Главная → Список ключевых слов
Актуальность. Влияние последствий легкой черепно-мозговой травмы (ЛЧМТ) на состояние психических функций является малоизученной темой в современной неврологии и нейропсихологии. Вместе с тем, в числе опубликованных данных приводятся сведения о состоянии высших психических функций (ВПФ) и о нарушениях психологического благополучия детей и подростков после ЛЧМТ. Анализ материалов исследований в этой области предоставляет данные о нарушениях, связанных с наличием как локальных, так и общемозговых симптомов, формирующих разнообразную картину когнитивных и поведенческих нарушений.
Цель: изучение ВПФ у подростков в возрасте 10–14 лет после ЛЧМТ в рамках методологии нейропсихологического синдромного анализа (Лурия, 1973).
Описание хода исследования. В исследовании был использован оригинальный комплекс методик, разработанный А.Р. Лурия, направленный на оценку состояния различных компонентов ВПФ (двигательной сферы, гностической сферы, памяти и интеллекта). Исследовался также характер протекания психической деятельности в ее регуляторном и динамическом аспектах.
Экспериментальная группа включала 31 подростка с диагнозом «закрытая ЧМТ легкой степени тяжести, сотрясение головного мозга» в возрасте 10–14 лет. Контрольную группу составили 20 здоровых подростков, сопоставимых с больными по полу и возрасту, без патологии ЦНС1. Результаты исследования. Анализ полученных результатов показал, что нарушения ВПФ у подростков после ЛЧМТ в остром периоде были представлены тремя типами синдромов, ведущее место среди которых занимали симптомы дефицитарности неспецифических структур мозга, преимущественно нижних отделов ствола.
Выводы. Полученные сведения обогащают знания нейропсихологии о закономерностях развития мозговых систем и связанных с ними психических функций в подростковом возрасте, а также позволяют выбирать более подходящие варианты реабилитационных воздействий, направленных на улучшение адаптации больных, повышение качества их жизни, предотвращение негативных последствий ЧМТ.
Поступила: 03.11.2019
Принята к публикации: 12.12.2019
Страницы: 102-113
DOI: 10.11621/npj.2019.0410
Ключевые слова: детская нейропсихология; черепно-мозговая травма; подростковый возраст; нейропсихологический синдром; высшие психические функции (ВПФ); когнитивные функции
Авторам: Горина Ирина Станиславовна (1961-2016); Горячева Татьяна Германовна ; Ковтонюк Светлана Валерьевна
Доступно в on-line версии с 31.12.2019