Главная → Список ключевых слов
Статья написана к 70-летию замечательного отечественного психолога Татьяны Гавриловны Стефаненко. В ней описывается жизненный и профессиональный путь ученой, показаны истоки ее профессиональной специализации. Отмечаются заслуги Татьяны Гавриловны в области социальной психологии, этнопсихологии и психологии культуры. Освещены основные проблемы, над которыми она успешно работала в рамках данных направлений науки.
Автор рассказывает об исследовательской и преподавательской деятельности Т.Г. Стефаненко, знакомит с выпущенными ею научными трудами. Показано участие Татьяны Гавриловны в международных исследовательских проектах. Отмечаются несомненно выдающиеся заслуги Т.Г. Стефаненко как автора учебников и учебных пособий по этнопсихологии, которые являются базовыми во многих учебных заведениях нашей страны, а также как организатора научных конференций и круглых столов.
Подчеркивается, что Татьяна Гавриловна была активной творческой личностью, внимательным учителем, эрудированным и талантливым ученым, доброжелательным и ответственным человеком.
Поступила: 16.12.2019
Принята к публикации: 20.12.2019
Страницы: 28-34
DOI: 10.11621/npj.2019.0403
Ключевые слова: этническая психология; социальная психология; психология культуры; выдающиеся отечественные психологи; Т.Г. Стефаненко
Авторам: Соловьева Ольга Владимировна
Доступно в on-line версии с 31.12.2019
Актуальность (контекст) тематики статьи. В психологической науке существует несколько моделей возникновения социальной лености. Данные модели широко представлены в зарубежной психологической и управленческой литературе. Российские ученые при рассмотрении феномена социальной лености эти теории не учитывают. На наш взгляд, весьма актуальным будет перевод и описания распространенных моделей возникновения социальной лености и их анализ.
Цель теоретического исследования:способствовать обеспечению ученых и специалистов-практиков, изучающих/работающих с группами, фундаментальными и объективными знаниями о социальной лености. Знание моделей социальной лености позволит грамотно выстраивать теоретические и эмпирические исследования рассматриваемого феномена и управлять им.
Описание хода теоретического исследования. В статье рассматриваются следующие зарубежные модели возникновения социальной лености: модель Р.Е. Кидвелла и Н. Беннетта (1993), модель коллективных усилий С.Дж. Каро и К.Д. Уильямса (1993), модель Д.Р. Комер (1995) и модель С.M. Давуди с коллегами (2012). Производится критический анализ содержания названных моделей. Делаются выводы. Приводятся ограничения проведенного теоретического исследования и обозначаются варианты дальнейших исследований по рассматриваемой проблеме.
Выводы. На основании предпринятого анализа данных моделей делаются следующие выводы. Во-первых, практически во всех моделях указываются только мотивационные причины социальной лености и не рассматриваются координационные. Данной подход не совсем корректный, поскольку в ряде эмпирических исследований было установлено, что социальная леность возникает вследствие как координационных, так и мотивационных причин. Во-вторых, авторы почти всех моделей в качестве мотивационных причин социальной лености называют деиндивидуализацию и социальное сравнение. В-третьих, почти во всех моделях не разграничиваются причины и факторы социальной лености. Такой подход является не совсем оправданным, поскольку причины предполагают причинно- следственную связь, а факторы корреляционную. В-четвертых, практически во всех моделях рассматриваются ситуационные факторы социальной лености и игнорируются диспозиционные. В-пятых, все модели социальной лености не содержат исчерпывающее описание причин и факторов рассматриваемого феномена.
Поступила: 26.06.2017
Принята к публикации: 12.07.2017
Страницы: 57-66
DOI: 10.11621/npj.2017.0405
Ключевые слова: социальная психология; мотивация; социальная леность; модели социальной лености; индивидуальная и групповая работа
Авторам: Стратилат Карина Николаевна
Доступно в on-line версии с 01.01.2018
В статье исследуется методологический аспект становления социально-интуиционистского подхода в психологии морали. Раскрывается возможность приложения данного подхода к изучению морали и морального функционирования сегодня, акцентируется представленность проблематики психологии морали в методологических истоках социальной психологии как в нашей стране, так и за рубежом. Подробно описываются социально-психологические основания социально-интуиционистского подхода. Приводятся данные исследований показывающие, что усвоение ребенком понятия справедливости является как культурно детерминированным, так и вариативным в рамках конкретной группы членства. Предметом специального рассмотрения является теория американского социального психолога Дж. Хайдта. Системно представлены результаты трудов его и коллег, описана концепция культурно-вариативных моральных интуиций, резюмированы выводы эмпирических работ, выполненных в рамках данного подхода. Раскрываются фундаментальные положения социально-интуиционистской теории. Проводится сравнительный анализ социально-интуиционистского и когнитивного подходов в психологии морали. Обоснован вывод о том, что релятивистское понимание морали не является преградой для ее изучения, а наличие различных детерминант морального функционирования должно стать основой эмпирических исследований в будущем.
Авторами концептуализировано современное состояние социально-интуиционистской теории морального функционирования, описаны теоретико- методологические источники данного направления (Ролз, 2010; Фрейд, 2005; Юм, 1996; Hare, 1981). Как обоснование данного подхода рассматриваются феномены, исследованные в психологии социального познания и указывающие на возможность разработки данного направления, а именно: аффективная мотивация (Zajonc, 1980), вера в справедливый мир (Lerner, 1965), иллюзия объективности (Perkins, Allen, & Hafner, 1983), феномен «наивного реализма» (Griffin, & Ross, 1991), групповое взаимодействие в ситуации нормативной неопределенности (Зимбардо, Ляйппе, 2011).
Поступила: 01.09.2015
Принята к публикации: 17.06.2016
Страницы: 32-38
DOI: 10.11621/npj.2017.0104
Ключевые слова: психология нравственности ; социальная психология; моральное функционирование; социально-интуиционистская теория
Авторам: Заикин В.А.
Доступно в on-line версии с 30.03.2017
50-летний юбилей факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова – хороший повод вспомнить тот путь, который он прошел за эти годы, вместившие несколько эпох, и наметить перспективы его дальнейшего развития. Автор статьи, бывший студент этого факультета, а ныне его преподаватель, профессор, вспоминает тех, кто создавал и поддерживал традиции факультета такие, как основательность и обоснованность, методическая ясность и диалогичность, целостный взгляд на проблему и проблемная ориентация в обучении, а также совместное творчество профессоров и студентов на пути постижения истины. Значительное внимание в статье уделено личности Г.М. Андреевой – талантливого учителя, блестящей ученой, одного из основателей социальной психологии в нашей стране. Отмечается, что именно Галина Михайловна в свое время собрала «звездный» состав кафедры социальной психологии, кафедры, ключевой характеристикой которой была вовлеченность каждого не только в научную, но и в коллективную жизнь, что способствовало развитию молодой, но такой важной отрасли психологии. Автор статьи пишет также о прекрасном педагоге Л.А. Петровской, которая призывала студентов оттачивать свою индивидуальность, поскольку считала, что это есть главный инструмент профессионального психолога. С огромной благодарностью вспоминает автор также советы по организации преподавания, которые получил от А.У. Хараша.
В статье характеризуется сегодняшнее положение факультета, его значение и намечаются перспективы дальнейшего развития. В частности автор говорит о необходимости формирования у студентов личной вовлеченности в профессиональную деятельность, а также о создании на факультете условий для более успешного перехода студентов от обучения к реальной жизни.
Поступила: 20.09.2016
Принята к публикации: 28.09.2016
Страницы: 45-48
DOI: 10.11621/npj.2016.0306
Ключевые слова: история психологии; социальная психология; Галина Михайловна Андреева; факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова; высшая школа
Авторам: Базаров Тахир Юсупович
Доступно в on-line версии с 30.10.2016
Прослеживается история научного дискурса конфликта на основе анализа исследований в области философии, социальной психологии, экономики, эволюционной биологии. Рассмотрены основные современные теории, касающиеся конфликтов в обществе и способов их разрешения. Представлены взгляды отечественных и зарубежных ученых на парадигму толерантности и на перспективы формирования толерантного поведения в современном обществе.
Страницы: 15-24
Ключевые слова: конфликт; теории конфликтов; интегрирование; альтруизм; эгоизм; конкуренция; кооперация; борьба за выживание; социальная психология; эволюционная биология; эволюция; толерантность; эмпатия; сочувствие; нравственность; интолерантность
Авторам: Солдатова Галина Уртанбековна ; Нестик Тимофей Александрович
В статье всесторонне рассматривается вопрос о соотношении социального познания и социальных
проблем. Дан краткий экскурс в историю исследования социальных проблем в социальной
психологии у нас в стране и за рубежом. Представлена сущность идей В. Вундта, К. Левина, А.
Тэшфела, П.А. Сорокина, В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского и др., касающихся задач социальной
психологии.
Обрисованы современные перспективы социального познания в изучении социальных проблем. Методология психологии социального познания может быть использована как для объяснения отдельных элементов возникающих проблем, так и для понимания процесса в целом. Рассказывается о становлении новой специфической отрасли социальной психологии, обозначившей себя как психология социального познания, о ее задачах и возможностях, о разработке методов изучения социальных проблем в сегодняшних условиях теорией социальных представлений С. Московиси. Показана несомненная актуальность исследования социальных проблем сегодня. Автор отмечает, что острая потребность обращения к значимым (глобальным) проблемам в обществе возникает всегда в период радикальных перемен, социальных трансформаций и, этой точки зрения, период реформ в России – ситуация, которая взывает к необходимости изучения существа социальных проблем.
Социальная психология, по мнению автора, в состоянии внести свой вклад в прояснение новой конфигурации общества, а затем – в обозначение способов овладения новой ситуацией. В этом случае можно считать, что элементом новой роли социальной психологии в обществе становится развитие «вкуса» к восприятию социальных проблем, готовности и мотивации к такого рода деятельности.
Поступила: 15.11.2012
Принята к публикации: 03.12.2013
Страницы: 39-49
DOI: 2079-6617/2013.0106
Ключевые слова: социальное познание; социальная психология; теория социальных представлений; социальные проблемы; психология групп; психология социального познания; социальные трансформации
Авторам: Андреева Галина Михайловна
Статья посвящена Борису Дмитриевичу Парыгину – талантливому отечественному психологу, педагогу, воспитавшему много поколений студентов иаспирантов.
В ней кратко приводятся основные факты биографии ученого, освещаются результаты его научно-исследовательской деятельности, раскрывается масштабнаучно-просветительной и педагогической работы. Показано, что Б.Д. Парыгин был также выдающимся организатором науки – по его инициативе были созданыпервый в СССР факультет социальной психологии и первая в стране лаборатория ≪Социально-психологических исследований≫ на базе ЛГПИ им. Герцена.
Обозначены позиции, которые фиксируют вклад Бориса Дмитриевича в становление и развитие социальной психологии. Автор отмечает, что ученый заложилосновы методологии и разработал предметную область социальной психологии как самостоятельной науки, обосновал ее статус в системе гуманитарного знания.
В статье показано, что Борис Дмитриевич своей научной и педагогической деятельностью утверждал важнейший для гуманитарного знания мировоззренческийпринцип диалога как взаимопонимания и согласия, который может и должен стать альтернативой современным хищным, и по своей сути антигуманнымкоммуникациям – коммуникациям, основанным на логическом и интеллектуальном превосходстве, инструментальном доминировании одной из сторонОсобо выделены концептуально важные моменты научного творчества Б.Д. Парыгина последних лет, имеющие непосредственное отношение к сегодняшнимострейшим проблемам развития человека, культуры и общества. Автор пишет о выдвижение ученым идеи целостности личности, утверждении имгуманистической функции психологии и мировоззренческого принципа диалога как альтернативы антигуманных коммуникаций.
Поступила: 12.04.2013
Принята к публикации: 14.05.2013
Страницы: 33-37
DOI: 2079-6617/2013.0105
Ключевые слова: история психологии; социальная психология; история отечественной психологии ; психология личности; социально-психологические исследования; Парыгин Б.Д.
Авторам: Запесоцкий Александр Сергеевич