Главная → Список ключевых слов
Актуальность (контекст) тематики статьи. Функциональность социального работника, система его профессиональных компетенций и качество межличностного контакта с клиентом создают основу для анализа помогающих отношений как одного из факторов эффективности социально-психологической помощи. Проблема помогающих отношений имеет весьма ограниченный диапазон представленности в современной психологии.
Цели проведенного аналитико-теоретического исследования заключаются в подробном анализе феномена «помогающих отношений» в социальной работе, в выявлении специфики процесса «оказания помощи», в обсуждении основных составляющих помогающих отношений в социальной работе.
Описание хода исследования. В теоретико-аналитическом исследовании последовательно дан анализ работ пионеров в области изучения помогающих отношений, а именно, F. Biestek, H. Perlman, R. Weiss и многих др. Рассматривая феномен «оказания помощи», авторы описывают базис помогающих отношений в социальной работе. Охарактеризованы типы клиентских запросов, среди которых основными являются предоставление конкретных услуг и поддержка/руководство в трудных жизненных ситуациях. Представлены основные стадии развития помогающих отношений в практике социальной работы: начальный этап, исследование и оценка, решение проблемы, завершение.
Результаты исследования. Несмотря на весьма значительную роль, которую играют помогающие отношения в практике социальной работы, до сих пор остаются неясными вопросы их дифференциации с терапевтическими отношениями, проблемы содержания компетенций специалиста, способного к построению помогающих отношений и описания качества помогающих отношений как одного из факторов эффективности оказания помощи.
Выводы. Помогающие отношения – это долгосрочные отношения в рамках профессионально заданных ролей и статусов, связанные с поддержкой и сопровождением человека в его развитии и социальной адаптации, со стимулированием индивидуальных изменений и сохранением или восстановлением его психологического и социального благополучия. Построение и развитие помогающих отношений возможно только на основе эмпатического понимания, уважения, позитивной обратной связи, подлинности, конгруэнтности, непосредственности и проявление теплых чувств по отношению к клиенту.
Поступила: 23.10.2017
Принята к публикации: 30.11.2017
Страницы: 38-45
DOI: 10.11621/npj.2018.0205
Ключевые слова: социальная работа; социальная поддержка; помогающие отношения; оказание социальной помощи
Авторам: Лифинцев Дмитрий Валентинович ; Серых Анна Борисовна; Лифинцева Алла Александровна
Доступно в on-line версии с 01.08.2018