ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяВсе статьи журналаНомера

Березина Т.Н. Эмоционально обонятельный язык бессознательных коммуникаций в процессе человеческого общения. // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 4(12). – С. 20-30.

Автор(ы): Березина Татьяна Н.;

Аннотация

В статье анализируется явление обмена эмоциями в человеческом общении. Отмечается, что обмен эмоциями является составной частью перцептивной стороны любого акта общения. Утверждается существование трех уровней обмена эмоциями в общении: осознанный – с помощью слов, неосознаваемый – через невербальные составляющие коммуникации (мимику, жесты и т.п.) и бессознательный – посредством обонятельного канала. В качестве механизма бессознательного обмена эмоциями предполагается существование эмоционально-обонятельного языка. Бессознательность передачи предполагает, что, во- первых, эмоции, передаваемые с помощью запахов, могут не осознаваться, но влиять на настроение человека, во-вторых, запахи, передающие эмоции, – не осознаются в качестве ароматов, в-третьих, такая передача не контролируется сознанием. Предполагается, что каждая основная эмоция связанна с конкретным базовым запахом. При переживании человеком такой эмоции изменяется функциональное состояние его организма, что ведет к появлению соответствующего базового запаха. В свою очередь, выделившийся базовый аромат вызывает конкретную основную эмоцию у других людей – ту же самую, что породила его. Выделяются конкретные связки «эмоция-запах». Утверждается, что подобный механизм может лежать в основе феноменов психического заражения, таких как массовая паника и т.п. Высшие чувства также могут быть составлены с помощью сочетания основных эмоций, посредством сочетания базовых запахов передаваться собеседникам по общению и, соответственно, вызывать у них аналогичные переживания. Такая передача может быть основой эмпатии.

Страницы: 20-30
Поступила: 03.04.2013
Принята к публикации: 20.08.2013
DOI: 10.11621/npj.2013.0403

Разделы журнала: Психология коммуникации;

Ключевые слова: общение; обмен эмоциями; базовые эмоции; базовые запахи; эмпатия; бессознательное;

PDF: /pdf/npj_no12_2013/npj_no12_2013_20-30.pdf

Доступно в on-line версии с 30.12.2013

Обмен эмоциями в процессе общения

В процессе своего общения люди пос­тоянно обмениваются эмоциями. Обмен может осуществляться целенаправленно с помощью осознанных вербальных со­общений, (например, сообщение о своем настроении) и бессознательно, когда че­ловек не отдает себе в этом отчет, - через невербальные каналы коммуникации (интонация, поза, жесты, обоняние).

Именно обмен эмоциями между об­щающимися субъектами делает обычную передачу информации актом человече­ского общения. В традиционном опре­делении общения подчеркивается роль эмоционального обмена, который ока­зывается условием возникновения само­го явления общения, отличающего его от, например, обмена информацией меж­ду компьютерами. «Общение - это фор­ма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и при­водящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспе­чивает в общении взаимный обмен эмо­циями» (Руденский, 2000, С. 39).

На наш взгляд, психический контакт не столько обеспечивает взаимный об­мен эмоциями, сколько, наоборот, имен­но обмен эмоциями делает возможным формирование специфической межличностной реальности - психологического контакта, который собственно и делает общение - общением.

Как пишет А.А. Бодалев, «психологиче­ски полноценным межличностное обще­ние становится только при условии общения на равных» (Бодалев, 1996, С. 14). Это достигается при возникновении эмо­ционального контакта между партнера­ми, когда субъекты общения ориентируется не только на слова, но и на чувства друг друга, очевидно ощущая их каким-то образом. То есть, общение - это не толь­ко передача объективной информации, но и своеобразный эмоциональный об­мен между людьми, где в наличии все со­ставляющие такого обмена. Люди имеют исходные эмоции по отношению друг к другу и в качестве одной из целей обще­ния всегда подразумевается изменение эмоционального состояния партнера (даже если эта цель второго или третьего плана). В ходе общения наблюдается пси­хологическая динамика эмоциональных состояний его участников. Под психоло­гической динамикой А.А. Леонтьев понимал именно разнообразные изменения в психических состояниях и протекании психических процессов у коммуникато­ра и реципиента, связанных процессом общения, поскольку общение обычно ориентировано именно на то, чтобы из­менить в том или ином направлении эти характеристики (Леонтьев, 2005).

Г.М. Андреева выделяет три стороны общения: коммуникативную (обеспечи­вающую обмен информацией), интерак­тивную (регулирующую взаимодействие партнеров в общении) и перцептивную (обеспечивающую взаимовосприятие, взаимооценку и рефлексию в общении). Обмен эмоциями здесь включен имен­но в перцептивную составляющую обще­ния (Андреева, 1998). Любой акт обще­ния можно представить как треугольник. Разумеется, не все треугольники равно­сторонние, в одних доминирует ком­муникативная сторона - обмен инфор­мацией (например, учебная лекция), в других - интерактивная (например, вза­имодействие в процессе вытаскивания застрявшего автомобиля), в-третьих, - перцептивная (например, в модальном общении по А.А. Леонтьеву) (Леонтьев, 2005). Но именно третья сторона, вклю­чающая в себя обмен эмоциями, делает возможным установление психологиче­ского контакта между людьми и превра­щает обмен информацией или выполне­ние общей работы в акт общения.

Передачу эмоций в межличностном общении традиционно связывают с не­вербальными каналами передачи ин­формации. Как считают специалисты по психологии общения, невербальная коммуникация выполняет в общении фун­кции дополнения речи, замещения речи, и, главное, репрезентации эмоциональ­ных состояний партнеров по коммуника­тивному процессу, т.е., осуществляет пере­дачу эмоций (Лабунская, 1989; Пиз, 1995). Эмоции, вызываемые сообщениями (переданные по вербальному каналу), об­ычно хорошо контролируются сознанием, т.е., человек сознательно принимает решение сообщать или нет перципиен­ту эмоциогенную информацию, в какой форме это сделать. Также человек обыч­но осознает эмоциональный компонент своей речи и может прогнозировать воз­можную реакцию на нее партнера. Эмо­ции, передаваемые по невербальным каналам, значительно хуже контроли­руются сознанием, но они вносят свой вклад в формирование внутреннего со­стояния человека. «Чувства заразительны, - пишет М. Решетников в предисловии к работе Г. Салливана, - напуганный че­ловек пугает других людей; сексуально возбужденный вызывает у окружающих аналогичные ощущения и т. д.» (Салли­ван, 1999, С. 10). Подобное заражение чаще всего происходит само собой, без всякого сознательного желания донора или перципиента, при этом оно практи­чески не поддается волевому контролю.

Современные психологи, говоря о не­вербальных каналах передачи информа­ции от человека к человеку, не упоминают обоняние. Так, например, В.А. Лабунская в качестве невербальных каналах комму­никации описывает такие знаковые си­стемы как оптико-кинетическвя, пара- и экстралингвистическая, организация про­странства и времени коммуникативного процесса и визуальный контакт (Лабунская, 1989). Это не значит, что психоло­ги отрицают роль ольфакторного канала. Причина, очевидно, в разрозненности на­учных исследований: изучение общения осуществляется в рамках социальной пси­хологии, а обоняние - предмет изучения одной из узких областей общей психоло­гии - психологии обоняния.

Связь запахов и эмоций

Как известно, запахи несут довольно значительную информацию о человеке, состоянии его организма и его эмоцио­нальной сферы. В древности врачи с по­мощью обоняния ставили диагноз, сов­ременные биохимики подтверждают, что нехватка или избыток в организме определенного химического вещества (вита­мина С, глюкозы и др.) ведет к изменению исходящего от человека запаха, которое можно почувствовать органолептически (Schiffman, 1983). По запаху пота (Wallace, 1977) или по запаху дыхания (Doty, 1982) можно определить пол человека. Пережи­ваемые эмоции вносят свой вклад в спектр ароматов, продуцируемых организмом. Так, по данным Д. Чена и Дж. Хейфланда-Джонса, по запаху можно отличить «чем-то напуганного человека», от «чело­века, переживающего радость» (Chen and Haviland-Jones, 2000).

Существуют серьезные доказательст­ва связи запахов и эмоций. Во-первых, данные анатомо-физиологического пла­на: лимбическая система, отвечающая за генерацию эмоций, включает в себя практически все отделы обонятельного анализатора (и, по сути, является древ­ним обонятельным мозгом). Во-вторых, сведения, полученные в практике пар­фюмерных и косметических разрабо­ток, которые базируются на обыденных переживаниях людей. Большинство за­пахов тесно связаны с эмоциями, за­пахи являются приятными или непри­ятными. Приятные запахи, например, цветочные и фруктовые вызывают по­ложительные эмоции, неприятные (гнилостные и едкие)-отрицательные эмоции. В-третьих, имеются доказательства экспериментального плана: эмпирически доказано, что при переживании челове­ком сильных эмоций изменяется фун­кциональное состояние его организма, а это ведет к изменениям исходящего от него запаха. Установлены различия в за­пахах людей, испытывающих эмоции страха, и людей, испытывающих эмоции радости (Chen and Haviland-Jones, 2000).

Мы предполагаем, что существу­ет три уровня общения: осознанный, предсознательный и бессознательный (неосознаваемый), выделяемые нами по аналогии с составляющими личности в ранних работах З. Фрейда.

Осознанный уровень - передача информации, в том числе и эмоцио­нального ряда, осуществляется по вер­бальному каналу с использованием лин­гвистических средств коммуникации. Индуктор сообщает об эмоциях, кото­рые он испытывает, а реципиент при­нимает это к сведению. И индуктор, и реципиент осознают передаваемую информацию и могут ее контролиро­вать. Во время коммуникации индуктор осознает свои эмоции и старается пра­вильно подобрать слова, чтобы их выра­зить, реципиент осознает поступающую информацию, может сформулировать свое к ней отношение, может принимать ее или не принимать.

Предсознательный уровень - переда­ча информации происходит через невер­бальные средства коммуникации: опти­ко-кинетическую, паралингвистическую, экстралингвистическую и другие систе­мы. Обычно человек не обращает вни­мания на поступающую таким образом информацию, но потренировавшись, способен научиться понимать и управ­лять ею, то есть индуктор может научить­ся принимать жесты и позы, вызываю­щие доверие к его словам, а реципиент соответственно может сознательно на­блюдать за мимикой и движениями со­беседника, анализировать невербальные признаки, вычленяя из них сигналы лжи. То, что человек может научиться пони­мать и контролировать данный уровень передачи информации отмечали многие авторы, например, А. Пиз (Пиз, 2010).

Бессознательный уровень общения реализуется через ольфакторный канал - через запахи, выделяемые при возник­новении сильных эмоциональных пе­реживаний индуктора, не достигающие уровня осознания в качестве ароматов, но оказывающие влияние на функциональное состояние организма собесед­ника. Мы сочли этот уровень обмена информацией в общении неосознаваемым по трем причинам:

  1. Этот канал практически не контроли­руется индуктором, поскольку индук­тор не может вызвать у себя ни жела­емые запахи, ни даже нужные эмоции. И эмоции, и запахи возникают сами собой в зависимости от переживаний человека. Похожий механизм лежит в основе работы детектора лжи. Чело­век, говорящий неправду в значимой ситуации, переживает сильную эмоцию - волнение. Волнение изменяет функциональное состояние организ­ма, что выражается в изменении со­става пота и как следствие - электропроводности кожи. Человек не может повлиять ни на субъективное пережи­вание волнения, т.е., убрать его усили­ем воли, ни на потоотделение (т.е., не может повлиять на состав пота, явля­ющегося источником запаха). Как мы полагаем, аналогичные механизмы ра­ботают при переживании любой сильной эмоции.

  2. Информация передаваемая через обо­нятельный канал, не осознается как запах, поскольку концентрация выде­ляемых ароматических молекул - подпороговая, она ниже той, что воспри­нимается человеком как аромат. При этом, обонятельная информация воздействует на организм реципиента, вызывая изменение функционального состояния его организма. Отсутствие субъективно ощущаемого запаха не оз­начает отсутствия реакции организма на него. Например, большинство людей не ощущают запах феромонов, однако их организм реагирует на них (Benson, 2002). Экспериментально было доказа­но, что именно обоняние играет клю­чевую роль в синхронизации месяч­ных ритмов женщин. Мак-Клинток, изучая женщин - студенток колледжа, живущих в общежитии, пришла к вы­воду о синхронности менструальных циклов близких подруг и соседок по комнате (McClintock, 1971). Дальней­шие исследования этого явления пока­зали, что механизм, лежащий в основе менструальной синхронности (эффек­та Мак-Клинтока), по своей приро­де феромональный. Имеются данные о том, что секрет подмышечной железы - это то химическое соединение, кото­рое через обоняние создает менстру­альную синхронность. Исследования М. Рассеяла с соавторами установи­ли, что, если женщинам-реципиентам трижды в неделю смазывать верхнюю губу секретом подмышечных желез женщин-доноров, то через 3-5 циклов первые начинают менструировать син­хронно со вторыми (Russell et al., 1980). В другом исследовании было показано влияние запахов лактации одних жен­щин на месячные циклы других (Jacob et al., 2004).

  3. Даже в тех случаях, когда реципиент воспринимает эмоцию индуктора, он обычно не связывает ее с отходящим от того запахом, даже если он вполне дифференцируем. Доказательством этого выступают известные экспери­менты Д. Чена и Дж. Хейфланда-Джонса. У групп испытуемых - индукторов был отобран с помощью марли их те­лесный запах при просмотре тревож­ного фильма и при просмотре коме­дии (марли помещались в бутылки). Также была взята контрольная бутыль, в которой находилась чистая марля. Затем группе испытуемых-реципиентов было предложено определить ор­ганолептически, в какой из бутылок находится запах «счастливых людей» и «испуганных людей». Количество правильных определений достоверно превышают случайный выбор (Chen and Haviland-Jones, 2000).

Однако Г.М. Андреева отмечала, что для всех «систем невербальной комму­никации встает один общий вопрос ме­тодологического характера. Каждая из них использует свою собственную знаковую систему, которую можно рассмо­треть как определенный код. ... всякая информация должна кодироваться, при­чем так, чтобы система кодификации и декодификации была известна всем участникам коммуникативного процес­са. Но, если в случае с речью эта система кодификации более или менее общеиз­вестна, то при невербальной коммуни­кации важно в каждом случае опреде­лить, что же можно здесь считать кодом, и, главное, как обеспечить, чтобы и дру­гой партнер по общению владел этим же самым кодом. В противном случае ника­кой смысловой прибавки к вербальной коммуникации описанные системы не дадут» (Андреева, 1998, С. 96-97).

Для передачи эмоций по обонятель­ному каналу необходима система коди­ровки «эмоция-запах», то есть - языка. Поскольку в данном случае речь пойдет о неосознаваемой информации, при­ем и передача которой не контролиру­ется разумом, кодировка и декодиров­ка должна осуществляться с помощью механизма инстинкта, без участия со­знательной части личности. Она био­логически, от природы должна быть из­вестна и индуктору и реципиенту.

Мы предполагаем, что в качестве пер­вичных элементов такого языка является связка «эмоция-запах» и «запах-эмоция», при этом, эмоция и в том, и в другом слу­чае должна быть одной и той же. Запа­хи будут выступать кодами, с помощью которых информация о чувствах одно­го человека будет передаваться другому и вызывать у него сходные чувства. Мож­но представить этот процесс по анало­гии с перепиской: человек произносит какое-то слово, потом записывает его на бумагу и передает другому, другой чита­ет это слово и произносит его вслух.

В современной науке уже высказыва­лись предположения о существовании обонятельного языка и его составных элементов - букв. По мнению В.М. Ганши­на и Э.П. Зинкевича, роль букв в обонятельном языке могут выполнять летучие жирные кислоты. Ученые утверждают, что на основании анализа летучих ком­понентов выделений млекопитающих, а также многолетнего опыта работы с источниками индивидуальных запахов, можно сделать вывод, что ключевыми компонентами для создания индивиду­ального обонятельного образа, стабиль­ными во времени при хранении на возду­хе, могут быть свободные органические кислоты (Ганшин, Зинкевич, 2002).

По мнению автора, «язык», состоящий из жирных кислот несет информацию о генотипической индивидуальности животного или человека: о его виде, поле, возрасте и т.п. В нашем же слу­чае идет речь о передаче информации об эмоциональных переживаниях, яв­ляющихся не генотипическими, а си­туативными характеристиками инди­видуальности. В этом случае, буквами обонятельного языка могут быть другие химические вещества.

Мы предположили, что аналогом зву­ков на бессознательном уровне челове­ческого общения выступают базовые за­пахи, а аналогом букв - базовые эмоции. Существует однозначная связь базовой эмоции с базовым запахом, с одной сто­роны, и базового запаха с базовой эмо­цией, с другой.

Идея существования первичных (ба­зовых) элементов сложных пережива­ний соответствует общим принципам организации психики человека. Многие виды восприятия построены на выделе­нии первичных стимулов и последую­щей комбинации из них более сложных представлений, это восприятие цвета, восприятие музыки, восприятие слов.

Согласно теориям базовых запахов, все многообразие ощущаемых челове­ком ароматов создается комбинацией небольшого количества первичных за­пахов, каждому из которых соответству­ют обнаруженные специальные рецеп­торы в носовой полости (Amoore, 1965).

Одна из наиболее разработанных сов­ременных концепций обоняния - стереохимическая теория выделяет семь базовых запахов. Они названы соответ­ственно типичным веществам, их вызывающим: цветочный - (роза, лаванда), мускусный - (мускус), камфарный (эв­калиптовый) - (камфара, эвкалипт), мят­ный - (мята, ментол), едкий - (уксусная кислота), гнилостный - (тухлые яйца), эфирный - эфир (Amoore, 1965). Однако, согласно другой авторитетной концеп­ции базовых эмоций - призме Хеннин­га, эфирный запах - аналог фруктового (это будет важно для нас в дальнейшем) и типичным веществом, его вызыва­ющим, являются перезрелые фрукты (Henning, 1924). Следует понимать, что базовые запахи могут вызываться многи­ми другими веществами (а не только пе­речисленными выше типичными), при этом, среди метаболитов человеческого организма встречаются вещества, вызы­вающие все базовые запахи.

По утверждению специалистов Рос­сийского Федерального центра судеб­ной экспертизы в летучих выделениях человека «зафиксировано от 3 до 4 со­тен компонентов, из которых идентифицировано более 100: насыщенные, ненасыщенные и ароматические углероды, спирты, альдегиды, кетоны, кисло­ты, сложные эфиры, простые эфиры, ни­трилы, меркаптаны, амины, гетероциклы и галопроизводные» (Зинкевич, 1997, С. 43). Среди летучих выделений можно найти по нескольку веществ, имеющих стереохимическую структуру, соответ­ствующую каждому из базовых запахов. Однако нахождение точного соответст­вия между переживаемой эмоцией и выделяемыми носителями базовых запахов - дело будущих исследований, требую­щих привлечения специалистов соот­ветствующих профилей. Известно, что индивидуальных различий в составе вы­делений нет, но есть различия между ско­ростью выделения этих веществ у различных испытуемых в разных ситуациях. Иначе говоря, эти вещества выделяются у всех людей, но в разной пропорции и с разной скоростью в зависимости от об­стоятельств. Эти особенности делают их возможными кандидатами на роль букв обонятельно-эмоционального языка человеческого общения.

Согласно теориям базовых эмоций, все человеческие эмоции и чувства фор­мируются определенным сочетанием нескольких фундаментальных эмоций, при этом, для каждой базовой эмоции обнаружен нервный центр в головном мозге, возбуждение которого вызыва­ет эту эмоцию. Одна из наиболее из­вестных таких теорий - классификация П. Экмана, содержащая шесть базовых эмоций: радость, страх, гнев, печаль, от­вращение, удивление, основой их выде­ления стали различия в мимике людей, испытывающих то или иное пережива­ние (Ekman, 1972).

В дальнейшем мы будем опираться на теорию базовых запахов Дж. Эймура и теорию базовых эмоций П. Экмана, только радость и удовольствие будем рассматривать как две разные базовые эмоции, подробное обоснование этому можно почитать в другой нашей работе (Березина, 2012). Две базовые положи­тельные эмоции выделяют многие ис­следователи. Так, К. Изард в своих классификациях разных лет выделяет от восьми до десяти и, даже, одиннадцати базовых эмоций, из них положитель­ных две: удовольствие и радость (Изард, 2006). Р. Плачик выделяет восемь прото­типов эмоционального поведения и со­ответственно им восемь базовых эмо­ций, из них к положительным можно отнести три: принятие (acceptance - удовольствие, связанное с поглощением воды и пищи), радость (joy - пере­живание, сопутствующую сексуальному поведению) и любопытство, предвосхи­щение (anticipation - эмоции, сопрово­ждающие активное изучение окружаю­щей среды) (Plutchik, 1980). Последнюю эмоцию можно соотнести с удивлением, выделяемым и П. Экманом. Таким обра­зом мы остановились на 7-ми базовых эмоциях, соотносимых с 7-ю базовыми запахами.

Рассмотрим доказательства сущест­вования эмоционально-обонятельного языка человеческого общения.

Кодирование информации. Связь базовых эмоций с базовыми запахами

Итак, в качестве первого элемента на­шего бессознательного языка выступят базовые эмоции, которые будут вызы­вать у переживающего их человека воз­никновение базовых запахов.

Рассмотрим существующие доказа­тельства того, что переживание эмоции у человека может вызывать изменение исходящего от него запаха.

Ранее мы предположили, что каждой базовой эмоции соответствует конкрет­ный базовый запах. Мы провели иссле­дование, которое касалось ассоциаций между понятиями, испытуемые связывали имеющиеся у них представления об эмоциях с представлениями о запа­хах. Испытуемым предлагалось ответить на вопрос, чем для них пахнет та или иная эмоция. В качестве эмоций пред­лагались все базовые эмоции по клас­сификации П. Экмана (радость, удивление (интерес), печаль, гнев, страх, отвращение). В одном эксперименте ис­пытуемым предлагалось самим предло­жить любой запах, в другом - выбрать какой-либо из предложенных запахов. По итогам исследования обнаружилось следующее: эмоция радости в сознании людей чаще всего ассоциируется с цве­точным запахом, эмоция удовольствия - с фруктовым (эфирным) и некоторыми другими пищевыми и сексуальными за­пахами, эмоция удивления (интереса) с запахом свежести, эмоция отвращения - с гнилостым запахом. Ассоциативные поля эмоций страха и гнева пересекают­ся, это связано с тем, что страх и гнев опосредуются близкими физиологическими механизмами, одни люди в сво­их ассоциациях связывают свой страх с запахами страха других людей, другие - испытывают гнев в ответ на страх дру­гих людей, третьи - представляют связь между своим страхом и запахом гнева других людей. Обобщая, мы предположили, что эмоция страха сильнее ассо­циируется с кислыми и едкими запаха­ми, а эмоция гнева - с химическими, кислыми, мускусными. Самые разноо­бразные ассоциации вызывает эмоция печали. Испытуемые связывают печаль с запахами больницы (камфара, валерьянка), горечи, гари, и множеством других ароматов (Березина, 2009а).

Мы доказали связь между эмоциями и определенными запахами. Но сущест­вуют исследования, в которых показано, что переживаемые эмоции действитель­но изменяют запах человека, изменяют вообще или приводят к появлению кон­кретного базового запаха.

Так, этологи показали, что у многих животных при переживании сильных эмоций выделяется специфический за­пах, улавливаемый другими предста­вителями их вида. Это касается запаха тревоги: «в живоловку, в которую была поймана крыса или мышь, долго не по­падаются другие крысы или мыши, что связано, видимо, с запахом «тревоги», оставленным пойманным животным (Соколов, 1978, С. 41), однако здесь сам «запах тревоги» не определен. В других исследованиях не просто показано, что при переживании эмоции выделяется запах, но и установлено какой именно. Это сделано, например, для эмоции гне­ва, агрессии: «выделение мускусов у зве­рей наблюдается при отрицательных эмоциях, например, при опасности, ис­пуге, в злобном возбуждении» (Корытин, 1979, С. 117).

В нашем предыдущем исследовании мы установили, что у людей, предвкуша­ющих принятие спиртного, воображаю­щих его, особенно имеющих мотивацию к приему алкоголя, и переживающих чувство удовольствия при этом, в вы­дохе появляется вещество химически близкое к этиловому спирту, на кото­рое реагируют алкотесторы (Berezina. 2011). Аналогичная реакция (появление алкоподобных веществ) в выдохе чело­века может возникать не только в предвкушении удовольствия от выпивки, но и в ответ на запах спиртного (Березина, 2008). Возможно, как мы предположили ранее, в выдохе появляются не спирто­подобные, а эфироподобные вещества (алкогольные эфиры) и их появление соответствует базовому эфирному за­паху (Березина, 2009б). Теоретический анализ полученных результатов - цель дальнейших работ в данной области ис­следований.

В нашей настоящей статье нам до­статочно доказательства того, что су­ществует достоверный эмпирический факт изменения функционального со­стояния человека при представлении им состояния опьянения. Изменение функционального состояния ведет к пе­реживанию и субъективного ощущения опьянения (включая эмоциональные ощущения, которые являются положи­тельными для большинства людей), и по­явлению алкоподобных веществ в выдохе испытуемого. Вещества, регистрируемые в выдохе, химически близки базовому эфирному запаху, поскольку представля­ют собой смеси эфиров, спиртов и аль­дегидов (используемый в экспериментах алкотестер регистрирует именно эти группы веществ).

Нами была проведена также серия эк­спериментов по изучению связи меж­ду эмоцией удовольствия и появлением исходящего от человека эфирного запа­ха. Эксперимент ставился с применени­ем алкотестора Drivesafe, использованно­го нами и в предыдущих экспериментах. Было поставлено три серии эксперимен­тов. В первой серии испытуемым (сту­дентам) предлагалось представлять себя в различных эмоционально приятных ситуациях, после чего у них произво­дился замер алкоподобных веществ в вы­дохе. Во второй серии проводился по­левой эксперимент, испытуемые брали с собой алкотестор и в различных при­ятных для себя ситуациях делали замер алкоподобных веществ в выдохе. Третья серия – контрольная проводилась в эмоционально нейтральной ситуации – ис­пытуемые сидели на лекции, конспекти­ровали высказывания лектора и время от времени проводили замер алкоподобных веществ в своем выдохе. По результатам этого эксперимента мы сделали вывод, что переживание человеком положитель­ных эмоций, связанных с жизненными ситуациями получения удовольствия от еды, общения с приятными людьми, от любви, от практики методов самосовер­шенствования, от переживания ситуации богатства или карьеры, могут приводить к таким изменениям его функциональ­ного состояния, что его можно зареги­стрировать объективными методами. Мы назвали такие эмоции, которые меняют физиологию организма, подлинными. Переживание человеком подлинной эмо­ции удовольствия в жизни приводит к по­явлению у него соответствующего запаха, который имеет предположительно эфирную природу и который может быть из­мерен соответствующими химическими приборами. Подобное явление нами зарегистрировано в 0,5-0,7% случаев в экспериментальных сериях и в 0% случаев в контрольной серии (Березина, 2014).

Мы видим, что относительно неко­торых базовых эмоций (радости, удо­вольствия, страха, гнева) существуют до­казательства того, что их переживание приводит к изменению аромата живо­го существа, а относительно таких эмо­ций, как гнев и удовольствие имеются данные, что не только к изменению, но и к выделению специфического базово­го запаха.

Декодирование информации. Связь базовых запахов с базовыми эмоциями

В качестве второго элемента ольфак­торного языка бессознательного об­щения мы рассмотрим базовые запахи, восприятие которых будет вызывать у че­ловека переживание базовых эмоций.

Посмотрим, какие существуют дока­зательства того, что базовые запахи мо­гут вызывать у человека возникновение базовых эмоций.

В нашем следующем исследовании была изучена способность базовых за­пахов вызывать эмоции вообще и ба­зовые эмоции, в частности, (Березина, 2011, 2012; Berezina, 2014). В первом эксперименте испытуемым последова­тельно (один за другим) предъявлялись все базовые запахи. Их задачей было описать, какие эмоции эти запахи вызы­вают. Во втором эксперименте испытуемым аналогично предъявлялись базо­вые запахи, но им предлагалось указать какую из базовых эмоций (список при­лагался) они связывают с этим запахом, одну эмоцию можно было связать толь­ко с одним запахом. Запахи предъяв­лялись в виде капли соответствующего пахучего вещества, запакованного в по­лиэтилен. В качестве эталонов базовых запахов мы брали вещества, рекомен­дуемые для этих целей Эймуром – это были ароматические масла (мускусный, эфирный, цветочный, мятный запахи), продукты животного происхождения (гнилостный), лекарственные вещества (камфарный) и продукты пищевой про­мышленности (едкий).

Основные пересечения были обнару­жены уже в первом исследовании, а во втором, в более жесткой ситуации, они проявились больше . Опираясь на дан­ные дисперсионного анализа и теорети­ческие рассуждения, мы предложили сле­дующие взаимосвязи: цветочный запах связан с эмоцией радости, фруктовый за­пах связан с эмоцией удовольствия, мят­ный - с эмоцией удивления, мускусный - с эмоцией гнева, гнилостный - эмоцией отвращения, едкий - с эмоцией страха, камфарный - с эмоцией печали.

Наши результаты подтверждаются данными других авторов. Например, для цветочного запаха (лаванды) было по­казано, что он может улучшать ночной сон испытуемых и приводить к появлению хорошего настроения в момент пробуждения (Goel, 2004), аналогичные эффекты обнаружены и у другого источ­ника цветочного запаха розы (Schredl et al., 2009). Это проявления базовой эмо­ция радости.

Относительно запаха перечной мяты было показано, что он влияет на уровень внимания, повышает его, улучшает вы­полнение канцелярских задач (Barker et al., 2003), что может также быть связано и с развитием своеобразного интереса к работе. Интерес - это базовая эмоция по С. Томкинсу, аналогичная удивлению (Ortony and Turner, 1990).

Фруктовые/эфирные запахи, являю­щиеся аналогами по Хеннингу (Henning, 1924), считаются приятными, большин­ство фруктовых запахов вызывают эф­фекты, аналогичные цветочным, повышают уровень бодрствования, улучшают настроение (Плужников, 1991). Собст­венно эфирный запах (источник диэтиловый эфир) является лекарственным средством, вдыхание его снижает боль и может вызывать эйфорию (Машковский, 2002) - базовая эмоция удовольствия.

Запах камфары также влияет на физи­ологию человеческого организма, явля­ясь лечебным средством. В человеческом восприятии он относится к неприятным, входит в один кластер с запахом наша­тырного спирта, ассоциируется у испы­туемых с черно-сине-фиолетовыми цве­том (Яньшин, 2001), больницей.

Запах неочищенного мускуса отно­сится к неприятным (Яньшин, 2001), у животных он вызывает агрессию и по­явление гнева (базовая эмоция) (Корытин, 1979).

Для едких запахов (уксусная кисло­та) нами ранее была установлена связь с базовым запахом страха. Этот запах вызывает у животных реакцию паники и иногда агрессию. Это было установлено для собак (Березина, 2009в), и для му­равьев (Березина, 2013).

Запах тухлых яиц (базовый гнилост­ный) способствует появлению отрица­тельных эмоций и неприятных пере­живаний во время сновидения, близких к базовой эмоции отвращения (Schredl et al., 2009).

Как видно из этого короткого перечи­сления, относительно каждого из базо­вых запахов доказано, что он вызывает конкретную базовую эмоцию. При этом, мы видим достаточно четкое соответствие: базовая эмоция вызывает тот базо­вый запах, который при независимом предъявление вызывает именно эту базовую эмоцию. Данные, позволившие нам сделать этот вывод, получены разными исследователями (в том числе и нами), в разных странах на различных объектах - и на людях, и на животных.

Подобный механизм может лежать в основе феномена психического зара­жения.

Психическое заражение

В социальной психологии феномен бесконтрольной передачи эмоций от человека к человеку называется психи­ческим заражением и рассматривается как один из видов массовидного (массового) поведения. Психическое зара­жение - это неосознаваемая невольная подверженность человека к восприятию психических состояний и поведения других людей. Считается, что психическое заражение осуществляется посред­ством передачи другой личности психи­ческого настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом. Психическое заражение возникает на основе духов­ных и материальных потребностей че­ловека, интереса к другим людям, к их образу мышления, характеру, склонно­стям, увлечениям, поступкам. Находясь в большой массе людей, человек может непроизвольно принять ее состояние (намерение, эмоциональную оценку со­бытия и т. п.).

Как пишет основатель психологии масс Г. Лебон «В толпе идеи, чувства, эмоции, верования - все получает такую же могущественную силу заразы, какой обладают некоторые микробы. Это явление вполне естественно и его можно наблюдать даже у животных, когда они находятся в стаде. Паника, например, или какое-нибудь беспорядочное дви­жение нескольких баранов быстро рас­пространяется на целое стадо» (Лебон, 2001, С. 76).

Известно несколько примеров пси­хического заражения базовыми эмоци­ями. Самый популярный это, конечно, массовая паника - психическое заражение базовой эмоцией страха. Не менее известны примеры массовой агрессии, когда толпа оказывается охваченной единым порывом к разрушению и жест­кости. Это пример заражение базовой эмоцией гнева. Заражение базовой эмоцией радости можно пронаблюдать на любом удавшемся празднике, когда но­вые гости, начинают улыбаться едва только погрузившись в атмосферу дей­ства. Примеры заражения остальными базовыми эмоциями менее известны, но их тоже можно найти.

Как мы полагаем, явление интерпер­сонального психического заражения - это тоже пример общения, но с ги­пертрофированной перцептивной со­ставляющей, когда на всех уровнях идет согласованная передача эмоциогенно- го сообщения, и самым главным оказы­вается именно бессознательный канал, задействуюший очень древние обоня­тельные механизмы психики. Именно по нему передается сильнейшая эмо­ция, вызываемая или гипертрофирован­ным переживанием индуктора, или кол­лективным переживанием толпы. Как мы уже говорили выше, обонятельный канал практически не поддается созна­тельному контролю, отсюда и ощущение одержимости эмоцией, неспособности с ней справиться. Именно поэтому Лебон утверждал, что в толпе отсутствует со­знание, а ее эмоции безрассудны.

Однако пока речь идет о передаче очень простых базовых эмоций: страха, радости, гнева и т.п. Человек же в про­цессе своего общения обменивается и более сложными переживаниями - высшими чувствами, интеллектуальными, моральными, эстетическими, патриоти­ческими и т.п.

Мы предполагаем, что передача выс­ших чувств на бессознательном уров­не также может быть осуществлена по обонятельному каналу с использовани­ем эмоционально-обонятельного кодирования и декодирования информации.

Рассмотрим подробнее гипотетиче­скую модель передачи высших чувств посредством эмоционально-обонятель­ного языка.

Этап первый. Переживание чувства. К высшим чувствам традиционно отно­сят сложные эмоционально окрашен­ные переживания (патриотизм, целеполагание, фантазию и т.п.). Мы разделяем точку зрения исследователей психоло­гии эмоций, которые считают, что лю­бое сложное чувство может быть состав­лено из базовых эмоций, как мелодия из нот (П. Экман, К. Изард и др.). Поэто­му переживание высшего чувства может быть сведено к переживанию сочетания базовых эмоций, которые, в свою оче­редь, вызываются активаций соответст­вующих мозговых центров.

Этап второй. Изменение функци­онального состояния. Активация не­рвных центров влияет на функциониро­вание организма, изменяется гомеостаз, меняется химический состав жидкостей и, соответственно, изменяется запах, ис­ходящий от человека.

Этап третий. Выделение базовых за­пахов. Изменение функционального состояния не просто меняет запах че­ловека, но и ведет к выделению у него базовых ароматов, однозначно соответствующих переживаемым базовым эмо­циям. Следует отметить, что сам ольфакторный спектр может быть значительно шире, и определяться различными био-органическими процессами человече­ского организма. Важно, что и базовые запахи в этот спектр тоже входят.

Этап четвертый. Восприятие базовых запахов. Человеческий нос из всех до­стигших его ароматов, вычленяет базо­вые запахи (в том числе и те, которые были выделены переживающим эмоцию другим человеком). Это положение - основное для любой теории базовых за­пахов, имеет множество эмпирических доказательств (Ekman, 1972).

Этап пятый. Возникновение базовых эмоции. Базовые запахи вызывают ба­зовые эмоции. Доказательств в поль­зу этого утверждения достаточно мно­го, в том числе и собранных нами, выше мы частично приводили их. Как следует из этого утверждения, базовые эмоции, возникшие в ответ на данные обоня­тельные стимулы, это не любые пере­живания, а именно те эмоции, которые переживал человек, чей аромат воспри­нимается. Если принять во внимание предыдущие этапы, то этот вывод пред­ставляется достаточно обоснованным.

Этап шестой. Формирование сложно­го эмоционально окрашенного пережи­вания. Сочетание базовых эмоций ведет к появлению сложного чувства. С учетом предположения, что базовые эмоции в данном случае совпадают с базовыми эмоциями первоначально переживавшего человека, можно сделать вывод, что и возникшее сложное переживание эмо­ционально будет соответствовать чувст­вам первого человека.

Так по обонятельному каналу на бес­сознательном уровне общения от чело­века к человеку передается информация об эмоциях и чувствах.

Однако переданная информация оста­ется не осознанной реципиентом в том смысле, что она существует как пережи­вание, еще не получившее своего слове­сного выражения, как невербальный ге­штальт, который можно представить как «что-то чувствуется, а что не понимаю». Осознание же полученного эмоциональ­ного послания, с одной стороны, будет зависеть от культурного аспекта, от вос­питания человека, от его индивидуаль­ных смыслов, с другой стороны, - от его способностей к рефлексии, от умения понимать свои переживания.

Многие специалисты по психологии эмоций считают, что человек начина­ет осознавать эмоции, только когда они достигают пика, познавая свои собствен­ные поступки и телесные реакции. И наоборот, когда эмоции менее выражены, человек практически не обращает вни­мание на них, на связанные с ними дей­ствия и телесные реакции, концентриру­ясь на сознательных действиях, мыслях и чувствах (Ruys and Stapel, 2008).

Выводы

В основе любого общения лежит об­мен эмоциями, он обеспечивает воз­никновение психологического контакта между людьми, благодаря которому об­мен информацией превращается в об­щение. Любой акт общения включает в себя восприятие эмоций партнера.

Обмен эмоциями между собеседни­ками осуществляется на трех уровнях. Сознательный уровень - это вербально формулируемое индуктором сообщение о своих эмоциях, воспринятое реципиентом и принятое им как факт. Неосозна­ваемый уровень -уровень традиционных невербальных коммуникаций, это выра­жение эмоций индуктора через мими­ку, жесты, интонацию. Обычно индуктор не контролирует эти каналы, а реципи­ент не обращает на них внимания, тем не менее, они формируют отношение реципиента к словам индуктора. Однако при необходимости возможен сознатель­ный контроль информации проходя­щей по этим каналам. Бессознательный уровень - это уровень обонятельных коммуникаций, информация об эмоциональном состоянии индуктора пере­дается с помощью подпороговых запахов, не осознающихся в качестве ароматов, но влияющих на настроение реципиента.

На основании данных эмпирических исследований мы заявляем о существо­вании однозначной связи между базо­выми эмоциями и базовыми запахами. Это означает, что переживание человеком базовой эмоции всегда приводит к выделению от него соответствующего базового запаха. И, наоборот, восприя­тие базового запаха всегда ведет к появ­лению у человека соответствующей ба­зовой эмоции.

В качестве своеобразных «букв» бес­сознательного канала передачи инфор­мации выступают связки «базовая эмо­ция - базовый запах» и «базовый запах - базовая эмоция». Мы предполагаем су­ществование следующих связок: эмоция радости - цветочный запах, эмоция удо­вольствия - фруктовый (эфирный) запах, эмоция печали - камфарный (эвкалипто­вый) запах, эмоция гнева - мускусный за­пах, эмоция страха - едкий запах, эмоция отвращения - гнилостный запах.

Передача чрезмерных базовых эмо­ций от индуктора к другим людям из­вестна, она приводит к появлению фе­номена психического заражения, таким как массовая паника, массовая агрессия, массовое веселье и т.п. Как мы полага­ем, в этом случае заражение также осу­ществляется через обонятельный канал.

В более сложных случаях - при обме­не чувствами (феномен эмпатии) меха­низм передачи сложнее, она осуществля­ется в несколько этапов. На первом этапе сложное чувство индуктора составляется из базовых эмоций, как слово из букв. На втором этапе изменяется функциональ­ное состояние организма, что ведет к по­явлению соответствующих базовых за­пахов (третий этап). На четвертом этапе происходит восприятие базовых запахов партнером по общению. На пятом этапе в ответ на базовые запахи у партнера воз­никают базовые эмоции, которые и скла­дываются в сложное высшее чувство (ше­стой этап).

Передаваемая по обонятельному каналу эмоциональная информация является невербализованной, именно в таком виде она существует во внутреннем мире и ин­дуктора, и реципиента. Осознание этих переживаний и их интерпретация - от­дельная задача, требующая хорошего раз­вития рефлексивных способностей.

Литература:

Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - Москва : Аспект-пресс, 1998. - 376 с.

Березина Т.Н. Реакции человека на представление образов спиртного / Т.Н. Березина // Психология. - 2008. - Т. 5. - № 4. - С. 102-111.

Березина Т.Н. Базовые эмоции и запахи: ассоциативный эксперимент / Т.Н. Березина // Психология и психотехника. - 2009а. - № 1(4). - С. 48­55.

Березина Т.Н. Запах и образ спиртного как факторы, влияющие на функциональное состояние человека / Т.Н. Березина // Вопросы психологии. - 2009б. -№ 4. - С. 80-90

Березина Т.Н. К вопросу о существовании «запаха страха» / Т.Н. Березина // Психология. - 2009в. - № 1. - С. 102-111.

Березина Т.Н. Возникновение позитивных и негативных базовых эмоций под влиянием базовых запахов / Т.Н. Березина // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология». - 2011. - № 3. - С. 59-69.

Березина Т.Н. Обонятельное воздействие на насекомых (на примере запаха страха) / Т.Н. Березина // Психология и психотехника. - 2013. - № 8. - С.1-20.

Березина Т.Н. Радость и удовольствие как базовые эмоции / Т.Н. Березина // Психология и психотехника. - 2012. - №7. - С. 40-47.

Березина Т.Н. Измерение положительных эмоций посредством нового аппаратного метода / Т.Н. Березина // Психология и психотехника. - 2014. - № 7. - С. 766-773.

Березина Т.Н. Взаимосвязь базовых запахов и базовых эмоций / Т.Н. Березина // Вопросы психологии. - 2012. - № 4. - С. 106-116.

Бодалев А.А. Психология общения / А.А. Бодалев. - Москва : Изд-во Ин-та практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1996. - 256 с.

Ганшин В.М. Химический наносенсор на свободные высшие жирные кислоты с люминесцентным откликом / В.М. Ганшин, Э.П. Зинкевич // Сенсорные системы. — 2002. - Т. 16. - № 14. - С. 336-342.

Зинкевич Э.П. Летучие компоненты выделений поверхности кожи человека / Э.П. Зинкевич, Е.С. Бродский, Т.Ф. Моисеева, Ю.Б. Габель // Сенсорные системы. - 1997. - Т. 11. - № 1. - С. 42-51.

Изард К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. - Санкт-Петербург : Питер, 2006. - 464 с.

Корытин С.А. Поведение и обоняние хищных зверей / С.А. Корытин. - Москва : МГУ, 1979. - 224 с.

Лабунская В.А. Психология экспрессивного поведения / В.А. Лабунская. - Москва, 1989.

Лебон Г. / Г. Лебон // Психология масс : хрестоматия. - Самара: Бахрах-М, 2001.

Леонтьев А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. - Москва, 2005.

Машковский М.Д. Лекарственные средства. В 2-х тт. / М.Д. Машковский. - Москва, 2002.

Пиз А. Язык жестов. Как читать мысли окружающих по их позам, мимики, жестам / А. Пиз. - Минск, 1995.

Плужников М.С. Среди запахов и звуков / М.С. Плужников, С.В. Рязанцев. - Москва : Мол. гвардия, 1991.

Руденский Е.В. Социальная психология : курс лекций / Е.В. Руденский. - Москва : ИНФРА-М ; Новосибирск : НГАЭиУ, Сибирское соглашение, 2000.

Салливан Г.С. Интерперсональная теория психиатрии / Г.С. Салливан. - Санкт-Петербург, 1999. - 347 с.

Соколов В.Е. Химическая сигнализация млекопитающих / В.Е. Соколов, Э.П. Зинкевич. - Москва : Знание, 1978. - 59с.

Яньшин П.В. Введение в психосемантику цвета / П.В. Янгшин. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. - 189 с.

Amoore J.E. Current status of the theory of odor // Annals of the New York Academy of Sciences. - 1965. - 116. - 457-476.

Barker S, Grayhem P, Koon J, Perkins J, Whalen A, Raudenbush B. Improved performance on clerical tasks associated with administration of peppermint odor // Perceptual and Motor Skills. - 2003. - 97. - 1007-10;

Benson E. Pheromones, in context // Monitor Staff. - 2002. - V. 33. - No. 9.

Berezina T.N. Research of the Psychological Interconnection between the Basic Odors and the Emotional State of a Human Being // Asian Social Science. - 2014. - V. 10. - No. 21. - p. 159-167.

Berezina T.N. Influence of Alcohol Smell and Imagination on the Condition of the Human Organism and Subjective Human Experience // arXiv:1111.0388v1 [q-bio.NC], Nov 2, 2011., - URL : http://arxiv.org/abs/1111.0388

Chen D, Haviland-Jones J. Human Olfactory communications of emotion. // Perceptual Motor Skills. - 2000. - 91. - 771-781.

Doty R.L., Green P.A., Ram C., Yankell S.L. Communication of gender from human breath odors: Relationship to perceived intensity and pleasantness // Hormones and Behavior. - 1982. - 16. - 13-22.

Ekman P. Emotions in the Human Face. - New York: Pergamon Press, 1972.

Goel N. Effects of Olfactory stimuli on subsequent human sleep. - Wesleyan University, 2004.

Henning H. Der Geruch. - Lpz.: Barth, 1924.

Jacob S, Spencer N.A, Bullivant S.B, Sellergren S.A, Mennella J.A, McClintock M.K. Effects of breastfeeding chemosignals on the human menstrual cycl // Human Reproduction. - 2004. - 19. - 422-29.

McClintock M.K. Menstrual synchrony and suppression // Nature. - 1971. - 229. - 244-245.

Ortony A., Turner T.J. What’s basic about basic emotions? // Psychological Review. - 1990. - 97. - 315-331.

Plutchik R. A general psychoevolutionary theory of emotion // R. Plutchik & H. Kellerman (Eds.), Emotion: Theory, research, and experience. - 1980. - Vol. 1. Theories of emotion - New York: Academic, 1980. - pp. 3-33.

Russell M.J., Switz G.M., Thompson K. Olfactory influence on the human menstrual cycle // Pharmacology, Biochemistry and Behavior. - 1980. - 13. - 737-738.

Ruys K, Stapel D. The Secret Life of Emotions // Psychological Science. - 2008. - V. 19. - N. 4.

Schiffman S.S. Taste and smell in disease // New England Journal of Medicine. - 1983. - 308. - 1275-1279, 1337-1343.

Schredl M., Atanasova1 D., Hoermann K., Maurer J.T., Hummel T., Stuck B.A. Information processing during sleep: the effect of olfactory stimuli on dream content and dream emotions // European Sleep Research Society. J. Sleep Res. - 2009. - 2009. - 18. - 285-290.

Wallace P. Individual discrimination of humans by odor // Physiology and Behavior. - 1977. - 19. - 577-579.

Для цитирования статьи:

Березина Т.Н. Эмоционально обонятельный язык бессознательных коммуникаций в процессе человеческого общения. // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 4(12). – С. 20-30.

Berezina T.N. (2013). Emotionally olfactory language of unconscious communication in the process of human communication. National psychological journal. 4 (12), 20-30.

О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2017
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер