Главная → Список ключевых слов
Актуальность(контекст) тематики статьи. Оказание экстренной психологической помощи населению, пострадавшему при чрезвычайных ситуациях (ЧС), сегодня является неотъемлемой составляющей мероприятий по ликвидации последствий ЧС. Необходимая психологическая работа с пострадавшим и их родственникам проводится психологами МЧС. Особую группу пострадавших составляют дети, поэтому важно изучить особенности оказания им помощи в чрезвычайных ситуациях.
Цель. Целью данной статье является обобщение и анализ опыта работы специалистов психологической службы МЧС России по организации и оказанию экстренной психологической помощи детям, родителям и педагогическому составу общеобразовательных школ.
Описание хода исследования. В последние несколько лет специалистами психологической службы МЧС России накоплен опыт оказания экстренной психологической помощи детям после происшествий, произошедших на территории учебных заведений В статье описан опыт работы специалистов психологов в связи с происшествием, произошедшем в январе 2018 года в средней общеобразовательной школе № 127 города Перми, где во время занятия произошло нападение подростков на учеников младшего класса и их классного руководителя. Авторами описывается организация и направления работы специалистов-психологов в данной ситуации. Раскрываются содержание и цели психологической работы сотрудников МЧС на месте чрезвычайных ситуаций, процесс экспертного консультирования при организации массовых мероприятий с целью информирования родителей и педагогического состава, приводятся практические примеры с описанием методов оказания экстренной психологической помощи.
Результаты исследования. Авторами выделены рекомендованные зоны особого внимания, а также сформулированы особенности, которые необходимо учитывать психологу в работе при организации и осуществлении психологической помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях и происшествиях, произошедших на территории учебных заведений.
Выводы. Категория нуждающихся в психологической помощи в острый период не ограничивается непосредственно пострадавшими и свидетелями события. Широта общественного резонанса приводит к тому, что в ситуацию эмоционально вовлекаются и те, кто не был непосредственным участником. Можно с уверенностью говорить, что подобные ситуации отражаются на большем количестве людей, что обуславливает необходимость формирования системы психологического сопровождения и реализации комплексного подхода в целях сохранения психического здоровья, как детей, так и взрослых, что, безусловно, требует консолидации сил специалистов различных профилей.
Поступила: 06.04.2019
Принята к публикации: 20.04.2019
Страницы: 55-63
DOI: 10.11621/npj.2019.0210
Ключевые слова: экстренная психологическая помощь; дети; чрезвычайные ситуации; стресс; психологическая поддержка; психологическая служба МЧС России; средняя школа
Авторам: Шойгу Юлия Сергеевна; Тимофеева Лидия Николаевна; Курилова Евгения В.
Доступно в on-line версии с 30.01.2019
Актуальность статьи. Околосмертный опыт – измененное состояние сознания, переживаемое в момент близости к смерти. Оно имеет специфическую структуру, которая включает такие элементы как внетелесный опыт, ощущение движения в темном туннеле, видения яркого света, встречи с умершими, иных реальностей, обзор жизни и многое другое. Это состояние стало встречаться достаточно часто, в частности, из-за успехов реаниматологии и высокого уровня организации неотложной помощи. Само переживание данного опыта и обусловленные им личностные изменения порождают у людей целый ряд психологических проблем, о которых они бояться рассказывать не только медикам, но и близким из-за опасности интерпретации его околосмертных переживаний как признака душевной болезни.
Целью проведенного аналитико-теоретического исследования стало изучение накопленного в западной медицине, психологии и психотерапии опыта работы с такими пациентами, а так же знакомство с организацией процесса подготовки специалистов в этой области и особенностей психотерапевтической помощи людям, пережившим околосмертный опыт, и членам их семей.
Описание хода исследования. В статье проведен анализ зарубежных работ, посвященных проблеме обращения с пережившими околосмертный опыт и психологической помощи им. Содержащийся в работах материал структурирован и обобщен по основным проблемам в этой области.
Результаты исследования. Рассмотрена модель стадий адаптации человека после переживания околосмертного опыта, предложенная Ф. Этуотер. Выделены и интегрированы правила взаимодействия медицинского персонала и родственников с пациентами разных групп (как на этапе возможного появления околосмертного опыта, так и в период после получения данного опыта). Намечены правила обращения с пережившими этот опыт детьми. опыт организации психотерапевтической помощи пережившему и его близким.
Выводы. Соблюдение описанных в данной работе правил медиками, психотерапевтами и родными человека, пережившего околосмертный опыт, способствует ослаблению уже существующих у пациента эмоциональных и социальных проблем, а в ряде случаев – предупреждает их возникновение.
Поступила: 04.05.2018
Принята к публикации: 17.05.2018
Страницы: 75-91
DOI: 10.11621/npj.2018.0209
Ключевые слова: околосмертный опыт; измененные состояния сознания (ИСС); психотерапия; психологическая поддержка; личностная трансформация; психологическая адаптация; межличностные отношения
Авторам: Гордеева Ольга Владимировна
Доступно в on-line версии с 01.08.2018