Главная → Список ключевых слов
Актуальность (контекст) тематики статьи. Для эффективного формирования и реализации роли родителя особое значение имеет система представлений субъекта о самом феномене «родительство» и его специфических особенностях, а также комплекс личностных характеристик, ориентированных на эффективную реализацию родительских функций как женщинами (матерями), так и мужчинами (отцами).
Цель данной публикации – описание проведения и результатов пилотажного экспериментального исследования, ориентированного на изучение особенностей представлений мужчин и женщин о родительстве. В качестве его основной гипотезы мы выдвинули предположение о существовании гендерных особенностей представлений о родительстве, проявляющихся в разнице позиций мужчин и женщин в отношении реализуемых родительских ролей и функций в отношении своих детей. Мы считаем, что женщины ориентированы на личностные взаимоотношения с ребенком и эмоционально окрашенное отношение к нему, а для мужчин типичны преимущественно активные способы проявления родительства.
Описание хода исследования На первом этапе – этапе теоретического осмысления проблемы нами был осуществлен анализ работ зарубежных и отечественных психологов, ориентированных на разработку проблем, связанных с психологией родительства (А. Адлера, Э. Бадинтера, Д. Винникота, М. Марконса, М. Мид, Д. Пейнз, С. Фанти, Э. Эриксона; Т.В. Андреевой, К.Н. Белогай, Н.Н. Васягиной, А.И. Захарова, О.А. Карабановой, С.Ю. Мещеряковой, Р.В. Овчаровой, В.А. Рамих, Ю.А. Токаревой, Г.Г. Филипповой, Л.Б. Шнейдер и др.). Второй этап нашего исследования был ориентирован на изучение гендерной специфики представлений о родительстве.
Результаты исследования Проанализировав существующие подходы к пониманию феномена «родительство» мы определили его как сложное личностное образование, включающее в себя систему положительных аффективных проявлений субъекта по отношению к детям, проявляющихся в процессе его взаимодействия с ребенком и оказывающих позитивное влияние на всестороннее и гармоничное развитие и воспитание детей. Данные исследования показали наличие у респондентов гендерной спецификаи преставлений о родительстве. В частности, выявлены различия преставлений мужчин и женщин об«идеальном родителе» и своих родительских ролях.
ВыводыПроведенное нами исследование доказало наличие гендерных особенностей в представлениях о родительстве. Оптимизировать уровень и содержание данных представлений поможет специально разработанная программа психологического сопровождения семьи.
Поступила: 18.12.2018
Принята к публикации: 06.04.2019
Страницы: 99-109
DOI: 10.11621/npj.2019.0213
Ключевые слова: личность; ценностная культура личности; родительство; гендерные различия; семейное воспитание
Авторам: Серебрякова Татьяна Александровна; Конева Ирина Алексеевна; Семенова Лидия Эдуардовна; Семенова Вера Эдуардовна
Доступно в on-line версии с 30.01.2019
Показана роль семьи в социализации личности ребенка. Выделены особенности и возможные причины девиантной социализации в семье. Затрагиваются проблемы «семей риска», социального сиротства и путей его преодоления. Представлена концепция сохранения семьи, в рамках которой предусмотрена реализация программы «Крепкая семья». Доказывается необходимость включения в эту работу различных общественных структур: отделов образования, здравоохранения, внутренних дел и пр.
Страницы: 40-43
Ключевые слова: семьи риска; социализация ребенка; девиантная социализация; семейное воспитание; социальное сиротство; борьба с семейным неблагополучием
Авторам: Реан Артур Александрович
Страницы: 28-35
Ключевые слова: школьная отметка; успехи в учебе; учебная деятельность; эмоциональное самочувствие учащихся; мотивация учебной деятельности; семейное воспитание
Авторам: Собкин Владимир Самуилович; Калашникова Екатерина Александровна