Главная → Список ключевых слов
Актуальность (контекст) тематики статьи. В последние десятилетия существенно изменились условия жизни и развития детей. Особо открытой к новому и чувствительной группой являются дети раннего и дошкольного возраста, поскольку они формируются и развиваются в совершенно иных условиях, нежели предыдущие поколения. Это новое детство складывается и существует в той среде (материальной, информационной, коммуникативной и пр.), которую создают взрослые.
Цель работы: рассмотреть некоторые общие тенденции информационной среды современного детства и зафиксировать ряд ее противоречий и парадоксов.
Описание хода исследования. В работе сделанапопытка определить характеристики современного дошкольного детства через анализ детской информационной среды. На материале анализа рынка современных игрушек, книжек и фильмов, автор констатирует некоторые парадоксы современной социокультурной ситуации. Один из них заключается в том, что значительная часть обширной информационной продукции для детей не рассчитана на возрастные особенности своего адресата. Другой парадокс заключается в том, что повышенные требования к умственному развитию детей сочетается с чрезмерно бережным отношением к их физической безопасности и самостоятельности. Особое внимание в статье уделено вопросу использования компьютерных технологий в раннем и дошкольном детстве.
Результаты исследования. Обсуждаются выявленные особенности современных детей в связи с характеристиками детской субкультуры. Среди них недоразвитие крупной и мелкой моторики, нарушения речевого развития, дефицит воображения, коммуникативные трудности, отсутствие самостоятельности и самоорганизации.При достаточно высоком уровне информированности, умственного развития и технической грамотности, дети остаются пассивными, несамостоятельными, зависимыми от взрослых и от внешних обстоятельств.
Выводы. Автор делает вывод о том, что установка взрослых на раннее развитие, которое понимается как «обучение», тормозит развитие целостной личности ребенка и ведет к дефициту мотивационной сферы. Попытка ускорить интеллектуальное развитие тормозит, а иногда и блокирует становление личности ребенка. При всей многозначности понятия «личность» ключевыми определяющими его характеристиками являются самостоятельность, инициативность и ответственность. Именно эти характеристики в наибольшей степени страдают у современных детей.
Поступила: 27.03.2019
Принята к публикации: 04.04.2019
Страницы: 25-32
DOI: 10.11621/npj.2019.0205
Ключевые слова: субкультура; детский возраст; информационная продукция для детей; игрушки; мультипликационные фильмы; компьютерные игры; самостоятельность; самоорганизация; личность
Авторам: Смирнова Елена О.
Доступно в on-line версии с 30.01.2019
В статье приводятся данные исследования, в котором определялись место и роль компьютерных игр в жизни детей и подростков, а также выяснялось, как сами играющие оценивают свой опыт восприятия различных аспектов компьютерной игры и игры в целом. В исследовании принимали участие пользователи компьютерных игр в возрасте от 11 до 19 лет. Исследование проводилось методом опросов и интервью. Вопросы касались выделения тех аспектов игр, которые воспринимаются как наиболее важные, притягательные, взывающие наибольший эмоциональный отклик. Они определяют выбор игр, параметров, по которым пользователи оценивают героев игр, отношения представителей данной возрастной группы к играм и то место, которое занимают компьютерные игры в их жизни.
В результате исследования выявлено, что дети и подростки в целом положительно относятся к компьютерным играм, считают их полезной и приятной частью своей жизни, не испытывают стыда и раскаяния из-за потраченного на игры времени, собираются продолжать играть дальше, во взрослой жизни. В играх они учатся общаться и принимать решения. Наиболее важным в плане оценки персонажей игры является их визуальное представление. Внешний вид персонажей игры является одним из основных факторов их привлекательности. Подросткам важна не только эстетическая составляющая визуальных образов, но и их смысловая нагруженность: отражение в визуальных образах характера или образа действий героя. Предпочтение в выборе игр чаще определяется видом и способом действий игрока в игре, а не сюжетно-смысловыми параметрами игры.
Игра дает подросткам возможность попробовать себя в самых разных ситуациях и предоставляет опыт взаимодействия с другими людьми, недоступный в реальной жизни. Компьютерная игра является для них игровой моделью успешной деятельности и, таким образом, может быть использована в качестве средства личностного саморазвития.
Поступила: 30.01.2017
Принята к публикации: 15.02.2017
Страницы: 15-24
DOI: 10.11621/npj.2017.0102
Ключевые слова: компьютерные игры; дети; подростки; формирующая деятельность; субъективная притягательность; identification with game character
Авторам: Матвеева Лидия Владимировна ; Макалати Александра Гурамовна
Доступно в on-line версии с 30.03.2017