Главная → Список ключевых слов
Актуальность тематики статьи. Успех социализации индивида, его личностного развития напрямую связаны с процессами построения им адекватной социальной картины мира, чему способствуют атрибутивные процессы.
Цель. Целью исследования стала эмпирическая проверка предположения о влиянии религии на выбор атрибуций у представителей двух вышеупомянутых религиозных конфессий. Были выдвинуты задачи по выявление особенностей атрибутивных процессов у верующих. православных и мусульман при решении задач с дифференцированным уровнем сложности в условиях группового обсуждения.
Описание хода исследования. Для участия в исследовании были сформированы две группы верующих православных и мусульман. Основную эмпирическую часть предваряло пилотажное исследование, целью которого было получение массива возможных вариантов атрибуций у сформированных групп мусульман и православных. По его итогам была сформирована анкета, отображающая мнения членов групп и дополненная нашими авторскими вариантами.
После ее апробации был проведен основной этап исследования, направленный на выявление особенностей атрибутивных процессов у верующих. православных и мусульман при решении задач с дифференцированным уровнем сложности в условиях группового обсуждения.
Результаты исследования. Результаты исследования показали, что представители рассматриваемых конфессий сходны по использованию диспозиционных интерпретаций причин как успеха, так и неудачи, то есть, интернальность атрибуционных процессов не отличается у православных и мусульман. Кроме того были выявлены различия в атрибуции как группового успеха и неуспеха, так и личного успеха и неуспеха у представителей двух конфессий при решении задач разной степени сложности.
Выводы. Религиозный макрофактор в виде определенных традиционных паттернов поведения оказывается менее значимым по сравнению с классическими атрибутивными процессами, являющимися результатами групподинамических процессов.
Поступила: 23.05.2017
Принята к публикации: 17.11.2017
Страницы: 117-127
DOI: 10.11621/npj.2018.0111
Ключевые слова: атрибуции успеха; атрибуции неудачи; мусульмане; православные; успешность деятельности; групповая дискуссия; психология религии
Авторам: Рикель Александр Маркович; Цой Мария Александровна
Доступно в on-line версии с 30.03.2018
В статье впервые рассмотрены культурно-исторические предпосылки формирования нового научного направления в постсоветской России – христианской психологии. Показана преемственность этого направления с работами, которые велись в данной области до Октябрьской революции, и связь с трудами по психологии веры зарубежных ученых.
Исследуются причины возрождения интереса к психологическим проблемам духовного развития и религиозного мировоззрения. Несмотря на то, что определенные идеи, мысли относительно этих проблем появлялись и при советской власти, возможность же открытого движения в этом направлении возникла только после конца диктата советской идеологии. Появился и рос интерес к исследованиям личности, индивидуальности, к проблемам внутреннего мира человека, который немыслим без учета духовных и религиозных аспектов сознания.
Описываются главные вехи истории становления Московской школы христианской психологии: деятельность семинара по христианской психологии и антропологии на психологическом факультете МГУ (1990 г.), создание лаборатории философско-психологических основ развития человека (по сути лаборатории христианской психологии) при Психологическом институте РАН, возникновение направления специализации психологического факультета МГУ – «психологии религии» (начало 1990-х гг.), издание первого в России учебного пособия для вузов «Начала христианской психологии» (1995 г.), организация «Челпановский чтений» в Психологическом институте РАО, проблематика которых затрагивала и христианскую тему.
Отмечена деятельность ряда подразделений Института педагогических инноваций РАО, начавших разработку практических вопросов христианской педагогики и психологии. Упоминаются международные конференции конца 1990-х – начала 2000-х годов по проблемам психологии религии и другие факты внедрения идей христианской психологии в научную, педагогическую и практическую деятельность в нашей стране.
Поступила: 06.02.2015
Принята к публикации: 24.02.2015
Страницы: 4-14
DOI: 10.11621/npj.2015.0301
Ключевые слова: психология веры; психология религии; духовная сфера личности; христианская психология; история постсоветской психологии; Московская школа христианской психологии
Авторам: Братусь Борис Сергеевич
Доступно в on-line версии с 15.11.2015