Главная → Список ключевых слов
Автор отмечает возрастающую роль психологии в жизни современного общества, вхождение ее в общественную жизнь в самых разных ипостасях.
Психология становится по-настоящему «действенной» наукой о человеке. Рассматриваются наиболее существенные достижения современной психологии, такие как формирование практической психологии образования, создание системно-деятельностного подхода к познанию, вхождение психологии в мир когнитивной науки, возникновение психологии чрезвычайных ситуаций и др. Особенно подчеркивается, что сегодня психология стала реальностью и к различным ее направлениям относятся как к «архитектору» собственной ментальной и экономической жизни во всем мире, в том числе, и в нашей стране, психология превращается в конструктивную реконструирующую науку, что видно не только из программ построения стандартов современного образования, но и из программ развития толерантности в обществе как нормы по поддержке многообразия.
Значительное внимание автор уделяет освещению деятельности факультета психологии МГУ имени Ломоносова, как центра психологической науки при всем ее возрастающем многообразии и развитии. Накануне юбилея – 50-летия факультета А.Г. Асмолов, вся жизнь которого была неразрывно связана с этим учебным и научным центром, анализирует его успехи и достижения, его вклад в развитие мировой психологической науки.
Он перечисляет имена наиболее выдающихся выпускников факультета, достигших впечатляющих результатов в различных отраслях психологии, работающих ныне в разных уголках страны и мира. Подчеркивается, что факультет начинает быть «законодателем моды» новых трендов психологической науки. Развиваются такие интересные направления психологии, как психология неопределенности, психология сложности, психология разнообразия и пр. Идеи, развитые на факультете психологии, становятся мировыми идеями.
Поступила: 22.09.2016
Принята к публикации: 26.09.2016
Страницы: 33-35
DOI: 10.11621/npj.2016.0304
Ключевые слова: история психологии; высшая школа; психология; отрасли психологии; психологическая практика
Авторам: Асмолов Александр Григорьевич
Доступно в on-line версии с 30.11.2016
50-летний юбилей факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова – хороший повод вспомнить тот путь, который он прошел за эти годы, вместившие несколько эпох, и наметить перспективы его дальнейшего развития. Автор статьи, бывший студент этого факультета, а ныне его преподаватель, профессор, вспоминает тех, кто создавал и поддерживал традиции факультета такие, как основательность и обоснованность, методическая ясность и диалогичность, целостный взгляд на проблему и проблемная ориентация в обучении, а также совместное творчество профессоров и студентов на пути постижения истины. Значительное внимание в статье уделено личности Г.М. Андреевой – талантливого учителя, блестящей ученой, одного из основателей социальной психологии в нашей стране. Отмечается, что именно Галина Михайловна в свое время собрала «звездный» состав кафедры социальной психологии, кафедры, ключевой характеристикой которой была вовлеченность каждого не только в научную, но и в коллективную жизнь, что способствовало развитию молодой, но такой важной отрасли психологии. Автор статьи пишет также о прекрасном педагоге Л.А. Петровской, которая призывала студентов оттачивать свою индивидуальность, поскольку считала, что это есть главный инструмент профессионального психолога. С огромной благодарностью вспоминает автор также советы по организации преподавания, которые получил от А.У. Хараша.
В статье характеризуется сегодняшнее положение факультета, его значение и намечаются перспективы дальнейшего развития. В частности автор говорит о необходимости формирования у студентов личной вовлеченности в профессиональную деятельность, а также о создании на факультете условий для более успешного перехода студентов от обучения к реальной жизни.
Поступила: 20.09.2016
Принята к публикации: 28.09.2016
Страницы: 45-48
DOI: 10.11621/npj.2016.0306
Ключевые слова: история психологии; социальная психология; Галина Михайловна Андреева; факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова; высшая школа
Авторам: Базаров Тахир Юсупович
Доступно в on-line версии с 30.10.2016