Главная → Список ключевых слов
Актуальность работы. Эффект рамки или фрейминг-эффект (framing effect) очень редко выступает предметом выявления связей с индивидуальными различиями. В когнитивной психологии он отражает искажения принятия решений в зависимости от контекста (оформления) высказываний об альтернативах, что выявлено, в частности, для врачей. Выбор вероятностных исходов рассматривается в задачах на выявление фрейминг-эффектов в качестве показателя принятия риска. Закономерно возникает вопрос о связи личностной готовности к риску с выраженностью фрейминг-эффекта (ФЭ).
Целями исследования стали, во-первых, выявление различий в подверженности фреймингу студентов медицинского и не медицинского вузов, во-вторых, установление в обеих группах связей индивидуальных стилей принятия решений (как копингов при необходимости совладания с неопределенностью) как с самооценками (интеллекта, рискованности и личности), так и с готовностью к риску и толерантностью/интолерантностью к неопределенности. В-третьих, мы стремились выявить специфику связи подверженности фрейминг-эффекту у студентов-медиков с их личностными свойствами.
Описание хода исследования. В работе описывается сравнение ФЭ на выборках студентов-медиков (N=78) и студентов-психологов (N=122). Показано, что в классической задаче на ФЭ – так называемой «задаче с азиатской болезнью» студенты-психологи демонстрируют эффект рефрейминга в позитивной формулировке, а будущие врачи не демонстрируют значимых различий при выборе. Лица, выбиравшие разные альтернативы в задаче при негативном контексте, отличались высотой самооценок рискованности и интолерантности к неопределенности. Отличий при позитивной формулировке альтернатив не обнаружено. Установлены различия в личностном профиле студентов разных специальностей, как по высоте показателей, так и по их связям. Студенты-медики характеризовались меньшей прокрастинацией и более высокой готовностью к риску. Самооценки риска положительно коррелировали с готовностью к риску в обеих группах и отрицательно – с рациональностью как шкалой личностных факторов принятия решений (ЛФР) у психологов. Неожиданной выступила положительная связь готовности к риску с интолерантностью к неопределенности в обеих группах. У студентов-медиков специфичной выступила положительная связь готовности к риску с самооценкой личности по шкале плохой – хороший. Введенная нами новая шкала прямой самооценки рискованности оказалась не только связанной с соответствующей шкалой по опроснику ЛФР, но и выступила в связях с принадлежностью к группам студентов, проявивших и не проявивших ФЭ (в группе обучающихся в медицинском вузе и в совокупной студенческой выборке).
Вывод. Эти и другие связи позволили сделать заключение о специфике структурирования личностных свойств у студентов-медиков.
Поступила: 06.10.2017
Принята к публикации: 17.10.2017
Страницы: 17-29
DOI: 10.11621/npj.2017.0402
Ключевые слова: принятие решения; фрейминг-эффект; готовность к риску; рациональность; толерантность; интолерантность; Мельбурнский опросник принятия решений; самооценка интеллекта; самооценка рискованности
Авторам: Корнилова Татьяна Васильевна; Павлова Елизавета ; Красавцева Юлия Владимировна; Разваляева Анна Юрьевна
Доступно в on-line версии с 01.01.2018
Анализируется роль СМИ в распространении идей толерантности и мультикультурализма в обществе. Сформулированы стоящие перед ними в связи с этим актуальные задачи.
Страницы: 122-125
Ключевые слова: сми; средства медиа; толерантность; интолерантность; мультикультурализм; национальные конфликты; националистические настроения ; общественные институты; толерантное поведение; медиа-образы
Авторам: Дзялошинский Иосиф Михайлович
Анализируется сущность терроризма как экстремальной ситуации в современном обществе рисков. Продемонстрирована связь между терроризмом и ксенофобией, дискриминацией и распространением интолерантных установок. Намечены возможные пути поиска эффективных мер управления рисками ксенофобии, противодействия распространению идеологии терроризма и принятия толерантности как необходимой основы взаимодействия индивидов и групп в обществе.
Страницы: 98-111
Ключевые слова: терроризм; толерантность; интолерантность; ксенофобия; мигрантофобия; психологическая безопасность; психологические качества террориста; личностная идентичность; мотивация террористической деятельности
Авторам: Зинченко Юрий Петрович; Солдатова Галина Уртанбековна ; Шайгерова Людмила Анатольевна
Излагаются принципы формирования толерантных установок в российском обществе, разработанные с опорой на методологию социального конструкционизма, историко-эволюционного и культурно-исторического подходов к изучению сложных систем, концепций социального действия и общества риска. Глубоко и всесторонне проанализированы теоретические и практические требования, предъявляемые ими к современному обществу.
Страницы: 60-79
Ключевые слова: толерантность; интолерантность; ксенофобия; общество рисков; терпимость; социальное доверие; системный подход; теория сомоорганизующихся систем; социальный конструкционизм; межкультурное взаимодействие; мультикультурализм; социальная идентичность; диалог культур
Авторам: Солдатова Галина Уртанбековна ; Шайгерова Людмила Анатольевна; Нестик Тимофей Александрович
Прослеживается история научного дискурса конфликта на основе анализа исследований в области философии, социальной психологии, экономики, эволюционной биологии. Рассмотрены основные современные теории, касающиеся конфликтов в обществе и способов их разрешения. Представлены взгляды отечественных и зарубежных ученых на парадигму толерантности и на перспективы формирования толерантного поведения в современном обществе.
Страницы: 15-24
Ключевые слова: конфликт; теории конфликтов; интегрирование; альтруизм; эгоизм; конкуренция; кооперация; борьба за выживание; социальная психология; эволюционная биология; эволюция; толерантность; эмпатия; сочувствие; нравственность; интолерантность
Авторам: Солдатова Галина Уртанбековна ; Нестик Тимофей Александрович