020.0406

Автор(ы): Ермушева Анастасия Алексеевна; Виноградова Марина Геннадьевна; Тхостов Александр Шамилевич

Разделы журнала: Клиническая психология

Доступно в on-line версии с 30.10.2020

Каширский Д.В. Мясникова О.В. Феномен самообъективации женщин: анализ зарубежных исследований и взгляд через призму отечественной психологии // Национальный психологический журнал. 2020. № 4 (40). С. 61-74. doi: 10.11621/npj.2020.0405

Актуальность (контексттематики статьиСамообъективация женщины – весьма распространенный в настоящее время феномен, который выражается в стремлении женщины соответствовать принятым в обществе стандартам. Он проявляется в чрезмерной (иногда патологической) заботе о собственном внешнем виде для достижения «идеальной» внешности. Этот феномен является предметом изучения в различных зарубежных психологических концепциях и подходах, особенно в теории Б. Фредриксон и Т.-Э. Робертс. Однако он не был детально осмыслен в русле отечественной методологии (несмотря на наличие близких по тематике работ). Поэтому представляется весьма важным проведение анализа зарубежных публикаций по данной теме для последующей разработки интегративного подхода к изучению самообъективации женщин в русле отечественной психологии. Осмысление данного феномена с позиций отечественной методологии было бы полезно для разработки методов диагностической, коррекционной и психотерапевтической помощи российским девушкам и женщинам, испытывающим психологические проблемы в связи с негативной самообъективацией.

Цель работы: проведение теоретического анализа феномена самообъективации женщин в русле отечественной культурно-исторической и деятельностной методологии.

Описание хода исследования. В статье, которая носит обзорно-аналитический характер, сначала излагаются основные подходы к изучению феномена самообъективации женщин в зарубежной психологии, затем показывается, каким образом данный феномен может быть осмыслен в русле отечественной психологической традиции, заложенной, в первую очередь, в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и развиваемой в настоящее время их учениками и последователями.

Результаты исследования. Феномен самообъективации женщин был рассмотрен в контексте фундаментальной проблемы психологии о соотношении «внешнего» и «внутреннего» в русле субъектно-деятельностного подхода С.Л. Рубинштейна и теории деятельности А.Н. Леонтьева. С позиций культурно-исторической теории показана роль социальной ситуации развития и трех форм интериоризации в генезисе самообъективации женщин. Феномен самообъективации получил интерпретацию через идею Л.С. Выготского о сплетении двух линий психического развития в онтогенезе, а также в русле культурно-исторической дефектологии.

Выводы. Материалы данной статьи позволят расширить научные теоретические представления о феномене самообъективации женщин, что должно привести к росту числа эмпирических и теоретических работ в данной области. Обращение к отечественной психологической традиции призвано повысить методологический статус данной проблемы, обогатив представления о самообъективации женщин на философском (мировоззренческом) и общенаучном уровнях методологии. Это усилит интерпретационные возможности данного понятия. Материалы статьи могут составить основу для разработки интегративного подхода к пониманию рассматриваемого феномена, а также методов психодиагностики и психотерапевтической помощи девушкам и женщинам, испытывающим психологические проблемы в связи с негативным влиянием самообъективации на личность.

Поступила: 28.05.2020

Принята к публикации: 16.09.2020

Страницы: 61-74

DOI: 10.11621/npj.2020.0405

Автор(ы): Каширский Дмитрий Валерьевич; Мясникова Олеся Владимировна

Разделы журнала: Социальная психология

Доступно в on-line версии с 30.10.2020

Григорьев Д.С. От патриотизма к политическому тоталитаризму: роль коллективного нарциссизма // Национальный психологический журнал. 2020. № 4 (40). С. 48–60. doi: 10.11621/npj.2020.0404

Актуальность. Патриотическое воспитание проводится во многих странах, являясь неотъемлемой частью процесса социализации молодого поколения. В то же время, патриотизм часто используется автократиями для сохранения власти и тотального контроля государства над всеми аспектами общественной и частной жизни. Какова социально-психологическая сторона этого возможного превращения?

Цель. Целью проведенного исследования была проверка модели взаимосвязи патриотизма, национализма, правого авторитаризма и политического тоталитаризма, а также рассмотрение роли коллективного нарциссизма в этих взаимосвязях. Мы выдвинули гипотезы, что патриотизм напрямую не связан с тоталитаризмом, данная связь медиируется национализмом и авторитаризмом правого толка, при этом патриотизм и национализм связаны только при условии высокого уровня коллективного нарциссизма (т.е. коллективный нарциссизм демонстрирует эффект модерации).

Описание хода исследования. Исследование роли коллективного нарциссизма для взаимосвязи патриотизма, национализма, правого авторитаризма и политического тоталитаризма проводилось на гендерно сбалансированной выборке жителей России (N– 232) в возрасте от 16 до 61 года (М– 28,5; SD– 10,2) в 2018 г. Для измерения использовались надежные и валидные инструменты: культурный патриотизм и национализм (Григорян 2013; Григорян, Лепшокова, 2012), коллективный нарциссизм (Golec de Zavala etal., 2009), авторитаризм правого толка (Bizumic, Duckitt, 2018). 

Применялся кросс-секционный одновыборочный корреляционный дизайн с использованием данных социально-психологического опроса. Данные были собраны в 2018 г. с помощью онлайн-анкетирования, проведенного независимой коммерческой исследовательской компанией, в результате опроса их собственной панели респондентов.

Опрос проводился с применением различных Шкал Ликерта. Все шкалы, которые не были до этого переведены на русский язык, были адаптированы методом двойного перевода и когнитивного интервью с использованием техники “think-aloud” (Batkhina, Grigoryev, 2019).

Результаты. Выдвинутые гипотезы подтвердились. Было установлено, что (1) патриотизм напрямую не связан с тоталитаризмом: национализм и авторитаризм опосредовали взаимосвязь между патриотизмом и тоталитаризмом, а национализм – между патриотизмом и авторитаризмом; (2) патриотизм положительно связан с национализмом только при условии высокого уровня коллективного нарциссизма; (3) национализм положительно связан с авторитаризмом и тоталитаризмом, а авторитаризм – с тоталитаризмом.

Выводы. Коллективный нарциссизм может отражать процесс компенсации низкой самооценки и отсутствия контроля над своей жизнью у людей, порождающий веру в возвеличенный образ ингруппы и ее право на особое признание. Впоследствии это помогает использовать патриотизм в качестве основы для поддержки политического тоталитаризма. Национализм и авторитаризм в этом процессе могут нести инструментальную функцию, выступая в качестве определенных стратегий для реализации мотивационной направленности, задаваемой коллективным нарциссизмом.

Поступила: 15.09.2020

Принята к публикации: 09.10.2020

Страницы: 48-60

DOI: 10.11621/npj.2020.0404

Автор(ы): Григорьев Дмитрий Сергеевич

Разделы журнала: Социальная психология

Доступно в on-line версии с 30.10.2020

Дейнека О.С., Крылова Д.В., Максименко А.А. Этико-психологическое портретирование российского коррупционера // Национальный психологический журнал. 2020. № 4 (40) С. 31-47. doi: 10.11621/npj.2020.0403

Актуальность темы. Портретирование типичного российского коррупционера является важной превентивной задачей в системе кадровых технологий государственной гражданской службы.

Целью исследования являлось описание психологического портрета сотрудников, работающих в организациях, в которых возможна коррупция, а также выявление их отношения к коррупции и способам борьбы с ней.

Процедура исследования. В ходе анонимного опроса по стандартизированной анкете участвовали 100 муниципальных служащих города Костромы. Опросом были охвачены чиновники всех уровней: руководители департаментов и их заместители (высшее звено), начальники отделов и их заместители (среднее звено), рядовые исполнители.

Результаты исследования. Анализ полученных результатов исследования позволил отметить, что для чиновников высшего уровня наиболее привлекательными достоинствами муниципальной службы являются возможность помочь людям, обществу в решении их проблем, достойное пенсионное обеспечение, а также комфортный психологический климат, для руководителей среднего звена на первое место выходит климат в коллективе, и только потом — помощь людям. В наборе ценностей чиновников-исполнителей приоритетным являются исключительно материальные выгоды. Коррупция трактуется чиновниками не в ее широком понимании, закрепленном в законодательстве как «злоупотребление служебным положением», а гораздо уже — как «дача взятки». Наиболее вероятными оправданиями поведения взяточника опрошенные считают покровительство и требования начальства, которое заинтересовано в «посторонних» доходах», а также ситуацию взаимного взяточничества и материальные затруднения ввиду низкой зарплаты. Барьерами для взяточничества, по мнению чиновников, выступают моральные нормы, а также страх наказания и боязнь увольнения.

Выводы. Выполненный нами обзор литературы по проблеме, а также проведенное эмпирическое исследование позволяет выделить характерные черты коррупционера. Коррупционерам свойственна высокая экстраверсия, желание казаться чрезмерно приятными, наличие различных аддикций. Ценности власти и доминирования способствуют приемлемости коррупции, тогда как примат ценностей заботы и универсализма снижают ее.

Поступила: 20.06.2020

Принята к публикации: 06.11.2020

Страницы: 31-47

DOI: 10.11621/npj.2020.0403

Автор(ы): Максименко Александр Александрович; Дейнека Ольга Сергеевна ; Крылова Дина Владимировна

Разделы журнала: Социальная психология

Доступно в on-line версии с 30.10.2020

Крюкова Е.А., Шестова М.А. Эмоциональный интеллект в структуре интеллектуально-личностного потенциала человека: черта или способность? (адаптация краткой версии опросника TEIQue-SF) // Национальный психологический журнал. 2020. № 4 (40). С. 18-30. doi: 10.11621/npj.2020.0402

Актуальность тематики исследованияОдин из дискутируемых вопросов современной психологии — это характеристики эмоциональной сферы в структуре интеллектуально-личностного потенциала человека. Важнейшей ее составляющей является эмоциональный интеллект (ЭИ), который может изучаться с разных методологических позиций, что делает актуальным разработку соответствующих диагностических методик.

Цель: на основе русскоязычной апробации опросника “Trait Emotional Intelligent Questionnaire” (TEI Que-SF) — «Черты эмоционального интеллекта» (ЧЭИ) рассматривается проблема понимания ЭИ как способности или личностной черты, а взаимосвязи ЭИ с толерантностью к неопределенности (ТН) и эмоциональной креативностью (ЭК).

Описание хода исследованияЭИ как черта измерялся с помощью апробированного опросника ЧЭИ (N= 482), и как способность — с помощью опросника ЭмИн (N = 230), отношение к неопределенности — с помощью нового опросника толерантности к неопределенности (N = 61), эмоциональная креативность — с помощью опросника ОЭК (N = 231).

Результаты исследования.Для опросника ЧЭИ подтверждена четырехфакторная структура, аналогичная исходной англоязычной версии, со шкалами: «благополучие», «эмоциональность», «социальность» и «самоконтроль». Продемонстрирована их конвергентная валидность со шкалами опросника ЭмИн. Установлены связи с толерантностью к неопределенности и эмоциональной креативностью, позволяющие говорить о позитивной роли эмоционального интеллекта в стилевой и личностной саморегуляции. 

Выводы. Полученные данные позволяют считать удовлетворительными психометрические характеристики русскоязычного варианта опросника ЧЭИ. Выявленные положительные связи характеристик ЭИ по методикам ЧЭИ и ЭмИн, а также связи с ЭК, предполагают возможность более широкой трактовки ЭИ в качестве черты, но и не позволяют отрицать трактовку его как способности. Различия в методологических подходах относительно понимания конструкта ЭИ не препятствуют возможности измерения его как переменной интеллектуально-личностного потенциала человека, взаимосвязанной с отношением к неопределенности и с креативным потенциалом личности.

Поступила: 17.09.2020

Принята к публикации: 09.10.2020

Страницы: 18-30

DOI: 10.11621/npj.2020.0402

Автор(ы): Крюкова Екатерина Андреевна; Шестова Мария Александровна

Разделы журнала: Методология; Методика

Доступно в on-line версии с 30.10.2020

Нуркова В.В. Культурное развитие эмпатии-отождествления и эмпатии-моделирования // Национальный психологический журнал. 2020. № 4 (40). С. 3-17. doi: 10.11621/npj.2020.0401

Актуальность. Статья развивает концепцию своеобразия функций, структуры и генезиса эмпатии-ото- ждествления (ЭО) и эмпатии-моделирования (ЭМ). ЭО рассматривается как сложившийся в антропогенезе психологический инструмент организации совместной деятельности типа моноролевой коалиции и заключается в способности к присвоению эмоциональных состояний другого человека. ЭМ представляет собой культурную технологию поддержания совместной деятельности типа полиролевой координации, что требует от субъекта деятельности способности к созданию и удержанию в сознании динамичной репрезентации психического состояния другого человека при сохранении аутентичности осознавания своего психического состояния. Поэтому необходимым видится развернутый анализ своеобразных идеальных форм и сообразных им систем культурных средств при становлении обеих форм эмпатии как высших психических функций.

Целью статьи является экспликация качественного своеобразия ЭО и ЭМ как высших психических функций в отношении социальной ситуации их развития и арсенала задающих содержание и траекторию этого развития идеальных форм, культурных средств и технологий.

Описание хода исследования. С позиций культурно-эволюционного и деятельностного подходов проведен концептуальный анализ литературы, релевантной коннотативному полю предложенных конструктов ЭО (аффективная эмпатия, эмоциональное заражение, эмоциональная мимикрия, имитация) и ЭМ (теория психического, обыденная психология, ментализация, эмоциональный интеллект) с точки зрения культурной детерминации их развития в онтогенезе.

Результаты исследования. Обосновано, что ЭО формируется в процессе диадического совместного переживания ребенком со взрослым различных психических состояний, которые взрослый означивает сначала в наглядном плане, а затем в вербальном. Дальнейшее развитие ЭО происходит в игровой деятельности, вклю- чающей воображение. ЭО редко достигает уровня полной произвольной регуляции и нуждается в опоре на внешние культурные средства. ЭМ производна от диалогической природы мышления человека. В онтогенезе ЭМ формируется по двум сходящимся линиям. С одной стороны, овладение ментальным лексиконом служит основой «эмоциональной грамотности», а, с другой, ЭМ является результатом интериоризации специфической социально-коммуникативной позиции — автономинации взрослого как ментального агента в третьем лице. Особую значимость для развития ЭМ имеет сюжетно-ролевая игра с субъективным «одушевлением» игрушки. В старшем возрасте в качестве культурных практик развития ЭМ выступают различные формы драматизации, в частности, театральная деятельность.

Выводы. ЭО и ЭМ имеют различные источники, движущие силы, идеальные формы и социо-культурные технологии формирования. Своеобразие линий культурной детерминации развития ЭО и ЭМ связано с различием их функциональной роли в организации совместной деятельности.

Поступила: 20.07.2020

Принята к публикации: 06.08.2020

Страницы: 3-17

DOI: 10.11621/npj.2020.0401

Автор(ы): Нуркова Вероника Валерьевна

Разделы журнала: Методология; Методика

Доступно в on-line версии с 30.10.2020


Статьи 46 - 65 из 645
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все
О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2022
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер