Главная → Список ключевых слов
Актуальность. В современной науке большой интерес представляют механизмы творческого мышления. Состояние внимания решателя является одним из важных факторов, влияющих на работу интуитивного компонента мышления.
Цель работы. В работе предпринята попытка изучить влияние предвосхищающего внимания на частоту инсайтных и аналитических решений в задаче на решение анаграмм.
Методика. В ходе исследования испытуемые решали два задания, следовавшие друг за другом. В первом задании (задача идентификации стимула) испытуемым предъявлялись стимулы – анаграммы и псевдослова. Задачей испытуемого было верно опознать анаграмму. Во втором задании (если стимулом являлась анаграмма), испытуемый должен был решить анаграмму, отметив при этом было ли решение инсайтным или аналитическим. Анаграмма и псевдослово имели различия в буквенном составе. Испытуемые были разделены на две группы: основную – группу, испытуемым которой о различии между стимулами сообщалось и предлагалось использовать различия для выполнения задачи на лексическое решение и контрольную – группу, испытуемым которой о различии не сообщалось. Ожидалось, что опознание анаграммы в первом задании сформирует у испытуемых основной группы предвосхищающее внимание перед вторым заданием, что скажется на частоте инсайтных решений во втором задании.
Результаты исследования. В ходе исследования для аналитических решений у испытуемых основной группы была обнаружена корреляционная связь между скоростными характеристиками первого и второго заданий. Для инсайтных решений такой связи обнаружено не было.
Выводы. Результаты демонстрируют, что инсайтные и аналитические решения являются результатом двух отдельных процессов, в процессе поиска решения протекающих параллельно.
Поступила: 09.09.2019
Принята к публикации: 16.01.2020
Страницы: 66-77
DOI: 10.11621/npj.2020.0107
Ключевые слова: инсайт; анаграмма; внимание; предвосхищающее внимание; креативность; творчество
Авторам: Медынцев Алексей Алексеевич; Сабадош П. А. ; Коган Алена Андреевна; Москвина Виктория Дмитриевна; Немирова Светлана Андреевна ; Каютина Диана Владимировна
Доступно в on-line версии с 31.03.2020
Актуальность (контекст) тематики статьи. Наиболее обсуждаемая тема исследований развития творческого мышления в детском возрасте – массовое снижение показателей креативности у большой популяции современных детей в различных странах по результатам измерения на основе батареи тестов творческого мышления (TTCT) Е.Р. Торренса. Методологическая ограниченность тестового подхода и дескриптивных методов затрудняет поиск ответа на вопрос об условиях развития разных сторон креативности в детском возрасте, поэтому данная проблема не получает достаточного рассмотрения в современной психологии развития.
Цель проведенного теоретико-аналитического исследования – изучение общего состояния и современных подходов к проблеме творческого мышления ребенка, обоснование методологии «планомерно-формирующего» направления, раскрывающего линию функционального развития логических и творческих действий в возрастном развитии его психики, обсуждение прикладных вопросов, связанных с преодолением кризисных ситуаций в области креативности у современных детей.
Описание хода исследования. В теоретико-аналитическом исследовании последовательно обосновывается методология «планомерно-формирующего» направления как система объективных требований к психическому процессу («идеальная форма») и условий, обеспечивающих выполнение этих требований (присвоение орудия деятельности в ориентировочной функции); раскрывается идея функционального развития психики ребенка применительно к творческому мышлению. Обсуждается ограниченность психометрического тестового метода в решении проблемы развития креативности у детей на протяжении ХХ века и в нынешнее время.
Результаты исследования. Проведенный анализ применения методологии «планомерно-формирующего» направления показал, каким образом создаются условия для опосредствования и роста показателей продуктивности в решении дивергентной задачи Picture Construction Test (Torrance, 1966) у дошкольников в направлении приближения к установленной заранее «идеальной форме». В ходе выполнения заданий обнаружены качественно различные типы поведения детей в направлении повышения свойств их действий: инициативности, рефлексивности, управляемости. Оценивание результатов показало, что качественные расхождения в типах продуктивности решения дивергентной задачи дошкольниками значимо связаны с уровнем их интеллектуальной готовности.
Выводы. Показана перспективность идеи функционального и возрастного развития психики ребенка для исследования теоретических и прикладных проблем развития творческого мышления в онтогенезе. Применение гальперинской концепции ориентировки к нестандартным (дивергентным) задачам позволило рассмотреть наиболее известные тесты творческой одаренности, предложенные Е.П. Торренсом, в аспекте выявления креативного потенциала у любого нормально развивающегося ребенка.
Поступила: 08.02.2018
Принята к публикации: 21.02.2018
Страницы: 88-97
DOI: 10.11621/npj.2018.0108
Ключевые слова: креативность; продуктивность; творческое мышление; художественно-творческая одаренность; дивергентные задачи; метод планомерного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина; функциональное и возрастное развитие психики ребенка; дошкольный возраст
Авторам: Чурбанова Светлана Михайловна
Доступно в on-line версии с 30.03.2018
Статья посвящена проблеме развития креативности личности ребенка в процессе сочинения им музыки. Представлены оригинальная педагогическая технология обучения сочинению музыки, разработанная на основе теории планомерного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и авторская методика оценки креативности по результатам музыкального творчества на основе концепции креативности Р. Стернберга.
Страницы: 108-110
Ключевые слова: креативность; педагогическая технология; теория планомерного формирования умственных действий; сочинение музыки; методика диагностики креативности
Авторам: Бакланова Наталья Константиновна; Потапов Дмитрий Александрович
Рассмотрена разработанная автором в ходе многолетних исследований психологическая структура самосознания творческой личности. Освещены результаты естественного лонгитюдного эксперимента по развитию потребности-способности к творческому труду у детей.
Страницы: 126-132
Ключевые слова: структура самосознания; творческая личность; креативность; творческие способности; потребность в творчестве; развитие ; взаимодействие взрослого и ребенка; творческое развитие; роль взрослого в развитии ребенка; индивидуальные способности
Авторам: Тютюнник Владимир Иванович