Главная → Список ключевых слов
В статье обсуждаются традиционный и современный подходы к изучению процесса сепарации-индивидуации в юношеском возрасте, который рассматривается авторами как центральная задача развития (Р. Хевигхерст) данного возрастного периода. Отмечается, что в рамках семейной психологии он рассматривается как нормативный кризис семьи. Описаны результаты исследования роли матери и отца в развитии индивидуации юношей и девушек на примере русской и осетинской культуры. Выявлены гендерные и культурные особенности индивидуации. Индивидуация в отношениях с родителями проходит, в среднем, более гармонично у представителей русской культуры, по сравнению с представителями осетинской культуры. У русских студентов в процессе индивидуации выявлено больше трудностей в отношениях с мамой, чем в отношениях с отцом. А у осетинских студентов, наодорот, индивидуация в отношениях с папой проходит с большими трудностями, чем с мамой. Показана комплементарность ролей отца и матери в обеспечении успешной индивидуации взрослеющего ребенка в период юности.
Результаты теста культурно-ценностных ориентаций показали, что у русских студентов преобладает современный тип культуры, у осетинских студентов – традиционный. Помимо этих основных типов культуры, выявлено также наличие промежуточных типов, отражающих динамику современной российской культуры (переход одного типа культуры в другой). Описаны особенности индивидуации юношей и девушек в зависимости от типа культуры. Сделан вывод о связи типа культуры (по Дж. Таунсенду) и особенностей индивидуации в юношеском возрасте: современный тип культуры сочетается с более гармоничным процессом индивидуации юноши/девушки.
Поступила: 16.11.2014
Принята к публикации: 20.12.2014
Страницы: 52-63
DOI: 10.11621/npj.2014.0406
Ключевые слова: сепарация; индивидуация; юношеский возраст; задача развития; культура; культурно-ценностная ориентация
Авторам: Садовникова Татьяна Юрьевна; Дзукаева Вероника Петровна
Доступно в on-line версии с 31.12.2014