ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяМесто работы

Московский государственный психолого-педагогический университет

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Дубровина И.В. Психологические проблемы воспитания детей и школьников в условиях информационного общества. // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 1(29). – С. 6-16.

Актуальность (контекст) тематики статьи. Проблема воспитания становится все более значимой в связи с особенностями развития и взросления современных детей и подростков так называемой цифровой эпохи. Особенности развития детей и школьников в условиях информационного общества ставят перед психологической службой системы образования новые задачи.

Цель. Решение вышеупомянутых задач связано с уточнением приоритетных направлений развития психологии воспитания и образования, а так же научно-практического обеспечения этого направления. Целью статьи является всестороннее рассмотрение сферы деятельности психологов и педагогов системы образования в современных условиях. Уточняются цели и задачи их работы с учетом значительных перемен, произошедших в рамках информационного общества

Описание хода исследования. Пронализированы острые и порой противоречивые проблемы воспитания современного молодого поколения. Выделены задачи воспитания детей и формирования их личности, актуальные во все времена, такие как, например, эмоциональное, духовное развитие, овладение накопленным человечеством багажом культурных достижений, развитие нравственных чувств, способностей к полноценному общению и др.

Результаты исследования. Отмечается, что современное образование, отражая запросы современного информационного общества, в большей степени концентрирует свое внимание на проблеме успеваемости школьников, развитии их интеллектуальной сферы, подготовки к сдаче ЕГЭ. Значительно меньше внимания уделяет вопросам воспитания. Практическая психология, обслуживая систему образования, поддалась ее влиянию и оказалась не в полной мере готовой к решению вновь ставшей сегодня актуальной задачи воспитания школьников.

Выводы. Поиск путей решения проблемы воспитания следует не только на уровне высоко профессиональной междисциплинарной интеграции педагогической, психологической, социальной и других наук и практик, но и на уровне современного взаимодействия различных наук и форм общественного сознания – культуры, искусства, средств массовой информации (телевидение, радио, интернет), права, морали, религии.

Поступила: 10.12.2017
Принята к публикации: 09.01.2018
DOI: 10.11621/npj.2018.0101
Ключевые слова: культура; образование; воспитание; образовательная среда; информационное общество; эмоциональное развитие; психологическая грамотность;
Автор(ы): Дубровина И. В.;

Доступно в on-line версии с 30.03.2018

Кириллина С.А. Социально-психологический анализ детерминанты переживаний тревоги у подростков. // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 4(12). – С. 36-43.

В статье сделана попытка нового подхода к рассмотрению феномена тревоги, а именно, выделение социально-психологических детерминант переживания тревоги подростками. Сопоставляются позиции самих учащихся, их педагогов и родителей по отношению к тому, какие ситуации являются для подростков наиболее тревогогенными.

Представлена краткая характеристика основных понятий, связанных с проблематикой тревоги. Дана трактовка феномена тревоги, показано различие понятий тревога и страх, рассмотрены некоторые причины тревоги, выделяемые авторами. Рассматриваются различные виды тревоги: ситуативная и личностная, адекватная и неадекватная. Тревога, проявляющаяся в различных областях жизнедеятельности человека, и, в частности, школьная тревожность.

В статье представлены также результаты эмпирического исследования коммуникативных ситуаций, в которых подростки испытывают тревогу. Приведены оценки этих ситуаций педагогами и родителями.

Исследование состояло из нескольких этапов: осуществление фокусированных интервью с учителями, а затем с родителями подростков. Проведение фокус- групп с подростками (вопросы, предлагаемые всем категориям испытуемых, представлены в соответствующих разделах). В исследовании приняли участие 6 учителей, 6 родителей и 15 подростков в возрасте 12-14 лет. На основе полученных данных был определен набор ситуаций, которые вызывают тревогу у подростков, а также проанализировано восприятие этих ситуаций родителями и учителями. Раскрываются сходства и различия в восприятии коммуникативной тревоги у вышеуказанных трех категорий испытуемых.

На основании результатов исследования показано, что к ситуациям межличностного взаимодействия, вызывающим тревогу у подростков, относятся, прежде всего, ситуации, связанные с социальной оценкой подростка сверстниками и взрослыми.

Поступила: 20.10.2013
Принята к публикации: 02.11.2013
Страницы: 36-43
DOI: 10.11621/npj.2013.0405
Ключевые слова: тревога; учителя; подростковый возраст; восприятие тревоги взрослыми; родители;
Автор(ы): Кириллина С. А.;

Доступно в on-line версии с 30.12.2013

Березина Т.Н. Эмоционально обонятельный язык бессознательных коммуникаций в процессе человеческого общения. // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 4(12). – С. 20-30.

В статье анализируется явление обмена эмоциями в человеческом общении. Отмечается, что обмен эмоциями является составной частью перцептивной стороны любого акта общения. Утверждается существование трех уровней обмена эмоциями в общении: осознанный – с помощью слов, неосознаваемый – через невербальные составляющие коммуникации (мимику, жесты и т.п.) и бессознательный – посредством обонятельного канала. В качестве механизма бессознательного обмена эмоциями предполагается существование эмоционально-обонятельного языка. Бессознательность передачи предполагает, что, во- первых, эмоции, передаваемые с помощью запахов, могут не осознаваться, но влиять на настроение человека, во-вторых, запахи, передающие эмоции, – не осознаются в качестве ароматов, в-третьих, такая передача не контролируется сознанием. Предполагается, что каждая основная эмоция связанна с конкретным базовым запахом. При переживании человеком такой эмоции изменяется функциональное состояние его организма, что ведет к появлению соответствующего базового запаха. В свою очередь, выделившийся базовый аромат вызывает конкретную основную эмоцию у других людей – ту же самую, что породила его. Выделяются конкретные связки «эмоция-запах». Утверждается, что подобный механизм может лежать в основе феноменов психического заражения, таких как массовая паника и т.п. Высшие чувства также могут быть составлены с помощью сочетания основных эмоций, посредством сочетания базовых запахов передаваться собеседникам по общению и, соответственно, вызывать у них аналогичные переживания. Такая передача может быть основой эмпатии.

Поступила: 03.04.2013
Принята к публикации: 20.08.2013
Страницы: 20-30
DOI: 10.11621/npj.2013.0403
Ключевые слова: общение; обмен эмоциями; базовые эмоции; базовые запахи; эмпатия; бессознательное;
Автор(ы): Березина Татьяна Н.;

Доступно в on-line версии с 30.12.2013

Забродин Ю.М. Проблемы и перспективы развития практической психологии в России // Национальный психологический журнал - 2006. - №1(1) - с.33-41.

a:2:{s:4:"TEXT";s:483:"<p>
    Показано, какие требования к современной российской психологической науке предъявляют происходящие в обществе социальные и экономические изменения и как, в связи с этим, меняются задачи психолога. Продемонстрировано возрастающее значение практической психологии. Подробно освещены ее функции и методы. Намечены пути ее дальнейшего развития. Указывается на необходимость улучшения подготовки практических психологов и совершенствование нормативной базы психолога-практика.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Страницы: 33-41
Ключевые слова: практическая психология; психолог-практик; функции практической психологии; методы практической психологии;
Автор(ы): Забродин Ю.М. ;

Битянова М.Р. Антропологический подход в определении понятия и критериев качества образования // Национальный психологический журнал - 2007. - №1(2) - с.117-122.

a:2:{s:4:"TEXT";s:396:"<p>
    В статье рассматриваются основные показатели качества образования. Освещены общие положения антропологического подхода к образованию, который автор рассматривает в качестве основы для разработки показателей качества образования. Выделены задачи развития человека как основы образовательного процесса. Рассмотрены принципы проектирования антропологически ориентированной системы школы.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Страницы: 117-122
Ключевые слова: качество образования; антропологический подход к системе образования; развитие личности; роль образования в развитии; антропологически ориентированная система образования;
Автор(ы): Битянова М.Р;

Вачков И.В. Некоторые проблемы подготовки практических психологов // Национальный психологический журнал - 2007. - №1(2) - с.102-106.

a:2:{s:4:"TEXT";s:450:"<p>
    Из множества проблем подготовки психологов-практиков автор выделил две и осветил их в своей статье. Он раскрывает значение методологии в деятельности практических психологов всех профилей и специализаций и анализирует состояние системы подготовки психологов к тренинговой работе. При этом отмечена слабость практической подготовки психологов в наших вузах и даются рекомендации организации послевузовского образования психологов-тренеров.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Страницы: 102-106
Ключевые слова: психологи-практики; подготовка психолога в вузе; тренинговая работа; послевузовское образование психологов; подготовка психологов-тренеров;
Автор(ы): Вачков И. В. ;

Рубцов В.В. Проблемы общества и государства — наши проблемы // Национальный психологический журнал - 2007. - №1(2) - с.8-11.

Интервью с Виталием Владимировичем Рубцовым, доктором психологических наук, профессором, действительным членом Российской академии образования, ректором Московского городского психолого-педагогического университета, Президентом Федерации психологов образования России.

Страницы: 8-11
Ключевые слова: интервью ;
Автор(ы): Рубцов В.В.;

Дубровина И. В. Послесловие к Году учителя // Национальный психологический журнал — 2010. — №2(4) — с.107-111.

Одна из актуальных задач практической психологии на современном этапе развития образования – найти и обосновать пути индивидуального подхода к любому ребенку в контексте реализации ресурса его творческого потенциала в образовательных учреждениях различного типа и уровня.

Страницы: 107-111
Ключевые слова: ребенок; развитие ; возраст; индивидуальные особенности; индивидуальный подход; способности; «зона ближайшего развития»; «социальная ситуация развития»;
Автор(ы): Дубровина И. В.;

Ениколопов С. Н., Мкртчян А. А. Психологические последствия терроризма и роль СМИ в процессе их фомирования // Национальный психологический журнал — 2010. — №2(4) — с.41-46.

a:2:{s:4:"TEXT";s:417:"<p>
    Анализируются проблемы взаимосвязи СМИ и негативных последствий терроризма, а также роли СМИ в процессе их контроля и редуцирования. Показано, что для эффективного противодействия терроризму недостаточно обладать знаниями только о дифференциации терроризма и его целях. Необходимо рассматривать данный вид преступлений и с точки зрения его психологических и социальных последствий для человека и общества.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Страницы: 41-46
Ключевые слова: реакция на теракт; терроризм; сми;
Автор(ы): Ениколопов С.Н. ; Мкртчян А. А. ;

Собкин В.С., Иванова А.И., Скобельцина К.Н. От воспитания в детском саду к школьному образованию: мнение родителей // Национальный психологический журнал - 2011.-№1(5)-с.111-118.

Статья посвящена анализу отношения родителей детей дошкольного возраста к начальному школьному образованию. Особое внимание в ней уделено выбору оптимального возраста ребенка для поступления в школу. Кроме того рассмотрены критерии, на которые опираются родители при выборе школы для своего ребенка. Также исследуются мнения родителей относительно основных функций школьного образования и их требования к профессиональным и личностным качествам школьного учителя. Статья продолжает цикл работ по социологии дошкольного детства, проведенных сотрудниками Института социологии образования РАО, и основана на материалах, социологического опроса родителей, чьи дети посещают детские сады г. Москвы.

Страницы: 111-118
Ключевые слова: дошкольный возраст; отношение родителей к школе; начальное общее образование; готовность к школе; профессиональные и личностные качества учителя;
Автор(ы): Собкин В.С.; Иванова А.И.; Скобельцина К.Н. ;

Ениколопов С.Н.,Мкртчян А.А. Психологические последствия терроризма и роль СМИ в процессе их формирования// Национальный психологический журнал — 2011. — №1(5) — с.19-23.

a:2:{s:4:"TEXT";s:417:"<p>
    Анализируются проблемы взаимосвязи СМИ и негативных последствий терроризма, а также роли СМИ в процессе их контроля и редуцирования. Показано, что для эффективного противодействия терроризму недостаточно обладать знаниями только о дифференциации терроризма и его целях. Необходимо рассматривать данный вид преступлений и с точки зрения его психологических и социальных последствий для человека и общества.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Страницы: 19-23
Ключевые слова: терроризм; сми; реакция на теракт;
Автор(ы): Ениколопов С.Н. ; Мкртчян А. А. ;

Лысаков Н.Д., Лысакова Е.Н. Современные тенденции развития отечественной авиационной психологии // Национальный психологический журнал — 2012. — №2(8) — с.100-105.

В статье содержится историко-методологический анализ отечественной авиационной психологии как отрасли психологии. Исходя из понимания основных детерминант развития авиационной психологии, а именно, логики становления психологической науки и технического прогресса в авиации, делается вывод о том, что современные тенденции развития авиационной психологии заключаются в преобладании интеграции над дифференциацией, дальнейшей специализации в интересах боеготовности и боеспособности Военно-воздушных сил.

Страницы: 100-105
Ключевые слова: авиационная психология; военно-авиационная психология; «человеческий фактор» в авиации; летное обучение; личность летчика;
Автор(ы): Лысаков Н.Д.; Лысакова Е.Н.;


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2019
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер