ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

Аннотированный указатель статей «Национального психологического журнала»

Фильтр
Ru:
Поступила:
Дата публикации в журнале:
Аннотация:
DOI:
  

Андреюк К.О., Соколова Е.Т. Клинико-психологические регуляторы макиавеллизма в норме и при расстройствах шизофренического спектра / Национальный психологический журнал. – 2019. – № 4(36). – С. 35–45

Актуальность (контекст) тематики статьи. Макиавеллизм рассматривается как манипулятивная установка личности, закономерно связанная с деформацией самосознания и деструкцией близких межличностных отношений, что находит косвенное подтверждение в ряде исследований макиавеллизма и других черт Темной триады в здоровой популяции. Однако роль макиавеллизма в регуляции многообразных форм социального поведения, характеризующихся разной степенью регламентированности, сложности, эмоциональной близости, недостаточно изучена. Макиавеллизм и другие формы манипулятивного поведения, рассматриваемые в качестве стратегий регуляции межличностных отношений в ситуации неопределенности, как ожидается, будут по-разному выражены в условно здоровой и клинической популяции в зависимости от эмоциональной вовлеченности, толерантности к неопределенности и ценностных приоритетов.

Цель и описание хода исследования. Целью исследования было выявление вклада в выраженность макиавеллизма, оцениваемого с использованием шкалы «Mach-IV», таких психологических особенностей, как эмпатия, отношение к неопределенности, ценностные ориентации и клинические черты шизотипического круга. В выборку вошли 80 пациентов с расстройствами шизофренического спектра (F 20.0, F 25.0, F 21.0) и 40 лиц контрольной группы без психиатрических диагнозов. Пациенты были разделены на две группы. Гендерное распределение: в группе пациентов с параноидной формой шизофрении – 50% мужчин, 50% женщин, в группе пациентов с шизотипическими расстройствами – 45% мужчин, 55% женщин, в контрольной группе – 37,5% мужчин и 62,5% женщин. Средний возраст участников исследования: 25–35 лет. Исследование проводилось в индивидуальном формате, пациенты на момент проведения исследования были госпитализированы в Научный центр психического здоровья г. Москвы.

Результаты исследования. С помощью регрессионного анализа обнаружено, что снижение «эмпатии» и отсутствие эмоциональной вовлеченности в процесс межличностного общения выступают одним из главных регуляторов макиавеллизма как в контрольной (р<0,05), так и в клинических (р<0,001) группах. В то же время, выраженные шизотипические черты, связанные с эмоционально-отношенческим аспектом клинической симптоматики («подозрительность», «ограниченный аффект», «социальная тревожность») характеризуют климат интерперсонального взаимодействия. Не будучи ведущими в детерминации макиавеллизма, они создают основу для усугубления манипулятивных тенденций. В контрольной группе «межличностная интолерантность к неопределенности» выступает дополнительным фактором макиавеллизма (р<0,05) – лица, которым сложно переносить неоднозначность отношений, склонны прибегать к манипуляции. Низкая «интолерантность к неопределенности» в клинических группах также способна влиять на увеличение «макиавеллизма» (р<0,01), что подтверждают обнаруженные связи с некоторыми аспектами морального самосознания, основанными на игнорировании традиционных этических норм, законов и порядков при принятии решений в ситуациях межличностного общения.

Выводы. Среди исследованных параметров регуляцию выраженности макиавеллизма как в клинических, так и в контрольной группах определяют «эмпатия» и «интолерантность к неопределенности». Ценностные приоритеты и клинические черты, будучи связанными с макиавеллизмом, тем не менее, не позволяют сделать вывод о величине влияния конкретного показателя на манипулятивное поведение. Выявленные констелляции психологических и клинических факторов макиавеллизма могут способствовать выработке индивидуализированных стратегий эффективного взаимодействия с пациентами с расстройствами шизофренического спектра в рамках психотерапевтических и реабилитационных программ.

Поступила: 29.10.2019

Принята к публикации: 06.11.2019

Страницы: 35-45

DOI: 10.11621/npj.2019.0404

Автор(ы): Андреюк Кристина Олеговна; Соколова Елена Теодоровна

Разделы журнала: Общая психология

Ключевые слова: макиавеллизм; эмпатия; толерантность к неопределенности; моральное самосознание; расстройства шизофренического спектра

Доступно в on-line версии с 31.12.2019

Соловьева О.В. На стыке социальной психологии, этнопсихологии и культуры: к 70-летию со дня рождения Татьяны Гавриловны Стефаненко (24.11.1949 – 28.01.2018) // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 4(36). – С. 28–34.

Статья написана к 70-летию замечательного отечественного психолога Татьяны Гавриловны Стефаненко. В ней описывается жизненный и профессиональный путь ученой, показаны истоки ее профессиональной специализации. Отмечаются заслуги Татьяны Гавриловны в области социальной психологии, этнопсихологии и психологии культуры. Освещены основные проблемы, над которыми она успешно работала в рамках данных направлений науки.

Автор рассказывает об исследовательской и преподавательской деятельности Т.Г. Стефаненко, знакомит с выпущенными ею научными трудами. Показано участие Татьяны Гавриловны в международных исследовательских проектах. Отмечаются несомненно выдающиеся заслуги Т.Г. Стефаненко как автора учебников и учебных пособий по этнопсихологии, которые являются базовыми во многих учебных заведениях нашей страны, а также как организатора научных конференций и круглых столов.

Подчеркивается, что Татьяна Гавриловна была активной творческой личностью, внимательным учителем, эрудированным и талантливым ученым, доброжелательным и ответственным человеком.

Поступила: 16.12.2019

Принята к публикации: 20.12.2019

Страницы: 28-34

DOI: 10.11621/npj.2019.0403

Автор(ы): Соловьева Ольга Владимировна

Разделы журнала: Социальная психология

Ключевые слова: этническая психология; социальная психология; психология культуры; выдающиеся отечественные психологи; Т.Г. Стефаненко

Доступно в on-line версии с 31.12.2019

Солдатова Г.У., Теславская О.И. Особенности использования цифровых технологий в се- мьях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 4(36). – С. 12–27.

Актуальность (контекст) тематики статьи. Повсеместное распространение инфокоммуникационных технологий, снижение возраста начала пользования цифровыми устройствами, сензитивность периодов дошкольного и младшего школьного возраста, исключительно высокая значимость родительской медиации в вопросах пользования цифровыми устройствами маленькими детьми при недостаточной научной разработанности этой проблемы обуславливает необходимость получения и анализа эмпирических данных об использовании цифровых технологий в российских семьях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Цель: изучение особенностей использования инфокоммуникационных технологий в семьях с детьми дошкольного (5–7 лет) и младшего школьного (8–11 лет) возраста.

Описание хода исследования. В качестве методов исследования использовались полуструктурированное интервью для дошкольников и анкетирование младших школьников и родителей обеих возрастных групп. Последнее включало вопросы об уровне пользовательской активности, цифровой инициации и культуры, цифровой компетентности, родительской медиации, об опыте столкновения с онлайн-рисками, о психологическом благополучии и детско-родительских отношениях. Исследование было проведено в очной форме на дому у респондентов. Общая выборка – 100 пар «ребенок–родитель» (дети 5–11 лет).

Результаты исследования. По будням две трети (62–64%) детей 5–11 лет проводят в интернете не более часа, остальные – не более трех часов. По выходным 48% детей 5–11 лет проводят в интернете 1–3 часа, а 8% дошкольников и 18% младших школьников – более 3 часов. Дошкольники чаще используют планшеты, младшие школьники – смартфоны. В обеих возрастных группах ведущий вид цифровой активности – просмотр мультфильмов и видеороликов. Цифровые игры ребенка эволюционируют от интереса к взаимодействию с предметами до предпочтения сюжетно-ролевых игр. Младшие школьники начинают осваивать социальные сети и использовать интернет для учебы. Опыт столкновения с онлайн-рисками имел почти каждый второй ребенок 5–7 лет (46%) и 60% детей 8–11 лет. Преобладают технические и контентные риски: включение произвольных видео, всплывающие баннеры, столкновение с пугающим или порнографическим контентом, заражение устройств вредоносными программами. 12% младших школьников встречаются с коммуникационными рисками. Родители дошкольников в 70% случаев выбирают стратегию присутствия рядом, когда их ребенок пользуется интернетом. Родители детей 8–11 лет в двух случаях из трех прибегают к ограничивающим стратегиям, в первую очередь, устанавливая временные лимиты. В семьях с детьми 8–11 лет более выражено целенаправленное обучение ребенка его использованию. Треть всех опрошенных взрослых признаются, что испытывают неуверенность в вопросах интернет-безопасности.

Выводы. Интенсивность использования цифровых устройств дошкольниками и младшими школьниками сегодня по сравнению с предыдущими годами возрастает. Использование цифровых технологий имеет специфику в зависимости от возраста ребенка. Она определяется наиболее часто используемыми электронными устройствами, содержанием основных видов цифровой активности, наличием специфических видов онлайн-активности в каждой возрастной группе, особенностями опыта столкновения с онлайн-рисками, а также степенью интенсивности родительской медиации и ее характером. Родители школьников 8–11 лет начинают применять не только ограничивающие стратегии, но и разрешающие, включая обучение ребенка цифровым навыкам. Родители дошкольников, по сравнению с данными более ранних исследований, чаще стали занимать активную позицию при решении проблем в ситуации онлайн-рисков. В семьях с детьми обеих возрастных групп недостаточно используются средства технического контроля детской онлайн-активности и обращение за помощью в службы поддержки пользователей.

Поступила: 29.11.2019

Принята к публикации: 12.12.2019

Страницы: 3-11

DOI: 10.11621/npj.2019.0402

Автор(ы): Солдатова Галина Уртанбековна ; Теславская Оксана Игоревна

Разделы журнала: Психология виртуальной реальности

Ключевые слова: Интернет; младшие школьники; семья; родители; онлайн-активность; цифровые технологии; электронные устройства; смартфон; планшет; телевизор; стратегии медиации; онлайн-риски; цифровая компетентность

Доступно в on-line версии с 31.12.2019

Молчанов С.В., Войскунский А.Е., Маркина О.С., Бородина А.С. Особенности когнитив- ной переработки социальной информации подростками с разным уровнем морального развития // Националь- ный психологический журнал. – 2019. – № 4(36). 3–11. С.

Актуальность исследования определена значением информационной социализации для морального развитияподростков, в частности, ролью способов когнитивной переработки социальной информации (КПИ) для развития морального сознания.

Целью исследования стало изучение взаимосвязи уровня морального развития подростков и КПИ интернет-сети. Гипотеза исследования: особенности моральной чувствительности и уровень развития моральных суждений подростков обуславливают их преимущественную ориентировку на различные этапы когнитивной переработки социальной информации в сети интернета.

Описание хода исследования В исследовании были использованы следующие методы: методика «Справедливость – Забота», направленная на определение уровня развития моральных суждений (С.В. Молчанов), авторская методика выявления уровня моральной чувствительности, методика когнитивных способов оценивания социальной информации из сети интернета, разработанная на основе модели Крика и Доджа, «Шкала базисных убеждений Янофф-Бульман» (в модификации М.А. Падуна и А.В. Котельниковой). В исследовании приняли участие 208 подростков в возрасте 13–18 лет (48% юношей и 52% девушек). На основе кластерного анализа по уровню развития моральных суждений и показателям моральной чувствительности были выделены две группы: с высоким уровнем развития моральных суждений и высокой моральной чувствительностью и с низким уровнем развития моральных суждений и неоднородной моральной чувствительностью.

Результаты исследования. Показано, что моральная чувствительность определяет характер осознания морального содержания проблемных ситуаций. Для подростков с высоким уровнем морального развития характерна выраженная вера в справедливость окружающего мира и переживание ценности и значимости собственного Я. Выявлены различия когнитивной переработки социальной информации. Подростки с высоким уровнем морального развития более ориентированы на выбор ответного поведения с учетом его возможных последствий и оценки самоэффективности в процессе социального взаимодействия в интернет-пространстве. Подростки с низким уровнем морального развития более фокусированы на интерпретационном этапе анализа социальной информации, где задачей становится понимание морального содержания ситуации и выделение морального конфликта.

Выводы. Перспективой дальнейшего исследования должно стать изучение функциональной связи уровня моральных суждений и моральной чувствительности подростков в детерминации способов когнитивной переработки социальной информации и содержательный анализ представлений подростков о моральной регуляции в обществе в зависимости от уровня развития моральных суждений и продуктивности когнитивных способов переработки социальной информации в сети интернета.

Поступила: 18.11.2019

Принята к публикации: 04.12.2019

Страницы: 3-11

DOI: 10.11621/npj.2019.0401

Автор(ы): Молчанов Сергей Владимирович; Войскунский Александр Евгеньевич; Маркина Ольга Сергеевна; Бородина Анна Сергеевна

Разделы журнала: Психология виртуальной реальности

Ключевые слова: моральное развитие; моральная чувствительность; информационная социализация; когнитивная переработка информации; подростковый возраст; Интернет

Доступно в on-line версии с 31.12.2019

Дамадаева А.С., Бехоева А.А. Проблемы и возможности реализации инклюзивного образования в современном вузе // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 3(35). – С. 125–133

Актуальность (контекст) тематики статьи. В настоящее время одним из приоритетных направлений реформирования образования является внедрение инклюзивного обучения. И хотя инклюзия не является новым явлением для нашей страны, на пути ее эффективного внедрения существует много трудностей и препятствий. В республиках Дагестан и Чечня опыт инклюзии еще не нашел широкого применения в образовательной практике, и поэтому проблемы и возможности ее реализации на переходном этапе имеют важное значение для перспектив развития этого направления.

Цель работы: на основе анализа опыта использования инклюзивного образования (ИО) за рубежом исследовать проблемы внедрения ИО в систему высшего образования в Республике Дагестан и в Чеченской Республике. Описание хода исследования. Проанализированы и рассмотрены вопросы методологии инклюзивного образования с целью расширения представления о возможностях и порядке работы ИО. В результате социологического опроса выявлена основная проблема, характерная для первой ступени введения инклюзивного образования. Это психологическая неготовность участников инклюзивного процесса к введению такого образования в образовательные организации.

Результаты исследования. Выяснилось, что внедрение инклюзивного образования в Республике Дагестан и в Чеченской Республике связано со многими проблемами. Проведенный опрос позволил выделить основные противоречия образовательной среды вуза, препятствующия введению ИО в обучение студентов с особенностями психофизического развития (ОПФР).

Выводы. Исследование показало необходимость создания в вузах Центра инклюзивного обучения. Предложены основные возможные направления деятельности Центра, его структура, требуемые ресурсы.

Поступила: 25.02.2019

Принята к публикации: 21.08.2019

Страницы: 125-133

DOI: 10.11621/npj.2019.0313

Автор(ы): Бехоева Асия А.

Разделы журнала: Психология в образовании

Ключевые слова: инклюзия; инклюзивное обучение; студенты; особенности психофизического развития; адаптация; трансдисциплинарное научное направление

Доступно в on-line версии с 20.10.2019

Сагова З.А., Шаяфетдинова Р.Р. Целеполагание как метод саморегуляции деятельности спортсменов-керлингистов с разным уровнем предсоревновательной тревожности // Национальный психологи- ческий журнал. – 2019. – № 3(35). – С. 113–124

Актуальность. В число наиболее важных факторов успешности в спорте входят развитые навыки саморегуляции деятельности, формирующиеся посредством целедостижения. Согласно проведенным исследованиям, направленность целей спортсменов может прогнозировать их эмоциональное состояние и вероятность возникновения повышенной тревожности в предстоящем состязании.

Цель. Выявление связи состояния предсоревновательной тревожности и особенностей целеполагания как способа саморегуляции деятельности спортсменов, занимающихся керлингом. Мы предполагали, что для спортсменов с эго-целевой ориентацией характерна более высокая предсоревновательная тревожность, по сравнению со спортсменами с целевой ориентацией на задачу.

Описание хода исследования. В статье проанализированы типы целевых ориентаций и состояние тревожности 56 спортсменов-керлингистов в предсоревновательный период (м=16, ж=40). Использованы следующие методики: шкала тревоги Спилбергера и шкала личностной соревновательной тревожности Р. Мартенса – обе методики в адаптации Ю.Л. Ханина, авторский опросник для установления направленности целей керлингистов.

Результаты исследования. Выдвинутое нами предположение не получило подтверждения, что противоречит результатам исследований, выполненных другими специалистами. Отсутствие связи предсоревновательной тревожности и направленности целей спортсменов, возможно, определяется спецификой керлинга, как командного вида спорта. Установлено, что у мужчин и женщин нет значимых различий приверженности той или иной направленности целей (p>0,05), вместе с тем, обнаружены достоверные гендерные различия по состоянию личностной и соревновательной тревожности (p≤0,01; p<0,05 соответственно).

Выводы. Выполненная работа позволила выделить новые направления для дальнейших исследований, такие, как: роль тренера в формировании целевых ориентаций спортсменов, дополнительные факторы, оказавшие влияние на полученные результаты.

Поступила: 16.09.2019

Принята к публикации: 24.09.2019

Страницы: 113-124

DOI: 10.11621/npj.2019.0312

Автор(ы): Сагова Зурида Айсовна

Разделы журнала: Психология спорта

Ключевые слова: sport; спортсмены; саморегуляция; тревога; целеполагание; эго-целевая ориентация; задача-целевая ориентация

Доступно в on-line версии с 20.10.2019

Гетманенко Я.А., Трусова А.В., Добровольская А.Е., Софронов А.Г. Влияние характеристик семейной системы и индивидуально-психологических особенностей опекуна на эффективность социально-пси- хологической адаптации больных шизофренией // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 3(35). – С. 101–112

Актуальность (контекст) тематики статьи. Семья больного шизофрений является важным источником, определяющим его реабилитационный потенциал. С другой стороны, по многочисленным данным, неблагоприятные семейные отношения взаимосвязаны с увеличением числа рецидивов. Заболевание члена семьи выступает мощным стрессовым фактором, оказывающим влияние на всю семейную систему, однако семьи больных различаются по степени возникающих дисфункций. При этом механизмы, лежащие в основе нарушений взаимодействия в данных семьях, остаются не до конца изученными.

Цель. Комплексное исследование выраженности психопатологических симптомов (PANSS), характеристик семейного взаимодействия, описанных в параметрах адаптации и сплоченности (FACES-3), эмоциональной и коммуникативной компетентности (ЭмИн Люсин Д.В), а также жизненной удовлетворенности опекуна (индекс жизненной удовлетворенности Н.В. Панина) в социально-психологической адаптации пациентов (шкала PSP, опросник ВОЗ-КЖ СМ).

Описание хода исследования. Выборку составили 122 человека, объединенные в диады – больной шизофренией и его опекун, который в ходе совместного интервью определялся как лицо, взявшее на себя основные обязанности по уходу за пациентом. Гендерное распределение пациентов: 33 женщины и 28 мужчин, средний возраст 32,5±9,44 года (M±SD), общее число госпитализаций в стационар 5,44 ±5,27, с разбросом 1–20 раз, средняя давность заболевания 9,93±6,85. Средний возраст опекуна 53±11,91 года. Распределение опекунов по гендерным признакам – 12 мужчин и 49 женщин.

Результаты исследования. По результатам моделирования структурными уравнениями получена модель, свидетельствующая об отрицательном влиянии выраженности негативных и общесоматических симптомов на социальное функционирование пациентов (p<0,001), в то время как более сбалансированные характеристики семейного взаимодействия оказывают суппортивный эффект (p<0,001). Показано, что коммуникативная компетентность опекуна увеличивает сбалансированность семейного взаимодействия (p<0,001).

Выводы. Возможности социальной адаптации пациентов с шизофренией определяются как объективными факторами (выраженность психопатологических симптомов), так и характером семейных дисфункций, которые, в свою очередь, тесно связаны с эмоциональной и коммуникативной компетентностью лиц, взявших на себя обязанности по уходу за пациентами. Поэтому развитие навыков межличностного общения опекунов пациентов может являться одним из направлений комплексных психосоциальных интервенций в семьи больных шизофренией. Дальнейшие исследования в данной области могут быть направлены на оценку эффективности указанных интервенций и на усовершенствование используемого инструментария, в частности, с использованием экспериментальных методов оценки характера семейного взаимодействия и эмоциональной и коммуникативной компетентности, а также на расширение числа измеряемых параметров (например, когнитивный дефицит пациентов).

Поступила: 02.07.2019

Принята к публикации: 06.09.2019

Страницы: 101-112

DOI: 10.11621/npj.2019.0311

Автор(ы): Трусова Анна Владимировна

Разделы журнала: Психология здоровья

Ключевые слова: шизофрения; семейные интервенции; эмоциональная экспрессивность; качество жизни; нагрузка на семью

Доступно в on-line версии с 20.10.2019

Кузнецова С.О., Абрамова А.А., Ефремов А.Г., Ениколопов С.Н. Исследование особен- ностей аутоагрессивного поведения у лиц, переживших сексуальное злоупотребление в детском возрасте // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 3(35). – С. 88–100.

Актуальность тематики статьи. В современных психологических исследованиях тема аутоагрессии и самоповреждающего поведения занимает центральное место. Многие исследователи отмечают прямые корреляции перенесенного в детстве насилия с более поздним аутоагрессивным поведением и иными формами злоупотреблений.

Целью настоящего исследования является изучение взаимосвязи между пережитым в детстве сексуальным злоупотреблением (насилием) и последующими расстройствами пищевого поведения, наличием суицидальных мыслей и неудовлетворенностью имиджем тела в более старшем возрасте.

Описание хода исследования. В данном исследовании использовались следующие методики: краткая методика фиксации нарушений пищевого поведения (Morgan et al., 1999), шкала измерения степени неудовлетворенности имиджем тела (The Body Satisfaction Scale), шкала фиксации пережитых травм детства (короткая форма) (The Childhood Trauma Questionnaire) (Shortform, 2003), шкала оценки частоты появления суицидальных мыслей (The Positiveand Negative Suicide Ideation) (Inventory, 1998). Выборку составили 113 человек. Средний возраст = 19,9 лет (стандартное отклонение= 5,2). Из них 104 девушки (средний возраст = 19,8 лет, стандартное отклонение = 5,1) и 9 юношей (средний возраст = 18,6, стандартное отклонение =4,1).

Результаты исследования. Полученные нами результаты показали, что аутоагрессоры, пережившие сексуальное насилие в детстве, статистически существенно чаще (р<0.05), чем аутоагрессоры без истории сексуального злоупотребления, сообщают и о других негативных моментах пережитого опыта: эмоциональное злоупотребление ребенком старшими, эмоциональное пренебрежение ребенком со стороны значимых взрослых, физическое (несексуальное) насилие со стороны более старших, физическое пренебрежение (заброшенность ребенка). Было также установлено, что аутоагрессоры, имеющие историю сексуального злоупотребления в детстве, статистически чаще сообщают о нарушениях пищевого поведения, чем аутоагрессоры без истории злоупотребления.

Выводы. Работа акцентирует непосредственное внимание на влиянии пережитого в детстве сексуального злоупотребления не только на возникновение поведения с самоповреждением в более старшем возрасте, но и рассматривает пережитое сексуальное злоупотребление как фактор риска возникновения целого ряда других негативных поведенческих проявлений, сопутствующих аутоагрессии. Полученные результаты могут быть использованы для психопрофилактической, психокоррекционной и психотерапевтической работы как с детьми и подростками, так и с людьми более старшего возраста.

Поступила: 13.08.2019

Принята к публикации: 10.09.2019

Страницы: 88-100

DOI: 10.11621/npj.2019.0310

Автор(ы): Кузнецова Светлана Олеговна; Ениколопов Сергей Николаевич

Разделы журнала: Психология здоровья

Ключевые слова: аутоагрессивное поведение; сексуальное насилие; нарушения пищевого поведения; образ тела

Доступно в on-line версии с 20.10.2019

Реан А.А., Евграфова Ю.А. Изучение связи показателей личностной зрелости и социально- психологической адаптации молодых супругов // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 3(35). – С. 80–87

Актуальность (контекст) тематики статьи. Смена приоритетов в традиционной модели семейных отношений, произошедшая в последние десятилетия в современном обществе, изменение брачно-семейных установок и ценностей, гендерных ролей и стереотипов приводят к возникновению трудностей в процессе социально-психологической адаптации молодых людей, вступающих в брак. При этом эффективность адаптации зависит от различных аспектов, среди которых можно выделить личностную зрелость супругов, обуславливающую не только результативность процесса адаптации к семейной жизни, но и стабильность семейных отношений. Это определяет необходимость изучения связи личностной зрелости молодых супругов и их социально-психологической адаптации к семейной жизни.

Целью настоящего исследования стало изучение связи показателей личностной зрелости и социально-психологической адаптации супругов в молодых супружеских парах.

Описание хода исследования. В исследовании приняли участие 150 молодых супружеских пар. Возраст супругов 20–30 лет. Стаж совместной жизни до пяти лет. В исследовании применялись следующие методики: тест-опросник Ю.З. Гильбуха, опросник Д.Л. Буртянского и В.В. Кришталя.

Результаты исследования показали наличие связи между такими показателями личностной зрелости, как мотивация достижений, жизненная установка, способность к психологической близости с другим человеком, и социально-психологической адаптацией. Также установлена связь между общим показателем личностной зрелости и социально-психологической адаптацией.

Выводы. Выдвинутая гипотеза о связи между показателями личностной зрелости и социально-психологической адаптацией супругов в молодых супружеских парах частично подтвердилась. Развитие ориентации супругов на самореализацию в семейной жизни, формирование высокой эмоциональной устойчивости, способности к эмпатии позволяют повысить уровень адаптированности супругов к семейной жизни.

Поступила: 21.08.2019

Принята к публикации: 12.09.2019

Страницы: 80-87

DOI: 10.11621/npj.2019.0309

Автор(ы): Реан Артур Александрович

Разделы журнала: Психология семейного воспитания

Ключевые слова: личностная зрелость; показатели личностной зрелости; социально-психологическая адаптация; семейная адаптация; молодые супружеские пары

Доступно в on-line версии с 20.10.2019

Карабанова О.А. В поисках оптимального стиля родительского воспитания // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 3(35). – С. 71–79

Актуальность (контекст) тематики статьи. В современной психологии все чаще звучит вопрос: существует ли «оптимальный» – гармоничный тип воспитания или скорее это миф, не отвечающий реальности практик семейного воспитания. Поэтому исследование разных типов семейного воспитания и особенностей родительско-детских отношений является весьма актуальной задачей.

Цель статьи – анализ подходов к пониманию природы оптимального стиля родительского воспитания, обеспечивающего психологические условия для развития и позитивной социализации ребенка.

Описание хода исследования. Установлено, что детско-родительские отношения представляют собой двунаправленный процесс, где оба партнера занимают активную позицию. Обосновано положение об опосредованном характере связи между стилем родительского воспитания и особенностями развития ребенка. Обсуждается культурная специфика целей воспитания ребенка. Доказано, что в подростковом возрасте задачей развития и целью воспитания становится формирование автономии личности в сочетании с взаимозависимостью и связанностью подростка с родителями.

Результаты исследования. Исследования влияния стиля родительского воспитания на формирование личности ребенка показало сложный нелинейный характер такого воздействия, опосредованный характером переживания ребенком своих отношений с родителем. Выделены основные параметры гармоничного типа воспитания, обеспечивающего формирование автономии ребенка: особенности эмоциональных отношений, общения и взаимодействия, требований и запретов, контроля.

Выводы. Моделью оптимального стиля воспитания и детско-родительских отношений является поликомпонентная система эмоциональных отношений, коммуникации, контроля и требований, создающая зону ближайшего развития автономии ребенка при сохранении стабильной эмоциональной близости и взаимозависимости.

Поступила: 08.09.2019

Принята к публикации: 16.09.2019

Страницы: 71-79

DOI: 10.11621/npj.2019.0308

Автор(ы): Карабанова Ольга Александровна

Разделы журнала: Психология семейного воспитания

Ключевые слова: родительско-детские отношения; стиль родительского поведения; тип воспитания; автономия; взаимозависимость

Доступно в on-line версии с 20.10.2019

Молчанов С.В. Моральное самооправдание как миф «моральной свободы» личности // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 3(35). – С. 60–70

Актуальность. Актуальность темы исследования механизмов морального самооправдания обусловлено увеличением частоты встречаемости девиантного поведения в российском обществе, в том числе в социальных группах, обладающих когнитивными и личностными качествами, необходимыми для адекватной оценки ситуации морального выбора. Анализ способов обеспечения моральной свободы позволит уточнить условия и факторы реализации модели поведения в условиях морального выбора.

Цель. Анализ особенностей использования механизмов морального самооправдания в подростковом возрасте и выделение основных направлений эмпирического исследования способов обеспечения «моральной свободы».

Описание хода исследования. В статье анализируется концепция морального развития, предложенная в работах А. Бандуры, в том числе модель механизмов морального самооправдания, обеспечивающая моральную свободу человека. Рассматриваются основные направления эмпирических исследования механизмов моральной свободы, определяется взаимосвязь механизмов морального самооправдания и моральной свободы личности.

Результаты исследования. Были выделены основные направления эмпирических исследований механизмов морального самооправдания, определена возрастно-психологическая специфика использования механизмов морального самооправдания, возможности использования механизмов морального самооправдания в средне- и долгосрочной временной перспективе, взаимосвязь с компонентами морального развития. Определено место механимов морального самооправдания в реализации «моральной свободы» личности.

Выводы. Проведенный анализ показал, что выделенные А. Бандурой механизмы морального самооправдания могут использоваться как способ обретения моральной свободы в условиях совершения аморального поведения с учетом ряда условий. Были выделены гендерные различия в характере предпочтений использования механизмов морального самооправдания. В подростковом и юношеском возрасте интенсивность использования механизмов морального самооправдания более высокая, чем в период молодости. Было показано, что существует взаимосвязь между интенсивностью в использовании механизмов морального самооправдания и когнитивными и личностными особенностями, обеспечивающими моральное поведение личности.

Поступила: 14.09.2019

Принята к публикации: 26.09.2019

Страницы: 60-70

DOI: 10.11621/npj.2019.0307

Автор(ы): Молчанов Сергей Владимирович

Разделы журнала: Психология личности

Ключевые слова: А. Бандура; нравственность; моральное самооправдание; моральное поведение; аморальное поведение; моральная свобода; подростковый возраст

Доступно в on-line версии с 20.10.2019

Лэнгле Альфрид Согласие в зависимости. Экзистенциально-аналитический подход // Наци- ональный психологический журнал. – 2019. – № 3(35). – С. 47–59.

Актуальность (контекст) тематики статьи. Проблема зависимости сегодня является весьма актуальной. При наличии зависимости человек действует против себя самого, нередко даже становясь врагом самому себе. Поэтому очень важна разработка эффективных психотерапевтических методов работы с зависимостью. И хотя существуют разные модели работы с аддикцией, эта проблема до сих пор не решена.

Цель статьи – представить экзистенциально-аналитический подход при терапевтической работе с зависимостью.

Описание хода исследования. Зависимость рассматривается как препятствие для бытия Person. Эта чрезвычайно сильная психическая потребность регулярно заставляет свободную волю подчиняться ей. Воля покоряется и подыгрывает. Это приносит человеку облегчение. Проблема состоит в следующем: воля действует против собственного Бытия Person, другими словами, человек действует против себя самого и попадает в состояние саморазрушения. Для того чтобы выбраться из этого аутодеструктивного состояния предлагается систематическое обращение к собственной Person, что позволит гармонизировать отношения с ней и постепенно начать жить наполненной жизнью. В отличие от поведенческой модели, где стимул сразу приводит к реакции, с помощью метода, разработанного в рамках экзистенциально-аналитического подхода, устанавливается другая модель – производится попытка интерпонировать Я как Person между стимулом и реакцией, за счет чего оно активизируется. Это и приводит к психотерапевтическому результату.

Результаты исследования. Рассмотрены основные этапы осуществления данной модели в психотерапевтической работе с зависимостью. Описаны упражнения и методы укрепления персональных сил зависимого человека, начинающиеся с принятия зависимости. Это дает возможность попытаться предоставить Person больше свободы действий и преодолеть зависимость изнутри.

Выводы. Данная статья может способствовать развитию персонального и экзистенциального взгляда на человека, страдающего зависимостью.

Поступила: 11.08.2019

Принята к публикации: 26.08.2019

Страницы: 47-59

DOI: 10.11621/npj.2019.0306

Автор(ы): Лэнгле Альфрид

Разделы журнала: Психология личности

Ключевые слова: зависимость; воля; свобода; самопринятие; экзистенциально-аналитический подход; аддикция

Доступно в on-line версии с 20.10.2019

Юбилей А.И. Донцова // Национальный психологический журнал. – 2019. – №3(35). – С. 46.

15 октября – день рождения Александра Ивановича Донцова – видного российского психолога, доктора психологических наук, профессора кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, академика РАО.

Поступила: 20.10.2019

Принята к публикации: 20.10.2019

Страницы: 46

DOI: 10.11621/npj.209.0305

Автор(ы): Зинченко Юрий Петрович

Разделы журнала: Юбилей

Ключевые слова: Юбилей

Доступно в on-line версии с 20.10.2019

Корнилова Т.В., Корнилов С.А., Зиренко М.С., Чумакова М.А. Психометрические свойства модифицированной батареи Интернационального Ресурса Когнитивных Способностей (ICAR) // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 3(35). – С. 32–45

Актуальность работы. Возрождение в России практики интеллектуального тестирования выявляет необходимость освоения сложившихся и новых интерпретационных направлений в теоретическом понимании структур интеллекта, а также разработки некоммерческих тестов для проведения фундаментальных исследований.

Целью исследования стала апробация модифицированного теста ICAR на русскоязычных выборках, для чего апробировались два невербальных субтеста из батареи ICAR (трехмерное Вращение и матрицы) в сочетании с двумя вербальными субтеста из батареи ROADS (заменившими в модификации ICAR англоязычные шкалы).

Описание хода исследования. Построение апробируемой тестовой батареи включило перевод инструкций для предъявления двух субтестов ICAR, предназначенных для диагностики флюидного интеллекта. Для диагностики вербального интеллекта в батарею включены разработанные ранее для русскоязычной популяции две субшкалы теста ROADS. Всего в интеллектуальный тест вошли 4 субтеста, как и в исходном варианте ICAR. Участниками стали 681 чел. (из них 377 женщин) в возрасте от 17 до 59 лет (Med=23, M=25.83, SD=7.58 лет), студенты и взрослые лица с высшим образованием г. Москвы, тестировавшиеся на основе добровольного сотрудничества. Тестирование проводилось в виде предъявления как без ограничения времени (n=284), так и с ограничением времени (n=397).

Результаты. Исследование установило приемлемые психометрические свойства модифицированной батареи ICAR и выявило бифакторную структуру батареи на российской выборке, свидетельствующую о том, что в выполнение каждого типа заданий – вербальных и невербальных – вносит вклад как общий фактор g, так и частные факторы флюидного и кристаллизованного интеллектов, выделение которых правомерно, поскольку они манифестируются в соответствующих типах заданий. Выявлено также влияние фактора ограничения времени на результативность выполнения тестовой батареи. Показано, что введение ограничения по времени приводит к размытию «g-насыщенности» невербальных субтестов и имеет последствия в контексте невозможности прямого сравнения (или даже шкалирования) получаемых баллов.

Выводы. Модифицированный русскоязычный вариант интеллектуальной батареи ICAR обладает достаточными психометрическими характеристиками, что позволяет рекомендовать его для дальнейшего применения.

Поступила: 07.09.2019

Принята к публикации: 15.09.2019

Страницы: 32-45

DOI: 10.11621/npj.2019.0304

Автор(ы): Корнилова Татьяна Васильевна; Корнилов Сергей Александрович

Разделы журнала: Когнитивная психология

Ключевые слова: когнитивные способности; интеллект; модель Кеттэлла-Хорна-Кэролла; Интернациональный ресурс когнитивных способностей (ICAR)

Доступно в on-line версии с 20.10.2019

Солдатова Г.У., Ярмина А.Н. Кибербуллинг: особенности, ролевая структура, детско-роди- тельские отношения и стратегии совладания // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 3(35). – С. 17–31.

Актуальность (контекст) тематики статьи. Эмпирические данные, свидетельствующие о масштабе и значимости проблемы кибербуллинга, не должны игнорироваться, поскольку большое количество детей подвергается агрессивному онлайн-преследованию и существенному риску при сочетании школьного и кибербуллинга. Новизна исследования состоит в комплексном подходе к анализу особенностей кибербуллинга как одного из видов киберагрессии с учетом его отличий от буллинга в реальной жизни. Анализ проводился на основе масштабных зарубежных национальных и межкультурных исследований, которые возможно сопоставлять как на теоретико-методологическом, так и на эмпирическом уровне.

Целью исследования является анализ существующих теоретических и практических данных об особенностях и механизмах феномена «кибербуллинг» (КБ) в детско-подростковой среде, полученных в работах, проводившихся в рамках возрастной психологии, психологии развития и социальной психологии в течение двух последних десятилетий.

Описание хода исследования. В статье анализируются особенности и трансформации ролевой структуры кибербуллинга в сравнении с буллингом в реальной жизни, личностные характеристики и поведенческие стратегии его участников (агрессор, жертва, хамелеон, наблюдатель/свидетель), рассмотрены особенности детско-родительских отношений в ситуации кибербуллинга и стратегии совладания с кибербуллингом, как с трудной жизненной ситуацией.

Результаты исследования. Результаты, представленные в данном обзоре, могут быть использованы в качестве основы не только для дальнейших теоретических и эмпирических исследований, но и для разработки практических программ, направленных на поддержку жертв кибербуллинга, снижение вероятности возникновения таких ситуаций, а также для своевременной профилактики КБ, диагностики групп риска и для подготовки рекомендаций для психологов, педагогов и родителей.

Выводы. Изучение КБ является крайне актуальным в связи с непрерывным развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и требует дальнейшего раскрытия в динамике и развитии. Для составления эффективных профилактических программ и программ противодействия КБ необходимо разрабатывать общие теоретико-методологические основания, которые станут опорой для достижения терминологического согласия между исследователями при организации международных исследований по данной теме. Это позволит проводить надежные сравнения и систематизацию эмпирических данных, а также осуществлять разработку методов совладания с онлайн-рисками и безопасного использования ИКТ.

Поступила: 25.07.2019

Принята к публикации: 14.08.2019

Страницы: 17-31

DOI: 10.11621/npj.2019.0303

Автор(ы): Солдатова Галина Уртанбековна

Разделы журнала: Психология виртуальной реальности

Ключевые слова: киберагрессия; кибербуллинг; детско-родительские отношения; ролевая структура кибербуллинга; стратегии совладания

Доступно в on-line версии с 20.10.2019

Шайгерова Л.А., Шилко Р.С., Ваханцева О.В., Зинченко Ю.П. Перспективы использования анализа социальных сетей для изучения этнокультурной идентичности подростков в интернет-сообществах // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 3 (35). – С. 4–16

Актуальность (контекст) тематики статьи. Жизнь современных подростков неотделима от интернет-сообществ, которые не только выступают средством общения и источником информации, но и опосредуют формирование межличностных и межгрупповых установок, процесс социализации и конструирование идентичности. Изучение процессов, происходящих в интернет-сообществах, способствует выявлению влияния цифрового общества на формирование этнокультурной идентичности и рисков ее негативных трансформаций, возникновения и распространения негативных установок, ксенофобии, межгрупповой неприязни и вражды. Анализ социальных сетей (Social Network Analysis), широко использующийся в ряде дисциплин, но все еще недостаточно распространенный в психологических исследованиях, может предоставить новые возможности для исследования этих процессов в интернет-сообществах.

Цель. Исследование направлено на изучение возможностей применения анализа социальных сетей к изучению этнокультурной идентичности российских подростков.

Описание хода исследования. Посредством создания кода на языке R (R 3.6.1 + R Studio 1.2.1335) был выполнен анализ связей ряда сообществ социальной сети «ВКонтакте», контент которых имеет отношение к различным аспектам этнокультурной идентичности (этнический, культурный, религиозный, региональный, гражданский). Из данных сообществ были отобраны пользователи, проживающие в городах Москве (78784 пользователя) и Санкт-Петербурге (210815 пользователей) в возрасте от 14 до 18 лет. По результатам были построены социальные графы и проведен анализ связей между сообществами по двум субъектам федерации.

Результаты исследования. Выявлены общие тенденции и различия между связями интернет-сообществ, контент которых имеет отношение к различным аспектам этнокультурной идентичности в изучаемых субъектах федерации. Для целевой категории пользователей-подростков, проживающих в Москве и Санкт- Петербурге в наибольшей степени связаны между собой сообщества с этническим контентом, тогда как различия касаются связей между крупным сообществом «Россия» с другими изучаемыми сообществами.

Выводы. Результаты продемонстрировали перспективы анализа социальных сетей (который охватывает широкие слои пользователей интернет-сообществ) для изучения этнокультурной идентичности подростков в цифровой среде. Полученные посредством анализа социальных сетей данные, извлеченные из деятельности пользователей в интернет-сообществах, отражают закономерности, выявленные в ходе проведенного ранее социально-психологического исследования с участием подростков-респондентов из тех же субъектов федерации. Социокультурный контекст, таким образом, опосредует онлайн- и офлайн-идентичность сходным образом, что подтверждается выявленными различиями в связях интернет-сообществ в разных субъектах федерации. Несмотря на длительное применение анализа социальных сетей в социологии и других науках, в психологии данный метод все еще носит поисковый характер. А применительно к изучению этнокультурной идентичности и связанных с ней феноменов требует дополнительной разработки с опорой на тесное междисциплинарное взаимодействие различных наук и направлений и необходимого сопоставления результатов с результатами, полученными другими методами.

Поступила: 16.09.2019

Принята к публикации: 21.09.2019

Страницы: 4-16

DOI: 10.11621/npj.2019.0302

Автор(ы): Шайгерова Людмила Анатольевна; Шилко Роман Сергеевич ; Ваханцева Ольга Вадимовна; Зинченко Юрий Петрович

Разделы журнала: Психология виртуальной реальности

Ключевые слова: анализ социальных сетей; социальные графы; подростки; ; субъекты Российской Федерации; социальный майнинг

Доступно в on-line версии с 20.10.2019

Лейбина А.В. Итоги XVI Европейского психологического конгресса. // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 2(34). – С. 3

2–5 июля 2019 года в Москве на базе Российской академии образования и МГУ имени М.В. Ломоносова, благодаря межведомственному взаимодействию структур Правительства Российской Федерации, научных фондов и организаций практической психологии состоялся XVI Европейский психологический конгресс, который посетило более 2700 участников из 94 стран.

Поступила: 16.09.2019

Принята к публикации: 18.09.2019

Страницы: 3

DOI: 10.11621/npj.2019.0301

Автор(ы): Лейбина Анна В.

Разделы журнала: XVI Европейский психологический конгресс (2–5 июля Москва)

Ключевые слова: конференция; XVI Европейский психологический конгресс

Доступно в on-line версии с 20.10.2019

Темнова Е.В. Фелицитарная vs дистимная картина мира в современном англоязычном медиадискурсе. // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 1(33). – С. 109-121

Актуальность. Развитие медийно-информацонных технологий, происходящее в  последние десятилетия, неизбежно приводит к сменепарадигмы научного знания. При этом интерес ученых фокусируется на изучении хранения, обработки и использования информации когнитивными структурами сознания человека. Гипермедийные средства коммуникации манипулируют сознанием своих реципиентов – синтезируют достоверные научные знания и «разбавляют» их мифологемами. Пытаясь расширить когнитивный потенциал своих публикаций, они изменяют представления о сформировавшейся картине мира. 

Целью данной работы является исследование представлений англоговорящих реципиентов медиадискурса о футуристическом будущем, представленном в выделенных автором концептосферах (КС):автоматизиация труда (AutomatedLabour), технология Облако (theCloud), киборгизация (Cyborgs), умный город (SmartCity), искусственный интеллект (ArtificialIntelligence), 3D-печать (3DPrinting), иммерсивная и дополненная реальность (ImmersiveandAugmentedreality), криптовалютная финансовая система (CryptocurrencyFinance).

Описание хода исследования. Проанализированы ведущие рубрики англоязычных медиа, которые включают новостные текстовые материалы и видеосюжеты онлайн-изданий современной качественной прессы (TheDailyTelegraph, TheIndependent, TheEconomist,TheTimes, TheFinancialTimesи др.), сетевых новостных порталов (Reuters, BBC,Euronews, CNN), новостных сайтов и блогов (HuffingtonPost), видеохостинговых сайтов (YouTube), кабельных и спутниковых теле- и радиоканалов (CNBC, Fortuneи др.). Среди них:  «World» (Мир), «Lifestyle» (Образ жизни), «ScienceandTechnology» (Наука и технологии), «Culture» (Культура), «Sport» (Спорт), «MedicineandHealth» (Медицина и здоровый образ жизни), «BusinessandFinance» (Бизнес и финансы) 

Методом сплошной выборки выделено 866 лексических единиц, характеризующих филицитарное/дистимное восприятие картины мира в упомянутых выше концептосферах (КС).Отобранные примеры лексического выражения концептосфер иллюстрируют определенное отношение к модели мира будущего, что позволяет разделить их на две категории. Первая категория содержит лексические единицы, отражающие позитивные или «светлые» ассоциации с теми технологическими достижениями, которые могут иметь место в человеческом обществе будущего. Лексические выражения второй категории формируют у реципиента материалов медиадискурса негативное отношение к реальности будущего. 

Результаты исследования. Футуристическая картина мира, отражающая функционирование концептов дискурсивного пространства, предлагаемых средствами гипермедиа, представляется автором в двух аспектах, указывающих либо на позитивное восприятие технологий будущего, либо на негативное – как имеющее отрицательное воздействие на антропоцентрические ценности человека. Соответственно, футуристические представления могут быть представлены в двух категориях: фелицитарная (позитивные представления о мире будущего) и дистимная (негативные представления о мире будущего).

Выводы. Моделирование реальности потенциальных миров будущего в англоязычном медиадискусре является произведением с открытым финалом, которое ставит реципиента перед дуальным выбором добра и зла, что не является чем-то новым. Разграничение фелицитарной и дистимной картин мира помогает обществу наилучшим образом осознать свою сущность в потоке потенциальных технологических и культурных изменений, чтобы устранить общественную психопатию, связанную с возникновением новых технологий. Сдвиг парадигмы мышления критической массы населения от религиозно-философской к научно-футуристической меняет отношение людей к преобразованиям в социально-общественной жизни.

Ментальные структуры с подчеркнутой национально-культурной спецификой в потоке гипермедиа, возникающие во взаимодействии реального мира и футуристических переживаний будущего, служат построению новых путей исследования сущности и разума человека, что является неоценимым вкладом в развитие науки и потенциала дальнейших исследований по заявленной тематике.

Поступила: 24.10.2018

Принята к публикации: 18.03.2019

Страницы: 109-121

DOI: 10.11621/npj.2019.0110

Автор(ы): Темнова Елена Владимировна

Разделы журнала: Психология коммуникации

Ключевые слова: фелицитарная картина мир; дистимная картина мира; новостной дискурс; гипермедиа; футуризм; антропоцентрическое знание

Доступно в on-line версии с 30.04.2019

Информация для авторов. // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 1(33). – С. 132-134

«Национальный психологический журнал» – всероссийское научное информационно-аналитическое издание, на страницах которого отражаются достижения различных направлений современной психологической науки и практики.

Журнал публикует оригинальные научные и практико-ориентированные статьи по актуальным проблемам различных областей психологии, отличающиеся научной новизной и выраженной авторской позицией.





Поступила: 30.04.2018

Принята к публикации: 30.04.2018

Страницы: 132-134

Автор(ы): Коллектив авторов

Разделы журнала: От редакции

Ключевые слова: информация

Доступно в on-line версии с 30.04.2019

Елфимова М.М. Шутка как психотехническое средство нарративного понимания межличностных отношений. // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 1(33). – С. 59-67

Актуальность (контексттематики статьи. Обращение к фасилитирующим практикам подразумевает предоставление человеку возможности собственного субъектного смыслоконструирования, а также поиск консультантом таких инструментов работы, которые позволят клиенту «идти за собой, сохраняя отношения с другим». Проблема поиска психотехнических средств адекватных сотрудничающим, диалогическим отношениям, приводит нас к обращению к комическому материалу (юмору), а именно к одной из его форм – шутке.

Цель нашей работы – опираясь на культурно-историческую концепцию и нарративный подход в психологии, а также на идеи планомерно-поэтапного формирования действий, обосновать возможности шутки как инструментального средства нарративного понимания межличностных отношений клиента и консультанта.

Описание хода исследования. Уточняется понятие «межличностного отношения». Конкретизируются характеристики самого «понимания межличностных отношений». Проводится рассмотрение «смехового действия» как действия, ведущего к пониманию межличностных отношений, а шутки как психотехнического средства, опосредствующее терапевтические отношения клиента и консультанта.

Результаты исследования. «Понимание межличностных отношений» определяется как выделение способа (схемы-ориентировки), который приводит к оформлению того или иного суждения о складывающихся отношениях. Юмор рассматривается как способ отношений и понимания (ориентации) в межличностной коммуникации, реализация которого происходит через знаково-символическую конструкцию – шутку. Помещение проблемы рассмотрения шутки в фокус нарративного подхода дает возможность увидеть дополнительные характеристики ее инструментальности, которые могут быть заведены в схему ориентировочной основы коммуникативного действия.

Выводы. Привлечение шутки в консультативное взаимодействие в качестве психотехнического средства позволяет делать определенные высказывания или утверждать необходимость каких-либо действий с позиции равенства, не ограничивая личную свободу человека. Благодаря шутке взаимодействие с консультантом становится понятным для клиента в своих интенциях, интересах, ценностно-смысловых ориентировках и, вместе с тем, сохраняется люфт для корректировки собственных суждений и действий.

Поступила: 24.01.2018

Принята к публикации: 05.09.2018

Страницы: 59-67

DOI: 10.11621/npj.2019.0106

Автор(ы): Елфимова Мария Михайловна

Разделы журнала: Социальная психология

Ключевые слова: межличностные отношения; юмор; смех; нарративный подход; психосемантика; психотехники

Доступно в on-line версии с 30.04.2019


Статьи 106 - 125 из 645
Начало | Пред. | 4 5 6 7 8 | След. | Конец Все
О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2022
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер